Научная статья на тему 'Показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации концепции "десять шагов навстречу бизнесу"'

Показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации концепции "десять шагов навстречу бизнесу" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ACTIVITY OF CUSTOMS BODIES / PERFORMANCE INDICATORS / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT PROGRAM / CUSTOMS SERVICE / MODERN INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СЕРВИС / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скударнова А. Д., Разживина Д. Д., Макрусев В. В.

Статья посвящена проблемам взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, представлены пути развития таможенной системы и оказания поддержки бизнеса посредством внедрения современных информационных таможенных технологий, проведен сравнительный анализ ключевых показателей оценки качества таможенных услуг в соответствии с дорожной картой «10 шагов навстречу бизнесу» и показателей, представленных в существующей системе оценки результативности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скударнова А. Д., Разживина Д. Д., Макрусев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of the activities of the customs bodies of the Russian Federation in the context of implementing the concept "Ten Steps Towards Business"

The article is devoted to the problems of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity, ways of developing the customs system and supporting business through the introduction of modern information technologies, a comparative analysis of key indicators of assessing the quality of customs services in accordance with the road map " 10 steps towards the business "and the indicators presented in the existing system for assessing the performance of customs bodies of Russia Federation.

Текст научной работы на тему «Показатели деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях реализации концепции "десять шагов навстречу бизнесу"»

электронный научно-экономический журнал стр 12

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ДЕСЯТЬ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ БИЗНЕСУ»

Скударнова А.Д., Разживина Д.Д. курс 3-й, факультет таможенного дела Научный руководитель: В.В. Макрусев, профессор кафедры, доктор физико-математических наук, профессор

Skudarnova AD, Razhivina D.D. Course 3, Faculty of Customs business Scientific adviser: V.V. Makrusev, Professor of the Department, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor State Higher Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy" Lyubertsy, Russia

Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская

таможенная академия», г. Люберцы, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблемам взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, представлены пути развития таможенной системы и оказания поддержки бизнеса посредством внедрения современных информационных таможенных технологий, проведен сравнительный анализ ключевых показателей оценки качества таможенных услуг в соответствии с дорожной картой «10 шагов навстречу бизнесу» и показателей, представленных в существующей системе оценки результативности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: деятельность таможенных органов, показатели результативности деятельности, качество таможенных услуг, Комплексная программа развития, таможенный сервис, современные информационные таможенные технологии.

Indicators of the activities of the customs bodies of the Russian Federation in the context of implementing the concept "Ten Steps Towards Business"

Abstract. The article is devoted to the problems of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity, ways of developing the customs system and supporting business through the introduction of modern information technologies, a comparative analysis of key indicators of assessing the quality of customs services in accordance with the road map " 10 steps towards the business "and the indicators presented in the existing system for assessing the performance of customs bodies of Russia Federation.

Keywords: activity of customs bodies, performance indicators, quality of customs services, Comprehensive development program, customs service, modern information customs technologies.

Код ГРНТИ:61.47.35

Введение

В процессе интеграции Российской Федерации в мировую экономику, повышается роль внешнеэкономических связей между странами, что ведет к изменению направлений и масштаба внешнеэкономической деятельности, увеличивает количество участников внешней торговли.

В ходе осуществления таможенной службой Российской Федерации международных договоров и конвенций появляется значительное число проблем в сфере регулирования внешней торговли, которые могут быть разрешены путем эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

21 февраля 2018 года в Москве прошла конференция по вопросам таможенного регулирования, организованная Комитетом по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса.

Ассоциация европейского бизнеса совместно с Федеральной таможенной службой ежегодно проводит конференции, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем в таможенной сфере. В этом году мероприятие прошло под названием «Таможня и бизнес: десять шагов навстречу», что отвечает сути сегодняшней политики ФТС России, выраженной девизом: «простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства». Сформирована соответствующая программа совместных действий ФТС РФ и бизнес-сообществ (дорожная карта) «10 шагов навстречу бизнесу».

Значимость такой позиции ФТС РФ многократно возрастает сегодня, в период существенных преобразований таможенного регулирования, вступления в силу нового законодательства, внедрения информационных технологий, совершенствования категорирования участников ВЭД и развития удаленного выпуска.

