Научная статья на тему 'Концепция управления проблемной задолженностью и нормирования новых точек экономического роста'

Концепция управления проблемной задолженностью и нормирования новых точек экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

По состоянию на 1 февраля 2009 г. общий объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям реального сектора и физическим лицам, превысил 17 трлн руб. До 20 % (а по оценкам некоторых экспертов до 30%) этой задолженности в течение текущего года может попасть в категорию проблемной. Это означает, что просрочка должников по кредитным договорам превысит 60-90 дней, а вероятность своевременного и полного возврата долга значительно снизится. В настоящее время наиболее распространенными способами работы с проблемной задолженностью являются либо ее немедленное взыскание, включая обращение взыскания на обеспечение, либо достижение с заемщиком (должником) соглашения о реструктуризации долга, что ведет к его удлинению и кумулятивному накоплению на банковских балансах актуальных кредитных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления проблемной задолженностью и нормирования новых точек экономического роста»

ПРОЕКТЫ

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ТОЧЕК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

Проект

По состоянию на 1 февраля 2009 г. общий объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям реального сектора и физическим лицам, превысил 17 трлн руб. До 20 % (а по оценкам некоторых экспертов — до 30 %) этой задолженности в течение текущего года может попасть в категорию проблемной. Это означает, что просрочка должников по кредитным договорам превысит 60—90 дней, а вероятность своевременного и полного возвратадолга значительно снизится.

В настоящее время наиболее распространенными способами работы с проблемной задолженностью являются либо ее немедленное взыскание, включая обращение взыскания на обеспечение, либо достижение с заемщиком (должником) соглашения о реструктуризации долга, что ведет к его удлинению и кумулятивному накоплению на банковских балансах актуальных кредитных рисков. Перезаключая и пролонгируя кредитные договоры, по которым заемщики допустили просрочку платежей, кредитные организации тем самым обеспечивают временное снижение долговой нагрузки на предприятия реального сектора,

* Настоящий проект подготовлен рабочей группой Ассоциации региональных банков России в целях организации широкой дискуссии по актуальным вопросам деятельности кредитных организаций с участием банковского сообщества и представителей Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Агентства по страхованию вкладов и иных заинтересованных лиц. Замечания, предложения и комментарии к настоящему документу просьба направлять в Центр развития банковской системы Ассоциации региональных банков России по [email protected], т. +7(495) 785-29-91.

улучшают собственные балансовые показатели и минимизируют объем резервов по ссудам.

С января 2009 г. практика реструктуризации банковского кредита и задолженности по корпоративным облигациям приняла массовый характер. Хотя она и позволяет достичь эффекта временной стабилизации, действенность «принудительной» реструктуризации не следует переоценивать. Для крупнейших предприятий-заемщиков процесс реструктуризации служит способом давления на банки и сопровождается серьезным нарушением прав кредиторов. Средние предприятия и малый бизнес, используя несовершенства судебной системы, неэффективность процедур взыскания долга и обеспечения, затягивают арбитражный процесс и уклоняются от погашения задолженности. Для физических лиц, как свидетельствует российская практика, длительная пролонгация кредита (отложение взыскания на срок более 6 мес.) снижает вероятность его возврата практически до нуля. В результате «принудительной» реструктуризации фактический срок ранее предоставленных кредитов оказывается неопределенным. Возникает реальная опасность массового нарушения основополагающих принципов банковского кредитования — возвратности и срочности.

Низкие шансы на получение удовлетворения в конкурсном производстве вынуждают кредиторов отказываться от доведения должника до банкротства. Это в свою очередь создает предпосылки для неравного отношения к кредиторам. Успех кредитора в исковом и исполнительном производстве всецело зависит от скорости движения дела. Удовлетворение одного из взыскателей ведет к ущемлению интересов других кредиторов непла-

тежеспособного должника. На практике почти не используются мировые соглашения с привлечением всех кредиторов.

