Герасин А.Н., КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
Мустафин Д.А., НОВОВВЕДЕНИЯМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ
Мезяков Ю.А.
13.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ
Герасин А.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», Москва,
Мустафин Д.А., соискатель ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», Москва, Мезяков Ю.А., соискатель, ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», Москва Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье, выполненной в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России», исследуются концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах с целью активизации инновационной деятельности предпринимательских структур в российской экономике.
Ключевые слова: механизм, корпорация, инновация, предпринимательство, исследование
CONCEPTUAL BASES OF MANAGEMENT OF INNOVATIONS IN BUSINESS STRUCTURES
Alexander N. Gerasin, Doctor of Economics, Professor, Head of Department, Moscow State Industrial University,
Dmitryi A. Mustafin, Candidate for a degree, Moscow State Industrial University,
Yuri A. Mezyakov, Candidate for a degree, Moscow State Industrial University
Annotation: In the article prepared under the federal target program Scientific and Research-and-Educational Personnel for Innovation Russia is devoted to the conceptual bases of management of innovations in business structures with the purpose of activation of innovative activity of enterprise structures in the Russian economy.
Keywords: mechanism, corporation, innovation, entrepreneurship, research
При всем многообразии концепций научного изучения предпринимательства вопрос о его инновационной составляющей в комплексной постановке проблемы не исследован в полной мере. Рассматривая проблему в этом ключе, следует отметить, что:
- отсутствует научная постановка вопроса о системе механизмов, позволяющих реализовать инновационную составляющую;
- не определена структура элементов рассматриваемой системы.
Данные механизмы представляются нам взаимосвязанными элементами инновационно-предпринимательской системы, которые могут быть названы механизмами управления нововведениями. Есть очевидная необходимость глубокого научного исследования процессов функционирования этой системы. Поэтому
возникает самостоятельная научная и экономическая проблема формирования системы механизмов, позволяющих активизировать инновационную деятельность предпринимателя, понимая эту деятельность расширительно, а не только как научно-технический и инновационный бизнес.
По нашему мнению, инновационный механизм — это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности.
Существует множество таких механизмов, выполняющих конкретные функции. Причем, это множество не является закрытым, и появление новых механизмов является закономерным событием. Названные механизмы должны формировать функциональное обеспечение предпринимательских структур в его привязке к стадиям их жизненного цикла. Под функциональным обеспечением мы понимаем инновационное, инвестиционное и финансовое обеспечение.
Инновационное обеспечение должно способствовать зарождению и эффективному поиску нововведения. Должен быть в наличии соответствующий механизм, позволяющий ускорить процесс генерирования новшеств. Далее следует создать условия вложения средств (инвестирования) с целью коммерциализации новшеств, их внедрения в производство. Естественно, что решение задач создания инновационных решений и инвестирования невозможно осуществить без соответствующих источников финансирования. С другой стороны, не требует особых объяснений тот факт, что механизмы функционального обеспечения будут различными в зависимости от того, на какой стадии развития находится та или иная предпринимательская структура. Необходимо связать элементы функционального обеспечения со стадиями развития предпринимательских структур.
На основе обобщения можно сформировать систему механизмов управления новшествами в целом и представить ее пятью группами: механизмами организации, механизмами разработки и внедрения, механизмами финансирования и стимулирования, механизмами технологического трансфера и механизмами интеллектуальной собственности. Заметим, что данный подход позволяет описать рассматриваемые механизмы системно, то есть учесть все возможное множество механизмов, но, естественно, в «рамочной» постановке. Последнее означает, что допускается возможность появления новых механизмов в пределах названных групп.
Данные механизмы «включаются», когда необходимо осуществить разработку и внедрение инновации или в более общем виде — обеспечить эффективное протекание инновационных процессов.
Механизмы управления новшествами существуют на трех основных уровнях: макроуровне, региональном уровне, уровне предприятия.
На макроуровне решаются три основные задачи: формулируется государственная инновационная стратегия, создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом, реализуются государственные инновационные программы.
На региональном уровне присутствуют похожие задачи, но они привязываются к особенностям опреде-
ленных регионов. И макро- и региональный уровень создают условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Эти инновационные механизмы призваны обеспечить реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий на микроуровне, направить в русле инновационных приоритетов предпринимательскую инициативу.
Упомянутые механизмы должны действовать в определенной последовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностью. Рассмотрим более детально каждый из них.
Механизм организации ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такое формирование может проходить в различных формах, основными из которых являются: создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.
Создание — это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются следующие: матричные структуры, научно-технические подразделения, научнотехнические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам; внутренние венчуры.
Процессы создания новых инновационных организаций особенно важны для крупных предприятий. Эти предприятия имеют сложную систему управления инновациями, зачастую ориентируются на крупные проекты, реализация которых должна практически сразу (или за короткий период времени) обеспечить получение высоких доходов.
