Научная статья на тему 'Концептуальные положения при формировании системы взаимодействия «Вуз предприятие (работодатель)»'

Концептуальные положения при формировании системы взаимодействия «Вуз предприятие (работодатель)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения при формировании системы взаимодействия «Вуз предприятие (работодатель)»»

2. Naveed Sherwani Algoritms for VLSI Physical Design Automation. KLUVER ACADEMIC PUBLISHER, Norwell, Massachusetts, 1995.

3. Курейчик B.M. Математическое обеспечение конструкторского и технологического проектирования с применением САПР.- М: Радио и связь, 1990.

4. Karypis G., Kumar V. Analysis of Multilevel Graph Partitioning, Technicai Report 95-037, Minneapolis. March, 1998.

5. Karypis G., Kumar V. Multilevel k-wey Hypergraph Partitioning, Technicai Report 98-019, Minneapolis. May, 1998.

6. Grover L.K. A Fast Quantum Mechanical Algorithm for Data-base Search. Proc. 28 th Ann. ACM Press, New York, 1996, pp.212-219.

7. Grover L.K. Synthesis of Quantum Superpositions by Quantum Computation. Physical Rev. Letters, Vol 85. No.6, 2000, pp.1334-1337.

8. Куре йчик B.M. Квантовый алгоритм опред еления гамильтонова цикла/ Теоретический и научно-методический журнал «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы», N 1 (21), Таганрог, ТРТУ, 2005, стр. 4-11.

9. . . -мещения. Теоретический и научно-методический журнал «Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы», N 3 (23), Таганрог, ТРТУ, 2005, с.4-11.

УДК 378.147.88:62-057.8

В.В. Коваль, И.А. Синявская

Таганрогский государственный радиотехнический университет, г. Таганрог

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ (РАБОТОДАТЕЛЬ)»

Система образования влияет на развитие общества, формируя через систему ценностей потребность в образовании. При этом она должна соответствовать постоянно изменяющимся потребностям рынка труда в специалистах. Дисбаланс рынка труда и рынка образования заключается в том, что «рынок труда требует от образования удовлетворения своих социально-экономических потребностей в квалифицированной рабочей силе, а система образования удовлетворяет личностные

потребности индивидуумов в получении образования» .

Образование в настоящий момент является не просто социально-экономической потребностью, а предпосылкой развития регионального, государ, . -ных и экономических потребностей приводит к длительному периоду адаптации выпускника как специалиста на рынке труда.

Российская Федерациия посредством установленного государственного задания на подготовку специалистов ежегодно осуществляет заказ на подготовку определенного количества специалистов по конкретным профессиональным образова-, -

,

.

1 Иванова И. «Социальные и личностные потребности в образовании» // электронный журнал «Человеческие ресурсы». - Саратов: Изд-во Мин. труда и соц. развития РФ и ПМУЦ, 2004., М^//%'ш%г.ртис.ги/)огпа1

В докладе «Системные вопросы развития отечественного образования» рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и

образованию (октябрь 2005 г.) отражено следующее: «

. -

, , -

тенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных .

,

принимать решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. При этом объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и специальные средние заведения устанавливаются от достигнутого за прошлый период...

Необходимо максимально приблизить структуру образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда для того, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами...

Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных

,

формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам Российской Федерации. Большинство учреждений профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, к участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формиро-

. .».

На рисунке 1 показаны перечень задач, для решения которых необходимо сотрудничество вуза и предприятия.

Как же на наш взгляд должна формироваться устойчивая связь ««уз - работодатель»?

Молодые специалисты - основной «продукт» поставляемый профессиональными образовательными учреждениями на рынок труда, и для него еще в период обучения должны быть предусмотрены возможные варианты эффективного применения своих профессиональных знаний, то есть трудоустройства по специальности.

Изучение рынка труда в регионе, выделение целевой группы предприятий потенциальных работодателей является первым этапом работы, основу которого составляет взаимодействие с управленческими структурами различного уровня, связанными с проблемами занятости выпускников и имеющими деловые контакты с , .

