& ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 378.4:303.722.4 ББК 65
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Л.Пастухов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская, 7 лит.А
Управление знаниями в образовании
- это организационно-экономическая форма деятельности, направленная на совершенствование функционирования образовательных организаций.
Наиболее эффективно, по нашему мнению, применение системы управления знаниями в организационных объединениях сферы образования, таких как университетский комплекс.
Следует отметить, что в соответствии с текстом Постановления Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 5 апреля 2001 г. № 264 университетский комплекс, создаваемый на основе университета или добровольного объединения (союза, консорциума) образовательных учреждений высшего профессионального образования, включает в себя образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов.
В соответствии с текстом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» от 14 февраля 2008 г. № 71 в состав высшего учебного заведения (университетского комплекса) входят научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура (адъюнктура), интернатура,
ординатура, докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, клинические базы, учебноопытные хозяйства, учебные базы практик, другие структурные подразделения.
Таким образом, управление знаниями в образовательных учреждениях, в том числе объединенных в университетский комплекс, делится на несколько уровней:
Уровень малых трудовых коллективов, объединенных в определенных структурных подразделениях организаций, входящих в университетский комплекс и выполняющих определенные функции: кафедры образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и базовые кафедры в организациях, соответствующих направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов учреждений высшего профессионального образования, учебные базы практик, учебноопытные хозяйства, научно-образовательные центры.
Уровень оперативного управления подразделениями организаций, входящих в университетский комплекс: факультеты, институты, филиалы, организационные подразделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Уровень организационного управления: руководители организаций, входящих в состав университетских комплексов, имеющие право принятия управленческих решений и действующие на основании устава организаций, приказов Ми-
нистерства образования и науки РФ, иных правоустанавливающих нормативных документов.
Уровень межкорпоративного взаимодействия организаций, входящих в состав университетского комплекса.
Организационный механизм управления знаниями в университетском комплексе на основе горизонтальных связей схематично представлен на рис. 1, а условные обозначения даны в табл. 1.
Рис. 1. Организационный механизм управления знаниями в университетском комплексе Таблица 1. Пояснения условных обозначений (Рис. 1)
Условные обозначения (Рис. 1.) Пояснения
К 1, К 2, К ... , К N Кафедры
Н 1, Н 2, Н ..., Н N Научно-образовательные центры
БК 1, БК 2, БК ..., БК N Базовые кафедры
УОХ Учебно-опытное хозяйство
РМ/О 1, РМ/О 2, РМ/О ., РМЖ Руководители малых инновационных предприятий, образовательных учреждений среднего профессионального образования и организаций, входящие в состав университетского комплекса
Ф/И/Ф 1, Ф/И/Ф 2, Ф/И/Ф ., Ф/И/Ф N Руководители факультетов, филиалов, институтов, а также руководители функциональных подразделений вуза, входящего в университетский комплекс
ПР 1, ПР 2, ПР ..., ПР N Проректора по направлениям вуза, входящего в университетский комплекс
Р/Д 1, Р/Д 2, Р/Д ..., Р/Д N Ректоры (директора) образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, входящих в университетский комплекс
УВ/С 1, УВ/С 2, УВ/С ..., УВ/С N Учреждения высшего и среднего профессионального образования, входящие в университетский комплекс
<^> < ► Горизонтальные связи определенного уровня
► Вертикальные (управление) взаимосвязи
Особенностями университетского комплекса в контексте управления знаниями являются:
- возможность предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего);
- наличие условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок);
- реализация единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей;
- комплексный подход для развития творческих способностей каждого обучающегося [3, с.1].
При этом целями применения системы управления знаниями в образовании, в том числе в университетских комплексах являются:
- Повышение эффективности и качества образовательного процесса.
- Обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
- Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся.
- Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
- Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического
характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.
- Повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.
Соответственно, целью управления знаниями в образовании является повышение эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов для достижения целей создания университетского комплекса.
Задачами управления знаниями в образовании являются:
- создание знаний;
- лучшее применение знаний;
- улучшение доступа к знаниям;
- трансформация знания для улучшения его передачи и понимания;
- обобщение имеющихся знаний (формирование баз знаний).
Соответственно, управление знаниями в образовательных учреждениях предполагает управление созданием, видоизменением, применением как явных, так и скрытых интеллектуальных, эвристических, деятельностных знаний с учетом уровня управления.
Решение задач управления знаниями в образовании способствует решению следующих задач, поставленных перед университетскими комплексами в письме Министерства образования РФ № 17-55-99ин/17-11 от 9 ноября 2001 года, а именно:
- Обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями.
- Создание единой информационной
среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности.
- Реализация на базе университетского комплекса единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней.
- Осуществление подразделениями
университетского комплекса совместной инновационной, издательской, спортивно-оздоровительной, культурно-
массовой, рекламной и иной деятельности.
- Обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования.
- Организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности.
- Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в том числе для зарубежных стран, выполнении совместных научных и инновационных проектов [4].