электронный научно-экономический журнал стр 13

Главная цель предстоящей реформы таможенного администрирования заключается в создании комфортной среды для деятельности предпринимателей с одновременным повышением эффективности контроля со стороны таможенных органов.

Добиться этого предполагается посредством перевода взаимодействия участников ВЭД с таможней и другими контролирующими государственными органами в цифровой формат, а также расширения «зеленого сектора», то есть компаний, относимых ФТС к категории низкого уровня риска. «Основная тяжесть контрольных мер должна ложиться на компании высокого уровня риска при мягких мерах контроля в отношении участников ВЭД зеленого сектора», - резюмировал руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Иванович Булавин.

Одна из ключевых проблем во взаимодействии таможни и бизнеса в сфере ВЭД, а соответственно, и в действенности дорожной карты - отсутствие в существующей системе оценки результативности деятельности таможенных органов обоснованного набора показателей качества предоставляемых таможенных услуг.[1]

В этой связи целью данной статьи является проведение сравнительного анализа ключевых показателей оценки качества таможенных услуг в соответствии с дорожной картой «10 шагов навстречу бизнесу» и показателей, представленных в существующей системе оценки результативности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Анализ показателей оценки качества таможенных услуг в соответствии с дорожной картой «10 шагов навстречу бизнесу» и показателей, представленных в существующей системе оценки результативности деятельности таможенных органов

Показатели оценки качества таможенных услуг представлены в дорожной карте «10 шагов навстречу бизнесу» и в Комплексной программе развития фТс России на период до 2020 года.

Характеризуя Комплексную программу развития ФТС России на период до 2020 года, представители таможни всегда подчеркивают, что заложенные в ней 10 ключевых показателей называются «10 шагов навстречу бизнесу», а это однозначно предполагает ответное движение. Именно для реализации ответных шагов со стороны бизнеса Общественным советом при ФТС России в прошлом году была разработана Хартия добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые в свою очередь обязуются:

- обеспечивать достоверность таможенного декларирования;

- стремиться сводить к минимуму количество нарушений таможенных правил вплоть до полного их исключения;

- распространять добросовестные практики ведения бизнеса в сфере ВЭД;

- формировать негативное отношение к несоблюдению таможенных правил и агитировать за ведение честного бизнеса.

Леонид Лозбенко, руководитель Общественного совета при ФТС России, говоря о значении этого документа для предпринимательского сообщества, подчеркнул, что Хартия не подменяет закон, ее задача -оказать поддержку таможенникам в выполнении Комплексной программы, которая в свою очередь нацелена на упрощение всех таможенных формальностей для добросовестных участников ВЭД. Таким образом, круг замкнулся: помогая посредством подписания Хартии ФТС выполнить ее Комплексную программу, бизнес там самым работает на себя, пояснил Леонид Лозбенко.

Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года была разработана для реализации главных задач, поставленных руководителем ФТС России Владимиром Ивановичем Булавиным перед таможенными органами: обеспечить простоту и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. Ее проект прошел основной этап обсуждения с бизнес-сообществом - в рамках Общественного совета при ФТС России и с четырьмя крупнейшими предпринимательскими объединениями России (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП РФ) [3].

Программа предусматривает 18 направлений развития таможенных органов. План мероприятий по реализации Комплексной программы включает 102 пункта. Программа содержит 41 целевой показатель, по которым таможенные органы будут определять степень достижения поставленных задач. Среди них выделены ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу».

электронный научно-экономическии журнал

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БИЗНЕСОМ

№ 9 (53) 2018

9

ФТС

РОССИИ

о и о

О-

О

«10 шагов навстречу бизнесу»

До 95% - доля электронных деклараций, зарегистрированных в ЦЭДах

До 100% - доля ЦЭДов. размещенных на площадях, находящихся

в госсобственности

До 99% - доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций_

До 99% - доля автоматически зарегистрированных импортных деклараций_

До 80% - доля автоматически выпущенных импортных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска

До 80% - доля автоматически вылущенных экспортных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого у ровня риска

