ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ИМИТАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТА1
Аннотация. В статье рассматривается современный бюджетный процесс (БП) в России. Указывается на несовершенство отечественного БП и предлагается формализованный подход к решению простейшей задачи бюджетного планирования, излагается аксиоматика процедуры имитации, формулируется закон управления финансовыми ресурсами. Статья рассчитана на студентов, аспирантов и научных сотрудников, специализирующихся в области моделирования макроэкономической динамики и финансов.
Ключевые слова: состояние бюджетного процесса в России, модель Р1-4, формальные соотношения бюджетного процесса, закон управления бюджетным процессом.
CONCEPTUAL APPROACH THE CONSTRUCTING PROCEDURE OF THE SIMULATION EXECUTION THE FEDERAL BUDGET
Annotation. The article discusses the current budget process (BP) in Russia. Imperfections of the domestic BP and proposes a formal approach to solution of a simple problem of budget planning, sets out the axiomatic of procedures of the simulation, formulated the law of financial management. This article is intended for graduate students and researchers specializing in the field of modeling of macroeconomic dynamics and Finance. Keywords: the status of the budget process in Russia, the model P1-4, the ratio of the formal budget process, the law of budget management.
Прогнозируя последствия кризиса 2015 г., министерства экономического блока придерживаются «теории мячика»: экономические показатели, упав, достигнут дна, а затем отразятся и будут расти дальше. Разумеется, при условии роста цен на нефть на мировых рынках. А если цены на нефть не восстановятся, для этого существует «пессимистический» сценарий развития. И вообще, что бы ни случилось с экономикой, всегда найдется «оптимистический» либо «целевой» сценарий развития. Таким образом, за какой вариант развития отвечает Правительство, никто не знает.
Предусмотрительность Правительства была замечена Президентом, который в 2012 г. попросил Парламент заняться проблемой стратегического планирования. 28 июня 2014 г. был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором были прописаны полномочия участников процесса стратегического планирования главы государства, Совбеза России, Счетной палаты РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ и ФС РФ. В этом законе много хороших и правильных слов кроме требования к Правительству создать плановую систему с прогностическим и нормативным хозяйством, ценовыми регуляторами и ответственностью должностных лиц за неисполнение поручений. Разумеется, принятый закон «не сработал» и сейчас в Парламенте лоббистами Правительства прорабатывается новое постановление «О переносе сроков исполнения Закона на три года (до 2019 г.)».
30 июня 2016 г. Президент РФ подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа:
© Антипов В.И., 2016
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 16-06-00280).
УДК 330.4 В.И. Антипов
Valeriy Antipov
совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также совет по жилищной политике и повышению доступности жилья.
Бюджетный процесс
Реально самые серьезные проблемы Правительства начинаются при составлении федерального бюджета (ФБ), поскольку ни один из участников бюджетного процесса (Минфин, Минэкономразвития, Минпром, Минобороны и Парламент) не знает точно последствий принимаемых решений. Они занимаются согласованием экспертных мнений о последствиях, временной горизонт которых не превышает трех лет. В кризисы он сокращается до года. В этих условиях, разумеется, размываются не только цели стратегического планирования, но и ответственность за их достижение.
Бюджетный процесс состоит из двух процедур: формирования ФБ и исполнения ФБ. В соответствии с Бюджетным кодексом, Правительство РФ должно вносить на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. ФБ разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. ФБ рассматривается Госдумой в трех чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета [1]. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит ФБ, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с Правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем - по подразделам. После принятия ФБ Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
Исполнение бюджета завершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участников бюджетного процесса устанавливается Центральным банком и Министерством финансов. Завершающим этапом исполнения бюджета являются заключительные обороты, после которых составляется отчет об исполнении бюджета за год. В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам с бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года. 31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались для исполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого момента Федеральное казначейство обязано оплатить все принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершено казначейством 28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается в доходах бюджета следующего финансового года.
Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года (в ФРГ - за 6 месяцев, Японии - за 7, Франции - за 14, США - за 18, Италии -за 11 месяцев). Проект бюджета разрабатывается Министерством финансов (в США - специальным органом - Административно-бюджетным управлением при Президенте). Вначале составляется прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период. Работа по составлению проекта бюджета продолжается подготовкой Министерством финансов директивных указаний руководителям министерств и ведомств с предложением представить к определенной дате расчет сметы расходов и доходов. При этом им сообщаются общие контрольные цифры возможных ассигнований. При составлении проекта бюджета ставятся задачи активного его воздействия на повышение эффективности экономики, обеспечения согласованности финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства, обеспечения безопасности страны.