Во многом по этой причине количество инноваций в данных структурах не так велико, как на малых предприятиях. По нашему мнению, эффективность инновационной деятельности можно было бы значительно повысить, если создавать новые инновационные подразделения и структурные единицы, призванные создавать новые направления в деятельности крупных предприятий. Эти инновационные единицы могут создаваться на постоянной или временной основе.
Матричные структуры представляют собой такие организационные формирования, которые создаются временно на срок разработки и внедрения новшеств, включают в себя специалистов различного профиля, административно подчиняющихся руководителям соответствующих постоянных подразделений, но временно направленных на работу во временную внедренческую структуру для проведения работ по определенной специализации. Такие временные подразделения позволяют объединить различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения. По окончании этого процесса матричное объединение расформировывается и его участники возвращаются в подразделения, в которых они работают на постоянной основе. Такой организационный инновационный механизм позволяет, во-первых, обеспечить выполнение работ в короткие сроки, во-вторых, сконцентрировать под единым руководством специалистов различных профилей, в-третьих, значительно удешевить процесс разработки и внедрения.
Научно-технические подразделения создаются на постоянной основе, они не имеют хозяйственной самостоятельности и их деятельность осуществляется за счет бюджета компании в целом. Эти подразделения могут быть децентрализованными и ориентированными на конкретные производственные единицы,
либо — централизованными и подчиняться непосредственно руководству компании. Их особенность заключается в том, что они передают свои разработки в производство напрямую без установления внутренних рыночных механизмов.
Самостоятельные научно-технические организации (НТО), напротив, имеют собственный бюджет, и они продают свои разработки производственным подразделениям компании. Это повышает ответственность за результаты деятельности, их соответствие целям компании и требованиям рынка.
Внутренние венчуры, как правило, занимаются непосредственным внедрением нововведений, ориентированным на новую рыночную нишу.
В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок, а кроме того позволяет достигнуть синергетического эффекта от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для развития своей деятельности.
Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей крупной компании и малых инновационных фирм, основанных на создании долгосрочных договорных отношений, совокупность которых можно назвать рыночной инновационной интеграцией. В этом случае инновационные фирмы сохраняет свою самостоятельность, но попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании.
Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование так называемой «веерной» организации инновационного процесса. Ее смысл заключается в создании инновационного окружения производственной компании, состоящего из фирм, в отношении которых совершено поглощение, а также рыночно интегрированных фирм.
Такая организация окажется в наибольшей степени эффективной для производственных компаний, имеющих наступательную стратегию инновационного развития. Она позволяет разработать и коммерциализировать новшества, которые находятся на Э-образных кривых высокого уровня, создать технологические разрывы, новшества, в ряде случаев недоступные компаниям-конкурентам в данный момент времени.
Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных производственных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы.
Следующая группа инновационных механизмов - это механизмы разработки и внедрения. В данную группу можно включить: механизмы поиска инновационных решений, механизмы разработки и механизмы внедрения.
Механизмы поиска направлены на генерацию новых идей, технических решений, создание новаций. Это необходимый этап инновационного процесса, состав-
Герасин А.Н., КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
Мустафин Д.А., НОВОВВЕДЕНИЯМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ
Мезяков Ю.А.
ляющий основу дальнейших процессов, связанных с созданием новаций, пригодных для внедрения.
Механизмы разработки связаны с доведением идей до законченного технического решения, могущего быть новацией. Для этого необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве.
Механизмы финансирования и стимулирования определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышение их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения их на себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.
Собственных средств на цели финансирования инноваций может быть недостаточно, тем более, если разработка инновации происходит на фоне и параллельно протеканию рутинного и устоявшегося производственного процесса. В это производство уже вложены значительные средства и зачастую их отвлечение представляет весьма болезненную процедуру. Поэтому появляется необходимость получения требуемых для разработки инноваций финансовых ресурсов извне. Одним из механизмов привлечения средств со стороны является получение кредита. Но этот кредит является либо среднесрочным, либо долгосрочным. Цель такого кредитования - получение способности распоряжаться материальными ресурсами в течение значительного времени до создания рыночной стоимости, которая может выступить покрытием данного кредита. Эта стоимость будет создана по истечении определенного периода времени, необходимого для разработки и коммерциализации новшества. Но понятно, что возможности кредитных организаций по отвлечению средств ограничены. Банки не могут надолго расставаться со своими деньгами. Они нацелены, прежде всего, на короткие периоды кредитования. Поэтому только одного кредитования недостаточно для создания финансовой базы инновационных процессов.
Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения заемных средств является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный (несколько десятков лет) срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.
Следующей формой привлечения финансовых ресурсов является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая форма для уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию и известность. Они имеют возможности произвести эмиссию (или дополнительную эмиссию) акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, что в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.
Для вновь образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не котируют-
ся на бирже. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования.
Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.
