ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
Экономика
УДК 334.02 (045) А. С. Бажутин
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КРИЗИСА
Рассматриваются концептуальные и методологические основы определения развития кризиса на предприятии. Определяются причины и факторы его развития. Приведены основные научные подходы к определению сущности и основных видов кризисов.
Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, развитие, типы кризисов, факторы кризисного состояния.
В условиях рыночной экономки для эффективной работы необходимы два условия: функционирование и развитие предприятия. Функционирование предприятия - это поддерживание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие взаимосвязаны и отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие в свою очередь нарушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого существования. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, характерной особенностью которой является периодическое наступление кризисов.
Для лучшего понимания кризиса предприятия рассмотрим более подробно эволюцию значения данного понятия. Термин кризис (от греческого
- решение, поворотный пункт, исход) является многозначным понятием, нашедшим широкое применение в различных областях знаний. Основные этапы эволюции термина представлены в табл. 1.
К. Маркс в «Капитале», не только доказал неизбежность кризисных ситуаций на макроэкономическом уровне, но и обосновал циклический характер развития отдельного предприятия. Во втором томе «Капитала» в разделе «оборот капитала» он пишет: «Ясно, во всяком случае, следующее: этим охватывающим ряд лет циклом взаимно связанных между собой оборотов ... дана материальная основа периодических кризисов, причем в ходе цикла деловая жизнь предприятия последовательно переживает периоды ослабления, среднего оживления, стремительного подъема, кризиса» [9]. К. Маркс также показал, что кризис несет в себе не только негативное влияние на предприятие, но также и некую стимулирующую функцию, подталкивающую предпринимателя к развитию своего производства на качественно новом уровне.
Во время кризиса у предпринимателя возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производств, увеличению прибыли, обновлению капитала на новой технологической основе. Кризисом как бы заканчивается предыдущий период развития предприятия и начинается следующий. К. Маркс пишет: «Хотя периоды, когда вкладывается капитал, весьма различны и далеко не совпадают друг с другом, тем не менее кризис всегда образует исходный пункт для крупных новых вложений капитала» [9].
Таблица 1
Эволюция термина «кризис»
Период Определение термина Область применения Характеристика
До XVII в. Перелом в течении болезни Медицина Перелом в течение болезни, сопровождающийся быстрым понижением температуры и исчезновением всех признаков болезни [13]
XVII XIX вв. Напряженная ситуация, задача, требующая немедленного разрешения Процессы происходящие в обществе. Термин приобрел более негативную окраску (военные, политические кризисы)
Конец XIX - первая половина XX в. Одна из фаз воспроизводственного цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем Макроэкономика Термин «кризис» приобрел двойственное значение. С одной стороны, он употребляется в сугубо негативном значении. Так, основным проявлением макроэкономического кризиса было снижение уровня жизни всех слоев населения. С другой стороны, термин «кризис» рассматривается как «конструирующая фаза цикла» [12]' Исследователи: К. Маркс, Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Е. Варга, С. Меньшиков.
Вторая половина XX в. Экономический кризис Макроэкономика Одна из фаз воспроизводственного цикла
Кризис в системе Теория систем Смена организационных форм комплекса
Кризис предприятия Микроэкономика Предбанкротное состояние, острый недостаток, нехватка чего-либо, конфликтная ситуация, негативный процесс ведущий, к банкротству.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
Разделяя точку зрения К. Маркса, кризисную ситуацию можно рассматривать как важнейший инструмент саморегулирования экономики предприятия.
Нельзя не согласиться с одним из ведущих исследователей рисков и кризисов, доктором экономических наук, профессором, директором Центра анализа рисков и кризисов Института международных экономических и политических исследований РАН Б.Н. Порфирьевым, что «субъетивизирован-ная» концепция кризисов важна не только в теоретическом плане, но и для практики управления кризисными ситуациями. Он полагает, что необходим переход от проводимой в нашей стране политики «антикризисного управления» к стратегии «управления кризисами (кризисными ситуациями)». Речь идет об ориентации не на предотвращение кризисов в смысле их ликвидации вообще, а на снижение соответствующих рисков до социально приемлемого уровня и реализации, возникающего при кризисах на позитивное преобразование [11. С.50]. Всегда следует стремиться максимально использовать положительный потенциал кризисных ситуаций для обновления устаревших политико-экономических механизмов, модернизации социальных и инженерных технологий, тормозящих развитие общества.
Сегодня существует два подхода к определению понятия кризиса и кризисной ситуации на промышленном предприятии.
