Научная статья на тему 'Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка'

Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДЕВИАНТНО-МОЗАИЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АНГЕДОНИЯ / АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ДЕВИАНТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЦИНИЗМ / МЩЕНИЕ / ОТВЕРЖЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSONAL CHANGE / DEVIANT NEW FORMATION / PERSONALITY ORIENTATION / DEVIANCE-MOSAIC ORIENTATION / OUTLOOK / ANHEDONIA / ACTIVE AND PASSIVE DEVIANT NEW FORMATION / CYNICISM / VENGEANCE / REJECTION / DELINQUENCY OF CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фетискин Николай Петрович

Статья посвящена исследованию деструктивных новообразований на уровне личностной направленности у подростков-девиантов. В работе даются некоторые методологические основания личностным изменениям, обусловленных как онтогенетическими факторами, так и условиями социальных трансформаций, сопряжённых со стрессогенностью, кризисностью, нереализованностью личностных потенциалов, аддиктивной подверженностью и др. Эти факторы амбивалентно отражаются на структурных компонентах направленности личности. В одном случае они могут быть стимулами конструктивного развития, а в другом актуализации деструктивных новообразований. В работе показаны девиантные новообразования в структуре личностной направленности у подростков с отклоняющимся поведением. Отмечается, что направленность личности исследуемых подростков характеризуется мозаичностью мировоззрения морального и правового сознания. Выступая, в качестве девиантного новообразования мозаичная направленность проявляется в размытости доминирующей личностной цели, разрозненности, искажённости и неустойчивости интересов и влечений, проявляемых в асоциальных формах. Эти особенности девиантно-мозаичной направленности оказывают деструктивное влияние на такие показатели психоэмоциональной сферы, как недовольство собой, «плохое настроение», депрессия, тревожная ангедония, обуславливающие активные и пассивные формы девиаций. Выделены формы видоизменённых девиантных новообразований, включающие цинизм, мщение, вандализм, отвержение преимуществ нормативной жизни, «зашоренность нравственного зрения», делинквентность творческой направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of destructive new formations in the structure of the personal orientation of a deviant teenager

The article is devoted to the study of destructive new formations at the level of a personal orientation of teenagers with deviant behaviour. The work provides some methodological basis of personality changes caused by ontogenetic factors, and the conditions of social transformation associated with stressful, crisis, failure to realise personal potentials, addictive susceptibility, etc. These factors affect the ambivalent structural components orientation of the individual. In one case, they can be a stimulus for constructive development and the other updating destructive new formations. The work shows a deviant new formation, the structure of a personal orientation in adolescents with deviant behaviour. It is noted that the orientation of the personality of adolescents studied is characterised by a mosaic worldview, moral and legal consciousness. Speaking as a deviant new formation mosaic orientation is manifested in the blurring of the dominant personal goals, fragmentation, distortion and instability of interests and inclinations, manifested in antisocial ways. These features deviance mosaic orientation have a destructive impact on such indicators of psycho-emotional areas of dissatisfaction, "bad mood", depression, anxiety anhedonia, causing the active and passive forms of deviance. Selected forms of deviant mutated new formations include cynicism, vengeance, vandalism, denial of benefits of regulatory life, "the narrow-mindedness of the moral view," the delinquency of creative direction.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка»

УДК 159. 95

Фетискин Николай Петрович

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет

[email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОДРОСТКА*

Статья посвящена исследованию деструктивных новообразований на уровне личностной направленности у подростков-девиантов. В работе даются некоторые методологические основания личностным изменениям, обусловленных как онтогенетическими факторами, так и условиями социальных трансформаций, сопряжённых со стрес-согенностью, кризисностью, нереализованностью личностных потенциалов, аддиктивной подверженностью и др. Эти факторы амбивалентно отражаются на структурных компонентах направленности личности. В одном случае они могут быть стимулами конструктивного развития, а в другом - актуализации деструктивных новообразований. В работе показаны девиантные новообразования в структуре личностной направленности у подростков с отклоняющимся поведением. Отмечается, что направленность личности исследуемых подростков характеризуется мозаичностью мировоззрения морального и правового сознания. Выступая, в качестве девиантного новообразования мозаичная направленность проявляется в размытости доминирующей личностной цели, разрозненности, искажённости и неустойчивости интересов и влечений, проявляемых в асоциальных формах. Эти особенности де-виантно-мозаичной направленности оказывают деструктивное влияние на такие показатели психоэмоциональной сферы, как недовольство собой, «плохое настроение», депрессия, тревожная ангедония, обуславливающие активные и пассивные формы девиаций. Выделены формы видоизменённых девиантных новообразований, включающие цинизм, мщение, вандализм, отвержение преимуществ нормативной жизни, «зашоренность нравственного зрения», делинк-вентность творческой направленности.

Ключевые слова: личностные изменения, девиантные новообразования, направленность личности, девиантно-мозаичная направленность, мировоззрение, ангедония, активные и пассивные девиантные новообразования, цинизм, мщение, отвержение, делинквентность творческой деятельности.

