УДК 639.1:349.6: 342.951
doi: 10.30766/2072-9081.2019.20.1.36-47
Концептуальные основы развития охотничьего хозяйства Кировской области*
© 2019. М.Н. Андреев1, И.А. Гребнев234
1 Министерство лесного хозяйства Кировской области, г. Киров, Российская Федерация, 2ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Киров, Российская Федерация,
3ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация, 4АНО «Институт природоресурсного и экологического права», г. Киров, Российская Федерация
Рассмотрены основные направления государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, изложенные в Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области до 2020 года. Показана история создания, принципы, цель, задачи и методология концепции, основные проблемы, цели и задачи охотничьего природопользования в перспективе. Акцентируется внимание на том, что цель концепции сформулирована не как равновесная позиция различных отраслевых институтов - общественных, производственных и государственных, а, преимущественно, с точки зрения функций одного из них - государственного управления. В связи с этим концепция адресована, в первую очередь, государственным органам, задачей которых является создание необходимых условий для позитивного развития общественных отношений в рассматриваемой сфере деятельности. Проанализированы механизмы решения сложившихся проблем и текущие результаты выполнения основных положений концепции. Освещены особенности регионального регулирования отношений в сфере охоты и охотничьего хозяйства, в том числе в свете изменений отраслевого законодательства, реализации административной реформы, ухудшения экономической ситуации в регионе, повышения уровня угроз, связанных с распространением заболеваний охотничьих животных. Отражены факторы, влияющие на исполнение принимаемых решений и достижение поставленных в концепции целей и задач. Показана целесообразность осуществления региональной государственной политики в области охоты и охотничьего хозяйства на основе стратегических документов отраслевого развития. Предлагается повысить уровень межрегиональных взаимодействий при подготовке документов отраслевого развития.
Ключевые слова: охота и сохранение охотничьих ресурсов, экологические и социально-экономические проблемы охотничьего природопользования, цели и задачи регионального государственного управления охотой и охотничьим хозяйством, обеспечение устойчивого охотпользования
Для цитирования: Андреев М.Н., Гребнев И.А. Концептуальные основы развития охотничьего хозяйства Кировской области. Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2019; 20(1):36-47. DOI: 10.30766/2072-9081.20.1.36-47.
Conceptual framework for the development of hunting industry in the Kirov region
© 2019. M.N. Andreev1, I.A. Grebnev234
1Ministry of forestry of the Kirov region, Kirov, Russian Federation,
2Federal SState Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State
Agricultural Academy», Kirov, Russian Federation,
3Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University», Kirov, Russian Federation,
4The institute of ecological and natural resources law, Kirov, Russian Federation
The article reviewed the main directions of the state policy in the field of use and protection of hunting resources. They were set forth in the Concept of development of hunting industry of the Kirov region until 2020. The history of creation, the principles, purpose, objectives, methodology and structure of the concept, as well as the main problems, goals and aims of game resources use in future are presented. Attention is drawn to the fact that the purpose of the concept is formulated not as an equilibrium position of various sectoral research institutes - public, industrial and state, but, mainly, by the institute of public administration with regard to its functions. Due to this, the concept is addressed, first of all, to state bodies, as their task is to create the necessary conditions for the positive development of public relations in the sphere under study. The mechanisms of solving the existing problems and the current results of the implementation of the basic provisions of the concept have been analyzed.
Авторы заявляют об отсутствии финансирования.
The features of regional regulation of relations in the field of hunting and hunting industry have been examined. These features were influenced by changes in sectoral legislation, implementation of administrative reform, the deterioration of the economic situation in the region, increase in the amount of threats connected with the spread of diseases among game animals. The article informs on the factors affecting the execution of the decisions and achieving the concept goals and objectives. The expediency of the regional state policy implementation in the field of hunting and hunting industry on the basis of strategic documents of branch development has been confirmed. It is proposed to increase the level of interregional interactions in the preparation of sectoral development documents.
Key words: hunting and conservation of hunting resources, environmental and socio-economic problems of game resources use, goals and objectives of the regional state management of hunting and hunting grounds, ensuring sustainable use of hunting resources
For citation: Andreev M.N., Grebnev I.A. Conceptual framework for the development of hunting industry in the Kirov region. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka = Agricultural Science Euro-North-East. 2019; 20(1):36-47. (In Russ.). DOI: 10.30766/2072-9081.2019.20.1.36-47.
Охотничье хозяйство является традиционной отраслью природопользования, решающей комплекс задач в области охраны и использования животного мира, от сохранения биологического разнообразия и охраны видов и экосистем до обеспечения промышленности натуральным сырьем, оказания услуг в сфере охоты и природного туризма. К настоящему времени в отечественном охотничьем природопользовании сложился ряд проблем, имеющих долговременный характер и отрицательно влияющих на его экологическую и социально-экономическую эффективность. Рассмотрению этих проблем на уровне отдельно взятого субъекта Российской Федерации - Кировской области, принципам и механизмам их решения разработана Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года1 (далее также - концепция), в подготовке которой авторы приняли непосредственное участие.
Цель исследования — освещение опыта разработки и реализации документа отраслевого стратегического развития в сфере охотничьего хозяйства - Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области, раскрытия её роли в обеспечении устойчивого охотничьего природопользования на территории региона и воздействия на формирование государственной политики в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в других субъектах Российской Федерации.
Исследование истории разработки концепции, её влияния на деятельность охотполь-зователей и специально уполномоченных региональных государственных органов, анализ текущих итогов её реализации, выявление вопросов, решение которых необходимо для успешного осуществления на практике основных
положений изложенной в концепции государственной политики в области охоты и охотничьего хозяйства, связь с документами стратегического развития отрасли, принятыми в других регионах, стали задачами и определили содержание настоящей работы.
