Научная статья на тему 'Концептуальные основы Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2020 года'

Концептуальные основы Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев А. Ш.

Раскрываются исходные предпосылки и концептуальные основы проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, обосновываются стратегические цели долгосрочного развития, основные факторы и механизмы их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REPUBLIC DAGESTAN TILL 2020

Initial preconditions and conceptual bases of the project of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 reveal, strategic targets of long-term development, major factors and mechanisms of their achievement are proved.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2020 года»

_АХМЕДУЕВ А.Ш.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ДО 2020 ГОДА

Раскрываются исходные предпосылки и концептуальные основы проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, обосновываются стратегические цели долгосрочного развития, основные факторы и механизмы их достижения.

_AHMEDUEV A.SH.

CONCEPTUAL BASES OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REPUBLIC DAGESTAN TILL 2020

Initial preconditions and conceptual bases of the project of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 reveal, strategic targets of long-term development, major factors and mechanisms of their achievement are proved.

Ключевые слова: стратегия долгосрочного развития, концепция долгосрочного развития, внутренние и внешние факторы, ключевые проблемы, стратегическая цель, приоритетные направления, механизм реализации.

Успешное развитие современной экономики, как показывает мировой и отечественный опыт, возможно только при активной роли государства, при наличии тщательно разработанной экономической политики, четком определении общих целей и приоритетов, путей и методов их реализации. Стержнем экономической политики является долгосрочная (на 15-20 и более лет) стратегия, нацеленность на достижение качественно новых рубежей в социально-экономическом развитии.

При разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года (Стратегия-2020) мы исходили из того, что она представляет собой один из ключевых элементов системы регионального планирования и плановой организации экономической деятельности. С использованием системного подхода в проекте Стратегии решен комплекс вопросов по обеспечению долгосрочного устойчивого развития республики, взаимоувязке краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, согласованию действий и эффективному взаимодействию органов власти всех уровней по реализации Стратегии.

При разработке Стратегии принимались во внимание общемировые тенденции развития постиндустриальной цивилизации и гражданского общества, глобализации мирохозяйственных процессов, формирования новой «экономики знаний» и ее социализации. Учитывались макроэкономическая ситуация в России, а также концептуальные основы и направления политики социально-экономического развития Российской Федерации.

Проект содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. В нем осуществлен подробный анализ и дана оценка потенциала социально-экономического развития республики.

В проекте Стратегии определена миссия Республики Дагестан как приграничного субъекта Российской Федерации, а также миссия органов государственного управления, разработана система стратегических целей, обоснованы отраслевые приоритеты долгосрочного развития республики.

В проекте предложен сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по четырем возможным вариантам сценарий развития, обоснован выбор целевого (композиционного) сценария социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г.

В проекте Стратегии определены основные механизмы, которые могут и должны быть задействованы для ее успешной реализации, определены индикаторы для мониторинга и оценки достижения основных стратегических целей.

По оценке заказчика и многих неофициальных экспертов, проект Стра-тегии-2020, как по структуре, так и по содержанию, в основном соответствует техническому заданию, требованиям Минрегионразвития РФ к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

Однако проект Стратегии-2020 подлежит доработке с учетом уточнения всей статистической информации за базовой 2006 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, Концепции Стратегии долгосрочного развития Юга России. Необходимо отразить в Стратегии вопросы территориального развития, бюджетного финансирования, состояние энергобаланса. Эти и некоторые другие замечания и конструктивные рекомендации заказчика, аппарата Президента РД, министерств и ведомств, круглых столов, научно-практической конференции, а также высказанные в СМИ будут учтены при доработке проекта Стратегии-2020.

Однако отдельные концептуальные вопросы нуждаются в дальнейшем обсуждении и согласовании.

Прежде всего приходится констатировать, что нет единого мнения даже по содержанию понятия «Стратегия социально-экономического развития республики». Многие, даже отдельные ученые-экономисты, считают, что Стратегия-2020 должна отражать и решать все нынешние и ожидаемые в будущем проблемы Дагестана. В Требованиях Минрегионразвития РФ к Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации определено, что «Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи поли-

тики органов государственной власти». Отсюда вытекает, что Стратегия, во-первых, - это система мер государственного управления и не более того.

