в.в. меньших,
начальник кафедры математики и моделирования систем, доктор физико-математических наук, профессор
Е.Н. СЕРЕДА,
старший преподаватель кафедры математики и моделирования систем
(Воронежский институт МВД России) м
I
а
V.V. MENSHIKH, §
Chief, Department of Mathematics and System Modeling, ^
Doctor of Physics and Mathematics, Professor 2
X
E.N. SEREDA, |
Senior Lecturer, Department of Mathematics and System Modeling H
(Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia) §
О £ 03 ^
УДК 351.793.141 §g
* £
s с
и s о н
* у
и о и I
Ь к
Концептуальная модель и технология обучения коллективным действиям по принятию решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств
A conceptual Model and Methods of coaching personnel 5 ^
С ^
in Taking Quick collective Decisions as Emergencies Break out о I
< S
О с
В статье рассмотрены особенности техно- The article is devoted to methods employed to Xu
логии обучения сотрудников органов внутрен- coach police and interior forces personnel in tak- 5 щ
них дел коллективным действиям по принятию ing quick collective decisions in response to emer- E °
решений при чрезвычайных обстоятельствах. gencies. The authors propose a conceptual model
Представлена концептуальная модель органи- describing the organization of the training process.
зации процесса обучения. Разработана мате- They also develop a mathematical model which
матическая модель оптимизации траектории should allow users to find the best possible se-
обучения. quences of training.
Чрезвычайные обстоятельства, особенности принятия решений, технология обучения сотрудников органов внутренних дел, компетенции, оптимальная траектория обучения.
Emergency situations, features of the decisionmaking process, methods of teaching the personnel of internal affairs bodies, competence, optimal learning curve.
Под чрезвычайными обстоятельствами (далее — ЧО) понимают обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер [1]. В последнее время на территории Российской Федерации наблюдаются тенденции роста количества и масштабов негативных последствий ЧО природного, техногенного, биологического, социального характера, появляются новые виды и формы ЧО.
В этой связи актуальной задачей для органов внутренних дел является совершенствование подготовки кадров, способных эффективно выполнять служебные задачи при ЧО. Существующие в настоящее время проблемы кадрового обеспечения органов внутренних дел требуют дополнительной подготовки и повышения квалификации должностных лиц и использования для этого возможностей современных технологий обучения.
Основные недостатки сложившейся системы подготовки сотрудников органов внут-
51
СО
0
1
£
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о са
ьй <
Ä а S С
ы о
ЬЙ
и ы
ИР S
I—
о
U-
ы о ва о а
3
S
н и
0
1
-С
<
ы н
¡Зщ
и , с И
' S
Р I о ^
< Ed
Sc:
Ö и s ы и ш с о
52
ренних дел для действий в особых условиях рассматриваются В.Б. Княжевым и А.Ф. Май-дыковым [2]. Отмечено, что обучение, переподготовка и повышение квалификации сотрудников осуществляются в условиях недостаточного финансирования и сокращения объема учебного времени и выполняются, как правило, по усеченной программе. В процессе обучения учитываются не все особенности индивидуальной подготовки к принятию решений при возникновении ЧО. В частности, принятие решений сотрудниками органов внутренних дел при ЧО обусловлено не только сложившейся обстановкой, но и зависит от решений, принимаемых другими специалистами. Несогласованность решений может приводить к существенному снижению эффективности действий органов внутренних дел. Следовательно, возникает необходимость обучения коллективным действиям по принятию решений при возникновении ЧО. При этом необходимо учитывать ограничения на ресурсы (время принятия решений, наличие личного состава, вооружения, техники, спецсредств), ограничения на состав действий, которые регламентированы руководящими документами для соответствующего вида ЧО, ограничения на то, что решения принимаются коллективно и зависят от ситуации [5]. Целью настоящей работы является разработка концептуальной модели организации коллективного обучения сотрудников органов внутренних дел действиям по принятию решений при возникновении ЧО и математической модели оптимизации траектории их обучения.
