РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Кушнаренко Т.В.,
кандидат сельскохозяйственных наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Донской государственный технический университет
E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРКАСА РЕГИОНА С УЧЕТОМ МНОГОУКЛАДНОСТИ ЕГО ТЕРРИТОРИЙ
В статье на основе представления потенциала многоукладности в качестве определенного стимула несырьевого развития региональной экономики систематизированы принципы формирования экономического каркаса региона как необходимого базиса сбалансированного развития территории. Показаны системо- и структурообразующие функции каркаса и соответствующие им критерии его формирования.
Ключевые слова: многоуклад-ность, экономический каркас региона, сбалансированность территориального развития.
Kushnarenko T.V.
MULTIFORMITY AS REASON OF A VARIETY OF MODELS OF REGIONAL DEVELOPMENT
In the article on the basis of the submission of potential mixed as a defined stimulus of development of regional economy and gas systematized principles of forming the economic substructure of the region as an essential basis for balanced development of the territory. Showing system and structural features and their corresponding criteria for its formation.
Keywords: stratification, economic frame region balanced territorial development.
Обусловленное объективными факторами воздействие императивов модернизации на ресурсную составляющую регионов, дополняемое задачами сбалансированного развития, определяет адаптацию существующей системы регионального стратегирования в части усиления ее ориентации на развитие интеграционных взаимодействий территорий с различными типами укладов. В изменившихся условиях хозяйствования, когда в ранг приоритетов региональной политики возведен принцип конкурентности, методологический базис региональных стратегий должен формироваться на основе конвергенции целого ряда теорий: полюсов роста, кластеризации, сбалансированного роста, отраслевых рынков, институциональной регионалистики, диффузии инноваций, пространственной конкуренции, что позволяет сгладить отдельные недостатки этих теорий и усилить преимущества. Формируемая на этой основе система стратегического управления производственно-хозяйственными взаимодействиями субъектов региона должна обеспечивать усиление как их конкурентных преимуществ, так и региона в целом. Поэтому в прикладном аспекте интеграция данных теорий находит отражение в пространственном регулировании ресурсных потоков производственной сферы региона в разрезе его территорий с учетом специфики сложившихся там укладов.
Известно, что регионы РФ существенно дифференцируются по своей ресурсной базе, однако в каждом из них наличествует достаточный их спектр, дающий возможность функционирования экономики региона и формирующий ее особенности и территориальную специализацию. В то же время объективное влияние императивов модерни-
зации на ресурсную составляющую регионов, дополняемое необходимостью их сбалансированного развития, особенно остро высвечивает ресурсный дефицит периферийных территорий, что обусловливает необходимость в межрегиональных ресурсных потоках, детерминируемых в том числе сложившимися технологическими укладами. С учетом этого такое пространственное регулирование ресурсных потоков, рассматриваемое в качестве необходимого условия вовлечения периферийных территорий в модернизационные процессы, может быть представлено также как способ формирования экономического каркаса региона.
Региональная экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру и представляет собой множество социально-экономических подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих целостную единую социально-экономическую структуру в рамках определенной территории. В системе документов, определяющих направления региональной политики, декларируется в качестве приоритетной задачи обеспечение комплексного социально-экономического развития регионов. Иными словами, решение этой задачи предполагает ориентацию на достижение сбалансированности региональных воспроизводственных систем, которое обеспечивается соблюдением пропорций между отдельными подсистемами региона, а также рациональным размещением и использованием ресурсов региона.
Управление сбалансированным развитием экономики региона предполагает обеспечение рациональных взаимосвязей между всеми элементами региональной системы, формирующих условия для сглаживания контрастности уровней социально-экономического развития территориальных подсистем и
роста благосостояния населения региона. Однако на практике сбалансированность реализуется только в воспроизводственном аспекте, то есть в обеспечении пропорционального развития между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых ресурсов и потребностями в них, что обусловлено отсутствием четкой формулировки категории «региональная экономическая система» как объекта регионального управления.
