18.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Матвеева Надежда Сергеевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Кировского филиала Академии ФСИН России
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Раскрыто содержание государственной политики, частного-государственного партнерства, установлены главная цель, подцели государственного регулирования предпринимательства и поддержки производственного сектора уголовноисполнительной системы России.
Ключевые слова: государственная политика, частно-государственное партнерство, государственное регулирование предпринимательства, уголовно-исполнительная система
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF PUBLIC POLICY DEVELOPMENT OF THE PRODUCTIVE SECTOR IN THE FPS OF RUSSIA SYSTEM
Matveeva, Nadezhda Sergeevna, Ph.D., assistant professor, associate professor of humanities and social-economic disciplines department, Kirov branch of the Academy of the FPS of Russia
Annotation: The article reveals the essense of public policy, public-private partnership, its main goal, sub-goals of state regulation of business and support of the productive sector in the FPS of Russia system.
Keywords: Public policy, public-private partnership, state regulation of business, the FPS of Russia
Рассмотрение «политики», как «деятельности государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемой интересами этой власти, партии, группы; или как образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми»1, сопровождается выделением экономической политики в качестве одного из ключевых направлений. Именно проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, процедура придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны определяет экономическую политику, в составе которой выделяют институциональную, структурную, инвестиционную, финансово-кредитную,
социальную, внешнеэкономическую, научно-
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 25-е изд., испр. И доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и образование»», 2007. - С. 542.
техническую, налоговую, бюджетную политики 2 Экономическая политика в сочетании с промышленной обеспечивает концентрацию ресурсов общества на выбранных эффективных направлениях развития экономики и реализуется через долгосрочную программу развития промышленности. На ее основе осуществляется целенаправленное проведение структурной перестройки промышленности, обеспечивающее эффективное использование накопленного капитала, развитие научно-технического потенциала и привлечение инвестиций.
Общественная система формирует, главным образом, содержание взаимодействия, которое выступает диалектическим сочетанием закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей субъекта управления, то есть выступает в качестве организующе-регулирующих потенций. Государство, действуя как субъект управления (государство как управляющая подсистема), оказывает воздействие через подсистему прямых связей на экономические процессы, происходящие в обществе (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению), и реализуется преимущественно через правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон, определяемую государственно-властным характером воздействия. Субъект управления действует в определенном направлении и определенным образом, решая государственные, общественные и частные проблемы жизнедеятельности людей и поступая определенным образом в рамках своей компетенции.
Частно-государственное партнерство выступает определяющей формой современного взаимодействия общества, бизнеса и государства при регулировании и формировании механизма обеспечения баланса интересов бизнеса и общества. В отличие от применения жестких методов управления, характерных для административно-командной экономики, это «мягкий» метод регулирования бизнеса реализуемый через систему трех видов взаимодействий: финансового партнерства; материально-вещественного партнерства; модели административного партнерства3. Именно данный подход обеспечивает организационную интеграцию государства и бизнеса и становится императивом современной экономики, поскольку только при таком взаимодействии достигается синергетический эффект в процессе комбинирования, переплетения и сращивания потенциалов развития хозяйственного процесса на всех уровнях его организации4. Вместе с тем указанный подход специфицирован природой, функциональными и структурными особенностями социально-экономических систем, к которым он применяется, в нашем случае таковой является уголовноисполнительная система России (далее УИС России).
Механизм формирования государственной политики в системе государственно-частного партнерства характеризуется такими элементами как цели, принципы,
2 Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 460.
3 Коваленко Б.Б. Институциональные основы государственного регулирования корпоративных структур в условиях трансформации хозяйственной системы: дис. ... д-ра экон. наук.- СПБ.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2005. - С. 30-32.
4 Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона: дис. . д-ра экон. наук. - Майкоп: Майкопский гос. университет, 2008. - С. 22.
функции, методы и инструменты, рычаги, формы (направления), сферы (области)5. При неизменности пе-реченя элементов механизма государственной политики их содержание совершенствуется.