Актуальность и новизна исследования обусловливаются необходимостью осуществления комплексного, системного, учитывающего общие принципы и региональные особенности, научно обоснованного устойчивого использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, эффективного государственного управления этим процессом на основе новых подходов и решений, их внедрения в практику охотпользования.
Материал и методы. Разработка Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области до 2020 года инициирована Правительством Кировской области в 2009 г. и проводилась в течение 11 месяцев. Необходимость её подготовки была вызвана потребностью в системном разрешении существующих в сфере охраны и использования животного мира проблем, обеспечении соблюдения природоохранных требований, улучшении существующего механизма пользования охотничьими ресурсами, совершенствовании государственного управления, повышении устойчивости регионального охотничьего природопользования в целом.
При разработке концепции учитывалось действующее законодательство, основные положения имевшихся на тот период документов стратегического развития охоты и охотничьего хозяйства федерального и регионального уровней, материалы научных исследований в сфере охотничьего природопользования.
1
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319. Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/strategy/
В числе источников концепции, оказавших значительное влияние на её содержание и структуру, необходимо указать на имеющие доктринальный характер научные публикации, посвященные охотничьему хозяйству России и эколого-экономическим аспектам устойчивого использования охотничьих ресурсов [1, 2], Концепцию развития и научного обеспечения охотничьего хозяйства России, Концепцию развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года [3, 4, 5] и Стратегию социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года2, в разработке которой принимали участие авторы.
Для оценки состояния охотничьего хозяйства и выявления проблем охотхозяйствен-ной деятельности наряду с отчетными данными и ведомственными материалами использовались результаты специально проведенного в период разработки концепции анкетирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
В 2010 г., после окончания разработки, проект концепции был размещён на официальном Интернет-сайте Правительства Кировской области. В августе того же года Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года обсуждалась на заседании Правительства Кировской области, была им одобрена и утверждена распоряжением Правительства области № 295 от 17.08.2010 г.
При разработке концепции использовался проблемно ориентированный подход, в сочетании с системным и территориальным методами анализа, а также программно-целевой метод разработки управленческих решений. Для достижения целей концепции предусмотрено привлечение средств как из внебюджетных источников, так и из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Результаты и их обсуждение. Разработанная в 2009-2010 гг. Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области до 2020 года представляет собой долговременный программный, увязанный по целям, задачам и механизмам их достижения документ, предпо-
лагающий поэтапное решение наиболее важных экологических, социальных и экономических проблем развития охоты и охотничьего хозяйства Кировской области. В нём изложены основные направления деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов в сфере охотничьего природопользования на 10-летнюю перспективу применительно к региону Европейской России, в котором охота и охотничье хозяйство имеют существенное экологическое и социально-экономическое значение.
При разработке концепции в соответствии с использованной методологией выделено шесть ключевых проблем охотничьего хозяйства региона:
1. Уменьшение охотничьей активности населения.
2. Недостаточный уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков охотников по правилам охоты, охране труда и технике безопасности на охоте, соблюдению ветеринарно-санитарных требований.
3. Неоптимальная структура долгосрочного охотпользования.
4. Невысокая эффективность ведения охотничьего хозяйства коммерчески ориентированными охотпользователями, низкий уровень организации любительской и спортивной охоты.
5. Отставание действующей системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов от современных природоохранных требований и ситуации, сложившейся в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
6. Снижение эффективности государственного управления в части осуществления контрольно-надзорных функций и услуг по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов, среды их обитания и др.
Указанные проблемы, а также основные направления их решения были сформулированы на основе анализа опыта ведения охотничьего хозяйства Кировской области и материалов находившегося в период подготовки концепции в стадии опубликования исследования, посвященного проблемам охоты и охотничьего хозяйства Европейской России и путям их разрешения [3].
2Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года. Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/power/executive/upr_animal/concept_development_of_hunting_kirov_region.php
Наряду с отраслевыми проблемами концепцией определён ряд принципов, в соответствии с которыми органы государственного управления и охотпользователи должны развивать охотничье хозяйство области. Всего таких принципов сформулировано десять. Семь из них - общие принципы деятельности в области охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закреплённые федеральным и областным законодательством и три принципа - признание охоты социально-культурной ценностью, право всех граждан и субъектов хозяйствования Кировской области и Российской Федерации заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства, платность реализации права пользования охотничьими ресурсами, совмещенная с предупреждением установления пре-секательных финансовых и иных обременений заимствованы из Концепции развития и научного обеспечения охотничьего хозяйства России и Концепции развития охотничьего хозяйства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2015 года [4, 5], как соответствующие социально-экономическим условиям Кировской области. Также при разработке рассматриваемой концепции учитывался опыт создания и структура этих документов.
Исходя из проблем и принципиальных подходов к их решению сформулирована цель концепции - создание правовых, организационно-экономических и экологических условий, обеспечивающих устойчивое ведение охоты и охотничьего хозяйства на территории Кировской области, основанное на непрерывном и неистощительном использовании охотничьих ресурсов, сохранении их биологического разнообразия и обеспечении прав граждан на охоту независимо от востребованности и текущей возможности реализации этого права.
Как следует из определения, цель концепции сформулирована не как равновесная позиция различных отраслевых институтов -общественных, производственных и государственных, а, преимущественно, с точки зрения функций одного из них - государственного управления и соответственно адресована, в первую очередь, государственным органам, задачей которых как раз и является создание вышеуказанных условий.
