УДК 338.467 DOI 10.12737/2821
Получено 08.11.2013 Одобрено 15.11.2013 Опубликовано 17.03.2014
Холод Б.И.
д-р экон. наук, проф., ректор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля, Украина, г. Днепропетровск
e-mail: [email protected]
Задоя А.А.
д-р экон. наук, проф., первый проректор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля, Украина, г. Днепропетровск
e-mail: [email protected]
Концептуальные основы развития частного образования в Украине: проблемы выбора стратегии
Аннотация
В статье исследуются изменения концептуальных основ развития частного образования в Украине за последние 20 лет. Выделены этапы развития частного образования (этап становления, этап экстенсивного развития и этап интенсивного развития). Обоснованы основные принципы построения современной стратегии частного учебного заведения. Частным учебным заведениям необходимо готовиться к работе в такой ситуации, когда они должны будут продавать тот вид услуг, который бесплатно доступен для каждого потребителя в государственных учебных заведениях. Основой стратегии поведения не может быть ценовая конкуренция. Главный акцент в стратегии развития учебного заведения следует сделать на обеспечении высокого качества обучения, которое упрощало бы решение проблемы последующего трудоустройства выпускников. Сегодня большие шансы на успех имеют те университеты, которые не ввязываются в конкурентную борьбу на рынке уже существующих образовательных продуктов, а предлагают новые, инновационные услуги. Весьма перспективным является предложение таких образовательных продуктов, которые могут заинтересовать иностранных студентов. Поэтому необходимо создавать англоязычные программы, валидирован-ные европейскими университетами и дающие право на получение двойных дипломов. Современное массовое производство основывается на законах и принципах маркетинга. Поэтому целесообразно говорить об использовании маркетинговых принципов и в реорганизации образования как одной из концептуальных основ его развития. Повышению качества образования в Украине способствовал бы и переход к использованию образовательных сертификатов.
Ключевые слова:
частное высшее образование, стратегия; инновации, маркетинговые принципы управления учебным заведением.
Kholod B.I.
Doctor of Sciences (Econ.), Professor, Chancellor of the Dnepropetrovsk University named after Alfred Nobel, Dnepropetrovsk, Ukraine
e-mail: [email protected]
Zadoya A.A.
Doctor of Sciences (Econ.), Professor, the First Principal of the Dnepropetrovsk University named after Alfred Nobel, Dnepropetrovsk, Ukraine
e-mail: [email protected]
Conceptual Basics for the Private Education Development in Ukraine: Problems of the Strategy Choice
Abstract
Changes in conceptual foundations of the private education development in Ukraine over the last 20 years are examined. Private education development stages are identified (stages of establishment, extensive development, intensive development). Basic principles for working out strategies of private educational institutions are substantiated. Private educational institutions
Should prepare themselves to work under conditions where they are to sell services, available fat the government educational institutions for free. The price-oriented competition is irrelevant as a core operational strategy. The main emphasize should be put on ensuring the high quality of education, conducive to the graduates employment. Better chances for success would gain those universities which instead of competing for the established educational products offer innovative educational services. Offering educational products which foreign students can be interested in, is a rather promising option. Thus it is necessary to develop English-language educational programs, validated by European universities and enabling to get double degree certificates. Modern mass production is based on marketing laws and principles and therefore it is advisable to consider marketing principles as guidelines in education reorganizing and as a conceptual basis for education development. Introduction of educational certificates would also help to improve equality of education in Ukraine.
Keywords:
private higher education, strategy, innovation, marketing principles of higher educational institution management.
Современную сферу образования трудно представить без частных учебных заведений . Частные учебные заведения предлагают полный комплекс образовательных услуг, охватывающий все этапы жизни человека: раннее развитие ребенка в детском саду, получение среднего образования, обучение для получения степени бакалавра или магистра,
обучение в аспирантуре или докторантуре и защита соответствующей диссертации, последипломное обучение, повышение квалификации в школах бизнеса и даже университеты третьего возраста, где учатся граждане, уже закончившие свою активную трудовую деятельность, но не потерявшие стремления к знаниям . Их деятельность является реальным
воплощением принципа «Образование для жизни, образование в течение жизни», ставшего девизом некоторых ведущих учебных заведений Украины .
