Научная статья на тему 'КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ «ПРОМЗОНА» ПАВЛА ОТДЕЛЬНОВА'

КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ «ПРОМЗОНА» ПАВЛА ОТДЕЛЬНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ПАВЕЛ ОТДЕЛЬНОВ / КОНЦЕПТ / АНТИСЦИЕНТИЗМ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Свиридова Наталья Владимировна

В статье дан анализ выставки «Промзона» современного художника Павла Отдельнова через призму понятий хаос и структура. Рассмотрены экспозиционные приёмы, позволяющие зрителю погрузиться в пространство закрытых химических заводов города Дзержинска. Сочетание живописи, фотографии, инсталляции и текста, помещённое в «белый куб» музея, обретает характер книжного повествования, подводящего зрителя к осознанию последствий индустриализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY ART CONCEPTS IN EXHIBITION DISPLAY “PROMZONA” BY PAVEL OTDELNOV

The article provides the analysis of the exhibition “Promzona” by modern artist Pavel Otdelnov through the prism of chaos and structure concepts. Display techniques are considered, allowing the viewer to immerse in the space of closed chemical plants in the town of Dzerzhinsk. The combination of painting, photography, installation and text, placed in the “white cube” of the museum, takes on the character of a book narration, leading the viewer to realizing the consequences of industrialization.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ «ПРОМЗОНА» ПАВЛА ОТДЕЛЬНОВА»

DOI 10.25257/^.2021.3.54-61 УДК 7.036.1

КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСПОЗИЦИИ ВЫСТАВКИ «ПРОМЗОНА» ПАВЛА ОТДЕЛЬНОВА

СВИРИДОВА Наталья Владимировна

Кандидат философских наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

В статье дан анализ выставки «Промзона» современного художника Павла Отдельнова через призму понятий хаос и структура. Рассмотрены экспозиционные приёмы, позволяющие зрителю погрузиться в пространство закрытых химических заводов города Дзержинска. Сочетание живописи, фотографии, инсталляции и текста, помещённое в «белый куб» музея, обретает характер книжного повествования, подводящего зрителя к осознанию последствий индустриализации.

Ключевые слова: музей, экспозиция, экология, Павел Отдельнов, концепт, антисциентизм, структура.

Современное искусство сформировало новые законы экспонирования, отличающие от принципов демонстрации искусства классического. Прочтение смыслов, выраженных современных искусством, может быть направлено путём концептуально организованного выставочного пространства. Ориентация современного искусства на принципы хаоса и бессистемности может быть уравновешена структурированностью места его демонстрации. Творчество художника Павла Отдельнова (1979 г. р.) сочетает в себе язык классического искусства с новаторским идеями, реализованными преимущественно в экспозиционной практике путём сотрудничества с ведущими кураторами современного искусства. Работы Павла Отдельнова находятся в коллекциях ведущих российских и зарубежных музеев, его выставки отмечаются арт-критиками, сам автор в последние годы входит в инвестиционный художественный рейтинг 49ART (49ART — это неранжированный список выдающихся современных российских художников в возрасте до 50 лет, работающих в техниках живописи, графики и скульптуры в широкой трактовке этих терминов, а также создающих ассамбляжи, инсталляции, фотографии и видеоарт — прим ред.). Таким образом, Павел Отдельнов может быть рассмотрен как творец ориентиров для дальнейшего развития современного искусства в России.

Павел Отдельнов является в академическом смысле учеником одного из создателей «сурового стиля» в советской живописи Павла Ни-конова (1930 г. р.). Полученное классическое художественное образование было дополнено обучением в Институте проблем современного искусства, давшим автору навык свободного владения современными художественными практиками. Сочетание привычного фигуративного искусства с новаторскими практиками экспонирования является сложившимся узнаваемым стилем выставочных проектов данного художника и может быть проанализировано на предмет выделения концептуального каркаса его творчества.

