2. Naveed Sherwani Algoritms for VLSI Physical Design Automation. KLUVER ACADEMIC PUBLISHER, Norwell, Massachusetts, 1995.
3. Курейчик B.M. Математическое обеспечение конструкторского и технологического проектирования с применением САПР.- М: Радио и связь, 1990.
4. Karypis G., Kumar V. Analysis of Multilevel Graph Partitioning, Technicai Report 95-037, Minneapolis. March, 1998.
5. Karypis G., Kumar V. Multilevel k-wey Hypergraph Partitioning, Technicai Report 98-019, Minneapolis. May, 1998.
6. Grover L.K. A Fast Quantum Mechanical Algorithm for Data-base Search. Proc. 28 th Ann. ACM Press, New York, 1996, pp.212-219.
7. Grover L.K. Synthesis of Quantum Superpositions by Quantum Computation. Physical Rev. Letters, Vol 85. No.6, 2000, pp.1334-1337.
8. Куре йчик B.M. Квантовый алгоритм опред еления гамильтонова цикла/ Теоретический и научно-методический журнал «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы», N 1 (21), Таганрог, ТРТУ, 2005, стр. 4-11.
9. . . -мещения. Теоретический и научно-методический журнал «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы», N 3 (23), Таганрог, ТРТУ, 2005, с.4-11.
УДК 378.147.88:62-057.8
В.В. Коваль, И.А. Синявская
Таганрогский государственный радиотехнический университет, г. Таганрог
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ (РАБОТОДАТЕЛЬ)»
Система образования влияет на развитие общества, формируя через систему ценностей потребность в образовании. При этом она должна соответствовать постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. Дисбаланс рынка труда и рынка образования заключается в том, что «рынок труда требует от образования удовлетворения своих социально-экономических потребностей в квалифицированной рабочей силе, а система образования удовлетворяет личностные
потребности индивидуумов в получении образования» .
Образование в настоящий момент является не просто социально-экономической потребностью, а предпосылкой развития регионального, государ, . -ных и экономических потребностей приводит к длительному периоду адаптации выпускника как специалиста на рынке труда.
Российская Федерациия посредством установленного государственного задания на подготовку специалистов ежегодно осуществляет заказ на подготовку определенного количества специалистов по конкретным профессиональным образова-, -
,
.
1 Иванова И. «Социальные и личностные потребности в образовании» // электронный журнал «Человеческие ресурсы». - Саратов: Изд-во Мин. труда и соц. развития РФ и ПМУЦ, 2004., М^//%'ш%г.ртис.ги/)огпа1
В докладе «Системные вопросы развития отечественного образования» рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и
образованию (октябрь 2005 г.) отражено следующее: «
. -
, , -
тенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных .
,
принимать решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. При этом объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и специальные средние заведения устанавливаются от достигнутого за прошлый период...
Необходимо максимально приблизить структуру образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда для того, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами...
Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных
,
формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам Российской Федерации. Большинство учреждений профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, к участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формиро-
. .».
На рисунке 1 показаны перечень задач, для решения которых необходимо сотрудничество вуза и предприятия.
Как же на наш взгляд должна формироваться устойчивая связь ««уз - работодатель»?
Молодые специалисты - основной «продукт» поставляемый профессиональными образовательными учреждениями на рынок труда, и для него еще в период обучения должны быть предусмотрены возможные варианты эффективного применения своих профессиональных знаний, то есть трудоустройства по специальности.
Изучение рынка труда в регионе, выделение целевой группы предприятий потенциальных работодателей является первым этапом работы, основу которого составляет взаимодействие с управленческими структурами различного уровня, связанными с проблемами занятости выпускников и имеющими деловые контакты с , .
этой работы необходимо оценить требования к выпускникам предъявляемые рабо-
,
, .
Перспективно взаимодействие вуза с организациями, их объединениями, такими как местное отделение «Российского Союза промышленников и предприни-
», 5 ,
100 , -
« », « »,
<Шига содействия оборонным предприятиям», «Союз инвесторов», «торгово-промышленная палата Российской Федерации» и другие.
В связи с этим необходимо сотрудничать с городским и региональным Центрами занятости населения, имеющими информацию о состоянии рынка труда, банк вакансий; местными комитетами по делам молодежи, общественными орга-, .
Рис.1. Схема точек соприкосновения интересов вуза и предприятия
В ходе реализации начального этапа планируется получить следующие результаты:
♦ выделить приоритетную группу предприятий-работодателей, на которую нацелена профессиональная подготовка в нашем вузе;
♦ классифицировать предприятия по перечню потребностей выпускников;
♦ проанализировать и сформ ировать требования, предъявляемые к выпуск-
;
♦ установить контакты с руководителями служб по работе с персоналом
;
♦ сформировать зону взаимодействия «вуз-работодатель», для удовлетворения потребностей в предоставлении рабочих мест выпускникам с одной стороны и квалифицированных кадрах с другой. Схема взаимодействия «вуз-работодатель» изображена на рисунке 2.
Рис.2. Схема взаимодействия <щ>з-работодатель»
Выделим два основных направления деятельности. К первому относиться следующее:
♦ университет и предприятие-работодатель заключает договор о сотрудничестве (проведение всех видов практик, трудоустройство, дополнительная профессиональная подготовка и т.д.);
♦ начат процесс создания представительств профильных предприятий в
,
прохождению всех видов практик и трудоустройства на конкретном ;
♦ университет заключает ежегодно более 1500 договоров об организации всех видов практик с предприятиями города, региона и профильными организациями, расположенными за пределами ЮФО. Базу практик составляют 500 предприятий различных форм собственности, и объема и спе-
.
Возрастает количество долгосрочных (на 5 и более лет) договоров как учебных, так и других видов практик.