До 90% - доля автоматических профилен рисков

До 100% - доля таможенных платежей с использованием единого лицевого счета_

До 50% - доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков

До 90% - доля выявляемых таможенными органами преступлений

Благоприятная среда для ведения вне шне а ко но ми чес кой деятельности

Простые и удобные сервисы

Скорость таможенных операций

Минимизация издержек бизнеса

Добросовестное ведение бизнеса

Саморегулирование

Ответствен н о сть

Хартия добросовестн ы х участников ВЭД

Подписавшие Хартию обязуются:

обеспечивать

достоверность таможенного декларирования

стремиться сводить к минимуму количество нарушений таможенных правил вплоть до полного их исключения

ра сп ростр а нять добросовестные практики ведения бизнеса в сфере ВЭД

формировать негативное отношение к несоблюдению таможенных правил и агитировать за ведение честного бизнеса

vcustoms.ru

ЗП

Я)

ь о ш

о ф

о о о сл

£ ф г>

-I

го

о

Рис. 1. Ключевые показатели «10 шагов навстречу бизнесу» [2]

Однако наряду с ключевыми показателями оценки качества таможенных услуг также существует так называемая система показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации. Все показатели в этой системе можно разделить на 3 группы:

- показатели результативности деятельности;

- показатели эффективности деятельности;

- индикативные показатели [6].

Класснфикацияпоказател ей эффективности деятельности

1 1

Показатели з ффективности Показатели р езу льтативно сти Индикативные показатели

I I I

Пре дназнач ены д ля компл екс -ной оценки эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен. непосредственно подчиненных ФТС России Пр едназнач ены для анализа ре -зультатов работы региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России по отдельным направлениям деятельно сти и апробации новых показателей, которые в перспективе планируется установить в качестве контрольных показателей Предназнач ены для комплексной оценки достижения заявленных целей эксперимента по итогам его проведения

Рис. 2. Классификация показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

Сравнивая показатели «10 шагов навстречу бизнесу» и систему показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно сказать, что у них похожие цели.

Первая система ориентирована на увеличение взаимодействия участников ВЭД с таможней и другими контролирующими государственными органами, вторая - на улучшение работы всей системы таможенных органов.

Следовательно, данные системы показателей взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Также система показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской

электронный научно-экономический журнал стр 15

Федерации функционирует в условиях концепции «10 шагов навстречу бизнесу», которая, в свою очередь, развивает и дополняет данную систему в новом направлении - бизнес.

Так, анализируя все показатели результативности деятельности, можно сказать, что на «10 шагов навстречу бизнесу» будут влиять лишь те, которые связаны с декларированием (в частности, с электронными декларациями), рисками, таможенными платежами и долей выявления таможенными органами преступлений.

Например, такой показатель, как исполнение контрольного задания формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, скорее всего, будет прямо или косвенно оказывать влияние на долю таможенных платежей с использованием единого лицевого счета. Увеличивая первый показатель до 100%, можно также говорить об увеличении второго до такого же значения.

Результативность общероссийских профилей рисков, результативность региональных и зональных профилей рисков, результативность целевых профилей рисков влияют на такой показатель из «10 шагов навстречу бизнесу», как доля автоматических профилей рисков. Также говоря об увеличении первых показателей, можно говорить и об увеличении второго показателя.

Что касается доли выявления таможенными органами преступлений, то этот показатель наибольшую связь имеет с показателем результативности таможенных проверок после выпуска товаров. Ведь, действительно, чем выше будет результативность таких проверок, тем больше вероятность выявить какое-либо несоблюдение установленных норм.

В «10 шагов навстречу бизнесу» существует ряд показателей, которые связаны с электронным декларированием: доля электронных деклараций, зарегистрированных в ЦЭДах; доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций; доля автоматически зарегистрированных импортных деклараций; доля автоматически выпущенных импортных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска; доля автоматически выпущенных экспортных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска. На все эти показатели будут влиять те, которые связаны с решениями по классификации товаров, принятых до выпуска товаров, качеством предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Увеличивая качество таких государственных услуг до 95% и долю решений по классификации товаров, принятых до выпуска товаров до 70%, можно увеличить показатели из «10 шагов навстречу бизнесу» до 80%-100%.