Такой подход к определению цели обусловлен рядом причин:
- отсутствие на региональном уровне системного специально уполномоченного органа государственного управления охотой и
охотничьим хозяйством. В Кировской области и в других субъектах Российской Федерации функции специально уполномоченных в области охраны и использования животного мира государственных органов ограничены охраной, надзором и регулированием использования объектов животного мира и среды их обитания, включая охотничьи ресурсы, и не охватывают сферу охоты и охотничьего хозяйства в целом;
- фактическая неготовность различных отраслевых субъектов выработать единую позицию в отношении путей развития отрасли и обеспечивать её осуществление на практике;
- позиция авторов, как непосредственных разработчиков концепции, полагающих, что именно совершенствование государственного управления является отправной точкой обеспечения устойчивого ведения охоты и охотничьего хозяйства региона.
На основе цели сформулированы задачи концепции:
- обеспечение и защита прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на охоту и доступ к охотничьим ресурсам, учет интересов местного населения при осуществлении пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;
- развитие инновационных и модернизация существующих производств, направлений и технологий охотхозяйственной деятельности;
- оптимизация регионального государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (включая вопросы системы и структуры областных органов исполнительной власти, разделения контрольно-надзорных функций, нормативно-правового регулирования и оказания государственных услуг в сфере охраны и использования животного мира);
- совершенствование механизма устойчивого существования охотничьих ресурсов и обновление комплекса мероприятий по рациональному ведению охотничьего хозяйства, в том числе: разработка научно обоснованного охотустройства, методов и норм регулирования охоты; решение территориальных вопросов охраны охотничьих ресурсов через развитие системы территорий с ограниченным режимом охотпользования; определение, разработка и реализация пилотных проектов в сфере охраны и использования охотничьих животных и среды их обитания;
- развитие организованной охоты и охотничьего туризма;
— рост денежных поступлений в бюджеты всех уровней от охотхозяйственной деятельности.
Следует отметить, что проект концепции был предварительно размещён для обсуждения на официальном Интернет-сайте Правительства Кировской области и замечаний на него не поступило. В дальнейшем, после утверждения концепции на совещаниях и иных публичных мероприятиях высказывались предложения о необходимости её доработки по следующим направлениям:
— предлагалось включить в число задач концепции положение о необходимости проведения работ по охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, и среды их обитания в закреплённых охотничьих угодьях за счёт консолидированных бюджетных средств. Предложение обосновывалось значительными затратами охотпользователей на проведение биотехнических работ, необходимостью найма охотоведов и егерей, то есть существенными расходами на сохранение охотничьих ресурсов и животного мира. При обсуждении эта инициатива была признана несоответствующей как фактически сложившимся, так и законодательно установленным принципам долгосрочного охотпользования;
— предлагалось исключить из концепции положение о необходимости увеличения бюджетных доходов от деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства. Вместо этого предлагалось считать одной из задач концепции инициирование и продвижение региональными государственными органами на федеральном уровне вопроса об отмене предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации сбора за пользование объектами животного мира. Эта инициатива была также отклонена, как противоречащая законодательству о животном мире;
— ставился вопрос об отражении в концепции необходимости установления максимально возможных сроков охоты на лося.
Целесообразность установления сроков охоты, максимально предусмотренной правилами охоты продолжительности, непосредственно вытекает из социально-ориентированных принципов концепции, является оправданной для большинства видов охотничьих ресурсов. Однако в отношении лося, с учётом негативного опыта использования его популяции в 1990-х гг. 20-го в., областным межве-
домственным советом по организации ведения охотничьего хозяйства и охотхозяйственной деятельности природоохранной составляющей использования был отдан приоритет и рекомендовано осуществлять регулирование использования вида таким образом, чтобы охота на лося осуществлялась в максимально сжатые сроки. В связи с этим, сроки охоты на лося были ограничены в закреплённых охотничьих угодьях 101 днём, а в общедоступных охотничьих угодьях 91 днём, против 137 дней, допускаемых действующими правилами охоты;
— с целью повышения уровня добычи специалистами в области охоты и охотничьего хозяйства предлагалось доработать концепцию, включив в неё положения о стимулировании охоты административными методами, однако механизмов, позволяющих реализовать эту идею на практике, предложено не было.
Таким образом, с момента принятия и до настоящего времени содержание концепции остаётся неизменным и его корректировка не планируется.
Реализацию концепции планировалось осуществить в три этапа: первый - 2009-2011 гг., второй - 2012-2015 гг. и третий - 2015-2020 гг. Продолжительность этапов и общие сроки выполнения концепции были увязаны с этапами и продолжительностью осуществления Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.
К 2018 г. завершены первый и второй этапы реализации концепции. Оценивая итоги их выполнения, можно констатировать, что из 13 основных ожидаемых результатов концепции существенный прогресс достигнут по 8 направлениям.
1 . В рамках предусмотренного концепцией совершенствования правовых условий устойчивого использования охотничьих ресурсов на первых двух этапах её исполнения обеспечена подготовка и принятие наиболее важных нормативных правовых актов регионального уровня. В их числе: Закон Кировской области от 28.12.2010 № 604-З0 «Об отнесении к охотничьим ресурсам объектов животного мира, обитающих на территории Кировской области»; Закон Кировской области от 28.12.2010 № 605-З0 «О перечне охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты на территории Кировской области», Закон Кировской области от 16.03.2012 № 124-ЗО «О порядке распределения разрешений на добычу
охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области», Закон Кировской области от 17.02.2017 № 47-ЗО «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области», Указ Губернатора Кировской области от 14.12.2012 № 160 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Кировской области» и др. Подготовлены и утверждены научно обоснованные нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, и нормы пропускной способности охотничьих угодий в Кировской области.
