ГОСУДАРСТВЕНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
САДКОВОЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков, Украина, e-mail: [email protected]
В статье доказано, что основой любого общественного прогресса в мире является образование. Этот вывод согласуется с общемировыми и европейскими тенденциями развития современного общества, в котором образование становится одной из приоритетных отраслей экономики. В соответствии с растущими потребностями развития общества, особенно в обеспечении национальной безопасности и устойчивого экономического развития, страны стали больше уделять внимание эффективности и качеству подготовки профессиональных кадров в системе высшего образования.
Отражены результаты исследований процессов реформирования высшего образования в направлении внедрения европейских образовательных стандартов. Проанализированы нормативные документы, которые регламентируют формирование образовательного пространства, и результаты роста показателей высших учебных заведений, процессы совершенствования учебного процесса и трудности, с которыми столкнулись украинские высшие учебные заведения. Проанализированы результаты становления и развития украинских исследовательских университетов мирового класса. Проанализирована мировая практика становления и развития исследовательских университетов. которая раскрывает определяющие факторы их высокой международной конкурентоспособности, а также факторы трансформации институций в элитные университетские заведения мирового класса, их роль в развитии автономии университетов, становлении университетской науки, формировании и работы студенческих научных обществ.
Рассмотрены государственные стратегические направления, которые регулируют формирование общих принципов организации учебного процесса в высших учебных заведениях Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины. Совершенствование управленческого компонента системы подготовки офицерских кадров позволит преодолеть серьезные недостатки, имеющиеся в подготовке кадров гражданской защиты Украины.
Ключевые слова: высшее образование, реформа образования, стандарты высшего образования, Болонский процесс, высшие учебные заведения.
Важнейшим условием усовершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов гражданской защиты является повышение статуса университетской науки, особенность которой - привлечение подавляющего большинства курсантов и студентов к научно-исследовательской деятельности. Становление курсантских и студенческих научных тематик должно выступать одним из приоритетов развития научной работы университета. Важным условием эффективного функционирования высшей школы и обеспечения высокого качества высшего образования является ее кадровые ресурсы. Связанные с этим реформа-ционные процессы прежде всего направлены на достижение качественно нового состояния системы подготовки кадров высшей квалификации новой генерации, которая будет отвечать современному мировому уровню, обеспечит приоритетное
развитие образования и науки, интеграцию в международное и европейское пространство. В современных условиях основным конкурентным преимуществом становятся скорость получения новых знаний и их воплощение в товарах и технологиях. Будучи до недавнего времени отраслью, которая функционировала автономно, сегодня наука встраивается в систему производства и диффузии знаний. Наука является формой духовной деятельности людей, которая направлена на получение истинных знаний о мире (природа, общество, мышление), на открытие объективных законов мира и прогнозирование тенденций его развития. Подготовка научно-педагогических и научных кадров стала почти единственным путем постоянного пополнения и обновления интеллектуального потенциала нации и предпосылкой стабилизации кадровой ситуации в государстве, фо-
рмирования дееспособного ядра национальной элиты Украины, современных высококвалифицированных кадров для всех сфер жизнедеятельности общества, потому что кадровые ресурсы вуза являются органической частью совокупного образовательно-научного потенциала страны. Кадровый потенциал - это сердцевина любого научно-образовательного организма.
Анализ квалификационной структуры преподавателей высшей школы Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины указывает на необходимость учета при разработке кадровой политики в сфере высшего образования особенностей кадровой ситуации в разных регионах, специфики требований к компетентности преподавателей в зависимости от типа и профиля и реализованных ими образовательных программ. При определении приоритетов в развитии кадрового потенциала системы высшего образования ДСНС Украины, за базовые постулаты необходимо принять основные концептуальные положения теории университетов, которые сформулированы С. Гессеном еще в начале XX в.
В разные периоды истории делались попытки интегрировать научно-исследовательскую и учебную деятельность в университете. Для этого использовались определенные механизмы, среди них - активизация студенческой науки, улучшение деятельности научных структурных подразделений, усиление взаимодействия вуза с академическими институтами и тому подобное. Эти теоретические, методологические и методические результаты поданы в разных научно-педагогических работах. Большинство из них имеют ценность для нашего исследования. Именно под углом зрения возможности научно-инновационных и образовательных инициаций и стоит рассматривать современное украинское университетское образование в контексте его интеграции к ценностям европейского образовательного пространства.
