УДК631.152:658.562:63-021.66
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ АПК
И.Г. ПОЧТОВАЯ, научный сотрудник Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
CONCEPTUAL BASES OF CONTROL SYSTEMS QUALITY AND SECURITY OF PRODUCTION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX
I.G. POCHTOVAYA, research assistant The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»
Одним из способов обеспечения производства продукции, отвечающей установленным требованиям, является внедрение систем менеджмента качества и безопасности. Раскрыты и обобщены концептуальные подходы, методические основы, преимущества и недостатки систем менеджмента качества и безопасности, применяемых при производстве продукции АПК. Разработаны критерии выбора систем, которые позволяют определить эффективность их функционирования.
The quality and security management systems is one of the ways of assurance the production to the established requirements. Conceptual approaches, methodical bases, advantages and shortcomings of the quality and security management systems in Agroindustrial Complex are opened. To define efficiency of the systems the criteria of their choice are allowed.
Введение. Для предприятий АПК характерно применение следующих систем менеджмента качества и безопасности: ИСО серии 9000; ХАССП (Анализ рисков и критические контрольные точки); GMP (Good Manufacturing Practice); ИСО серии 22000 [1, 3, 8]. Их использование находит все большее распространение как надежный и эффективный способ гарантии производства конкурентоспособной и безопасной продукции не только на перерабатывающих, но и сельскохозяйственных организациях.
Вместе с тем исследование концептуальных основ таких систем управления указывает на недостаточную изученность их особенностей как
методологического, так и функционального характера [4, 5, 7, 8, 9]. Это обусловливает необходимость их рассмотрения с целью определения наиболее целесообразного внедрения той или иной системы в зависимости от ряда производственных, организационных и других факторов.
Основным объектом исследования явились системы управления качеством и безопасностью, используемые при производстве продукции АПК.
Предметом исследования выступили методологические основы систем управления качеством и безопасностью продукции в соответствии с отечественными техническими нормативными правовыми актами, а также зарубежные теоретические и практические разработки в данной области.
В ходе проведения исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, сравнительного анализа.
Основная часть. Исследования показывают, что ведущая роль в обеспечении качества продукции принадлежит системам управления качеством, разрабатываемым в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Их основная задача - обеспечить создание условий и документальное подтверждение способности предприятия производить продукцию определенного качества.
В ходе анализа содержания требований стандартов ИСО установлено, что они представляют собой методические рекомендации по разработке, внедрению и поддержанию эффективно работающей системы управления качеством, все элементы которой объединены в блоки (ответственность руководства; менеджмент ресурсов; измерение, анализ, улучшение и др.). Анализ данных блоков элементов указывает на то, что они охватывают все сферы хозяйственной и управленческой деятельности на предприятии, начиная с постановки (формулировки) цели и заканчивая оценкой степени удовлетворения потребителей. Вместе с тем нами выделены следующие недостатки стандартов ИСО серии 9000: значительное внимание сконцентрировано на решении организационно-управленческих задач, однако минимально учитываются технологические условия производства;
сформулированы требования к компетентности и ответственности персонала, но не предусматривается стимулирование труда конкретных исполнителей в зависимости от результатов их деятельности;
не учитывается такая важная составляющая конкурентоспособности, как совокупность показателей безопасности продукции.
На основе изучения стандартов ИСО серии 9000 установлено, что они сформулированы в форме задач, минимальных требований, которые предприятию необходимо выполнить при внедрении системы
управления качеством (например: «...организация должна обеспечить....», «...должна быть разработана документация.» и т. д.) [6, 7, 8]. При этом стандарты не конкретизируют способы их достижения, оставляя выбор такого решения за предприятием. Таким образом, стандарты ИСО не предполагают единообразия, «шаблонного» характера систем управления качеством, а, наоборот, предоставляют предприятиям возможность самостоятельно определить метод решения конкретных задач в рамках разрабатываемой системы в зависимости от цели ее внедрения, вида выпускаемой продукции, размера организации и других условий. Такой подход к внедрению системы управления качеством является, с одной стороны, важным условием ее эффективности и результативности, с другой - не учитывает особенности конкретной отрасли, что предопределяет такой ее недостаток, как формальный подход к их выполнению.
