Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты управления знаниями в сфере образования'

Концептуальные аспекты управления знаниями в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / UNIVERSITY COMPLEX / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / KNOWLEDGE MANAGEMENT / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов А. Л.

Статья посвящена рассмотрению концептуальных аспектов развития образования на основе управления знаниями в контексте развития экономики знаний. Рассмотрен организационный механизм управления знаниями в университетском комплексе, функции управления знаниями в образовании, представлена классификационно-факторная модель управления знаниями в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual aspects of knowledge management in the sphere of education

The article is devoted to the conceptual aspects of the development of education on the basis of knowledge management in the context of the development of the knowledge economy. It considered the organizational mechanism of knowledge management in the University complex, knowledge management in education and presented classification-factor model of knowledge management in education.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты управления знаниями в сфере образования»

& ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 378.4:303.722.4 ББК 65

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

А.Л.Пастухов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская, 7 лит.А

Управление знаниями в образовании

- это организационно-экономическая форма деятельности, направленная на совершенствование функционирования образовательных организаций.

Наиболее эффективно, по нашему мнению, применение системы управления знаниями в организационных объединениях сферы образования, таких как университетский комплекс.

Следует отметить, что в соответствии с текстом Постановления Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 5 апреля 2001 г. № 264 университетский комплекс, создаваемый на основе университета или добровольного объединения (союза, консорциума) образовательных учреждений высшего профессионального образования, включает в себя образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов.

В соответствии с текстом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» от 14 февраля 2008 г. № 71 в состав высшего учебного заведения (университетского комплекса) входят научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура (адъюнктура), интернатура,

ординатура, докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, клинические базы, учебноопытные хозяйства, учебные базы практик, другие структурные подразделения.

Таким образом, управление знаниями в образовательных учреждениях, в том числе объединенных в университетский комплекс, делится на несколько уровней:

Уровень малых трудовых коллективов, объединенных в определенных структурных подразделениях организаций, входящих в университетский комплекс и выполняющих определенные функции: кафедры образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и базовые кафедры в организациях, соответствующих направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов учреждений высшего профессионального образования, учебные базы практик, учебноопытные хозяйства, научно-образовательные центры.

Уровень оперативного управления подразделениями организаций, входящих в университетский комплекс: факультеты, институты, филиалы, организационные подразделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Уровень организационного управления: руководители организаций, входящих в состав университетских комплексов, имеющие право принятия управленческих решений и действующие на основании устава организаций, приказов Ми-

нистерства образования и науки РФ, иных правоустанавливающих нормативных документов.

Уровень межкорпоративного взаимодействия организаций, входящих в состав университетского комплекса.

Организационный механизм управления знаниями в университетском комплексе на основе горизонтальных связей схематично представлен на рис. 1, а условные обозначения даны в табл. 1.

Рис. 1. Организационный механизм управления знаниями в университетском комплексе Таблица 1. Пояснения условных обозначений (Рис. 1)

Условные обозначения (Рис. 1.) Пояснения

К 1, К 2, К ... , К N Кафедры

Н 1, Н 2, Н ..., Н N Научно-образовательные центры

БК 1, БК 2, БК ..., БК N Базовые кафедры

УОХ Учебно-опытное хозяйство

РМ/О 1, РМ/О 2, РМ/О ., РМЖ Руководители малых инновационных предприятий, образовательных учреждений среднего профессионального образования и организаций, входящие в состав университетского комплекса

Ф/И/Ф 1, Ф/И/Ф 2, Ф/И/Ф ., Ф/И/Ф N Руководители факультетов, филиалов, институтов, а также руководители функциональных подразделений вуза, входящего в университетский комплекс

ПР 1, ПР 2, ПР ..., ПР N Проректора по направлениям вуза, входящего в университетский комплекс

Р/Д 1, Р/Д 2, Р/Д ..., Р/Д N Ректоры (директора) образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, входящих в университетский комплекс

УВ/С 1, УВ/С 2, УВ/С ..., УВ/С N Учреждения высшего и среднего профессионального образования, входящие в университетский комплекс

<^> < ► Горизонтальные связи определенного уровня

► Вертикальные (управление) взаимосвязи

Особенностями университетского комплекса в контексте управления знаниями являются:

- возможность предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего);

- наличие условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок);

- реализация единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей;

- комплексный подход для развития творческих способностей каждого обучающегося [3, с.1].