Со II кв. 2009 г. можно ожидать обострения ситуации с погашением задолженности по кредитам, что потребует создания комплексной системы управления проблемной задолженностью, функционирующей на уровне не только отдельно взятого банка, но и банковской системы в целом.

1. Структура системы управления проблемной задолженностью и ее элементы Система управления проблемной задолженностью должна включать пять основополагающих элементов:

• организация мониторинга состояния платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков;

• фонд аккумулирования и выкупа проблемных долгов;

• система работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением ссудной задолженности;

• система рефинансирования фонда, обеспечивающая возобновляемый выкуп проблемной задолженности;

• механизмы рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности со значительным дисконтом.

Слаженное функционирование всех перечисленных элементов позволит значительно повысить эффективность расходования государственных средств, направляемых на преодоление долгового кризиса, а также заложить основу будущего экономического роста.

2. Формирование «точек будущего роста»

По мере прохождения острой фазы кризиса на основе успешных кредитных организаций будут формироваться финансово-промышленные конгломераты нового типа. Их ядром будет выступать банк, который по результатам работы с частью проблемных должников приобретет контроль за предприятиями реального сектора. Реализация (немедленная продажа) активов должников, перешедших кредитной организации в результате взыскания проблемной задолженности либо обращения взыскания на заложенное (недвижимое) имущество, в условиях кризиса не представляется целесообразной, поскольку не позволит получить справедливой цены и выручить достаточные для возмещения убытков денежные средства. Взысканные активы должников будут консолидироваться банковской группой.

Образующиеся, таким образом, новые региональные финансово-промышленные конгломе-

раты могут превратиться в центры регионального экономического роста в пост-кризисный период. Источником роста станет кредитная «накачка» производственных подразделений группы, осуществляемая через контролирующую кредитную организацию. Критической предпосылкой реализации данного сценария является сохранение банковской системы и обеспечение ее минимально необходимым капиталом (рекапитализация).

Структура подобных конгломератов на этапе их формирования окажется далеко не оптимальной, поскольку они будут создаваться в условиях кризиса вынужденно и без заранее продуманного плана. Отраслевая принадлежность и иные характеристики активов, отошедших кредитной организации, не всегда позволят сформировать замкнутые производственные цепочки. Более того, среди приобретаемых предприятий будут принадлежащие к отраслям, наиболее пострадавшим от кризиса. Тем не менее консолидация таких активов региональными банками — потенциальными источниками финансирования, как представляется, создает лучшие перспективы для будущего роста, нежели их немедленная продажа по ликвидационным ценам. Быстрая продажа активов способна лишь обострить проблемы, вызванные недостатком собственного капитала банка.

3. Принципы построения системы управления проблемной задолженностью Система управления проблемной задолженностью должна строиться на следующих принципах:

• сохранение за кредитными организациями ответственности за принимаемые ими кредитные решения и качество обслуживания проданной (переданной для взыскания) кредитной задолженности;

• отказ от практики «принудительной» реструктуризации при выравнивании прав и фактических процессуальных возможностей кредиторов и заемщиков, включая крупнейшие предприятия;

• обоснованное распределение рисков между государством, банками и обслуживающими (коллекторскими) агентствами;

• привлечение специализированных коммерческих организаций для обслуживания проблемных долгов, сбора информации и анализа кредитных историй, оценки кредитных рисков и финансового положения заемщиков;

• рассрочка и отсрочка платежа при приобретении проблемной задолженности Фондом аккумулирования и выкупа проблемныхдолгов;

• минимизация количества вновь создаваемых структур и организаций для аккумулирования, выкупа и обслуживания проблемныхдолгов;

• использование агентских соглашений для обслу-

живания банками — первоначальными кредиторами проданной кредитной задолженности;

• непосредственное включение коммерческих коллекторских агентств, бюро кредитных историй, рейтинговых и информационных агентств в единую систему управления проблемной задолженностью;

• обеспечение единых стандартов деятельности коммерческих организаций, привлеченных к участию в системе;

• использование современных техник финансирования и рефинансирования проблемной задолженности, включая выпуск обеспеченных кредитной задолженностью ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование, своп акций на долги и пр.;

• привлечение, по возможности, рыночных источников капитала.

