УДК 343.140.02
дружественное к ребенку правосудие
и восстановительно-медиативные технологии: аналитический обзор
научно-практических форумов восточной сибири
© Садовникова М. Н., Раднаева Э. Л., 2016
Иркутский государственный университет, г. Иркутск Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Дан аналитический обзор конференций, посвященных вопросам дружественного к ребенку правосудия, состоявшихся в Иркутской области и в Республике Бурятия. Аргументируется необходимость использования восстановительно-медиативных технологий в работе с несовершеннолетним правонарушителем и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним.
Ключевые слова: дружественное к ребенку правосудие; профилактика преступности несовершеннолетних; несовершеннолетний осужденный; преступность несовершеннолетних; медиативные технологии, сотрудник системы профилактики преступности несовершеннолетних; восстановительно-медиативные технологии.
В условиях крайне неблагоприятных тенденций подростковой преступности как в Байкальском регионе, так и в целом в Российской Федерации одной из важнейших задач правоприменителей и научного сообщества является пересмотр своего отношения к целесообразности границ применения карательного подхода и внедрение идей восстановительно-медиативного подхода.
Впервые термин «дружественное к ребенку правосудие» раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение. Стратегия раскрывает основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия. Вместе с тем практическая их реализация, зависит именно от «дружественного» подхода к ребенку, оказавшегося в системе правосудия, к его семье и окружению.
«Дружественный» подход обеспечивает возможность вовлечения ребенка и его семьи в решение собственных проблем, активизацию их собственных ресурсов, активность и заинтересованность, что может гарантировать результат и возвращение ребенка в позитивную социализацию.
«Дружественный» подход, равно как и любая деятельность в сфере работы с детьми, не терпит непрофессионализма, а соответственно, требует научного и практического осмысления, правовой регламентации. Вопросам дружественного к ребенку правосудия посвящено множество научных трудов [1]. Ежегодно в Российской Федерации проходят научно-практические конференции, посвященные проблемным вопросам внедрения «дружественного подхода» к ребенку [2].
Использование восстановительно-медиативных технологий специалистами системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями имеет основополагающее значение в реализации «дружественного подхода к ребенку». Идеи восстановительно-медиативного подхода, несмотря на то что это понятие еще совсем молодое, давно развиваются научным сообществом Бурятского и Иркутского государственных университетов. Было отмечено, что вопросы восстановительного подхода в отношении оступившихся детей и подростков, на данный момент, актуализированы двумя факторами. Во-первых, это статистические данные, демонстрирующие неизменную тенденцию к омоложению и феминизации детской преступности, а также рост количества повторных правонарушений, а во-вторых, это очевидная потребность в поиске гуманных и эффективных альтернатив «кара-
тельным» мерам, которые уже давно показали свою низкую результативность в вопросах социальной реабилитации, ресо-циализации несовершеннолетних. Основные тенденции развития детского правосудия связаны с расширением диапазона адекватных альтернатив официальному судебному преследованию, и первые положительные результаты от использования восстановительного подхода в отношении детей уже есть.
Восстановительно-медиативные технологии, уже почти десять лет развиваются научным сообществом Иркутского и Бурятского государственных университетов. Прошедшей осенью в Иркутской области и в Республике Бурятия состоялось три международных научных форума, посвященных вопросам дружественного к ребенку правосудия.
Иркутский государственный университет является источником передовых и свежих взглядов в вопросах защиты прав детей и подростков. Традиционно уделяя особое внимание вопросам профилактики преступности несовершеннолетних, сегодняшнее поколение преподавателей Юридического института ИГУ, аккумулирует все то, что было заложено в прежние годы в трудах профессоров Н. И. Трофимова, В. Я. Ры-бальской, Г. С. Гаверова и предлагает новые идеи, стремясь прежде всего к созданию благополучных условий для детей.
