КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НЕФИНАНСОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Н.Н. Ковалева
Нефинансовая социальная отчетность является достаточно новой корпоративной практикой в России и за рубежом. В статье представлен фрагмент, разработанный автором концепции нефинансовой социальной отчетности, включающий в себя содержание, принципы, критерии составления отчетности.
Ключевые слова: нефинансовая социальная отчетность, социальная ответственность, базовые индикаторы результативности, устойчивоеразвитие, дискреционная ответственность
Социальная отчетность корпораций является важнейшей составляющей системы социальной ответственности бизнеса. В научной литературе нет общепринятого определения «корпоративная социальная отчетность». В различных исследованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчетность», «социально-ответственная отчетность», «социальная отчетность», «социальная экологическая отчетность». Первая социальная отчетность отражала финансовое состояние корпорации. Ее основными потребителями были акционеры и инвесторы. Однако финансовые отчеты уже недостаточно полно отражали реальное состояние компании, возникла потребность в информации нефинансового характера, т. е. о положении компании на рынке, о социальных благах для общества и государства, о стратегии корпорации и т. д. Вследствие этого, появилась необходимость создания другого формата отчетов или некоторого дополнения к финансовым отчетам. Это дополнение получило название «sustainability report» - отчет о прочности, состоятельности компании. Данный отчет показывал недостающие стороны жизни организации - ее внутреннее состояние и планы, ее партнерские отношения, цепочки поставок, влияние на окружающую среду, связи с обществом и государственными структурами. В русском языке появился перевод «sustainability», как «устойчивое развитие». Однако, дословный перевод «sustainability» подразумевает - протяженность в будущее. Таким образом, устойчивое стратегическое развитие наиболее полно отображает направленность нефинансовой отчетности. Для стейкхолдеров появляется возможность быть уверенными не только в том, что данная компания хороша сегодня, но и есть возможность быть уверенными в ее устойчивом стратегическом развитии. В соответствии с международным стандартом АА1000 «стейкхолдерами», являются «отдельные лица или группы, которые зависят от организации в достижении своих целей и от которых, в свою очередь, зависит организация» [1]. «Sustainability report» предполагает цепочку взаимодействия вчерашнего дня корпорации с ее сегодняшними возможностями и планами на будущее. Здесь формируются цель, задачи и стратегия развития бизнеса, приоритетные направления взаимодействия компании с обществом.
В российской практике учета под нефинансовой «социальной» отчетностью понимают отчетность организации об экономических, социальных, экологических результатах деятельности организации. Она содержит информацию об управлении персоналом, охране труда и технике безопасности, корпоративном управлении, управлении рисками, благотворительности, охране окружающей среды, управлении качеством продукции, взаимодействии с заинтересованными сторонами, соблюдении этики. При этом в зависимости от рамок отчета, принятой в компании и в данной стране, терминологии нефинансовые отчеты могут называться социальными отчетами, экологическими отчетами, отчетами о корпоративной социальной ответственности, отчетами об устойчивом развитии, отчетами о корпоративном гражданстве и отчетами по тройному итогу.
По Грею, корпоративная социальная отчетность - это процесс предоставления информации о социальных и экологических последствиях экономической деятельности организации заинтересованным пользователям и обществу в целом. В таком виде, она подразумевает расширение ответственности организаций поверх ее традиционной роли предоставления финансовой отчетности владельцам капитала, т. е. акционерам. На практике корпоративная социальная отчетность освещает такие области деятельности как: окружающая среда, экология, права человека, защита животных, права служащих и нравственные ценности. Основной целью всех этих действий являлось увеличение масштаба и деталей классического представления счетов компании, которые, в первую очередь, ориентированы на акционеров и менеджмент, основаны на экономической активности и ориентированы на отражение прибыли.
Таблица 1
Определения нефинансовой отчетности
Организация, предложившая терминологию Определение Источник опубликования
Агентство социальной информации (АСИ) Россия Социальный отчет -документ, рассказывающий об оценке Иир//шшш.$осоуе1.ш/Ва$е$/ЗОВ/$оЬ.п$1:^еЬС!о$$гу?ОрепРогт&с// Социальная отчетность бизнеса (Сайт Агентства социальной информации) Глоссарий
общественного влияния компании
Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров (АССА) Великобритания Отчетность в области устойчивого развития - отчетность об экономических, экологических и социальных аспектах деятельности организации Roger Adams, Sustainability reporting and the global reporting initiative, ACCA, 26 Yul 2001 < http:www.accaglobal.com/students/publications/student_accountant/archive/2001/18/57324>
Ассоциация дипломированных главных бухгалтеров (СвА-Canada) Канада Отчет о корпоративной устойчивости -средство коммуникации с заинтересованными сторонами по поводу экономических, экологических и социальных результатов деятельности организации Measuring Up: A Study on Corporate Sustainability Reporting in Canada// Certified Ceneral Accountants Association of Canada, Yule 2005 http://www.cgacanada.org/enca/ResearchReports/ca rep 2005-06 sustainability 1 .pdf
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Нефинансовый (социальный) отчет -это добровольно раскрываемая информация, достоверно и доступно для ключевых заинтересованных сторон отражающая основные аспекты и результаты деятельности компаний, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса компании Рекомендации по оценке деятельности и подготовки нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании», М., РСПП, 2005г.