Одним из центральных проектов художника, который он развивал на протяжении

нескольких лет, является выставка-исследование «Промзона», представленная в Московском музее современного искусства в 2019 году. Выставка проходила в основном здании музея на Петровке, где ранее располагался особняк купца Михаила Губина. Автором проекта здания является архитектор Матвей Казаков — известный представитель русского классицизма. Таким образом, зритель входил в пространство выставки «Промзона» через улицу и фасад классической московской усадьбы. Это рождает небольшой когнитивный диссонанс в сознании зрителя, следующего на выставку, выразившую сущность современного индустриально-технического мира.

Наш мир быстро развивается и ещё быстрее деградирует, требуя дать прогноз и оценку дальнейших перспектив. Зафиксировать и удержать рассыпающуюся структуру позволяет концептуально выстроенное пространство проекта «Промзона». Выставка состоит из шести частей, расположенных в разных залах музея. Автор работал над экспонатами 4 года и ранее показывал часть экспозиции на других выставках в городах России. Проект является попыткой осмыслить историю его собственной семьи и малой родины через призму антисциентистской мировоззренческой позиции, выраженную в различных видах искусства. Павел Отдельнов известен зрителям как автор индустриальных пейзажей, но на данной выставке он не ограничивается одним жанром. Перед посетителями предстали многочисленные инсталляции, фотоколлажи, видеофильмы.

Замысел выставки родился в попытках сохранить память, живую историю, которая не может быть всесторонне отражена лишь одним из видов искусства. Художник был поражён, насколько быстро разрушаются следы индустриального мира, эпохи, человека и попытался сохранить основные структурные элементы доступными искусству способами. Отдельнов использует потенциал живописи, литературы, фотографии, кино и инсталляции, чтобы удержать ускользающее наследие эпохи активного индустриального и научно-технического развития своего родного города Дзержинска.

Стилистика работ Павла Отдельнова не может быть определена однозначно. Сам он не относит себя к художникам-реалистам, несмотря на явное визуальное сходство используемых выразительных средств. Его картины хоть и несут на себе печать реального мира, требуют отличных от реалистического искусства концептов для восприятия и экспонирования. В сотворении замысла выставки большую роль играет не только сам автор, но и куратор, определяющий основные смысловые акценты экспозиции. Куратором выставки «Промзона» выступила Дарья Камышникова, имеющая большой опыт работы в области современного искусства. Сотрудничество художника с куратором позволило создать цельную композицию, поместив в музейное пространство мир индустриальных промзон, недоступных для непосредственного восприятия сегодняшним зрителям.

Выставка «Промзона» стала не рядовым экспозиционным проектом, а философским исследованием и художественным высказыванием, явленным художником миру. Искусство в данном проекте сочетает в себе документальность, фиксирующую историю нашей страны и взгляд философа, дающего оценку явлению. Исследователь Т. Ю. Миронова отмечает сочетание художественного и документального в творчестве П. Отдельнова как соединение семейной истории художника и истории химического производства города Дзержинска [1, с. 60]. Документальность творчества в данном случае следует понимать не буквально, автор реконструирует прошлое, собирая его по кусочкам: как детали семейной истории, фотографии из заводских газет, воссозданные в живописной технике, как объекты, взятые автором с территории самой промзоны Дзержинска. Отдель-нов извлекает из хаоса прошлого кирпичи, графитовые обломки, противогазы, химические отходы и помещает их в «белый куб» музея, обозначая эти объекты как связующее звено настоящего и прошлого. Сам художник определяет картину «как взгляд, продолженный во времени» [2, с. 26]. При таком подходе, включающем новое измерение, зрителю необходимо дать опорные точки для рефлексии, что и было сделано при организации выставочного

пространства. Механизм отбора объектов для экспонирования так же избирателен, как и память человека, которая хранит образы объектов, оставшихся в прошлом. Таким образом, основным структурирующим принципом, используемым в творчестве П. Отдельнова, является реконструкция и репрезентация прошлого.