Продолжая традиции, Юридический институт ИГУ осенью 2015 г. организовал международную научно-практическую конференцию «Несовершеннолетний как субъект права». На пленарном заседании с содержательными докладами, посвященными различным аспектам правовой защиты прав несовершеннолетних, выступили: Полозова Наталья Федоровна, судья Иркутского областного суда; Бурдукова Светлана Владимировна, советник Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области; Великасова Юлия Викторовна, старший помощник прокурора прокуратуры Свердловского района г. Иркутска; Садовникова Марианна Николаевна, доцент кафедры уголовного права Юридического института ИГУ. Выступающие поднимали проблемы, связанные с ролью суда в защите прав несовершеннолетних, защитой жилищных прав детей-сирот, организацией прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, восстановительно-
медиативными технологиями в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Все доклады вызвали живой интерес участников конференции. Затронутые выступающими вопросы обсуждались в дальнейшем на круглых столах конференции.
Кафедрами была организована работа следующих круглых столов: «Дружественное к ребенку правосудие. Региональные механизмы»; «Правовой статус несовершеннолетних: конституционно-правовые аспекты»; «Проблемы участия несовершеннолетних в частноправовых отношениях»; «Юридическая помощь и просвещение несовершеннолетних».
В работе круглого стола «Дружественное к ребенку правосудие. Региональные механизмы» приняли участие представители научного сообщества, а также практические работники. Участники отметили важность повышения качества профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Обсуждали проблемы повторного совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений. Участниками было отмечено, что формальный подход в работе с подростками не приносит желаемого результата, необходимы специальные технологии, позволяющие находить контакт с подростками, в том числе восстановительный подход.
Участниками круглого стола «Правовой статус несовершеннолетних: конституционно-правовые аспекты» обсуждались проблемы защиты прав детей в образовательных организациях; реализации функций государства по защите прав несовершеннолетних в чрезвычайных ситуациях; применения поощрительных методов правового регулирования в отношении несовершеннолетних; реализации функций органов опеки и попечительства, направленных на отобрание детей. Архипкина Анастасия Сергеевна, доцент кафедры конституционного права и теории права Юридического института ИГУ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, обратила внимание выступающих на вопросах создания школьных служб медиации, а также на проблемы, возникающие при этом.
Бурятский государственный университет уже не первый год собирает значимые форумы, позволяющие обсудить проблемы в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, выработать новые подхо-
ды и рекомендации. Очередную, юбилейную, конференцию «Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии» поддержали Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация юристов России и Ассоциация учителей права, что позволяет говорить о правильности выбора такого вектора развития и новых горизонтов сотрудничества науки и практики. В Иркутской области конференция была организована Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области и Фондом «Ювента».
Особенность данного научного форума и в том, что он проходил в целях большего охвата участников в двух городах Байкальского региона. В начале работы конференции в Иркутске с приветственным словом на пленарном заседании выступили: Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Семенова Светлана Николаевна; исполняющая обязанности заместителя председателя Правительства Иркутской области Вобликова Валентина Феофановна; руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области, генерал-майор юстиции Бунев Андрей Юрьевич; председатель Верховного суда Республики Бурятия Кириллова Альбина Александровна; заместитель председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Матханов Владимир Эдуардович; доцент ЮИ Иркутского университета, член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, член Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области, член Общественного совета при начальнике ГУФСИН по Иркутской области, профессиональный медиатор, канд. юрид. наук Садовникова Марианна Николаевна; доцент ЮИ ИГУ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, председатель правления НП «Байкальская лига медиаторов», канд. экон. наук Архипкина Анастасия Сергеевна.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены три доклада. В рамках доклада М. Н. Садовниковой и А. С. Ар-хипкиной «О ситуации внедрения медиации и медиативных технологий в Иркутской области» был освещен опыт Фонда
«Ювента» и АНО «Иркутский центр медиации» по внедрению медиации и медиативных технологий. Докладчиками была отмечена роль медиативных технологий в восстановительном подходе. В завершение было подчекнуто, что данная конференция позволит открыть возможности для диалога между теоретиками и практиками «детского вопроса», свободно обмениваться накопленным опытом и свежими идеями.