Таким образом, природа кризиса заключается в непременном наличии жизненных фаз цикла любых систем. При этом кризисы выполняют следующие функции:
- подрывают основы устаревших элементов;
- открывают дорогу для становления новых элементов;
- сохраняют и обогащают наследственное ядро (генотип) системы.
Одни авторы связывают понятие кризиса непосредственно с неплатежеспособностью и банкротством предприятия, что не является объективной точкой зрения, так как банкротство - это заключительная фаза кризисной ситуации, крайняя ее точка, которая необязательно достигается в каждой кризисной ситуации. Другие определяют кризис как любое событие, нарушающее равновесие в системе - предприятии. Объединив эти два подхода сформулируем понятия кризиса на предприятии.
Кризис - это процесс, возникающий в результате обострения противоречий в системе, выводящий ее из состояния равновесия и способный привести к невозможности функционирования.
Среди исследователей проблематики кризисных явлений нет единства относительно типов кризисов [1]. Анализ их работ позволил выделить несколько направлений классификации кризисных ситуаций на промышленных предприятиях (рис 1).
По широте протекания кризисы можно подразделить на системные и частичные [1]. Частичный кризис - это кризис какой-либо подсистемы. Системный кризис - кризис, охватывающий все или большинство подсистем предприятия.
По степени влияния предприятия на управление кризисной ситуацией [1] выделяют управляемые, неуправляемые кризисы.
По причинам возникновения кризисы подразделяются на природные, социальные, экономические, организационные, экологические, технологические, психологические [1].
Природные кризисы связаны с природными катаклизмами (землетрясения, наводнения и т.д.) и их влиянием на деятельность предприятия.
Экологические кризисы возникают при тесной взаимосвязи деятельности предприятия с природой, то есть при возникновении опасности загрязнения окружающей среды продуктами деятельности предприятия.
Социальные кризисы - это результат противоречий между персоналом и менеджментом предприятия, между различными группами работников на предприятии, приводящих к нарушению функционирования предприятия.
Экономические кризисы возникают в процессе производственной деятельности: кризисы неплатежей, производства, реализации продукции, снабжения материалами, комплектующими, потери конкурентоспособности.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений.
Технологические кризисы возникают в результате отсутствия новых технологий производства, политики замены устаревшего оборудования, повышения квалификации персонала.
Психологические кризисы - кризисы психологического состояния человека, проявляющиеся в виде стрессов, депрессий, приобретающих массовый характер.
Политические кризисы возникают в результате противоречий реализации различных интересов социальных групп и классов, влияют и на управление страной, и на деятельность предприятия [8].
По характеру протекания можно выделить следующие типы кризисов: кризис как потрясение, кризис как тупик, криз как патосостояние, кризис «с летальным исходом» [10].
Кризис как потрясение - это «мягкий кризис», характеризующийся расстройством системы, перебоями в ее функционировании, причем данный кризис не приводит к более глубоким и трагическим изменениям. После него система продолжает свою жизнедеятельность с небольшими изменениями.
Кризис как тупик - более сложен, чем предыдущий и приводит к переориентации производства и выбору другого направления деятельности.
Кризис как патосостояние - своеобразная «болезнь» системы, выход из которой требует правильной оценки состояния предприятия, выявления причин, приведших к такому состоянию, и принятия соответствующих мер по устранению факторов кризиса и его внешних проявлений.
Кризис с «летальным исходом» - полное разрушение системы, ее ликвидация.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
По природе возникновения кризисы делятся на случайные и закономерные [18], естественные, искусственные.
Рис. 1. Классификация кризисов на предприятии
Закономерные кризисы могут прогнозироваться или вызываться объективными причинами.
Случайные кризисы возникают в результате природных явлений, шоков рынка.
Естественный кризис - кризис, причиной возникновения которого являются воздействия внешней среды (конкуренты, природные факторы, циклические кризисы экономики в целом).
Искусственный кризис - кризис, возникающий в результате специально направленных действий внутри организации.
Наиболее точная классификация по времени воздействия, проявления кризисов представлена в работах Ф. Котлера [7].
Внезапный кризис возникает без каких-либо предпосылок и ранних проявлений.
Возникающий кризис - постепенное проявление кризисной ситуации с нарастающим эффектом.
Постоянный кризис длится продолжительное время, а действия по его преодолению не приносят желаемого результата.