этой работы необходимо оценить требования к выпускникам предъявляемые рабо-

,

, .

Перспективно взаимодействие вуза с организациями, их объединениями, такими как местное отделение «Российского Союза промышленников и предприни-

», 5 ,

100 , -

« », « »,

<Шига содействия оборонным предприятиям», «Союз инвесторов», «торгово-промышленная палата Российской Федерации» и другие.

В связи с этим необходимо сотрудничать с городским и региональным Центрами занятости населения, имеющими информацию о состоянии рынка труда, банк вакансий; местными комитетами по делам молодежи, общественными орга-, .

Рис.1. Схема точек соприкосновения интересов вуза и предприятия

В ходе реализации начального этапа планируется получить следующие результаты:

♦ выделить приоритетную группу предприятий-работодателей, на которую нацелена профессиональная подготовка в нашем вузе;

♦ классифицировать предприятия по перечню потребностей выпускников;

♦ проанализировать и сформ ировать требования, предъявляемые к выпуск-

;

♦ установить контакты с руководителями служб по работе с персоналом

;

♦ сформировать зону взаимодействия «вуз-работодатель», для удовлетворения потребностей в предоставлении рабочих мест выпускникам с одной стороны и квалифицированных кадрах с другой. Схема взаимодействия «вуз-работодатель» изображена на рисунке 2.

Рис.2. Схема взаимодействия <щ>з-работодатель»

Выделим два основных направления деятельности. К первому относиться следующее:

♦ университет и предприятие-работодатель заключает договор о сотрудничестве (проведение всех видов практик, трудоустройство, дополнительная профессиональная подготовка и т.д.);

♦ начат процесс создания представительств профильных предприятий в

,

прохождению всех видов практик и трудоустройства на конкретном ;

♦ университет заключает ежегодно более 1500 договоров об организации всех видов практик с предприятиями города, региона и профильными организациями, расположенными за пределами ЮФО. Базу практик составляют 500 предприятий различных форм собственности, и объема и спе-

.

Возрастает количество долгосрочных (на 5 и более лет) договоров как учебных, так и других видов практик.

Расширяется такая форма сотрудничества как подготовка специалистов по целевому заказу предприятий (рисунок 3). Университет готов осуществлять подготовку специалистов с учетом конкретных потребностей заказчика. Особенно выгодна такая форма сотрудничества для малых и средних предприятий, не имеющих

финансовых и организационных возможностей для создания собственной учебной базы переподготовки молодых специалистов с учетом спецификации и технологических особенностей производственного процесса. Заключение контрактов с ТРТУ на целевую подготовку специалистов дает заказчику выигрыш во времени, финансах, а главное - качестве. Детальное обсуждение договора с возможной коррекци-, -

гнозируемое изменение состояния рынка труда.

Целевая подготовка

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников предприятия

Рис.3. Схема взаимодействия «еуз - предприятие-работодатель» - потребитель

образовательной услуги

Ко второму направлению относится следующее:

♦ пополнение банка вакансий информационной системы поддержки трудоустройства молодых специалистов, и собственно, выделение гарантированных рабочих мест для выпускников и их трудоустройство. Многие крупные предприятия совместно с вузами разработали собственную программу формирования своего трудового потенциала основу, которой составляет целевая подготовка молодых специалистов и рабочих.

Основные этапы системы этой подготовки молодых специалистов включают: 1. Профориентационная работа в общеобразовательных школах с целью формирования среди учащихся устойчивого интереса к инженерным профессиям, не.

обучению в вузе.

Проведение социологических исследований поможет определить профессиональные интересы учащихся, сделать перспективный прогноз состояния будущих трудовых ресурсов.

2. Специализация студентов вуза по тематике предприятия во время прохождения обучения и различных видов практики. Привлечение специалистов предприятия для проведения занятий, руководству студенческими практиками.

3. Защита студентами дипломных проектов по тематике предприятия. Прием на работу в подразделения предприятия.

