13.11. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ
Ткаченко Е.С., к.э.н.
Ставропольский государственный аграрный университет (СГАУ)
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье обобщены методологические аспекты построения системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, раскрыты ее основные элементы и предложены концептуальные основы совершенствования ее построения в будущем с учетом особенностей региональных систем сельской кредитной кооперации.
Ключевые слова:
система сельской кредитной кооперации
Вхождение России в систему общемирового хозяйства и растущие интеграционные процессы во многом обуславливают расширение и углубление экономических связей, создание условий для взаимодействия всех сфер народнохозяйственного комплекса. Вместе с тем, для развития научной концепции организационно-производственной аграрной структуры требуется поиск качественно новых подходов к определению места и роли каждого из структурообразующих элементов. В условиях рыночной трансформации экономики, на наш взгляд, необходимо изучение взаимосвязи и взаимозависимости структурообразующих элементов для формирования сбалансированного функционирования системы с учетом места и функциональной нагрузки каждой сферы в общественном воспроизводстве и общественном разделении труда.
Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют, что развитие интеграционных процессов в сельском хозяйстве успешно реализуются через развитие системы сельскохозяйственной кооперации. По нашему мнению, на современном этапе развития основная задача сельскохозяйственной кооперации состоит в создании самоуправляемых форм хозяйствования, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. Центральное место в системе сельскохозяйственной кооперации занимают кредитные кооперативы, без развития которых, по- нашему мнению, невозможно эффективное развитие всех форм сельскохозяйственной кооперации. В процессе кооперирования формируется производственная структура интегрированного производства, в которой кроме производства сельскохозяйственной продукции, ее
переработки и реализации, важная роль принадлежит обеспечению финансовыми ресурсами. Именно посредством кредитных кооперативов обеспечивается сочетание интересов сельскохозяйственных производственных кооперативов с интересами перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и обслуживающих кооперативов. Интегрируя интересы всех звеньев системы сельскохозяйственной кооперации можно обеспечить более высокую эффективность производства и результативность деятельности всех форм кооперации. Привлечение займов и размещение свободных денежных средств в кредитных кооперативах, позволяет улучшать производственную базу и повышать эффективность деятельности системы в целом. Таким образом, необходимость развития кооперативных форм в сельском хозяйстве, на основе развития системы сельских кредитных кооперативов приобретает особую значимость и актуальность. В тоже время многие аспекты функционирования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации с теоретических и практических позиций остаются недостаточно изученными. Большое внимание уделяется созданию кредитных кооперативов и совершенствованию организационных основ их работы. Вместе с тем концептуальные основы развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации не в полной мере раскрыты и требует дальнейших методологических разработок.
Исследование общемировых закономерностей развития систем сельскохозяйственной кредитной кооперации позволяет, на наш взгляд, выделить следующие системообразующие факторы:
- организационная структура;
- финансово- экономические механизмы;
- институты и инструменты;
- законодательное регулирование.
Отличительные черты, присущие системе: открытость, многоуровневый характер построения, локализация деятельности.
В настоящее время в России продолжается формирование трехуровневой системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации (рисунок 1).
По данным Фонда развития сельской кредитной кооперации на 1.01.2007 г. в России насчитывается 1467 сельских кредитных кооператива, число членов СКК- 143600, портфель займов СКК - 5,7 млрд. руб. Двухуровневая система СКК создана в 23 регионах.
Базовыми первичными элементами системы являются сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы 1-го уровня и кооперативы 2- го уровня (региональные и областные). Системообразующими элементами, координирующими работу первичных элементов выступают Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), Союз сельских кредитных кооперативов, кооператив 3- го уровня- Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» и саморегулируемая организация.
Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) был зарегистрирован в феврале 1997 г. Учредителями ФРСКК выступили АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России) и ООО «АГРОТЕКСТ».
ФРСКК в 1999 году начал выполнение Российско-Американской программы финансовой поддержки сельских кредитных кооперативов. За весь период вплоть до конца 2006 года кредитным кооперативам были предоставлены займы на общую сумму 1 400 миллионов рублей. Собственный капитал ФРСКК составляет 280 млн. руб., портфель займов достигает 300 млн. руб. ФРСКК, развивая многоуровневую систему кредитной кооперации и выдавая займы 48 аккредитованным кредитным кооперативам, оказывает через кооперативы второго и третьего уровня финансовую поддержку 150 кредитным кооперативам. Важным аспектом деятельности ФРСКК является научно-методическая работа и содействие развитию инфраструктуры сельской кредитной кооперации.
Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК) был создан 27 августа 1997 г. по инициативе Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) и Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК). Основной целью Союза является содействие развитию сельской кредитной кооперации как важному направлению в реформировании финансово-кредитного механизма сельского хозяйства. В настоящее время ССКК координирует деятельность 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов из 50 регионов России.
Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» был создан 27 октября 2004 года 10 региональными кооперативами 2-го уровня. Основной целью кооператива является содействие созданию и развитию многоуровневой системы СКК путем предоставления финансовых услуг региональным системам сельской кредитной кооперации. Основными направлениями деятельности являются: привлечение финансовых ресурсов и их перераспределение в системе сельской кредитной кооперации; снижение финансовых рисков в деятельности региональных систем кредитной кооперации путем создания фондов гарантирования, страхования, резервирования; организация консультационной и информационно-методической поддержки членов МСКПК «Народный кредит». В настоящее время членами МСКПК «Народный кредит» являются 15 региональных кооперативов 2-го уровня и три ассоциированных члена. По состоянию на 31.12.2006 года собственные средства кооператива составляли 5,7 млн. руб., портфель займов 21,1 млн. руб.
Российская саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» (РСО «Агроконтроль») зарегистрирована 10 июня 2008 г. Основными ее функциями являются: представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации; контроль за деятельностью ревизионных союзов и иные функции.
Таким образом, несмотря на то, что необходимость формирования общенациональной системы кредитной кооперации не оспаривается, считать ее сформированной на сегодняшний день пока преждевременно. Деятельность существующих звеньев системы остается не скоординированной и не охватывает все сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Действующие институты функционально дублируют друг друга, а не дополняют, поэтому требуется поиск новых перспектив развития системы.Фундаментальной основой дальнейшего развития системы сельской кредитной кооперации, на наш взгляд, должны стать региональные особенности систем, без учета которых невозможно дальнейшее построение единой системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.
Механизм регулирования системы сельской кредитной кооперации должен строиться на оптимальном сочетании государственного и кооперативного саморегулирования на базе основополагающих кооперативных принципов.
По-нашему мнению, можно выделить три существующих варианта построения региональных систем кредитной кооперации.
Традиционный вариант - двухуровневая система сельской кредитной кооперации, получила наиболее широкое распространение во многих регионах России. Характерно функционирование большого числа кооперативов первого уровня, объединенных в областной (региональный, межрайонный) кооператив второго уровня (Воронежская область, Ивановская область, Пермская область). Наглядным примером такой региональной системы является областная система сельской кредитной кооперации Саратовской области. Кооперативы 1-го уровня объединены в МСПКК «Гарант» 2-го уровня, включающий 18 кооперативов 1- го уровня. Для большего обхвата территории кооперативы 1-го уровня могут открывать представительства кооператива. По состоянию на 1.01.2007 г. активы кооператива составляли 54208 тыс. руб., собственные средства 20928 тыс. руб., резервный фонд 694 тыс. руб., портфель займов 50309 тыс. руб. Особенностью развития такой системы является то, что кооперативы 2-го уровня оказывают финансовую поддержку кооперативам 1-го уровня, проводят обучение специалистов и информационно-
консультационное обслуживание кредитных кооперативов, участвуют в разработке федеральных и областных целевых программ по развитию кооперации. Финансовая устойчивость системы должна поддерживаться за счет созданного гарантийного фонда.
По-нашему мнению, перспективы двухуровневой системы сводятся к дальнейшему развитию первичных звеньев системы и координированию их работы через создание Координационных советов по развитию кредитной кооперации. Координационные советы должны стать постоянно действующим консультационно-совещательным органом, главной задачей которого является координирование работы всех звеньев системы. В обязанности совета должны входить обеспечение консолидации действий органов исполнительной власти, налоговых органов, коммерческих банков и кредитных кооперативов по развитию агробизнеса региона.
Другой вариант построения региональных систем кредитной кооперации- развитее инфраструктуры кредитной кооперации и тесная их взаимосвязь с производственными кооперативами. Характерно функционирование кооперативов первого уровня, объединенных в областной (региональный, межрайонный) кооператив второго уровня и создание снабженческо-сбытовых и страховых кооперативов для успешного и стабильного функционирования
системы. Наглядным примером такой региональной системы является областная система сельской кредитной кооперации Астраханской области и региональный кооператив АОСКПК «Народный кредит», один из крупнейших сельскохозяйственных кредитных кооперативов в России. В кооператив входят 286 членов и ассоциированных членов. По состоянию на 1.01.2007 г. активы кооператива составляли 103392 тыс. руб., собственные средства 21875 тыс. руб., резервный фонд 2798 тыс. руб., портфель займов 101649 тыс. руб.
Особенностью развития такой системы является то, что средства в виде займов членам кооперативов направляются на развитие экономики Астраханской области, а именно таких отраслей, как сельское хозяйство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, оптовая и розничная торговля, строительство, развитие сферы услуг в регионе. Развитие системы сельской кредитной кооперации идет в тесной взаимосвязи с развитием снабженческо-сбытовых кооперативов, то есть устойчивость системы достигается через развитие производства и страхование рисков в страховом кооперативе. По-нашему мнению, перспективы рассмотренной системы сводятся к дальнейшему развитию инфраструктуры системы сельской кредитной кооперации и координированию их работы через областной кооператив.
