Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты стратегии трансформации агроэкономики'

Концептуальные аспекты стратегии трансформации агроэкономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / АГРОЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова И. А.

В статье проведен комплексный анализ существующих стратегий развития агропромышленного комплекса субъектов Приволжского федерального округа. Обоснована авторская концепция стратегии социально-рыночной трансформации агроэкономики Саратовской области, включающая главную и частные цели и представленая в виде комбинации пяти «М» модернизации производственного потенциала, мелиорации сельскохозяйственных земель, малого агробизнеса (поддержка и развитие), мотивации труда, маркетинговой информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты стратегии трансформации агроэкономики»

22 (252) - 2012

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 631.145;631.153

концептуальные аспекты стратегии трансформации агроэкономики

И. а. Родионова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК E-mail: rodionov56@yandex. ru саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова

В статье проведен комплексный анализ стратегий развития агропромышленного комплекса субъектов Приволжского федерального округа. Обоснована авторская концепция стратегии социально-рыночной трансформации агроэкономики Саратовской области, включающая главную и частные цели, представленная в виде комбинации пяти «М» -модернизации производственного потенциала, мелиорации сельскохозяйственных земель, малого агробизнеса (поддержка и развитие), мотивации труда, маркетинговой информационной системы.

Ключевые слова: стратегия, развитие, трансформация, агроэкономика, модернизация, Саратовская область.

Многоплановое исследование процессов социально-экономического развития АПК увязывается с переходным периодом реформирования. Вследствие отсутствия эффективной государственной политики и сложившихся структурных диспропорций аграрная экономика оказалась в глубоком системном кризисе. Стабилизация и оживление агропромышленного производства, создание благоприятной макро- и микросреды развития аграрной сферы - важнейшая экономическая и политическая задачи. Для их решения необходимо коренным образом изменить ставший традиционным взгляд на сельское хозяйство как на второстепенный вид экономической деятельности и неиссякаемый источник финансирования несельскохозяйственной экономики, провести существенное углубление

исследований теоретико-методологических основ стратегии и тактики аграрной реформы.

Стратегия трансформации агроэкономики предполагает исследование условий, факторов и источников нового качества экономического развития. В самом общем виде под стратегией понимают соотношение целей и средств экономического развития в долгосрочном аспекте ее политики [9]. В экономическом словаре экономическая стратегия рассматривается как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [6].

Понятие стратегии Г. Минцберг определяет через так называемую комбинацию пяти «П»:

1) стратегия - план действий;

2) стратегия - прикрытие, действие, нацеленное на то, чтобы перехитрить своих противников;

3) стратегия - порядок действий, план может быть реализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

4) стратегия - позиция в окружающей среде, связь со своим окружением;

5) стратегия - перспектива, видение того состояния, к которому надо стремиться [2]. Стратегия социально-рыночной трансформации агроэкономики характеризуется возможностью обеспечивать положительную динамику повышения уровня жизни сельского населения, используя усло-

вия и факторы источников нового качества экономического развития, в том числе сбалансированного воспроизводства социального, природно-ресурсного, инвестиционного и инфраструктурного потенциалов, локализованных на территории области.

Разработке концептуальных аспектов стратегии трансформации агроэкономики Саратовской области предшествовал анализ существующих направлений развития АПК субъектов Приволжского федерального округа, который показал, что в них отражена главная цель - устойчивое развитие на основе модернизации производственного потенциала при росте качества жизни всего сельского населения. каждая из разработанных стратегий имеет свою специфику и существенно отличается в зависимости от региона, но большинство из них в качестве узлового ориентира выбрали модернизацию экономики на основе ресурсо- и энергосбережения.

В Республике Татарстан приоритетными направлениями развития АПК являются:

• создание условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выход инновационной продукции на внутренний и внешний рынки;

• создание привлекательных условий для вхождения инвесторов в сельхозпроизводство, формирование эффективных собственников с инвестиционными портфелями;

• мониторинговые агрохимические исследования состояния сельскохозяйственных угодий [7]. Стратегия развития АПК Башкирии в числе

приоритетных направлений дальнейшего развития предусматривает поддержку элитного семеноводства и почвенного плодородия в растениеводстве, создание стойкого ветеринарного благополучия в животноводстве. Особое внимание уделяется совершенствованию хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, модернизации отраслей, энергосбережению и повышению энергоэффективности сельскохозяйственного производства [3].