Последние несколько лет частное образование в постсоциалистических странах отмечало свое 20-летие: в 2010 г. — в России [7], в 2011 г. — в Польше, в 2012 г. — в Украине . О масштабах негосударственного высшего образования можно судить по количеству частных университетов . Например, в России зарегистрировано почти 450 негосударственных вузов и более 660 их филиалов [6]. В Польше количество частных вузов достигает почти 350. В Украине среди университетов практически каждый третий — негосударственный .
Как свидетельствует официальный сайт Министерства образования, молодежи и спорта Чешской Республики, в стране только 25 государственных университетов и более 40 частных [11]. И хотя, как правило, удельный вес обучающихся в частных вузах студентов не превышает 10% от их общего количества, этот общественный феномен состоялся и с ним следует считаться
Сегодня частное образование (как и высшее образование вообще) переживает не лучшие времена . Усложняется финансирование из-за общего экономического кризиса, сокращается число студентов из-за демографического спада. Например, в Украине в текущем учебном году общее число студентов по сравнению с лучшим 2007/2008 учебным годом сократилось почти на треть [2]. Ситуация ухудшается и вследствие значительного оттока студентов для получения образования за рубежом . Аналогичная ситуация складывается в России, Польше, Чехии и в других странах. Это вызывает необходимость переосмысления концептуальных основ стратегии развития частного образования, их корректировки с учетом как национальных особенностей, так и глобализационных процессов
Исследование проблем частного образования имеет длительную историю Уже в средине 80-х гг прошлого века ряд авторов пытался обнаружить закономерности и прогнозировать перспективы развития частного образования на основе анализа динамики доходов государственных и частных учебных заведений США с использованием экономико-математических методов [12]. В 2010 г. группа исследователей из Европейского консорциума по аккредитации в сфере высшего образования опубликовала дискуссионную статью, обобщив практику национальной аккредитации вузов в ряде европейских стран (Германия, Голландия, Швейцария, Франция, Польша, Австрия и др . ) . Авторы выдели-
ли шесть потенциальных преимуществ частных учебных заведений: ориентация на спрос; ориентация на потребителя; инновационность; занятие «ниш», свободных от государственных вузов (особый тип студентов); «обучение в течение всей жизни»; более эффективное управление финансами [9]. Хотим подчеркнуть, что это действительно лишь потенциальные преимущества частных учебных заведений как таковых, но не каждого конкретного негосударственного университета [8]. При неэффективном менеджменте потенциал может так и остаться потенциалом, а не реальностью
В западной литературе можно встретить весьма интересные исследования мотивации студентов при выборе частных университетов [10]. Следует заметить, что довольно часто студенты называют основными мотивами более высокое качество и специфические образовательные услуги, которые предоставляют частные университеты и которых нельзя получить в государственных вузах
В современной отечественной научной литературе вопросам становления частного образования в 90-е гг. ХХ в . посвящено немало фундаментальных исследований [3, 4, 5]. Появились исследования и отдельных аспектов деятельности частных вузов [1]. Вместе с тем накопленный опыт деятельности частных учебных заведений дает значительный исторический материал для определенных обобщений и обоснования направлений дальнейшей деятельности
Успех любого дела в решающей мере зависит от того, насколько главный замысел (его принято называть концепцией), положенный в его основу, отвечает требованиям времени, создает конкурентные преимущества и формирует основания для продолжительного динамического развития . За 20 лет существования частного образования в Украине его учреждения пережили несколько этапов своего развития, на каждом из которых корректировались концептуальные основы И хотя все учебные заведения всегда констатировали одни и те же ценности (качество образования, нацеленность на нужды потребителя, учет реальных нужд народного хозяйства и т. п . ), на практике некоторые из них фактически руководствовались чем-то другим, выдвигая на первый план именно тот аспект, который был актуальным для данного момента К сожалению, многие так и не смогли своевременно учесть новые реалии, поэтому были вынуждены уйти из сферы образовательной деятельности
Цель нашего исследования — анализ изменений концептуальных основ развития частного образо-
вания в Украине за последние 20 лет, определение тех из них, которые могут позволить частным высшим учебным заведениям найти свою нишу на рынке образовательных услуг
По нашему мнению, в развитии частного высшего образования в Украине можно выделить следующие этапы
Этап становления (1991-1997 гг.)
