Научная статья на тему 'Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности таможенных органов'

Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ (ДАЛЕЕ ТО) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОГЛАСОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / CUSTOMS AUTHORITIES (HEREINAFTER THE) / EFFICIENCY / PERFORMANCE / PERFORMANCE INDICATORS / COORDINATED SYSTEM OF PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Дарья Владимировна, Макрусев Виктор Владимирович

В данной статье приведен анализ существующей системы показателей оценки деятельности таможенных органов, формулируются практические вопросы, которые связаны с применением данной системы в таможне. Представлены концептуальные положения по созданию согласованной системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов. Предложена методика экспертного анализа сбалансированности и согласованности системы показателей эффективности и результативности деятельности таможни и способы ее практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапина Дарья Владимировна, Макрусев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PROVISIONS FOR THE MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF INDICATORS OF EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF THE CUSTOMS AUTHORITIES

This article presents an analysis of the existing system of indicators for assessing the activities of customs authorities, formulates practical issues that are associated with the use of this system in customs. The conceptual provisions for the creation of a coherent system of indicators of efficiency and effectiveness of the customs authorities are presented. The technique of the expert analysis of balance and coordination of system of indicators of efficiency and efficiency of activity of customs and ways of its practical implementation is offered.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности таможенных органов»

электронный научно-экономический журнал стр 22

концептуальные положения по модернизации системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов

лапина дарья Бладимировна

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, Люберцы

Научный руководитель: Макрусев Виктор Владимирович -

Доктор физико-математических наук, профессор

ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, Люберцы

Аннотация. В данной статье приведен анализ существующей системы показателей оценки деятельности таможенных органов, формулируются практические вопросы, которые связаны с применением данной системы в таможне. Представлены концептуальные положения по созданию согласованной системы показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов. Предложена методика экспертного анализа сбалансированности и согласованности системы показателей эффективности и результативности деятельности таможни и способы ее практической реализации.

Ключевые слова: таможенные органы (далее - ТО), эффективность деятельности, результативность деятельности, показатели эффективности и результативности деятельности, согласованная система показателей эффективности.

conceptuAL provisions for THE MoDERNIzATIoN oF THE SYSTEM of indicators of efficiency and effectiveness of the customs authorities

Lapina Daria Vladimirovna

GKOU VO «Russian customs Academy», Russia, Lyubertsy

N. R.: Macroses Victor Vladimirovich

GKOU VO «Russian customs Academy», Russia, Lyubertsy Doctor of physical and mathematical Sciences, Professor

Annotation. This article presents an analysis of the existing system of indicators for assessing the activities of customs authorities, formulates practical issues that are associated with the use of this system in customs. The conceptual provisions for the creation of a coherent system of indicators of efficiency and effectiveness of the customs authorities are presented. The technique of the expert analysis of balance and coordination of system of indicators of efficiency and efficiency of activity of customs and ways of its practical implementation is offered.

Keywords: customs authorities (hereinafter - the), efficiency, performance, performance indicators, coordinated system of performance indicators.

В связи с повышением качества и результативности деятельности органов власти и государственных служащих системы государственного управления начали совершенствоваться и применять новые концепции и технологии менеджмента, что привело к крупным реформам государственной службы, которые прошли за последние десятилетия в различных странах.

Система таможенных органов, так же как другие государственные структуры России, нуждается в совершенствовании критериев и показателей оценки результативности ее деятельности, поскольку в наше время требования к таможенному администрированию значительно возрастают в связи с напряженной и сложной экономической ситуацией в стране и мире, влиянием санкций и контрсанкций.

Имеющиеся показатели оценки эффективности и результативности деятельности таможенных органов и их подразделений представляют собой систему, которая имеет большую значимость в практической деятельности Федеральной таможенной службы. Они в некоторой степени отражают стратегические цели, которые стоят перед таможенными органами. Большая часть соответствующих задач и функций, которые установлены государством, служат индикаторами достижения оперативных целей и задач. Эта система дает возможность выявить проблемы в деятельности таможенных органов, принимать новые объективные и эффективные управленческие решения. Однако настоящая система, как и любая другая, нуждается в постоянном анализе и оценке, имеет свои слабые места в практическом применении и должна все время развиваться и совершенствоваться.

электронный научно-экономический журнал стр 23

На базе таможни нами было проведено исследование практики оценки эффективности деятельности таможенных органов. Объектом исследования стала существующая система показателей их деятельности.

Современная система показателей имеет свою нормативную правовую основу, в рамках которой установлен перечень показателей деятельности таможенных органов. Для таможен показатели устанавливаются приказами Регионального таможенного управления.

Показатели должны соответствовать задачам и целям таможенных органов, однако на самом деле не все показатели соотносятся с задачами и целями таможни.

Тщательный анализ движения введения показателей, их соответствия и взаимосвязей, которые установлены ФТС России, показателей, целям, задачам и функциям деятельности таможенных органов, дал возможность определить ниже перечисленные проблемные вопросы в структуре и применении действующей системы показателей.