В свою очередь, основной системой обеспечения безопасности пищевых продуктов является ХАССП. В соответствии с методологией данной системы на всех этапах производства конкретного пищевого продукта, начиная от приемки сырья и заканчивая реализацией готовой продукции, необходимо выявить риски, которые могут угрожать безопасности продукции и обеспечить управление процессами, позволяющими исключить их влияние.
Назначение данной системы заключается в контроле процесса производства именно в тех его этапах, где наиболее высока вероятность ухуд -шения характеристик продукции - в критических контрольных точках.
Анализ принципов, лежащих в основе концепции ХАССП, свидетельствует о смещении акцента с контроля готовой продукции к контролю непосредственно процесса производства [2, 4, 9]. То есть система направлена на предупреждение условий, способствующих возникновению потенциально опасных факторов.
Преимущество ХАССП в отличие от систем контроля конечной продукции заключается в предотвращении, а не исправлении ошибок производства. Такой подход к обеспечению безопасности является более эффективным, позволяет интегрировать контроль в структуру производства, перейти от оценки продукции к осуществлению предупреждающих методов обеспечения ее соответствия, а денежные средства, израсходованные на данные цели, можно рассматривать как инвестиции, направленные на обеспечение безопасности, в то время как действия по исправлению недостатков будут относиться к экономическим потерям.
Вместе с тем определены следующие недостатки системы ХАССП, которые заключаются в том, что она:
ориентирована на обеспечение только безопасности продукции без учета показателей качества;
сконцентрирована в основном на обеспечении технологических условий производства в ущерб организационно-экономическим и управленческим;
не предусматривает конкретные критерии оценки эффективности и результативности внедрения системы.
Исследование проблемы управления качеством продукции позволило установить, что для предприятий пищевой промышленности характерно применение не только систем менеджмента качества, но и так называемых сводов правил или кодексов хорошей практики, которые содержат общие требования к процессу производства, переработки, перевозки, хранения отдельных видов или групп пищевых продуктов, соблюдение которых обеспечивает их безопасность и качество. Чаще всего это вМР - хорошая производственная практика и вНР - хорошая гигиеническая практика [1, 3].
Основные требования сводов правил сгруппированы в следующие блоки: помещения и оборудование (место расположения предприятия и содержание территории, планировка зданий и помещений и др.), персонал (обучение персонала надлежащему выполнению технологических операций, повышение квалификации специалистов, аттестация рабочих мест), документация (наличие технологических регламентов и инструкций, хранение текущей производственной документации и т. д.), производство (санитарная обработка помещений, оборудования, обеспечение необходимыми моющими и дезинфицирующими средствами и т. д.), внутренний аудит (методы, средства, периодичность проведения, оформление отчета по аудиту и др.).
На основании анализа требований нами выделены следующие преимущества кодексов хорошей практики:
комплексный подход к формированию технологических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих производство безопасной продукции;
создание эффективной системы контроля;
документальное отражение результатов производства на всех этапах. Недостатки данных систем заключаются в отсутствии требований к менеджменту (управленческой и координирующей составляющей) процесса обеспечения безопасности продукции, а также в общей формулировке требований, что допускает их интерпретацию субъектами управления.
В результате сравнительного анализа методологических подходов ХАССП и вМР установлено, что выполнение требований вМР может
быть недостаточным для обеспечения безопасности пищевой продукции, так как они направлены на соблюдение общих правил производства, в то время как система ХАССП индивидуальна для каждого конкретного предприятия. Применение ХАССП по сравнению с вМР предусматривает:
нормативную основу требований (законодательно установленные критерии безопасности продукции);
регламентацию не элементов, а способов производства (описывает не «что делать», а «как делать»);
более систематизированное управление рисками (контроль определенных элементов процесса производства).
Однако эффективность системы анализа рисков и контроля критических точек во многом зависит от отлаженности технологических процессов производства. Поэтому соблюдение требований вМР следует рассматривать как базис, предварительное условие для внедрения ХАССП.
Принципиально новым этапом развития систем управления качеством явилась разработка и принятие международного стандарта ИСО 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к любым организациям в продуктовой цепи» [5].