Становление рынка образовательных услуг в Украине приходится на начало 90-х гг. прошлого века С одной стороны, это было связано с появлением спроса на образовательные услуги Проникновение рыночных отношений во все сферы общественной жизни привело к осознанию готовности определенной части населения платить деньги за получение образования Поскольку государственное образование находилось в состоянии глубокого кризиса и не могло удовлетворить этот новый вид спроса (кроме того, часто действующая нормативная база не позволяла это сделать), возникла потребность в особых субъектах рынка, которые предоставляли бы соответствующие образовательные услуги на платной основе . Это и привело к появлению негосударственных учебных заведений
В 90-е гг. они успешно конкурировали с государственными учебными заведениями . Основные конкурентные преимущества негосударственного образования базировались на следующем
1. Способность к оперативной реакции на нужды рынка. Это, в частности, нашло свое проявление в наборе специальностей, по которым велась подготовка: экономика, право, лингвистика и другие, связанные с ними специальности Поскольку единственный источник доходов этих учреждений — продажа услуг, то предлагались именно те услуги, которые пользовались спросом
2 . Отсутствие «многолетнего опыта образовательной работы». Это именно тот случай, когда опыт работы в старых условиях мешал части государственных учреждений быстро адаптироваться к новой ситуации . Негосударственные учебные заведения, не имея такого опыта, были настроены на поиск новых, оригинальных форм и методов обучения, организации учебного процесса и т. п .
3 . Четкая организация финансовой работы, отсутствие материально-технической базы, перегруженной устаревшим оборудованием, нуждавшимся в значительных затратах на его поддержку (как это было в государственных учебных заведениях), большая финансовая свобода позволили негосударственным учебным заведениям стабильно выплачивать
заработную плату (более высокую, чем в государственных учебных заведениях) и на этой основе привлекать лучшие преподавательские кадры
4 . Отдельные учебные заведения достигли конкурентных преимуществ за счет значительных инвестиций в создание современной материально-технической базы, что по достоинству было оценено потребителями
5. Негосударственные учебные заведения как представители бизнеса в сфере образования имели более тесные связи с покупателями на рынке труда, что позволяло им лучше учитывать нужды потребителей и несколько упрощало решение проблемы трудоустройства для выпускников
Результатом первого этапа стало признание обществом права на существование частного образования . И хотя удельный вес студентов частных учебных заведений не превышал 5—7%, как общественное явление этот вид образования состоялся . Значительное количество негосударственных учебных заведений прошло проверку на соответствие государственным требованиям, получило государственные лицензии и прошло аккредитацию, что позволило выдавать государственные дипломы об образовании, которые не отличались от тех, которые получали выпускники государственных университетов со 100-летней историей .
Этап экстенсивного развития (1998-2005 гг.)
На данном этапе на первый план выходит другое концептуальное положение — сделать высшее образование доступным для молодежи
В этих условиях необходимо было переосмыслить ситуацию и попробовать найти нишу на рынке образовательных услуг, которую могли бы занять негосударственные высшие учебные заведения Возник вопрос: какие формы и методы конкурентной борьбы следует применять, чтобы можно было рассчитывать на успех? Для ответа на этот вопрос необходимо было, по меньшей мере, попробовать классифицировать современный рынок образовательных услуг с точки зрения характера конкурентной борьбы на нем
Рынок образовательных услуг, прежде всего, необходимо подразделить на общенациональный, межрегиональный и местный сегменты. Общенациональный сегмент рынка представлен теми потребителями, которые избирают определенное учебное заведение, вне зависимости от места своего постоянного проживания . Емкость этого сегмента была довольно ограниченной По нашим оценкам, он даже сейчас составляет не более 10% общего объема рынка
Межрегиональный сегмент отличается определенной территориальной ориентацией потребителей При выборе учебного заведения они готовы переехать в другой город, но очень весомым фактором выбора является отдаленность места обучения от места жительства С такими установками на рынок выходят около 30—40% потенциальных потребителей образовательных услуг
Наиболее весомым является местный сегмент рынка На нем действуют те потребители, которые делают свой выбор, ориентируясь на возможности, предоставленные местными учебными заведениями Абсолютное большинство частных учебных заведений ориентировано на местные рынки Выход на межрегиональный, а тем более на общенациональный рынок усложняется отсутствием соответствующей инфраструктуры (в частности, общежитий), авторитета торговой марки, а главное — слабой дифференциацией образовательного продукта, предложенного к продаже . Лишь отдельные ведущие частные учебные заведения достигли межрегионального сегмента, а на общенациональном уровне не работает ни одно негосударственное учебное заведение (заметим, что на этот сегмент вышло 15—20 государственных учебных заведений из более чем 250 существующих в Украине) .