В Самарской области основной акцент делается на внедрении новых интенсивных, высокопроизводительных ресурсо- и энергосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции; формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в организациях аграрной экономики (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировок менеджеров и специалистов); создание и развитие действенной

и эффективной инвестпроводящей системы в АПК, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор [8].

Пензенская область предполагает обеспечить продовольственную безопасность на основе внедрения ресурсосберегающих технологий и осуществления технической и технологической модернизации сельского хозяйства. Основу стратегического развития животноводства составляет строительство крупных современных животноводческих комплексов. Наряду с масштабными проектами реализуются проекты по созданию небольших семейных ферм различного направления. В этой связи особое внимание уделяется созданию кооперативов по переработке и сбыту животноводческой продукции [4].

Чувашская Республика видит приоритеты в повышении качества аграрной продукции, в переходе на международные стандарты качества сельскохозяйственного сырья, увеличении выпуска продуктов питания с повышенной пищевой и биологической ценностью. Большое внимание уделяется увеличению объемов производства традиционных культур и посевов, востребованных на рынке культур. Крайне важно привлекать инвестиции для обновления техники и технологического оборудования в целях преодоления технической отсталости сельского хозяйства, а также внедрения инновационных технологий в растениеводство и животноводство, направленных на ресурсо- и энергосбережение, обеспечивающих экологическую чистоту продукции и снижение затрат на ее производство [5].

Программы и стратегии развития регионов по целям соотносятся с национальным проектом «Развитие АПК». В региональных программах и стратегиях развития АПК в основном отражаются только «ожидания» регионов, которые не увязаны с конкретными действиями по реализации проектов. В стратегиях предполагаются системные меры по достижению поставленных целей с учетом особенностей областей. Большинство стратегий характеризует «размытость» целей, они носят формальный характер, ориентированы на получение средств федерального бюджета для различных проектов.

Саратовская область отличается высоким при-родно-производственным потенциалом развития, но проведенный комплексный анализ трансформации аграрной экономики и оценка ее конкурентоспособности позволили выявить негативные системообразующие факторы, препятствующие качественному росту и повышению инвестиционной привлекательности. К

ним относятся высокая изношенность основных фондов, низкий уровень инвестиций в основной капитал, неэффективная занятость, слабая трудовая мотивация и неудовлетворительное состояние рынка труда.

Концепция развития АПК Саратовской области до 2020 г. направлена на достижение следующих целей:

• ускоренное развитие приоритетных подвидов сельского хозяйства и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства;

• развитие переработки сельскохозяйственной продукции по инновационным технологиям;

• развитие рыночной и материально-технической инфраструктур;

• обеспечение устойчивого социально-экономического развития села и создание достойных условий жизни сельского населения;

• соблюдение требований экологической безопасности, обеспечение сохранения и воспроизводства окружающей среды, повышение эффективности использования природных ресурсов [1]. По мнению автора, необходимо конкретизировать стратегические цели, действия и механизм их реализации посредством построения дерева целей. Так, реализация главной цели предполагает достижение частных целей, определяемых ресурсным потенциалом региона, способным обеспечить развитие сельского хозяйства в будущем. Из сформулированной главой цели вытекают частные цели, которые в виде фрагмента дерева целей первого рода представлены комбинацией пяти «М» (см. рисунок).

Элементы фрагмента дерева целей имеют следующее содержание.

1. Модернизация производственного потенциала сельского хозяйства. Предусматривает создание конкурентоспособного инновационно-самодостаточного экспортно ориентированного сельского хозяйства области, способного обеспечить продовольственную безопасность и диверсификацию экономики за счет приобретения новой техники и технологий, развития племенного животноводства, элитного семеноводства, создания системы государственного информационного обеспечения.

