ПРИОРИТЕТЫРОССИИ
3 (192) - 2013
УДК 314.152.2
концептуальные подходы к формированию репродуктивной
WW ^
политики в российской федерации*
а. п. багирова,
доктор экономических наук, профессор кафедры
социологии и социальных технологий управления E-mail: dekan2003@mail. ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
М. Г. абилова,
кандидат экономических наук,
проректор по экономическим и финансовым вопросам E-mail: efpro@magtu. ru Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
В статье обосновывается необходимость формирования репродуктивной политики в России, направленной на рост объема и улучшение качества будущего человеческого капитала. Определяются задачи репродуктивной политики, объекты, ключевые идеи, основные положения и принципы, инструменты реализации.
Ключевые слова: репродуктивный труд, репродуктивная активность, репродуктивная политика.
Несмотря на некоторое улучшение показателей рождаемости в России в последние годы, итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. свидетельствуют о сохранении негативных тенденций в социальном институте семьи. На это указывает, в частности, снижение таких показателей, как число супружеских пар, средний размер домохозяйств, среднее число
* Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 12-03-00073а.
Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
2 -
рожденных на 1 000 женщин фертильного возраста, численность населения моложе трудоспособного возраста. В ближайшие двадцать лет проблема сокращения численности трудоспособного населения может сказаться на всех сферах жизни российского общества. Резкий демографический кризис может повлечь за собой необходимость пересмотра места России на мировой политической и экономической арене.
В настоящее время в России реализуются меры, направленные на стимулирование рождаемости. Однако это происходит на фоне недостаточной изученности факторов, оказывающих влияние на развитие репродуктивной активности населения, низкой региональной дифференциации этих мер, понимания их связей с социально-экономической политикой в регионах, реализации усредненного подхода к стимулированию рождаемости для разных слоев населения.
Специалисты единодушны во мнении относительно причин сложившейся ситуации - низкая потребность населения в детях, недостаточные условия для реализации существующей потребности. Ее совокупный объем сегодня намного ниже соответствующего объема на уровне общества. Массовое
распространение малодетности свидетельствует о конфликте между репродуктивным выбором семьи и интересами общества. Следовательно, необходимы меры, направленные на интериоризацию общественных потребностей и перевод их во внутреннюю сферу личности. Общественные потребности должны быть осознаны человеком, восприняты как его собственные - в этом случае формируется мотивация репродуктивного поведения.
Однако ученые констатируют, что «пока, к сожалению, практически не определены, не разработаны конкретные меры демографической политики, которые могли бы способствовать повышению потребности в детях. Нигде в мире нет успешного опыта проведения такого рода демографической политики. Задача ее разработки является одной из важнейших для демографической науки» [1, с. 12]. На взгляд авторов, создание основ решения этой задачи возможно через реализацию мер специальной репродуктивной политики, ключевая идея которой заключается в признании за репродуктивным поведением, а также дальнейшей деятельностью родителей по воспитанию, развитию детей ее трудового характера.
Использование этой категории в качестве центральной созвучно важнейшим группам факторов снижения рождаемости в России (как индикатора активности на первой стадии репродуктивного труда) - группе экономических факторов (ухудшение материально-бытовых условий) и социально-духовных (снижение ценности семьи).
Репродуктивный труд должен рассматриваться как многостадиальная деятельность, а трудовая карьера
женщины - как непрерывная (сочетающая в себе последовательное и/или параллельное выполнение трудовых функций в продуктивной и репродуктивной сферах). Именно признание высокой значимости репродуктивного труда, его статусности и престижа должно стать ключевым инструментом стимулирования репродуктивно-активного труда.
Основные характеристики репродуктивной политики, касающиеся сущности ее формирования, представлены на рис. 1.