Специфическим приемом конкурентной борьбы за потребителей местного сегмента рынка на втором этапе развития частного образования стало приближение места предоставления образовательных услуг к месту жительства студентов путем создания многочисленных филиалов, опорно-консультационных пунктов и т. п . Филиалы частных учебных заведений появились практически во всех городах и городках, даже там, где никогда не было не то что высшего учебного заведения, а даже профессионально-технического училища
Реализация этого концептуального положения развития частного образования сыграла в то время важную социальную роль. Во-первых, в условиях чрезвычайно низкого уровня жизни населения молодые люди из периферии смогли приобщиться к высшему образованию, возможно, не всегда высшего сорта, но такого, которое давало определенные знания и упрощало будущее трудоустройство Во-вторых, частные учебные заведения смогли отвлечь на себя значительную часть молодежи, которая в условиях глубокого экономического кризиса конца 90-х гг. ХХ в . просто пополнила бы армию безработных. В-третьих, во многих периферийных населенных пунктах такие филиалы стали ячейками
образования и науки, вокруг которых объединялась местная интеллигенция
На определенное время это могло дать частным вузам некоторые конкурентные преимущества В то же время, на наш взгляд, рассматривать это направление как стратегический путь развития частного образования было бы ошибочным . Во-первых, реально отсутствовала возможность обеспечить достаточно высокий уровень подготовки специалистов в этих многочисленных филиалах без кадров, материально-технической базы, методического обеспечения Это дискредитирует не только конкретное учебное заведение, но и частное образование в целом . Во-вторых, постепенное усовершенствование нормативной базы, направленное на повышение требований к обособленным структурным подразделениям высших учебных заведений, уже сейчас приводит к ликвидации значительного количества филиалов и делает невозможным процесс создания новых
Этап интенсивного развития на основе стратегического планирования (2006 г. - по настоящее время)
Нынешняя ситуация связана, прежде всего, с тем, что высшая школа в целом вышла из кризиса Более или менее стабилизировалось государственное финансирование образования К руководству государственными учебными заведениями пришли люди, которые начали мыслить рыночными категориями и на этих началах строят систему управления . Успешное лоббирование интересов позволило создать нормативно-правовую базу, которая обеспечивает определенные стартовые преимущества государственным учебным заведениям в их конкуренции с частными Речь идет о системе налогообложения, пенсионного и социального обеспечения и т. п . На изменение ситуации в ближайшее время в направлении выравнивания условий рассчитывать очень трудно
Поэтому, разрабатывая концептуальные основы развития учебного заведения, следует искать такие направления деятельности, которые обеспечили бы перспективные конкурентные преимущества
По нашему мнению, необходимо учитывать следующее
1. Ни одна стратегия не сможет обеспечить конкурентных преимуществ на более или менее длинный период без постоянного анализа рыночной ситуации и соответствующего корректирования действий . Разработка стратегии — это не однора-
зовый акт, а постоянная кропотливая работа по ее усовершенствованию и реализации.
2 . Демографическая ситуация в Украине складывается таким образом, что сегодня число бюджетных мест в государственных учебных заведениях уравнивается с числом желающих получить высшее образование Нет оснований считать, что Украина в ближайшее время перейдет к ваучерной системе финансирования затрат на образование Поэтому частным учебным заведениям необходимо готовиться к работе в такой ситуации, когда они должны будут продавать тот вид услуг, который бесплатно доступен каждому потребителю в государственных учебных заведениях.
3 . Вступление Украины в европейское образовательное пространство значительно увеличивает требования к кадровому, методическому, материально-техническому обеспечению высших учебных заведений. Тот, кто не создаст за это время соответствующих условий, будет вынужден уйти с рынка . Концепция развития частного учебного заведения должна быть ориентирована на капитализацию доходов, а не на их распределение среди владельцев
4 . Большинство местных сегментов рынка образовательных услуг характеризуются монополистической конкуренцией, которая приближается к олигополии Вместе с тем довольно распространенным на рынке является демпинговое поведение некоторых учебных заведений Данное поведение проявляется, прежде всего, в установлении платы за обучение на довольно низком уровне, который ни при каких условиях не может компенсировать затраты на качественную подготовку специалистов . Фактом такого демпинга может быть ситуация, когда в государственном учебном заведении плата за обучение на контрактной основе устанавливается ниже, чем государственное финансирование в расчете на одного студента К сожалению, в Украине это явление выступает больше массовым, чем единичным Кстати, с 2012 г. в России действует законодательная норма, по которой плата за контрактное обучение не может быть ниже бюджетного финансирования обучения одного студента Видимо, пришло время ввести соответствующую норму и в украинское законодательство об образовании
В этих условиях стратегия частного учебного заведения не может строиться на ценовой конкуренции: привлечение студентов путем продажи дешевого образовательного продукта Низкие доходы не позволят вузам обеспечить надлежащее качество образовательной услуги Чувствительность же потребителя именно к качеству будет возрастать
5 . Основной акцент в стратегии развития учебного заведения следует сделать на обеспечение высокого качества обучения, которое упрощало бы решение проблемы последующего трудоустройства выпускников . Значительно возрастает чувствительность потребителя к качеству товара, которую нельзя не учитывать при определении рыночной стратегии вуза . Вместе с тем потребителей практически не интересует форма собственности учебного заведения . Характерно, что лишь 8% опрошенных респондентов к чертам идеального вуза отнесли его государственный статус
Сегодня необходимо международное подтверждение качества образовательных услуг, предоставляемых частными учебными заведениями В частности, таким подтверждением является европейская сертификация систем управления качеством на их соответствие стандартам ISO 9001:2008. К сожалению, в Украине не найдется и десятка вузов, прошедших такую международную сертификацию, и среди них только один частный университет
6 . Перспективным направлением развития негосударственного образования должен стать выход на те сегменты рынка, где ни один участник не имеет априорных рыночных преимуществ. Речь может идти о таких образовательных услугах, потребность в которых реально существует, но государственное финансирование которых едва ли появится . Это касается, в частности, бизнес-образования и последипломного образования вообще . Сегодня этот рынок в Украине еще недостаточно развит. Однако опыт развитых стран свидетельствует о его значительной потенциальной емкости
7 . Частное учебное заведение, ориентированное только на местный или даже межрегиональный рынок, не имеет серьезных перспектив . Глобализация образовательного пространства требует ориентации на международный статус Поэтому одной из концептуальных основ развития частного образования должна стать готовность предоставления таких образовательных продуктов, которые могут вызвать заинтересованность студентов из-за границы. Важным конкурентным преимуществом украинских учебных заведений вообще (а не только частных) может стать предоставления образовательных услуг на английском языке Сегодня англоязычные программы можно найти практически в каждом европейской университете . Для Украины это довольно экзотический продукт
С 2010 г. Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля начал англоязычную программу подготовки бакалавров по международной экономи-
ке Это значительно повысило его привлекательность не только для украинских студентов, которые хотели бы получить европейское образование на территориях Украины, но и для иностранных студентов, которые теперь не теряют год для обучения на подготовительном отделении, а сразу начинают обучение профессиональной подготовке Как следствие, сегодня в университете учатся студенты из 22 стран мира, и география постоянно расширяется
8 Общепризнанно, что образование является одной из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности Наверное, ни в какой другой сфере производственные технологии не живут так долго, как в сфере образования Если производительность труда рабочего на производстве за последние сто лет выросла в десятки раз, то производительность работы профессора почти осталась неизменной С одной стороны, такой консерватизм делает образование менее восприимчивым к разнообразным потрясениям Именно благодаря консерватизму оно пережило и перестройку 80-х гг , и переломные 90-е гг и выживает в условиях современного глубокого финансово-экономического кризиса И это хорошо С другой стороны, сегодня довольно остро ощущается противоречие между содержанием обучения, его организацией, критериями оценки качества, финансированием и требованиями современного информационного общества
Конечно, мало кто будет возражать против высокой эффективности индивидуализации учебного процесса в сочетании с работой в малых группах В качестве известного исторического примера можно назвать школу Сократа Однако такие технологии направлены на, говоря производственным языком, единичное или малосерийное производство Оно, скажем, до сих пор используется при подготовке артистов или художников . Результат — личность, четкая связь «учитель — ученик» . Вместе с тем основная часть образовательных процессов приобрела черты массового производства, поэтому должна придерживаться его законов
Современное массовое производство основывается на законах и принципах маркетинга, поэтому целесообразно говорить об использовании маркетинговых принципов и в реорганизации образования как одной из концептуальных основ ее развития.