Два последних десятилетия истории университетского образования в Украине характеризуются рядом противоречий, что в значительной степени предопределено особенностями постсоветского переходного периода. А именно: наличием советских стереотипов и моделей функционирования учебных заведений в закрытом обществе и их несоответствием новым общественно-экономическим, политическим и культурным реалиям; изломом тоталитарной идеологии и системы идеологического контроля и потребностью утверждения принципов идеологического и политического плюрализма; изменениями в ценностных ориентациях общества и ценностях, которые
должны поддерживаться подавляющим большинством его членов и реально имеющейся ценностной неопределенностью; переходом к рыночной экономике и устаревшим менеджментом в сфере высшего образования; сохранением централизованного управления и идеей университетской автономии; университетами как бюджетными учреждениями и необходимостью коммерциализации их деятельности; реальными потребностями в ресурсах развития и ограниченными возможностями государства; интернационализацией, то есть вхождение в мировое образовательное пространство и оторванность от культуры и традиций университетской Европы; преимущественно декоративным использованием Болонской декларации и объективными потребностями ввода ее принципов; чрезмерной сетью высших учебных заведений и наличием реального контингента потенциальных студентов; доступностью дипломов и отсутствием равного доступа к качественному образованию; вводом стандартов высшего образования и идеей академических свобод; жесткой регламентацией деятельности университетов и идеей университетской автономии; потребностью перехода к новому качеству высшего образования и технологической отсталостью университетов; идеей элитности высшего образования и ее массовостью; законодательным урегулюванням деятельности университетов и его несоответствием Большой Хартии Университетов и другим международным документам; приходом нового поколения студентов, которое выросло в условиях хотя и не зрелой, но демократии, и авторитаризмом, что свойственно значительной части профессорско-преподавательского состава. В целом, не принимая во внимание изложенных противоречий, университетское образование Украины на протяжении двух последних десятилетий дало возможность многим гражданам получить высшее образование, обеспечило подготовку нового поколения научных работников, сформировала нормативно-правовую базу и новое содержание образования, осуществило переход к набору студентов по результатам внешнего независимого оценивания, продолжало развиваться, приобретая позитивный и негативный опыт, который может стать основой для его модернизации в соответствии с потребностями общества [1].
Однако никакие изменения в университете без обновления учебного процесса не будут иметь позитивного эффекта. Без разработки нового поколения стандартов высшего образования и постоянного обновления их содержания, утверждения национальных рамок квалификаций процесс
изменений в высшем образовании будет незавершенным.
Как можем видеть, необходимость изменений в университетском образовании тесно связана с эффективным управлением, ведь новое законодательство и другие нормативные документы будут требовать эффективного менеджмента на уровне каждого университета. Целью изменений в университетах является новое качество не только образования, но и науки, поэтому нужно коренным образом изменить отношение к науке в украинской высшей школе. В настоящее время в связи с получением несколькими ведущими университетами Украины статуса исследовательских растет внимание к идее В. Гумбольта «соединить. объективную науку с субъективным образованием». Собственно, ничего нового в идее исследовательского университета нет. По мнению многих авторитетных исследователей, двигателем интенсивного инновационного развития стран становится развитие высококонкурентных исследовательских университетов, которые способны аккумулировать и приумножать собственный интеллектуальный потенциал, формировать интеллектуальный капитал нации, а также способствовать системной интеграции образования и науки и трансфера технологий в производство. При активном развитии национальных рынков образовательных услуг и через обострение конкурентной борьбы на международных рынках именно высокопроизводительная научная и образовательная деятельность исследовательских университетов получает самую весомую поддержку государства. Учитывая, что высшее образование обеспечивает общество «позиционными товарами» (positional good), которые предоставляют доступ к социальному престижу и получению доходов, именно исследовательские университеты ставят целью максимизировать свой статус производителей позиционных товаров, выполняя важную соци-ально-экономи-ческую функцию обеспечения общественного благосостояния. В то же время о незаурядном взносе этих университетских заведений в формирование и воссоздание человеческого капитала, наращения инновационного и технологического потенциала стран свидетельствуют много исторических данных, связанных с исследованием эволюции исследовательских университетов в США, европейских государствах, Японии, Китае и так далее. К университетам как ключевому элементу национальных и региональных инновационных систем, наравне с властью и бизнесом, апеллирует известный американский экономист Г. Ицковиц в концепции «тройной спирали университет - бизнес - государство».