Входе анализа специальной литературы обнаружилось, что проблема изменений личности на разных этапах жизненного пути или онтогенеза относится к одной из сложных и малоизученных в современной психологии. Обыденный же опыт свидетельствует о двойственности подходов в решении проблемы личностной изменчивости. С одной стороны, бытует устоявшееся мнение, что личность совершеннолетнего человека в основных её проявлениях не подлежит никаким изменениям, в то время как, с другой стороны, имеется немало фактов, свидетельствующих, что личность заметно меняется в периоды возрастных кризисов, стрессогенных условиях, изменениях социального статуса, образа жизнедеятельности, аддиктив-ной подверженности и др. Следуя этой логике, не трудно предположить, что каждая стадия развития онтогенетического развития сопровождается актуализацией полимодальных новообразований, то есть генерацией как конструктивных, так и девиантных новообразований. Наряду с этим в условиях социальных трансформаций, близких к аномии, у людей в микросоциальной кризисной эпохе актуализируется так же целый комплекс девиантных новообразований на уровне личностной направленности [1; 2; 7; 9]. Данная подструктура личности, являясь основой избирательно-мотивационной составляющей личности, по К.К. Платонову, включает различные формы (мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, влечения) и такие качества, как уровень, широта, устойчивость, интенсивность, действенность, служит своеобразным поведенческим навигатором

психического развития и оказывает определяющее влияние на социопрактику (знания, навыки, умения), познавательные процессы, характер и способности человека [4, с. 129-130]. Не случайно по этому поводу отмечается, чтобы узнать человека очень важно понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел ещё добиться и каким образом намерен достичь поставленной перед собой жизненной цели. Все это и определяет комплекс качеств направленности личности.

В этой связи особую актуальность обретает закономерный вопрос о генезисе и деструктивности новообразований в условиях современной реальности, характеризующейся социальной энтропией, неопределённостью, трансформацией социальных ценностей и стратегией самореализации. Влияние этих факторов на личностные новообразования, например, сравнимо с тем, что поведение ребёнка в условиях отвержения и травматической стрессо-генности будет уже в первые годы жизни носить защитный характер в форме нигилизма, протеста, агрессии и враждебности. По мере взросления де-виантные новообразования могут деструктивно отражаться на статусно-ролевом поведении, установках и полисистемных личностных отношениях. Следуя полимодальной концепции личностных новообразований на разных этапах детско-молодёж-ного онтогенеза, нами предпринята попытка исследования девиантных новообразований на уровне личностной направленности.

Учитывая малоизученность указанного феномена, не только в общепсихологическом отношении,

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ № 15-06-10868.

56

Вестник КГУ ^ 2017

© Фетискин Н.П., 2017

но и девиантологическом контексте, нами впервые предпринято исследование девиантных новообразований на уровне личностной направленности у подростков-девиантов. В выборе данного предмета исследования мы руководствовались тем, что психическое развитие в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском, не является статичным и однонаправленным только в сторону позитивно-конструктивных, но и деструктивно-де-винтных новообразований, связанных с противоречивостью в структуре направленности личност-но-деятельностных особенностей подростков. Сказанное подтверждается и тем, что развитие в подростковом возрасте называют трудным, кризисным, переходным. У подростка формируется новое представление о себе самом, появляются новые чувства, переживания, обостряется интерес к личным качествам, становится демонстративным стремление к взрослости, самостоятельности, независимости, к освобождению от покорности взрослым. Происходит расширение знаний о мире, развитие мышления. Главным для подростка является уже не то, что происходит «под носом», дома, в школе, но и в широком мире. В юношестве учебные интересы мало-помалу начинают связываться с профессиональными мечтами и идеалами. Указанные бурные личностные изменения в подростковом возрасте сопровождаются целым рядом девиантных новообразований и прежде всего - на уровне направленности личности. Некоторые авторы характеризуют её мозаичностью. Феномен мозаичной направленности ассоциируется с разрозненностью увлечений, отсутствием единой идеи личности, не связанной с мировоззрением [5, с. 80]. Однако, несмотря на применительную ва-лидность данного феномена к характеристикам девиантов необходимо отметить, что содержание мозаичной направленности у девиантов выражается лишь в обобщенном, неструктурированном наборе деструктивных новообразований, без учета референтных составляющих форм направленности личности. Что же касается проявлений качеств и видов данной направленности, то они оставались либо вне поля внимания, либо отражались в контекстно-фрагментарном виде.

Учитывая научную новизну и практическую значимость феномена мозаичности личностной направленности для девиантологии и гуманитарных наук, связанных с изучением проблем самоактуализации развивающейся личности, нами впервые предпринята попытка её содержательного исследования как со стороны неспецифических проявлений форм, качеств и видов, мозаичной направленности (рис. 1), так и выделения специфических структурных компонентов мозаичной направленности и форм девиантных новообразований (рис. 2). Думается, что такой комплексный подход к исследованию феномена «мозаичной на-

правленности» позволит определить не только его неспецифические и специфические структурные компоненты, парциальные критерии и формы девиантных новообразований, но создание на этой основе интегральной структурно-функциональной модели генезиса деструктивных новообразований в мозаичной направленности девианта.

В ходе решения задач данной проблемы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Основу теоретического осмысления данной проблемы составили работы, посвященные презентации феномена «мозаичной направленности» [5], изучению психологической структуры направленности личности [4], девиантных проявлений в структуре направленности личности [7] и девиантных новообразований [9].

