244
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство
УДК 639.1.057.3
П. А. Гештовт
Белорусский государственный технологический университет
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬИМ ХОЗЯЙСТВОМ В БЕЛАРУСИ
Система управления и государственного контроля охотничьего хозяйства в Беларуси сложна и запутана. В ней наблюдается дублирование функций и параллелизм в работе. Это способствует уменьшению эффективности управления охотничьим хозяйством, создает дополнительные бюрократические барьеры, уменьшает оперативность принятия решений. Размер изъятия основных охотничьих видов существенно ниже, чем в соседних странах со схожими климатическими и географическими условиями. Потенциал охотничьих угодий используется не эффективно. Существующая система ведения охотничьего хозяйства не способствует развитию у охотников заинтересованности в рациональном использовании ресурсов дичи.
Для улучшения ситуации необходимо создать единый самофинансируемый государственный орган по управлению ресурсами диких животных и охотой. Свою деятельность он должен осуществлять за счет использования средств, полученных от уплаты охотпользователями и охотниками различных видов платежей, установленных государством. Охотнику должна быть предоставлена возможность выбора: или покупать право охоты на коммерческой основе у охот-пользователей различной формы собственности; или вести охотничье хозяйство и охотиться в составе независимого коллектива охотников в охотничьих угодьях, переданных в пользование коллективу; или охотиться на территории охотничьих угодий, не переданных в обособленное пользование, покупая право охоты у Государственного агентства по устанавливаемым государством тарифам. В целях повышения интенсивности использования охотничьих угодий, необходимо добиться существенного увеличения количества охотпользователей.
Ключевые слова: управление, охотничье хозяйство, охотничьи угодья, ресурсы дичи, охота.
P. A. Geshtovt
Belarusian State Technological University
HOW TO IMPROVE THE HUNTING MANAGEMENT IN BELARUS: BASIC APPROACHES
Management system and state control of hunting in Belarus are complicated and confusing. There is duplication and parralelism of functions in it. This reduces the effectiveness of wildlife management, creates additional bureaucratic barriers, reduces the efficiency of decision-making. Annual harvest of major game species is significantly lower than in neighboring countries with similar climatic and geographical conditions. The potential of hunting grounds is not being used efficiently. The current system of game management is not conducive to the development of the hunter's interest in the rational game resources using.
To improve the situation it is necessary to create a single self-financing the State Body on resource management of wild animals and hunting. Its activities must be grounded on the use of funds received from the different types of payments of hunters and hunting users, established by the state. Hunters should be given a choice: either to buy the right to hunt on a commercial from the hunting enterprises of various forms of ownership; or keep hunting as part of an independent collective of hunters in the hunting grounds rented by them; or hunt in the territory of the hunting grounds, not transferred to the anyone for separate use, buying the right to hunt in the State Agency paying tariffs established by state. In order to increase the intensity of use of hunting grounds, it is necessary to achieve a significant increase in the number of owners of hunting grounds.
Key words: management, hunting, hunting land, wildlife resources, hunting.
Введение. В данный момент времени система управления и государственного контроля охотничьего хозяйства в Беларуси сложна и запутана. В ней наблюдается дублирование функций и параллелизм в работе. Это способствует уменьшению эффективности управления охотничьим хозяйством, создает дополнительные бюрократические барьеры, уменьшает оперативность принятия решений.
Министерство лесного хозяйства одновременно совмещает функции государственного управления и контроля охотничьего хозяйства и органа хозяйственного управления охотничьими хозяйствами лесхозов, находящихся у него в непосредственном подчинении, что противоречит Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», не допускаемому совмещения функций государствен-
ного управления и контроля с пользованием природными ресурсами.
Отсутствует централизованная и эффективная система учета поступления различных государственных сборов и платежей за право охоты и аренду охотничьих угодий. Размер изъятия основных охотничьих видов существенно ниже, чем в соседних странах со схожими климатическими условиями. Потенциал охотничьих угодий используется не эффективно. Некоторые охотпользователи из-за большой площади арендованных угодий не в состоянии обеспечить на всей территории надлежащий контроль и интенсивное ведение охотничьего хозяйства. В связи с тем что размер и границы участков охотничьих угодий устанавливаются без учета целостности природно-ландшафтных комплексов, популяции охотничьих животных используются не рационально.
Система ведения охотничьего хозяйства неоправданно сложна и запутана. Она регулируется множеством нормативно-технических документов. Методы контроля изъятия охотничьих видов диких животных сложны в использовании и не позволяют полностью исключать случаи злоупотреблений. Все это в результате неэффективного использования рабочего времени и чрезмерного «раздувания» штатов хозяйств существенно увеличивает затраты, снижает общую экономическую эффективность и доступность охоты.