В качестве объектов репродуктивной политики целесообразно рассматривать:
Рис. 1. Основные характеристики репродуктивной политики Российской Федерации
_ з
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
1) население страны и отдельных регионов (дифференциация по масштабу объекта);
2) возрастные группы населения (дифференциация по возрасту на возрастные группы, уже реализовавшие репродуктивный труд, находящиеся в процессе его реализации, а также те, кому еще только предстоит осуществлять репродуктивно-трудовую деятельность). Репродуктивная политика Российской Федерации должна быть направлена на увеличение объема будущего человеческого капитала и улучшение его качества. В качестве конкретных целей репродуктивной политики страны может быть определено достижение пороговых значений по комплексу количественных и качественных характеристик человеческого капитала регионов и страны, измеряемых через систему показателей процесса репродуктивного труда и его результатов. В качестве таких показателей можно, например, рассматривать систему параметров, предложенную А. М. Илышевым и И. В. Лаврентьевой [2, с. 151-157], усовершенствованную авторами и включающую в себя:
1) показатели результатов формирования развития будущего человеческого капитала в секторе домашнего репродуктивного труда (эти показатели целесообразно дифференцировать по стадиям репродуктивного труда);
2) показатели процесса репродукции человеческого капитала в региональной социальной сфере и на рынке труда (сюда включаются показатели репродукционного процесса в системе общего и профессионального образования региона, в сфере здравоохранения региона, в сфере культуры региона);
3) обобщающие показатели объема, качества человеческого капитала и эффективности его кругооборота.
Достижение целей репродуктивной политики РФ в значительной степени будет определяться решением целого круга задач, включая обеспечение условий для реализации качественного репродуктивного труда в необходимых обществу объемах в сферах социальной и домашней репродукции, создание эффективной системы стимулирования его результатов, формирование и развитие системы мотивации к его осуществлению.
В основу репродуктивной политики Российской Федерации следует положить следующие принципы:
• комплексность цели репродуктивной политики, состоящей в достижении как количественных, так и качественных характеристик человеческого капитала;
• двухуровневость репродуктивной политики и включение в ее структуру федерального и регионального компонентов, что предполагает учет региональных особенностей динамики репродуктивных ситуаций и дифференцированный подход к разработке и реализации программ репродуктивного развития субъектов РФ. Необходимо, чтобы проведение активной репродуктивной политики на федеральном уровне способствовало формированию и реализации аналогичной политики на региональных уровнях, при этом последняя должна во многом определяться спецификой репродуктивной ситуации в регионе;
• концентрация на приоритетах - выбор в каждом типе регионов наиболее проблемных стадий репродуктивного труда и применение в их отношении эффективных методов и инструментов стимулирования труда;
• координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
В основании двухуровневой репродуктивной политики должна лежать общая система взглядов, включающая в себя положения, разделяемые всеми ее субъектами:
1) добровольность участия в репродуктивно-трудовой деятельности. Это предполагает отсутствие наказаний за неучастие в ней, недопустимость ее порицающего стимулирования, отсутствие законодательных ограничений или запретов на тот или иной тип репродуктивного поведения;
2) рассмотрение российской семьи в качестве основного объекта репродуктивной политики, полноправного субъекта российской экономики. Она выполняет социальный заказ на формирование и развитие совокупного человеческого капитала страны. В этом процессе реализуется репродуктивный труд, в связи с чем семьей потребляются ресурсы общества и государства, возникают репродуктивные затраты и достигаются репродуктивные результаты;
3) прямая заинтересованность государства в достижении высоких количественных и качественных результатов репродуктивного труда. Для их достижения государство использует
качество человеческого капитала
различные инструменты и методы стимулирования репродуктивно-активного труда; 4) свобода семьи в выборе способов и форм реализации репродуктивного труда. Эти формы и способы в сферах домашней и социальной репродукции многообразны, семья вправе определять и реализовывать наиболее приемлемые из них для себя на каждой стадии реализации репродуктивного труда.
Процесс реализации репродуктивной политики концептуально представлен на рис. 2.
Рассмотрим вопросы, связанные с ресурсным -информационным и финансовым - обеспечением реализации предлагаемой репродуктивной политики.
Информационное обеспечение реализации репродуктивной политики предполагает использование данных государственной статистики (на федеральном и региональном уровнях), социологических исследований. При этом необходимо использование ряда отраслевых статистик: демографической, образовательной, медицинской, репродуктивной (где следует собирать данные, касающиеся процесса реализации репродуктивного труда и его результатов).
Информационное обеспечение репродуктивной политики также предполагает поддержку ее проведения во всех российских регионах, введение социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, включение в образовательный процесс специальных курсов, разработку соответствующего методического обеспечения,
информирование населения о последствиях депопуляции, прогнозе и следствиях снижения качества человеческого капитала. Необходимо формирование определенной репродуктивно-трудовой идеологии, в центре которой будет лежать признание обществом и государством высокой значимости, престижа репродуктивного труда, понимание важности для страны его результатов с соответствующим комплексным их стимулированием.