Соответственно, функции управления знаниями, связанные с образовательным процессом, включают в себя:
- создание нового знания, повышающего качество информации, используемой в процессе обучения;
- трансформация, в том числе обобщение имеющейся информации в форму, наиболее удобную для ее восприятия, понимания, запоминания и применения в процессе обучения;
- исследование имеющейся информации, ее анализ, выявление знаниевых компонентов, определение связи с уже имеющимся знанием и отбор для использования в учебном процессе;
- повышение личных коммуникативных качеств профессорско-преподавательского состава;
- формирование условий образовательного процесса для максимально эффективной совместной деятельности профессорско-преподавательского соста-
ва и учащихся по созданию новых знаний и обмену информацией и знаниями.
- формирование знаний, умений и навыков профессорско-преподавательского состава в области коммуникации и информационных технологий с их последующим применением в учебном процессе.
Функции управления знаниями, связанные с методическим обеспечением включают в себя:
- создание новых методик обучения, способствующих улучшению доступа к информации, трансформации информации в форму наиболее удобную для ее восприятия, понимания, запоминания и применения в процессе обучения;
- систематизация имеющегося методического опыта в области образования с его передачей профессорско-преподавательскому составу и дальнейшим использованием в процессе обучения.
Функции управления знаниями университетского комплекса, связанные с научно-педагогической деятельностью, включают в себя:
- создание новых педагогических технологий с их последующим применением в процессе обучения;
- сбор, анализ и систематизация передовых педагогических технологий с обучением их применения профессорско-преподавательского состава и дальнейшим использованием в процессе обучения.
Функции управления знаниями, связанные с научно-исследовательской деятельностью, включают в себя:
- создание новых научных знаний с их последующим использованием в образовательном процессе и коммерциализации;
- создание новых технологий применения, в том числе коммерциализация уже имеющихся знаний;
- систематизация имеющихся в организациях, в том числе учреждениях высшего и среднего профессионального образования университетского комплекса знаний и формирование баз знаний;
- выявление скрытых знаний у персонала организаций, в том числе в учре-
ждениях высшего и среднего профессионального образования университетского комплекса, способных повысить эффективность функционирования университетского комплекса, с их формализацией, анализом и применением в образовательном процессе, научной, методической, педагогической, организационной деятельности университетского комплекса.
Функция управления знаниями, связанная с воспитательной деятельностью, предполагает выявление ценностных ориентаций учащихся, преподавателей, научно-педагогических работников, сотрудников организаций, входящих в состав университетского комплекса, с разработкой комплекса мероприятий, повышающих мотивацию участников образовательного процесса и работников функциональных подразделений этих организаций к качественному выполнению своих профессиональных и учебных обязанностей, достижению организационных целей и задач, раскрытию личностного творческого, интеллектуального потенциала, особенно в процессе образовательной деятельности.
Функции управления знаниями, связанные с организационной деятельностью в сфере образования, включают в себя:
- совместную деятельность сотрудников функциональных подразделений организаций, входящих в состав университетского комплекса, и научно-педагогических работников образовательных учреждений университетского комплекса в процессе реализации определенных мероприятий, повышающих «корпоративную прозрачность» и развивающих их метакомпетенции;
- трансформацию знаний и информации, содержащей знаниевый компонент для улучшения доступа к знаниям
научно-педагогических работников образовательных учреждений университетского комплекса и других работников организаций, входящих в состав университетского комплекса;
- выявление знаний и этических компетенций учащихся о качестве коммуникации и сервисе образовательного процесса с последующим проведением инновационных мероприятий по улучшению образовательной деятельности университетского комплекса;
- преобразование имеющейся информации, научных, методических, педагогических знаний в форму, оптимальную для обмена информацией и знаниями между работниками организаций университетского комплекса, с последующим созданием единого инфор-мационно-знаниевого пространства;
- аудит знаний сотрудников учреждений образования, входящих в состав университетского комплекса, связанных с их функциональными компетенциями, особенно компетенциями в сфере менеджмента (управления определенными процессами), с последующей разработкой мероприятий, развивающих функциональные компетенции сотрудников учреждений образования.
Особенностью управления знаниями в образовании в условиях глобализации ин-формационного пространства и экономических отношений является, во-первых, глобальность функционального пространства, так как организации, входящие в состав университетского комплекса, могут иметь любое территориальное расположение; во-вторых, управление знаниями как ресурсами организации предполагает рассмотрение ресурсной системы организации как системы открытого типа, что отражено в табл. 2.
Таблица 2. Экономические ресурсы организации в составе университетского комплекса
в контексте управления знаниями.
Экономические ресурсы Форма ресурса Форма ресурса организации как открытой системы
Материальные ресурсы Здания, сооружения, оборудование и т.д. Здания, сооружения, оборудование и другие материальные ресурсы, находящиеся в аренде, оперативном управлении, лизинге
Финансовые ресурсы Деньги (собственные средства в различной форме) Заемные средства в различной форме
Кадровые ресурсы Персонал организации Знания и компетенции персонала организации, интеллектуальный капитал, аутстаффинг
Информационные ресурсы Информационная база, базы данных Социальный капитал
Классификационно-факторная модель управления знаниями в образовании, разделенная, с одной стороны на внутренние и внешние факторы, с другой стороны, на политико-правовые, экономии--ческие, научно-технические, социокультурные и демографические факторы, представлена на рис. 2.
