Научная статья на тему 'Концептуальные основы образования в области безопасности'

Концептуальные основы образования в области безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы образования в области безопасности»

В. ДЕВИСИЛОВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Начало формированию системы образования в области безопасности было положено в конце 1980-х гг. До этого времени студенты получали некоторые сведения по отдельным аспектам безопасности только при изучении дисциплин «Охрана труда» и «Гражданская оборона». После аварии на Чернобыльской АЭС и ряда других крупных аварий, одной из главных причин которых явился человеческий фактор, пришло понимание необходимости кардинального изменения структуры и содержания образования в области безопасности. Образование в этой сфере должно быть направлено не столько на приобретение набора профессиональных знаний, сколько на формирование профессиональной культуры безопасности.

Первая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» была разработана в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1989 г. На ее основе была утверждена типовая программа дисциплины, которая начала внедряться в системе высшего профессионального образования (ВПО). Впоследствии она совершенствовалась, были приняты примерные программы (2-я и 3-я редакции), а для реализации обучения по этой дисциплине в вузах созданы специализированные кафедры. Несколько позднее на основе вузовской программы была разработана программа дисциплины для среднего профессионального образования (СПО).

В начале 90-х гг. началось обучение предмету «Основы безопасности жизнедеятельности » в школе. Осознание того, что кроме общего курса по вопросам безопасности необходима подготовка профессиональных кадров в области безопасности, привело к введению в 1993 г. в перечень специальностей ВПО специальности «Безопасность жизнедеятельности ». В 1995 г. при разработке первого поколения государственных

Концептуальные основы образования в области безопасности

образовательных стандартов организованы новые специальности по основным разделам безопасности: «Безопасность жизнедеятельности» (ныне носит название «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»), «Безопасность технологических процессов и производств», «Инженерная защита окружающей среды», «Радиационная безопасность человека и окружающей среды». В1996 г. появилась специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях».

В 2000 г. были приняты ГОС второго поколения, в котором все специальности, связанные с подготовкой дипломированных специалистов в области безопасности, объединены в два направления: 656500 (ныне код 280100) - «Безопасность жизнедеятельности »(специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере », «Безопасность технологических процессов и производств», «Пожарная безопасность », «Защита в чрезвычайных ситуациях») и 656600 (ныне код 280200) - «Защита окружающей среды» (специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов » и «Инженерная защита окружающей среды»). К настоящему времени указанные специальности реализуются примерно в 160 вузах страны [1].

По предмету «Основы безопасности жизнедеятельности » в педагогических вузах ведется подготовка учителей. Для ВПО, СПО и школы были написаны базовые учебники, которые дополнены большим количеством учебных пособий по различным вопросам безопасности, и методические рекомендации по организации обучения.

Таким образом, в последнее десятилетие прошлого века была в основном построена система непрерывного образования в области безопасности, призванная формировать мировоззрение, культуру безо-

28

Высшее образование в России • № 9, 2008

пасности и соответствующие профессиональные компетенции. Вместе с тем сегодня можно говорить о том, что сложившаяся система оказалась не столь эффективной, как ожидалось.

При ее разработке не были учтены концептуальные основы проектирования системно-целостной организации процесса обучения. Прежде всего, не реализованы принципы преемственности и системности содержательной компоненты образования, которые позволяют обучающимся осмыслить и логично усвоить наращиваемый каркас знаний, практически не задействована объективно существующая общность методологических и методических подходов при формировании учебного содержания. В результате преподавание предмета на различных ступенях непрерывного образовательного цикла ведется автономно, без отслеживания системных связей как между отдельными блоками дисциплины, так и между дисциплинами одного образовательного цикла, но различных уровней.

Причин сложившейся ситуации много - и объективных, и субъективных. Становление новой образовательной области пришлось на сложный для России политический и экономический период, когда российская система образования находилась в тяжелой ситуации. Многочисленные методологические и методические разработки по межпредметным и внутрипредметным связям оказались невостребованными при проектировании содержания и методического обеспечения по безопасности. Кроме того, данная научно-образовательная область молода и находится в стадии формирования, нет устоявшихся понятий и представлений о том, чему и как учить, да и сама научная база находится в стадии развития. Отсутствуют в достаточном количестве подготовленные преподавательские кадры.

Образовательные программы различных образовательных уровней разрабатывались и разрабатываются группами специалистов, имеющих собственное видение содержания образования в области безо-

пасности, причем различие в подходах к содержанию может быть значительным. При этом не хватает координации между группами разработчиков.

