Научная статья на тему 'Концептуальные взгляды А. В. Пешехонова на аграрное будущее России'

Концептуальные взгляды А. В. Пешехонова на аграрное будущее России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
А.В. Пешехонов / аграрная наука / Община / КРЕСТЬЯНСТВО / Peshehonov A.V. / agrarian science / Community / PEASANTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берлов Артур Валерьевич

Автор статьи, используя опубликованные работы и статьи А.В. Пешехонова разного периода, рассматривает основные этапы его научной деятельности и эволюцию взглядов в области аграрной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the Peshehonov"s activity in the sphere of agro-historical science. The author tries to retrace the evolution of Peshehonov"s views on the problem, using various works written by Peshehonov. The author also analyzes Peshehonov"s scientific work devoted to the agrarian question.

Текст научной работы на тему «Концептуальные взгляды А. В. Пешехонова на аграрное будущее России»

Берлов А.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.В. ПЕШЕХОНОВА НА АГРАРНОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Среди исследователей аграрного строя России в нашей истории незаслуженно забыт Алексей Васильевич Пешехонов. Он являлся одним из основателей партии народных социалистов, редактором газеты «Сын Отечества», а после февраля 1917 г. - министром продовольствия Временного правительства, затем эмигрантом, неоднократно обращавшимся с просьбами вернуться на Родину.

Кроме научной деятельности, А.В. Пешехонов вел активную общественную и политическую работу. В ходе Февральской революции как представитель от народно-социалистической партии он вошел в Исполком Совета рабочих депутатов, а также в литературную и финансовую комиссии Совета рабочих депутатов. В качестве одного из авторов воззвания Совета к населению А.В. Пешехонов был направлен в состав продовольственной комиссии, созданной в марте 1917 г. совместно Исполкомом Совета и Временным комитетом Государственной Думы.

Дальнейшая творческая судьба ученого в значительной степени определялась его отношением к партии большевиков. К Октябрьской революции А.В. Пешехонов отнесся отрицательно, был поборником создания широкой коалиции для борьбы с большевиками. Не случайно он стал одним из основателей и активных деятелей Союза возрождения России. В феврале 1918 г. А.В. Пешехонов вместе с Трудовой народно-социалистической партией перебрался из Петрограда в Москву, жил легально, редактировал партийные издания, выступал на митингах и собраниях с критикой политики большевистской власти, особенно Брест -Литовского мира. В июле 1918 г. был арестован, но по ходатайству Демьяна Бедного вскоре освобожден [12, с.15].

Новая страница в жизни и деятельности А.В. Пешехонова была открыта в эмиграции, где он оказался после ареста в июле 1922 г. и высылки из России. Именно здесь взгляды А.В. Пешехонова претерпели серьезную эволюцию. По его убеждению, решать и решить аграрный вопрос в России можно лишь право-

вым путем через Учредительное собрание, подталкиваемое снизу петициями, приговорами, ходатайствами, решениями крестьянских сходов и другими сугубо мирными средствами.

Для А.В. Пешехонова крестьянство было не просто полноправным, но и главным субъектом исторического прогресса страны. В этом, безусловно, проявлялась его земская и народническая ориентация. По словам самого А.В. Пешехонова, борьба с марксизмом встряхнула народничество, заставила его пересмотреть некоторые положения. Так, А.В. Пешехонов вовсе не отрицал имущественное и экономическое неравенство в крестьянской среде, но связывал его не столько с землей, сколько с ростовщичеством, торговлей и внеземледельческими промыслами. Он не абсолютизировал роли индивидуальных и семейных различий в практике земледелия, считая, что крестьянство не может расколоться на различные эволюционизирующие классы, так как ему присуще особое органическое свойство, постоянное тяготение к одному, среднему семейному и хозяйственному уровню [2, с.16].

А.В. Пешехонов доказывал, что требование изъятия земли, поставленное революционным движением, актуально не только для крестьянства, но и для всего трудового народа, в том числе и для рабочих. Он имел в виду не только общее состояние экономической жизни, «от какового зависит хозяйственное самочувствие рабочего класса, но и то, что в России отсутствовала та «роковая черта», которая отделила бы пролетариат от трудового крестьянства и давала бы право думать, что каждый из этих классов может самостоятельно, независимо от другого, устроить свою участь» [2, с.62]. Точно так же крестьянство было «кровно заинтересовано в заработной плате, определяющей в конечном счете уровень его благосостояния» [3, с.192].