4. Мониторинг платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков

Следует учитывать, что официальная, предоставляемая Банку России отчетность кредитных организаций, составленная на основе РСБУ, не позволяет достоверно оценить глубины проблемы и объемов образующейся проблемной задолженности. В условиях, когда при расчете размера просроченной задолженности не учитывается вся сумма долга заемщика, допустившего просрочку, и все более широкое распространение получает практика пролонгации (перезаключения, реструктуризации) плохих кредитов, официальная банковская статистика может давать крайне высокую погрешность при оценке качества банковских портфелей (занижение показателей просрочки до 2-3 раз, в сравнении с оценками, проведенными на основе принципов МСФО и внутренних моделей).

В целях получения объективной информации о состоянии кредитных портфелей кредитных организаций, мониторинга платежной дисциплины и финансового состояния заемщиков следует шире использовать возможности бюро кредитных историй и рейтинговых агентств.

Для вовлечения бюро кредитных историй необходимо предусмотреть в законе обязательность формирования кредитных историй юридических лиц, допускающих систематическую просрочку погашения банковских кредитов, и наделить Центральный каталог кредитных историй полномочиями и функциями по организации мониторинга проблемной задолженности.

Банки-кредиторы в обязательном порядке должны передавать в бюро кредитных историй информацию о проблемных кредитах, предоставленных предприятиям и организациям. Осо-

бое внимание необходимо уделить заемщикам — юридических лицам, включенным Правительством РФ в список стратегических предприятий. Государственная поддержка данной группы заемщиков должна быть обусловлена полной прозрачностью и обязательным формированием кредитной истории в Центральном каталоге кредитных историй. Кредитная история должна включать информацию о всех относящихся к банковским кредитам событиям и фактам, включая подачу кредитором иска, заключение мирового соглашения или соглашения о реструктуризации долга.

Центральный каталог кредитных историй на конкурсной основе заключает договор с одним из бюро кредитных историй, осуществляющим сбор и анализ кредитных историй проблемных должников и стратегических предприятий.

Результаты соответствующего мониторинга используются для выявления кризисных отраслей, регионов, предприятий и кредитных организаций и доступны для сотрудников Банка России и Правительства РФ, а также Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов.

В целях мониторинга долгового рынка следует также шире использовать потенциал рейтинговых агентств. Необходимо обобщить накопленную за последние месяцы практику присвоения кредитных рейтингов российским банкам в условиях превращения рейтингов в критерий, используемый при предоставлении Банком России кредитов без обеспечения, распространить практику «обязательного» рейтингования банков на иных финансовых посредников и предприятия реального сектора, организовать непрерывные консультации Банка России и Внешэкономбанка с представителями «признанных» рейтинговых агентств, а также установить легитимную процедуру аккредитации рейтинговых агентств при Банке России.

В условиях кризиса созданные в течение последних летрыночные институты — бюро кредитных историй, рейтинговые агентства и коллекторские компании (даже несмотря на неполное регулирование) — могут и должны доказать свою жизнеспособность и рыночную эффективность. 5. Создание Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов Принципиально возможны несколько схем организации Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов:

• самостоятельное юридическое лицо — государственная корпорация или акционерное общество. Именно в такой форме создано Агентство по реструктуризации жилищных ипотечных кредитов;

• самостоятельное юридическое лицо (спецюр-лицо, специальная проектная компания), обладающее специальной организационно-правовой формой и правоспособностью (по аналогии с ипотечным агентом, аккумулирующим ипотечные кредиты и закладные для их последующего рефинансирования);

• паевой или акционерный инвестиционный фонд, управляемый уполномоченной государством управляющей компанией(например, Внешэкономбанком);

• кредитная организация, в том числе на базе одной из действующих кредитных организаций, находящихся под процедурой санации;

• структурное подразделение Агентства по страхованию вкладов или иной существующей государственной структуры.