Во-вторых, эти меры государственного управления должны опираться на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики республиканских органов власти. Следовательно, Стратегия должна определить и отражать долговременные (до 2020 года) целевые ориентиры, наиболее принципиальные установки, приоритеты и намерения органов власти республики.

Думать, что Стратегия-2020 отразит и решит все многочисленные проблемы Дагестана более чем наивно. Из всех имеющихся и возможных в будущем проблем выделяются стратегические, то есть судьбоносные, имеющие решающее значение для настоящего и будущего Дагестана.

Нет полного согласия и единодушия и в вопросе о порядке и последовательности разработки концепции долгосрочной стратегии и самой стратегии. Концепция долгосрочного социально-экономического развития - это система взглядов на экономические процессы, оценка состояния и осмысления будущего, можно сказать, что это - замысел, определяющий выбор стратегических целей и вектора движения к ним. Согласно современной социальной технологии именно с разработки, обсуждения и принятия концепции нужно начинать разработку долгосрочной стратегии социально-экономического развития.

Не случайно, что уже многие месяцы продолжается широкое обсуждение проектов Концепции развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции стратегии развития регионов Российской Федерации до 2020 года, Концепции Стратегии развития Юга России. После обсуждения и соответствующей доработки эти концепции будут приняты правительством РФ. Уже на основе принятых концепций будут разрабатываться долгосрочные стратегии социально-экономического развития РФ, Стратегия развития регионов РФ, Стратегия развития Юга России.

В Республике Дагестан обошли этап согласования концепции. Но стратегии без концепции не бывает, так как она основывается на определенной концепции. Проект Стратегии-2020 также обоснован на концепции. Но это -концепция разработчиков Стратегии-2020. Обойти этап согласования долгосрочной концепции не удалось и вокруг основных концептуальных позиций проекта Стратегии-2020 идет дискуссия, высказываются различные, порой противоположные мнения. Пока не приняты решения по принципиальным концептуальным позициям, заложенным в проекте Стратегии-2020. Но принимать решение нужно, так как без этого еще и еще раз придется возвращаться к обсуждению и к доработке Стратегии-2020. Именно поэтому мы считаем целесообразным продолжить обсуждение и выработать общую позицию по узловым концептуальным вопросам Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

Стратегия долгосрочного развития не может быть произвольной, создана по чьей-то воле, тем более она не может базироваться на чьих-то философских размышлениях. Стратегия вытекает из объективных реалий, диктуется определенными внешними и внутренними факторами.

Социально-экономическое положение Республики Дагестан исключительно сложное. Не потому, что оно становится хуже. Наоборот, в последние годы продолжается рост экономики высокими темпами. Дело в том, что мировая экономика меняется кардинально и такие же радикальные перемены начались в экономике и социальной сфере России. Именно на этом поле динамичных и кардинальных перемен Дагестан пока не занял подобающее ему место.

Поэтому, прежде всего, при разработке проекта Стратегии-2020 учитывались происходящие чрезвычайно динамичные и сложные мирохозяйственные процессы, такие факторы как: глобализация и формирование открытого мирового рынка; кардинальное изменение самой модели экономики - переход на инновационную модель развития; резкое усиление конкуренции на мировом рынке при возрастающей неустойчивости рынка; возрастание роли человеческого капитала в развитии экономики.

Эти и другие мирохозяйственные процессы диктуют кардинальные изменения в экономике и социальной сфере Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны найти отражение в Стратегии долгосрочного развития Дагестана. Россия все активнее интегрируется в мировую экономику и соответственно в мировой рынок, готова вступить во Всемирную торговую организацию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России поставлена стратегическая цель - превращение страны в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран по экономической мощи. В своем выступлении на Петербургском форуме Президент РФ Д. Медведев еще раз подчеркнул, что Россия намерена обеспечить переход своей экономики на инновационную модель и приток инвестиций.

Глобализация мирохозяйственных процессов, интеграция России в мировую экономику и вступление в ВТО делает неизбежной интеграцию Республики Дагестан в мировое экономическое пространство. Поскольку Российский (включая и дагестанский) рынок при этом неизбежно станет сегментом мирового рынка, Дагестан обречен конкурировать на мировом рынке. Отсюда вся сложность и серьезность этого вызова и проблемы конкурентоспособности. Именно обеспечение конкурентоспособности экономики Дагестана на глобальном рынке становится одной из важнейших стратегических задач республики. Это ставит перед Дагестаном стратегическую сверхзадачу - переход на инновационную модель развития и формирование современной «экономики знаний».