При этом целями применения системы управления знаниями в образовании, в том числе в университетских комплексах являются:

- Повышение эффективности и качества образовательного процесса.

- Обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

- Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся.

- Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

- Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического

характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

- Повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

Соответственно, целью управления знаниями в образовании является повышение эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов для достижения целей создания университетского комплекса.

Задачами управления знаниями в образовании являются:

- создание знаний;

- лучшее применение знаний;

- улучшение доступа к знаниям;

- трансформация знания для улучшения его передачи и понимания;

- обобщение имеющихся знаний (формирование баз знаний).

Соответственно, управление знаниями в образовательных учреждениях предполагает управление созданием, видоизменением, применением как явных, так и скрытых интеллектуальных, эвристических, деятельностных знаний с учетом уровня управления.

Решение задач управления знаниями в образовании способствует решению следующих задач, поставленных перед университетскими комплексами в письме Министерства образования РФ № 17-55-99ин/17-11 от 9 ноября 2001 года, а именно:

- Обеспечение интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями.

- Создание единой информационной

среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности.

- Реализация на базе университетского комплекса единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней.

- Осуществление подразделениями

университетского комплекса совместной инновационной, издательской, спортивно-оздоровительной, культурно-

массовой, рекламной и иной деятельности.

- Обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования.

- Организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности.

- Развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов, в том числе для зарубежных стран, выполнении совместных научных и инновационных проектов [4].

Соответственно, функции управления знаниями, связанные с образовательным процессом, включают в себя:

- создание нового знания, повышающего качество информации, используемой в процессе обучения;

- трансформация, в том числе обобщение имеющейся информации в форму, наиболее удобную для ее восприятия, понимания, запоминания и применения в процессе обучения;

- исследование имеющейся информации, ее анализ, выявление знаниевых компонентов, определение связи с уже имеющимся знанием и отбор для использования в учебном процессе;

- повышение личных коммуникативных качеств профессорско-преподавательского состава;

- формирование условий образовательного процесса для максимально эффективной совместной деятельности профессорско-преподавательского соста-

ва и учащихся по созданию новых знаний и обмену информацией и знаниями.

- формирование знаний, умений и навыков профессорско-преподавательского состава в области коммуникации и информационных технологий с их последующим применением в учебном процессе.

Функции управления знаниями, связанные с методическим обеспечением включают в себя:

- создание новых методик обучения, способствующих улучшению доступа к информации, трансформации информации в форму наиболее удобную для ее восприятия, понимания, запоминания и применения в процессе обучения;

- систематизация имеющегося методического опыта в области образования с его передачей профессорско-преподавательскому составу и дальнейшим использованием в процессе обучения.

Функции управления знаниями университетского комплекса, связанные с научно-педагогической деятельностью, включают в себя:

- создание новых педагогических технологий с их последующим применением в процессе обучения;

- сбор, анализ и систематизация передовых педагогических технологий с обучением их применения профессорско-преподавательского состава и дальнейшим использованием в процессе обучения.

Функции управления знаниями, связанные с научно-исследовательской деятельностью, включают в себя:

- создание новых научных знаний с их последующим использованием в образовательном процессе и коммерциализации;

- создание новых технологий применения, в том числе коммерциализация уже имеющихся знаний;

- систематизация имеющихся в организациях, в том числе учреждениях высшего и среднего профессионального образования университетского комплекса знаний и формирование баз знаний;

- выявление скрытых знаний у персонала организаций, в том числе в учре-

ждениях высшего и среднего профессионального образования университетского комплекса, способных повысить эффективность функционирования университетского комплекса, с их формализацией, анализом и применением в образовательном процессе, научной, методической, педагогической, организационной деятельности университетского комплекса.