2. Мелиорация сельскохозяйственных земель. Сохранение и развитие орошаемого земледелия области для созда-

ния прочной и стабильной кормовой базы животноводства на основе долговременного улучшения компонентов природной среды, сохранения и повышения почвенного плодородия, а также обеспечение надежной эксплуатации гидромелиоративных систем. Саратовская область является одной из крупнейших в Юго-Восточной зоне Российской Федерации по производству сельскохозяйственной продукции. мелиоративный комплекс области выступает важным фактором стабилизации сельскохозяйственного производства в засушливых районах области, гарантированного производства кормов, выращивания овощей и картофеля.

В концепции развития АПК Саратовской области до 2020 г. включен раздел «Развитие орошаемого земледелия до 2020 года». Принятие федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель на период до 2020 года» дает возможность укрепить продовольственную безопасность России за счет увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях.

3. Малый бизнес: формирование и развитие. Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и обеспечение качественного и количественного роста эффективно работающих малых и средних предприятий в региональном АПК. Саратовская область является лидером по количеству закрепленной за крестьянскими фермерскими хозяйствами земли и доли производимой фермерами продукции в общей стоимости валовой продукции сельского хозяйства региона. Необходимо также существенно усилить роль малого и среднего агробизнеса в социально-экономическом развитии за счет повышения производительности труда.

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Фрагмент дерева целей

4. Мотивация труда работников сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд продолжает оставаться малопривлекательным, слабомеханизированным и низкооплачиваемым. Для более полного использования трудового потенциала, применения знаний и умений работника требуется сильная и устойчивая мотивация труда, предусматривающая сочетание стимулов материального, нравственного и психологического характера.

5. Маркетинговая информационная система. Радикальные изменения в агроэкономике обусловили необходимость поиска новых форм организации взаимодействия между участниками воспроизводственного процесса в АПК. Маркетинговая информационная служба для сельских товаропроизводителей способна взять на себя выполнение многих утерянных органами управления функций и привести к позитивным сдвигам в данном секторе экономики.

Международная практика управления реализацией стратегических задач развития показывает, что их достижение во многом зависит от способности органов государственной власти выстроить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегической цели. Механизм реализации стратегии трансформации аг-роэкономики должен предусматривать следующие инструменты государственного участия: 1) прямое финансовое участие государства в разработках региональных программ поддержки инновационного агробизнеса преимущественно за счет средств частных инвесторов и пере-

смотра действующего механизма расходования средств; обеспечение непрерывности инновационного цикла «наука - производство», включающего три основных механизма: «посевное», долевое и венчурное финансирование;

2) финансирование элементов инфраструктуры (частно-государственное партнерство, при котором государство берет ответственность за инфраструктурные объекты, а зоной ответственности бизнеса становится строительство производственных объектов, инновационных предприятий и т. д.;

3) косвенное регулирование бизнеса посредством мер общего характера, направленных на укрепление институциональных рамок ведения хозяйственной деятельности и формирование условий предпринимательства. Содержание концепции и механизм реализации

стратегии социально-рыночной трансформации Саратовской области представлены в таблице.

Таким образом, высокие темпы социально-экономического развития агроэкономики региона в долгосрочной перспективе будут во многом зависеть от реализации предложенных стратегических направлений. Агробизнес должен быть максимально интегрирован в социально-экономическую среду, а по результатам деятельности формировать новый уровень качества жизни населения и не противоречить потребностям общества. В то же время деятельность государственных органов, способы и формы оказания социальных услуг, налоговая и

Содержание концепции и механизм реализации стратегии социально-рыночной трансформации Саратовской области

№ п/п Подцели стратегии Перечень необходимых действий для осуществления поставленных целей Механизм реализации