А.В. Пешехонов, в отличие от социалистов-революционеров, не идеализировал крестьянство и поземельную общину, с которой те связывали социалистические горизонты страны. Самые серьезные обвинения против общины сводились к одному источнику - двусмысленному положению ее в общественном строе России. В силу исторических условий община, с одной стороны, сохранила

принадлежавший ей издревле характер территориально-государственного союза, а с другой стороны, объединяя не всех жителей данной территории, а только земледельцев, она являлась частнохозяйственным союзом, в качестве которого и могла правильно функционировать [6, с.163].

Вопреки распространенной в то время точке зрения, что кооперация приходит на смену разрушающейся (в результате столыпинской ломки) общине, А.В. Пешехонов не находил прямой связи между этими двумя фактами. Кооперацию он считал вышедшей из артели и идущей на смену артели, но никак не общине. Кооперация, довольно успешно развивавшаяся в российской деревне в начале XX в., не могла служить полноценной заменой общине. «Как раньше в народной жизни были организации двоякого рода, основанные, с одной стороны, на артельном, а с другой на общинном начале, так и в дальнейшем, наряду с частнохозяйственными объединениями, кооперативами, должны быть публичноправовые союзы. Сменить и заменить общину может только такой же публичноправовой институт, каким являлась и она сама» [8, ^320].

Анализ трудов А.В. Пешехонова показывает, что главным звеном аграрного переустройства была национализация земли с передачей ее в постоянное пользование тем, кто её обрабатывает. Перераспределению подлежали не только частновладельческие, но и надельные земли сверх трудовой нормы. Границы размеров трудовых норм были подвижны, определялись «по экономическим районам в соответствии с местными общественно-хозяйственными условиями» [1, с. 140]. А.В. Пешехонов видел задачу национализации в государственном попечении деревни, в защите крестьянской массы от обнищания и в предотвращении стихийной аграрной революции.

Таким образом, Российскому государству в пешехоновской модели отводилась очень важная роль. Осуществление аграрной программы должно было придать новый смысл давним отношениям между государством и крестьянством. «Крестьяне хорошо знают силу государственной организации, но лишь как чуждую и враждебную. Однако эту силу можно повернуть - для этого необходимо крестьянское право ввести в систему приобретенных прав и поставить под защи-

ту государственного аппарата» [2, с.12]. Предполагалось возложить на государство все расходы, связанные с земельным переустройством, включая выкуп отчуждаемых земель.

Разумеется, выкуп земли был неприемлем для большинства крестьян и с точки зрения социалистов. Это даже сближало А.В. Пешехонова с кадетами. Тем не менее, выкуп был нужен как гарантия правопорядка и законной частной собственности. А частную собственность на землю А.В. Пешехонов отвергал. «Мы позаботимся о том, чтобы вознаграждение было минимальным», - заверял он. За лучшую землю он считал нужным взимать особый рентный налог. Будучи убежденным государственником, А.В. Пешехонов решение аграрного вопроса связывал с эволюцией самого государства. «Земля должна стать объектом народной воли, власть над землей должна принадлежать народу. Но... выразить и осуществить свою волю народ может только при посредстве государства», - писал он [10, с .13]. И усовершенствование социального строя, и аграрная программа должны были осуществляться плавно, постепенно, без рывков и потрясений. Резкость и неосмотрительность таили в себе опасность анархии.

По мнению А.В. Пешехонова, главная опасность коренилась в крестьянской несознательности. Он считал, что крестьяне страстно желают получить землю, но прежде всего каждый крестьянин, каждая деревня — для себя. Отсюда и споры между селениями, кому какая должна достаться земля, вплоть до ссылок на то, какому барину какая деревня раньше принадлежала. К тому же крестьяне проявляли безразличие к формам, в которых они могли получить землю. «Нужна большая работа сознания для того, чтобы население свою личную или деревенскую нужду обобщило как нужду общекрестьянскую и, тем более, как общенародную», — писал А.В. Пешехонов [4, с.201]. В такой ситуации он считал опасным и неосмотрительным даже обсуждать вопрос о всеобщем уравнении (то есть об уравнительном переделе) и давать повод думать, будто предполагается осуществить нечто подобное.