Функция управления знаниями, связанная с воспитательной деятельностью, предполагает выявление ценностных ориентаций учащихся, преподавателей, научно-педагогических работников, сотрудников организаций, входящих в состав университетского комплекса, с разработкой комплекса мероприятий, повышающих мотивацию участников образовательного процесса и работников функциональных подразделений этих организаций к качественному выполнению своих профессиональных и учебных обязанностей, достижению организационных целей и задач, раскрытию личностного творческого, интеллектуального потенциала, особенно в процессе образовательной деятельности.

Функции управления знаниями, связанные с организационной деятельностью в сфере образования, включают в себя:

- совместную деятельность сотрудников функциональных подразделений организаций, входящих в состав университетского комплекса, и научно-педагогических работников образовательных учреждений университетского комплекса в процессе реализации определенных мероприятий, повышающих «корпоративную прозрачность» и развивающих их метакомпетенции;

- трансформацию знаний и информации, содержащей знаниевый компонент для улучшения доступа к знаниям

научно-педагогических работников образовательных учреждений университетского комплекса и других работников организаций, входящих в состав университетского комплекса;

- выявление знаний и этических компетенций учащихся о качестве коммуникации и сервисе образовательного процесса с последующим проведением инновационных мероприятий по улучшению образовательной деятельности университетского комплекса;

- преобразование имеющейся информации, научных, методических, педагогических знаний в форму, оптимальную для обмена информацией и знаниями между работниками организаций университетского комплекса, с последующим созданием единого инфор-мационно-знаниевого пространства;

- аудит знаний сотрудников учреждений образования, входящих в состав университетского комплекса, связанных с их функциональными компетенциями, особенно компетенциями в сфере менеджмента (управления определенными процессами), с последующей разработкой мероприятий, развивающих функциональные компетенции сотрудников учреждений образования.

Особенностью управления знаниями в образовании в условиях глобализации ин-формационного пространства и экономических отношений является, во-первых, глобальность функционального пространства, так как организации, входящие в состав университетского комплекса, могут иметь любое территориальное расположение; во-вторых, управление знаниями как ресурсами организации предполагает рассмотрение ресурсной системы организации как системы открытого типа, что отражено в табл. 2.

Таблица 2. Экономические ресурсы организации в составе университетского комплекса

в контексте управления знаниями.

Экономические ресурсы Форма ресурса Форма ресурса организации как открытой системы

Материальные ресурсы Здания, сооружения, оборудование и т.д. Здания, сооружения, оборудование и другие материальные ресурсы, находящиеся в аренде, оперативном управлении, лизинге

Финансовые ресурсы Деньги (собственные средства в различной форме) Заемные средства в различной форме

Кадровые ресурсы Персонал организации Знания и компетенции персонала организации, интеллектуальный капитал, аутстаффинг

Информационные ресурсы Информационная база, базы данных Социальный капитал

Классификационно-факторная модель управления знаниями в образовании, разделенная, с одной стороны на внутренние и внешние факторы, с другой стороны, на политико-правовые, экономии--ческие, научно-технические, социокультурные и демографические факторы, представлена на рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует отметить, что ряд факторов, таких как техническая культура или модели поведения, одновременно

являются и внешними и внутренними факторами, так как участники образовательного процесса относятся и к элементам организационно-экономических отношений в сфере образования, и внешней среде образовательных учреждений.

Основным принципом реализации организационно-экономического механизма развития образования на основе управления знаниями является принцип организации систем: общее определяет частное.

Рис. 2. Факторная модель управления знаниями в образовании

Условиями реализации организационно-экономического механизма развития образования на основе управления знаниями, в соответствии с этим принципом, являются:

• развитие модели целеориентированной самоорганизации социальных ин-

ститутов и систем;

• переход от авторитарных методов управления персоналом организации к управлению с помощью рациональноэкономических методов мониторинга процессов и оценки конечного результата, а также развития демокра-

тического централизма в управлении процессами.

Функциональная модель управления знаниями основана на компетентностном подходе, который рассматривает когнитивные, функциональные, личностные, этические компетенции и метакомпетенции.