При возникновении ЧО формируется рабочий аппарат, состоящий из групп по направлениям деятельности, состав и назначение которых зависят от вида ЧО и определяются в нормативных документах. Каждое направление деятельности имеет свою специфику. Следовательно, чтобы грамотно принимать решения, специалист должен обладать соответствующими компетенциями, связанными с умениями правильно определять вид ЧО, выполнять детальный анализ и прогнозирование развития конкретной ситуации, решать организационные проблемы, применять требования руководящих документов в сложившихся условиях, приобретать опыт выбора решений, разрабатывать планы действий, осуществлять слаженное взаимодействие, оформлять документацию и др. В связи с появлением новых видов ЧО эти компетенции необходимо постоянно совершенствовать.
Для качественного выполнения обязанностей по конкретному направлению деятельности требуется определенная совокупность профессиональных компетенций и соответствующий уровень сформированности каждой компетенции. Часть компетенций должна быть одинако-
во выражена у каждого специалиста независимо от выполняемой роли. Есть компетенции, которые уникальны и важны только для одного направления деятельности. Многие компетенции взаимосвязаны. Кроме того, каждый сотрудник уже имеет соответствующую специальность, квалификацию, стаж службы, опыт практической деятельности, т. е. необходимо учитывать уровень начальной подготовки. Важной задачей в процессе обучения коллективным действиям при ЧО является оптимальное распределение ролей обучающихся по направлениям деятельности и формирование команды, которая могла бы обеспечить эффективное взаимодействие и рациональное решение проблем, возникающих при ЧО, т. е. требуется сформировать такие характеристики команды, как единство цели, хорошие навыки совместной деятельности, специализацию и взаимодополняемость ролей [7]. Рассмотренные особенности накладывают определенные ограничения на организацию процесса обучения.
Одним из вариантов является дополнительное обучение и повышение квалификации на базе ситуационного центра [3, 6, 8]. Сочетание возможностей использования средств информационно-аналитической поддержки принятия решений, автоматизированной обучающей системы (далее — АОС), коллективных и индивидуальных форм обучения позволит осуществлять подготовку специалистов на качественно новом уровне. Целесообразно в процесс обучения включить следующие этапы: начальную подготовку обучающихся, обучение коллективным действиям по принятию решений при ЧО, анализ результатов обучения. На начальном этапе обучения выполняется:
— тестирование уровня подготовки обучающихся;
— формирование оценки составляющих вектора компетенций, которыми должен обладать обучающийся при принятии решений для заданного вида ЧО;
— выбор для каждого обучающегося того направления деятельности (роли), к которому он должен быть подготовлен [4];
— формирование траектории коллективного обучения.
На втором этапе обучения осуществляется:
— генерация ситуации ЧО (типовой, нетиповой) в зависимости от уровня подготовки команды;
— обучение команды (или нескольких команд);
— мониторинг эффективности действий каждого обучающегося по соответствующему направлению деятельности и команды в целом. Третий этап обучения предполагает формирование оценок пригодности обучающихся к выполнению обязанностей по заданному направлению деятельности, а также рассмотрение
возможности изменения распределения ролей в команде, повторения цикла обучения для другого вида ЧО и формирования компетенций для выполнения обязанностей сотрудником по альтернативному направлению деятельности. Также определяются виды ЧО, для действий в которых данный сотрудник наиболее подготовлен.
Эффективным способом проверки качества обучения специалистов могут быть командно-штабные учения и тренировки, на которых сотрудники органов внутренних дел в соответствии со своими функциональными обязанностями самостоятельно выполняют определенную работу по принятию решений в заданных ЧО.
Использование методов математического моделирования позволит изучить и проанализировать влияние различных факторов на процесс обучения коллективным действиям по принятию решений при ЧО, выбрать оптимальные стратегии, методы обучения и способы генерации образовательных траекторий.
Обучение каждого специалиста предполагает формирование или совершенствование определенного набора компетенций в результате выполнения действий по обучению. Каждый специалист получает компетенции, необходимые для заданного направления деятельности. Последовательность действий по обучению обусловлена взаимосвязями между компетенциями.
Введем следующие обозначения:
Ц1,...,1ЗК— возможные начальные, промежуточные и целевые состояния обученности специалистов, K — количество требуемых компетенций для рассматриваемого вида ЧО. Каждой компетенции соответствуют три координаты вектора компетенций (для порогового, базового и повышенного (продвинутого) уровня). Поэтому общее число координат равняется ЗК. Оценка составляющих вектора компетенций определяется по результатам тестирования и может принимать следующие значения: 1 — соответствующий уровень компетенции сформирован, 0 — не сформирован;
йу,у = 1,...,N — возможные для конкретных состояний обученности действия по обучению (самостоятельная работа, практическое за-
нятие в группе, работа с АОС, занятие на полигоне и др.), предусмотренные учебной программой, N — количество действий по обучению. Каждое действие по обучению формирует одну или несколько взаимосвязанных компетенций. Для получения некоторых компетенций может использоваться несколько альтернативных вариантов действий по обучению. Численными характеристиками действий по обучению является их стоимость и время выполнения.
Совокупность действий определяет возможные траектории обучения для каждого специалиста. Таких траекторий обучения может быть несколько. В зависимости от требований к подготовке специалистов выбирается траектория, которая приводила бы обучающихся в заданные целевые состояния либо за минимальное время, либо с минимальной стоимостью обучения.
Концептуальную модель организации обучения специалистов, отображающую взаимосвязь пространства возможных состояний обучен-ности с действиями по обучению, удобно представить в виде графа. Фрагмент такой модели на примере обучения коллективным действиям по принятию решений для одного из видов ЧО представлен на рис. 1.
В данном случае предполагается формирование базового уровня подготовки по трем компетенциям (К1 — знание руководящих документов, К2 — знание тактики оперативно-служебного использования органов внутренних дел, КЗ — умение выполнять анализ частной обстановки ЧО). Компетенция К1 должна быть сформирована до компетенций К2 и КЗ. Компетенции К2 и КЗ могут формироваться независимо друг от друга. у000, у100, у101, У110 обозначают начальные, промежуточные и целевые состояния обученности групп специалистов по направлениям деятельности L1 и L2. Возможные действия по обучению: d1 — практические занятия по обучению руководящих документов (компетенция К1), d2 — практические занятия по изучению тактики оперативно-служебного использования органов внутренних дел (компетенция К2), d3 — работа с АОС для формирования умений анализа частной обстановки ЧО (компетенция КЗ).
L1
L2
са О X
£ а О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о са
ьй <
Ä а S С
S
н и о X
л
<
ы н
и , с И
' S
Р S
< 3
ö и S ы и ш с о
53
Рис. 1. Фрагмент концептуальной модели организации обучения сотрудников органов внутренних дел для одного из видов ЧО
Рассмотрим математическое представление Найдем аналитические выражения для вы-задачи выбора оптимальной траектории обучения. числения значений этих показателей.
Обозначим: Обозначим:
СО
о
X
£
а
0
X
1
J3 <
ы н S
и 3 О а
03 v 8|
3
се
ЬЙ <
Ä а S С
И S о н
* у
и о И I
¡ЗЩ
и , с И
' S
Р S
О
< Ed
Sc:
Ö и s ы и ш с о
54
Qsd
V
1, если в-я компетенция предшествует
получению р-й компетенции; 0, если иначе.
1, если у'-е действие позволяет получить 5-ю компетенцию; 0, если иначе.
у е{1,...,М}, s,ре{1,...,К}.
Начальное и целевое состояние обучающихся задается следующим образом:
Ък.=
ек.=
если к- й специалист имеет до обучения 5-ю компетенцию; 0, если иначе.
\ если к-й специалист должен получить
в результате обучения 5-ю компетенцию; 0, если иначе.
Будем считать, что действия осуществляются по шагам так, что на каждом шаге выполняется одно действие по обучению или не выполняется ни одного действия.
Введем переменные:
1, если на г-м шаге обучения
. к- го специалиста
х„ =
выполняется у'-е действие;
0, если иначе.
1, если к- й специалист получит к _ при выполнении одного из действий * 5-ю компетенцию;
0, если иначе.
