УДК 37.036.5 ББК 74.47
Ларина Оксана Владимировна
преподаватель
Уральский филиал ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова»
г. Нижний Тагил Larina Oksana Vladimirovna Lecturer
Ural Branch of FSBEI HPE "Moscow State Art and Industry Academy named after S.G.Stroganov"
Nizhny Tagil
Концептуальные основы художественно-проектной деятельности
студентов-дизайнеров в контексте информатизации социума Conceptual Bases of Art-and-Design Activity of Design Students in the Context of Society Informatization
В статье представлены концептуальные основы организации художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров в свете становления информационной парадигмы в социуме. Анализируется социальная и политическая активность современного дизайна. Выведены основополагающие детерминанты проектной культуры современного дизайна: экологичность, концептуальность, аксиологичность, коммуникативность, семиотичность. Определена направленность развития современных информационно-коммуникационных технологий в художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.
The article presents conceptual bases for the organization of art-and-design activity of design students in the light of the information paradigm forming. The analysis of social and political activity of modern design is presented. The fundamental determinants of project culture of contemporary design are put forward: sustainability, conceptuality, axiology, communicativeness, semiotics. The direction of modern information and communication technologies development of the art-and-design activity of design students is determined.
Ключевые слова: Информатизация социума, современный дизайн,
проектная культура, художественно-проектная деятельность.
Key words: informatization of society, modern design, design culture, art-and-design activity.
Современная теория и практика отечественного и мирового дизайна отчетливо утверждает становление новой парадигмы, производно от парадигмы информационного времени. Основные ориентиры прежде всего перенаправляются на критическое осмысление всей многогранности человеческого существования. Дизайн рассматривается не только как результат, но и а как сложный социально-значимый процесс, обладающий
самостоятельной ценностью и для дизайнера, и для потребителя, и для социума в целом. Ведущей тенденцией дизайна становится вступление в продуктивный междисциплинарный диалог с философией, культурологией, психологией, семиотикой, социологией, политологией и др. всея эти явления опосредованы и во многом порождены информатизацией общества
Синхронно с этими процессами усиливается и особая роль общественной и моральной ответственности проектировщика. Дизайнер, в таком случае, несет непосредственную ответственность не только за решение задачи проектирования - синтеза функции и формы в том или ином объекте, но и за его социокультурную экспликацию в обществе, где одна из главных ценностей это информация. Во многом этими же процессами обусловлено и расширение предмета дизайна до проектирования социальных связей, событий, образа жизни, с экспликаций новых моральных, социальных и культурных ценностей. Все чаще исследователи отмечают факт превращения дизайна из вида деятельности по обслуживанию коммуникации, в язык коммуникации, который выполняет миссию социально-культурного интегратора общественного взаимодействия.
Одновременно с этой философско-культурной трансформацией, под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи [6]. Весь веер многообразных трансформаций в теории и практики дизайна теснейшим образом связан с процессом глобальной информатизации социума. Информатизация, в данном исследовании рассматривается как глобальная коммуникативная система, влияющая на стиль и образ жизни, сферу услуг, производство, отношение к ценностям.
Информатизация активизирует процессы коммуникации. Дизайн выполняет ту же функцию, но в то же время способен овеществить, материализовать коммуникацию. Очевидно и обратное воздействие информационной парадигмы на концептуальные основания теории и практики дизайна. На первый план вы-Вестник ЧГПУ11 '2012 108
ходит не совершенствование форм и функций, сколько сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. В дизайне появилось экологическое направление, которое связано более с изменением целей и задач дизайна, нежели с чисто внешним проявлением в виде «экологического стиля» [1].
Вхождение России в мировое информационное пространство определило основные тенденции реформирования и развития образовательной системы. Важной задачей педагогической науки и практики в процессе обучения будущего дизайнера становится подготовка специалиста, способного полноценно функционировать в информационной среде, эффективно использовать ее возможности и ценностный потенциал, что выступает значимыми аспектами его художественно-проектной компетентности.
Информация и знания сегодня становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества в условиях конкурентной среды. Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости информационной составляющей в современной системе образования является отнесение к государственным приоритетам на совместном заседании Президиума Г оссовета и Совета по науке и высоким технологиям развитие информационных технологий и их приложений и принятие Правительством России двух взаимодополняющих Федеральных Целевых Программ «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия».