Именно отсюда вытекают требования к Стратегии-2020 и основные концептуальные подходы к определению целей долгосрочного развития республики, сроков и путей их достижения. Учитывая отставания даже от среднероссийского уровня, обеспечить конкурентоспособность на мировом рынке для экономики Дагестана - это именно сверхзадача и ее надо решать, ибо на мировом рынке экономика должна быть конкурентоспособной или ее вообще не будет. Это надо ясно представлять себе органам власти, политиче-

ским и общественным деятелям, предпринимателям и каждому дагестанцу. Этой глобальной для Дагестана угрозе необходимо дать адекватный ответ. Соответственно надо строить долгосрочную Стратегию и всю деятельность по ее реализации.

В долгосрочной стратегии социально-экономического развития республики необходимо учитывать и такой важный фактор, как неопределенность региональной политики Российской Федерации. В Требованиях Мин-регионразвития РФ к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ подчеркивается, что стратегические приоритеты, цели, задачи и в целом Стратегия субъекта РФ должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития Российской Федерации. К сожалению, такого согласования достичь сложно, прежде всего, потому что пока не сложилась четкая и устойчивая региональная политика Российской Федерации, а предлагаемая Министерством регионального развития РФ «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», на наш взгляд, является далеко не бесспорной.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года крайне важно определить центральную идею, представляющую собой несущий каркас всей стратегической конструкции. Именно такая главная идея должна не только определять ориентиры на период до 2020 года, но и служить концептуальной основой для раскрытия и решения всех стратегических проблем республики. Именно такую роль общенациональной идеи, по нашему мнению, должна играть главная стратегическая цель на период до 2020 года.

В проекте Стратегии-2020 определена «Главная стратегическая цель -достижение среднероссийского уровня и качества жизни населения на основе устойчивого и сбалансированного развития и социальной ориентации экономики». Мы исходили из того, что бесспорной главной стратегической целью для Дагестана является повышение благосостояния и качества жизни населения. На наш взгляд, бесспорным является и то, что средством достижения этой цели является: во-первых, устойчивое и сбалансированное развитие экономики и, во-вторых, ее социальная ориентация путем полной модернизации.

Спорными являются предусмотренные в проекте Стратегии-2020 темпы и временной ориентир достижения к 2020 году среднероссийского уровня качества жизни. Мы исходим из того, что это для Дагестана не политический лозунг, а объективная необходимость. Дело не только в том, что историческое и хроническое отставание ущемляет честь и достоинство дагестанцев, что дагестанцы вот уже более 150 лет - россияне и имеют со всеми другими народами равные конституционные права. Дело в том, что Дагестан как субъект РФ должен активно участвовать в намечаемой кардинальной модернизации экономики, переводе ее на инновационную модель. Для этого дагестанской экономике нужен современный человеческий капитал, формирование которого полностью зависит от качества жизни населения. Для формиро-

вания и развития современной инновационной экономики нужен материально обеспеченный, образованный, здоровый и деятельный работник. Здесь очевидная взаимосвязь: высокий уровень жизни населения - условие качественного человеческого капитала, без последнего невозможно инновационное развитие экономики, без этого немыслимо обеспечить конкурентоспособность экономики. А неконкурентоспособная экономика в условиях глобализации и вступления России в ВТО обречена на деградацию.

Кроме того, надо ясно представлять себе, что хроническое отставание уровня жизни и низкий уровень человеческого капитала наносят прямой экономический ущерб: снижают инвестиционную привлекательность республики, вызывают «утечку мозгов», денежного капитала, наиболее квалифицированных и активных кадров. По некоторым данным из Дагестана ежегодно выезжают около 10 тыс. человек, а сколько выезжает на временные работы никто не знает. Понятно, что эти дагестанцы - мигранты работают и создают добавленную стоимость в других регионах России или за рубежом. Развитие этих весьма динамичных негативных процессов для Дагестана в долгосрочной перспективе чревато серьезными последствиями. Именно поэтому планку главной стратегической цели нужно поднять на объективно необходимый уровень, ориентирующий на сокращение отставания и в долгосрочной перспективе на среднероссийские стандарты уровня качества жизни. Конечно, это потребует максимального напряжения в деятельности республиканских и местных органов власти, предпринимательских структур, общественных объединений, всего дагестанского общества.