Основными показателями выбора последовательности обучения являются: Т — суммарное время обучения и С — суммарная стоимость обучения.
Л) (X,Y)
— момент начала j-го действия по обучению к-го специалиста.
Л) (XYY) + tj
— момент его окончания, где ^ — длительность 7-го действия.
(A (X) + tj) х
ск.
и
— момент окончания I -го шага обучения к-го специалиста, если на этом шаге выполняется у'-е действие.
max ($ (X ,7) + tj) xj
— момент окончания всех шагов по обучению к-го специалиста.
Тогда
T(X,Y) = max max (Aj (X,Y) + t t) x
k i, '
4 ■
Определим общую стоимость обучения С. Количество обучающихся 7-му действию на г-м шаге равна
M
a
ii = Х xv'
k =1
где М — общее число обучающихся. Стоимость обучения всем действиям, которое осуществляется на г-м шаге —
М N к=1 ]=1
Тогда
S М N 1=1 к=1 у=1
5) условие того, что каждый специалист получит компетенцию не меньше требуемой:
yk * ek;
(5)
— общая стоимость обучения, где $ — общее 6) условие того, что нет необходимости в по-число шагов обучения. лучении уже сформированной компетенции:
Опишем ограничения на оптимизацию указанных показателей, обеспечивающие правильность последовательности действий по обучению:
у: * ька.
(6)
1) условие соблюдения правильности после- Тогда задача оптимизации траектории обуче-довательности действий по обучению: ния имеет следующий вид.
VjVkVIVsVp гМ(А*{Х,¥)+^)<4{Х,Г); (1) где
1, если 1-е действие предшествует р-му действию по обучению; 0, если иначе;
2) условие того, что на каждом шаге выполняется только одно действие по обучению:
Задача 1.
Найти
(x*,Y*)= Arg min T(X ,Y)
(X,Y)
при ограничениях
C (X ,Y)<C и (1)-(6).
Задача 2.
VNjVkVl xyxfj = 0,j^l;
(2)
Найти X ,Y
(* * \ X ,Y )-
Arg min C(X,Y)
(X,Y)
3) условие того, что на каждом шаге обучения каждого специалиста выполняется не более одного действия:
N
14- -1;
j=1
(3)
4) условие того, что (г + 1) шаг обучения к-го специалиста начнется не раньше, чем закончится г-й шаг:
(А)(Х,7) + фХн I (X,r) + tj)j<*4
к „к Ml
(4)
Список литературы:
1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф. Особенности подготовки (обучения) слушателей Акаде-
при ограничениях Т(X, У) < Т и (1)—(6).
Таким образом, разработана концептуальная модель коллективного обучения сотрудников органов внутренних дел принятию решений при возникновении ЧО, позволяющая формировать оптимальную траекторию получения необходимых компетенций. Целью дальнейших исследований является разработка соответствующих математических моделей и алгоритмов: модели формирования оценки начального и конечного уровня подготовки обучающихся, алгоритма выбора оптимальной траектории обучения, модели и алгоритма генерации учебной чрезвычайной ситуации.
мии управления МВД России к действиям в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (З4). З. МеньшихВ.В., Пьянков О.В, Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для
са О X
£ а О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о са
ьй <
Ä а S С
S
н и о X
Л
<
ы н
и , с И
' S
Р х
< 3
ö и S ы и ш с о
55
со О X
£ а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
S
н и
0
1
J3 <
ы н
¡Зщ
и , с И
' S
Р Я
< ы
Sc:
Ö и s ы и ш с о
ы о са О а
3
56
обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9).
4. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Середа Е.Н. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2.
5. Меньших В.В., Середа Е.Н. Математическая модель оптимизации траектории обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3.
6. Меньших В.В., Середа Е.Н. Концептуальная модель автоматизированной интеллектуаль-
ной системы обучения сотрудников органов внутренних дел действиям в чрезвычайных ситуациях // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сб. труд. XXIII Всерос. конф. М., 2014.
7. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функционирования команд. М., 2008.
8. Холостов К.М. Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).
E-mail: [email protected]