Полученные эмпирические результаты, составляющие основу представлений о проявлениях неспецифических параметрических особенностей форм и качеств направленности девиантной личности, определялись с помощью контент-анализа авторского опросника, основанного на выделенных общих индикаторах качеств и форм направленности [4, с. 127-130], а также её видов, изучаемых с помощью интерактивной методики [6, с. 82]. Проверка валидности специфических структурных компанен-тов мозаичной направленности осуществлялось с помощью апробированных психодиагностических методик, ориентированных на изучение структуры эмоциональной направленности [6, с. 80], мотива-ционных тенденций [6, с. 86], эмоционально-дискомфортных состояний [6, с. 392-394; 8, с. 115], потребностей в поиске острых ощущений и риска [8, с. 72], агрессивных форм поведения [8, с. 82].

Исследование проводилось на базе КГУ им. Н.А. Некрасова в течение 2013-2016 гг. В ходе естественного эксперимента было занято 546 учащихся общеобразовательных школ г. Костромы и области. В качестве независимых экспертов было задействовано 19 педагогов и детских психологов.

Учитывая, что предметом данного исследования является мозаичность направленности личности девиантов целесообразно рассмотреть её поведенческие проявления, с учетом её неспецифических базовых составляющих форм, качеств и видов направленности личности.

В ходе анализа и обобщения экспертных оценок, связанных с поведенческими проявлениями, на уровне форм направленности у девиантов, было обнаружено несколько интересных результатов. Из рисунка 1 следует, что мировоззрение, являющееся ведущей формой направленности личности, у девиантов выражается в «искаженности восприятия мира и социальных ценностей». В 73% случаев девианты демонстрировали не только низкую осведомленность о мире норм, знаний о своих правах и умений их отстаивать, но и ограничения в принятии на себя обязанностей и ответственности.

I Качества мозаичной направленности (КМН)

1 Неприятие окружающего мира. Подавление позитивных проявлений

2 Расстройство побуждений. Отсутствие доминирующей цели, идеи. Поверхность увлечений

3 Фантазирование, романтизация желаемого будущего. Минимальная направленность на реализацию целей

4 «Застревание» на смутных влечениях и желаниях

5 Неустойчивость дея-тельностных и жизненных целей и интересов и желаниях

Параметры мозаичной направленности девиантной личности

II Формы мозаичной направленности (ФМН)

1 Искаженное восприятие мира и социальных ценностей

2 Вера в судьбу. Бездоказательное отвержение «правильной» жизни

3 «Быть крутым», «всесильным», свободным от общепринятых норм

4 Разрозненность интересов, склонностей, поверхностность устремлений

5 Инфантильно-романтический облик будущего

III Направленность на се-

В бя: маргинальные

М ориентации

Н

Рис. 1. Неспецифическая структура мозаичной направленности девиантной личности.

Условные обозначения: КМН (I) - 1. Уровень; 2. Широта, 3. Действенность; 4. Интенсивность; 5. Устойчивость; ФМН (II) - 1. Мировоззрение; 2. Убеждения; 3. Идеалы; 4. Интересы, стремления; 5. Влечения; ВМН (III) - доминирующие виды направленности

Пассивное мировоззрение проявлялось в бессмысленности существования (67,0%), объясняемого невозможностью разрешения своих нравственных проблем, связанных с понятиями справедливости, честности, свободы. Следуя этому, девианты нередко культивируют «веру в судьбу, откуда следует вывод о бессмысленности раздумий о завтрашнем дне, проявлению большого интереса к сиюминутной мистике. Часто они стыдились того, что называли сентиментальностью и, прекрасно сознавая свою отверженность, демонстрировали только те стороны своего характера, которые представлялись им сильными, постоянно путая наглость, жестокость, грубость с силой характера» [5, с. 84]. Помимо фаталистических убеждений, девиантов отличало бездоказательное отвержение «правильной жизни» (81,0%). Подобные убеждения в достаточной мере актуализировались на уровне влечений, проявляясь в форме неадек-

ватных или деструктивных стратегий «стать богатым», «известным человеком» (69,0%).

Идеалом девиантов выступал образ «крутого» и «всесильного» человека, свободного от общепринятых норм, отличающегося личной доблестью и смелостью, а не социальными заслугами (78,0%). Характеризуя сферу интересов и стремлений девиантов необходимо выделить у них либо разрозненность интересов (47,0%), либо слабость их проявлений (69,0%). Иногда это проявляется в форме когнитивно-мотивационных расстройств.

Обобщая проявления форм личностной направленности у девиантов нетрудно заметить, что мозаичность в её структуре образует комплекс разноуровневых деструктивных психологических образований. На уровне убеждений это проявляется в наивной форме, заключающейся в оправдании антисоциальных норм типа: «Красть надо, если все сделал, чтобы не поймали: все так делают» [3,

с. 256], или допущения зла, «если все сделать аккуратно». Мозаичность мировоззрения у девиантов прослеживается в различных искажениях окружающего мира. Из данных контент-анализа искаженное восприятие мира проявляется в рассмотрении окружающих людей как «изначальных лжецов», а закона как источника создающего мир «физического принуждения» и разделения мира «на службу и разделения мира» на службу и дружбу». В целом мозаичность мировоззрения у девиантов выражается в довольно пестрой картине мира с доминированием неприятия окружающего мира. Что же касается сферы стремлений, желаний и интересов, то их мозаичность четко актуализируется в разбросанности, размытости, ситуативности с антисоциальными оттенками. Эта тенденция находит подтверждение и в ряде работ, подчеркивающих, что «чем младше были подростки, тем чаще они занимались техническими поделками, моделированием, которые, однако, скоро начинали принимать антисоциальный оттенок. С чего бы они ни начинали, почти всегда заканчивали изготовлением какого-либо оружия, были склонны производить взрывы, поджоги, звонки в милицию о предполагаемых террористических актах в школах, причем делали все мастерски, часто обнаруживая хорошие технические способности. Террористическая деятельность вызывала у них скорее восхищение, чем осуждение. Близко к такому агрессивному моделированию по своей сути стоял вандализм [5, с. 8485]. В этой связи следует отметить, что основным мотиватором интересов у девиантов служило самоиспытание и «повышение адреналина» в совершении крайне рискованных действий.