О ситуации внедрения медиации и медиативных технологий в Республике Бурятия рассказала Эльвира Львовна Раднаева — заведующая кафедрой уголовного права и криминологии ЮФ БГУ, канд. юрид. наук, доцент. Она отметила значимость и глубокие культурно-исторические корни в России, в частности у бурятского народа, такой социальной технологии, как технология восстановительной медиации. Восстановительный подход, лежащий в основе деятельности служб примирения, содержательно альтернативен подходу карательному, сосредоточенному прежде всего на поиске и наказании виновного. Началом деятельности школьных служб примирения в России принято считать 16 декабря 2002 г., когда на базе школы № 464 г. Москвы школьниками-медиаторами была проведена первая медиация. Докладчик особо подчеркнула, что медиация в школе ничем методологически не отличается от медиации в каких-либо других учреждениях. Она отличается не методами, а специфическим субъектным составом. Во исполнение п. 22 протокола планерного совещания у главы Республики Бурятия — председателя Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2014 г. Министерством образования и науки Республики Бурятия проводится работа по созданию в образовательных организациях муниципальных образований служб примирения (медиации). Всего в Республике Бурятия создано 389 служб медиации, из них в образовательных организациях — 328. Кураторы школьных служб примирения (ШСП) исполняют функции медиаторов на непрофессиональной основе. Поэтому за каждой ШСП закреплен курирующий психолог, который консультирует службу по вопросам конфликтологии. В течение 9 лет специалистами МБОУ «Центр диагностики и консультирования» в рамках договоров о сотрудничестве со школами осуществляется обучение и подготовка спе-
циалистов и педагогов школ города по программе «Школьная медиация». Э. Л. Рад-наева особо отметила необходимость координации усилий по подготовке профессиональных медиаторов и повышения их квалификации.
Гавриленко Артем Александрович, преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ, зам. директора ЮИ ИГУ по экономике и развитию, представил доклад на тему «Ассоциация учителей права в Иркутской области под эгидой ИГУ». Автор осветил актуальность изучения основ права в школе, должного методического обеспечения преподавания права для школьников, поделился собственным опытом педагогической деятельности.
После пленарного заседания состоялась презентация Ассоциации учителей права России, которая была создана 21 июня 2014 г. в рамках II Всероссийского съезда учителей права. Председатель правления Ассоциации юридического образования, заместитель председателя УМО по юридическому образованию вузов РФ С. А. Свистунов осветил цель и направления деятельности Ассоциации учителей права, актуальность создания данной общественной организации, призванной выражать коллективное мнение учителей права по вопросам правового образования и повышать уровень правовой грамотности и правовой культуры посредством преподавания в школах учебных предметов правовой направленности. А. А. Свистунов особо подчеркнул просветительскую и воспитательную роль традиционной конференции «Дружественное к ребенку правосудие», объединяющей усилия образовательных организаций и государственных органов в деле защиты прав подрастающего поколения, и деятельность отделений Ассоциации в Байкальском регионе.
Первый день конференции продолжился работой круглого стола «Иркутск на карте медиации России: лидер инноваций в социальной сфере», в рамках которого был презентован опыт Иркутской области по внедрению медиации и медиативных технологий в работу с детьми и семьями уязвимых групп, а также была аргументирована необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с несовершеннолетним правонарушителем и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Была обоснована актуальность применения про-
цедуры медиации, в том числе квазимедиации сотрудником системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.
Участникам форума была предложена уникальная возможность принять участие в тренинге французского клинического психолога, психоаналитика, президента ассоциации психобокса Ришара Эльбрюнна. Психобокс — новое направление в терапии и профилактике агрессии и насилия, предполагающее разрушение на уровне подсознания стереотипа «рисунка поведения» человека в ситуации опасности. Основная задача внедрения программы психобокса — ресоциализация несовершеннолетних жертв преступных посягательств, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство видов обращения для предупреждения их дальнейшего девиантного поведения, поскольку агрессия порождает агрессию. В рамках тренинга слушателям был представлен «обучающий» сеанс психобокса. Были обсуждены возможности внедрения методики «психобокса» в работу с несовершеннолетними правонарушителями.