Осуществляя свою деятельность, каждое предприятие с момента его образования до ухода с рынка проходит пятиэтапный жизненный цикл, каждому этапу которого соответствуют различные типы кризисов [4].
Кризис становления возникает на этапе создания предприятия.
Кризис развития проявляется на этапе безубыточной деятельности и роста активности предприятия, возникает в результате неконтролируемых внешних причин (конкуренция, невыполнение обязательств поставщиками и т.д.)
Кризис зрелости характерен в ситуации достижения предприятием максимального объема производства и сбыта продукции, получения максимальной прибыли и отсутствием действий со стороны руководства в области дальнейшего развития.
Кризис «спокойствия» связан с несоответствием технологий, применяемых на предприятии, современному уровню технологий.
Кризис угасания возникает на этапе, когда предприятие начинает нести убытки, попадает в зависимость от кредиторов и охватывает все подсистемы предприятия.
Кризисы, связанные с этапами развития предприятия и эволюции окружающей среды представлены на рис.2.
Анализ научных работ позволил выделить основные факторы возникновения кризисов и кризисных ситуаций на промышленных предприятиях.
Все факторы, порождающие причины несостоятельности, к которым может привести любая кризисная ситуация, вышедшая из-под контроля, можно разделить на объективные и субъективные, общие и особенные [15], внешние и внутренние.
Объективные причины банкротства - это причины, не зависящие от воли и действий отдельных людей, фирм, правительства. К этим причинам от-
носятся стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, цикличность развития экономики в целом.
Рис.2. Кризисы эволюции организации [5. С.53]
Субъективные причины - это причины, возникающие в результате ошибочных действий руководителя или группы специалистов, неправильной оценки ситуации.
Общие причины действуют в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в рыночной экономике, обусловлены самой природой рынка, его стихийностью и риском предпринимательства.
Особенные причины - это причины, касающиеся конкретного предприятия или конкретной социально-экономической системы. К ним можно отнести крупные размеры предприятия, технологическую, техническую, организационную отсталость, управленческие традиции, менталитет.
Внешние факторы - это факторы, характеризующие экономическую обстановку вне предприятия, среду, в которой это предприятие функционирует.
Внутренние факторы - это факторы, характеризующие экономическую обстановку внутри предприятия (внутреннюю среду предприятия).
Рассмотрим внешние и внутренние причины кризисных ситуаций на промышленных предприятиях.
Внешняя среда предприятия в соответствии с концепцией стратегического менеджмента является источником угроз и возможностей предприятия.
Под угрозой следует понимать негативные тенденции и явления, которые при отсутствии соответствующей реакции со стороны предприятия могут привести к значительному ухудшению показателей его деятельности вплоть до несостоятельности (банкротства предприятия).
Зрелость компании
-►
Время
Области внешней среды, оказывающие влияние на предприятие, следующие: социокультурные, экономические, технологические, политико-правовые, рыночные, международные [14]. Каждая из перечисленных групп содержит возможные причины кризисного состояния промышленного предприятия (табл. 2).
Внешние факторы несут угрозу возникновения кризисных ситуаций, защититься от них практически не возможно, но минимизировать их влияние при условии своевременного выявления угрозы реально.
Таблица 2
Внешние факторы кризисного состояния промышленного предприятия
Наименование Причины
группы факторов
Правовые Законодательство
Политические Правительственная стабильность, регулирование занятости населения, позиция государства по отношению к иностранному капиталу, собственности, регионам, профсоюзы и другие группы давления
Рыночные Жизненные циклы изделий, уровень конкуренции, монополизация, теневая экономика
Экономические Уровень инфляции, уровень безработицы, количество денег в обращении, контроль над ценами и заработной платой, цены на энергоресурсы, инвестиционная политика, нестабильность валютного рынка, налоговые ставки, кредитные ставки
Социокультурные Демографическая структура населения, стиль жизни, обычаи и привычки, социальная мобильность населения, активность потребителей, уровень образования, покупательская способность населения
Технологические Затраты на НИОКР, защита интеллектуальной собственности, государственная политика в области ПТП, новые продукты (скорость обновления, источники идей) и т.п.
Международные Экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, стабильность международной торговли
Объединение классификаций внутренних факторов кризисных ситуаций, рассмотренных в работе [6], и областей принятия решений при управлении предприятием, предложенных Э. Хелфертом [17], позволило выявить факторы и симптомы кризисного состояния промышленного предприятия.