Разработка и утверждение этих документов обеспечили минимально необходимые организационно-правовые условия для развития деятельности по охране и использованию охотничьих ресурсов на территории области.
2. Выполнен и продолжает реализовы-ваться значительный объём мероприятий, направленных на предусмотренное концепцией повышение качества и доступности государственных услуг в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Основной результат был достигнут в первой половине 2015 г., когда вятчане получили возможность обращаться за получением соответствующих услуг через многофункциональные центры и Интернет-портал госуслуг. К настоящему времени предусмотренный по данному направлению результат концепции достигнут на минимально необходимом уровне. Текущей задачей является увеличение объёма услуг, оказываемых удаленными способами, обеспечение разработки и внедрения соответствующей региональной автоматизированной информационной системы.
3. Меры для достижения ещё одного из результатов концепции - повышения устойчивости охотпользования стали предприниматься на втором этапе её реализации после кадровых корректировок государственного управления охотой и сохранением охотничьих ресурсов.
В 2014-2015 гг. областными государственными органами во взаимодействии с охот-пользователями была проведена многомесячная судебная и административная работа по приведению сроков действия договоров на предоставление территорий и акваторий, необходимых для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты,
срокам действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты. Это позволило стабилизировать работу более чем 40% долгосрочных охотпользователей области, которые в иных условиях могли лишиться права пользования охотничьими угодьями.
Существенный вклад внесён государственными органами исполнительной власти Кировской области в решение проблемы аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства. Данный вопрос в течение нескольких лет решался в тесном взаимодействии с Минприроды России и вплоть до внесения изменений в Лесной кодекс РФ находился в поле зрения руководства области. К примеру, пути его решения обсуждались губернатором Кировской области Н.Ю. Белых и заместителем Министра природных ресурсов и экологии РФ, руководителем Федерального агентства лесного хозяйства В.А. Лебедевым с работниками областных органов государственной власти, охотпользователями, представителями отраслевой науки и образования на совещании, проходившем в г. Кирове 21.05.2014. Среди прочего, на совещании были отмечены позитивные сдвиги и укрепление государственного управления охотой и охотничьим хозяйством Кировской области.
Как это и предполагалось концепцией, значительной проблемой для устойчивого ведения охотничьего хозяйства области стала угроза возникновения африканской чумы свиней (АЧС). В рассматриваемый период риски возникновения данного заболевания на территории области увеличивались. К 2016 г. Кировская области оказалась в окружении регионов, в которых выявлялась АЧС: Нижегородская область, Вологодская область, Архангельская область, Республика Татарстан.
В связи с этим актуальной задачей на современном этапе реализации концепции является совместная работа государственных органов и охотничьих хозяйств по предупреждению проникновения возбудителя АЧС в популяцию диких кабанов или, учитывая негативно развивающуюся в ПФО и стране эпизоотическую ситуацию по этому заболеванию, максимально возможная отсрочка его заноса на территорию области.
Следует понимать, что в случае возникновения на территории области очагов АЧС среди диких кабанов виновными лицами охотничьему хозяйству области будет нанесён не имеющий прецедентов по своим эколого-
экономическим последствиям урон, который отрицательно скажется на состоянии охотничьего хозяйства и поставит под сомнение возможность достижения ряда ожидаемых результатов концепции.
4. Анализ исполнения концепции показывает, что до 2017 г. прослеживалась позитивная тенденция и в решении задачи по увеличению объемов производства промысловой продукции, развитию охотничьего предпринимательства и смежных с охотой направлениях деятельности. Так, в период реализации концепции, несмотря на непредвиденное усложнение экономической ситуации, объём производства промысловой продукции на территории области, по нашим оценкам, не только не сократился, но и несколько вырос - на 3-4% в 2015 г. по сравнению с 2009 г. Это обстоятельство позволяет позитивно оценивать существование и развитие промыслового направления охотничьего хозяйства области и подтверждает правильность принятых концепцией решений.
5. С развитием охотничьего предпринимательства и смежных с охотничьим хозяйством направлений деятельности тесно связан ожидаемый результат концепции, заключающийся в апробировании и внедрении инновационных проектов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, разработке научно обоснованной системы мероприятий, направленной на его рациональное ведение, обеспечение охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов. В рамках данной темы можно выделить два направления, которым, начиная со второго этапа реализации концепции, уделяется существенное внимание: 1) любительская и спортивная охота, охотничий туризм; 2) дичеразведение.
В 2010-2018 гг. для поддержки любительской и спортивной охоты, охотничьего туризма областные государственные органы обеспечивали продвижение продуктов охотничьего туризма Кировской области на российских ярмарках, в том числе на ВДНХ. Также был решён вопрос о продвижении региональных туристско-охотничьих продуктов за рубежом. В частности, охотничьим туроператорам Кировской области за счёт средств бюджета Кировской области оплачивалась аренда выставочного стенда на известной немецкой охотничьей ярмарке в городе Дортмунде (Jagd & Hund).
Вместе с тем, после введения Евросоюзом экономических санкций возникли значительные сложности в развитии въездного (иностранного) охотничьего туризма, одним из проявлений которых стало усложнение проце-
дур ввоза в нашу страну охотничьего оружия и патронов к нему. От того, насколько в правовом и организационном поле удастся решить возникшие в данной отрасли проблемы, будет зависеть состояние въездного охотничьего туризма в перспективе.