Работа конференции была высоко отмечена органами государственной власти и представителями судейского сообщества Иркутской области и Забайкальского края.
24—25 сентября 2015 г. работа конференции была продолжена в Улан-Удэ. На пленарном заседании в Доме правительства с приветственными словами обратились председатель Верховного суда Республики Бурятия, канд. юрид. наук Кириллова Альбина Александровна, заместитель председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Матханов Владимир Эдуардович, министр образования и науки Республики Бурятия канд. ист. наук Дам-динов Алдар Валерьевич, и. о. ректора Бурятского государственного университета, д-р техн. наук, профессор Мошкин Николай Ильич, советник посла Франции в России по правовым и судебным вопросам Ида Шафай, начальник Института по подготовке сотрудников учреждений по исполнению судебных решений Университета правоохранительной службы Монголии, канд. юрид. наук, доцент, полковник полиции Гантулга Наваан.
В ходе пленарного заседания участникам на обсуждение были представлены доклады С. Н. Семеновой, Уполномоченной по правам ребенка в Иркутской области, совместно с М. Н. Садовниковой, руководителем
Фонда «Ювента» о ситуации внедрения медиации и медиативных технологий в Иркутской области. В докладе судьи Верховного суда Республики Тыва Ондар Елены Кудаш-ооловна освещался опыт работы судов Республики Тыва по взаимодействию со школьными и другими общеобразовательными организациями. Огромнейший интерес участников конференции вызвал доклад профессора кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии ЮИ ТГУ, д-ра юрид. наук, профессора Л. М. Прозументова о внедрении ювеналь-ных технологий в практическую деятельность судов по делам о преступлениях несовершеннолетних [3]. Зарубежный блок пленарного заседания конференции был представлен докладами вице президента ювенального суда г. Кретей (Франция) Мари-Жозе Маран о профилактической направленности деятельности ювенальных судов во Франции, доцента юридического факультета Чанчуньского политехнического университета КНР, д-ра юрид. наук Лян Миньян о системе судебной защиты несовершеннолетних в Китае, заведующего кафедрой полицейского права Института полиции Университета правоохранительной службы Монголии, канд. юрид. наук, полковника полиции Бадамханд Юндэндорж о международных нормах и стандартах в области защиты детей и их имплементации в законодательстве Монголии и руководителя воспитательного учреждения открытого типа г. Кретей (Франция) Франсуа Пандорж об опыте реализации принудительных мер воспитательного воздействия во Франции.
После пленарного заседания состоялся мастер-класс по основам психобокса клинического психолога, психоаналитика, президента Института психобокса Франции Ришара Эльбрюнна. В мастер-классе приняли участие более 100 заинтересованных участников из судебных и правоохранительных органов, образовательных организаций, социальных учреждений.
В рамках конференции на базе школы № 33 г. Улан-Удэ состоялось второе заседание регионального отделения Ассоциации учителей права на базе МАОУ «Гимназия № 33» г. Улан-Удэ. Директор ГБУ «Республиканский центр обработки информации и оценки качества образования» д-р ист. наук, профессор Д. К. Чимитова по поручению исполнительного директора Ассоциации учителей права канд. юрид. наук
Свистунова Алексея Александровича провела презентацию, в рамках которой осветила для присутствующих цели и задачи Ассоциации учителей права, приоритетные направления ее деятельности. В это же время было проведено заседание Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России «Байкальские встречи».
Практическая часть мероприятия была представлена также интерактивом «Медиативные технологии в образовательном пространстве», модераторами которыми являлись Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области С. Н. Семенова и руководитель Фонда «Ювента», профессиональный медиатор, директор АНО «Иркутский центр медиации» канд. юрид. наук М. Н. Садовникова. В интерактиве приняли участие представители образовательных учреждений Республики Бурятия, студенты вузов.