Концепт воссоздания утраченной структуры обсуждается не только в среде российских художников и арт-критиков. Зарубежные исследователи отметили рост интереса к изучению опыта как личной, так и коллективной памяти в художественном творчестве. Дарья Милле — куратор и научный сотрудник Центра искусства и медиа Карлсруэ (Германия) пишет о «перенастройке» (recalibrating) восприятия и отмечает рост интереса к свидетельствам коллективной памяти, проблеме индивида в контексте экологического опустошения. Д. Милле выделяет в качестве ключевой проблему поиска баланса бытия человека в критической зоне. История семьи художника является отправной точкой для раскрытия трагедии всей эпохи модернизации [3, с. 379].

Повествование о кризисе индустриального мира, погрузившегося в цепь локальных катастроф, находит отклик у зрителя не только за счёт обращения к коллективной памяти, сформированной на ценностях промышленной культуры, но и путём чётко продуманной структуры выставки, с выделенными узловыми точками, образующими концептуальный каркас, составляющий онтологию мира промышленных зон.

Выделим главные аспекты, наделяющие выставку «Промзона» философским содержанием и статусом исследовательского проекта. Специалист в области онтологии С. В. Полякова обозначает стратегию современного искусства словами философа М. Маклюэна: «Дело искусства — быть не хранилищем впечатлений, а исследовать окружение, которое в противном случае остается незаметным» [4, с. 86]. Творчество Павла Отдельнова ей представляется как взгляд на мир промзон из будущего через новую оптику. Только такой подход может дать возможность выйти на философское осмысление. «Схватить образ настоящего с помощью

вчерашних познавательных инструментов невозможно», — считает С. В. Полякова [4, с. 86].

Носителем познавательной активности в классической философской традиции считается субъект. Но на пейзажах П. Отдельнова отсутствуют люди [5, с. 88]. Это бросается в глаза даже непосвящённому зрителю. Наш индустриальный мир показан как дезантропо-логизированный и наполненный страхом внезапно опустевшего пространства. Заводы города Дзержинска, которые изображает художник, производили боевые отравляющие вещества, предназначенные для использования при ведении военных действий. Химическое производство стало градообразующей отраслью для этого места. Многие из его жителей работали на заводах целыми семьями. Позднее заводы были переориентированы на производство веществ для борьбы с насекомыми и растениями-сорняками. Опасное прошлое заводов ощущается при взгляде на картины Отдельнова, на которых изображены разрушенные временем цеха, хранящие память о ядовитом производстве, несущем смерть. Картины несут зримый образ страха, порождённого опустевшим пространством, покинутым человеком.

Для современного зрителя образы заводских пейзажей хорошо узнаваемы, индустриальная архитектура типична и даже её руины напоминают зрителям о множестве заброшенных промзон в различных городах. Приём типизации, отказ от деталей делает образы заводских цехов на картинах Отдельнова пугающими носителями повседневности. Мы узнаём на его картинах виденные нами ранее многочисленные заводы, которые обычно не воспринимаются как нечто достойное особого внимания. Сам автор пишет: «Для меня повседневное представляет собой нечто постоянно ускользающее от внимания, несчитываемое и поэтому тревожное...» [6, с. 20]. Непримечательность заводских пространств хранит не только следы прошлого, но и опасность для будущего. Картина разрушения даёт прогноз, безжалостный к человеку. Химическое производство породило необходимость захоронения боевых отравляющих веществ, которые так и не были применены, и прочих отходов промышленности.

Хранилища отходов находятся совсем рядом с заводами и показаны Отдельновым как бесор-менные водоёмы, наполненные разноцветной жидкостью, отравляющей всё живое. Смертельная опасность ядовитого производства не осталась в прошлом, шламохранилища стали частью повседневного пейзажа города Дзержинска.