Наилучшее положение с образованием в области безопасности сложилось в системе ВПО, где по-прежнему преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности » в рамках утвержденной комплексной программы, направленной на изучение полной совокупности опасностей окружающего мира. Но и здесь есть недостатки, связанные с реализацией программы в отдельных вузах и трансформацией ее содержания в сторону либо охраны труда, либо чрезвычайных ситуаций. Зачастую курс читается без серьезного анализа его связей с другими дисциплинами вузовского образовательного цикла; предметное содержание дисциплины ориентировано на формирование дескриптивных знаний на основе информационно-вербального изложения учебного материала.

Отсутствие сформированной логико-дидактической структуры дисциплины, а также неразработанность педагогической системы образования в области безопасности приводят к тому, что при ее практической реализации изучаются отдельные локальные вопросы безопасности, причем весьма фрагментарно, без установления тесных системных связей между отдельными разделами на основе единого категориально-понятийного аппарата.

Трудности формирования профессиональной культуры безопасности связаны также с отсутствием у поступающих в вуз абитуриентов необходимых знаний по безопасности. Основы мировоззрения и культура безопасности человека формируется в детском возрасте. Базовый школьный предмет, ориентированный на эти цели, -«Основы безопасности жизнедеятельности ». Следует заметить, что его содержание слабо согласовано с вузовской программой; между отдельными разделами отсутствует логическая связь. На мой взгляд, школьный курс носит эклектичный, информаци-

онно-просветительский характер, слабо ориентирован на развитие познавательных способностей и мышления школьников. По этой причине в вузе приходится начинать обучение с азов и элементарных понятий. По-видимому, эти обстоятельства послужили причиной того, что в базисных учебных планах школы предмет был значительно сокращен по объему и включен в федеральную, т.е. обязательную, компоненту в крайне ограниченном виде.

Из дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для СПО исключены разделы, связанные с безопасностью труда (введена самостоятельная дисциплина «Охрана труда»), а содержание программы ориентировано преимущественно на область чрезвычайных ситуаций и военной подготовки.

Все это привело к нарушению принципа преемственности образовательных программ различного уровня, их дублированию, утрате системности и последовательности в приобретении знаний. Абитуриенты порой не владеют той базой знаний, которая позволила бы успешно продолжать образование по безопасности. Более подробно проблемы существующей системы образования обсуждаются в ряде публикаций [2].

Осознание указанных выше недостатков привело к необходимости разработки концептуальных основ новой образовательной области. Это позволит устранить различия в понимании содержания образования, четко определить границы предметной области, задачи каждого уровня образования, согласовать образовательные программы и обеспечить их преемственность.

Основы такой концепции разработаны в 1999-2000 гг. По результатам публичных дискуссий она дорабатывалась, изменялась и предлагалась для обсуждения в серии публикаций [3]. В целом содержание концепции одобрено, хотя есть иные мнения, в которых ряд ее положений отвергается. С некоторыми замечаниями можно согласиться, но с другими - категорически нет, т.к. их принятие разрушает ее содержатель-

ную часть и возвращает нас на старые позиции (к сожалению, реализуемые до сих пор), превращающие образование в области безопасности в набор эклектичных программ, не отвечающих методическим и педагогическим требованиям и актуальным потребностям современности. Подробный ответ оппонентам дан в статье [4].

Итак, с учетом конструктивных замечаний концепция была доработана и названа «Концепция национальной образовательной политики в области безопасности» (далее - Концепция). В ней сформулированы соответствующие направления образовательной политики РФ, направленной на формирование мировоззрения человека, его культуры и компетенций в области обеспечения личной, социальной и экологической безопасности, являющиеся необходимыми составляющими национальной безопасности страны.

Концепция состоит из следующих разделов.

I. Введение

II. Демография и безопасность

III. Безопасность и культура

IV. Культура безопасности и содержание образования

V. Объекты и основные понятия предметной области

VI. Структура и требования к системе образования

VII Дидактические особенности ступеней образования

VIII. Культура безопасности и коммуникации

IX. Механизмы и этапы реализации Концепции

X. Законодательные и правовые основы Концепции

Во введении раскрываются основные понятия. В частности, под образовательной политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов, образовательных организаций и иных социальных институтов в сфере воспитания и образования. Образовательная политика в области безопасности направлена на создание систе-

30

Высшее образование в России • № 9, 2008

мы, формирующей культуру безопасности личности и общества, способствующей приобретению человеком компетенций в области обеспечения безопасности и благоприят-ныхусловий для жизнедеятельности, сохранения здоровья и работоспособности во всех сферахжизни и деятельности человека.

Концепция задает правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться образовательные программы различных уровней.

Во втором разделе обосновывается тесная взаимосвязь между острейшей демографической ситуацией в России и состоянием безопасности в различных сферах.

В третьем разделе дается определение понятия «культура безопасности личности и общества», представлена взаимосвязь между состоянием безопасности и культурой безопасности, излагаются причины низкой культуры безопасности российского общества, обосновывается необходимость изменения мировоззрения и культуры безопасности личности и общества в целом.