Позже работа конференции была продолжена в научных секциях, одна из которых «Дружественное к ребенку правосудие: разрешение споров о детях в порядке гражданского судопроизводства». В ходе работы секции были заслушаны и обсуждены доклады по актуальным вопросам, связанным с разрешением споров с участием несовершеннолетних в порядке гражданского судопроизводства, анализировалась судебная практика по семейным спорам и спорам, связанным с воспитанием детей, а также по различным спорам с участием детей-инвалидов. Основное внимание было уделено проблемам и перспективам реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., а также проблемам обеспечения доступа детей к международному правосудию. Были рассмотрены правовые и организационные аспекты деятельности ювенальных судов в России и зарубежных странах. Особый интерес у участников секции вызвало выступление медиатора Е. Ц. Дугарон, посвященное процедуре медиации как альтернативному способу урегулирования споров.
Научную секцию «Проблемы ювенально-го уголовного права и ювенальной криминологии», которая прошла в виде серьезной дискуссии представителей всех учреждений системы профилактики, открыл профессор кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии ЮИ ТГУ, д-р юрид. наук Л. М. Прозументов. Известный российский криминолог, занимающийся проблемами
профилактики подростковой преступности, в своем выступлении обозначил для обсуждения наиболее актуальные проблемы законодательства и правоприменительной практики. В обсуждении приняли участие судья Железнодорожного районного суда Республики Бурятия Т. Ц. Эрдынеева, судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ А. В. Ралков, консультант-психолог Октябрьского районного суда А. П. Поплав-ская. Они обобщили опыт проведения Дней профилактики с привлечением психологов, педагогов, сотрудников органов внутренних дел и др., ведения карты социального сопровождения и отметили особую актуальность воспитательной функции суда в работе с несовершеннолетними. Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Бурятского госуниверситета А. Н. Мяханова обозначила инновационные подходы профилактики преступности несовершеннолетних, а также обобщила опыт правопросветительской работы Клуба будущего следователя БГУ посредством проведения передачи «Ваше право». Заведующая кафедрой социальной работы Сибирского федерального университета Н. И. Никитина поделилась опытом молодежной политики в Красноярском крае и крайне востребованной работы ювеналь-ных служб и ювенальных менеджеров. Доцент Томского госуниверситета, канд. юрид. наук Д. В. Карелин привел результаты масштабного исследования судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних, применения судами юве-нальных технологий и обозначил пути сотрудничества ТГУ, БГУ и ИГУ в данном научном направлении.
В работе научной секции «Медиация и медиативные технологии в ювенальном судопроизводстве» наибольшее количество выступлений было подготовлено со стороны представителей судейского корпуса, конкретно занимающихся ювенальными технологиями и заинтересованных в продвижении вектора, заданного крайне актуальной тематикой нынешней конференции. Ключевым стал доклад судьи Верховного суда Республики Бурятия Ю. Ю. Макарцевой, которая отметила роль органов местного самоуправления в продвижении ювеналь-ных технологий.
Работа конференции была продолжена 25 сентября 2015 г. мастер-классом «Профилактика суицидального поведения среди
подростков и детей» заведующего отделением «Клиника, дружественная к молодежи» Парфентьевой Татьяны Александровны. На закрытии конференции были внесены от всех научных и практических площадок предложения в резолюцию.
Прошедшие конференции еще раз доказали, что университеты, объединяя усилия научных и практических работников, вносят не только действенный вклад в развитие доктрины дружественного к ребенку правосудия, но и являются площадкой для обсуждения проблемных вопросов, нахождения консенсуса.
Сообщество университетов не было бы столь эффективным в вопросах работы с детьми, если бы не было выстроено эффективное взаимодействие с правоприменителями. Вместе с тем стоит отметить, что наука и практика, в том числе и в вопросах защиты прав детей, все еще далеки друг от друга, и подобные форумы, способствуют их сближению.
Успешное сотрудничество вузов с некоммерческими организациями (с Иркутским молодежным фондом правозащитников «Ювента», одним из первых в России приступившим к внедрению восстановительных технологий в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволяет традиционным организаторам конференции (Иркутский госуниверситет, Бурятский госуниверситет, Верховный суд и Правительство РБ, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области) не только на научно-теоретическом уровне развивать концепцию восстановительного правосудия, но и реализовывать и планировать совместные проекты по созданию эффективной системы защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, посредством внедрения восстановительной медиации в профилактическую работу с ними.