Отличительными особенностями данного стандарта являются следующие:
- распространяется на все типы организаций, прямо или косвенно задействованных в производстве продукции: производителей кормов для животных, продовольственного сырья, пищевых продуктов, добавок и ингредиентов, упаковочных материалов, оборудования, моющих и дезинфицирующих средств, организации по транспортировке и хранению, розничные магазины и т. д.;
- основными элементами, составляющими концептуальные основы, являются: система менеджмента, ХАССП и программы предварительных условий (базовые условия и деятельность организации, направленные на обеспечение минимально необходимых санитарно-гигиенических требований производства).
В ходе анализа установлено, что методика формирования требований стандарта ИСО 22000 аналогична ИСО 9001 - в форме задач и рекомендаций. Вместе с тем они носят достаточно общий характер и не содержат подробной детализации, а также не учитывают особенности всех вовлеченных субъектов хозяйствования, что является одним из существенных недостатков стандартов ИСО 22000.
По результатам детальной оценки концептуальных основ системы менеджмента безопасности ИСО 22000 выделены следующие ее преимущества:
управление безопасностью конечной (готовой) продукции на всех этапах пищевой цепи, начиная с производства сырья;
обеспечение безопасности продукции на основе единого подхода всех субъектов пищевой цепи;
обеспечение системного подхода к управлению и организации производства и реализации продукции;
предоставление и обмен информацией между организациями, участвующими в пищевой цепи, относительно сведений о продукции; прослеживаемость продукции.
На основе проанализированных методологических подходов нами систематизированы характеристики современных систем управления качеством и безопасностью продукции АПК (табл. 1).
В целом, как показал проведенный анализ, системы управления качеством и безопасностью отличаются по двум признакам:
- по направленности (всестороннее обеспечение качества, гарантия безопасности продукции и т. д.);
- по применяемому подходу к обеспечению качества и безопасности (управление деятельностью предприятия в целом, контроль за выполнением отдельных технологических операций, обеспечение соблюдения определенных требований к производственному процессу и т. д.).
По результатам исследования определены особенности, преимущества и недостатки систем управления качеством и безопасностью (табл. 2).
Рассмотренные системы применительно к агропромышленному комплексу можно классифицировать на универсальные (ИСО серии 9000) и отраслевые (ХАССП, вМР, ИСО 22000).
Исходя из проведенных исследований правомерно утверждать, что каждая из вышеперечисленных систем предназначена для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Нами предложены следующие критерии выбора системы:
цель, которую планируется достичь (качество, безопасность, конкурентоспособность продукции);
особенности производства (вид и объем производимой продукции, техническое обеспечение, санитарно-гигиеническое состояние производства);
целесообразность применения (отрасль производства, возможность эффективного функционирования системы, предполагаемые рынки сбыта);
возможность максимально правильной разработки (особенности производства, материально-техническое состояние производства, квалификация персонала).
Таблица 1 - Характеристики систем управления качеством и безопасностью продукции АПК
Система Цель Область применения Основа Объект управления
ИСО 9000 Обеспечение конкурентоспособности пищевой продукции Перерабатывающие предприятия Процессный и системный подход к управлению качеством Процессы организации производства. начиная с планирования и заканчивая оценкой степени удовлетворения требований потребителей
ХАССП Обеспечение безопасности продукции Перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные организации Контроль факторов риска Элементы процесса производства, в наибольшей степени влияющие на безопасность продукции (критические контрольные точки)
амр Обеспечение безопасности продукции Перерабатывающие предприятия, сельскохозяйственные организации Требования и правила производства в разрезе основных элементов технологического процесса Процессы, определяющие санитарно-гигиенические условия производства
ИСО 22000 Обеспечение безопасности продукции на протяжении пищевой цепи Все субъекты пишееой цепи, начиная с производителей сырья (сельскохозяйственные организации) и заканчивая организациями розничной торговли Требования и правила к организации производства, контроль рисков, организация информационных потоков между субъектами пищевой цепи Элементы процесса производства и реализации продукции, которые в наибольшей стзпени влияют на ее безопасность на всех этапах пищевой цепи
Таблица 2 - Сравнительная оценка систем управления качеством и безопасностью продукции АПК
Характеристика системы
Система Особенности Преимущества Недостатки Простота (ясность) требований Степень охвата
ОМР Обеспечение безо- Минимальность Общий характер Простые Производственный
пасности продукции требований требований процесс
на основе соблюде-
ния санитарно-
гигиенических тре-
бований
ХАССП Обеспечение безо- Отраслевая система Ориентирована на Простые Производственный
пасности продукции обеспечения безо- обеспечение только процесс
на основе анализа пасности пищевой безопасности про-
рисков, определения продукции дукции
критических кон-
трольных точек и их
контроля
ИСО 9000 Системный и про- Обеспечение каче- Универсальный Сложные Все стадии жизнен-
цессный подход к ства и конкуренто- характер ного цикла
управлению качест- способности про-
вом дукции
ИСО 22000 Интегрированный Обеспечение безо- Общий характер Довольно Все звенья пищевой
характер требований пасности продукции требований без сложные цепи
(ИСО 9001. ХАССП. по всей пищевой учета особенностей
программы предва- цепи каждого звена цепи
рительных условий) производства
Как показали исследования, наиболее рациональным является применение: сводов правил (GMP, GHP) - как базы для формирования организационных условий, направленных на соблюдение технологии производства, санитарно-гигиенических требований; ХАССП - как системы обеспечения производства безопасной продукции, в том числе и сельскохозяйственной; ИСО 9001 - для обеспечения производства качественной, конкурентоспособной продукции перерабатывающих предприятий; ИСО 22000 - для гарантии безопасности продукции во всей пищевой цепи (в рамках определенной сырьевой зоны перерабатывающего предприятия).