По мнению авторов, региональную экономическую систему следует рассматривать как целостную пространственно организованную социально-
экономическую систему, обеспечивающую согласованное взаимодействие участников воспроизводственных процессов, в том числе в вопросах рационального распределения ресурсных потоков, в направлении достижения сбалансированности внутрирегионального развития. Соответственно можно предложить следующую трактовку категории «сбалансированность развития экономики региона» - это эффективное и динамичное сочетание пространственного и отраслевого развития региона, а также потенциала сложившихся укладов, обеспечивающее решение его социально-экономических проблем и повышение инвестиционной привлекательности.
Одним из примеров асимметричности в уровнях развития территорий, а также высокой степени многоукладно-сти является юг России, который характеризуется ярко выраженной деформацией внутрирегиональных пропорций. Ресурсы инновационного развития сконцентрированы в региональных центрах, тогда как периферийные территории, даже обладая определенными ресурсами модернизации, в силу ряда общих и специфичных для региона лимитирующих факторов, сдерживающих процессы диффузии инноваций, становятся поставщиками данных ресурсов,
тем самым функционируя в рамках сырьевой и транзитной модели развития.
С учетом отмеченной высокой асимметричности и многоукладности экономики юга России определено, что существенный потенциал активизации несырьевого развития его регионов заложен в совместном использовании существующих укладов.
В условиях возрастающих внешних угроз, ужесточения конкуренции на мировом рынке, а также значительных изменений геоэкономической и геополитической ситуации основной задачей становится формирование несырьевой модели развития российской экономики, что обусловливает необходимость ее значительных структурных преобразований в направлении формирования рациональных отраслевых пропорций. Как справедливо отмечает К.А. Соловейчик, несмотря на достаточно активную политику формирования крупных корпоративных структур, современное развитие промышленного производства носит ярко выраженный региональный характер [1], что позволяет рассматривать проблему формирования экономического каркаса несырьевого развития национальной экономики сквозь призму развития совокупности региональных структур.
Несмотря на то что в последнее время понятие «экономический каркас» широко используется в различных программных документах стратегического характера, оно является недостаточно изученным и имеет различные трактовки. Кроме того, новые императивы развития национальной экономики являются основанием по-новому определить сущностные характеристики экономического каркаса, выявить его системо- и структрообразующие функции, а также роль и место отдельных отраслей и сфер деятельности в формировании основных элементов данного каркаса.
Изначально понятие «экономический каркас территории» возникло в
рамках концепции экономического пространства и было связано с его структурированием при исследовании функциональных взаимодействий отдельных территорий (городов). Так, масштабные исследования экономического каркаса городов отражены в работах У. Изарда, А. Леша, Н.Н. Баранского [3-5] и др. В рамках данных исследований понятие каркаса рассматривалось как совокупность некоторых узловых точек - фокусов деловой активности, между которыми осуществляются экономические отношения, а также происходит циркуляция материальных, транспортных, информационных и других потоков. Данные узлы и потоки обеспечивают определенную организацию (структуризацию) экономического пространства и в зависимости от интенсивности циркулирования потоков, а также их содержательных характеристик определяют уровень поляризации развития территории.
Очевидно, что такая трактовка в определенной степени игнорирует проблемы развития периферийных по отношению к узловым точкам территорий и ограничивает задачи структуризации экономического пространства региона рассмотрением потоков отношений между полюсами роста. В целом можно сказать, что экономическое пространство изначально структурировалось в рамках оппозиции «центр-периферия». Данная тенденция сохранилась и до настоящего времени. Так, основная концептуальная идея пространственного развития российских регионов, отраженная в региональных Стратегиях социально-экономического развития, состоит в определении точек роста, перспективных направлений экономической специализации и территорий их локализации. Одновременно в последние годы все больший акцент делается на необходимость обеспечения сбалансированного развития региональной экономики, в том числе за счет рацио-
нализации ресурсных потоков. В то же время под системой сбалансированных каркасов развития экономики подразумевается совокупность отдельно рассматриваемых социального, инфраструктурного, инновационного, экономического и экологического каркасов как самостоятельных совокупностей пространственно-организованных структур, что представляется некорректным, поскольку не учитывает взаимопроникновения и взаимовлияния, а также не обеспечивает взаимоувязки и синхронизации ключевых направлений развития отдельных секторов экономики. В итоге нарушается целостность стратегических программных мероприятий и механизмов регионального развития.