В отношении развития дичеразведения можно указать, что это хорошо известное в советский период направление деятельности охотничьих хозяйств в связи с реализацией концепции вновь стало актуальным для Кировской области. В 2013-2015 гг. инициатива по дичеразведению рассматривалась руководством области как пилотный проект и поддерживалась Минприроды России. В рамках этого проекта в Кировской области проводится работа по разработке технологии разведения сибирской косули. С этой целью в 2013 г. в Пижанском районе области организован филиал Ростовского государственного опытного охотничьего хозяйства, построен сетчатый вольер, численность косуль в котором к 2016 г. доведена до 44 особей. Также небольшое поголовье сибирской косули стало содержаться в одном из охотничьих хозяйств Советского района Кировской области. Нескольким охотпользователям выданы разрешения на содержание в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания пятнистых оленей и кабана. К сожалению, к 2018 г. опыты по содержанию косуль в Пижанском районе области были свернуты.
В настоящее время заинтересованность в разведении охотничьих ресурсов проявляют сельскохозяйственные предприятия. В 2014 г. по инициативе руководства Кировской области регион посетил посол Словении в России и представители бизнеса этой страны. На круглом столе, посвящённом региональному и муниципальному развитию, состоявшемся в г. Белая Холуница, один из них - Игор Ледски - владелец большой дичефермы сделал ряд деловых предложений по разведению оленей в сельскохозяйственных целях. В ноябре 2014 г. кировское сельхозпредприятие - ЗАО Агрофирма «Дороничи» завезло из Словении 9 ланей, 9 муфлонов и 9 пятнистых оленей, которых стали содержать в неволе на территории СПК «Красное знамя» Куменского района области
Оценивая перспективы дичеразведения, можно отметить, что интерес к этой деятельности в регионе сохраняется, но пока является неустойчивым. Продолжит ли развиваться данное направление, удастся ли сохранить положительный импульс дичеразведения -вопрос, на который нет однозначного ответа.
С точки зрения авторов, развитие диче-разведения в рассматриваемый период происходило скорее вопреки, чем благодаря сложившейся в области экономической конъюнктуре. Поэтому возможным сценарием на среднесрочную перспективу является осуществление разведения дичи в вольерах без значимого прогресса в нескольких охотничьих хозяйствах и его ограниченное развитие крупными сельскохозяйственными предприятиями, руководители которых проявляют интерес к охоте и охотхозяйственной деятельности и рассматривают различные варианты диверсификации производства, развития социальной и туристской инфраструктуры на селе.
6. За время, прошедшее с начала реализации концепции, в Кировской области удалось сформировать достаточно эффективную систему регулирования численности объектов животного мира, обеспечивающую охрану здоровья населения, устранение угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращение нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания. В её основу были положены как административно-правовые механизмы принуждения, так и достаточно эффективное взаимодействие с охотпользователями, проводящими регуляционные мероприятия. Важно отметить, что при осуществлении регулирования численности популяций диких животных их охрана и сохранение биоразнообразия также должны быть в центре внимания.
Следовательно, когда возможны альтернативные регулированию численности диких животных подходы, они должны использоваться в первую очередь. Так, в отношении предупреждения заболевания бешенством плотоядных животных, основной упор необходимо делать на вакцинацию лисиц - основных переносчиков бешенства, и других восприимчивых к нему диких животных специально разработанными ветеринарными препаратами, а не на депопуляцию, призывы к которой всё чаще приходится слышать из различных источников.
Аналогичным образом при решении актуальной в последние годы проблемы захода волков в поселения регулирование его численности не должно рассматриваться в качестве единственной меры. Как показывает практика, в числе основных причин этого явления -уменьшение фактора беспокойства, вследствие снижения численности жителей и хозяйствен-
ной деятельности в населенных пунктах, отсутствие уличного освещения, нарушение правил содержания домашних собак, наличие мест концентрации отходов производства и потребления, создающих благоприятную кормовую базу и привлекающих диких животных. Соответственно, решение данного вопроса должно осуществляться комплексно и, прежде всего, путем устранения проблем благоустройства населенных пунктов.
7. К окончанию второго этапа определённый прогресс достигнут и в отношении ожидаемых результатов концепции, в части повышения объемов, качества и эффективности природоохранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий, совершенствования системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, роста природоохранного значения охоты и охотничьего хозяйства, а также обеспечения пользования животным миром с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных.
Как показала практика, достижение этих результатов предполагает взаимодействие с отраслевыми хозяйствующими субъектами, проведение разъяснительной и консультационной работы, а в случаях, когда она неэффективна, государственно-волевого административного воздействия.
8. В период реализации концепции удалось обеспечить увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от деятельности в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Решение этой задачи также является одним из ожидаемых результатов концепции. Так, в 2017 г. сбор за пользование объектами животного мира составил 6,2 млн руб. против 4,4 млн руб. в 2011 г. Госпошлина за выдачу разрешений в 2017 г. достигла 2,7 млн руб. против 1,3 млн руб. в 2011 г. В период с 2011 по 2017 гг. в бюджет поступило 50,6 млн руб. платы за право заключения охотхозяйственных соглашений.
Анализируя динамику бюджетных поступлений, следует понимать, что роль специально уполномоченных в области охраны и использования животного мира государственных органов Кировской области в их увеличении была косвенной и заключалась в реализации на практике федеральной налоговой политики и администрировании соответствующих платежей. Тем не менее, и здесь возникли сложности, при разрешении которых были
приняты значимые судебные решения, например, о недопустимости внесения платы за право заключения охотхозяйственных соглашений в рассрочку.