Другой вариант построения региональных систем кредитной кооперации - развитие филиальнопредставительской сети крупных, стабильно работающих кооперативов 1-го уровня. Такой подход делает более гибкой в управлении систему и позволяет оперативно и эффективно перераспределять ресурсы между подразделениями кооператива и достигать стабильных эффективных результатов работы. Ярким примером такого принципа построения системы выступает СКСКПК «Содружество», имеющий 16 филиалов и 8 представительств, расположенных на территории Ставропольского края. На 1 января 2007 года численность членов кооператива составила 3693 человека, активы кооператива - 227777 тыс. руб., собственные средства - 22673 тыс. руб., при портфеле займов в размере 189182 тыс. руб. Эффективность работы кооператива была оценена не только на местном, но и на всероссийском уровне. Кооператив занимает первое место в рейтинге сельских кредитных кооперативов России, формируемом Фондом развития сельской кредитной кооперации. Успешные результаты работы кооператива во многом обусловлены эффективным перераспределением ресурсов внутри системы кооперации. Часть филиалов кооператива служит «донорами» денежных средств, для филиалов, расположенных в сельской местности и имеющих высокую потребность в кредитных ресурсах. В филиалы, расположенные в крупных городах края население приносит личные сбережения с целью их накопления и сбережения
от инфляции, а в сельских филиалах преобладают операции по выдаче займов сельскохозяйственным товаропроизводителям. В связи с тем, что в структуре пассивов кооператива высокая доля привлеченных средств ассоциированных членов и для обеспечения устойчивости системы был создан страховой кооператив «Народное страхование», страхующий риски кооператива по возврату денежных средств.
Перспективами развития указанной системы, на наш взгляд, может быть вхождение в кооперативную систему в качестве регионального представительства кооперативного банка, создание которого является закономерным следствием развития кредитной системы России. В настоящее время создание кооперативного банка пока невозможно в связи с отсутствием законодательных норм, регулирующих его деятельность, и роль финансового центра сельской кредитной кооперации играют ФРСКК И ССКК. Вместе с тем, для кооперативов обладающих высокими объемами средств членство в указанных организациях носит лишь координационный характер, и для дальнейшего развития требуются новые стандарты работы и перспективы их деятельности. Возможным вариантом развития указанных кооперативов могло стать преобразование их в НДКО (небанковские депозитно-кредитные организации). Однако практически такой путь развития региональных систем кредитной кооперации, на наш взгляд, невозможен, так как НДКО могут работать только с юридическими лицами, а кооперативы с филиальной сетью построения имеют большое количество физических лиц - членов кооператива и не перспективен. Для того чтобы сельскохозяйственная кредитная кооперация была представлена на финансовом рынке страны равноправными участниками необходимо создание центрального финансового института кооперативного движения- Всероссийского кооперативного банка, который при наличии государственной поддержки и инициативы самих кооперативов сможет представлять их интересы на мировом финансовом рынке. В создании такой структуры должны принять участие Россельхозбанк, мСКк «Народный кредит», ФРСКК и СКК, а также региональные крупные кооперативы, которые могут стать региональными представительствами кооперативного банка и обладающие достаточными финансовыми возможностями. Паи членов кооперативного банка должны быть распределены между его участниками с соблюдением основных принципов кооперации.
Под Всероссийским кооперативным банком по-нашему мнению, следует понимать банковскую организацию, построенную на основе кооперативных принципов и связывающую систему кооперативного кредита с финансовым рынком государства.
Основная идея создания Всероссийского кооперативного банка обусловлена тем, что каждый отдельный элемент системы не в состоянии координировать работу всех звеньев системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации и обеспечивать стабильное ее развитие на основе координации финансовых потоков. Отсюда и возникает необходимость централизации кооперативного кредита.
Первичным звеном Всероссийского кооперативного банка могут быть региональные представительства кооперативного банка действующие как дополнительные офисы и осуществляющие операции с его пайщиками- физическими и юридическими лицами. На региональном уровне могут быть созданы межрегиональные филиалы кооперативного банка, координирующие работу дополнительных офисов. На общенациональном уровне целесообразно функционирование Всероссийского кооперативного банка, который будет разрабатывать стратегию и тактику кооперативного движения, обеспечивать стабильность работы системы посредством страхования обязательств его участников.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что современная система сельскохозяйственной кредитной кооперации представляет собой некоторое множество, как однородных, так и неоднородных самостоятельных кооперативных единиц во многом дублирующих свои функции. Дальнейшее успешное развитие современной системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации возможно лишь на основе стратегии, принятой государством и поддержанной кооперативным сообществом. Для выработки и осмысления стратегии развития кооперативной системы необходимо обобщить имеющийся опыт, выявить закономерности и особенности функционирования региональных систем кредитной кооперации и на их основе наметить концептуальные основы дальнейшего развития системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в России.
Список литературы:
1.ЬіПр://\м\«\«.гигаІсге<гї. ги
2. А.Н.Анцыферов. Центральные банки кооперативного кредита.- М.: Общество купцов и промышленников России, 2005.-360 с.
3. Концепция развития системы сельской кредитной кооперации, разработанная Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденная 23.03. 2006 года.