Проблема № 1. Показатели, отражающие фискальную направленность деятельности таможни, значительно преобладают над остальными. Эти показатели установлены практически для всех структурных подразделений таможни, но работа некоторых связана не только со взысканием таможенных платежей с участника ВЭД, но и с довзысканием и доначислением платежей.

Проблема № 2. Показатель по защите отечественных производителей отсутствует. Таможенные органы в рамках таможенно-тарифного регулирования участвуют в реализации стратегического направления по обеспечению экономической безопасности государства - защите отечественно производителя. Но в имеющейся системе показателей данное направление деятельности таможенных органов не отражено, что не дает возможности оценить и проконтролировать качество выполнения функций. Данная проблема особенно актуальна при выполнении требований Рамочных стандартов безопасности, облегчения мировой торговли ВТО и в условиях необходимости реализации Концепции импортозамещения.

Проблема № 3. Наколотые показатели продублированы. В результате анализа было выявлено 18 показателей, которые имеют признаки дублирования. В свою очередь это приводит к дублированной отчетности на уровне таможни, а на уровне РТУ осуществляется двойная обработка данных и направление готовых отчетов в ФТС России. Все это требует лишних расходов, времени и сил.

Проблема № 4. В оценке работы таможни и ее подразделений не учитывается мнение участников ВЭД. То есть отсутствует обратная связь в процессе управления, что не позволяет объективно оценить качество предоставляемых услуг таможней, содействовать бизнесу и обеспечивать его безопасность, в достаточной мере осуществлять защиту отечественных производителей.

Проблема № 5. Отдельные показатели несовместимы и противоречивы. Сотрудник таможенного органа, выполняя один из показателей в полной мере, может отрицательно воздействовать на другие показатели.

Часть результатов анализа взаимосвязи, которые установлены ФСТ России, контрольных показателей и целей деятельности таможни представлен в таблице.

взаимосвязь установленных Фтс россии контрольных показателей и целей деятельности таможни

Цели таможенных органов КПЭД

1. Повышение уровня экономической безопасности К данной цели можно отнести любые показатели, поскольку она носит декларативный характер.

2. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику ПР № 3 - сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров; ПР № 4 - сокращение времени выпуска отдельных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза; ПР № 5 - сокращение времени выпуска товаров, помещенных воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта; ПИ № 8 - количество выявленных контрафактных товаров

3. Полное поступление доходов в федеральный бюджет ПР № 1 - доходы, администрируемые таможенными органами; ПР № 6 - осуществление контроля таможенной стоимости товаров; ПР № 7 - контроль таможенной стоимости отдельных товаров в рамках системы управления рисками; ПЭ № 1 - доля уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля; А также ПЭ № 4, ПИ № 2, ПР № 16, ПР № 22, ПР № 8

Цели таможенных органов КПЭД

4. Защита отечественных производителей Соответствующие показатели отсутствуют

5. Охрана объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия ВЭД на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. ПР № 3 - сокращение времени совершения таможенных операций при выпуске товаров; ПР № 4 - сокращение времени выпуска отдельных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза; ПР № 5 - сокращение времени выпуска товаров, помещенных воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта; ПИ № 8 - количество выявленных контрафактных товаров

электронный научно-экономический журнал стр 24

Перечисленные выше проблемы приводят к недостоверной информации в оценке эффективности и результативности деятельности таможенных органов, качества выполняемых ими работы предоставляемых услуг. Они указывают на несовершенство существующего подхода и отсутствие необходимого теоретико - методологического инструментария для построения системы показателей деятельности таможенных органов.

Главный этап в образовании эффективной системы показателей - концептуальный этап. На нем устанавливаются основные идеи в оценке эффективности и качества таможенного администрирования и принципы их реализации. Особое место занимает выбор соответствующего методологического подхода к формированию и оценке такой системы. В методической части необходимо разработать методику оценки системы показателей, а в прикладном - алгоритм, с помощью которого можно будет применять такую методику, учитывая изменения в условиях деятельности и совершенствования таможенных органов России.

Главные задачи в образовании системы показателей деятельности таможенных органов (далее - СПЭД ТО) заключается в:

1) обеспечении гармонизации и согласования показателей деятельности ТО и макроэкономических показателей экономической безопасности страны (далее - СПЭБ), что даст возможность оценить вклад ФТС России в обеспечение экономической безопасности. Суть гармонизации - согласование таможенной политики РФ, стратегии развития ее ТО и государственной стратегии экономической безопасности страны - установление сбалансированной системы отношений между этими институтами и соответствующей системы показателей.

На методологии создания сбалансированной (гармонизированной) системы показателей основана идея такой реализации. Соответствующие методологические рекомендации по разработке согласованной системы показателей ТО с целью обеспечить экономическую безопасность РФ, представлены в авторской монографии Макрусева В. В.;

2) разрабатывающаяся структура системы показателей должна быть равновесной, сбалансированной. Например, между количеством показателей, которые отражают требования государства к деятельности ФТС России, и количеством показателей, которые отражают потребности ВЭД и качество предоставляемых им таможенных услуг, должно быть установлено соответствие.