Достижение среднероссийского уровня развития республики - это амбициозная задача, даже можно сказать - сверхзадача. Мы исходили из того, что это - стратегическая задача не только до 2020 года, но и на более отдаленную перспективу. По каким-то макроэкономическим показателям ее не удастся решить, по другим - это вполне реально, а по уровню качества жизни - крайне важно и объективно необходимо.

Прогнозная оценка позволяет утверждать, что Дагестан располагает достаточным природным, производственным, трудовым и инновационным потенциалом и при условии создания условий для притока в республику инвестиций предложенная главная стратегическая цель может быть достигнута. Сравнение основных прогнозных макроэкономических показателей на 2020 год по проекту Концепции Минэкономразвития РФ и проекту Стратегии-2020 РД показывает, что по отдельным важным показателям республика выйдет на среднероссийский уровень, а по другим - существенно сократит отставание.

Возможны и другие менее амбициозные варианты общей национальной идеи и соответственно главной стратегической цели до 2020 года. Есть предложения ставить задачу достижения к 2020 г. среднего уровня по ЮФО, предлагают варианты сокращения отставания от среднего уровня по ЮФО или России. Например, в Федеральной целевой Программе «Юг России (2008-2012 годы)» ключевая цель определена так: «повышение благосостояния и качества жизни населения республик ЮФО, обеспечивающее сокраще-

ние их отставания от среднероссийского уровня». Но не ясно: насколько этот разрыв будет сокращен и как долго республикам ЮФО находиться в режиме догоняющих собственную страну. Ясно, что такая цель не требует особого напряжения, ни власть, ни народы республик ЮФО она ни к чему не обязывает. Поэтому, мы считаем, подобная стратегическая ориентация для Дагестана не приемлема.

В проекте Стратегии-2020 предложен вариант. Если он не приемлем, надо сформулировать другую главную стратегическую цель, соответственно скорректировать проект Стратегии. Но уже пришло время принять решение.

В проекте Стратегии-2020 главная стратегическая цель развернута в четкую систему стратегических целей, предусматривающую стратегические цели по трем направлениям, решение 15 фундаментальных задач по 60 важнейшим показателям развития экономики и социальной сферы по этапам до 2012 г., 2017 г. и 2020 г.

Система стратегических целей, конкретные показатели и их прогнозируемые количественные индикаторы в основном были согласованы с соответствующими министерствами и ведомствами, неоднократно обсуждались с участием в том числе руководителей ведущих предприятий и иных хозяйственных звеньев. Но с отдельными министерствами по количественным прогнозным оценкам есть расхождения, которые нужно преодолеть. Вместе с тем цифры прогнозов по многим стратегическим показателям изменены в связи с уточнением фактических статистических данных базового 2006 года. В связи с этим предстоит согласование измененных данных прогнозов с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Для сбалансированного и устойчивого развития экономики, для определения отраслевых приоритетов исключительно важно концептуально определить рациональную структуру народнохозяйственного комплекса республики.

По исключительно важному вопросу отраслевой структуры экономики Дагестана нет единого мнения. Высказываются точки зрения, что для развития промышленности, в частности машиностроения, у нас нет сырьевой базы, основные фонды устарели, кадры растеряны, да и конкурировать на российском и мировом рынке не удастся. Горнодобывающую промышленность, считают многие, не следует развивать, поскольку это нарушит экологическое равновесие, а природу надо сохранить для развития туризма и рекреации.

Есть точка зрения, что сельское хозяйство в Дагестане не рентабельное и дешевле купить зерно, мясо, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию в других регионах России. Отдельные авторы публикаций утверждают, что вообще не нужна промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, так как имеет место мировая тенденция к потреблению продуктов в свежем виде.

Есть мнение о необходимости создания в Дагестане так называемой альтернативной экономики, то есть сделать его международным торговым, финансовым, туристическим центром и транспортным узлом, на этом зарабатывать деньги, а на эти деньги покупать необходимые товары и продукты пи-

тания. Следовательно, не нужна промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, которые требуют много труда и больших инвестиций, которых у нас нет.