На наш взгляд, было бы логичным увязать размер снижения налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР. Это снижение предлагаем производить по двум направлениям: уменьшение текущих налоговых платежей в момент осуществления затрат на НИОКР, а также посредством ускоренной амортизации стоимости НИОКР, патентов и лицензий, находящихся на балансе предприятия и образующих его нематериальные активы.
Снижение текущих налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью представляется целесообразным установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.
Для интеллектуальных продуктов, находящихся на балансе предприятия, имеет смысл установить ускоренный порядок списания стоимости. Ускоренная амортизация может осуществляться по различным схемам. По нашему мнению, было бы правильным применить механизм кратного уменьшающегося остатка. Причем размер уменьшения должен быть связан с отнесением тех или иных предприятий к высокотехнологичным отраслям. Вполне очевидно, что предприятия сферы телекоммуникаций, вычислительной техники, полупроводников должны иметь возможности списания затрат на НИОКР в течение 3-5 лет.
В качестве следующего элемента инновационного механизма предпринимательства можно назвать механизм технологического трансфера. Речь идет о передаче технологий, разработанных в государственном секторе, в предпринимательский сектор. Важность такого механизма связана с тем, что многие открытия и важные технические решения получены в государственных НИИ, но для их коммерциализации необходимо осуществление дополнительных затрат, причем, в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. У государства нет достаточных средств для финансирования стадий внедрения, поэтому было бы правильно предоставить предпринимательским структурам возможность использования в производстве таких разработок. Для организации рассматриваемого трансфера необходимо решить следующие задачи:
- определить принципы и формы передачи технологий;
- сформулировать критерии отбора технологий, которые могут быть переданы для дальнейшей коммер-
циализации в предпринимательский сектор промышленности;
- определить методологию ценообразования на передаваемые лицензии и патенты;
- создать заинтересованность организаций-разработчиков в такой передаче;
- создать информационную инфраструктуру взаимодействия реципиента и разработчика.
Представляется важным, прежде всего, определить принципы передачи технологий. По нашему мнению, они должны быть следующими: возмездность, контролируемость направлений использования, дальнейшее научно-техническое развитие, отсутствие негативных последствий для оборонных и стратегических отраслей. Критерии отбора технологий для передачи в промышленность могут быть представлены двумя группами: критериями, характеризующими потребность производства и рынка, и критериями, связанными с возможностью передачи.
В зависимости от характера передаваемых технологий могут быть использованы различные формы такой передачи. Предлагается следующий комплекс таких форм:
- продажа лицензий и патентов;
- привлечение промышленных компаний к исследованиям в государственных НИИ с последующим предоставлением промышленной собственности;
- создание государственно-частных компаний и консорциумов по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;
- создание в промышленных компаниях научнотехнических центров, работающих по комплексным исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых;
- создание в рамках государственных НИИ хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок в кооперации промышленными компаниями.
Комбинирование рекомендуемых форм должно осуществляться с учетом особенностей конкретных технологий. Можно выделить следующие их виды: результаты фундаментальных НИР, внедрение которых может привести к появлению базисных нововведений, аналогичные результаты прикладных НИР, предконку-рентные гражданские технологии, конверсионные гражданские технологии, технологии двойного назначения. Разумеется, ценность каждого из перечисленных видов различна. Неодинаковы также возможные последствия их внедрения.
Также не менее важным вопросом передачи технологий является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Эта инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологиях, а, кроме того, содержать элементы биржевого (аукционного, тендерного) характера, позволяющие осуществлять торговлю технологиями, а в отдельных случаях способствовать их конкурсному распространению.
Список литературы:
1. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: ЭКСМО, 2005.
2. Агеев В.М., Щербаков В.Н. Система экономических отношений в России. - М.: МГСУ, 2001.
3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Финансовопромышленные группы в современной экономике. - БГУЭП, 2004.
4. Мельников В.П. Исследование систем управления. - М.: Эслан, 2001.
Reference list:
1. Abdikeyev N.M. Business process reengineering. - Moscow: AST, 2005.
2. Ageev V.M., Shcherbakov V.N. System of economic relations in Russia. - M.: MSSU, 2001.
3. Belyaeva I.Y., Eskindarov M.A. Financial-industrial groups in the modern economy. - BGUEP, 2004.
4. Melnikov V.P. Research of management systems - M.: Eslan, 2001.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Герасина А.Н., д.э.н., профессора, заведующего кафедрой ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»; Мустафина Д.А., соискателя ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»; Мезякова Ю.А., соискателя ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» на тему «Концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах»
Статья «Концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах» выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», имеет несомненную научную значимость и практическую ценность для деятельности предпринимательских структур.
В статье исследуются концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах с целью активизации инновационной деятельности предпринимательских структур в российской экономике.
Таким образом, статья А.Н. Герасина, д.э.н., профессора, заведующего кафедрой ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»; Мустафина Д.А, соискателя ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»; Мезякова Ю.А., соискателя ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» на тему «Концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах», обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.
заслуженный деятель науки РФ, профессор,
д.э.н. И-K. Ларионов