Области принятия решений:
- инвестиционная, охватывающая выбор и исполнение инвестиций на основе разумного экономического анализа и менеджмента;
- производственная, охватывающая осуществление прибыльной текущей деятельности через эффективное использование всех занятых ресурсов;
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
- финансовая, охватывающая осторожное финансирование бизнеса с сознательной платой за ожидаемые выгоды, с риском, возникающим при использовании внешнего кредита.
В данных областях находятся причины кризисного состояния предприятия, следовательно, в целях выявления внутренних переменных, которые могут привести к возникновению кризиса, их необходимо анализировать. В разработанной нами табл. 3 приведены факторы и симптомы кризисного состояния промышленного предприятия (КСПП), относящиеся к областям внутренней среды предприятия.
Таблица 3
Факторы и симптомы кризисного состояния промышленного
предприятия
Содержание области
2. Производственная: использование ресурсов; ценовая стратегия; эффективность затрат; состояние фондов
Фактор КСПП
Увеличение производственных рисков, связанных с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов.
Риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии. Падение эффективности использования ресурсов.
Увеличение производственных затрат
Симптом КСПП Сокращение объема производства.
Падение эффективности использования основного, оборотного капитала. Повышение себестоимости продукции.
Снижение денежного потока от инвестиционной деятельности.
Диспропорция между объемами инвестиций и доходами по ним
Падение нормы прибыли и рентабельности активов, основных фондов, собственного капитала, реализации продукции.
Снижение показателей деловой активности. Снижение денежного потока от операционной деятельности.
Неконкурентоспособность продукции.
Низкая загрузка производственных мощностей. Диспропорция между объемом производства и объемом реализованной продукции
1. Инвестиционная: в основной капитал; в оборотный капитал; в основные целевые программы;
в нематериальные активы;
Увеличение инвестиционных рисков: ухудшение выгоды, снижение доходности, прямых финансовых потерь.
Снижение производительности труда. Высокая степень износа оборудования. Проблемы снабжения производственного процесса ресурсами
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
Окончание табл. 3
3. Финансовая: распределение прибыли от производственной деятельности; структура капитала Увеличение финансовых рисков: инфляционный риск, риск ликвидности, риск потери финансовой устойчивости, кредитный риск. Отсутствие или недостаток резервных фондов. Высокая степень финансовой зависимости предприятия. Отсутствие качественной системы бухгалтерского учета Снижение ликвидности, финансовой устойчивости. Падение рыночных показателей (прибыль на акцию, поток денежных средств на акцию, коэффициент выплаты дивидендов, покрытие процентных выплат). Появление задолженности по процентным платежам. Снижение потока от финансовой деятельности. Высокая доля бартера. Диспропорция между отдельными группами собственных и заемных средств и их размещение в основном и оборотном капитале
4. Организационная Чрезмерно быстрое расширение бизнеса. Отсутствие долгосрочной стратегии развития. Отсутствие целей, планирования. Отсутствие налаженной системы взаимодействия различных подразделений. Отсутствие квалифицированного персонала. Отсутствие мотивации Наличие теневых предпринимательских доходов у главных специалистов и руководителей подразделений. Диспропорция между качеством продукции и ее ценой на рынке
Любые кризисы, возникающие на предприятии, не являются обособленными, а находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя «кризисные цепочки», конечным звеном которых является неплатежеспособность и возможное банкротство предприятия. Сложность моделирования кризисных процессов объясняется многообразием явлений, инициирующих развитие кризиса на предприятии, и трудностью формализации данных процессов.
Авторы выделяют различное число и последовательность фазы развития кризиса (табл. 4) [16].