Мозаичность сферы влечений у девиантов выражается в инфантильно-романтической окрашенности облика будущего в виде случайных выигрышей, побед (67,0%). Наряду с формами направленности особый интерес представляет и изучение в данной группе исследуемых особенностей базовых качеств личностной направленности. Как известно, уровень личностной направленности является её высшим индикатором и выражается в высокой ориентации на созидательную деятельность, включенности в различные сферы социально-полезной деятельности, конструктивной самореализации и др. Характеризуя проявления уровня направленности у девиантов, необходимо отметить его ориентацию на неприятие окружающего мира в форме протестного поведения, обусловленного разного рода ограничениями (63,0%), неприязни к законопослушным людям (45,0%), нанесении вреда «плохим людям» (39,0%). Негативная модальность уровня личностной направленности у девиантов несмотря на достаточный интеллект и «тяготение к интеллектуально-эстетическим увлечениям» [5, с. 104], препятствует актуализации трудолюбия, настойчивости, конструктивно-нормативного вза-

имодействия в формальных группах, позитивных социально-деятельностных проявлений (73,0%). Анализируя качество направленности личности девиантов (рис. 1) в контексте его широты, следует отметить маловыраженность доминирующей цели, отсутствие или ситуативность проявлений интересов, гаснущих на эпизодических проявлениях желаний и влечений (78,0%). Как правило, проявляемые интересы девиантов обусловлены внешней эмоциональной привлекательностью и малой взаимосвязью с личностными потенциалами, мировоззрением и толерантностью к трудностям и неудачам. Существенное место среди качеств личностной направленности принадлежит действенности (рис. 1), отражающей активность субъекта в реализации поставленной цели. У девиантов это нашло отражение в минимальной направленности на результат, откладывании и переносах сроков выполнения взятых обязательств и обещаний (84,0%).

Установленные сроки и планы реализации целей чаще всего представляются в виде «честных» деклараций и обязательств, оставаясь на уровне фантазирования и романтизации будущей жизни. Показатели других качеств направленности деви-антной личности - интенсивности и устойчивости, в полной мере подтвердили отмеченные выше поведенческие тенденции девиантов (рис. 1). Так, например, из экспертных данных следует, что интенсивность реализации деятельностных целей «застревала» на уровне несбыточных влечений и желаний (78,0%), а большие колебания в сфере интересов и быстроменяющихся желаний (67,0%) свидетельствуют с одной стороны об отсутствии доминирующих целей и интересов, а с другой - об их поверхностности и низкой устойчивости.

Немаловажное место в структуре направленности личности принадлежит и ее видам, трем ее разновидностям: направленность на себя (эгоистическая), направленность на других людей (коллективистическая), направленность на взаимодействие (деловая направленность), а в некоторых работах выделяется и маргинальная направленность [6, с. 82].

В ходе эмпирического исследования в группе девиантов обнаружено преобладание двух видов направленности (рис. 1) - эгоистической, проявляемой в 64,0% случаев, ориентированной на удовлетворение личных потребностей, притязаний, благополучия, подчеркивающих, что девинтам свойственно «особое жесткое индивидуалистическое мировоззрение, отметающее всякие намеки на включенность в социальный контекст, тем более на сочувствие, сопереживание» и маргинальной направленности (23,0%), выражающейся в склонности подчиняться обстоятельствам, подражательности, неконтролируемости поведения.

Систематизируя результаты особенностей качеств личностной направленности у девиантов,

Рис. 2. Структурно-функциональная концептуальная модель генезиса деструктивных новообразований в мозаичной направленности девианта

нетрудно заметить, что они в значительной мере расширили содержание мозаичности девиантной направленности в контексте ее модальности, широте действенности, интенсивности и устойчивости, а также подкрепленной доминированием эгоистической и маргинальной направленностью (рис. 1).

Основываясь на результатах неспецифических индикаторов мозаичности девиантной направленности (форм, качеств, видов) нами была предпринята попытка разработки специфической по-ликомпанентной структуры и модели мозаичной направленности и форм девиантных новообразований (рис. 2).