Исполнение ФБ должно происходить следующим образом. Правительство, наблюдая сложившуюся, (т.е. случайную) величину доходов федерального бюджета, должно удовлетворить плановые потребности социальной сферы при условии поддержания необходимого уровня безопасности государства. Если наблюдается профицит ФБ, то часть финансовых средств переводится в Резервный фонд. Если наблюдается дефицит ФБ, то он компенсируется за счет налогов, займов и финансовых резервов. Неизрасходованные остатки бюджетных средств текущего года передаются на счета следующего года.
К сожалению, прогнозы центральных органов управления экономикой и реальные показатели развития экономики значительно расходятся. До сих пор Минфин не опубликовал конструктивной методики планирования ФБ. Прогнозы темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), публикуемые Минэкономики, не подкреплены публикацией расчетных алгоритмов и не доступны для обсуждения в научных журналах. Законодательное утверждение доходов федерального бюджета в виде фиксированных значений (т.е. случайных величин, зависящих, в том числе, от цены на нефть) вызывает недоумение математиков. Законодательно можно утверждать только детерминированные величины - расходы ФБ, подкрепляя это рекомендациями об источниках финансирования дефицита ФБ. В условиях открытой экономики и рыночного хозяйственного механизма исполнение (индикативного) плана развития не является детерминированным процессом, а является процессом управления инерционным «объектом» в условиях «помех» при нечетко определенной целевой функции.
Долгосрочное планирование
Независимо от форм собственности на средства производства и идеологических предпочтений правительств, долгосрочное планирование (до 15 лет) состоит из следующих процедур:
- формирование опорной траектории показателей социально-экономического развития страны. Обычно это - инерционный прогноз;
- внесение поправок (иИ) в опорную траекторию, вызванных проведением (международных, федеральных, региональных, отраслевых и т.д.) программ;
- внесение поправок (и21;), вызванных изменениями хозмеханизма;
- внесение поправок (и31;), вызванных коньюнктурой внешних рынков;
- внесение поправок (и41;), вызванных природными катаклизмами;
- внесение поправок (и51;), вызванных неустойчивостью общества;
- внесение поправок (иб1;), вызванных оборонной необходимостью.
Возможны различные комбинации формулировок конечных целей развития и принципов отбора мероприятий, но планирование (независимо от вида хозяйственного механизма) осуществляется централизованной системой управления экономикой. Формулировка цели и формирование мероприятий (набора поправок), приводящих к ее достижению, называется стратегическим планированием. В настоящее время Правительство РФ не располагает полным комплектом плановых инструментов: модельным аппаратом, нормативным хозяйством, системой регулирования цен, перечнем прав и ответственности юридических и физических лиц, осуществляющих планирование и управление. В таких условиях никакое стратегическое планирование невозможно, а провалы в экономическом развитии становятся неизбежны.
Модель Р1-4
Термин модель Р1-4 [2] (после 10 лет усовершенствований) превратился в обозначение целого семейства моделей, которые, сохраняя некоторое «генетическое» (программно-информационное) единство, имеют много вариантов исполнения. Они отличаются различными вставками в алгоритм решения, который в общих чертах остается неизменным. Модель описывает динамику показателей двух контуров экономики: производственного и инвестиционного. Причем каждый из них «живет своей жизнью» тогда, когда располагаемые производственные мощности больше потребных. Траек-
тории с обратным соотношением мощностей считаются виртуальными и не рассматриваются. Процедура выравнивания мощностей еще требует дополнительной проработки. Попутно отметим, что (начиная с 2009 г.) располагаемые производственные мощности экономики России существенно больше используемых, т.е. остаются недогруженными вследствие низкого платежеспособного спроса.
Показатели производственного контура получаются в результате балансировки доходов населения (домашних хозяйств) и показателей Счета товаров и услуг (СНС) как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Эта балансировка производится для показателей только одного (текущего) года и не зависит от прошлых результатов. Показатели инвестиционного контура (вводы ОФ, динамика ОФ), напротив, существенно зависят от показателей прошлых лет. Формально процесс балансировки показателей производственного контура можно представить в виде поиска решения следующего уравнения
XX ^(ВДИДШ), 1=0,1,2,3, ...Т где Н(*) - нелинейный оператор; ХЧ - вектор показателей производственного контура; Ъ\\ - вектор сценарных условий производственного контура; иИ; — вектор поправок производственного контура; 1=0 - базисный год.