В зависимости от организационно-правовой формы Фонда его создание (учреждение) может потребовать внесения изменений в действующее законодательство и занять от1доЗ мес.

Основной задачей Фонда станет выкуп проблемной задолженности у кредитных организаций, ее последующее обслуживание и, по возможности, рефинансирование на рыночных условиях. На начальном этапе выкуп задолженности будет осуществляться Фондом за счет государственных средств.

Взыскание проблемной задолженности организовано с привлечением коммерческих кол-лекторских агентств. Фонд устанавливает единые стандарты деятельности уполномоченных коллек-торских агентств, что позволит защитить права должников и повысить правовую определенность в отсутствие специального законодательства, до принятия федерального закона, регулирующего коллекторскую деятельность.

Фонд заключает договоры об обслуживании задолженности с кредитной организацией, что обеспечивает ее участие и ответственность на этапе взыскания долга.

Способом повышения ответственности банков за качество переданных Фонду проблемных долгов является включение в договоры купли-продажи условия о рассрочке (отсрочке) платежа или уступка на условиях факторинга. При заключении договора кредитной организации уплачивается незначительная доля номинала проблемного долга (до 30%), а затем по мере его взыскания и в зависимости от качества возвращается оставшаяся сумма. 6. Работа с обеспечением и залогами При взыскании проблемной банковской задолженности особое внимание следует уделить работе с обеспечением и залогами. Объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям и организациям на 1 февраля 2009 г.,

составил почти 13 трлн руб. Более двух третей этой суммы обеспечены залогом предприятий и недвижимости: земельными участками, зданиями и сооружениями, морскими и воздушными судами. Задолженность граждан перед банками составляет более 4 трлн руб. Из них около 1 трлн руб. кредитов обеспечены залогом жилой недвижимости. Таким образом, более половины объема обеспечения в сделках банковского кредитования приходится на недвижимое имущество.

Не менее широко в банковском кредитовании используется и движимое имущество — автомобили, оборудование, ценные бумаги, права требования. По оценке Ассоциации региональных банков России, общая масса обеспечения на сегодняшний день превышает 25 трлн руб.

Увеличение объема невозврата кредитов вынудит кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение. Этот процесс приобретет к концу 2009 г. особый размах: по некоторым оценкам, общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями, может увеличиться в 5 раз по сравнению с серединой 2008 г. Наряду с этим новое законодательство о залоге (Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество») предусматривает широкие возможности для обращения взыскания во внесудебном порядке. Существенно повышена очередность залоговых кредиторов в конкурсном и исполнительном производствах.

Все это создает условия для перехода под контроль кредитных организаций существенной части производственных активов и формирования на их основе финансово-промышленных конгломератов. В дальнейшем, по мере стабилизации ценовой конъюнктуры, будет происходить оптимизация структуры таких конгломератов и их постепенное превращение в региональные финансово-промышленные группы.

Следует отметить очевидное несовершенство действующего законодательства об обеспечении, предусматривающего единственный механизм обращения взыскания на заложенное имущество — его продажу. В условиях значительного снижения ценовой конъюнктуры немедленная принудительная продажа имущества, в том числе недвижимости, даже на условиях публичного аукциона, не гарантирует получения собственником и взыскателем справедливой цены. В большей части юрисдикций наряду с принудительной продажей

предусмотрен также такой способ обращения взыскания, как принудительное управление. При этом предприятие или недвижимое имущество, способное приносить доход, не продается по бросовым ценам, а передается под управление специальному управляющему, который в счет погашения задолженности регулярно переводит взыскателю вырученные от ее использования денежные средства.

Таким образом, по мере взыскания задолженности (или получения отступного) кредитными организациями и Фондом аккумулирования и выкупа проблемных долгов будет происходить замещение финансовых активов (прав требования): одна их часть будет «превращаться» в денежные средства, адругая — в производственные активы.

7. Рефинансирование Фонда проблемных долгов

Права требования и денежные суммы, получаемые взыскателями (кредитными организациями и Фондом), могут выступать обеспечением для привлечения ими финансирования на рыночных условиях (в том числе при дополнительных гарантиях со стороны внешних обеспечителей). В течение последних лет на развитых рынках получили распространение сделки рефинансирования проблемной задолженности. Ключевой задачей при проведении таких сделок является определение справедливого коэффициента дисконтирования, правильная оценка размера возмещения и потерь, а также создание надежной структуры, привлекательной с точки зрения инвесторов. Тем самым в целях рефинансирования проблемных долгов становится возможным использовать современные техники финансирования, включая выпуск обеспеченных ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование. Это позволит привлечь рыночные источники капиталадля последующего выкупа проблемной задолженности.

8. Рекапитализация кредитных

организаций, участвующих в системе

управления кредитной задолженностью

Списание проблемной задолженности, продажа «плохих» активов кредитных организаций с существенными дисконтами, на условиях первоначального получения не более 30 % номинала, а также замещение денежных требований производственными активами (не имеющими в условиях кризиса адекватной рыночной оценки) повлечет заметное снижение собственного капитала кредитных организаций. В ситуации обострения долгового кризиса давление на совокупный капитал банковской системы может принять характер, угрожающий устойчивости национальной валюты, бесперебойности платежной системы и национальной финансовой безопасности.

Превентивной мерой, позволяющей купировать указанные негативные последствия, является рекапитализация банковской системы. В отличие от ранее предпринятых мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковской системы, проведение рекапитализации является длительной процедурой. Ее подготовка и осуществление даже при согласованных действиях всех участников процесса могут занять от 6 мес. до года и потребует «ручного» управления со стороны федеральных и территориальных органов денежной власти при одновременных действиях, предпринимаемых в отношении сотен кредитных организаций.

В условиях финансового кризиса единственным источником средств для рекапитализации банковской системы является федеральный бюджет. Таким образом, при внесении изменений в законы о федеральном бюджете на 2009 — 2010 гг. следует предусмотреть выделение средств на восполнение капитала российской банковской системы. По предварительным оценкам, в течение следующих 2 лет на это может потребоваться от 2 до 5 трлн руб.

В целях увеличения капитала первого уровня кредитных организаций могут быть предложены следующие меры:

• выкуп государством, Банком России или специализированным агентом правительства привилегированных или обыкновенных акций кредитных организаций, в том числе с передачей частным собственникам банков опционов на приобретение соответствующих акций по истечении 3 — 5 лет;

• предоставление кредитным организациям субординированных кредитов сроком свыше 30 лет.

В качестве временной антикризисной меры предоставить всем кредитным организациям налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на 3 года, а также отказаться от вычитания из капитала банков долей участия в хозяйственных обществах в случае участия в капитале дочерней кредитной организации (банковская группа).

В целях увеличения капитала второго уровня кредитных организаций предлагаются следующие меры:

• увеличение отношения капитала второго уровня к капиталу первого уровня;

• -выведение на финансовый рынок гибридных инструментов;

• упрощение процедуры предоставления субординированных кредитов Банком развития, в том числе исключение условия одновременного предоставления средств акционером, и увеличение доли таких кредитов до 30 % капитала.

С учетом резкого снижения доходов федерального бюджета средства для рекапитализации банковской системы следует изыскивать за счет увеличения размера государственного долга. Выкуп банковских акций государством может производиться не посредством внесения денежных средств, а путем передачи кредитным организациям государственных облигаций, выпуск которых осуществляется в указанных целях. В последующем эти ценные бумаги могут использоваться кредитными организациями в сделках краткосрочного ломбардного кредитования.

Использование предлагаемой схемы позволит смягчить инфляционные последствия рекапитализации, а также существенно расширить объем финансовых инструментов, включенных в ломбардный список Банка России. В ситуации острого кризиса на рынке корпоративных облигаций и резкого снижения его объемов целенаправленные шаги по увеличению выпуска государственных облигаций позволят смягчить негативный эффект, вызванный резким сокращением доли рыночных активов в банковских балансах.

По оценкам Ассоциации региональных банков России, использование облигационной модели рекапитализации приведет к увеличению государственного внутреннего долга не более чем на 7% ВВП.

9. Правовая база, обеспечивающая функционирование системы управления проблемной задолженностью Реализация настоящей Концепции потребует изменения действующего законодательства и нормативно-правовой базы Банка России. Необходимые изменения корпоративного и налогового законодательства в значительной степени будут определяться выбранной организационно-правовой формой Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов.

Законодательное закрепление государственного участия в капитале кредитных организаций и выделение соответствующих средств потребует корректировки бюджетного законодательства.

Помимо этого в целях обеспечения достаточности собственного капитала кредитных организаций и стимулирования кредитования в качестве временной меры предлагается на срок до 36 мес:

• установить специальное значение норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)в размере 8 %;

• ослабить требования к соблюдению норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), в том числе в отношении ссуд, предоставленных в иностранной валюте.

В целях укрепления пассивной базы кредитных организаций предлагается:

• введение в законодательство безотзывных вкладов;

• использование неконкурентных заявок при проведении аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения;

• снижение ставок по кредитным операциям, проводимым Банком России (по мере снижения девальвационных ожиданий);

• расширение перечня видов нерыночных активов (ссуд), принимаемых в обеспечение в рамках Положения ЦБ РФ от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»;

• рассмотреть возможность опубликования списка предприятий, вотношении которых Банк России осуществляет мониторинг финансового состояния (около 14тыс. заемщиков), что позволит территориальным управлениям ЦБ «автоматически» распространять действие Положения ЦБ РФ от 12.11.2007 № 312-П на банковские ссуды таким предприятиям;

• стимулировать процедуру выпуска банковскими заемщиками биржевых облигаций с их последующим приобретением кредитными организациями и использованием в сделках РЕПО с Банком России.

С учетом нарастания кризисных явлений в финансовом и реальном секторах экономики в качестве временной меры предлагается отказаться от критериев, направленных на оценку доходности (рентабельности) и финансового состояния, при оценке деятельности кредитных организаций и их заемщиков, в том числе:

• исключить критерий безубыточности деятельности кредитных организаций из методики отнесения к группам надежности;

• отказаться от оценки рентабельности кредитных организаций для целей допуска в систему страхования вкладов (Указание Банка России от 30.04.2008 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков»);

• в Положении ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» понизить требования к финансовому состоянию заемщиков при определении размера резервов.

В целях повышения эффективности залогового обеспечения в условиях нарастания просроченной задолженности предлагается повысить эффективность процедур обращения взыскания на предмет

залога, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исключить налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации заложенного имущества;

• снять ограничения на отражение на банковском балансе имущества, полученного в результате присвоения предмета залога или получения отступного;

• внедрить механизм учета залогов движимого имущества, включая автомототранспортные средства.

В целях выравнивания валютной позиции кредитных организаций и снижения валютных рисков банковского сектора разрешить формирование части Фонда обязательного резервирования под валютные пассивы в иностранной валюте.

В целях общего снижения расходов кредитных организаций следует ограничить основания для проведения их проверок и перечень проверяющих органов.

В целях обеспечения равенства прав кредиторов и их пропорционального удовлетворения целесообразно шире использовать практику заключения мировых соглашений. Возможность заключения мирового соглашения должна быть предусмотрена, в том числе при банкротстве кредитной организации. Следует способствовать внедрению в практику восьми принципов реструктуризации задолженности со множественностью кредиторов, разработанных Международной ассоциацией профессиональных участников процедур реструктуризации и банкротства (INSOL International). 10. Основные опасности и риски В случае игнорирования проблемы просроченной задолженности и заметного снижения капитала кредитных организаций в среднесрочной перспективе вероятна реализация нескольких системных рисков.