Из рисунка 2 следует, что специфическую структуру мозаичной девиантной направленности образуют взаимосвязанные компоненты, включающие деформационные показатели личностного смысла, деструкции в когнитивной сфере и опыте, депрессивные фоновые проявления. Характеризуя содержательные особенности первого компонента, необходимо выделить в его структуре следующие

парциальные особенности: искаженность, нравственного смысла и целей жизни. Данный критерий довольно многообразен и представляет собой мозаичный симптомокомплекс, включающий «бессмысленность раздумий о завтрашнем дне», «веру в судьбу», сведение активности личности к хаотическим протестам, отвержение преимуществ правильной жизни», рассмотрение окружающих людей как «изначальных лжецов», а законов, как истоков мира физического принуждения, обоснованность права на оскорбление других и т.п. Неудовлетворенность собой и несоответствие реальности идеалам, являясь следствием неудач и преодоления трудностей в формальной жизнедеятельности, нередко выражается в конфронтации ближайшему окружению, неприязни к правонормативному поведению, деятельностной успешности. Компенсаторным механизмом личностнодеятельностной несостоятельности, выступает, как правило, идеализирование поведения в форме антисоциальных норм и законов, «их герой всегда должен побеж-

дать», для него главное - быть «крутым» [5, с. 83]; ложные ценности, смысловые барьеры являются завершающим звеном в деформации личностного смысла (рис. 2). Осознавая свою отверженность, девианты допускают отождествление наглости, грубости, жестокости с силой характера. К числу ложных ценностей можно отнести обесценивание таких нравственных качеств как совесть, доброта, доверие, честность, ответственность, любовь и др.

Смысловые барьеры часто проявляются при искаженной абсолютизации и таких личностных качеств как «смелость (неважно для чего), верность (неважно кому), мастерство (неважно какое)» и т.п. [5, с. 104]. Таким образом, выделение данного компонента подчеркивает специфичность мозаичной направленности девианта.

Характеризуя содержание второго компонента, связанного с деструкциями в когнитивной сфере и личностном опыте, то, как уже отмечалось выше, его составными элементами в первую очередь служат искаженное восприятие мира, в контексте лживости и несправедливости. Говоря об искажен-ности восприятия мира в девиантных группах, следует отметить ряд моментов, обусловливающих его. Некоторые авторы связывают эту искажен-ность эстетическим восприятием жизни улицы и артистическим времяпрепровождением в ней, в которой нравственность представляет вторичной, обретая «комичную в своей нелепости форму» [5, с. 96]. Неприятие окружающего мира объясняется девиантами и своеобразным протестом «против тех, кто живет не по средствам» [5, с. 96]. Однако в отличие от предыдущих эпох «протест наших современников часто окрашен в зловещие тона мести», наполнен высокой способностью молодежных субкультур к вандалической экспансии и «модой на жестокость» [5, с. 97].

Как уже отмечалось, искаженность мира рассматривается через призму восприятия окружающих людей «как изначальных лжецов», а законы как источник, организующий мир физического принуждения, жесткого разделения его на службу и дружбу» [5, с. 99].

Другие подструктуры этого компонента отражают мозаичную специфику когнитивной сферы в виде разрозненности и неустойчивости увлечений, упрощенности и искаженности когнитивных интересов, размытость доминирующей цели, сопровождающейся возникновением чувства бесперспективности и неудовлетворенности собой (рис. 2). Безрезультатный поиск истины вначале протекает на фоне фантазирования, как психозащитного механизма, сопряженного с искажением нравственно-деятельностного смысла и фрустри-рованностью мышления. В конечном счете, это выражается в сужении сознания и вере в судьбу и бессмысленности раздумий об успешной состоятельности в будущем (рис. 2).

Значимое место в структуре мозаичной направленности девиантов занимает депрессивный фон жизнедеятельности. Должное место в генезе деви-антного поведения отводится проблеме «плохого настроения», расстройствам и патологии аффективной сферы. Противодействие, поражения и неудачи вызывают у девиантов бурные реакции раздражения и гнева. Подобные реакции девиантов послужили основой выдвижения гипотезы рассматривающей юношескую депрессию как эмоциональную реакцию на встречающиеся трудности и невозможность их преодоления при достижении поставленных перед собой целей» [1, с. 1501]. При этом девианты, страдающие психологическими заболеваниями, правонарушения рассматривали как аутопсихотерапию, а психически здоровые девианты правонарушения увязывали с поиском истины, вызванного накопившимися разочарованиями, смысловой безрезультатности и устойчивого негативного фона [5; 7; 9].

Существенным фактором в доминировании отрицательных эмоций является возникновение длительной тревожной ангедонии. На наш взгляд, ангедония является следствием дефицитарности удовольствий, успешности, признания. Поэтому правонарушения или делинквентные «срывы»» во многом обусловлены «плохим», ангедоническим настроением девиантных подростков. Это положение дает основание считать «плохое», ангедо-ническое настроение одним из девиантных новообразований, помимо мировоззренческих тупиков, приводивших к искажению нравственного смысла и цели личности.

Другие подструктуры данного контента отражают предпосылки и мозаичность генезиса депрессивного фона в жизнедеятельности девиантов. Из рисунков 1 и 2 следует, что большинству девиантов присущи неудовлетворенность собой, бесперспективность и бессмысленность существования, избегание неприятных, тягостных и монотонных занятий и в то же время - испытания удовольствия от нарушения законов. Основываясь на этом можно предположить, что мозаичность эмоциональной направленности девиантов, выступая в качестве специфического новообразования, может проявляться в полимодальной форме, актуализируя пассивные и активные девиации, представляющие различные формы поведенческих девиаций в виде избегания трудностей, трудофобии, инфантилизма, созависимости, склонности к бесцельному времяпровождению и др. (рис.2).

Девиантам данной группы не видится «свет в конце тоннеля»; им кажется, что некуда стремится, хотя у них есть и силы, и активность, но они затрудняются в определении своих жизненных программ. Выход из этого мотивационного тупика и актуальной потребности в признании, толкают подростков к совершению асоциальных и антисоциальных актов [5; 7; 9].