Расширяется такая форма сотрудничества как подготовка специалистов по целевому заказу предприятий (рисунок 3). Университет готов осуществлять подготовку специалистов с учетом конкретных потребностей заказчика. Особенно выгодна такая форма сотрудничества для малых и средних предприятий, не имеющих
финансовых и организационных возможностей для создания собственной учебной базы переподготовки молодых специалистов с учетом спецификации и технологических особенностей производственного процесса. Заключение контрактов с ТРТУ на целевую подготовку специалистов дает заказчику выигрыш во времени, финансах, а главное - качестве. Детальное обсуждение договора с возможной коррекци-, -
гнозируемое изменение состояния рынка труда.
Целевая подготовка
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников предприятия
Рис.3. Схема взаимодействия «еуз - предприятие-работодатель» - потребитель
образовательной услуги
Ко второму направлению относится следующее:
♦ пополнение банка вакансий информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов, и собственно, выделение гарантированных рабочих мест для выпускников и их трудоустройство. Многие крупные предприятия совместно с вузами разработали собственную программу формирования своего трудового потенциала основу, которой составляет целевая подготовка молодых специалистов и рабочих.
Основные этапы системы этой подготовки молодых специалистов включают: 1. Профориентационная работа в общеобразовательных школах с целью формирования среди учащихся устойчивого интереса к инженерным профессиям, не.
обучению в вузе.
Проведение социологических исследований поможет определить профессиональные интересы учащихся, сделать перспективный прогноз состояния будущих трудовых ресурсов.
2. Специализация студентов вуза по тематике предприятия во время прохождения обучения и различных видов практики. Привлечение специалистов предприятия для проведения занятий, руководству студенческими практиками.
3. Защита студентами дипломных проектов по тематике предприятия. Прием на работу в подразделения предприятия.
4. Стажировка выпускников вуза сроком до одного года, в течение которой он приобретает необходимые практические и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой должности .
5. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников предприятия в вузе по совместно разработанным учебным программам.
Каждая компания стремится минимизировать свои издержки, нанимая и удерживая минимально возможное количество максимально разносторонних спе-.
Востребованность вакансий молодыми специалистами часто определяется не субъективной привлекательностью профессий, а такими сопутствующими факто-, . Проблема конкурентоспособности молодежи на рынке труда весьма актуальна. Работодатели, ужесточая требования, предъявляемые к молодым специалистам, увеличивают и их притязания. С каждым годом притязания по заработной плате у выпускников, только что окончивших вуз растут.
В заключение отметим, в ближайшее время университету актуально сформи-
, ,
завершения процесса предоставления образовательной услуги; стимулирующую работодателей к усилению и расширению сотрудничества с вузом в вопросе качества профессиональной подготовки выпускников, полагая это одним из основных направлений достижения кадровой стабильности и процветания конкретных предприятий и экономики региона в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Иванава И. «Социальные и личностные потребности в образовании» // электронный журнал «Человеческие ресурсы». - Саратов: Изд-во Мин. труда и соц. развития РФ и ПМУЦ, 2004., М1://-л^№.ршис.га/]ота1
2. Целевая подготовка молодежи как важнейши й фактор эффективной деятельности предприятия // Справочник по управлению персоналом.2002. - №3. -С.17-18.
3. Доклад «Системные вопросы развития отечественного образования» рабочей группы
, //
Высшее образование сегодня. - М., 2005. -№11 - С.7-37.
4. Коваль В.В.,Синявская И.А. «Региональные подходы к трудоустройству выпускников
» // -практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадров для про-мышленно-экономиического комплекса региона». - Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2005. -156с.
5. Синявская И.А «Маркетинг образования в модернизации управления качеством инже-
- » // -
2 -
приятия /Журнал "Справочник по управлению персоналом".2002. - №3. -С.17-18.
высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-мегод. конф. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. - 344 с.
6. Коваль В.В. «Учебные практики: назначение и реализация в современной системе подготовки инженерных кадров» // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-метод. конф. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. - 344 с.
7. Организация и направления работы Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждения профессионального образования (методические рекомендации). - М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.
УДК 519.63:532.55
В.В. Ершов
Таганрогский государственный радиотехнический университет, г. Таганрог
О ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТРУЗИЕЙ В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДОНОСНЫХ ГОРИЗОНТАХ
Прибрежные водоносные горизонты являются важным источником пресной
.
над качеством пресной воды, требующая, в свою очередь, знания режима движения грунтовых вод вблизи скважин. Для этого требуется мониторинг, основанный на математических моделях, включающих уравнения математической физики, описывающих динамику движения грунтовых вод в указанных условиях. Решение
уравнений математической модели, описывающей фильтрацию грунтовых вод в
,
. , , -
.
В береговых водоносных горизонтах гидравлический градиент обычно направлен к морю, поэтому между текущей к морю более легкой пресной водой и лежащей ниже более тяжелой морской водой формируется зона контакта. Независимо от рельефа во всех случаях морская вода, часто в форме клина, находится ниже пресной [1].
Морская и пресная вода - это фактически смешивающиеся жидкости, и потому поверхность раздела между ними (ввиду явления гидродинамической диспер-
) ,
, 1 0. -
этому для задач управления важно знать характеристики этой зоны (такие как ши-
, , ) ,
(надичие скважин и их режим, наличие осадков и источников в грунте и на по. .).
Эта задача тем более актуальна, если в прибрежной зоне имеются скважины, предназначенные для откачки пресной воды из водоносного горизонта. Интрузия может вызвать засоление или загрязнение скважин, поэтому численные расчеты
движения зоны контакта при различных условиях могут помочь в выборе режима
. , -
ние загрязненной или засоленной воды вглубь водоносного горизонта. Помимо про,
ниже уровня моря, картину движения загрязнений в грунте и другие факторы.