В отличие от кризиса ликвидности разрастание кризиса плохих долгов будет протекать скрыто (латентно). Однако последствия этого процесса, несмотря на его вялотекущий характер, могут оказаться гораздо более разрушительными, нежели итоги предыдущих обвалов.

Действительный масштаб проблемы невозможно определить в условиях недостаточной прозрачности, вызванной общим снижением требований к достоверности финансовой отчетности кредитных организаций. Без запуска новых механизмов сбора и анализа информации о проблемной задолженности уменьшить этот риск не представляется возможным.

Существует реальная опасность того, что значительная часть крупных заемщиков начнет злоупотреблять возможностями реструктуризации

задолженности перед кредитными организациями, апеллируя в целях защиты к государственным органам. Рассмотрение судебными инстанциями исков банков-кредиторов будет все более затягиваться. Применение мер обеспечения иска, включая арест счетов и имущества ответчика, в отношении крупных и градообразующих предприятий на практике станет невозможным, так как будет признан государственными органами мерой, подрывающей социальную стабильность.

Широкое использование «принудительной» реструктуризации приведет к размыванию банковских активов, критическому нарастанию доли пролонгированных ссуд, регулярному возникновению локальных кризисов ликвидности и кассовых разрывов с постепенным увеличением их глубины.

Поводами для обострения ситуации станут периодическое понижение рейтингов финансовых институтов, что при определенных условиях может вызвать лавиноопасные процессы, связанные с возникновением у контрагентов требований по немедленному возврату долга, и кросс-дефолты. Спусковым крючком для возникновения рыночной паники и кризисов доверия в отношении отдельных кредитных организаций могут оказаться рыночные слухи, ставшие предметом гласности факты непогашения задолженности крупными банковскими заемщиками, начало процедур реструктуризации кредитов и синдикаций.

Снижение платежной дисциплины граждан и рост объемов необеспеченной просроченной задолженности физических лиц при отсутствии эффективных механизмов личного банкротства приведут к «зависанию» миллионов потребительских кредитов при невозможности их практического взыскания.

Сохраняющаяся длительное время неопределенность в вопросе участия государства в капитале коммерческих банков вызовет паралич региональной финансовой системы при ориентации рыночных субъектов на крайне ограниченное число ныне существующих кредитных организаций с государственным участием. Это спровоцирует резкое уменьшение доступности финансовых услуг и нарастание социальной напряженности в регионах.

В ситуации массового нарушения основных принципов кредитования — возвратности, платности и срочности — катастрофически возрастет риск обрушения системы кредита как таковой, поскольку она основана на доверии к заемщику и его ответственности за возврат долга.

Неэффективность и длительность судебных процедур, практическая невозможность взыскания долга, отсутствие реальных рычагов влияния на заемщика в условиях кризиса могут привести

к окончательному разбалансированию кредитно-финансового механизма страны и невозможности для банков выполнения обязательств перед юридическими и физическими лицами, вкладчиками и владельцами банковских счетов. В результате объем обязательств системы страхования вкладов и государства (как субсидиарного должника) перед гражданами может многократно превысить размер накопленного АСВ фонда страхования вкладов и сумму средств, требуемых для рекапитализации банковской системы.

Утратадоверия к кредитно-финансовым институтам и потеря банковским кредитом исходного экономического содержания отбросит экономику России как минимум на 15 лет назад и вынудит

финансовые власти вернуться к нерыночным способам финансирования экономики, использовавшимся в начале 1990-хгг.: прямым бюджетным кредитам, государственным гарантиям товаропроизводителям, регулярному списанию бюджетной задолженности и т. д.

Таким образом, отказ от поддержки и сохранения капитала финансовых посредников приведет к формированию ущербной экономической модели, предполагающей прямое, нерыночное распределение бюджетных ресурсов, что делает ее заведомо неэффективной и неконкурентоспособной, лишенной какого-либо потенциала развития в пост-кризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.