Переходя к показателям эффективности деятельности, можно сказать, они также в основном влияют на декларирование, риски, таможенные платежи и долю выявления таможенными органами преступлений (из «10 шагов навстречу бизнесу»).

Например, увеличение доли уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля до 100%, повлияет на такое же увеличение доли таможенных платежей с использованием единого лицевого счета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность таможенных досмотров повлияет на ускорение процессов, связанных с декларированием (на правильность определения кода по ТН ВЭД). Соответственно, можно увеличить долю зарегистрированных электронных деклараций и другие похожие показатели до 100%. Также эта эффективность существенно увеличит долю выявляемых таможенными органами преступлений.

Доля таможенных досмотров, проведенных на основании региональных, зональных и целевых профилей рисков при таможенном декларировании товаров, ввозимых субъектами контроля высокого и среднего уровней риска нарушения таможенного законодательства, в общем объеме таможенных досмотров ввозимых товаров, проведенных на основании данных профилей рисков, также окажет положительное влияние на процессы декларирования товаров и позволит ускорить процедуру выпуска.

Увеличение доли транспортных средств, по результатам проверки которых мобильными группами выявлены нарушения, увеличит долю выявленных таможенными органами преступлений и поможет прийти к результату до 90%.

Далее перейдем к индикативным показателям, которые отражают результативность деятельности таможенных органов и влияют на декларирование, выявление преступлений, риски.

Такие показатели, как электронное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, эффективность использования единой библиотеки решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, результативность назначения таможенных экспертиз, прямо влияют на увеличение зарегистрированных электронных деклараций и другие похожие показатели до 100%, избегая потери времени и средств на судебную деятельность.

Количество дел об административных правонарушениях, уголовных дел, возбужденных в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу, эффективность деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров при проведении скоординированных контрольных мероприятий, экономическая эффективность, результативность таможенных проверок, проведенных на основании информационно-аналитических справок, количество выявленных контрафактных товаров - все эти индикативные показатели активно повлияют на ключевой показатель - долю выявленных таможенными органами преступлений.

Контроль полноты поступления денежных средств по административным штрафам, перечисления денежных средств, поступивших от реализации изъятых (задержанных) товаров, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, по возврату авансовых платежей, излишне уплаченных (взысканных) платежей от внешнеэкономической деятельности, процентов (пеней) и штрафов, начисленных при нарушении срока возврата таможенных платежей - все это влияет на увеличение таможенных платежей с использованием единого лицевого счета и возможностью такого результата, как 100%. [2, 6, 7]

электронный научно-экономический журнал стр 16

Заключение

Таким образом, проанализировав ключевые показатели и показатели эффективности деятельности таможенных органов, можно сделать вывод, что они не только оказывают влияние на одни и те же сферы таможенной деятельности, а развивают и дополняют друг друга, предполагая развитие всей системы таможенных органов Российской Федерации в направлении к бизнесу. Более того, увеличение результата одних повлечет достижение ключевых показателей, запланированным результатом которых является существенная поддержка бизнеса.

На основании сделанного вывода необходимо включить данные ключевые показатели в систему оценки результативности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Список литературы

1. Макрусев В.В., Кишинский Ю.Г., Любкина Е.О. Создание гармонизированной и сбалансированной системы показателей эффективности деятельности таможенных органов как базовое направление ее развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, № 6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/26EVN617.pdf

2. ФТС// ttp://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25270:-10-&catid=40:2011-01-24-15-02-45

3. Таможня и бизнес: 10 шагов навстречу друг другу // Журнал «Ракурс» - информационно-аналитическое издание Ш1_: http://rakurs-journal.com/novosti/422-tamozhnya-i-biznes-10-shagov-navstrechu-drug-drugu

4. Газета Комерсантъ// https://www. kommersant.ru/doc/3307162

5. Провед.рф// http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/44754-glava-1:ts-o-biznese-my-stali-slyshaty-dpug-dpuga.html

6. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 14 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 30 октября 2017 г. № 1720».

7. Сайт « Макрусев. рф»/ http://xn--80aeiti0ahp.xn--p1ai/

8. Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. Москва: Проспект, 2018. 384 с.

УДК 665.584.25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.