Формально процесс балансировки показателей инвестиционного контура сводится к вычислению последовательности
=Ы(У1.УМ.У1-2. Ъ2\,Ъ2\Л,Ъ2\-2Щ\),\ = 0,1,2,3, ...Т где Ы(*) - линейный оператор; - вектор показателей инвестиционного контура; Ъ2\ - вектор сценарных условий инвестиционного контура. 1121 - вектор поправок инвестиционного контура;
Некоторые компоненты вектора Yt зависят от Xt, что отражается в формальной записи как Yt = bt*Xt , t =0,1,2,3, .. Т, где Ы - квадратная матрица.
Модель Р1-4 описывает динамику средних, создавая иллюзию детерминированности экономического процесса. Реально мы имеем дело со случайным управляемым процессом. В модели Р1-4 сценарий исходных данных (рабочих гипотез) содержит около 50 показателей и полностью формируется экспертами. Все плановые (детерминированные) сценарные условия производственного и инвестиционного контура обозначим как Zot=(Z1оt, Z2оt), а поправки как Uot = U2ot). Тогда формальное описание плановой траектории экономической динамики может быть представлено как решение операторного уравнения ^о^о^ = G(t)*(Xоt,Yоt, Zot, Ш^), t =0,1,2,3, ...^ где G(t) - нелинейный оператор.
Это - идеал, но в реальной жизни субъективные ошибки экспертов, колебания цен на мировых рынках, кризисные явления в мировой экономике и прочие факторы вызывают отклонения реальных значений сценарных параметров от прогнозных трендов, т.е. Zt = Zot + а(^), где а(^) - их возмущения плановых трендов при реализации. А поэтому траекторная реализация i - го случайного процесса аОД будет решением операторного уравнения {Xit,Yit} = G(t)*( Xit,Yit, Zot + аОД), t =0,1,2,3, ..Т
При этом доходы федерального бюджета являются функцией вектора Будем
различать плановые доходы DНоt и доходы, соответствующие реализации i - го случайного процесса, которые обозначим DНit, где t = 0,1,2,3, ...^ Зная, что исполнение плана будет происходить в условиях помех, можно либо выбирать заранее (некоторое оптимальное) значение ^^ либо корректировать его по траектории. При этом эксперты (используя официальную статистическую отчетность) не всегда могут выявить истинные тренды параметров, относительно которых появляются «помехи». Тогда появляются варианты трендов, соответственно, варианты сценариев и прогнозов. Чтобы принимать решения в условиях неопределенности и «помех» необходимы специальные методы, которые уже не укладываются в привычную логику административной деятельности Правительства. Необхо-
дим новый подход, в рамках которого можно будет реализовать уже принятый план в условиях «помех».
Процедура имитации
К сожалению, пока нет публикаций, где бы обсуждался алгоритм исполнения ФБ с учетом показателей осредненной экономической динамики и «помех». Комбинацию процедуры имитации исполнения федерального бюджета и модели воспроизводства ВВП России будем называть модельным комплексом (МК). Примем следующие рабочие гипотезы для МК.
1. Процесс исполнения ФБ протекает в рамках системы индикативного планирования с тактовым периодом в один год и горизонтом планирования в 15 лет. Правительство наблюдает доходы ФБ, финансовые резервы, состояние исполнения региональных бюджетов, общую ситуацию в стране и мире, после чего принимает решение о компенсации дефицита ФБ либо о направлении дополнительных денежных средств в Резервный Фонд.
2. Расходы ФБ рассчитываются в текущих ценах, но инфляция вызывает снижение реальных доходов населения и государства. В модели этот аспект учитывается в виде рабочей гипотезы об инфляционном фоне для 15-летнего прогноза развития экономики. Будем различать реальные и плановые расходы ФБ. Плановые расходы ФБ являются исходными данными (экзогенными параметрами) для МК и формируются Правительством и Парламентом, исходя из стратегических целей государства. Реальные расходы получаются при воздействии «помех». Сохранение плановых величин расходов на социальную сферу, экономику и безопасность страны (оборона и внутренняя устойчивость) необходимо, поскольку они являются «публичными обязательствами» Правительства. Но когда эти плановые величины расходов не удается сохранить, реальные расходы ФБ сокращаются. Очевидно, величина реальных расходов (КН) зависит от резервов, обязательств федерального бюджета и управления №.
3. Динамика финансовых резервов ФБ.