Исследовательские стратегии и успешная реализация университетами мирового класса (например, Гарвардским, Оксфордским, Кембриджским и др.) уже давно является фундаментом их высокого конкурентного статуса на международной арене. Известный современный исследователь высшего образования Ф. Альтбах, описывая «дух» исследовательского университета, отмечает, что «сердцевиной исследовательского университета является его академический персонал, который должен быть предан идее бескорыстных исследований, - ради знаний - так же, как и более практическим элементам исследований и их использования в современном обществе». По определению американского исследователя Дж. Ломбарде, исследовательские университеты генерируют наивысший уровень «внутреннего академического качества», используя в качестве своеобразного топлива в своих «двигателях качества» самые эффективные ресурсы (ресурсы человеческие: профессорско-преподавательский, административный, исследовательский персонал, студенты; ресурсы материальные, финансовые, информационные и тому подобное), как следствие, приумножая и воссоздавая свой потенциал (возможность привлекать доходы, а именно: плату за учебу, фонды, гранты; способность коммерциализировать исследовательские результаты при посредничестве патентов, лицензий, целевых государственных ассигнований). Таким образом, существует возможность обеспечивать развитие качественной академической и культурной университетской среды, которая может генерировать позитивные структурные социально-экономические изменения регионального и национального масштаба. Также важно отметить, что развитие высококонкурентных университетских заведений (с которыми, безусловно, ассоциируются исследовательские) связано со становлением нового прогрессивного типа экономического мышления, направленного на поиск альтернативных эффективных решений в сфере высшего образования [2].
Международный опыт свидетельствует, что, начиная с середины XX в., происходит синтез, взаимопроникновение понятий «исследовательский университет» и «университет мирового класса», в которых системно освещена философия синергитического сочетания образования и науки в пределах университетского заведения.
Мировая практика становления и развития исследовательских университетов свидетельствует, что определяющими факторами их высокой международной конкурентоспособности, а также факторов трансформации институций в элитные университетские заведения мирового класса есть:
- концентрация талантов, достаточность ресурсов и эффективное управление;
- осуществление исследовательскими университетами прорывных исследований, которые признает научное сообщество в мировом масштабе и которые можно оценить и распространить;
- высокопроизводительная деятельность в сфере исследований и возможность для учебных заведений привлекать талантливых студентов;
- тесная связь научных исследований и преподавания, институционное совершенство, эффективные организационные изменения и развитие современной системы дистанционного обучения;
привлечение самых производительных исследователей - профессоров и преподавателей, самых талантливых студентов, а также развитие качественной академической и культурной университетской среды;
- усиление внутреннего управления университетом, расширение сфер его деятельности, диверсификация ресурсной базы, стимулирования научных исследований и создания целостной предпринимательской культуры;
- обеспечение исследовательской конкурентоспособности университета путем привлечения государственных фондов/грантов на исследование, инвестирование финансовых ресурсов в развитие университетской инфраструктуры обеспечения качественного учебного процесса;
- поддержка со стороны государства и углубление уровня интернационализации университетских заведений, учитывая привлечение иностранных профессоров и студентов.
Таким образом, международная конкурентоспособность исследовательских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследований связана прежде всего с высокопроизводительными факторами, которые есть в распоряжении университетских заведений, их конкурентными преимуществами в предоставлении образовательных услуг и проведении научных исследований, сильными международными позициями национальных университетов. Для достижения и содержания высокого конкурентного статуса исследовательского университета имеет значение и характер конкурентных преимуществ, которые он развивает. Такими определяющими факторами в университетском соревновании за мировое лидерство становятся интеллектуальный капитал, инновационные системы, международное сотрудничество и финансовые возможности. В то же время наивысшие стандарты качества образования и исследований глобализации можно
обеспечить, только увеличивая и диверсифицируя финансовые потоки, которые поступают в распоряжение университетов.
Из исследований известного австралийского эксперта в сфере университетского образования С. Маргинсона можно сделать вывод, что при современных глобальных трансформациях национальные правительства применяют три основных стратегии развития университетов мирового класса.
Стратегия развития университетов мирового класса «вглубь» (от передовых, пионерных исследований мирового уровня, которые осуществляет ограниченное количество университетских институций при активной поддержке государства, к университетам мирового класса) предусматривает развитие на территории страны при активном участии и финансовой поддержке государства небольшого количества высококонкурентных исследовательских университетов, способных осуществлять приоритетные научные исследования и формировать таким образом «научный форпост нации», обеспечивая высокие позиции в глобальных университетских рейтингах. Эта стратегия была присуща в большой степени странам Восточной Азии на протяжении второй половины XX в. (Пекинский университет и Университет Циньхуа, Китай; Токийский университет и Университет Киото, Япония; Национальный тай-ванський университет, Тайвань; Сеульський университет, Южная Корея и др.). В настоящее время эту модель пытаются применять в странах Ближнего Востока, в частности, в Саудовской Аравии.
Комбинированная стратегия развития университетов мирового класса «вширь» и «вглубь» (breadth - depth - strategy) предусматривает сочетание двух отмеченных стратегий. Сегодня ее применяют преимущественно в США и в Китае.
С. Маргинсон доказывает, что оптимального, «золотого» пути наилучшей стратегии развития университетов мирового класса не существует и не может существовать в принципе. Ведь каждая страна выделяется своим экономическим потенциалом, имеющимися ресурсами, культурными и ментальными ценностями. В любом случае университетам стран, которые развиваются (с быст-роизменяемыми рынками), исследователь рекомендует одновременно производить передовые научные изыскания и качественно совершенствовать национальные стандарты высшего образования. Каждая страна желает иметь университет мирового класса, но никто не знает, что означает такой университетский статус и каким образом его можно приобрести. Особенное значение этот аспект приобретает в странах с трансформацион-
ной экономикой, с мощным национальным интеллектуальным ресурсом и высоким потенциалом развития высшего образования, в частности, и в Украине, где еще не сформировано целостного базиса для перехода отечественных университетов к новейшим моделям организации университетского образования мирового класса.
За годы независимости в Украине существенно выросли количество учреждений, которые предлагают образовательные услуги. Однако большое количество не всегда означает высокое качество. Ни одного украинского университета нет в рейтингах университетов мирового класса, хотя в Украине есть предпосылки для развития образования мирового уровня, целый ряд факторов препятствует этому процессу. Среди них надо в первую очередь отметить нехватку государственной стратегии развития конкурентных университетов и высокоэффективной практической программы действий, которые предусматривали бы развитие исследовательских университетов мирового класса.
Законодательством Украины инициировано создание специального нормативно-правового поля для деятельности университетских заведений исследовательского типа, которое теперь регламентирует ключевой документ в этой сфере -Положение об исследовательском университете (постановление КМУ № 163 от 17.02.2010 г. «Об утверждении Положения об исследовательском университете»). В Положении дана официальная трактовка понятия исследовательского университета. Прописывает он основные задания в учебной, научной и инновационной, международной деятельности; предвидены права и юридические критерии деятельности университета, по которым предоставляют (подтверждают) статус исследовательского. Согласно этому и другими документами, в Украине сегодня насчитывается 14 университетских заведений с официальным статусом исследовательского университета [3].
В то же время реальные и действенные механизмы финансовой автономии высшей школы и возможности диверсификации источников финансирования исследовательских университетов в Положении четко не прописаны. Ведь именно для исследовательских университетов мирового класса характерное разнообразие источников финансирования: государственный и местный бюджеты, гранты, благотворительные фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и консультационной деятельности и тому подобное. Да, в Положении идет речь о «собственных средствах» университета, однако не опре-
делены источники формирования этих средств, их правовой статус. Ведь известно, что сегодня все средства, которые поступают в распоряжение государственного университета, являются бюджетными, а следовательно, их используют в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые устанавливают порядок распоряжения бюджетными средствами. В такой ситуации большинство украинских вузов государственной формы собственности, в частности, и исследовательские университеты, сталкиваются с многочисленными трудностями, привлекая и свободно используя негосударственные средства, владельцами или источниками которых являются субъекты частного бизнеса, некоммерческие организации, международные грантовые программы и тому подобное. Как следствие национальные исследовательские университеты, через ограниченность их финансовой автономии (права на свободное использование финансовых ресурсов), не получают достаточных стимулов и мотивов, чтобы осуществлять собственную деятельность - коммерчески направленную, учебную, исследовательскую, производственную, консультационную и тому подобное. Таким образом, закрепление за исследовательскими университетами «собственных средств» (широкого права на их якобы свободное использование) не отвечает действующей правовой регуляции деятельности университетских заведений, которая делает невозможной полноценную реализацию соответствующих пунктов Положения, выполнение функций и заданий исследовательских университетов.
В этом контексте также стоит заметить, что сам факт появления на национальном рынке образовательных услуг новых институтов - «исследовательских университетов», а также их нормативно-правовое обеспечение (Положение) - обусловило многочисленные дискуссии среди многих отечественных и международных экспертов относительно их целесообразности. Ведь, как показывает мировая практика, статус современного университета как исследовательского заведения должен подкрепляться прежде всего по результатам производительной научной деятельности и признанием в мире, а не по результатам тех или других нормативных процедур, инициированных органами государственной власти.
По нашему мнению, логика такого рода дискуссий полностью справедливая, однако нужно иметь в виду, что развитие конкурентоспособного университетского сектора в Украине находится на этапе становления, а эффективное использование его потенциала в нашем государстве ограничива-
ют многочисленные экономические неурядицы в национальной экономике. Именно поэтому есть надежда, что украинское государство, избирая определенную «нормативную» модель развития исследовательских университетов (подобно России, частично - Китая), через соответствующие нормы, правила и процедуры, модернизируя государственную стратегию и тактику в этой сфере по наилучшим мировым образцам, будет способствовать наращеванию конкурентного потенциала
национальной высшей школы в целом. Важно также, чтобы на достижение этих целей был системно ориентирован и обновленный вариант Закона Украины «О высшем образовании».
Исходя из результатов научной разработки С. Маргинсона относительно классификации стратегий развития университетов мирового класса, мы очертили общие контуры национальной стратегии развития исследовательских университетов в Украине (рис. 1) [4].
Рис. 1. Контуры национальной стратегии развития исследовательских университетов в Украине
Эта модель предусматривает выделение двух соответствующих генеральных стратегий развития украинских исследовательских университетов мирового класса.
Первая генеральная стратегия заключается в том, чтобы обеспечить наивысшие стандарты национального высшего образования в сфере учебы и преподавания, наращевания исследовательского потенциала имеющихся университетов (breadth -strategy). Этой стратегии отвечает генеральная цель - расширить общий доступ населения к высококачественным образовательным услугам. Эту стратегию скорее можно считать эволюционным, а не революционным подходом к развитию исследовательских университетов в нашем государстве. Ключевая идея этой стратегии заключается в том, что благодаря самому полному обеспечению стандартов высшей школы (при активной поддержке государства) и обострению конкурентной борьбы на национальном рынке образовательных услуг будут выделяться отдельные университетские заведения, способные обеспечивать высшее качество образовательных услуг и осуществлять научные исследования.
Вторая генеральная стратегия заключается в том, чтобы развивать на базе небольшой когорты имеющихся украинских университетов (например, пять типовых университетских заведений в общепризнанном национальном рейтинге) при активном участии и финансовой поддержке государства высококонкурентные исследовательские университеты мирового класса (depth - strategy). Этой стратегии отвечает генеральная цель - формировать «научный форпост» страны, наращивать ее инновационный потенциал.
Активно инвестируя государственные финансовые ресурсы в развитие ведущих исследовательских университетов, в частности, в передовые научные исследования, университетскую инфраструктуру и человеческий капитал, украинское государство в состоянии будет обеспечить становление исследовательских университетов мирового класса. Способствовать созданию в Украине исследовательских университетов мирового класса, реализовать указанные генеральные стратегии, на наш взгляд, могут соответствующие механизмы и инструменты и общенационального уровня, и локального масштаба: обеспечение государством реальной финансовой автономии исследовательских университетов, инициирование политико-экономического курса на существенное повышение социальных стандартов жизни работников сферы образования и науки; налаживание эффективной системы менеджмента университетов; со-
здание на университетском уровне эффективной системы подготовки научных кадров; развитие университетами эффективной системы формирования талантливых студентов; стимулирование международной издательской активности украинских исследователей. Безусловно, эффективная стратегия становления и развития исследовательских университетов мирового класса в Украине должна предусматривать консолидацию всего национального, политического, экономического и интеллектуального ресурса страны ради обеспечения этой благородной и высокоимиджевой для нации цели.
Таким образом, главной целью государственной политики в отрасли высшего образования является обеспечение научной, научно-педагогичес-кой и инновационной сферы украинской экономики кадрами высшей квалификации путем создания необходимых условий для формирования кадровой составляющей научного потенциала страны и воссоздание национальных научных кадров высшей квалификации за разными направлениями науки в соответствии с потребностями общества на конкретном этапе развития, которое позволит:
- улучшить качество подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно -педагогических кадров;
- повысить эффективность научной, научно-технической и инновационной деятельности ВУЗА, организаций и учреждений страны;
- обеспечить национальную безопасность;
- предоставить возможность лицам соответствующего образовательного уровня получать высшую квалификацию для реализации творческого потенциала личности.