9 . Важным концептуальным положением стратегии частных учебных заведений должно быть
влияние на формирование общественного мнения относительно равноправия учебных заведений, разных по форме собственности . Такое убеждение необходимо как для обычных граждан, так и для политиков Мы разделяем точку зрения, что сегодня высшие учебные заведения следует подразделить не на государственные и частные, а на такие, которые или отвечают современным требованиям, или не отвечают им Необходимо отказаться от стереотипа, согласно которому государственное — это хорошо, а частное — плохо . Ошибочным является и обратное толкование, которое свойственно некоторым руководителям частных учебных заведений
Как следствие, нужно признать равенство перед законом учебных заведений всех форм собственности, особенно работников этих учреждений. Если с определенной мерой условности еще можно согласиться с разным механизмом налогообложения самых учебных заведений, то с дискриминацией преподавателей согласиться нельзя
Следующим шагом должен стать переход к образовательным сертификатам (ваучерам), которые получают выпускники школ Выпускник школы, прошедший независимое тестирование и набравший необходимое количество баллов, имеет право на высшее образование Было бы социально справедливым, чтобы каждый из них получил соответствующий сертификат, которым мог бы рассчитаться за предоставление ему образовательных услуг тем или иным учебным заведением, имеющим государственную аккредитацию, вне зависимости от формы собственности Можно дифференцировать стоимость этих сертификатов в зависимости от количества набранных баллов Конечно, стоимость обучения в престижных учебных заведениях может быть большей, чем стоимость сертификата Тогда студент осуществляет доплату из собственных средств Воспользоваться сертификатом можно лишь один раз Отчисленные студенты могут продолжить обучение лишь за собственные средства . Такой подход является более справедливым социально и будет формировать условия для повышения успешности в учебном заведении
Таким образом, высшее частное образование в Украине имеет хорошие перспективы развития при условии ориентации учебных заведений в своей деятельности на постоянные инновации, которые обеспечивали бы им лидерский статус
Литература
1. Астахов В.В. Частное образование в Украине: проблемы и перспективы / В.В. Астахов // Право и образование. 2005. № 6. С. 68-78.
2. Государственная служба статистики Украины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov. ua/ Свободный. Язык рус. (дата доступа: 04.11.2013).
3. Огаренко В.М. Недержавна вища освгга в Украшк перше десятилнтя: iсторичний нарис / В.М. Огаренко. За-пор1жжя: РПВ «Видавець», 2000. 164 с.
4. Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант: монография / М-во образования Украины / ХГИ «НУА» / Под общ. ред. В.И. Астаховой. Х., 2000. 464 с.
5. Сидоренко О.Л. Приватна вища освгга: шляхи Украши у свгговому вимiрi / О.Л. Сидоренко. X.: Основа, 2000. 256 с.
6. Список неэффективных частных вузов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--90accfdb2byact.xn--p1ai/2012/12/spisok-neeffektivnyx-chastnyx-vuzov-rossii/. Свободный. — Язык рус. (дата обращения: 04.11.2013).
7. Частные вузы России отметили двадцатилетие [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=29338#. UnpbyHBFCGM. Свободный. Язык рус. (дата обращения 04.11.2013).
8. Чканикова А. Негосударственные вузы: альтернатива или копия? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ps.1september.ru/view_article.php?ro=201300306. Свободный. Заглавие с экрана. Язык рус. (дата обращения: 04.11.2013).