Актуальную группу девиантных новообразований в структуре мозаичной направленности образуют различные по модальности, уровню и интенсивности девиантные проявления. Из рисунка 2 видно, что среди девиантных новообразований отмечаются как позитивные девиации, например, творческая деятельность, нередко реализуемая в синтезе с авантюризмом и вандализмом, так и полимодальные формы протестного, оппозиционного, аддиктивного поведения, типа перфекционизма, трудоголизма, со-матоконструирования и др. Крайне деструктивную, по модальности и уровню направленности, представляет группа девиации, связанная с различными формами делинквентного поведения (мщение, цинизм, вандализм, хулиганство и др.). Таким образом, анализ форм девиантно-поведенческих новообразований показал, что структурная сложность и их противоречивость мозаичной направленности с одной стороны указывает на отсутствие жесткой связи с календарными возрастами. Проявлением этого может служить то, что подросток может сам и не отдавать себе отчета в том, что с ним происходит (а становится просто другим - тревожным, подавленным, пассивным, злобным, суетливым). С другой же стороны, мозаичность структурных компонентов личностной направленности может способствовать актуализации как пассивных, так и активных форм девиантных новообразований на любой стадии онтогенеза личности.

На наш взгляд, актуализация пассивных или активных новообразований является следствием доминирования одного из компонентов или их комплекса, составляющих основу мозаичной направленности. В этой связи нетрудно предположить, что генезис девиаций, ставших фоном жизнедеятельности личности, могут быть вполне отнесены к девиантным новообразованиям, обусловленных деформирующим воздействием различных социально-психологических факто-

ров на модальность, формы, качества и виды направленности, проявляемых в виде мозаичной направленности. Подтверждением или опровержением данной гипотезы может служить сравнительный анализ данных исследуемых с нормативной и девиантной направленностью. В качестве экспериментальной группы выступали подростки (23 чел.), отличающихся склонностью к деви-антному поведению в сочетании с выраженными деструкциями в структуре направленности, моти-вационно-потребностной сфере, сниженном настроении и агрессивностью. Нормативную группу исследуемых (31 чел.) составили учащиеся, характеризующиеся, по данным экспертов, позитивной мотивацией к школьному обучению, активностью во внеклассной деятельности, соблюдением общешкольных норм и низкой конфликтностью во взаимодействии со сверстниками и педагогами.

В ходе анализа и обобщения эмпирических результатов было выявлено несколько статистически значимых тенденций, показывающих на состоятельность указанной выше гипотезы. Так, например, сопоставление форм направленности в группах с девиантной и нормативной направленностью обнаружило ряд интересных фактов (табл. 1). Девиантам были свойственны низкие показатели по таким формам личностной направленности как альтруизм (2,7 балла), позитивное отношение к практической работе (3,2 балла), негативное отношение к познавательной и эстетической деятельности (3,4-3,5 балла).

Наряду с этим в данной группе доминирующую выраженность имели поведенческие формы, связанные с риском и опасностью. Удовлетворение от преодоления опасности (табл. 1) проявлялось на уровне 9,1 балла. На таком же уровне имела выраженность и гедонистическая направленность (9,2 балла). Довольно высокий уровень в группе девиантов отмечался и по проявлениям

Формы личностной направленности (по Б.Д. Додонову) Показатели направленности (баллы) в группах склонных к поведению

Девиантному Нормативному

Альтруистическая направленность 2,7 5,1*

Коммуникативная направленность 8,8 7,5

Глористическая направленность - на самоутверждение 8,7 7,8

Практическая направленность - радость от процесса работы 3,2 7,6*

Пугностическая направленность - удовлетворение от преодоления опасности 9,1 6,3*

Романтическая направленность 8,9 7,7

Гностическая направленность 3,4 8,6**

Эстетическая направленность 3,5 8,5**

Гедонистическая направленность - на удовольствия 9,2 6,3*

Акхизитивная направленность - на коллекционирование, накопление 1,3 2,5

Условные обозначения: * - р< 0,05; ** - р< 0,01.

Таблица 1

Показатели направленности личности в подростковых группах, склонных к девиантному и нормативному поведению

романтической, коммуникативной и глористиче-ской направленности (9,1; 8,8; 8,7 баллов). В нормативной группе доминировали гностическая, эстетическая и глористическая формы направленности, проявляемые в диапазоне от 7,8 до 8,6 баллов (табл. 1). Показатели пугностической и гедонистической направленности на статистически значимом уровне были ниже (р< 0,05 - 0,01), по сравнению с девиантной группой. Отсутствие значимых различий, несмотря на высокие показатели, наблюдалось по выраженности коммуникативной, глористической и романтической направленности. Самыми низкими проявлениями в обеих группах были показатели акхизитивной направленности (1,3-2,5 балла).

Эмпирические данные, полученные в сравнительном исследовании форм направленности личности (табл. 1) нашли подтверждение и при изучении мотивационных тенденций в девиантных и нормативных подростковых группах (табл. 2). Из результатов таблицы 2 следует, что доминиру-щими мотивационными тенденциями являлись: трудофобия (93,0%), гедонизм (92,0%), низкая мотивация к достижениям (92,0%), прагматическое отношение к людям и поведенческая стереоти-пизация (91,0%). На уровне 83,0-89,0% в данной группе отмечались следующие тенденции: самоустранение от ответственности, эгоцентрическая мотивация, нравственный нигилизм, повышенная склонность к риску и пренебрежение к внешним опасностям, познавательный инфантилизм, пессимизм, квазикоммуникативная направленность,

правовой нигилизм, безразличие к общепринятым способам самореализации. В нормативной группе выраженность данных мотивационных тенденций был на статистически значимом уровне ниже, по сравнению с группой девиантов.