В четвертом разделе показана роль воспитания и образования в формировании культуры безопасности, формулируется цель образования в области безопасности, определяются границы данной предметной области и содержательное ядро. Это важнейший раздел, который позволяет уточнить содержание, исключив из него избыточный материал.

В пятом разделе представлены изучаемые объекты и системы, введены основные понятия, используемые в данной предметной области. Это важно как для определения содержания образования, так и для использования единообразных формулировок базовых понятий, т.к. вплоть до настоящего времени даже основополагающие понятия трактуются по-разному.

В шестом разделе сформулированы основные принципы системы. Образование в области безопасности должно отвечать следующим требованиям:

• быть непрерывным и опережающим;

• охватывать все ступени(образова-

тельные цензы) и уровни образовательных ступеней;

• обладать преемственностью и согласованностью образовательных программ различных ступеней и уровней;

• обладать интегративностью и меж-дисциплинарностью;

• базироваться на методологии познания, соответствовать психофизиологическим и когнитивным возрастным возможностям обучаемых лиц;

• базироваться на научной основе.

Приведены шесть образовательных ступеней непрерывной системы образования:

I ступень - дошкольное воспитание;

II ступень - среднее общее (школьное) воспитание и образование;

III ступень - профессиональное образование (начальное, среднее и высшее);

IV ступень - специальное профессиональное образование (среднее и высшее);

V ступень - послевузовское образование и обучение (повышение квалификации);

VI ступень - подготовка научных кадров.

В седьмом разделе определены задачи

по формированию культуры безопасности, результаты (компетенции), которые должны быть достигнуты при обучении на каждой ступени, и описаны дидактические особенности ступеней.

В восьмом разделе показана важная роль средств массовой коммуникации в формировании культуры безопасности населения и определены их задачи в информационно-просветительской работе.

В девятом разделе рассмотрены этапы реализации Концепции и соответствующие механизмы:

V объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию образовательной политики и установок с целью повышения эффективности воспитания культуры безопасности;

V координация действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном

уровнях по совершенствованию воспитания и образования в области безопасности;

V разработка федеральных и региональных планов действий и образовательных программ по достижению конкретных результатов в рамках основных задач с указанием сроков реализации и исполнения;

V включение в государственные образовательные стандарты общего, среднего и высшего профессионального образования компетенций в области безопасности как обязательныхрезультатов обучения;

V выделение финансовых и материальных ресурсов на реализацию положений Концепции с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений;

V разработка и реализация региональных программ выполнения Концепции;

V организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде культуры безопасности.

Реализация Концепции предполагает следующие основные этапы:

1) определение содержания дошкольного воспитания, школьного и профессионального образования на основе положений Концепции и принципов их преемственности и актуальности;

2) согласование содержания образования с органами государственного управления образованием и представителями работодателей;

3) формулирование компетенций в области безопасности для различных уровней и профилей образования и их согласование с органами государственного управления образованием и представителями работодателей;

4) включение в федеральные государственные образовательные стандарты компетенций в области безопасности в качестве необходимых результатов образования;

5) разработка воспитательных и образовательных программ для различных уровней образования;

6) разработка новых федеральных государственных образовательных стандар-

тов подготовки профессиональных кадров по безопасности (и учителей), а также соответствующих им основных образовательных программ;

7) создание и выпуск новых учебников и учебных пособий для различных ступеней и уровней образования на основе положений Концепции;

8) формирование плана информационно-просветительской работы средств массовой коммуникации.

В десятом разделе перечислены федеральные законы, концепции и доктрины, положения которыхлежат в основе Концепции.

Концепция изложена без использования специальных педагогических терминов, так как предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга пользователей - руководителей органов образования, преподавателей различных ступеней, организаторов учебного процесса.

В полном объеме предлагаемая концепция будет опубликована и размещена в Интернете для всестороннего обсуждения.

Литература

1. См.: Девисилов В.А. Состояние подготов-

ки кадров в области безопасности // Безопасность в техносфере. - 2007. - №3.

2. См.: Белов С.В, Девисилов В.А, Симакова

Е.Н. ОБЖ и ОВС - предметы-антиподы? // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2003. - № 10; Девисилов В.А. Образование - важнейший фактор обеспечения безопасности // Безопасность в техносфере. - 2006. - №3.

3. Белов С.В, Девисилов В.А. Концепция об-

разования в области безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. - 2001. - №3; Девисилов В.А. Концепция образования в области БЖД. Структура, содержание, дидактика // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2005. - № 5; Девисилов В.А. Компетенции, содержание и преемственность образовательных программ в структуре непрерывного образования по безопасности // Безопасность в техносфере. - 2007. - №4.

4. Девисилов В.А. Обсуждение концепции

БЖД. Ответ оппонентам // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.