4. Стажировка выпускников вуза сроком до одного года, в течение которой он приобретает необходимые практические и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой должности .

5. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников предприятия в вузе по совместно разработанным учебным программам.

Каждая компания стремится минимизировать свои издержки, нанимая и удерживая минимально возможное количество максимально разносторонних спе-.

Востребованность вакансий молодыми специалистами часто определяется не субъективной привлекательностью профессий, а такими сопутствующими факто-, . Проблема конкурентоспособности молодежи на рынке труда весьма актуальна. Работодатели, ужесточая требования, предъявляемые к молодым специалистам, увеличивают и их притязания. С каждым годом притязания по заработной плате у выпускников, только что окончивших вуз растут.

В заключение отметим, в ближайшее время университету актуально сформи-

, ,

завершения процесса предоставления образовательной услуги; стимулирующую работодателей к усилению и расширению сотрудничества с вузом в вопросе качества профессиональной подготовки выпускников, полагая это одним из основных направлений достижения кадровой стабильности и процветания конкретных предприятий и экономики региона в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Иванава И. «Социальные и личностные потребности в образовании» // электронный журнал «Человеческие ресурсы». - Саратов: Изд-во Мин. труда и соц. развития РФ и ПМУЦ, 2004., М1://-л^№.ршис.га/]ота1

2. Целевая подготовка молодежи как важнейши й фактор эффективной деятельности предприятия // Справочник по управлению персоналом.2002. - №3. -С.17-18.

3. Доклад «Системные вопросы развития отечественного образования» рабочей группы

, //

Высшее образование сегодня. - М., 2005. -№11 - С.7-37.

4. Коваль В.В.,Синявская И.А. «Региональные подходы к трудоустройству выпускников

» // -практическая конференция «Планирование и обеспечение подготовки кадров для про-мышленно-экономиического комплекса региона». - Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2005. -156с.

5. Синявская И.А «Маркетинг образования в модернизации управления качеством инже-

- » // -

2 -

приятия /Журнал "Справочник по управлению персоналом".2002. - №3. -С.17-18.

высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-мегод. конф. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. - 344 с.

6. Коваль В.В. «Учебные практики: назначение и реализация в современной системе подготовки инженерных кадров» // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-метод. конф. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. - 344 с.

7. Организация и направления работы Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждения профессионального образования (методические рекомендации). - М.: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.

УДК 519.63:532.55

В.В. Ершов

Таганрогский государственный радиотехнический университет, г. Таганрог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТРУЗИЕЙ В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДОНОСНЫХ ГОРИЗОНТАХ

Прибрежные водоносные горизонты являются важным источником пресной

.

над качеством пресной воды, требующая, в свою очередь, знания режима движения грунтовых вод вблизи скважин. Для этого требуется мониторинг, основанный на математических моделях, включающих уравнения математической физики, описывающих динамику движения грунтовых вод в указанных условиях. Решение

уравнений математической модели, описывающей фильтрацию грунтовых вод в

,

. , , -

.

В береговых водоносных горизонтах гидравлический градиент обычно направлен к морю, поэтому между текущей к морю более легкой пресной водой и лежащей ниже более тяжелой морской водой формируется зона контакта. Независимо от рельефа во всех случаях морская вода, часто в форме клина, находится ниже пресной [1].

Морская и пресная вода - это фактически смешивающиеся жидкости, и потому поверхность раздела между ними (ввиду явления гидродинамической диспер-

) ,

, 1 0. -

этому для задач управления важно знать характеристики этой зоны (такие как ши-

, , ) ,

(надичие скважин и их режим, наличие осадков и источников в грунте и на по. .).

Эта задача тем более актуальна, если в прибрежной зоне имеются скважины, предназначенные для откачки пресной воды из водоносного горизонта. Интрузия может вызвать засоление или загрязнение скважин, поэтому численные расчеты

движения зоны контакта при различных условиях могут помочь в выборе режима

. , -

ние загрязненной или засоленной воды вглубь водоносного горизонта. Помимо про,

ниже уровня моря, картину движения загрязнений в грунте и другие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.