Скользя по разноцветной поверхности химических водоёмов, наш глаз и сознание цепляется за структурированность и кажущуюся надёжность заводских построек. Каркасы разрушенных временем цехов держат наше внимание, не позволяя усомниться в индустриальной мощи ушедшего мира. Но взгляд сбивается с прежнего концептуально организованного восприятия, когда падает на видеоинсталляцию «Шлам». Рядом инсталляция «Запахи», которая

Запахи. 2018. Инсталляция

в надёжных флаконах хранит содержимое резервуаров с отходами. «Такой тандем визуального и физически ощутимого формирует реалистичное представление о среде обитания жителей города Дзержинска», — считает Е. И. Головина [7, с. 52]. В глубинах резервуаров дремлет ужас будущей катастрофы. Рассказы об авариях на производствах, размещённые в экспозиции выставки, делают зрителя восприимчивым к деталям, указывающим на возможную опасность. «Концепт «бесформенного» со времён досократиков отсылал к бескачественным первоосновам мира, изначальному хаосу, предшественнику любых форм», — указывает Константин Зацепин [8, с. 22]. Ощущение победы хаоса над порядком является зримой перспективой, проглядывающей в глубинах химического водоёма.

Отдельнов не даёт зрителю готовые решения выхода из ситуации предчувствия грядущей катастрофы в результате выхода из-под контроля человека забытых руин индустриальной цивилизации. Созерцая изнутри мир, воспринимаемый как повседневность недостойная особого внимания, или мир, отделённый от зрителя знаками опасности, человек сам выстраивает причинно-следственные связи и рисует прогнозы. Неклассическая культура нелинейна и даёт возможность инвариантного развития событий. При анализе выставки «Промзона» сложно выделить её смысловой центр и вычленить основную идею проекта. Она воспринимается как лабиринт, по которому зритель может пройти несколько раз различными маршрутами.

Нелинейность проявляется в таких базовых характеристиках знакомого нам мира, как время и пространство. Воспитанный классическим искусством глаз категорию времени в пейзажах не воспринимает. У Отдельнова время для самих заводов прошло быстро: недавно работавшие цеха лежат в руинах и зарастают деревьями. Для строителей этих заводов время застыло в границах советской эпохи. Их биографии отец Павел Отдельнова, всю жизнь проработавший на заводах города Дзержинска, оживил в книге воспоминаний [9]. Людская память оказалась надёжнее памяти материала.

Художник вместе с отцом не смогли найти следы домов, где жили первые рабочие заводов, и следы некоторых цехов, которые исчезли физически быстрее, чем ушли из жизни люди, которые там работали. Автор достаёт из забвения и воспоминания о произошедших на производствах страшных авариях, которые были засекречены и преданы забвению.

Пространство на картинах художника узнаваемо и позволяет говорить об особом мире, созданном художником. Ученик Павла Нико-нова впитал от своего учителя дух «сурового стиля», выразившийся в лаконичности пейзажей. Такой простой и скупой на детали и эмоции художественный язык хорошо подходит для повествования о трагедиях и катастрофах. Пространство на картинах лишено деталей, теней, человека, подчёркнуто структурированно застывает на пороге возможной катастрофы. Время как будто замирает и течёт медленнее, отсчитывая секунды до гибели. Упорядоченность композиции отсылает к модернистской идее решётки, осмысленной теоретиком современного искусства Розалиндой Краус [10]. Она считает, что структурность, выраженная в решётке — это отсылка к науке и логике, при этом связанная с отсутствием развития. Каркасы заводских цехов показывают нам застывший мир, который оказался не нужен и не мог быть включён в современный мир. Процессы разрушения в пейзажах Отдельнова идут хаотично: разрушается кирпичная кладка, вырастают деревья на крышах, рушатся переходы между цехами, песок заметает трамвайные рельсы. Угадать следующий шаг времени почти невозможно, следующий объект для погружения в забвение автором не определён.

Павел Отдельнов работает с пространством промзон, заглядывая в самые ранние годы формирования химического производства на территории родного города. Здесь автор уже не может обойтись без образа, создающего новую индустриальную эпоху. Этому посвящён зал, названный «Следы», больше похожий не на пространство современного искусства, а на краеведческий музей. Автору и куратору хорошо знакомо свойство «белого куба» музея, который наделяет особым