Как показал анализ, для достижения поставленной цели необходимо решение ряда основных задач, а именно:
- разработать научно обоснованную систему планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, которая будет включать систему показателей, качественных и количественных, что позволит оценить научный потенциал;
- определить нормативные показатели, которые будут оценивать возможности вуза относительно подготовки кадров высшей научной квалификации;
- усовершенствовать систему образования после окончания вуза в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники;
- разработать систему подготовку преподавательских кадров высшей квалификации, в частности, путем расширения образовательных функций аспирантуры;
разработать систему отбора талантливой молодежи, которая имеет направленность именно на педагогическую деятельность;
- стимулировать участие аспирантов и док-
торантов в НИР, государственных целевых про-
лению необходимой помощи в трудоустройстве аспирантов.
Таким образом, Украина не может быть вне процессов глобализации и тенденций мирового развития международного рынка труда. Поэтому необходимо на государственном уровне обеспечивать организацию подготовки ученых с учетом новых требований к специалистам европейского уровня.
Литература
1. Фшков Т. В. Вища освгга Укра1ни в европей-ському просторi вищо! освгга та наукових достджень: за матерiалами Наради Мгтст^в освгга европейських кран. Лувен, Бельпя 27 - 29 квiт. 2011 р. URL:
http://iteach.com.ua/files//vnz-seminar-2009
2. Тули Дж. Нужно вывести университеты из-под контроля государства // Социология образования : [дайджест рос. и зарубеж. прессы]. 2002. № 11. C. 49-52.
3. Поляков М. В. Класичний ушверситет: еволющя, сучасний стан, перспективи / М. В. Поляков, В. С. Савчук. К., 2011.
4. Карпенко М. Высшее образование ХХ1 века -элитарность или массовость? // Ректор вуза. 2009. № 5. С. 31.
References
1. Finikov T. V. Vischa osvita Ukrayini v Evro-peyskomu prostori vischoyi osviti ta naukovih doslidzhen: za materialami Naradi Ministriv osviti Evropeyskih krayin. Luven, Belgiya 27 - 29 kvit. 2011 r.) URL: http://iteach.com.ua/files//vnz-seminar-2009
2. Tuli Dzh. Nuzhno vyvesti universitety iz-pod kon-trolya gosudarstva // Sotsiologiya obrazovaniya: [daydzhest ros. i zarubezh. pressy]. 2002. № 11. S. 49-52.
3. Polyakova M. V. Klasichniy universitet: evolyut-siya, suchasniy stan, perspektivi / M. V. Polyakova, V. S. Savchuk. К., 2011.
4. Karpenko M. Vyssheye obrazovanoye XXI veka -elitarnost' ili massovost'? // Rektor vuza. 2009. № 5. S. 31.
* * *
STATE REGULATION OF PROCESSES OF REFORMING OF THE HIGHER EDUCATION OF UKRAINE IN THE SPHERE OF CIVIL PROTECTION
SADKOVOY VLADIMIR PETROVICH National university of civil protection of Ukraine, Kharkov, Ukraine, e-mail: [email protected]
In article author proved that a basis of any public progress in the world is education. This conclusion coordinates with universal and European tendencies of development of modern society in which education becomes one of priority branches of economy. In compliance with the growing requirements of development of society, especially in ensuring national safety and sustainable economic development, the country began to give more attention of efficiency and quality of preparation of professional shots in system of the higher education. In article author reflected results of researches of processes of reforming of the higher education in the direction of introduction of the European educational standards, analyzed normative documents which regulate formation of educational space, and results of growth of indicators of higher educational institutions, processes of improvement of educational process and difficulties which the Ukrainian higher educational institutions met. Author analyzed results of formation and development of the Ukrainian research universities of a world class and the world practice of formation and development of research universities which opens the defining factors of their high international competitiveness, and also factors of transformation of institutions in elite university institutions of a world class and their role in development of an autonomy of universities, formation of university science, formation and works of students' scientific societies. Author considered the state strategic directions which regulate formation of the general principles of the organization of educational process in higher educational institutions of State service of emergency situations of Ukraine, improvement of an administrative component of system of preparation of officer staff will allow to overcome the serious shortcomings which are available in training of civil protection of Ukraine.
Key words: higher education, education reform, standards of higher education, Bologna Process, higher educational institutions.