В качестве финансовых ресурсов репродуктивной политики целесообразно рассматривать средства федерального бюджета и бюджетов субъектов
Результаты репродуктивного труда:
объем человеческого капитала;
Параметры репродуктивного труда, зависящие от субъектов его реализации:
объем репродуктивного труда;
качество реализации репродуктивного труда
Условия для реализации репродуктивно-активного труда субъектами труда
Стоимость репродуктивного труда для заказчика труда
Экономические
I
Идеологические
И
Юридические
Инструменты реализации репродуктивной политики
7\
Цели репродуктивной политики, определяемые государством как «заказчиком» результатов репродуктивного труда:
рост численности населения;
улучшение демографической структуры населения; улучшение качества будущего человеческого капитала
Рис. 2. Концептуальные основы реализации репродуктивной политики Российской Федерации
Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов. Для полноценной реализации политики необходимо, чтобы ее финансовый механизм включал в себя систему поступления, накопления и расходования ресурсов, а сама бы она была построена с учетом действия объективных экономических и социальных законов. В связи с этим представляется, что в качестве одного из возможных источников доходной части бюджетов целесообразно рассматривать налоговые поступления хозяйствующих субъектов за использование ими человеческого капитала или создание на предприятиях репродуктивно-ген-дерных фондов [2, с. 52-53; 3, с. 114-117].
Экономическими инструментами реализации репродуктивной политики могут выступать:
1) система пенсионного обеспечения, реализующая в числе прочего отсроченное стимулирование количества и качества осуществленного репродуктивного труда;
2) прямая оплата репродуктивного труда в процессе его реализации (в ряде регионов);
3) налоговая система, включающая в себя:
• льготы по налогообложению физическим лицам, достигшим определенных результатов репродуктивного труда;
• налог на использование человеческого капитала, плательщиком которого выступают его основные потребители.
Предлагаемая концепция двухуровневой репродуктивной политики направлена на стимулирование и мотивацию репродуктивно-активного труда; ее же дифференциация на региональном уровне создаст условия для достижения этого результата несколько различающимися, но адекватными для каждого типа регионов способами.
В конечном счете двухуровневая репродуктивная политика преследует цели, которые могут быть выделены как на уровне населения (выступающего субъектом репродуктивного труда), так и на уровне государства и регионов (выступающих заказчиками результатов этого труда).
С точки зрения субъектов труда репродуктивная политика должна способствовать созданию эффективных стимулов репродуктивно-активного труда и формированию у населения соответствующих потребностей в нем. Последовательное проведение репродуктивной политики должно повысить эффективность репродуктивно-активного труда для его субъектов, сделать затраты этого труда для них в
определенном смысле возвратными, «окупаемыми», сформировать удовлетворенность от реализации этого вида труда. В свою очередь, полная реализация мотивационного механизма репродуктивного труда (мотивов продолжения рода как биологической составляющей мотивации, мотивов самореализации как психологической составляющей, мотивов престижа как социального элемента мотивационной системы) является ключевым фактором формирования репродуктивной активности российского населения.
На государственном и региональном уровнях проведение репродуктивной политики формирует необходимые условия для перехода населения страны и отдельных регионов от реализации широко распространенной модели репродуктивно-пассивного труда к преимущественной реализации модели репродуктивно-активного труда. В перспективе это повысит качество и количество будущего человеческого капитала страны и отдельных регионов. Рост объема человеческого капитала позволяет решить и целый ряд других, не менее важных, государственных задач, а именно: преодоление тенденции сокращения численности населения, снижение потребности в компенсации убыли населения за счет принятия иммигрантов; преодоление негативных тенденций изменения демографической структуры населения, следствием чего являются, в частности, старение общества и трансформация пенсионной системы, необходимость инвестиций в социально-экономическую инфраструктуру заботы об одиноких, рост затрат на техническое оснащение армии и т. д. Конечная же цель реализации репродуктивной политики видится авторам как достижение объема и качества человеческого капитала, соответствующих требованиям инновационной экономики.
Список литературы
1. Архангельский В. Н. К оценке резервов повышения рождаемости в России и ее регионах // Демографическое настоящее и будущее России и ее регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции (30-31 мая 2012 г., Москва) / под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: Экон-Информ, 2012. С. 11-25.
2. Багирова А. П. Семейные инвестиции в будущий человеческий капитал: актуализация проблемы окупаемости в российских условиях // Финансы и кредит. 2010. № 33. С. 49-54.
3. Илышев А.М., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография. М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2005.