священным статусом любую вещь, попадающую в его пространство. Объект из обычного мира, попадая в музей, тут же наделяется статусом экспоната и не вызывает у зрителя сомнений в его особом статусе. В «белом кубе» музейного пространства, стилизованного под краеведческий музей, произведения обретают статус исторического документа. Картины Павла Отдельного в зале «Следы» имитируют газетные фотографии людей, творивших индустриализацию на производствах боевых отравляющих веществ. Автор соблюдает стилистику портрета эпохи, но разбивает образ на множество точек газетной графики. Собрать фрагменты в единую композицию помогает текст, размещённый рядом с живописью: здесь и характеристики боевого газа иприта, и воспоминания о таком явлении, как уроки гражданской обороны. Смысловым центром зала является рассказ об аварии на химическом производстве. Данное происшествие было засекречено, но Павлу Отдельнову удалось найти следы в архиве завода в виде фото, сделанного с вертолета. Художник увеличил маленькую фотографию до размеров большого живописного полотна и вернул память об этой аварии. Трагичность данной композиции подчеркнута её монохромностью, оттенки чёрно-белой фотографии показывают последствия взрыва, текст рассказывает о гибели всей рабочей смены. Разрушенный цех, рухнувший переход между зданиями, распадающиеся на точки портреты передовиков производства показывают хрупкость конструкций, прежде казавшихся незыблемыми. Эпоха индустриализации не могла осмыслить эту страшную аварию, не ложившуюся на художественный язык той эпохи. Показать катастрофу стало возможным только сейчас, сочетая документальность с современным повествованием.

Следующий зал «Доска почёта» — это одна большая инсталляция, погружающая зрителя в мир индустриализации. Это портреты передовиков производства, данные как образы, сошедшие со страниц газет советской эпохи. Рабочий не предстает перед зрителем живым человеком, он подвергнут традициям ретуши газетной

Павел Отдельнов.

Доска почета на выставке Промзона в ММОМА

печати. Подогнать свою работу под жёсткие рамки производственного плана и получить поощрение в виде отретушированного фото в заводской газете — обычная история эпохи индустриализации. Стандартизация фото — это попытка структурирования и обезличивания человека. На полу этого зала разбросаны противогазы, которые ещё больше обезличивают их носителей и напоминают нам о беззащитности человека перед опасным производством. Данный зал поражает не только обезличенностью газетной ретуши, превращающей людей в типографские пиксели, но и пугающим запахом резины масок противогазов, называемых Отдельновым в текстах к данному залу «мартышками». Пространство зала не способно удержать это тревожное облако, оно проникает и в другие залы.

В зале «Руины» усиливается тема разрушения структур путём указания на быстрое стирание их не просто из городского пространства, а даже из людской памяти. Павел Отдельнов показал разрушенные временем заводские цеха, куда в настоящее время зритель проникнуть не может. Жёсткие каркасы цехов постепенно покрываются деревьями. Природа разрушает заводы, в которых производили гербициды, превращая их в бесформенные руины. В данном зале хорошо просматривается борьба порядка и хаоса, подчёркнутая симметрией и линейностью изображений заводов, теряющих детали изображения под действием законов природы.

Павел Отдельнов. Руины. Цех 537, 2018

Руины. Газгольдер. 2018

Пространство «Музей» выстроено с краеведческой достоверностью. Автор разместил в нём даже запахи хранилищ отходов, заключив их во флаконы из тёмного стекла. Шламохранилище смоделировано как светящийся изнутри объект, чарующий зрителя переливами красок, как ядовитое насекомое, отпугивающее потенциальных хищников. Сохранность структуры индустриального мира художник пытается обеспечить путём реконструкции воспоминаний своей семьи, жившей в Дзержинске. Он использует отрывки из книги своего отца Александра Отдельнова [9] как сопроводительные тексты к картинам.

Зал «Песок» уже своим названием отсылает нас к теме уходящего времени и рассыпающейся

Раздел «Песок»

Выставка Павла Отдельнова «Промзона» в Московском музее современного искусства, 2019

структуры. Как фундамент автор расположил инсталляцию «Камни». Сами объекты он взял из здания недостроенного клуба завода «Рулон». Это не камни античных руин, которые не боятся времени, а превращающиеся в песок кирпичи. Отдельнов в своей статье указывает на метафорический смысл данной инсталляции: «Кирпичи, превращающиеся в песок, в моем проекте стали метафорой повседневной истории и исчезающей памяти о том, что происходило совсем недавно» [11, с. 231].