Развитие сетевой инфраструктуры и Интернет-технологий, современный программный инструментарий создали объективные предпосылки перехода от отдельных проблемно-ориентированных информационных систем к интегрированным информационным средам различного назначения. Информационные и коммуникационные технологии из разряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из главных условий эффективного развития образовательного процесса. В данном контексте необходимо обратить внимание на возможности использования информационно-коммуникационных
технологий в процессе активизации художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров. Прежде всего, это формирование у студентов дизайнеров понимания художественно-проектной деятельности как деятельности социально-активной и коммуникационной в контексте информационного развития общества.
Такое общество характеризует себя не только постановкой инновационной проблематики, но и рождением новых уровней коммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии преодолевают свое прикладное ограничение и все чаще становятся носителем языка, который используют не только сложнейшие технологические и научные системы, но и дизайн, и искусство.
Процесс информатизации связан с формированием художественнопроектного мировоззрения будущих специалистов и, прежде всего, концептуально. Именно в этом альянсе, содержится потенциал воспитания нового типа сознания, которое определит Коллективный Интеллект. Приведем трактовку этого термина, данную крупнейшим исследователем педагогических и этических проблем формирования нового мировоззрения, Моисеевым Н.Н.: «Коллективный Интеллект - это система, объединяющая людей информационными связями, благодаря которой им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. В результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и действий. Коллективный Разум объективно становится неким инструментом, управляющим (целенаправляе-мым) действиями людей. Будучи вооруженным всеми техническими новшествами информационных технологий последних десятилетий, он приобрел поис-тине удивительное могущество. Это то положительное, что несут нам современные информационные технологии. Но не следует забывать... эти технологии - обоюдоострое ОРУЖИЕ! Как и ядерная энергетика» [4].
Это предостережение в полной мере относится к вопросам активизации художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров, где информа-
ционно-коммуникационные технологии одновременно и цель и средство обучения.
Стратегия применения современных информационных технологий в дизайн-образовании, векторно ориентирована от информации к знаниям. Это направление реализует себя в последовательности: процесс информатизации современного общества ^ информатизация дизайн-образования ^ внедрение средств информационных технологий в художественно-проектную деятельность студентов-дизайнеров. По мнению Моисеева Н.Н. «.. .новая цивилизация должна начаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ» [4]. В этом исследователь видит первый и важнейший шаг стратегии «sustainable development».
Исследованиям в области дизайн-образования в настоящее время уделяется большое внимание. Научные труды Е.С. Агранович-Пономаревой, Б.Г. Бархина, Н.В. Воронова, О.И. Генисаретского, В. JI. Глазычева, A.B. Ефимова, A.B. Иконникова, H.A. Ковешниковой, М.Н. Марченко, С.М. Михайлова, В.М. Молчанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, С.О. Хан-Магомедова, В.Т. Шимко раскрывают общую проблему профессиональной подготовки специалистов данного направления. Вместе с тем, художественнопроектная деятельность в рамках информационно-коммуникационных технологий будущих специалистов-дизайнеров освещена недостаточно.
Рассматривая концептуальные основы художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров в контексте информатизации социума, необходимо обратиться к основным смылооборазующим понятиям: современный дизайн, проектная культура в дизайне и художественно-проектная деятельность. И, далее, уточнить их специфику в процессе обучения будущих специалистов в области дизайна.
Современный дизайн определяется в данном исследовании как креативная проектная деятельность, обладающая коммуникативной природой, целью которой является намеренная целостная модификация человеческой субъективности путем визуального преобразования символически-знаковых средств
и культурных значений предметной среды и социокультурных коммуникаций. Символически-знаковыми средствами, в таком случае, является спектр конкретных дизайнерских практик, обусловленных наличной сферой применения. Культурные значения, в данном контексте определяются как социальные и профессионально-этические компоненты, имманентно включенные в процесс проектирования.
В этой связи устанавливается гуманитарное направление модификации, которое определено этикой профессиональной деятельности дизайнера. Такое определение дизайна, положенное в основу активизации художественнопроектной деятельности студентов-дизайнеров является концептуальным и служит основанием, для моделирования проектной культуры будущего профессионала в целом.
Таким образом, организация художественно-проектной деятельности сту-дентов-дизайнеров в условиях информатизации социума подразумевает трансформацию традиционных значений проектной культуры.