Несмотря на определённые достижения в развитии охоты и охотничьего хозяйства, связанные с реализацией концепции, часть её положений пока не получила соответствующего разрешения. В числе нереализованных важнейший вопрос - совершенствование системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов. Необходимыми стартовыми условиями для достижения данного результата концепции является скорейшая разработка основного документа планирования деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов -территориального охотустройства, разработка и реализация программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета. В течение 2010-2018 гг. их подготовка сдерживалась отсутствием денежных средств на эти цели. Указанное обстоятельство оказывало негативное влияние на эффективность государственного управления и состояние отрасли в целом.
Следует отметить, что в период реализации концепции численность государственных охотничьих инспекторов на местах остается существенно ниже установленной пунктом 2 перечня поручений президента Российской Федерации по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира и охотничьих ресурсов от 08.12.2016 № Пр-23 743 - не менее 3-х человек на муниципальный район.
Значимым фактором сохранения охотничьих ресурсов является обеспечение эффективного производственного охотничьего контроля в закрепленных охотничьих угодьях, а также возрождение общественного охотничьего контроля. Несмотря на рост числа производственных охотничьих инспекторов, численность которых к началу 2018 г. составила 154 чел. и продолжает увеличиваться, результаты их деятельности незначительны. Так, в 2017 г. составлено 19 актов производственного охотничьего контроля, а в 2018 г. - 23 акта. Что касается общественного контроля, то в силу отсутствия у общественных инспекторов собственных значимых полномочий, этот институт в деле сохранения охотничьих ресурсов самостоятельного значения пока не имеет.
Кроме этого, проблемой является организация работы по охране, воспроизводству и
регулированию использования объектов животного мира в лесах зелёных зон [6].
В целом можно констатировать, что обоснованность определенных концепцией проблем охотничьего хозяйства и путей их решения подтверждается не только предшествующими, но и теоретическими и прикладными исследованиями различных авторов, проведенными после её принятия [7, 8, 9, 10, 11, 12].
С точки зрения авторов, условием оптимального государственного управления отраслью как на федеральном, так и региональном уровнях является институциональная самостоятельность специально уполномоченных государственных органов. Именно она в наилучшей степени обеспечивает оперативность регионального государственного управления охотой и сохранением охотничьих ресурсов, повышение ее открытости и качества взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. В этом контексте следует обратить внимание на проведенные в период реализации концепции мероприятия по изменению структуры государственного управления рассматриваемой сферой деятельности.
Так, в 2015 г. в рамках административной реформы государственных органов исполнительной власти Кировской области, специально уполномоченный в области охраны и использования животного мира областной государственный орган исполнительной власти - Управление охраны и использования животного мира Кировской области - в соответствии с Указом губернатора Кировской области от 10.03.2015 № 44 «О структуре органов исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 № 29/150 «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 10.03.2015 № 44» был объединён с Областным департаментом экологии и природопользования в Министерство охраны окружающей среды Кировской области и с 11.09.2015 перестал существовать как самостоятельное юридическое лицо.
В 2018 г. совмещение деятельности по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных и не отнесенных к объектам охоты, с регулированием отношений в области недропользования, управлением в области использования и охраны водных объектов, охраны атмосферного воздуха,
3Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам охраны, воспроизводства и использования животного мира и охотничьих ресурсов от 08.12.2016 № Пр-2374. Режим доступа: http://www.krem-lin.ru/acts/assignments/orders/53454
обращения с отходами производства и потребления, другими направлениями экологической деятельности высшим органом исполнительной власти Кировской области признано нецелесообразным и в соответствии с постановлением Правительства области от 30.10.2018 № 509-П «О передаче полномочий» функции по проведению государственной политики и осуществлению управления в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также по осуществлению федерального государственного надзора в указанных сферах деятельности переданы Министерству лесного хозяйства Кировской области.
После 2020 г., когда срок действия концепции закончится, целесообразно подвести итоги её выполнения, в том числе оценить эффективность указанных административных решений и характер их воздействия на охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, отнесенных и не отнесенных к объектам охоты, сохранение биологического разнообразия в Кировской области.
Выводы. Утверждение и реализация Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области до 2020 года стало важным этапом экологически обоснованного социально-экономического развития охоты и охотничьего хозяйства Кировской области.
Особенностью концепции является то, что наряду с природоохранным и экономическим содержанием она имеет социально-ориентированный характер и относится к числу документов стратегического отраслевого развития, в которых социально-культурное значение охоты, право граждан на её осуществление, а также защита охотпользования от чрезмерного государственного вмешательства рассматриваются в качестве руководящих общественных идей.
Значительная часть положений концепции предполагает их непосредственное использование в практической деятельности и не требует разработки специальных документов, необходимых для реализации соответствую-
щих мероприятий. В условиях существенного дефицита регионального бюджета, отсутствия возможности финансирования государственными программами Кировской области даже мероприятий, прямо предусмотренных законодательством об охоте, механизм «прямого действия», при условии оптимальной организации деятельности региональных органов государственной власти, в том числе кадровой, обеспечивает работоспособность концепции и возможность достижения многих из предусмотренных в ней результатов.
Как отмечалось ранее, концепция создавалась с учетом имеющихся наработок. При её разработке использовались документы стратегического развития отрасли, науки, использовались материалы научных исследований. В связи с этим рассматриваемая концепция в значительной степени представляет результат внедрения в практику достижений охотоведческой науки.