По мнению авторов, необходимо несколько иное представление сбалансированной структуры опорного каркаса в экономической плоскости региона как объемной иерархической структуры, уровни иерархии которой определяются функциональными ролями региональных субъектов в обеспечении достижения целей стратегического развития российской экономики. В этой связи представляется, что исследования проблематики ресурсного обеспечения экономики макрорегиона необходимо проводить в двух направлениях взаимодействия: одноуровневых (между центром и периферией в границах одного макрорегиона) и разноуровневых (между федеральными округами) территориальных образований, поскольку ресурсный обмен формирует целостность экономической системы, ее устойчивость и повышение сбалансированности.
Такой подход, предусматривающий функционально-иерархический ракурс исследования экономического каркаса региона как объемной сети, позволяет не только осуществить комплексное рассмотрение и технологическую взаимоувязанность «опорных» предприятий (точек роста), но и обеспечить
включение в структуру каркаса научных и финансово-кредитных организаций, вспомогательных, обслуживающих и обеспечивающих производств (в том числе предприятий и организаций периферийных территорий), транспортно-коммуникационной и инновационной инфраструктуры с возможностью в дальнейшем определить наиболее перспективные формы и технологии взаимодействия хозяйствующих субъектов различного типа укладов, необходимые для запуска модернизационных процессов на основе сочетания принципов регулирования и саморазвития. Кроме того, предлагаемый вектор исследований позволяет уйти от «линейных» методов описания модернизационных процессов, рассматривающих их в одной функциональной плоскости, и дает возможность сосредоточить исследовательские усилия на выявлении и использовании си-нергетического потенциала экономических субъектов функциональных уровней различной глубины, а также различных технологических укладов.
Отметим, что если в плановой экономике формирование экономического каркаса территории и управление ресурсными потоками осуществлялись на основе показателей и критериев народнохозяйственной эффективности, выходящими за пределы прямых финансовых интересов участников проекта, то в условиях рыночной экономики экономический каркас территории формируется под влиянием конкурентных механизмов, обеспечивающих перелив капитала в наиболее рентабельные сферы деятельности. Меняется и характер взаимоотношений между предприятиями. В плановой экономике в основу взаимодействий предприятий были положены, прежде всего, принципы технологической взаимосвязанности посредством использования различных форм кооперирования и специализации производственно-хозяйственной деятельности, что нашло отражение в
«схемах размещения производительных сил», «схемах расселения», «схемах районной планировки» и т.п. В современных условиях в основу интеграционных взаимодействий положено стремление получить и усилить синер-гетический эффект посредством рационального объединения потенциалов компаний.
Однако, как отмечает В. Княгинин, в настоящее время активность крупных корпораций проявляется, в первую очередь, в сырьевом секторе, а «большинство регионов сформировались как централизованные и иерархические, собранные вокруг доминирующих корпораций. В связи с чем в своих планах и проектах они обречены следовать планам и проектам последних» [2]. В результате сложившаяся промышленная структура экономики российских регионов имеет значительные перекосы в сторону сырьевых отраслей (как правило, отраслей топливно-энергетического комплекса), что вступает в противоречие с целями и задачами стратегического развития российской экономики. Соответственно наблюдается асимметрия и в пропорциях социально-экономического развития нефтегазовых регионов и регионов сырьевой и несырьевой ненефтегазовой специализации.
Курс на реализацию несырьевой модели развития предполагает ускоренное развитие производств с высокой добавленной стоимостью, способных в перспективе стать точками экономического роста, обеспечивающими замещение импортной высокотехнологичной продукции. Для реализации идеи формирования экономического каркаса как структурообразующей основы развития территории в рамках программных документов и стратегий социально-экономического развития регионов были установлены показатели планируемого развития экономики и качества жизни населения. Достижение данных задач привело к необходимости выделения в
регионах структуро- и системообразующих предприятий (ядра, узлы), которые обеспечат формирование экономического каркаса несырьевого развития региона. Например, в Ростовской области в качестве таковых определены заводы, фабрики, организации всех отраслей экономики: тяжелой и легкой промышленности, сельского хозяйства и переработки, оптовой и розничной торговли, жизнеобеспечения, транспорта связи, электроники, в том числе промышленные производства федерального значения: Квант, Ростсельмаш, Роствертол, НЭВЗ [3].