Пешехонову было известно предубеждение крестьян некоторых местностей против обращения земли в общенародную собственность и вообще их недоверие

к проектам национализации, основанное на подозрении, что земля будет непременно отобрана у тех, кто имеет ее больше средней нормы. При таких условиях «уничтожение частной собственности» и «объявление всей земли общенародной собственностью», проектируемые в качестве единовременного акта, даже если за ними не мыслится всеобщего уравнения с отобранием земли у трудящихся, легко могли дать повод к недоразумениям и скомпрометировать саму идею [4, с.206]. Поэтому Пешехонов считал целесообразным признать, что земли в пределах трудовой нормы следует оставить во владении хозяев с необходимыми ограничениями их прав в интересах национализации.

Понимая всю сложность проведения грандиозной реформы, А.В. Пешехонов надеялся соединить усилия государственных органов, земств и сельской общественности.

Активная экономическая и социальная политика намечалась А.В. Пешехо-новым и в других сферах государственной жизни и заключалась в поддержке кооперации, привлечении рабочих к управлению производством, госконтроле в области производства, обмена и распределения. Примечательно, что ему - защитнику русской деревни - отнюдь не так близки были проблемы города, индустриализации и вообще экономической модернизации страны. В своей работе «Право на землю» А.В. Пешехонов явно недооценивал важности строительства железных дорог, видя в них новые тяготы для народа и напрасную трату капиталов.

Изначально А.В. Пешехонов не принял большевистской власти и ее аграрной политики. Он отмечал пагубность последней для крестьянства: большевики никак не желали принять во внимание индивидуализм, органически присущий крестьянскому труду, своеобразие крестьянского дела, эффективность которого определялась рядом переменных величин. «Все попытки большевиков начать обобществление сельского хозяйства и втянуть крестьянство в социалистическое строительство (фактически в индустриальную модернизацию страны) потерпели неудачу», - писал он [11, с.114].

В эмиграции А.В. Пешехонов решительно отказался пересмотреть аграрную программу народно-социалистической партии. Однако он признавал, что такая работа необходима: ни одна партия не может уклониться от пересмотра своих аграрных построений после того, как аграрный строй так резко изменился. «Но... возможна ли в этом случае моя совместная работа с большинством моих заграничных товарищей по народно-социалистической партии? Легко ведь себе представить, что будет, если я скажу, например, что за исходную точку нужно принять советский земельный кодекс, осуществивший в значительной мере нашу программу!» [7, с.70].

Хотя вариант с пешехоновским решением аграрного вопроса был в историческом плане маловероятен в России[12, с.69], как и возможность его «экспериментальной» проверки, он содержал в себе ряд привлекательных моментов. Это, во-первых, искреннее стремление гармонизировать, примирить интересы помещиков и крестьян в земельном вопросе (что в реальности в полной мере, скорее всего, недостижимо). Во-вторых, это государственная опека деревни, социальная защита наименее жизнеспособной части крестьянства, поддержание паритета деревни по значимости с городом, промышленностью, неприемлемость взгляда на деревню как на сырьевой придаток города. Наконец, надо принять во внимание, что А.В. Пешехонов, был чужд кабинетного доктринерства и мог корректировать свои взгляды в связи с меняющейся обстановкой. Этим здравым восприятием экономических реалий он был сродни крестьянству, чьим теоретиком и защитником являлся.

А.В. Пешехонов не представлял для себя жизни вне России, поэтому считал, что, лишив его Родины, большевики не могли нанести ему удара «более тяжелого и мучительного, более тяжкого и оскорбительного» [12, с.69]. Ученый внимательно следил за тем, что происходило в России, написал ряд работ [5]. По оценке П.Н. Милюкова, они были проникнуты «... страстным и красноречивым призывом к эмиграции ...вернуться в Россию, хотя бы «духовно». А.В. Пешехонов звал не к примирению с большевизмом, а к продолжению борьбы с ним, но в форме и методами, которые должны были трезво учитывать происходившие в

России изменения и неудачный опыт прошлого. Интеллигенция, считал А.В. Пешехонов, должна проделать громаднейшую идеологическую работу, найти новые аргументы в защиту прежних идеалов, которые доходили бы до сердца и ума народных масс в России, проживавших в условиях большевистского социального эксперимента.