9. Dittrich, K. Private Higher Education Institutions and Quality Assurance / Karl Dittrich, Hannelore WeckHannemann [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecaconsortium.net/admin/files/assets/ subsites/1/ documenten/1292941335_eca-paper- - -private-higher-education-institutions-and-quality-assurance.pdf. Свободный. Язык англ.
10. Mahsood, S. Chenicheri, S.N., Lorraine, B. Factors influencing student choice to study at private higher education institutions / S. Mahsood, S.N. Chenicheri, B. Lorraine // Quality Assurance in Education. 2013. Vol. 21. Iss: 4.rp. 402—416.
11. State and private institutions of higher education [Электронный ресурс]. Режим дос-тупа: http://www.msmt. cz/eu-and-international-affairs/state-and-private-institutions-of-higher-education?lang=2. Свободный. Язык англ.
12. Tolbert, Pamela S. Instit utional Environments and Resource Dependence: Sources of Administrative Structure in Institutions of Higher Education / Pamela S. Tolbert // Administrative Science Quarterly. 1985. № 30 (1). Рp. 1—13.
References
1. Astakhov V.V. Chastnoe obrazovanie v Ukraine: problemy i perspektivy [Private education in Ukraine: problems and prospects]. Pravo iobrazovanie [Law and Education]. 2005, no. 6, pp. 68-78.
2. Gosudarstvennaya sluzhba statistiki Ukrainy [State Statistics Service of Ukraine]. Available at: http://www.ukrstat.gov. ua/ Svobodnyy. Zaglavie s ekrana. Yazyk rus. (Accessed 04 November 2013).
3. Ogarenko V.M. Nederzhavna vishcha osvita v Ukraini:per-she desyatilittya: istorichniy nans [Nongovernment Higher Education in Ukraine: Pervoe desyatyletye: Historical Essay ]. Zaporozhye. «Vidavets'» Publ., 2000. 164 p. (in Ukrainian)
4. Astakhova V.I. Privatnaya vysshaya shkola v ob"ektive vre-meni: ukrainskiy variant [Private high school in the lens of time: Ukrainian version]. Ministry of Education of Ukrain. «NUA» Publ., 2000. 464 p.
5. Sidorenko O.L. Privatna vishcha osvita: shlyakhi Ukraini u svitovomu vimiri [Private Higher Education: Ukraine in the path of a settlement measurements]. Osnova Publ., 2000. 256 p. (in Ukrainian)
6. Spisok neeffektivnykh chastnykh vuzov Rossii [List of inefficient private universities in Russia]. Available at: http:// xn--90accfdb2byact.xn--p1ai/2012/12/spisok-neeffek-tivnyx-chastnyx-vuzov-rossii/ (Accessed 04 November 2013). (in Russian)
7. Chastnye vuzy Rossii otmetili dvadtsatiletie [Private universities in Russia celebrated the twentieth anniversary]. Available at: http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=29338#.UnpbyHBFCGM. (Accessed 04 November 2013). (in Russian)
8. Chkanikova A. Negosudarstvennye vuzy: al'ternativa ili kopiya? [Corporate universities: an alternative or a copy?]. Available at: http://ps.1september.ru/view_article. php?ID=201300306. (Accessed 04 November 2013). (in Russian)
9. Dittrich, K. Private Higher Education Institutions and Quality Assurance . Available at: http://www.ecaconsortium.net/ admin/files/assets/subsites/1/documenten/1292941335_ eca-paper---private-higher-education-institutions-and-quality-assurance.pdf. (in English)
10. Mahsood, S. Chenicheri, S.N., Lorraine, B. Factors influencing student choice to study at private higher education institutions. Quality Assurance in Education. 2013. Vol. 21. Iss: 4, pp. 402-416.
11. State and private institutions of higher education. Available at: http: //www. msmt.cz/eu-and-international-affairs/state-and-private-institutions-of-higher-education?lang=2. (in English)
12. Tolbert, Pamela S. Institutional Environments and Resource Dependence: Sources of Administrative Structure in Institutions of Higher Education. Administrative Science Quarterly. 1985. № 30 (1). pp. 1-13.