В свою очередь, Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области оказала влияние на содержание принятых позже документов стратегического отраслевого развития ряда российских регионов. В частности, прослеживается её влияние на структуру и содержание принятых позднее: Концепции развития охотничьего хозяйства Мурманской области на период до 2025 года4 и Концепции развития охотничьего хозяйства Республики Башкортостан на период до 2030 года5.
Таким образом, в ряде государственных органов субъектов Российской Федерации постепенно формируется единое понимание роли и значения охотничьего природопользования, отраслевых проблем и путей их решения, основных направлений долговременной региональной государственной политики в сфере охоты и охотничьего хозяйства.
Нельзя не отметить, что инициированная российскими научными учреждениями и специалистами государственных органов субъектов Российской Федерации разработка документов долговременного отраслевого развития не осталась незамеченной на федеральном уровне.
4Концепции развития охотничьего хозяйства Мурманской области на период до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2012 № 685-ПП. Режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1979432.
5Концепция развития охотничьего хозяйства Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.05.2013 № 214. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463504000.
Именно с этим связывается деятельность Минприроды России по устранению отставания и заполнению возникшего в федеральной государственной политике пробела путём подготовки и утверждения в 2014 г. Стратегии развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года6, ряд положений которой созвучен с идеями указанных выше концепций.
Подводя итоги, можно резюмировать, что опыт Кировской области и других регионов России позволяет рекомендовать разработку долгосрочных документов отраслевого
стратегического развития, на основе методических подходов и принципов, с учетом проблем и путей их решений, сформулированных в рассмотренных выше региональных концепциях. Их наличие и успешное исполнение является важным условием обеспечения устойчивого охотпользования и одним критериев эффективности государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в субъектах Российской Федерации. Актуальным также является межрегиональное взаимодействие при подготовке и реализации указанных документов.
Список литературы
1. Дёжкин В.В., Сафонов В.Г. Охотничье хозяйство России и экологическая парадигма // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009. № 3 (105). С. 26-29. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17923550.
2. Сафонов В.Г. Эколого-экономические аспекты устойчивого использования охотничьих ресурсов в России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009. № 6 (108). С. 46-51. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17923494.
3. Андреев М.Н. Проблемы охотничьего хозяйства Евро-Северо-Востока России и пути их решения // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2010. № 3. С. 74-78. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15133878.
4. Черекаев А.В., Сафонов В.Г., Андреев М.Н., Граков Н.Н., Домский И.А., Краев Н.В., Матвейчук С.П., Машкин В.И., Миньков С.И. Концепция развития и научного обеспечения охотничьего хозяйства России // Труды ВНИИОЗ. №1 (51). 2000. Охотоведение, экономика, организация, право. Киров: ВНИИОЗ, РАСХН, 2000. С. 7-16.
5. Матвейчук С.П., Андреев М.Н., Егошина Т.Л. Проект Концепции развития охотничьего хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: материалы к обсуждению. Управление по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ханты-Мансийск, Киров, ВНИИОЗ, 2006. 46 с.
6. Гребнев И.А. Охотничье-рекреационные ресурсы зеленых зон городов // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2009. № 1. С. 55-59. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17930494.
7. Сафонов В.Г. Экомодернизация и перспективы охотничьего хозяйства России // Экология. 2013. № 5. С. 368. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19569324.
8. Сафонов В.Г. К истории формирования научного подхода в организации рационального использования охотничьих животных // Вестник охотоведения. 2015. Т. 12. № 1. С. 66-73. Режим доступа: https://elibra-ry.ru/item.asp?id= 25013263.
9. Данилкин А.А. Оптимальная численность и нормирование добычи диких копытных в охотничьем хозяйстве: теория и практика // Вестник охотоведения. 2014. Т. 11. № 1. С. 63-73. Режим доступа: https://elibra-ry.ru/item.asp?id= 21720632.
10. Данилкин А.А. Государственная политика и управление в сфере охоты: тот ли выбран курс? // Вестник охотоведения. 2015. Т. 12. № 1. С. 104-117. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25013270.
11. Винобер А.В. Охотничье хозяйство: будет ли эпоха возрождения? // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2016. № 1. С. 5-16. Режим доступа: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/ Гуманитарные%20аспекты%20охоты_1_2016^£
12. Сухомиров Г.И. О проблемах охотничьего хозяйства России // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии: материалы VI Междунар. научн.-практ. конф. и Первого межрегионального симпозиума работников охотничьего хозяйства России «Современные проблемы охотоведения». Иркутск: Изд-во Иркутского ГАУ, 2017. С. 153-159.
Поступила: 15.01.2019 Принята к публикации: 05.02.2019
Сведения об авторах:
Андреев Михаил Николаевич, кандидат с.-х. наук, заместитель начальника управления охраны и использования животного мира Министерства лесного хозяйства Кировской области, ул. Пятницкая, д.32, г. Киров, Российская Федерация, 610020, e-mail: [email protected],
Гребнев Иван Анатольевич, кандидат биол. наук, доцент кафедры охотоведения и биологии диких животных ФГБОУ ВО "Вятская государственная сельскохозяйственная академия", Октябрьский просп., 133, г. Киров, Российская Федерация, 610017, e-mail: [email protected], доцент кафедры трудового и социального права ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», ул. Московская, д. 36, г. Киров, Российская Федерация, 610000, e-mail: [email protected] , Председатель Правления АНО «Институт природоресурсного и экологического права», ул. Широнинцев, д. 11. г. Киров, Российская Федерация, 610042, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8028-0713, e-mail: [email protected]
6Стратегия развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.07.2014 № 1216-р. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docu-ment/420205912.