Все эти точки зрения страдают односторонним подходом к оценке проблем и их решению. В Стратегии - 2020 к специализации Дагестана и формированию перспективной отраслевой структуры мы исходим из следующих критериев: наличие потребности регионального, российского и мирового рынков; обеспечение занятости населения; наличие природных, производственных и трудовых ресурсов; исторические, национальные и хозяйственные традиции народов; обеспечение финансовой самодостаточности, экономической и продовольственной безопасности республики.

Следует отметить, что в Послании Президента РД М.Г. Алиева Народному Собранию были определены перспективные отрасли экономики РД. Особое внимание было уделено развитию промышленности и сельского хозяйства как структурообразующих отраслей.

В настоящее время городское населения составляет 47%, а к 2020 по нашим прогнозам достигнет свыше 53%. Это более 1500 тыс. человек, из которых около 700 тыс. человек составят экономически активное население, которых надо обеспечить работой, доходами и условиями жизнедеятельности. Это можно сделать только благодаря развитию промышленности, особенно машиностроения как наиболее трудоемкой и традиционной для Дагестана отрасли. Без развития горнодобывающей промышленности, особенно развития ТЭК, создание энергетической базы невозможно, а без этого дефицит энергетики будет тормозить развитие всей экономики и социальной сферы республики.

Кроме того, в промышленности создается значительная доля ВРП (в 2006 г. - 8,3%), а ее отрасли образуют основную налоговую базу республиканского бюджета (в 2006 г. - 41,1% налоговых отчислений). Дагестан обречен развивать промышленность, особенно пищевую, ТЭК, машиностроение, промышленность строительных материалов. Именно поэтому в проекте Стратегии - 2020 прогнозируется рост промышленного производства к 2020 году в 12 раз по сравнению с 2006 годом.

По всем приведенным выше критериям сельское хозяйство является одной из основных структурообразующих отраслей экономики Дагестана. От его состояния зависит благосостояние сельских жителей (сейчас свыше 57%, а к 2020 г. - около 50% населения). В сельскохозяйственном производстве занято 27,5 % работающих и создается 20,5 % ВРП. В условиях постоянного роста цен на продовольствие во всем мире и в России увеличение производства собственной сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности становится острейшей стратегической задачей. Поэтому в проекте Стратегии - 2020 прогнозируется рост продукции сельского хозяйства к 2020 г. в 3,4 раза по сравнению с 2006 г. В проекте Стратегии - 2020 г. как важнейшее условие подъема сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности рассматривается опережающее развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья. В ре-

зультате этих и других структурных изменений в проекте Стратегии - 2020 г. прогнозируется превращение Дагестана из аграрно-индустриальной в развитую индустриально-аграрную республику.

Одной из центральных задач Стратегии - 2020 г. является обоснование долгосрочных стратегических приоритетов социально-экономического развития республики. В своем Послании Народному Собранию Президент РД М.Г. Алиев определил приоритетные отрасли и сферы жизнедеятельности, на развитие которых должен быть сделан акцент в Стратегии на период до 2020 г. С учетом этого в проекте Стратегии - 2020 обозначены 13 приоритетных отраслей материального производства, социальной сферы, сферы услуг. Определены предпосылки, проектные направления и ожидаемые результаты по каждому приоритету. Принципиально новым здесь является современный кластерный подход. Предполагается формирование 6-ти кластеров.

Выбор и обоснование стратегических приоритетов осуществлен с учетом происходящих в России и мире динамичных процессов и радикальных перемен, в результате глубокого анализа остроты проблемы, оценки сильных и слабых сторон, существующих реальных угроз и ресурсных возможностей республики, а также каждой отрасли экономики и социальной сферы. При этом основными критериями определения приоритетов были: достижение обозначенных стратегических целей; занятость населения и сокращение безработицы; преодоление отставания и депрессивного состояния экономики; оптимизация отраслевой структуры народного хозяйства и устранение диспропорций; техническое обновление производства и обеспечение конкурентоспособности экономики; наличие и эффективность использования природного, производственного, трудового, инновационного и инвестиционного потенциала.

В результате обширной аналитической работы по приведенным выше критериям из многочисленных, в том числе и ключевых, проблем в проекте Стратегии - 2020 определены следующие отраслевые приоритеты:

1. Повышение качества жизни населения и формирование современного человеческого капитала.

2. Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни жителей Республики Дагестан.

3. Обеспечение доступности качественного образования и развитие интеллектуального потенциала.

4. Развитие топливно-энергетического комплекса.

5. Развитие машиностроения.

6. Формирование и развитие производственного кластера в промышленности строительных материалов и конструкций.

7. Развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья.

7.1. Формирование и развитие винно-коньячного кластера.

7.2. Формирование и развитие плодоовощеконсервного кластера.

7.3. Развитие производств по переработке мяса и рыбы.

8. Развитие сельского хозяйства.

9. Развитие жилищного строительства и реконструкция ЖКХ.

10. Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера.

11. Инновации.

12. Повышение эффективности бюджетно-налоговой политики и сокращение дотационности бюджета.

13. Использование банковской системы и инструментов фондового рынка для увеличения инвестиционного потенциала.

Вокруг предложенных в проекте Стратегии - 2020 приоритетов развернулась обширная дискуссия, которая выявила не только различные мнения, но и совершенно противоположные позиции. Но касаются они не существа приоритетов. Все признают наличие и остроту выделенных в приоритетах проблем и значимость их решения для будущего Дагестана. Дискуссия в основном идет по вопросу об общем количестве приоритетов. В ходе дискуссии по этому вопросу выявились четыре позиции.

Первая. Не все ключевые проблемы республики обозначены как приоритетные и поэтому предлагается дополнить их следующими приоритетами:

❖ выравнивание уровня социально-экономического развития районов, городов, территорий;

❖ создание благоприятного инвестиционного климата и условий для притока инвестиций;

❖ ускорение информатизации республики;

❖ развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;

❖ проведение административной реформы и повышение эффективности деятельности государственных органов власти и местного самоуправления;

❖ легализация теневой экономики.

Вторая. Сократить количество приоритетов до 5-7 и с учетом ограниченности ресурсов оставить наиболее острые, эффективные и наименее капиталоемкие отрасли экономики и социальной сферы.

Третья. Оставить только 2-3 долгосрочных приоритета.

Основной аргумент авторов данной позиции сводится к тому, что согласно требованиям Минрегионразвития РФ к Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3 направления.

Такое толкование «Требований...» Минрегионразвития РФ, на наш взгляд, является некорректным. Во-первых, Минрегионразвития РФ ограничивает не перечень приоритетных отраслей экономики, социальных сфер, точек роста и т.д., а приоритетных направлений деятельности органов власти. Это далеко не одно и тоже. В «Требованиях.» Минрегионразвития РФ дано следующее определение: «Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации - направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена в первоочередном порядке.». Предложенные в проекте Стратегии - 2020 приоритеты вполне укладываются в 3-4 приоритетные направления деятельности республиканских органов власти. Мы считаем крайне

важной детализацию долгосрочных приоритетов в отраслевом разрезе для четкой организации деятельности органов власти по реализации Стратегии -2020.

Во-вторых, «Требования...» Минрегионразвития РФ адресованы всем субъектам РФ, в каждом из которых состояние экономики, проблемы и, следовательно, приоритетные направления, как по количеству, так и по существу, имеют огромные различия. Именно поэтому в «Требованиях.» подчеркнуто, что приоритетные направления, «как правило, не могут превышать 2-3 направления». Значит, Минрегионразвития РФ допускает, что может быть и иное количество приоритетных направлений. Поэтому на практике каждый регион сам определяет число приоритетов. Например, в Стратегии Чувашии их 18, Карелии - 4, Курской области - 13, Астраханской области - 10, Краснодарского края - 4, Ростовской области - 18, Северной Осетии - Алании -12. Как видно, у каждого субъекта РФ свои проблемы и приоритеты.

В-третьих, концептуальные основы и приоритеты развития республики, как отмечалось выше, определены в Послании Президента РД М.Г. Алиева Народному Собранию Республики Дагестан.

Наряду с этим мы исходили из того, что Президент РФ В.В. Путин вложения в человека, повышение уровня жизни и формирование современного человеческого капитала обозначил как абсолютный приоритет. В его послании Федеральному Собранию РФ определена главная цель Приоритетных национальных проектов - инвестиции в человека, в повышение качества жизни.