Целесообразно согласиться с мнением В. С. Карагод, что «традиционная и социальная отчетность не являются взаимно исключающими, но скорее дополняют друг друга, притом, что социальная отчетность предусматривает удовлетворение социальных нужд, создание рабочих мест, обеспечение эффективного производства, создание прибыли и, таким образом, способствует процветанию общества. В то время как традиционный бухгалтерский учет лишь документирует осведомленность о необходимости социальной ответственности, социальная отчетность показывает насколько данная ответственность серьезно воспринимается компанией» [ 1 ].
Нефинансовая (социальная) отчетность дополняет финансовую бухгалтерскую отчетность, позволяет пользователям получить более объективное представление о компании. В отличие от бухгалтерской финансовой отчетности для социальной отчетности еще не разработаны в полном объеме стандарты. Однако, при формировании нефинансовой отчетности целесообразно руководствоваться стандартами: АА1000 (AccountAbility 1000, AA1000»), GRI («Global Reporting Initiative»), SA 8000 («Социальная ответственность»), Базовые индикаторы результативности (разработаны РСПП).
Стандарты нефинансовой отчетности (рис. 1) гарантируют определенное качество нефинансового отчета, так как они были разработаны и утверждены группами экспертов, которые выявили наиболее существенные аспекты деятельности компаний, подлежащих публичному раскрытию. Стандарт GRI («Global Reporting Initiative» или «Глобальная инициатива по отчетности») является одной из наиболее широко распространенных систем отчетности устойчивого развития. Согласно данному стандарту отчетность должна формироваться согласно принципу «трех корзин» ил по «триединому итогу»: экономика компании, экология производства и социальная политика.
Базовые индикаторы результативности деятельности разработаны Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей. Стандарт ориентирован на международные документы в области устойчивого развития, представляет свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, включая экономическую, экологическую и социальную составляющие, и направлен на содействие тому, чтобы эти принципы стали частью корпоративных стратегий, реализуемых в повседневной деятельности организаций [3].
Стандарт AA1000 (AccountAbility 1000, AA1000») обеспечивает качественное ведение социального и
этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности, определяет подходы, как к постановке учета социальной ответственности, так и к обеспечению интересов стейкхолдеров. В настоящее время он используется коммерческими и общественными организациями при проектировании политики социальной корпоративной ответственности. В соответствии с «Зеленой книгой о корпоративной социальной ответственности» быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами [ 4 ].
О
О 5
£ а о
о
о
о
2
£
£
(и
I х
£ .
<
<
о
■с
Рис. 1. Концепция нефинансовой (социальной) отчетности
Социальная корпоративная ответственность компании включает четыре компонента: экономической, юридической, этической и дискреционной ответственности. Эти четыре составляющие вместе образуют социальную отзывчивость компании.
Экономическая ответственность сводится к максимизации прибыли. По мнению Милтона Фридмена, корпорация должна управлять на основе принципа максимизации прибыли, при этом ее единственной целью является увеличение прибыли до тех пор, пока это допускается правилами игры. В то же время, Т. Роджерс
выдвигает идею максимизации прибыли с одновременным обязательством быть хорошим корпоративным гражданином.
Юридическая ответственность определяет, что общество считает надлежащим поведением бизнеса. Ожидается, что компании будут добиваться своих экономических целей, действуя в рамках правовой системы. юридические требования к бизнесу регламентируют законодательные и нормативные акты. Моральная ответственность предполагает осуществление действий, которые не обязательно предписываются законом и не обязательно приносят корпорации прямые экономические выгоды. Неэтичное поведение возникает в тех случаях, когда принимаемые решения позволяют индивидууму или компании получать выгоды за счет других людей или общества в целом. Дискреционная ответственность является исключительно добровольной и направляется желанием компании внести свой вклад в развитие общества, не предусмотренный требованиями экономики, права или морали. Дискреционные действия подразумевают безвозмездное выделение бизнесом средств на благотворительные нужды. Данный вид ответственности является высшей формой социальной ответственности, потому что выходит за рамки ожиданий общества относительно возможного вклада бизнеса в повышение благосостояния населения [ 5 ].
Рис. 2 Критерии социальной ответственности (отзывчивости) компании
Таким образом, социальный отчет корпораций - это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. По нашему мнению, корпоративную социальную отчетность можно определить как сложную систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты ее деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самой компании, потребителей ее продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных, связанных с ней групп общества.
Not financial social reporting is enough new corporate practice in Russia and abroad. In article the fragment developed by the author of the concept of not financial social reporting, including the maintenance, principles, criteria of drawing up of the reporting is presented
Keywords: not financial social reporting, social responsibility, base indicators of productivity, a sustainable development, discretionary responsibility
Список л итературы
1. Карагод В. С. Принципы и стандарты корпоративного социального учета и
отчетности//Международный бухгалтерский учет, 2007. №9. С.25-38
2. Аннаев А. Нефинансовая отчетность: сущность, стандарты и этапы подготовки//Общество и экономика, 2009. №8-9. С. 209-215
3. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор/Под общей ред. А. Н. Шохина - РСПП, М., 2006. 108с.
4. Международные стандарты нефинансовой отчетности (полные версии)// СПС «Главбух»
5. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд./Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. СПб.:Питер, 2009. 800с.
Об авторе:
Ковалева Н.Н.- зам. директора СЭИ по учебной работе, кандидат экономических наук, доцент, kovaleva-nat@yandex.ru