Заключение. В результате исследований выделены два направления в развитии систем управления качеством и безопасностью пищевой продукции - универсальные и специализированные (отраслевые) системы. К первому относятся системы управления качеством ИСО серии 9000, преимуществом которых является обеспечение конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке, а недостатком - то, что они не учитывают всех особенностей отрасли. В отраслевые нами включены системы ХАССП, GMP, ИСО 22000, каждая из которых в соответствии с областью задач направлена на реализацию определенных целей. Системы GMP и ХАССП позволяют организовать производство, в наибольшей степени отвечающее реализации принципа предупреждающего контроля, и тем самым минимизируют вероятность производства небезопасной продукции. ИСО 22000 обеспечивают единый подход вовлеченных субъектов хозяйствования к управлению качеством и безопасностью продукции.
Совокупность проанализированных характеристик каждой из систем позволяет утверждать, что производство качественной, конкурентоспособной, безопасной сельскохозяйственной продукции возможно только на основе интегрированного подхода, который заключается в объединении не только основных концептуальных подходов различных систем, но и их целей.
Список литературы
1. Guidelines on HACCP, GMP and GHP for ASEAN Food SMEs: A guide of good practices for the production of food that is safe for human consumption; Experts: Mr. Dr. Richard Bonne [and others]. - Asia: EC-ASEAN Economic Cooperation Programme on Standards, Quality & Conformity Assessment, 2003. - 89 p.
2. НАССР - научный системный подход к управлению безопасности продукции // Пищевая промышленность. - 2003. - № 4. - С. 13-19.
3. Система GMP - гигиена и санитария в производстве и распространении пищевых продуктов // Пищевая промышленность. - 2003. - № 4. - С. 21-22.
4. Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек. Общие требования: СТБ 1470-2004. - Введ. 01.01.05. - Минск: Госстандарт, 2005. - 20 с.
5. Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи: СТБ ИСО 22000-2006. - Введ. 16.10.06. - Минск: Госстандарт, 2006. - 29 с.
6. Системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000:2000. Рекомендации по применению и построению систем менеджмента качества / Гос. ком. по стандартизации метрологии и сертификации Респ. Беларусь; под ред. В.Н. Корешкова. - Минск: БГИСиС, 2001. -Ч. 1. - 164 с.
7. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: СТБ ИСО 9000-2006. - Введ. 01.05.07. - Минск: Госстандарт, 2001. - 32 с.
8. Системы менеджмента качества. Требования: СТБ ИСО 9001-2001. -Введ. 01.11.01. - Минск: Госстандарт, 2001. - 28 с.
9. Системы управления качеством и безопасностью продукции на основе анализа рисков и критических контрольных точек: рекомендации по построению и применению / В.Н. Корешков [и др.]; под общ. ред. В.Н. Корешкова. -Минск: Консорциум. Наука. Экономика. Право, 2005. - 176 с.
Информация об авторе
Почтовая Ирина Григорьевна - научный сотрудник сектора качества Го -сударственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) (+37517) 212-15-51. E-mail: [email protected].
Дата поступления статьи - 6 марта 2012 г.