БШ; = ИРЬ^-1 + - Я№ + \VEZt + \VUZt, БШ; > АЕт, (1)
где БШ;-1 - финансовые резервы ФБ в начале года 1;; БШ; - финансовые резервы ФБ в конце года 1;; АБШ; - минимально допустимая величина финансовых резервов; к! - коэффициент капитализации финансовых резервов ФБ; - доходы ФБ в течение года 1;; КШ - расходы ФБ в течение года 1;; \VEZt - внешние заимствования в течение года X (переведенные в рубли); \VUZt - внутренние заимствования в течение года 1.
Экономический смысл выражения (1) в том, что любое превышение доходов над расходами будет превращено в финансовые резервы федерального бюджета. Условие БШ > АБШ; необходимо для того, чтобы Правительство не превратилось в банкрота. В коэффициенте капитализации резервов отражается изменение стоимости резервов, вызванное как инфляцией, так и другими факторами. К финансовым резервам ФБ относятся активы:
- Банка России,
- целевого бюджетного фонда,
- резервного фонда Президента РФ,
- резервного фонда председателя Правительства РФ,
- фонда финансовой поддержки субъектов РФ,
- резервного фонда РФ,
- фонда национального благосостояния,
- золотовалютного резерва страны.
Ресурсы государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования) имеют самостоятельные источники и расходную часть и в соотношении (1) не учитываются.
4. Дефицит федерального бюджета
def BJt = RHt DHt, t =0,1,2,3, ...T (2)
В дальнейших рассуждениях, если DHt > RHt, табличная величина дефицита полагается равной нулю.
Внутренние источники покрытия дефицита [1]: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, кредиты отечественных кредитных организаций, кредиты иностранных кредитных организаций в валюте РФ, изменение остатков счетов на счетах по учету средств бюджета, иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета. Внешние источники покрытия дефицита: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, включая целевые кредиты (заимствования), кредиты международных финансовых организаций, кредиты иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, кредиты отечественных кредитных организаций в иностранной валюте, иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
5. Государственный внутренний долг.
ZDUt = k1t*ZDUt-1 + WUZt - PUt, ZDUt < AZDUt , t =0,1,2,3, ...T (3)
где ZDUt-1 - внутренняя задолженность в начале года t; ZDUt - внутренняя задолженность в конце года t; AZDUt - законодательный предел внутреннего долга; k1t - коэффициент процентного роста внутренней задолженности; WUZt - внутренние заимствования в течение года t; Put - платежи по внутренней задолженности в течение года t;
7. Государственный внешний долг.
ZDEt = k2t*ZDEt-1 + WEZt - PEt, ZDEt < AZDEt, t =0,1,2,3, . . .T (4)
где ZDEt-1 - внешняя задолженность в начале года t; ZDEt - внешняя задолженность в конце года t; AZDEt - законодательный предел внешнего долга; k2t - коэффициент процентного роста внешней задолженности; WEZt - внешние заимствования в течение года t; PEt - платежи по внешней задолженности в течение года t.
Поскольку динамика финансовых резервов ФБ исчисляется в рублях, величина WEZt должна отражать рублевый эквивалент заимствований в иностранной валюте. Соответственно и PEt - тоже рублевый эквивалент платежей по внешней задолженности. Таким образом, величина внешнего долга будет колебаться в зависимости от колебаний курсов валют, в которых номинируются наши займы.
8. Доходы федерального бюджета моделируются эконометрической функцией двух переменных (экспорт, валовая прибыль) и случайной величиной, отражающей влияние прочих факторов.
DHt = a*EXt + b*WPRt + c + P(t), (5)
где a,b,c - коэффициенты регрессии; EXt - экспорт; WPRt - валовая прибыль экономики и смешанные доходы; P(t) - случайный процесс, отражающий изменение налогооблагаемой базы, структуры налогов и других факторов.
Доходами федерального бюджета считаются налоговые доходы: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина; неналоговые доходы: доходы от использования, продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, а также бюджетными учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия, иные неналоговые доходы (прибыль ЦБ РФ, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов); безвозмездные поступления. Средства финансирования бюджетного дефицита к доходам ФБ не относятся [3].
9. Плановые расходы ФБ (PLt) имеют три составляющие
RBJot = CBJot + PUot + PEot , t =0,1,2,3, ... T (6)
где CBJot - расходы ФБ по статьям бюджетного классификатора; PUot - платежи по внутренней задолженности в течение года t; PЕot платежи по внешней задолженности в течение года t.
Платежи по внешней и внутренней задолженности включают как ее погашение, так и выплату процентов.
Бюджетный классификатор имеет следующие статьи расходов. 1. Общегосударственные вопросы. 2. Национальная оборона. 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. 4. Национальная экономика. 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. 6. Охрана окружающей среды. 7. Образование. 8. Культура, кинематография, средства массовой информации. 9. Социальная политика. 10. Межбюджетные трансферты.
На первом этапе развития МК мы не будем касаться:
оценок темпов роста реальных затрат по статьям, поскольку для этого необходимо знание дефляторов каждой статьи, которые официально не публикуются;
- учета выгодности отечественных и иностранных кредитов;
- оптимизации форм хранения капитала;
- влияния валютного курса на эффективность БП;
- влияния инфляционного фона на эффективность БП.
10. Реальные расходы ФБ складываются под воздействием факторов i-го случайного процесса и вычисляются как
RBJit = CBJit + PUit + PEit, t =0,1,2,3, ...T (7)
После того как Правительство получает оценку реальных расходов, оно решает в какой пропорции изменять составляющие плановых расходов.
11. Формулировка задачи управление БП.
Правительство должно стремиться к тому, чтобы суммарная величина дефицита ФБ за плановый период была минимальной. Но это не всегда удается в силу воздействия «помех» и ограниченности финансовых резервов. Поэтому оно должно выбирать величины FRt, WEZt, WUZt, PLUt, PLEt (которые зависят от управляемых параметров - U ) с учетом уже свершившихся и предполагаемых «помех» таким образом, чтобы найти
min (u) SUM(t=U5) M[def BJit ]2 (8)
с учетом ограничений (1) - (7), где М - символ математического ожидания.
Обратим внимание на ряд технических обстоятельств. Если для оценки математического ожидания будет проводиться вычислительный эксперимент, где воспроизводятся «помехи», а эксперты (имитирующие деятельность Правительства) вручную назначают управляющие параметры, то он будет длиться около года. Поэтому необходимо найти формальный «закон управления», который бы позволял производить большое количество имитаций за разумное время. Многократная имитация выбора управляющих параметров с учетом ограничений и «помех» позволит найти число событий (оценку вероятности), где для всех i будет выполнено условие
SUM(t=U5) [def BJit]2 < 5 .
Вероятность этого события в дальнейшем будем обозначать Р(5). Очевидно, чем меньше плановые расходы, тем больше вероятность парирования «помех» накопленными резервами, а чем больше плановые расходы, тем меньше вероятность их достижения. Но обстоятельства требуют от Правительства непрерывного увеличения расходов ФБ, что приводит к хроническому дефициту ФБ и возникновению череды займов, которые могут кончиться дефолтом. Поэтому Правительству необхо-
димо знание всех возможных ситуаций, т.е. получение обобщенной характеристики бюджетного процесса
P(5,S), где S = SUM(t=U5) RBJot , которую назовем обобщенной характеристикой бюджетного процесса. Меняя величину S, мы будем получать различные Р. При сравнительно малых значениях S величина P будет близка к единице. Но с возрастанием S, величина Р будет уменьшаться. S - искушение, а (1-Р) - риск. Где остановиться в этой азартной игре, решает Правительство. На интуитивном уровне зависимость P(5,S) известна любому министру финансов, но только Правительство США имеет систему моделей социально-экономического развития страны и алгоритм формирования оптимального бюджета.
Безусловно, нам необходим объективный инструмент формирования ФБ в свете проблем, которые стоят перед народным хозяйством России, и непрерывных споров о том, как их лучше решать. Безусловно, время одиноких исследователей закончилось и необходима организация, имеющая все полномочия и допуск ко всей необходимой информации, чтобы создать реально функционирующий МК. Мы серьезно отстали от США и потребуются значительные усилия (РАН, Парламента и Правительства), чтобы создать «компас» в мире финансов.
Библиографический список
1. Акпёров, И. Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учеб. пособ. / И. Г. Акпёров. - М. : КНОРУС, 2009. - 640 с. - ISBN 975-5-85971-849-8.
2. Антипов, В. И. Макроэкономика России. Формальное описание. Модели. Система управления / В. И. Ан-типов. - LAP LAMBERT Akademie Pablishin GmbH & Co.KG, 2011. - 155c. - ISBN 978-3-8454-4293-8.
3. Парыгина, В. А. Бюджетная система России : учебник / В. А. Парыгина [и др.]. - М. : Эксмо, 2006. -752 с. - ISBN 5-699-14326-2.