В зале «Музей», как в пространстве «Доска почёта», представлены запахи города в химической, плотно закрытой посуде. Исследователь Е. И. Головина считает, что этот приём придает реалистичности всей истории: «Такой тандем визуального и физически ощутимого формирует реалистичное представление

о среде обитания жителей города Дзержинска, а также логически завершает тему последствий, затронутую в разделе "Песок"» [7. с. 52].

В «Кинозале» представлены небольшие документальные фильмы «От Белого моря до Чёрной дыры», «Субъекты памяти» и «Химзавод». Часть кадров снята Отдельновым с ква-дрокоптера и только этот ракурс позволяет увидеть целостную картину города, окружённого опасными производствами. Демонстрируется они не в «белом кубе», как живопись и инсталляции, а в тёмном кинозале, позволяя зрителю пережить ужас возможной экологической катастрофы, вызванной разрушением хранилищ химических отходов.

Павлу Отдельнову удалось поместить в залы музея рассказ о прошлом целого города, который может выходить далеко за границы конкретного места, являясь историей всего нашего мира. Умелое использование философских концептов позволяет реконструировать умирающую индустриальную цивилизацию, выделив её ключевые характеристики, закономерности развития, сформировать прогноз вероятной катастрофы мира промзон и опасных производств. При организации выставки использованы экспозиционные приёмы, придающие ей чёткую структуру, в узловые точки которой помещены антисциентистские идеи, раскрытые автором не путём привычных философских размышлений, а явленные средствами художественного языка живописи, фотографии, инсталляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронова Т. Ю. Обращение к памяти в современной выставке: способы репрезентации документа // Новое прошлое / The new past. 2020. № 1. С. 54-65.

2. Отдельнов П. А. Реализм исчезающего реального // Художественный журнал. 2020. № 114. С. 24-30.

3. Mille D. Trajectories of Modernization in Russia: Artists Recalibrating the Sensorium // Critical Zones. Observatories for Earthly Politics. Bruno Latour and Peter Weibel, the article by Zentrum fur Kunst und Medien Karlsruhe, MIT Press. Cambridge, Massachusetts, 2020. C. 378-379.

4. Полякова С. В. Не-место в искусстве и постчеловеческом мире // Диалог искусств. 2017. № 4. С. 58-61.

5. Свиридова Н. В. Катастрофа в классическом и неклассическом искусстве // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: материалы III международной

научно-практической конференции, посвящённой Всемирному дню гражданской / обороны. В 3 ч. М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. С. 85-88.

6. Стрельцова А. Безлюдные пейзажи Павла Отдельнова // Искусство. 2020. № 4 (615). С. 20-31.

7. Головина Е. И. Осколки памяти. Выставка Павла Отдельнова «Промзона» // Stephanos. 2019. № 2. С. 45-53.

8. Зацепин К А. Бесформенное: архитектоника ненадёжности // Художественный журнал. 2019. № 110. С. 22-29.

9. Отдельнов А. Л. Без противогаза не входить! М.: Триумф, 2019.

10. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003. 318 с.

11. Отдельнов П. А. Художественный проект «Промзона»: история семьи как часть истории страны // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. № 4.

Т. 2. С. 214-241.

CONTEMPORARY ART CONCEPTS IN EXHIBITION DISPLAY "PROMZONA" BY PAVEL OTDELNOV

SVIRIDOVA Natalya

PhD in Philosophy

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Abstract: The article provides the analysis of the exhibition "Promzona" by modern artist Pavel Otdelnov through the prism of chaos and structure concepts. Display techniques are considered, allowing the viewer to immerse in the space of closed chemical plants in the town of Dzerzhinsk. The combination of painting, photography, installation and text, placed in the "white cube" of the museum, takes on the character of a book narration, leading the viewer to realizing the consequences of industrialization.

Key words: museum, display, ecology, Pavel Otdelnov, concept, antiscientism, structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.