Учитывая, что базисными источниками направленности выступают потребностно-мотивацион-ные составляющие, то возникает необходимость проверить их значимость в генезисе девиации. Особенно это касается влияния потребностей в острых ощущениях, поиске новых впечатлений, непереносимости однообразия и др. Из результатов табл. 3 видно, что показатели выделенных потребностей оказались, на статистически значимом уровне (р< 0,05 - 0,01), выше в группе девиантов, характеризуясь высокоуровневой выраженностью, по сравнению с данными нормативной группы. Все показатели исследуемых нормативно-ориентированной группы располагались в среднем диапазоне (табл. 3).

Как уже отмечалось выше, в структуре мозаичной направленности существенное место занимает эмоциональный дискомфорт, в виде фоновой депрессивности. Основываясь на этом, нами была предпринята попытка сравнительного анализа таких эмоциональных индикаторов как склонность к сниженному настроению, аффективному поведению и состоянию депрессии. Изучение степени выраженности данных эмоциональных индикаторов (табл. 4) показало доминирование высокой выраженности указанных эмоциональных проявлений в группе девиантов, проявляясь на стати-

Таблица 2

Сравнительные показатели мотивационных тенденций в подростковых группах с девиантной и нормативной направленностью

Исследуемые мотивационные тенденции (по С.В. Петровой) Сравнительные показатели (%) мотивационных тенденций в группах

Девиантной направленностью Нормативной направленностью

Акзинитивная (монетарная направленность) 78,0 51,0

Гедонистическая направленность 92,0 37,0

Пессимистическая мотивация 83,0 14,0

Квазикоммуникативная мотивация 86,0 27,0

Познавательно-инфантильная 89,0 32,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Избегание трудовых усилий (трудофобия) 93,0 41,0

Нигилистическое отношение к правовым нормам 81,0 19,0

Нравственный нигилизм 87,0 34,0

Слабовыраженная мотивация к достижениям 92,0 18,0

Безразличие к общепринятым способам самореализации 85,0 13,0

Прагматическое отношение к людям 91,0 26,0

Пренебрежение внешних опасностей 84,0 23,0

Поведенческая стереотипизация 91,0 28,0

Самоустранение от ответственности 89,0 15,0

Эгоцентрическая мотивация 88,0 29,0

Повышенная склонность к риску 86,0 22,0

Таблица 3

Доминирующие потребности в поиске острых ощущений и риска

Исследуемые доминирующие потребности в поиске острых ощущений и риска (по М. Цукерману) Показатели ПООР (по 10-ти балльной шкале) в группах с направленностью поведения

Девиантной Нормативной

ПООР (потребности в поиске острых ощущений) 8,9 (в) 5,3*(с)

НО (непереносимость однообразия) 9,2 (в) 6,8* (с)

ПНВ (поиск новых впечатлений) 8,8 (в) 5,9 (с)

НСТ (неадаптивное стремление к трудностям) 8,6 (в) 4,2**(с)

Условные обозначения: * - р< 0,05; ** - р< 0,01; уровни ДПООР: «в» - высокий, «с» - степени.

Таблица 4

Эмоциональные проявления в подростковых группах с девиантной и нормативной направленностью

Исследуемые эмоциональные проявления (ЭП) Степень выраженности ЭП Показатели ЭП (балл/%) в группах с направленностью поведения

девиантной нормативной

Склонность к сниженному настроению (по В.В. Бойко) Повышенная 11,5/61,0 10,2/13,4

Умеренная 8,8/31,0 7,6/35,6

Низкая 3,9/8,0 2,6/41,0

Склонность к аффектиному поведению (по В.В. Бойко) Повышенная 10,7/71,8 10,0/14,6

Умеренная 7,9/23,0 5,2*/54,3

Низкая 4,0/6,2 2,3/30,7

Состояние депрессии (по В.А. Жмурову) Повышенная 79,0/46,0 8,0**/9,2

Умеренная 65,0/35,0 53,0**/26,5

Легкая 41,0/19,0 32,0**/64,3

Условные обозначения: * - р< 0,05; ** - р< 0,01.

Таблица 5

Проявления агрессивных форм поведения в подростковых группах с девиантной и нормативной нарправленностью

Исследуемые формы агрессивного поведения (по Бассу-Дарки) Показатели агрессивного поведения (баллы) в группах с направленностью

Девиантной Нормативной

Физическая агрессия 7,8 4,3*

Косвенная агрессия 8,1 4,7*

Раздражительность 8,3 5,1*

Негативизм 7,2\9 2,9**

Обидчивость 8,6 5,2*

Подозрительно сть 7,7 4,8*

Вербальная агрессия 8,5 5,4*

Чувство вины (уязвимости) 5,4 6,3*

Условные обозначения: * - р< 0,05; ** - р< 0,01.

стически значимом уровне (р<0,01), в диапазоне 46,0-71,8% случаев. В контрольной группе, напротив - преобладали низкие и среднеуровне-вые показатели сниженного настроения (76,6%), склонности к аффективному поведению (85,0%) и состояния депрессивности - 98,8% (табл. 4).