Примечательно следующее высказывание А.В. Пешехонова: «Да, большевики, по моему убеждению, сделали большое дело, и я прямо назову его! Они восстановили русскую государственность. Да, большевики - не одни они, но главным образом они - государственность разрушили, но они же ее и воссоздали.» [9, с.50]. Отрицательно относясь к методам и средствам, которыми пользовались большевики, к их диктатуре, он вместе с тем как убежденный сторонник сильной государственной власти и принципа национализации отдавал должное большевикам за то, что они воссоздали русскую государственность «во всей полноте»: восстановили государственный аппарат, утвердили в массовом сознании людей расшатанный революциями и гражданской войной авторитет государственной власти; осуществили национализацию важнейших отраслей народного хозяйства. Он был категорически не согласен с теми экономистами и публицистами, которые высказывались за распродажу в частную собственность «национальных имуществ», считая, что если даже национализация и плановое хозяйство и не приведут к социализму, то они могут, во всяком случае, «. помочь России перейти к высшим формам капитализма, не возвращаясь к тому «классическому», даже «чумазому» капитализму ...который ...уже отжил свой век» [9, с.51].

А.В. Пешехонов положил начало второй, после «сменовеховства», волны возвращения русской эмигрантской интеллигенции на Родину. В ответ на обвинения в готовности пойти на соглашательство с большевистским режимом А.В. Пешехонов писал, что не отказывается от «своего миросозерцания» и по-прежнему считает, что «человеческая личность должна быть поставлена во главу угла всего общественного строительства». Он сохранял веру в свои идеалы демократии и социализма, в то, что борьба за них начнется вновь, но уже «с новых

позиций и начнется на той почве, какую представляет из себя новая Россия» [9, с.51]. Ученый стремился в Россию, чтобы увлечь своими идеалами молодежь, оторвав ее «от монархизма и большевизма».

После трехлетнего пребывания в эмиграции А.В. Пешехонов подал в берлинское советское полпредство заявление о своем желании вернуться на Родину, но получил отказ. Через год подал заявление в пражское полпредство и в августе 1927 г. получил предложение из Москвы занять место экономического консультанта в торговом представительстве стран Балтии: Эстонии, Литве и Латвии. А.В. Пешехонов умер 3 апреля 1933 г. в Риге, был похоронен в Ленинграде.

Таким образом, А.В. Пешехонов внес большой вклад в изучение и развитие аграрного строя в России. При этом стоит отметить, что, оказавшись вне Родины, в рамках Русского Зарубежья, А.В. Пешехонов продолжал заниматься изучением социально-экономического положения России. В настоящее время, обращение к трудам А.В. Пешехонова поможет избежать ряда серьезных ошибок при разработке и проведении мероприятий в области аграрного развития России.

* * *

1. Гинев В.Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в России в 1917 г. Л., 1977.

2. Ерофеев Н.Д. Народные социалисты в первой русской революции. М., 1979.

3. Пешехонов А.В. Аграрная проблема в связи с крестьянским движением // Русское богатство. 1906. № 8.

4. Пешехонов А.В. Земельные нужды деревни и основные задачи аграрной реформы // Русское богатство. 1906. № 8.

5. Пешехонов А.В. К вопросу о социальной трансформации России. Прага, 1925.

6. Пешехонов А.В. Крестьяне и рабочие // Русское богатство. 1906. № 12.

7. Пешехонов А.В. Опыт национализации // Воля России. 1926. № 11.

8. Пешехонов А.В. Очерки // Русское богатство. 1914. № 5.

9. Пешехонов А.В. Почему я не эмигрировал? Берлин, 1923.

10. Пешехонов А.В. Право на землю. Пг., 1917.

11. Пешехонов А.В. Родина и эмиграция // Воля России. 1925. № 4.

12. Протасова О.Л. А.В. Пешехонов: человек и эпоха. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.