Воплощение этой идеи базируется на методологии сбалансированной системы показателей. Самые употребляемые методы оценки результативности государственных органов в зарубежных странах - это организация «сбалансированной системы показателей» (BSC) и определения «ведущих показателей результативности» (KPI). Обобщая зарубежный опыт их применения, можно сделать вывод, что эффективность таможенной деятельности определяется значениями показателей, которые составляют такую систему. При этом подходе система показателей конкретизирует сбалансированную систему и отражает достигнутые итоговые результаты деятельности ТО. Система позволяет охарактеризовать динамику результатов (например, скорость, с которой развивается фискальная деятельность и деятельность по оформлению внешнеэкономических сделок), а также уровни синхронности процессов деятельности ТО.

Комплексно обе идеи устанавливают основной (базовый) принцип создания и общую структуру вертикальных и горизонтальных связей в иерархии системы показателей эффективности деятельности ТО, ограничивая ее в основании - базисе - в рамках реализации первой идеи, а в рамках второй идеи - по размеренности. Давать оценку системе показателей ТО необходимо по двум основным критериям: согласованность и сбалансированность.

Согласованность как свойство в данном контексте отражает целостность системы показателей относительно требований государства, которые оно предъявляет к деятельности ТО, и в целом к обеспечению экономической безопасности страны.

Сбалансированность как свойство - это находящаяся в равновесии комбинация показателей, которые характеризуют защищенность национальных интересов в экономической сфере таможенными средствами и методами, а также удовлетворенность бизнес- сообщества уровнем безопасности и содействия бизнесу в сфере ВЭД.

В целом разработка СПЭД ТО - это управленческая задача, заключающаяся в обеспечении гармонизации и сбалансированности показателей их деятельности, учитывая политические и экономические условия, условия рыночной природы сферы ВЭД.

В этой статье подробнее всего рассматривается первый этап, определяется подход к анализу гармонизации и согласованности системы показателей эффективности деятельности ТО. Прилагается соответствующая методика, которая формируется на основе матричного метода и экспертных методов.

Экспертный метод - такой метод исследования, который основан на возможностях, опыте и знаниях специалистов в выбранной области знаний. Данный метод позволяет давать заключения и выводы относительно особенностей объекта путем его непосредственного изучения, восприятия и оценки. Матричный метод - способ решения задачи, используя обратную матрицу систем линейных алгебраических уравнений с ненулевым определителем.

Методика анализа согласованности и сбалансированности системы показателей эффективности деятельности ТО работает в два шага. Первый определяет степень согласованности системы, второй - степень баланса. Чтобы решить такие задачи, необходимо создание соответствующей фокус-группы.

Выводы. В условиях дальнейшего развития ТО России, стран - участниц ЕАЭС нужно разрабатывать новые и модернизировать имеющиеся подходы к оценке эффективности их деятельности. Мы считаем, что дальнейшее развитие теорико-методологического инструментария в этом отношении связано в образованием и применением согласованной и сбалансированной системы показателей; также необходимы технологичные методики проектирования и оценки качества такой системы.

электронный научно-экономический журнал стр 25

Интегративный характер изменений в области государственного администрирования как в России (например, образование единой информационной среды налогового и таможенного администрирований), так и в пространстве ЕАЭС (например, принципы «единого окна»), требуют разработки адаптивных систем показателей эффективности, которые будут учитывать как общее (межнациональное), так и особенное (национальное) в организации и процессах таможенного администрирования.

список литературы

1. Богоева Е. М. Коллективные методы и технологии в управлении таможенным делом: монография/В. В. Ма-крусев, Е. М. Богоева - М.: Изд-во РТА. 2013.

2. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства: Курс лекций. - М.: Изд. Финансы и статистика. 2009.

3. Кишинский Ю. Г. Порядок разработки и установления показателей оценки эффективности деятельности таможенного органа и его структурных подразделений // Московская научно-практическая конференция «Студенческая наука». 2016.

4. Макрусев В. В. Системный анализ в таможенном деле: учебник. - М.-Берлин: Директ-Медиа. 2015.

5. Макрусев В. В. Парадигма моделирования социально-экономических систем в условиях глобализации в мировую экономику // Вопросы экономики и управления. - 2017, - №1. С. 128 - 134.

6. Макрусев В. В., В. А. Черных. Управление таможенным делом: учеб. пособие. - СПб.: Троицкий мост. 2012. С. 171.

7. Макрусев В. В., Пчелинцев В. Н. Управление развитием таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии. 2013. С.79.

8. Макрусев В. В. Теоретическая модель таможенного дела и задачи таможенного менеджмента // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013, № 4. С. 77 - 81.

9. Макрусев В. В., Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Российская таможенная академия. 2012.

10. Макрусев В. В. Механизм «единого окна» как основа развития института таможенного администрирования. // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 130 - 136.

11. Макрусев В. В., Кишинский Ю. Г., Любкина Е. О. Создание гармонизированной и сбалансированной системы показателей эффективности деятельности таможенных органов как базовое направление ее развития // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 6 (2017).

12. Погосян К. С. Определение сбалансированности знакового графа экспертной группы// Вестник ВГУ, 2015, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.