Именно эти положения Послания Президента РД и Послания Президента РФ для разработчиков составляли концептуальную основу определения приоритетов долгосрочного развития в Стратегии-2020.

Четвертая. Установить очередность приоритетов. В зависимости от остроты и степени влияния отрасли на развитие республики предлагается определить приоритеты 1й, 2й и 3й очереди. Такой подход в своих методических рекомендациях использует Российский Центр стратегических разработок (ЦСР) при определении отраслевых приоритетов по Южному макрорегиону. По всем субъектам ЮФО определены отрасли 1го, 2го и 3го приоритета. Для Дагестана ЦСР выделены 12 приоритетных отраслей (без социальной сферы), из них 1й приоритет - 3 отрасли, 2й приоритет - 7, 3й приоритет - 2.

Такой подход, на наш взгляд, вполне обоснован и приемлем для Дагестана. В условиях ограниченности и неопределенности ресурсного обеспечения реализации Стратегии-2020 такой подход позволит решать приоритетные задачи в определенной последовательности (очередности) по мере накопления ресурсов, в том числе по мере наращивания инвестиционного потенциала.

При таком подходе в Стратегии-2020, по нашему мнению, может быть установлена следующая очередность приоритетов.

1й приоритет:

❖ повышение качества жизни населения и формирование современного человеческого капитала;

❖ топливно-энергетический комплекс;

❖ агропромышленный комплекс;

❖ промышленность строительных материалов;

❖ машиностроение;

❖ туристско-рекреационный комплекс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ инновации.

2 й приоритет:

❖ транспортно-логистический комплекс;

❖ информатизация и телекоммуникационная инфраструктура;

❖ жилищное строительство и реконструкция ЖКХ.

Зй

приоритет

❖ административная реформа и повышение эффективности деятельности государственных органов власти и местного самоуправления;

❖ повышение эффективности бюджетной системы и сокращение дота-ционности бюджета.

Стратегия-2020 раскрывает и ставит перед республиканской властью стратегические проблемы, а для их решения должны использоваться все имеющиеся в распоряжении республиканских органов механизмы - государственная политика, административный механизм, рыночный механизм, правовой механизм, целевые и комплексные программы, индикативное планирование и др.

В Требованиях Минрегионразвития РФ к Стратегии регионов определено, что в механизм реализации Стратегии «... рекомендуется включать указания на основные механизмы её реализации, такие как:

❖ экономическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

❖ энергетическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

❖ бюджетная политика субъекта Российской Федерации;

❖ механизм частно-государственного партнерства;

❖ региональные целевые программы;

❖ система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета».

Именно поэтому проект Стратегии-2020 не содержит детально разработанный механизм реализации. В проекте предложен комплексный механизм реализации Стратегии-2020 с использованием рыночного механизма, государственного регулирования и создания стройной региональной системы планирования. В проекте обоснованы направления и элементы взаимоувязанного использования такого механизма в практической деятельности органов управления.

Однако мы считаем возможным и весьма целесообразным вне рамок самой Стратегии-2020 разработать специальный механизм ее реализации с детализацией каждого блока предлагаемого комплексного механизма и дополнением этого механизма недостающими элементами.

Высказывалось вполне аргументированное предложение о создании механизма правового обеспечения реализации Стратегии и вообще о разработке стратегии развития законодательства РД. После принятия Стратегии-2020 целесообразно провести инвентаризацию действующего законодательства и в необходимых случаях скорректировать законодательные и нормативные акты с учетом новых условий реализации Стратегии-2020.

Вместе с тем мы считаем возможным и крайне важным превратить Стратегию-2020 в целевую установку всего общества и национальную идею долгосрочного развития Республики Дагестан, обеспечив дальнейшую детализацию Стратегии-2020 в отраслевом, территориальном и институциональном разрезе. Дальнейшую детализацию стратегических целеустановок следует осуществлять в стратегиях долгосрочного развития до 2020 г. отраслей и муниципальных образований. На основе и исходя из республиканской Стра-тегии-2020 необходимо разработать стратегии развития основных отраслей экономики и социальной сферы, а также всех муниципальных образований. Стратегии долгосрочного развития должны иметь и крупные хозяйственные звенья - предприятия, организации, их объединения и т.д. Такая работа проводится, например, в Ростовской области. Разрабатывается стратегия долгосрочного развития Лакского района РД, намечается разработка Стратегии развития г.Махачкала. Но эту работу следует по единой методологии развернуть во всех министерствах, ведомствах, муниципальных образованиях и хозяйственных звеньях республики.