Определение проектной культуры дано многими теоретиками и практиками дизайна. Наиболее близким данному исследованию, является определение крупнейшего российского исследователя дизайна О.И. Генисаретского, чье исследование концептуализма в проектной культуре, являются актуальными для современного дизайна. «Проектная культура - это высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды...» [2]. Проектная культура включает в себя:
1. Ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды, причем вне зависимости от того, возникли ли они сами собой, в ходе исторического роста среды, или были встроены в нее согласно воле проектировщиков. Это и образы, наблюдаемые в среде, и образы, замышляемые и как-то документируемые проектировщиками. Важна их принципиальная средовая отнесенность, принадлежность среде. Это - экологическая составляющая проектной культуры.
2. Творческие концепции, являющиеся содержанием творческого созна-
ния, и программы, являющиеся содержанием творческой воли, вместе с выра-Вестник ЧГПУ11 '2012 112
женными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования, а также те методики, эвристики и поэтики, в терминах которых операционализируются текущие творческие замыслы проектировщиков. Это - концептуальная составляющая проектной культуры.
3. Наконец, в нее входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности данной проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания/воли, необходимые для личностной реализации проектного процесса. Это - аксиологическая составляющая проектной культуры.
В данном контексте логичным представляется определение художественно-проектной деятельности как творческой деятельности, направленной на создание и формообразование социокультурной коммуникации, посредством знаково-символических форм и качественно новых художественных моделей (объектов) предметно-пространственной среды, культурных образцов и субъективно или объективно значимых ценностей информационного пространства. Такое видение художественно-проектной деятельности позволят обогатить содержание традиционных детерминант проектной деятельности и сформулировать новые.
Экологическая составляющая в педагогическом ракурсе определена необходимостью формирования в сознании студента генетических связей образа и среды, как базовых элементов проектирования. Это направленность деятельности студента на осмысление социального контекста и установление родственных семантически-знаковых связей образа и среды в будущем проекта. В то же время, информатизация социума, актуализирует положение о экологизации потребления, которое означает разумное сокращение и приведение потребления в соответствие нормам экологической этики.
Концептуальность как составной элемент художественно-проектной деятельности имеет право быть включенной в образовательный процесс в качестве одного из основополагающих начал проектирования. Являясь отражением творческого сознания, творческой воли концептуальность может быть выражена в качестве методики и в качестве поэтики или языка практической
реализации задуманного. Процессы информатизации трансформируют содержание и обогащают пластический язык выражения концепций, примером являются медиа-технологии и профессиональные среды проектирования двух и трехмерной графики и т.д.
Аксиологичность в художественно-проектной деятельности студента-дизайнера, также испытывает влияние информатизации социума. Как показано выше, аксиологический базис современного дизайна ориентируется прежде всего на социокультурные трансформации. В более широком понимании аксиология профессии, заложенная в процессе обучения - это возможность мыслить социальными категориями, отождествляя деятельность дизайнера не только с оформлением предметного мира, но с проектированием семантических значений овеществленного предметного мира, его межкультурных коммуникаций.
Таким образом, художественно-проектная деятельность студентов-дизайнеров трактуется как производная проектной культуры. Она характеризуется концептуальной составляющей, которая в свою очередь имманентно со-определена профессиональной этике и строится на аксиологическом базисе.
Итак, выведены три основополагающих детерминанты проектной культуры: экологичность, концептуальность и аксиологичность. Для современного дизайна они актуальны, но в контексте смены парадигмы дизайна в условиях информатизации социума, необходимо зафиксировать еще четвертую и пятую детерминанты - это коммуникативность и семиотичность. Эти составляющие проектной культуры во многом реализуют себя через практику дискурса. Для художественно-проектной деятельности в образовательном аспекте особенное значение имеют четыре основных типа интерпретации дискурса:
1. Семиотические трактовки, рассматривающие дискурс как знаковосимволическое культурное образование, в качестве культурного кода;
2. Социально-коммуникативные трактовки, акцентирующие внимание на коммуникативных целях и социальных функциях дискурса;
3. Постмодернистские трактовки, представляющие дискурс как сетевое коммуникативное пространство, в котором происходит конструирование и переформатирование реальности;
4. Критический дискурс-анализ, соединяющий элементы различных трактовок дискурса [5].
Как коммуникативная, так и семиотичная составляющие художественнопроектной деятельности - это проявление информационного духа и стиля времени. В педагогическом контексте они меняет оптику видения дизайн-проблематики. Характеризуют профессиональный язык дизайна как перформативный, в котором создаваемые объекты дизайна пропорциональны высказываниям, построенным на аксиологическом базисе.