Существующая система управления популяциями охотничьих животных, основанная на устаревших и неэффективных методах учета и определении оптимальной численности на долгосрочный период, не предусматривает эффективного механизма оперативного мониторинга состояния ресурсов дичи, снижает эффективность их управления и использования.
Основная часть. Для изменения существующей ситуации необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить совершенствование организационно-правовых условий для рационального и не истощительного использования ресурсов охотничьих животных;
- повысить эффективность использования охотничьих угодий;
- оптимизировать систему управления охотничьим хозяйством в целях повышения эффективности ее работы и уменьшения затрат государства на ее функционирование;
- создать условия для повышения заинтересованности широких слоев населения в рациональном использовании и сохранении ресурсов дичи.
Необходимо создать при Министерстве природы единый самофинансируемый государственный орган по управлению ресурсами ди-
ких животных и охотой (далее Государственное агентство). В целях оптимизации структуры управления ресурсами природы целесообразно совмещение в одном государственном органе функций управления охотой и рыболовством.
Работа Государственного агентства должна исключать возможность одновременного совмещения функций государственного управления и хозяйственной деятельности, связанной с охотой. В целях учета мнений различных государственных организаций и общественных объединений, деятельность которых связана с дикими животными и охотой, при Государственном агентстве необходимо создать межведомственную коллегию. Для оперативного и эффективного выполнения всех функций на местах Государственное агентство должно иметь находящиеся в его прямом подчинении региональные отделения, при которых будут функционировать региональные коллегии.
Государственное агентство должно являться самофинансируемым органом, функционирующим за счет использования средств, полученных от уплаты охотпользователями и охотниками различных видов платежей, установленных государством. Для этих целей следует создать единый Республиканский бюджетный фонд сохранения и рационального использования диких животных, в который будут поступать все средства, уплаченные за пользование ресурсами диких животных, а также иные обязательные платежи, связанные с охотой.
Использование финансовых средств фонда должно быть максимально прозрачным. Ежегодно Государственному агентству надлежит открыто отчитываться об использовании финансовых средств фонда. Для увеличения поступлений финансовых средств в бюджетный фонд, повышения экономического эффекта, генерируемого охотой, и привлечения в охотничье хозяйство существенного количества внебюджетных средств необходимо создать благоприятные условия для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.
Охотнику должна быть предоставлена возможность:
- покупать право охоты на коммерческой основе у охотпользователей различной формы собственности;
- вести охотничье хозяйство и охотиться в составе независимого коллектива охотников в охотничьих угодьях, переданных в пользование коллективу;
- охотиться на территории охотничьих угодий, не переданных в обособленное пользование (в угодьях общего доступа), покупая право охоты у Государственного агентства по устанавливаемым государством тарифам.
246
^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 1. Лесное хозяйство
Для этого необходимо законодательно закрепить существование следующих типов охотничьих угодий:
- угодья, передаваемые юридическим лицам для ведения коммерческого охотничьего хозяйства с целью получения прибыли;
- угодья, передаваемые коллективам охотников (охотничьим товариществам) с целью ведения охотничьего хозяйства и удовлетворения их потребности в охоте;
- угодья общего доступа;
- угодья специального охотпользования.
Охотничьи угодья, передаваемые для ведения коммерческого охотничьего хозяйства, должны распределяться на конкурсной основе через аукцион. Площадь и границы угодий, переданных охотничьим товариществам, а также минимальное обязательное количество охотников в коллективе должны устанавливаться Государственным агентством, исходя из средней нормы охотничьих угодий различных категорий, установленной на одного охотника. Размер коллектива должен обеспечивать эффективное управление и препятствовать его делению на обособленные группы охотников.
Угодья общего доступа должны располагаться преимущественно в угодьях, где ведение интенсивного охотничьего хозяйства затруднено или малоэффективно. В эту группу должны входить угодья, по каким либо причинам, не переданные в обособленное пользование. Угодья специального пользования должны составлять территории, переданные государственным учреждениям в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь для осуществления комплексного природопользования, выполнения научно-исследовательских работ и обучения специалистов в области использования ресурсов диких животных.
Государственное агентство необходимо наделить правом предоставления пользования дикими животными в виде охоты на определенной территории. В связи с передачей функций по предоставлению угодий от облисполкомов к Государственному агентству и возможностью не придерживаться административных границ районов и областей необходимо обеспечить более рациональное определение размера и границ участков охотничьих угодий и отдельных региональных округов управления (на основании целостности природно-территориаль-ных комплексов и населяющих их популяций охотничьих животных).
Система предоставления охотничьих угодий должна быть централизованной и открытой. Она должна максимально исключать коррупционные риски, способствовать наиболее эффективному использованию угодий и обес-
печивать равнодоступность в пользовании ресурсами дичи. Следует удовлетворить интересы существующих охотпользователей путем предоставления им преимущественного права пользования участками угодий с наиболее развитым ведением охотничьего хозяйства. Для обеспечения рационального использования охотничьих угодий, повышения эффективности управления элементарными популяциями животных и ликвидации монополизма охотпользова-телей необходимо установить минимальные и максимальные размеры угодий для одного охотпользователя.
В целях повышения интенсивности использования охотничьих угодий следует добиться существенного увеличения общего количества охотпользователей за счет:
- создания благоприятных условия для ведения охотничьего хозяйства;
- формирования и успешного функционирования независимых добровольных коллективов охотников (товариществ);
- установления максимального размера угодий, переданных в пользование одному охот-пользователю.
Методы контроля изъятия охотничьих видов должны быть просты в использовании, максимально исключать возможность совершения неумышленных технических ошибок и при этом эффективно противостоять проявлению различного рода нарушениям и злоупотреблениям. Для этих целей целесообразно внедрить в практику систему использования охотничьих ярлыков при осуществлении изъятия нормированных видов.
Необходим пересмотр принципов использования ресурсов диких животных в пользу более современных подходов, основанном на постоянном мониторинге состояния ресурсов дичи и среды их обитания с задействованием профессиональных кадров Государственного агентства.
Следует предоставить возможность формирования и успешного функционирования товариществ охотников в виде самостоятельного некоммерческого юридического лица с обособленным балансом. Охотничьим товариществам должно быть разрешено осуществлять и коммерческие виды деятельности, однако они должны быть преимущественно связаны с использованием ресурсов диких животных и соответствовать целям и уставу охотничьего товарищества.
Средства, полученные от коммерческой деятельности товарищества, не должны быть распределены между его членами, а могут быть потрачены только:
- на осуществление охотхозяйственных мероприятий;
- оплату платежа за пользование охотничьими животными на определенной территории (арендную плату);
- обеспечение деятельности охотничьего товарищества.
Функционирование охотничьих товариществ должно осуществляться на основании положения, разработанного Государственным агентством. В положении должны быть отражены:
- суть охотничьего товарищества;
- цели товарищества;
- порядок создания, слияния, деления и ликвидации;
- принципы работы;
- структура управления и порядок принятия решений;
- полномочия;
- меры ответственности за невыполнение условий пользования;
- иные моменты, призванные обеспечить планомерную и бесперебойную работу охотничьего товарищества в соответствии с действующим законодательством.
Для повышения качества подготовки специалистов в сфере управления ресурсами дичи и охотой необходимо обеспечить их одновременное, неразрывное обучение теоретическим знаниям и практическим навыкам, создать обязательные условия для формирования у будущих специалистов устойчивого интереса к выбранной профессии. Следует законодательно закрепить требование занятия соответствующих
должностей в данной сфере деятельности только лицами, имеющими специальную подготовку.
При осуществлении научной и учебной работы в угодьях специального пользования должно допускаться использование ресурсов охотничьих животных, а также осуществление иной охотхозяйственной деятельности с отклонениями от действующих нормативно-правовых актов в области охотничьего хозяйства и охоты. Разрешения на осуществление таких действий должно выдаваться Государственным агентством по согласованию с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира.
Необходимо разработать систему мер по содействию увеличения количества организаций, осуществляющих обучение охотников теоретическим знаниям и практическим навыкам стрельбы.
Заключение. Для улучшения восприятия информации в данной публикации приведены только наиболее важные предложения по совершенствованию охотничьего хозяйства и структуры его государственного управления без подробного описания существующих проблем и развернутого перечня задач, которые необходимо решить.
Очень важно понимать, что это не идеальный, окончательный вариант, к которому необходимо стремиться. Все приведенные в статье предложения даны с учетом особенностей существующей ситуации и сложившихся современных условий в Беларуси.
Информация об авторах
Гештовт Павел Антонович - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры охотоведения. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Geshtovt Pavel Antonovich - Ph. D. Agriculture, assistant professor, Department of Hunting Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 16.02.2015