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
Таблица 4
Сравнительный анализ фаз развития кризиса
Критерий Наименование фазы/Характеристика
1 и о О о к ~ К 5 ° Стратегический кризис Кризис результатов Кризис ликвидности Банкротство
Угроза потен- Угроза целям, ре- Опасность по- Неликвидность
я § циалу развития зультатам деятель- тери ликвидно- или дефицит
К нн предприятия или ности предприятия сти или воз- бюджета пред-
ё U его потеря или потеря их никновения приятия
с | дефицита
бюджета
к о, и Потенциальный кризис Латентный кризис Острый преодолимый кризис Острый непреодолимый кризис
ч К В данном со- Данный кризис не Происходит Требования для
К <и стоянии пред- выявляется с по ухудшение фи - преодоления
ч о приятие нахо- мощью финансово- нансово- кризиса значи-
О п дится постоянно экономического экономических тельно превы-
a. s анализа, возникают показателей, но шают потенциал
с лишь «слабые» у предприятия преодоления
ч ей сигналы развития достаточно кризиса
К иг кризиса собственного
К <и н о экономическо-
го потенциала
с для преодоле ния кризиса -
й 3 к Потеря акционеров Потеря кредиторов Потеря персонала Банкротство акционеров
к й Снижение при- Дефицит наличных Кризис лик- Цена предпри-
К Ю G быльности средств видности ятия ниже сум-
U о S « <L> £ мы обязательств
О Он « g К я а СО кредиторам
ренняя ектив-ь пред-яятия Кризис рентабельности Кризис развития Кризис производства Кризис платежеспособности
Ухудшение фи- Уменьшение ре Сокращенное Угроза остановки
щ о ^ pq m х нансового состояния зервных фондов предприятия воспроизводство производства или банкротства
Наиболее типичным является разделение кризисного процесса на скрытый и явный период развития. В течение скрытого периода развития кризиса его воздействие на деятельность предприятия проявляется в качественных изменениях во внешней и внутренней среде предприятия. При переходе кризиса в явный (острый) период развития финансовые и экономические показатели эффективности деятельности предприятия ухудшаются, фирма несет убытки. Завершающей фазой кризиса является банкротство.
Обобщенные модели развития кризиса позволяют определить симптомы и корневые причины кризиса промышленных предприятий, однако не показывают механизма развития кризисных процессов на предприятии.
В экономической литературе прослеживаются два основных подхода к объяснению механизмов развития кризиса. Первый подход соответствует экономической концепции развития предприятия [2]. Предприятие рассматривается как субъект экономических отношений, связанный сетью контактов с внешними и внутренними агентами экономических отношений. В данной концепции особое внимание уделяется сохранению финансово-экономической устойчивости предприятия как условию ее дальнейшего существования. Второй подход основан на эволюционном представлении деятельности предприятия [3]. В этом случае предприятие представлено как сложная открытая социально-экономическая система, состоящая из совокупности подсистем, каждая из которых находится на своем этапе жизненного цикла. Основным условием сохранения предприятия является управление сбалансированностью этапов жизненного цикла различных подсистем предприятия и иерархическое согласование целей и результатов деятельности отдельных подсистем с целями, стоящими перед фирмой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э.М. Короткова. - М.: Инфра - М, 2001.
2. Бальчук А.И. Экономические кризисы современного капитализма: циклические, промежуточные и структурные. - М.: Наука, 1981.
3. Боулдиг К. Общая теория систем - скелет науки: исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
4. Дягилева И. Экономический анализ в период антикризисного управления// Законодательство и экономика. - 2000. - №12.
5. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / пер. с англ. - М.: Мир, 1999.
6. Ковалев В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000.
8. Маренков Н.Л. Антикризисное управление: контроль и риск коммерческих банков и фирм в России: учеб. пособие / под ред. С.С. Ильина. - М., 2002.
9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Кн.2. Процесс обращения капитала / под ред. Ф. Энгельса. - М.: Политиздат, 1978.
10. Осипов Ю.М. Теория хозяйства: учебник: в 3 т. - М.: 1998. - Т. 3.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Вып. 2
11. Порфирьев Б.Н. Современные концепции кризисов и принятие управленческих решений // Росс. экономический журн. - 2004. - №4.
12. Развитие малого бизнеса на основе реорганизации крупных предприятий. Сер. «Бизнес Тезарус». - М.: КОНСЭКО, 1998.
13. Реформирование и реструктуризация: методика и опыт / под ред. В.А. Ирикова, С.В. Леонтьева - М.: Изд-во ПРИОР, 1998.
14. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: учеб. пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
15. Смольский А. Банкротство как общественный институт: возникновение, развитие и особенности функционирования // Эковест. - 2003. - №4.
16. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / под общ. ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина - СПб.: Спец. литература, 1996.
17. Хэферт Э. Техника финансового анализа / пер. с англ; под ред. Л.П. Белых. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
18. Grenz T., Deminsionen U. Typen der Unternehmenskrise; Frankfurt/ Main, 1987.
Поступила в редакцию 28.12.07
A.S. Bazhutin, postgraduate
Conceptual and methodological principles of defining the concept "crisis"
The article deals with conceptual and methodological principles of crisis dynamics within enterprises. The causes and factors of crisis dynamics are established. The main scientific approaches to defining the essence and the main kinds of crisis are presented.
Бажутин Антон Сергеевич, соискатель
Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Университетская 1 (корп. 4)