Принимая во внимание тот факт, что в большинстве случаев девиантность проявляется на фоне различных видов агрессивности, мы попытались сравнить показатели актуализации физической, вербальной и косвенной агрессивности в подростковых группах с девиантной и нормативной

направленностью. Результаты эмпирического исследования, представленные в таблице 5, свидетельствуют о высокой выраженности в группе девиантов таких видов агрессивности как вербальная агрессия (8,5 баллов), обидчивость (8,6 баллов), раздражительность (8,3 балла), косвенная агрессия (8,1 балла). На повышенном уровне проявлялись подозрительность, негативизм, физическая агрессия (7,7-7,9 баллов). В группе исследуемых с нормативной направленностью несколько повышенными оказались проявления чувства вины (6,3 балла), вербальной агрессии (5,4 балла), раздражительно-

сти и обидчивости (5,1-5,2 баллов). Среди низковы-раженных проявлений агрессивности в этой группе выделялись показатели негативизма (2,9 балла) и физическая агрессия (4,3 балла). Остальные показатели агрессивности располагались в среднем диапазоне (4,3-4,8 баллов).

Обобщение сравнительных данных, связанных с разноуровневыми показателями личностной направленности, полученных на примере подростковых групп с девиантной и нормативной направленностью, дает основание полагать, что направленность личности в обеих группах характеризуется мозаич-ностью, отличающейся «пестротой» в соотношении показателей, форм, качеств, видов, мотивационных тенденций, эмоциональных состояний и видов агрессивности (рис. 1, 2 и табл. 1-5). Так, например, у девиантных подростков мозаичность направленности выражается в доминировании деструктивных эго-ориентированных форм, включающих ориентации на самоутверждение, гедонизм, преодоление опасности, романтику, на фоне низкой выраженности альтруистической, когнитивной и практико-со-зидательной ориентации. В группе с нормативной направленностью, проявления указанных личностных форм были прямо противоположными ориента-циям исследуемых девиантной группы. Полярность мозаичности личностной направленности в исследуемых группах отмечалась и при сопоставлении показателей личностного смысла, когнитивной сферы и эмоционального дискомфорта в виде депрессивного фона (рис. 2).

В заключительной части работы хотелось бы остановиться на ряде вопросов, связанных с генезисом девиантных новообразований, требующих некоторых уточнений. На наш взгляд, рассмотрение этих вопросов предполагает с одной стороны уточнение о каких девиантных новообразованиях идет речь, а с другой стороны - насколько равнозначны формы, качества и компоненты мозаичной направленности в генезисе девиантных новообразований? И, наконец, немаловажным вопросом является и то почему именно мозаичность направленности рассматривается в качестве ведущего феномена в генезисе девиантных новообразований?

Ответом на первый вопрос может служить авторская позиция о том, что девиантным новообразованием в данном исследовании выступает мозаич-ность личностной направленности, в совокупности с ее разноуровневыми деструктивными структурными составляющими, являющейся мотивационно-целевым базисом в генезисе пассивных и активных девиантных новообразований. Говоря о равнозначности влияния структурных образований направленности на генезис девиантных новообразований, необходимо рассматривать их в контексте иерархической значимости. На наш взгляд, боль-

ший вес в генезисе девиантных новообразований имеют уровень направленности, мировоззрение, убеждения, позитивные мотивационные тенденции, конструктивный личностный смысл. Что же касается предпочтительности выбора мозаичности направленности в качестве базовой детерминанты девиантных новообразований, необходимо ещё раз отметить, что направленность личности выступает в качестве ведущего целостного мотивационно-це-левого регулятора поведения личности. Поэтому деструктивные изменения в структуре личностной направленности, в форме метафорической мозаич-ности, могут способствовать генезису девиантных новообразований в пассивных или активных формах, обусловленных локальным или комплексным влиянием её подструктур и компонентов.

Таким образом, мозаичность личностной направленности, как девиантное новообразование, характеризуется размытостью доминирующей личностной цели, деструктивностью мотиваци-онных тенденций, диссонансностью личностного смысла, разрозненностью интересов и увлечений, доминированием депрессивного фона, неприятием внешнего мира с его требованиями, нормами. Тем самым она выступает основой генезиса девиаций, являющихся новыми формами поведения либо на уровне личности, либо новыми на уровне социума.

Библиографический список

1. Бомба Я. Юношеская депрессия // Невропатология и психиатрия. - 1987. - Вып. 10. - С. 15011503.

2. Гилинский Я.Л. Преступность // Глобализация и девиантность. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 68-69.

3. Климов Е.А. Пути в профессионализм: психологический взгляд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320с.

4. Платонов К.К. Психология. - М.: ФИС, 1984. - 255 с.

5. Скроцкий Ю.А. Становление личности и психические отклонения. - СПб.: Алетейя, 2009. - 352 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 490 с.

7. Фетискин Н.П., Миронова Т.И., Шепелева С.В. Детско-молодежная девиантология. - Кострома: КГУ, 2016. - 379 с.

8. Фетискин Н.П., Миронова Т.И., Шепелева С.В. Психодиагностика детско-молодёжной де-виантности. - М.: Изд-во «Перо», 2017. - 250 с.

9. Фетискин Н.П. Типологии девиантных новообразований в детско-молодежных группах // Ярославский психологический вестник. - 2017. -№ 37. - С. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.