Перечень основных и конкретных функций управления достаточно хорошо известен6, однако перечень функций, выполняемых государственными органами и связанными с развитием предпринимательства, следует уточнить. К функциям, выполняемым государственными органами по поддержке предпринимательства следует отнести:
- совершенствование рыночных отношений, осуществляемое, то есть функцию формирования нормативно-правовой базы путем реализации государственных программ с привлечением коммерческих, некоммерческих структур и физических лиц, участия в размещении заказов для государственных нужд, развития рыночной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций, расширения доступа к получению кредитов предпринимательскими структурами, оказание консультационно-методической помощи;
- разрешительную функцию, реализуемую через предоставление гарантий, формирование и развитие системы государственных заказов для удовлетворения государственных нужд, их ресурсное обеспечение, квотирование, лицензирование, субсидирование, создание и функционирование бюджетных и внебюджетных фондов;
- контрольно-запретительную функцию, осуществ-ляяемую через государственное инспектирование, приостановление деятельности предприятий, введение экономических и административных санкций, введение норм безопасности, применение антимонопольных мер;
- прямое управление объектами государственной собственности и косвенное участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства через участие в наблюдательных советах, правлениях, собраниях акционеров;
- аналитическую функцию путем проведения анализа и оценки конкурентного состояния отраслей, выявление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной среды;
- информационную функцию, реализуемую через разработку и предоставление информации о конъюнктуре рынка, складывающихся на рынке пропорциях, прогнозируемых потребностях населения и экономики, степени удовлетворения спроса;
- формирование и реализацию научно-технической политики, определение приоритетных направлений развития техники и технологии, организацию научных исследований и технических разработок, проведение экспертизы, выпуск нормативно-технической документации;
- подготовку кадров для рыночных и нерыночных структур путем формирования и функционирования сети центров обучения с инновационными учебными программами;
- финансовое обеспечение мероприятий по развитию и поддержке предпринимательских структур, а также эффективное использование выделенных средств;
- материально-техническое обеспечение путем предоставления и передачи имущества на возмездной
5 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега-Л, 2004. - С. 138-148;
6 ГОСТ 24525.0-80 Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. (Стандарт отменен.);
или безвозмездной основе для осуществления и развития предпринимательства;
- планирование деятельности для включения в целевые федеральные и региональные программы развития региона и разработка мероприятий по созданию условий по развитию предпринимательства;
- организацию эффективного взаимодействия органов государственной власти и субъектов предпринимательства, установление четких и понятных правил, получение государственных заказов;
- создание и развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие конкуренции на рынках товаров, услуг, НИОКР, поддержка реального сектора экономики;
- координацию действий, осуществляемых в области взаимосвязи региональных рынков, межгосударственных отношений стран СНГ, а также участие во внешнеэкономических связях;
- контрольно-аналитическую функцию, обеспечивающую возможность реализации всех названных ранее функций на всех этапах государственного регулирования в полном, заранее определенном объеме и качестве, а при выявлении отклонений способствовать их своевременному устранению или корректировке в зависимости от значимости произошедших изменений.
К основным принципам, применяемым государством при регулировании деятельности хозяйствующих субъектов (объектов управления), осуществляющим предпринимательство, можно отнести:
- создание условий для развития предпринимательства путем снятия излишних ограничений и регламентов;
- отказ от централизованного, директивного планирования и переход к индикативному;
- переход от исключительно распорядительных методов воздействия к организационно-административным и экономическим методам, определяющим условия функционирования хозяйствующих субъектов;
- создание в организационной структуре субъектов управления хозяйствующих подразделений, обеспечивающих реализацию, государственной промышленной, инвестиционной, научно-технической и инновационной политик;
- обеспечение поддержки предпринимательства путем эффективного организационного взаимодействия государственных органов власти и органов местного самоуправления, разработки ими комплекса мероприятий на соответствующих уровнях управления;
- обеспечение надежности и устойчивости функционирования государственных структуры управления;
- повышение качества разрабатываемых управленческих решений, закрепленных в нормативных правовых актах и четкое определение механизма их практической реализации;
- проведение постоянного мониторинга развития предприним ател ьства.
Главная цель государственного регулирования предпринимательства в УИС России сводится к обеспечению устойчивого организационно-экономического
функционирования ее производственного сектора и расширению возможностей привлечения лиц, осужденных к лишению свободы, к оплачиваемому труду на основе создания благоприятных условий (правового, организационного, экономического характера) для развития предпринимательства в нем.
В этом случае подцелями государственного регулирования выступают:
1) развитие предпринимательской среды, обеспечивающей повышение привлекательности субъектов предпринимательства УИС;
2) расширение возможностей размещения государственных и муниципальных заказов на производствах УИС;
3) повышение ресурсного потенциала предпринимательских структур, созданных в УИС России и ориентированных на трудовую адаптацию осужденных;
4) совершенствование организационно-экономического механизма развития производственного сектора УИС.
Государственная политика по развитию предпринимательства в УИС должна обеспечивает концентрацию ресурсов общества, государства и самой системы исполнения наказаний на выбранных государством направлениях развития промышленности и реализовываться через долгосрочную программу развития производственного сектора УИС. Основой такой программы выступает модернизация производственного сектора УИС, включающая повышение ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности производственных подразделений УИС для коммерческих организаций.
Содержание государственной политики в отношении производственного сектора УИС сводится к
- учету общих экономических закономерностей, раскрывающих характер взаимоотношений между государством и предпринимательскими структурами в рыночных условиях, направлений и форм частногосударственного партнерства;
- отражению общих целей, содержания и тенденций государственного регулирования предпринимательства;
- конкретизации целей модернизации производственного сектора УИС России, производственных структур, организующих свою деятельность на принципах предпринимательства и привлечении лиц, осужденных к лишению свободы, к оплачиваемому труду;
- соблюдению требований международных и российских правовых актов относительно привлечения лиц, осужденных к лишению свободы, к труду;
- учету особенностей функционирования производственных подразделений УИС России;
- учету характера и степени влияния на производственные структуры УИС России изменений, возникающих во внешней среде;
- совершенствованию элементов внутренней среды предпринимательских структур УИС России.