Подобные научно-практические форумы должны стать отправной точкой для совместного приложения усилий судебных органов, образовательных учреждений и всех государственных и негосударственных институтов по созданию системы дружественного к ребенку правосудия и восстановительных технологий для эффективного механизма защиты прав детей. Единодушно всеми участниками было отмечено, что конференции послужили важным источником информации для ее участников из числа
федеральных судей, помощников судей, сотрудников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов по социальной работе, психологов, педагогов и др.
Впервые в работе конференции приняли участие учителя права, школьные уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, сотрудники школьных служб примирения, специалисты по правовому воспитанию молодежи. Внедрение служб медиации должно строиться на профессиональной основе. Обучение педагогов, которые будут работать в службах медиации по программе «Метод школьной медиации», должно осуществляться образовательными организациями, которые наряду с обучением проводят процедуры медиации и имеют соответствующий опыт работы.
Использование медиативных технологий в образовательном пространстве продиктовано комплексом причин.
Во-первых, нормативно-правовой регламентацией необходимости внедрения школьных служб медиации. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 гг. (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), и принятым в соответствии с ней Планом первоочередных мероприятий до 2014 г., по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, предусмотрено создание служб примирения в образовательных учреждениях. Для реализации данных положений Министерством образования и науки РФ были подготовлены Методические рекомендации по организации служб школьной медиации (Письмо от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07), в которых говорится о том, что «в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р принята Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей.
Во-вторых, внедрения инновационных технологий, ориентированных на конструк-
тивное взаимодействие с детьми в образовательном учреждении, требует социальная ситуация, связанная с детским и подростковым неблагополучием (рост суицидов и суицидальных попыток, агрессия, насилие, преступность, уход в секты и др.), одной из причин которого является, отсутствие у специалистов необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с ребенком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем. Опыт работы и анализ возникающих неблагополучных ситуаций показывает, что большинство из них имеют в своей основе конфликты.
Медиативные технологии позволяют развивать коммуникативные умения, конструктивно разрешать возникающие разногласия как с коллегами, так и с детьми и между детьми. Стабильность взаимоотношений позволяет общаться более открыто и доверительно, что способствует комфортной обстановки внутри образовательного учреждения. Программа внедрения служб медиации в социальных и образовательных учреждениях является инновационным подходом к разрешению конфликтов внутри данных учреждений, отвечает международным подходам в части соблюдения и реализации прав детей и направлена на формирование культуры мирного разрешения конфликтов.
Вклад университетов в развитие школьных служб медиации, при их эффективном взаимодействии с образовательными учреждениями, может быть значительным.
Вместе с тем не все вопросы могут быть решены школьными службами медиации. В Иркутской области постепенно идет процесс внедрения муниципальных служб медиации. Уже после проведения конференций, участники обращались с вопросами создания муниципальных служб медиации, внедрение которых входит в рамки муниципальных полномочий.
Актуальным является участие судейского сообщества в вопросах формирования собственных подходов и концепций Дружественного к ребенку правосудия, на что обращается внимание в постановлении Президиума Совета судей РФ от 1 дек. 2014 г. № 427 «О формировании дружественного к ребенку правосудия в системе правосудия Российской Федерации». От участников Конференций прозвучала позиция о том, что необходимо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству
шире использовать возможности профессиональных медиаторов, услуги которых частично должны финансироваться государством, поскольку зачастую участники спора не имеют средств оплатить подобные процедуры. Именно медиатор находит решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон, в отличие от решения суда, которое выполняет репрессивную функцию государства и удовлетворяет интересы одной стороны. В целях разгрузки судебной системы возможно сделать в будущем процедуру медиации (по некоторым видам споров) обязательной на досудебной стадии судебного разбирательства, так же как сейчас действует претензионный порядок разрешения споров.
