УДК 65.01:378.4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ
Е.О. Чайчук1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),191023,
Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21
Статья посвящена актуальным вопросам развития системы образовательных услуг. В ней рассмотрены аспекты управления системой высшего образования.
Ключевые слова: совершенствование, высшее образование, управлениезнаниями, моделирование, бизнес-процесс
CONCEPTUAL ASPECTS OF EDUCATION MANAGEMENT AS BUSINESS PROCESS
E.O. Chaychuk
Sankt-Peterburgsky state economic university, 191023, St. Petersburg, Sadovaya St., 21
The article is devoted to topical issues of development of the system of educational services. The article are presented aspects of the management of education.
Keywords: improvement, higher education, knowledge management, modelling.
Согласно определению, данному в Советском Энциклопедическом словаре, моделированием называется исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов через создание и изучение их аналогов в материальной форме, знаковой форме и форме подражания.
Эффективность управления образованием во многом связана с моделированием управленческих и образовательных процессов, что во многом соответствует понятию планирования. Оно предполагает определение необходимых ресурсов, организационной формы и организационной структуры. Определение параметров процесса управления образованием и параметров определения эффективности функционирования системы управления и соответствия существующего процесса институциональным требованиям, которые предъявляют государство и общество к образовательной деятельности и ее результатам, также входит в эту систему.
В процессе моделирования управления образованием используются различные схемы, таблицы, графики, матрицы показателей, которые позволяют максимизировать описание характеристик, свойств исследуемого объекта в процессе его функционирования, социокультурную динамику образовательной деятельности с целью дальнейшего прогнозирования развития высшего учебного заведения.
Основой процесса моделирования управления образованием является построение
концептуальной модели, то есть описание данного явления в системе внешних и внутренних факторов, которые отражены в соответствующих показателях. Для этого, как правило, используется метод PEST-анализа, который позволяет определить и классифицировать факторы, влияющие на процесс управления образованием, методы математического анализа экспертных оценок влияния на управление рассматриваемых факторов, методов построения когнитивных карт, позволяющих схематично изобразить исследуемое явление в динамике изменений, метод SWOT-анализа, который дает возможность охарактеризовать систему управления образованием и образовательным процессом.
Концептуальная модель с помощью показателей и критериев институциализирует системные требования к исследуемому явлению, в нашем случае к управлению образовани-ем.При этом, следует отметить, что основной сложностью моделирования процесса управления образованием, как сложным социокультурным и социоэкономическим процессом, является количественное измерение переменных.
Таким образом, концептуальная модель управления образованием является теоретическим обоснование целостности объекта исследования, содержит системные представления о нем и, как правило, формируется на основе теоретических положений и результатов эмпирических исследований, которые использованы в концептуальной модели переменных.
Чайчук Евгений Олегович - аспиранткафедры Менеджмент таможенного и страхового сервисаСПбГЭУ, тел. +7 911 3286324,e-mail: [email protected]
В связи с тем, что исследуемый нами процесс относится к группе процессов управления, концептуальная модель управления представляет идеализированное представление об исследуемом объекте и является нормативной моделью, которая включаюет компоненты целеполагания, мотивацию и динамику изменений.
Нормативное моделирование в методических основах во многом совпадает с нормативным прогнозированием. В некотором отношении правомерно утверждение, что прогнозирование является частью нормативного моделирования. Во-первых, для построения нормативной модели необходим прогноз. Во-вторых, нормативную модель можно вполне рассматривать, как ретроспективный поворот (возврат) прогнозной модели в современное или продвинутое по отношению к современному состоянию объекта» [1].
Процедура прогнозирования - этоана-лиз проективных ситуаций под действием вводимых факторов, выявление последствий действия таких факторов, их оценка. Наиболее динамичным фактором является внедрение новых и свертывание старых моделей. К таким действиям система образования особенно чувствительна. Под влиянием автоматизации и компьютеризации качественно меняется содержание труда во всех ее традиционных профессиях [2].
Прогнозирование предполагает диагностику объекта, которое включает выявление и анализ проблемных и стабильных ситуаций. Можно предположить, что проблематичность и напряжённость в деятельности зависит от согласованности состояний побудительных, ори-ентационных, адаптивных и коммуникативных механизмов. В свою очередь, проблематичность в образовании связана с мерой соответствия учебной деятельности современным тенденциям. Наиболее существенный шаг в прогнозировании состоит в поиске факторов, разрешения проблемных ситуаций, противоречий развития и функционирования объекта, их адекватного отражения в прогнозных (идеальных) моделях» [1].
В модели, которую мы рассматриваем, возможно выделить три блока элементов, представленных предметно - функциональной и ценностной направленности, интерсоциальной (внешней) и интрасоциальной (внутренней) организации. Элементы предметно - функциональной и ценностной направленности составляют некую ось, вокруг которой образуется поле деятельности. В этом поле, как между двумя полюсами, происходит взаимное отталкивание и притяжение элементов. Таким образом, поле символизирует ценностный характер деятельности: в принятии и отталкивании интерсубъ-
ективного содержания заключен вектор ценности» [1].
В данном контексте, относительно предметно - функциональнойи ценностной направленности возможны следующая интерпретация:
1. Функция, как направление и квинтэссенция содержания деятельности, может быть отражена в понятии «вид работы». Применительно к нашему объекту исследования - это образовательная деятельность или образование, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3].
В контексте экономических отношений и теории человеческого капитала функцией управления является формирование человеческого потенциала и накопление человеческого капитала. При этом, под человеческим потенциалом мы понимаем имеющиеся знания, умения, навыки, компетенцию, здоровье, менталитет, культуру продолжительность жизни, а человеческий капитал показывает реализацию человеческого потенциала, которая отражена в виде добавленной стоимости или прироста навыков и компетенций, здоровья и продолжительности жизни.
2. Ценностная ориентация, которая зависит от базовой системы ценностей, формируемых общественными отношениями, определяет цель - модельпредполагаемого результата. Вариантами ценностной ориентации могут быть:
- всестороннее развитие личности;
- формирование квалифицированного потребителя;
- развитие творческих или предпринимательских способностей;
- формирование функциональной готовности к выполнению определенных обязанностей и др.
При этом, ценностные ориентации должны опираться на систему принципов.
Согласно Федерального закона № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принципами управления образованием являются:
1) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и
Е.О. Чайчук
свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
3) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
4) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
5) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленность образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
6) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
7) автономия образовательных организаций, академические права и свобода педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность высших учебных заведений;
8) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
9) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
10) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования [3].
3. Цель управления образованием определена образовательными стандартами и предполагает зависимость уровня и предполагаемой квалификации от определенных компетенций и квалификации, то есть определенного уровня знаний, умений, навыков, которые характеризуют подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Интерсоциальная организация предполагает применение определенных методов и последовательности деятельности, что отражается в основных образовательных программах, нормативной документации, а также включает в себя образовательную инфраструктуру, используемое оборудование, источники информации и систему коммуникаций.
Технология или организация действия факторов для достижения результата и поставленной цели представляет собой последовательность процедур. Посредством технологий обеспечивается координация и синхронизация факторов разного уровня. В работе социолога используются различные технологии фундаментального и прикладного исследования: диагностика, прогнозирование, социальное проектирование, обработка данных на ЭВМ и др. Примером частной технологии может служить «Диагностика профессиональной ориентации абитуриентов»[4].
Интрасоциальная организация представляет собой балльно-рейтинговую и другие системы оценочных средств, которые используют индикаторы и показатели. Современная модель управления образованием в контексте теории систем является, по нашему мнению, производной от экономической модели, которая базируется на товарно-денежных отношениях и тенденциях мирового рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, предполагает, что деятельность образовательных учреждений и управление образованием должны быть ориентированы на рыночные отношения и использование современных механизмов моделирования управленческих процессов.
Одним из таких механизмов является построение бизнес-моделей и моделирование деятельности организаций в сфере услуг. Бизнес-модель необходима для описания принципов создания, функционирования и развития организации, в том числе и образовательных учреждений. Следует отметить, что, согласно теории бизнес-моделирования, бизнес-модель предполагает определение следующих компонентов:
- потребительский сегмент;
- каналы сбыта предлагаемых товаров и
услуг;
- потоки поступления доходов от реализованных ценностей для клиентов организации;
- основные ресурсы, необходимые для создания и реализации товаров и услуг;
- определенные виды деятельности, создающие товар и услуги [5].