1 Модернизация производственного потенциала сельского хозяйства Определить перечень первоочередных инновационных проектов на основе маркетингового изучения востребованности результатов их реализации; осуществить реконструкцию материально-технической базы сельского хозяйства, расширить систему лизинга сельскохозяйственной техники; освоить выпуск высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней на промышленных предприятиях области; обеспечить обновление машинно-тракторного парка, переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с использованием техники нового поколения отечественного и зарубежного производства 1. Прямое финансовое участие государства в разработках региональных программ поддержки инновационного агробизнеса преимущественно за счет средств частных инвесторов и пересмотра действующего механизма расходования средств; обеспечение непрерывности инновационного цикла «наука - производство», включающего три основных механизма: «посевное», долевое и венчурное финансирование

2 Мелиорация сельскохозяйственных земель Сохранить и обеспечить работоспособность существующего мелиоративного фонда области; привести в порядок оросительные системы, оснастить их поливной техникой и современными техническими средствами; осуществить реконструкцию орошаемых участков для использования малогабаритной дождевальной техники фронтального действия; предотвратить продовольственную зависимость страны от импорта и постоянного дефицита продуктов питания отечественного производства

Окончание таблицы

№ п/п Подцели стратегии Перечень необходимых действий для осуществления поставленных целей Механизм реализации

3 Малый бизнес: формирование и развитие Содействовать развитию правового, организационного и аналитического обеспечения деятельности субъектов предпринимательской деятельности; стимулировать финансовую поддержку приоритетных направлений развития малого и среднего агробизнеса; способствовать повышению качества жизни сельского населения, включающему развитие личных подсобных хозяйств населения, системы заготовок сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, подсобных промыслов и производств; обеспечение доступа мелкотоварных хозяйств к финансовым ресурсам через развитие системы микрокредитования субъектов малого бизнеса 2. Финансирование элементов инфраструктуры (частно-государственное партнерство, при котором государство берет ответственность за инфраструктурные объекты, а зоной ответственности бизнеса становится строительство производственных объектов, инновационных предприятий и т. д. 3. Косвенное регулирование бизнеса посредством мер общего характера, направленных на укрепление институциональных рамок ведения хозяйственной деятельности и формирование условий предпринимательства

4 Мотивация труда работников сельского хозяйства Осуществить комплекс мер по сокращению сельской безработицы и увеличению числа занятых в несельскохозяйственных видах деятельности на селе; налаживать партнерские отношения между основными социальными группами на селе в области решения конкретных социальных проблем: развитие взаимодействия между государством, обществом и бизнесом; создать условия, способствующие совершенствованию развития воспроизводства «человеческого капитала»; создать условия для развития интеллектуального капитала и содействовать получению качественного образования; укреплять институт сельской семьи как центр трудового и нравственного воспитания; развивать социальную, инженерную и архитектурную инфраструктуру

5 Маркетинговая информационная система Создать информационную базу, используя все средства и виды доведения информации для обеспечения потребностей сельских товаропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих структур АПК и других партнеров по агробизнесу всех форм хозяйствования; на основе существующих общеобразовательных и административных структур АПК создать систему консультационной деятельности, нормативной и правовой базы функционирования этой системы; обеспечение эффективной работы системы распространения оперативной информации о новейших разработках в агроэкономике; независимый мониторинг потребностей предприятий АПК в необходимых ресурсах и доведение информации до органов управления АПК различных уровней; ускорение адаптации субъектов агробизнеса к рыночным отношениям за счет повышения их информированности и комплексной профессиональной компетентности; развитие системы массовых маркетинговых коммуникаций, PR-технологии и рекламы как инновационной продукции предприятий АПК, так и результатов информационно-консультационной деятельности

бюджетная политика должны создавать условия для развития агробизнеса и повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе.

Список литературы

1. Концепция развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года. Саратов, 2011.

2. МинцбергГ. Стратегический процесс / пер. с англ., под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2001.

3. О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года: постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 № 370.

4. О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года): закон Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО.

5. О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года: постановление Государственного Совета Чувашской Республики от 22.05.2007 № 102.

6. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы: республиканская целевая программа. URL: http://agro. tatarstan. ru/rus/plans/rcp. htm.

8. Стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года: постановление правительства Самарской области от 12.05.2011 № 175.

9. Трубилин А. Экономическая стратегия развития сельского хозяйства России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. № 5. С. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.