Учитывая, что основная задача экономического каркаса состоит в том, чтобы сформировать базис для осуществления воспроизводственных процессов в регионе для стимулирования процессов саморазвития региональных социально-экономических систем, следует принять во внимание, что такой каркас должен включать не только элементы, образующие воспроизводственный цикл, но и те, которые обеспечивают функционирование и целенаправленное развитие данного контура. Речь идет о необходимости одновременного решения вопросов обустройства территории: строительство предприятий торговли, объектов культуры, объектов социальной инфраструктуры, финансово-кредитной сферы и пр., которые, формируя контур более низкого порядка, создают условия для экономической деятельности. Так, в Ростовской области при строительстве горнодобывающих предприятий, наряду со строительством вспомогательных и обслуживающих производств, параллельно осуществлялось жилищное строительство целых микрорайонов, объектов социальной инфраструктуры.
Как справедливо отмечает Е.Е. Жуланов, невозможно организовать производство промышленной продукции в региональном контуре без социально обеспеченного населения - тру-
дового ресурса и предприятий. Гармонизация целей предприятия и условий жизнедеятельности и экономической деятельности позволяет снизить отток инновационно активного населения, способствует сбалансированному развитию процессов модернизации, а также проявлению следующих системных свойств формируемого экономического контура: эмерджентности, мультипликативности, адаптивности, надежности, интегрированности, целенаправленности, структурности, альтернативности, коммуникативности, взаимодействия и взаимозависимости систем, интерактивности, синергетичности и иерархичности [4]. Таким образом, обеспечение реализации системо- и структурообразующих функций создаваемого экономического каркаса несырьевого развития экономики региона предполагает формирование модели целостной экономической системы, основанной на детальном исследовании совокупности функционально-иерархических взаимосвязей ее субъектов.
Взаимосвязь элементов региональной системы проявляется по вертикали (уровням иерархии российской экономики) и по горизонтали (между компонентами одного уровня). При этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах, что связано с ключевой ролью крупных структурных единиц самостоятельного мезо-экономического статуса, которые зачастую формируют базовые звенья, соединяющие лидирующие и отстающие функциональные зоны территориально-хозяйственного комплекса [5]. Принимая во внимание, что экономический каркас территории в современных программных документах рассматривается как структуро- системообразующий, представляется необходимым определить критерии, соответствующие такому статусу.
Системообразующие критерии:
— возможность эффективного включения в структуру каркаса новых видов экономической деятельности;
— обеспечение развития процессов диффузии инноваций в регионе, в том числе и на периферийные территории;
— развитие интеграционных взаимодействий разномасштабных и разно-отраслевых субъектов бизнеса как внутри региона, так и на межрегиональном уровне;
— формирование внутренних механизмов к самоорганизации и саморазвитию экономики региона.
Структурообразующие критерии:
— обеспечение функциональной устойчивости процессов регионального развития в условиях возрастания внешних угроз;
— реализация целевых ориентиров промышленной, инновационной, инвестиционной и других региональных политик;
— направленность на обеспечение завершенности воспроизводственных циклов в регионе, доведение технологических цепочек до производства конечного продукта.
Соответственно основные принципы формирования экономического структуро- и системообразующего каркаса можно сформулировать следующим образом:
— обеспечение согласованного, комплексного и синхронизированного применения механизмов и инструментов использования ресурсного потенциала территории;
— развитие региональных и межрегиональных интеграционных взаимодействий в направлении стимулирования перелива экономических ресурсов из сырьевого в несырьевой сектор экономики;
— обеспечение связанности и сбалансированного развития экономики
региона на основе «встраивания» экономики периферийных территорий в формирующийся новый экономический каркас;
- создание условий для капитализации региона на основе повышения уровня инфраструктурной и социальной обустроенности его территорий.
Безусловно, реализация данных принципов будет осуществляться в рамках определенного территориального контекста под воздействием региональных условий и доминант. Так, системный характер воспроизводственной целостности экономики юга России в существенной степени зависит от уровня развития на территории региона интегрированных структур в стратегически значимых для национальной безопасности сферах деятельности, обеспечивающих:
- рост интеллектуальной ренты, поскольку именно несырьевое производство ведет к росту человеческого потенциала, создает спрос на квалифицированные творческие кадры, условия для появления и внедрения инноваций, условия для технологического, социального, демографического прогресса, запрос на улучшение среды обитания человека;
- рост инновационных доходов и добавочной стоимости в наукоемких производствах;
- повышение уровня коммерциализации отечественных научных разработок, результатов научных исследований за счет снижения доли закупаемого за рубежом оборудования и технологий;
- приток инвестиций отечественного бизнеса в российскую экономику [6].
Поэтому особую актуальность приобретает обеспечение не просто взаимодействия отдельных субъектов региональной экономики, а такое встраивание данных взаимодействий в ее структуру, которое позволит развитию в ней системных модернизационных преобразований.
Таким образом, экономический каркас территории, выполняя свои структуро- и системообразующие функции, представляется как некий экономический интегратор, объединяющий экономических субъектов материальной и нематериальной сферы, инфраструктурные объекты, экономические институты, а также существующие между ними разнообразные социально-экономические и производственно-технологические взаимодействия, и обеспечивающий реализацию конкурентных преимуществ региона. Экономический каркас должен включать не только промышленные предприятия, но и объективно интегрированные с ними инфраструктурные объекты, объекты нематериальной сферы и других региональных образований, а также экономических институтов. Причем часть формируемой инфраструктуры должна обеспечивать не только внутрирегиональные функции, но и обеспечивать реализацию межрегиональных взаимодействий. [7]
Реализация модели несырьевого развития экономики юга России предполагает использование новых инструментов и механизмов модернизации, которые должны быть направлены не на осуществление преобразований компенсаторного характера, связанных с преодолением экономических противоречий между отдельными укладами, а на организацию экономического пространства как многоуровневой (по типу укладов) системы, основанной на принципах взаимодополнения и взаимодействия потенциалов этих укладов и их целе-ориентирования на реализацию модер-низационных проектов в регионе. Главная цель такой политики состоит в том, чтобы максимально способствовать повышению способности регионов с отсталыми укладами осваивать новые технологии, расширять технологические возможности традиционных сфер их экономической деятельности с даль-
нейшей диффузией технологий и разработок на смежные отрасли, способствовать формированию предприятий с высоким уровнем капитализации, формируя устойчивый каркас несырьевого развития всего региона [8]. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Соловейчик К.А. Производственный комплекс как структурообразующий элемент экономики региона // Экономические науки. - 2009. - № 11 (60).
2. Княгинин В. Концепция пространственного развития в РФ. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие» [Электронный ресурс] // Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского мира». - Режим доступа: http://www.archipelag.rU/agenda/povestka/e уо1ийоп/ёеуе1ортеП/8ирр1ешеП/ (дата обращения: 21.03.2015 г.).
3. В Ростовской области утвержден список системообразующих предприятий [Электронный ресурс] // Информационный портал DonNews. - Режим доступа: http://www.donnews.ru/V-Rostovskoy-ob1asti-utverzhden-spisok-sistemoobrazuyuschih-predpriyatiy_19157 (дата обращения: 21.03.2015).
4. Жуланов Е.Е. Моделирование воспроизводственных процессов в саморазвивающейся социально-экономической системе региона // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машинострое-
ния, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2013. -№ 1. - С. 535-546.
5. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю. Стимулирование регионального развития: инструментарий системного подхода // Terra Economicus. - 2007. - Т. 5. -№ 4-2. - С. 165-168.
6. Matveyeva L.G., Mikhalkina Y. V., Chernova O. A. The Possibilities Of The Russian Regions Capacity Increasing Under The External Threats // Экономика региона. - 2015. - № 1.
7. Тяглов С.Г. Приоритетные направления повышения эффективности развития социально-экономической инфраструктуры региона: алгоритмичный подход // Актуальные проблемы устойчивого развития регионов России : материалы Междунар. науч.-практич. конф. - 2015. - С. 156-161.
8. Тяглов С.Г., Молчанова Н.П., Житников В.Г., Молчанов И.Н., Митина И.А., Кузнецов Н.Г. Национальная экономика. Система потенциалов : учеб. пособие. - М., 2012.
9. Тяглов С.Г. Принцип многоуровневого управления устойчивым развитием региональной экономики в части обеспечения эколого-экономических императивов // Terra Economicus. - 2014. - Т. 12. - № 2-3. -С. 178-182.