В целом, бизнес-модель в системе высшего образования определяется стратегией развития, которая во многом зависит от имеющихся ресурсов. Наиболее часто в системе управления образованием применяется стратегия ли-
дерства, стратегия диверсификации, стратегия фокусирования, стратегия экономии на издержках, стратегия лидерства по цене («ценовой демпинг»).
В Российской Федерации в настоящее время активно применяется стратегия интеграции, предполагающая объединение организаций и их ресурсов.При этом, независимо от стратегии, значительная часть элементов бизнес-моделей учреждений высшего образования остается достаточно сходной.
Например, основной потребительский сегмент учреждений высшего образования является предоставление образовательных услуг. Дополнительным сегментом для большинства образовательных учреждений высшего образования является выполнение научно-исследовательских работ и оказание образовательных услуг в сфере профессиональной переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
При этом, интересы потенциальных клиентов - потребителей образовательных услуг (абитуриентов) достаточно различны и отличаются от интересов выгодоприобретателей — государства, предприятий и учреждений, домохозяйств. Это обуславливает применение большинством образовательных учреждений стратегии диверсификации, которая предлагает большое количество вариантов обучения по различным направлениям и специальностям образовательной подготовки [6].
В этом контексте государство, прежде всего, в лице государственных органов управления образованием определяет институциональные требования к качеству высшего образования, что отражено, во многом, в государственных образовательных стандартах и нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации и требованиях к количеству и ассортименту предоставляемых услуг, что отражено в количестве и распределении выделяемых государством бюджетных мест. Предприятия реального сектора экономики участвуют в контроле формируемых в процессе обучения компетенций через участие в практике и ГЭК [7]. Их требования к результатам образования во многом отражены в служебных и должностных инструкциях, которые должны дополнять профессиональные стандарты.
В настоящее время, в связи с формированием во многих отраслях экономики профессиональных стандартов, с обязательным указанием взаимосвязи функциональных требований, которые предъявляются к работникам, и требований к базовому и дополнительному образованию предполагается, что образовательные учреждения в процессе планирования сво-
ей маркетинговой деятельности будут корректировать учебные планы и рабочие пргграммы дисциплин, максимально приближая содержание образования к требованиям профессиональных стандартов.
При этом, следует отметить, что ценность образовательной услуги для одной или нескольких групп потребителей может заключаться в следующем:новизна;известность образовательного учреждения;цена;популярность специальности обучения;доступность и др.
Учитывая, что новизна, вариативность изучаемых дисциплин и ряд других ценностей образовательной услуги ограничены нормативно-правовыми актами или же не воспринимаются потенциальными потребителями, как ценность, многие вузы в бизнес-моделировании опираются на такие ценности, как популярность и цена. Многие вузы в настоящее время предлагают дистанционное обучение, которое обладает не только доступностью, но и удобством получения услуги. Ряд учебных заведений предлагают рассрочку платежа или иные финансовые выгоды, которые отличают их предложения от предложений конкурентов.
Т.о., моделирование бизнес-процессов в современных социально-экономических условиях является объективной необходимостью, позволяющей учесть требования реального сектора экономики.
Литература
1. Ананишнев В.М. Социология образования.— М., МГПУ, 2006.-299c.
2. Тихонов А.В.Социология управления. М.: «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация», 2007.-472c.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)[эл.ресурс] // Система ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru /70291362/1/#block_1000#ixzz460 JolyYz (дата обращения 12.03.2016)
4. Зборовский Г.Е.Общая социология. - М., 2004.-592c.
5. Чайчук О.Е. Бизнес-модели в системе управления образованием / Чайчук О.Е., Пастухов А.Л. //Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы: сборник научных работ № 6. под ред. д-ра экон.наук, профессора, Почетного работника высшей школы РФ Г.Д.Дроздова. — СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2015.- С. 284-287
6. Пастухов А.Л. Развитие университетских комплексов в экономике знаний / А.Л.Пастухов, Г.А.Исаев // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии №1 (11)- СПб.: изд-во СПбГУСЭ, 2012.- С. 31-40
7. Пастухов А.Л. Глобализация как основа управления знаниями в сфере образования // Экономика и управление № 8 (82). - СПб.: СПбАУиЭ. - 2012. - С. 48-51.