В итоге такой работы должна сложиться единая взаимоувязанная и стройная система комплексного долгосрочного стратегического развития, как в целом республики, так и отраслей, сфер, звеньев экономики и социальной сферы, а также территорий РД. Только тогда можно рассчитывать, что будут охвачены и успешно решены все стратегические проблемы долгосрочного развития, а реализация Стратегии-2020 станет общенациональной идеей и первоочередной задачей всего дагестанского общества.

Решающую роль в механизме государственного регулирования реализации Стратегии-2020, конечно, должна играть радикальная модернизация всей системы государственного управления и местного самоуправления. Это предусмотрено в проектных направлениях Стратегии-2020. Крайне важно довести до логического конца административную реформу, внедрить в государственных и муниципальных органах власти информационно-коммуникационную систему управления по результатам. Нужно определить место, роль и задачи каждого государственного и местного органа власти в реализации Стратегии-2020 и установить меру ответственности каждого звена и должностного лица за достижение поставленных перед ними стратегических целей.

При проведении административной реформы, на наш взгляд, следует установить принцип: любое должностное лицо, государственный или муниципальный служащий избирается или назначается не на должность, а для выполнения определенной количественно измеряемой работы, конкретной задачи по реализации Стратегии-2020, стратегии развития отрасли или муни-

ципального образования. Соответственно, каждое выборное или наемное должностное лицо должно нести ответственность за выполнение поставленной перед ним стратегической задачи. Такая система сама должна отсеивать некомпетентных, недееспособных, незаинтересованных и безответственных государственных и муниципальных, как выборных, так и наемных, служащих, независимо от должностного уровня и ранга.

Это, в свою очередь, резко повысит эффективность их работы и облегчит борьбу с коррупцией, воровством и другими экономическими преступлениями. Для этого необходимо использовать индикаторы контроля выполнения задач, поставленных в Стратегии-2020, отраслевых и муниципальных стратегиях.

Важнейшим условием жизнеспособности Стратегии-2020 является ее ресурсное обеспечение. Намеченные стратегические цели будут достигнуты и поставленные задачи будут решены при условии выполнения предусмотренных в Стратегии мер по эффективному использованию имеющегося в республике ресурсного потенциала. В проекте Стратегии-2020 полностью раскрыты существующие природные, производственные, трудовые, инновационные и инвестиционные ресурсы, определены конкурентные преимущества республики, возможности их использования, слабые стороны и угрозы осложнения конъюнктуры. Обоснованы основные направления использования этих ресурсов и конкурентных преимуществ, определен перечень 25 комплексных и целевых программ, которые должны быть разработаны и реализованы в этих целях.

Исключительно важным и сложным является вопрос финансового обеспечения реализации Стратегии-2020. Предусматриваются возможные решения на основе использования финансового рынка и бюджетного финансирования. За 14 лет (2007-2020 гг.) по принятому в проекте Стратегии-2020 композиционному сценарию по уточненному прогнозу предполагается вложить в экономику республики свыше 1,6 триллиона рублей, из них свыше 33% - в промышленность и около 7% - в сельское хозяйство. По нашим прогнозам, можно рассчитывать, что 17% инвестиций будет вложено по федеральным целевым программам, федеральным адресным инвестиционным программам, федеральным целевым программам развития Юга России и другим источникам целевого финансирования за счет средств федерального бюджета. С учетом существенного роста собственных бюджетных доходов мы прогнозируем, что не менее 12% инвестиций составят средства республиканского и муниципальных бюджетов. На долю внебюджетных средств и частного предпринимательства падает не менее 71% прогнозируемой величины инвестиций, что вполне реально при условии масштабной и серьезной работы по улучшению инвестиционного климата и созданию в республике приемлемых условий для частного предпринимательства.

По отмеченным выше дискуссионным концептуальным вопросам, на наш взгляд, целесообразно обменяться мнениями, принять согласованное решение Правительства РД с тем, чтобы ускорить доработку Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.