References
1. Dezhkin V.V., Safonov V.G. Okhotnich'e khozyaystvo Rossii i ekologicheskaya paradigm. [Hunting industry of Russia and ecological paradigm]. Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov v Rossii. 2009. no. 3(105). pp. 26-29. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17923550.
2. Safonov V.G. Ekologo-ekonomicheskie aspekty ustoychivogo ispol'zovaniya okhotnich'ikh resursov v Rossii. [Ecological and economic aspects of sustainable use of hunting resources in Russia]. Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov vRossii. 2009. no. 6(108). pp. 46-51. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17923494.
3. Andreev M.N. Problemy okhotnich'ego khozyaystva Evro-Severo-Vostoka Rossii iputi ikh resheniya. [Problems of hunting industry of Euro-North-East of Russia and ways of their solution]. Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka. 2010. no. 3. pp. 74-78. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15133878.
4. Cherekaev A.V., Safonov V.G., Andreev M.N., Grakov N.N., Domskiy I.A., Kraev N.V., Matveychuk S.P., Mashkin V.I., Min'kov S.I. Kontseptsiya razvitiya i nauchnogo obespecheniya okhotnich'ego khozyaystva Rossii. [The concept of development and scientific support of hunting industry of Russia]. Trudy VNIIOZ. №1 (51). Okhotovedenie, ekonomika, organizatsiya, pravo. 2000. pp. 7-16. (In Russ.).
5. Matveychuk S.P., Andreev M.N., Egoshina T.L. Proekt Kontseptsii razvitiya okhotnich'ego khozyaystva Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry: materialy k obsuzhdeniyu. [The concept of development of game reserve of the Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra: materials for the discussion]. Upravlenie po ispol'zovaniyu rybnykh i okhotnich'ikh resursov Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga - Yugry, Khanty-Mansiysk, Kirov, VNIIOZ, 2006. 46 p. (In Russ.).
6. Grebnev I.A. Okhotnich'e-rekreatsionnye resursy zelenykh zon gorodov. [Hunting and recreational resources of green areas of cities]. Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov v Rossii. 2009. no. 1. pp. 55-59. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17930494.
7. Safonov V.G. Ekomodernizatsiya i perspektivy okhotnich'ego khozyaystva Rossii. [Ecological modernization and prospects of the hunting industry of Russia]. Ekologiya. 2013. no 5. pp. 368. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19569324.
8. Safonov V.G. K istorii formirovaniya nauchnogo podkhoda v organizatsii ratsional'nogo ispol'zovaniya okhotnich'ikhzhivotnykh. [To the history of formation of scientific approach in the organization of rational use of game animals]. Vestnikokhotovedeniya. 2015. Vol. 12. no. 1. pp. 66-73. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id =25013263.
9. Danilkin A.A. Optimal'naya chislennost' i normirovanie dobychi dikikh kopytnykh v okhotnich'em khozyaystve: teoriya i praktika. [Optimal number and rationing of wild ungulates in the hunting sector: theory and practice]. Vestnik okho-tovedeniya. 2014. Vol. 11. no. 1. pp. 63-73. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21720632.
10. Danilkin A.A. Gosudarstvennaya politika i upravlenie v sfere okhoty: tot li vybran kurs? [State policy and management in the field of hunting: is the right course chosen?]. Vestnik okhotovedeniya. 2015. Vol. 12. no. 1. pp. 104-117. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25013270.
11. Vinober A.V. Okhotnich'e khozyaystvo: budet li epokha vozrozhde-niya? [Hunting: will there be a Renaissance?]. Gumanitarnye aspekty okhoty i okhotnich'ego khozyaystva. 2016. no. 1. pp. 5-16. (In Russ.). URL: http://www.biosphere-sib.ru/scientific-practical-journals/Gumanitarnye%20aspekty%20okhoty_1_2016.pdf.
12. Sukhomirov G.I. O problemakh okhotnich'ego khozyaystva Rossii. [On the problems of the hunting sector of Russia]. Klimat, ekologiya, sel'skoe khozyaystvo Evrazii: materialy VI mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. i Pervogo mezhregional'nogo simpoziuma rabotnikov okhotnich'ego khozyaystva Rossii «Sovremennye problemy okhotovedeniya». [Climate, ecology, agriculture in Eurasia: Proceedings of the VI Intern. Scientific and practical Conference and the First Interregional Symposium of workers of hunting sector of Russia «Current problems of game management»]. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo GAU, 2017. pp. 153-159. (In Russ.).
Information about the authors:
Mikhail N. Andreev, PhD in Agricultural Sciences, Deputy head of the Department of wildlife protection and use Ministry of forestry of the Kirov region, Pyatnitskaya Str., 32, Kirov, Russian Federation, 610020, e-mail: [email protected], e-mail: [email protected],
Ivan A. Grebnev, PhD in Biological Sciences, associate professor, the Chair of game management and biology of wild animals Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State Agricultural Academy», Oktyabrsky Avenue, 133, Kirov, Russian Federation, 610017, e-mail: [email protected], associate professor, the Chair of labor and social law Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University», Moskovskaya Str., 36, Kirov, Russian Federation, 610000, e-mail: [email protected], Chairman of the Management Board Institute of natural resources and environmental law, Shironitsev Str., 11. Kirov, Russian Federation, 610042, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8028-0713, e-mail: [email protected],
Received: 15.01.2019
Accepted for publication: 05.02.2019