Выводы
1. Смена парадигмы дизайна опосредована информатизацией
социума и характеризуется, прежде всего, переосмыслением значения потребностей в системе ценностей общества. Формируется понимание природы дизайна как дискурса. Вследствие бурного развития информационных технологий возникает эффект «дематериализации» мира: пространство
социального наполняется образами, имиджами и знаками. По выражению итальянского теоретика М. Витта, дизайн в этой ситуации являет сбой противоречивое вторжение в общество, которое требует, с одной стороны, полезных вещей, с другой - захвачено превращением их в симулякры [3].
2. Художественно-проектная деятельность студентов-дизайнеров в контексте смены парадигмы современного дизайна имеет определенную специфику, транслируемую через проектную культуру, становление и развитие которой трансформируются под воздействием информатизации социума.
3. Художественно-проектную деятельность целесообразно рассматривать как творческую деятельность, направленную на создание и формообразование социокультурной коммуникации в условиях информационного времени.
4. В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов-
дизайнеров в современном информационном пространстве особую значимость приобретают пять основополагающих детерминант художественно-проектной деятельности: экологичность, концептуальность, аксиологичность,
коммуникативность, семиотичность.
5. При организации процесса активизации художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров в условиях информатизации социума необходимо учитывать следующие этапы: процесс информатизации современного общества ^ информатизация дизайн-образования ^ внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в художественно-проектную деятельность студентов-дизайнеров.
Обобщая вышесказанное необходимо отметить, что в настоящее время профессиональное становление будущего дизайнера в образовательной системе происходит в условиях «информационного бума», под мощным воздействием средств информации и коммуникации. Это означает, что чем выше требования к образовательному процессу, тем выше должны быть требования к информационным ресурсам, системам и технологиям, используемым в процессе активизации художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров. Спектр таких технологий и программных продуктов постоянно расширятся, но существенным представляется не только их внедрение в педагогический процесс, но и формирование этического и аксиологического вектора их использования.
Библиографический список
1. Баланд, Т. В. Аксиологические аспекты дизайна [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.04 / Т. В. Баланд - М., 2004. - 117 с.
2. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм [Электронный ресурс] / О. И. Г енисаревский ЦКЬ. - Режим доступа: http://prometa.rU/olegen/publications/9 (дата обращения: 20.10.2011)
3. Цит. по Лола, Г. Н. Дизайн [Текст] / Г. Н. Лола. Опыт метафизической транскрипции. - М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 92 с.
4. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума [Текст] /
Н. Н. Моисеев. - М.: Яз. рус. культуры, 2000. - 223 с.
Русакова, О. Ф. PR-Дискурс: Теоретико-методологический анализ [Текст] /
О. Ф. Русакова, В. М. Русаков. - Екатеринбург: УрО РАН, Институт международных связей, 2008. - 340 с.
Чижиков, В. В. Дизайн в системе культурных ценностей [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 / В. В. Чижиков. - М., 2006. - 382 с.
Bibliography
1. Baland, T.V. Axiological Aspects of Design [Text]: Diss. ... Dr. of Philos.: 09.00.04 / T. V.Baland - M., 2004. - 117 p.
2. Chizhikov, V.V. Design in the System of Cultural Values [Text]: Diss. ... Dr. of Philosoph.: 24.00.01 / V.V.Chizhikov. - M, 2006. - 382 p.
3. Genisaretsky, O.I. Design Culture and Conceptualism [Electronic Resource] /
O.I. Genisaretsky. - Access Mode: http://prometa.ru/olegen/publications/9 (Address
Date: 20.10.2011)
4. Lola, G.N. Design [Text] / N. Lola. Experience of a Metaphysical Transcription. - M.: MSU Publishing House n.a. M.V. Lomonosov, 1998. -92 p.
5. Moiseyev, N.N. The Fate of Civilization. Way of Reason [Text] / N N. Moiseyev. - M.: Language of the Russian Culture, 2000. - 223 p.
6.++Rusakova, O.F. PR Discourse: Theoretical and Methodological Analysis [Text] / O.F. Rusakova, V.M. Rusakov . - Yekaterinburg: The Russian Academy of Sciences, Institute of International Relations, 2008. - 340 p.