Состоявшиеся научно-практические форумы не подводят итогов и не ставят задач на будущее. Они должны стать формой научно-практического взаимодействия, системная работа которых смогла бы действительно способствовать задачам улучшения ситуации в сфере детства. Ш
1. Леженникова И. М. Дружественное к ребенку правосудие в системе правосудия Российской Федерации: новый взгляд на ювенальную юстицию // Рос. юстиция. 2015. № 4. С. 49; Борисевич Г. Я. О реализации идей ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве России / / Вестн. Перм. гос. ун-та. 2015. Вып. 1. С. 93; Кравченко И. А. К вопросу о развитии ювенальной юстиции в России = International scientific and practical Congress of economists and lawyers : сб. материалов конгресса. Женева, 2015. С. 213.
2. Пудовочкин Ю. Е., Раднаева Э. Л. Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной юстиции // Российское правосудие. М., 2014. С. 100; Антюфеева О. С. К вопросу о формировании дружественного ребенку правосудия и ювенальной юстиции в России // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика : сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., 2015 г. Курск, 2015. С. 11; Садовникова М. Н. Использование медиативных технологий специалистами системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями имеет основополагающее значение в реализации «Дружественного подхода к ребенку» / / Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: результаты и перспективы : сб. материалов Всерос. конф. М., 2015. С. 98; Садовникова М. Н., Сутурин М. А. К проблеме девиантного поведения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2015. С. 180.
3. Прозументов Л. М. Ювенальные технологии в практической деятельности судов по делам о преступлениях несовершеннолетних // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2015. С. 162.
список литературы
Антюфеева О. С. К вопросу о формировании дружественного ребенку правосудия и ювенальной юстиции в России / / Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: тео-
рия и практика : сб. науч. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф., 2015 г. / Юго-Запад. гос. ун-т. — Курск, 2015. - С. 11-15.
Борисевич Г. Я. О реализации идей ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве России / / Вестн. Перм. гос. ун-та. — 2015. — Вып. 1. — С. 93—104.
Кравченко И. А. К вопросу о развитии ювенальной юстиции в России = International scientific and practical Congress of economists and lawyers : сб. материалов конгресса, г. Цюрих, Швейцария, 2015 г. — Женева, 2015. — С. 213—216.
Леженникова И. М. Дружественное к ребенку правосудие в системе правосудия Российской Федерации: новый взгляд на ювенальную юстицию / / Рос. юстиция. — 2015. — № 4. — С. 49—51.
Прозументов Л. М. Ювенальные технологии в практической деятельности судов по делам о преступлениях несовершеннолетних / / Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 22—25 сент. 2015 г., Иркутск — Улан-Удэ. — Улан-Удэ, 2015. — С. 162—165.
Пудовочкин Ю. Е. Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной юстиции / Ю. Е. Пудовочкин, Э. Л. Раднаева // Российское правосудие. — М., 2014. — С. 100—104.
Садовникова М. Н. Использование медиативных технологий специалистами системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями имеет основополагающее значение в реализации «Дружественного подхода к ребенку» // Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: результаты и перспективы : сб. материалов Всерос. конф., 22—23 окт. 2015 г., Москва. — М., 2015. — С. 98—100.
Садовникова М. Н. К проблеме девиантного поведения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них / М. Н. Садовникова, М. А. Сутурин // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы V Междунар. научно-практ. конф., 22—25 сент. 2015 г., Иркутск — Улан-Удэ. — Улан-Удэ, 2015. — С. 180—186.
The Child-Friendly Justice and Technologies of Mediation and Restorative Justice:
the Analytical Review of Scientific Forums of Eastern Siberia
© Sadovnikova M., Radnaeva E., 2016
The article represents an analytical review of conferences on Child-friendly Justice, held in Irkutsk region and the Republic of Buryatia. The authors highlight the necessity of use of the mediation technologies and the restorative justice practices with juvenile convicts, and the importance of use of the mediation technologies in communication.
Key words: The child-friendly justice; prevention of delinquency of juvenile; juvenile convict; juvenile delinquency; mediation technologies, subjects of prevention system of juvenile delinquency; technologies of mediation and restorative justice.