Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития человеческого капитала'

Концептуальные основы развития человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОДХОДЫ / РОЛЬ / ТРУД / ЭКОНОМИКА / HUMAN CAPITAL / APPROACHES / ROLE / LABOUR / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Г. М., Бекбулат С.

В статье рассматривается роль и место человеческого капитала в эконо-мике, выявляются особенности современных подходов к его изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual bases of human capital development

The article considers a role and a place of the human capital in economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития человеческого капитала»

УДК 330.1

© Г.М. Осипова, С. Бекбулат Концептуальные основы развития человеческого капитала

В статье рассматривается роль и место человеческого капитала в экономике, выявляются особенности современных подходов к его изучению.

Ключевые слова: человеческий капитал, подходы, роль, труд, экономика.

G.M. Osipova, S. Bekbulat ^nceptual bases of human capital development

The article considers a role and a place of the human capital in economy. The features of modern approaches for its study, are identified.

Keywords: human capital, approaches, role, labour, economy.

По мере развития мировой экономики и информационных технологий, кардинально повысивших ценность человеческого капитала, растет необходимость пересмотра концептуальных подходов к развитию человеческого капитала, который должен формироваться не по какому-то одному главному критерию, а по целому ряду критериев. Это весьма актуально на современном этапе развития экономики в нашей стране. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в мае 2012 г. на заседании Государственной Думы, в частности, отметил: «За период до 2020 г. должно быть создано не менее 25 млн эффективных рабочих мест, в первую очередь, конечно, не в сырьевых отраслях экономики... Производительность труда повысить в 1,5-2 раза» [1].

Для выполнения поставленных задач необходимо выполнение новых требований к качеству рабочей силы, адекватные информационной экономике, поскольку вышесказанное непосредственно связано с экономическим ростом.

Человеческий капитал рассматривается в нескольких аспектах: во-первых, как совокупность производственных способностей человека, как издержки государства, предприятия, самого человека на их формирование и постоянное совершенствование. Во-вторых, как совокупность производственных способностей человека. Человеческий капитал аналогичен понятию «трудовой потенциал». В-третьих, капитал впитывает в себя широкий аспект способностей человека, помимо трудового потенциала.

Большинство исследователей согласны, что человеческий капитал, с одной стороны - совокупность всех затрат на развитие способностей того или иного конкретного человека к производству товаров и услуг; с другой стороны - совокупность приобретенных знаний, навыков, мотивации, энергии, которыми наделен человек и которые могут использоваться в течение определенного времени в целях производства товаров и услуг.

Человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой стороны - вещественному капиталу. В первозданном виде

человеческие ресурсы, как и природные, не приносят эффекта. Только после соответствующей подготовки человек приобретает качества капитала. Поэтому по мере роста затрат на улучшение качественного состояния работника труд как первозданный фактор постепенно превращается в человеческий капитал. В связи со значительным ростом капиталовложений в человека существенно изменилась и структура заработной платы, большая часть которой становится в современных условиях продуктом человеческого капитала, а не труда. Следовательно, заработная плата, получаемая работником, рассматривается как сочетание рыночной цены его живого труда и рентного дохода от вложений в человеческий капитал.

Формирование и развитие человеческого капитала - это весьма длительный процесс. И подход к этому необходим комплексный, системный. В структуре способностей человека исследователи выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных базовых элементов.

Во-первых, - физиологический, включающий антропологическую предрасположенность, состояние здоровья, выносливость, совокупность умений и навыков. Во-вторых, - психологический: темперамент, характер, сила желаний, чувство долга и т.д. В-третьих, - интеллектуальный: умственное развитие, уровень образования, квалификация, общая и экономическая культура, трудовая мораль. В-четвертых, - социальный: ценностные ориентации, интересы, отношение к труду, коммуникабельность и т.д.

Важной составляющей стороной компетентности человека являются его социальные способности. Они обусловлены склонностью индивида к работе в трудовом коллективе и проявляются в ценностных ориентациях работника (отношение к труду, трудовая дисциплина, общительность и

др.).

Человек и его трудовой потенциал составляют национальное богатство, способствуют экономическому росту. На протяжении столетий смена поколений техники происходила одновременно со сменой поколений людей. В современной экономике темп смены новых поколений техники стал стремительно опережать смену поколений работников. Такая технологическая инверсия должна привести к тому, что произойдет, по крайней мере, удвоение знаний специалистов. В условиях информационной экономики квалифицированный специалист должен быть в профессиональном отношении не только на уровне существующей техники, но и потенциально быть способным эффективно взаимодействовать с техникой будущих поколений. Иначе говоря, трудовой потенциал работника должен быть высокоразвитым, где в большей степени присутствуют интеллектуальные способности. На различных этапах развития общества становятся более актуальными те или иные составляющие структуры человеческого капитала. Кроме того, каждый новый этап развития экономики связан с ее переструктурированием по секторам и отраслям. Новая экономика в этом отношении основывается на секторах: услуги производителям, сектор производства знания, сектор производства информационных технологий, сектор распространения информации и культурных услуг.

Д. Белл предложил «информационную теорию стоимости» вместо «трудовой теории стоимости»: «когда знания в своей систематической форме вовлекаются в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или усовершенствования), можно сказать, что именно знания, а не труд выступают источником стоимости» [2].

Это стало весьма актуальным в последние два десятилетия, когда развитые страны переходят к информационной экономике. В этой ситуации люди, не способные следовать требованиям времени и постоянно повышать свою квалификацию, выпадают из конкурентной борьбы. Начался процесс усиления разделения работников на информациональную и численно доминирующую родовую рабочую силу, средний класс постепенно размывается. Первым исследовал эти тенденции М. Кастельс. Он отмечает, что: «в этой ситуации идет процесс нисхождения основных слоев традиционного нового среднего класса, теряющих устойчивые позиции на своих сегментах рынка труда. Их удельный вес в национальном богатстве и их ресурсная база для воспроизводства социального статуса и передачи накопленного социального капитала и высокого уровня человеческого капитала следующему поколению сжимаются» [3].

По мнению Кастельса, новые группы нового среднего класса обладают специфическими функциями в современном обществе и экономике. Он именует их информациональными производителями. Кастельс наделяет информациональных производителей следующими чертами: умение быстро и эффективно переходить от одного вида деятельности к другому, инициативность, предприимчивость, действия по интуиции, потребность учиться в течении всей своей карьеры, мобильность (профессиональная и пространственная), умение быстро решать сложные задачи в экстремальных ситуациях.

В глобальном мире огромное значение приобретают так называемые когнитивные способности, то есть способности интерпретации информации, самостоятельной постановки и решения проблем. Одно из важных качеств современного работника - способность представлять различные пути решения проблемы и делать выбор между ними. Работники все чаще сталкиваются с необходимостью решения абсолютно новых, плохо изученных проблем, они должны предлагать собственные эффективные решения. В экономике знания решающее значение приобретают такие психологические характеристики, как креативность, уверенность, предпринимательский дух. Эти черты особо выделяет Г. Шиншток [4, 5].

Другой исследователь Р. Флорида главнейшее значение придает творчеству. Он считает, что творчество - масштабная, непрерывная практика, процесс, имеющий собственную логику [6].

Таким образом, по мере развития мировой экономики и информационных технологий растет необходимость в переоценке роли того или иного элемента в структуре человеческого капитала.

Сам процесс образования состоит не столько в передаче обучающимся знаний и навыков в определенной области, сколько в том, чтобы заинтересовать человека в постоянном возобновлении этих знаний, повысить

восприимчивость к новым идеям, техническим разработкам, способность применять их и адаптироваться к особенностям своей работы.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что человеческий капитал становится самым драгоценным ресурсом в развитии общества, в том числе на производстве. К сожалению, статистические данные по Республике Бурятия по условиям труда, травматизму на производстве пока не внушают оптимизма [7].

Анализ условий труда работников, работающих на различных предприятиях нашей республики, показал, что за период 2008-2010 гг. не наблюдается четкой положительной динамики в улучшении условий труда. К сожалению, например, при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды удельный вес работников, подвергающихся вредному воздействию шума, ультра- и инфразвуков, возрос с 17,8% в 2008 г. до 23,7% в 2010 г., а подвергающихся повышенному уровню вибрации с 5,6% до 8,8%, т.е. в 1,57 раза за анализируемый период. В строительстве удельный вес работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, увеличился в 2,8 раза, а работающих под воздействием повышенной вибрации в 2,2 раза, запыленности воздуха в 2,67 раза. Не утешительно и состояние дел в среде транспорта и связи.

Самый печальный факт - это увеличение случаев травматизма на производстве, в том числе со смертельным исходом. За рассматриваемый период (2008-2010 гг.) этот показатель увеличился в 1,54 раза [7].

Такая тенденция свидетельствует, с одной стороны, что не выработана политика социальной ответственности бизнеса. В условиях глобализации поведение бизнеса давно вышло за рамки узкокорпоративного стремления к росту прибыли. С другой стороны, плохие условия труда наносят вред здоровью работников на производстве, это общеизвестно. И такое поведение бизнеса снижает эффективность мер, предпринимаемых органами власти Республики Бурятия по развитию здравоохранения, социальной инфраструктуры и т.д.

Однако можно надеяться, что в дальнейшем партнерство бизнеса и общества будет развиваться и даст ощутимый эффект.

Кроме того, формирование и развитие человеческого капитала должно адекватно дополняться концепцией человеческого потенциала.

Итак, развитие человеческого потенциала должно представлять собой процесс расширения возможностей выбора человека. Количество вариантов может быть множество, но на всех уровнях развития выбор сводится к возможности здоровой и долгой жизни, возможности приобретать знания и наличия доступа к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни.

Таблица 1

Условия труда

Всего работали в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда Работали под воздействием повышенного (ной)

уровня шума, ультра- и инфра- звуков уровня вибрации запыленности воздуха рабочей зоны загазованности воздуха рабочей зоны

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Добыча полезных ископаемых 24,5 28,4 23,5 14,0 19,2 16,2 6,6 8,3 8,0 8,1 7,7 7,6 1,3 1,0 0,9

Обрабатывающие производства 27,0 27,2 28,0 11,8 11,5 14,9 4,8 5,2 6,6 13,9 12,4 12,0 15,7 15,2 13

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 34,3 39,2 36,4 17,8 23,1 23,7 5,6 8,6 8,8 18,4 19,1 17,4 10,5 10,5 9,2

Строительство 5,0 10,7 14,1 0,3 1,5 0,8 0,3 3,5 6,6 3,0 8,5 8,0 2,7 3,7 4,0

Транспорт и связь 24,3 33,5 33 18,1 22,2 21,1 9,6 12,8 12,3 1,8 4,1 4,1 2,1 5,0 2,2

Во всех направлениях развития общества просматривается, с одной стороны, расширение человеческого потенциала (повышение уровня здоровья, знаний, навыков и т.д.). С другой, - остается проблема, каким образом люди используют приобретенный потенциал в производственной деятельности, культуре, науке, социальной и других областях.

Эти две стороны, как две чаши весов, должны находиться в состоянии равновесия, иначе человек будет испытывать неудовлетворенность жизнью.

И, наконец, развитие человеческого капитала требует осмысления адекватной организации социографического пространства. Пространственная приобщенность - необходимое условие самого существования креативных работников, организаций, ведь новая экономика - это экономика коммуникаций и потоков, преобразующих систему расселения людей.

Литература

1. Путин В.В. Речь Президента Российской Федерации Владимира Путина на заседании Государственной Думы // Российская газета. - 2012. - № 102. -С. 3.

2. Bell D / The social framework of the Information Society // Cambridge. - 1981. - P.166.

3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. -М., 2000 - С.199-333, 497-501.

4. Shienstock G. From Path Dependency to Path Creation: Finland on its Way to the Knowledge-based Economy // Current Sociology. Vol. 55, №1. Special Issue: Current Economic Sociology: Problems and Prospects. 2007. January.

5. Shienstock G., Hamalainen T. Transformation of the Finnish Innovation System: A Network Approach. Sitra Reports series 7. Helsinki, 2001.

6. Флорида Р. Креативный класс. - М., 2007. - С. 68.

7. Статистический ежегодник: стат. сборник / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. -С.68.

Осипова Гета Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Бурятского государственного университета. Тел. 8924-754-77-59. Султаншарав Бекбулат, кандидат экономических наук, Монголия, директор консалтингового центра по страхованию Альфа Иншур Консалтинг. Osipova Geta Mikhailovna, the doctor of economics, the professor of economy department, Buryat State University.

Sultansharav Bekbulat, PhD, Mongolia, Head of the insurance center Alpha Consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.