В данном контексте:

• когнитивные компетенции - это основанная на дивергентном мышлении способность выбирать определенные знания из всей совокупности имеющихся знаний, применение которых будет оптимально для решения задач и достижения целей;

• функциональные компетенции -это способность выполнять определенные действия, которые будут оптимальны для решения задач и достижения целей;

• личностные компетенции - это совокупность качеств характера, обеспечивающая качественное выполнение функциональных обязанностей сотрудников организаций;

• этические компетенции - это система личностных ценностей, идеальных представлений, являющаяся критерием выбора определенных моделей поведения и действий для решения задач и достижения целей в определенных ситуациях;

• метакомпетенции - это способность менять мировоззрение и поведение в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Использование компетентностного подхода в управлении знаниями в университетских комплексах обусловлено его обязательным применением в одном из основных подпроцессов деятельности учреждений высшего профессионального образования - образовательной деятельности при подготовке специалистов, бакалавров и магистров в учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с действующими образовательными стандартами. Это предполагает применение данного подхода и в других подпроцессах деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования и других

организаций, входящих в состав университетского комплекса.

Функции управления знаниями первого уровня, связанные со служебными обязанностями научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования и преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования, связаны со следующими компетенциями: -образовательная;

-методическая;

-научно-педагогическая;

-научно-исследовательская;

-воспитательная;

-организационная.

При этом образовательная компетенция предполагает полное и качественное выполнение комплекса действий профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса в рамках образовательного процесса. Методическая компетенция определяет необходимость выбора профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса определенных методов и приемов, применяемых в процессе обучения, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к применяемым образовательным технологиям и предписаниям государственных образовательных стандартов. Научнопедагогическая компетенция выражается в применении новых научных, педагогических знаний, приобретаемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений университетского комплекса в образовательном процессе и постоянном обновлении учебнометодического комплекса и методического обеспечения образовательных программ. Научно-исследовательская компетенция предполагает создание научнопедагогическими работниками образовательных учреждений университетского комплекса новых знаний в результате проведения научных исследований и экспериментов. Воспитательная компетенция связана с проведением определенных воспитательных мероприятий в процессе образовательной деятельности и влияни-

ем информации, получаемой учащимися образовательных учреждений университетского комплекса в рамках учебного процесса, на их мировоззрение. Организационная компетенция предполагает способность работников организаций, входящих в состав университетского комплекса, выполнять определенные виды работ, необходимые для эффективного функционирования образовательных учреждений, входящих в состав университетского комплекса.

Таким образом, основными концептуальными компонентами управления знаниями в образовании являются:

- управление знаниями в образовательных учреждениях на основе горизонтальных связей между подразделениями

образовательного учреждения, партнерскими организациями, организациями, входящими в состав университетского комплекса;

- интеграция функций системы управления в систему образования;

формирование организационноэкономического механизма управления знаниями в образовательных системах, в том числе в университетских комплексах, с учетом процессов глобализации и достижением максимальной информационной и организационной открытости;

применение компетентностного подхода не только в рамках учебного процесса, но и как важной концептуальной основы управления персоналом образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об университетских комплексах: постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1595.

2. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 // Российская газета. 2008. 27 февр.

3. Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2 (25). С. 25-30.

4. Рекомендации по созданию университетских комплексов: письмо Министерства образования РФ от 9 ноября 2001 г. № 17-55-99ин/17-11 // Официальные документы в образовании: 2001. № 35. С.311.

УДК 378 ББК 74

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА

С.М.Костенко, СИ.Никитин

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Статья подготовлена по результатам работы по программе стратегического развития СПбГУСЭ.

Оптимизация взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является одним из основных механизмов становления и развития любой национальной экономики и обеспечения ее интеллектуальной и технологической безопасности. Особенность реализации этого процесса и его актуальность для россий-

ского общества в настоящее время определяется, прежде всего, двумя важными факторами риска:

- демографический кризис, снижающий качество отбора абитуриентов и позволяющий этим абитуриентам выбирать образовательные направления, не всегда адекватные потребностям общества;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.