При этом следует отметить, что ряд факторов, таких как техническая культура или модели поведения, одновременно
являются и внешними и внутренними факторами, так как участники образовательного процесса относятся и к элементам организационно-экономических отношений в сфере образования, и внешней среде образовательных учреждений.
Основным принципом реализации организационно-экономического механизма развития образования на основе управления знаниями является принцип организации систем: общее определяет частное.
Рис. 2. Факторная модель управления знаниями в образовании
Условиями реализации организационно-экономического механизма развития образования на основе управления знаниями, в соответствии с этим принципом, являются:
• развитие модели целеориентированной самоорганизации социальных ин-
ститутов и систем;
• переход от авторитарных методов управления персоналом организации к управлению с помощью рациональноэкономических методов мониторинга процессов и оценки конечного результата, а также развития демокра-
тического централизма в управлении процессами.
Функциональная модель управления знаниями основана на компетентностном подходе, который рассматривает когнитивные, функциональные, личностные, этические компетенции и метакомпетенции.
В данном контексте:
• когнитивные компетенции - это основанная на дивергентном мышлении способность выбирать определенные знания из всей совокупности имеющихся знаний, применение которых будет оптимально для решения задач и достижения целей;
• функциональные компетенции -это способность выполнять определенные действия, которые будут оптимальны для решения задач и достижения целей;
• личностные компетенции - это совокупность качеств характера, обеспечивающая качественное выполнение функциональных обязанностей сотрудников организаций;
• этические компетенции - это система личностных ценностей, идеальных представлений, являющаяся критерием выбора определенных моделей поведения и действий для решения задач и достижения целей в определенных ситуациях;
• метакомпетенции - это способность менять мировоззрение и поведение в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Использование компетентностного подхода в управлении знаниями в университетских комплексах обусловлено его обязательным применением в одном из основных подпроцессов деятельности учреждений высшего профессионального образования - образовательной деятельности при подготовке специалистов, бакалавров и магистров в учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с действующими образовательными стандартами. Это предполагает применение данного подхода и в других подпроцессах деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования и других
организаций, входящих в состав университетского комплекса.
Функции управления знаниями первого уровня, связанные со служебными обязанностями научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования и преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования, связаны со следующими компетенциями: -образовательная;
-методическая;
-научно-педагогическая;
-научно-исследовательская;
-воспитательная;
-организационная.
При этом образовательная компетенция предполагает полное и качественное выполнение комплекса действий профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса в рамках образовательного процесса. Методическая компетенция определяет необходимость выбора профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса определенных методов и приемов, применяемых в процессе обучения, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к применяемым образовательным технологиям и предписаниям государственных образовательных стандартов. Научнопедагогическая компетенция выражается в применении новых научных, педагогических знаний, приобретаемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса в образовательном процессе и постоянном обновлении учебнометодического комплекса и методического обеспечения образовательных программ. Научно-исследовательская компетенция предполагает создание научнопедагогическими работниками образовательных учреждений университетского комплекса новых знаний в результате проведения научных исследований и экспериментов. Воспитательная компетенция связана с проведением определенных воспитательных мероприятий в процессе образовательной деятельности и влияни-
ем информации, получаемой учащимися образовательных учреждений университетского комплекса в рамках учебного процесса, на их мировоззрение. Организационная компетенция предполагает способность работников организаций, входящих в состав университетского комплекса, выполнять определенные виды работ, необходимые для эффективного функционирования образовательных учреждений, входящих в состав университетского комплекса.
Таким образом, основными концептуальными компонентами управления знаниями в образовании являются:
- управление знаниями в образовательных учреждениях на основе горизонтальных связей между подразделениями
образовательного учреждения, партнерскими организациями, организациями, входящими в состав университетского комплекса;
- интеграция функций системы управления в систему образования;
формирование организационноэкономического механизма управления знаниями в образовательных системах, в том числе в университетских комплексах, с учетом процессов глобализации и достижением максимальной информационной и организационной открытости;
применение компетентностного подхода не только в рамках учебного процесса, но и как важной концептуальной основы управления персоналом образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об университетских комплексах: постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1595.
2. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 // Российская газета. 2008. 27 февр.
3. Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25). С. 25-30.
4. Рекомендации по созданию университетских комплексов: письмо Министерства образования РФ от 9 ноября 2001 г. № 17-55-99ин/17-11 // Официальные документы в образовании: 2001. № 35. С.311.
УДК 378 ББК 74
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА
С.М.Костенко, СИ.Никитин
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Статья подготовлена по результатам работы по программе стратегического развития СПбГУСЭ.
Оптимизация взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является одним из основных механизмов становления и развития любой национальной экономики и обеспечения ее интеллектуальной и технологической безопасности. Особенность реализации этого процесса и его актуальность для россий-
ского общества в настоящее время определяется, прежде всего, двумя важными факторами риска:
- демографический кризис, снижающий качество отбора абитуриентов и позволяющий этим абитуриентам выбирать образовательные направления, не всегда адекватные потребностям общества;