Ключевыми направлениями совершенствования системы государственной поддержки и развития предпринимательства в производственном секторе УИС России являются:
- корректировка и установление баланса между экономическими и социальными целями, то есть наряду с формированием у осужденных положительного отношения к труду, обеспечением профессиональной подготовки для последующей трудовой адаптации и социальной реабилитации сохранение безубыточной работы производственных подразделений УИС;
- формирование системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства, включающего разработку и принятие общей концепции и программы действий;
- формирование фонда поддержки предпринимательства в УИС на федеральном и региональном уровнях системы управления за счет консолидации средств всех источников финансирования, обеспечи-
вающих развитие в ней предпринимательства, включая государственные бюджетные средства, часть прибыли производственных структур, функционирующих в УИС, средства общественных и благотворительных организаций, централизованных внебюджетных фондов (фонда занятости), предназначенных для этих целей;
- создание системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства, позволяющей объединить усилия разрозненных объектов, функционирующих на федеральном, региональном и местном уровнях управления, для поддержки и обслуживания производственных подразделений УИС и коммерческих организаций, привлекающих к участию в производственном процессе в качестве рабочей силы осужденных;
- повышение ресурсного потенциала производственных подразделений УИС в соответствии с достижениями науки и техники за счет целевого бюджетного финансирования и кредитования;
- стимулирование государственных и муниципальных заказчиков по размещению заказов в учреждениях и предприятиях УИС;
- изменение налоговой политики в отношении производственного сектора УИС и взаимодействующих с ним коммерческих организаций, обеспечивающих привлечение лиц, осужденных к оплачиваемому труду, с мер, носящих фискальный характер, в сторону стимулирования их развития;
- подготовка долгосрочной программы научного обеспечения модернизации производственного сектора УИС и развития предпринимательства в нем до 2020 г.
Наиболее значимые направления государственной политики по поддержке производственного сектора УИС связаны с изменением нормативного правового регулирования их деятельности и включают:
- изменение ряда положений налогового законодательства, в направлении стимулирования развития предпринимательства в производственном секторе УИС путем предоставления льгот при уплате налога на прибыль и целевого использования сэкономленных средств для развития социальной сферы и технического переоснащения производств, созданных в УИС; расширение применения специальных налоговых режимов для предпринимательских структур бюджетных (казенных) учреждений УИС; возможности предоставления им налоговых льгот при уплате налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
- внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. по обязанности размещения заказов государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с установленным Правительством РФ Перечнем товаров (работ, услуг) в размере 10-20 % в учреждениях и предприятиях УИС (как это предусмотрено для субъектов малого предпринимательства);
- установление целевого использования средств амортизационного фонда ФГУП УИС, создание возможности формирования фонда амортизации бюджетными (казенными) учреждениями, в структуре управления которых имеются производственные подразделения (внебюжетные участки), а также установление санкций за нецелевое и/или несвоевременное использование этих средств (исключение их из расходов и включение в доходы с целью дальнейшего обложения налогом на прибыль по действующей ставке);
- изменение бюджетного законодательства в отношении возможности получения бюджетного кредита7 федеральными бюджетными (казенными) учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, при осуществлении ими производственной деятельности для создания новых производств и совершенствования существующих, создания новых рабочих мест для осужденных, отвечающих требованиям российских стандартов по технике безопасности и условиям охраны труда;
- разработка федеральной государственной целевой программы обеспечения трудозанятости лиц, осужденных к лишению свободы, и подкрепление ее государственными финансовыми средствами;
- закрепление невозможности использования доходов, полученных производственными подразделениями УИС, для покрытия недостающего бюджетного финансирования бюджетных (казенных) учреждений в силу значимости стоящих перед ними социальных задач.
Формирование государственной политики по поддержке производственного сектора УИС и развитию в нем предпринимательства основывается на сбалансированном подходе, когда идея повышения экономической эффективности не противоречит идее социальной адаптации осужденных, а обеспечение экономической эффективности рассматривается как необходимое условие существования производственного сектора УИС. В этом случае получение экономической выгоды (прибыли) не буднт противоречить требованиям международного и российского законодательства о невозможности извлекать прибыль из труда заключенных (осужденных).
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. - М.: Омега-Л, 2004.
4. Ахполова В. Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона: дис. ... д-ра экон. наук. - Майкоп: Майкопский гос. университет, 2008.
5. Капанова С.Т. Интеграция рыночного и государственного регулирования экономики: методология, теория, практика: автореф дис. ... д-ра экон. наук. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2004.
6. Коваленко Б.Б. Институциональные основы государственного регулирования корпоративных структур в условиях трансформации хозяйственной системы: дис. . д-ра экон. наук.- СПБ.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2005.
7. Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
8. Мильнер Б.З. Теория организации. 6-е издание. - М.: Издательство: Инфра-М, 2008.
7 В статье 6 Бюджетного кодекса РФ «бюджетный кредит» определяется как «денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству,
иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах».