Научная статья на тему 'Концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ'

Концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / ФРЕЙМИНГ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИМВОЛЫ / ДИСКУРС СМИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / CONCEPTUAL METAPHOR / FRAMING / COLLECTIVE SYMBOLS / MEDIA DISCOURSE / ECOLOGICAL AWARENESS / GLOBAL WARMING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Громорушкина А. А.

В данной статье предлагается рассмотрение концептуальной метафоры ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ, которая, согласно проведенному исследованию, является наиболее распространенной в современном экологическом дискурсе СМИ России. Этот вопрос рассматривается в рамках эколингвистического подхода, который получает всё более широкое распространение в XXI в. ввиду необходимости незамедлительного решения экологических проблем на глобальном уровне. Работа представляет собой краткий обзор литературы по исследуемым вопросам (как экологической, так и лингвистической тематики) с последующим описанием методики проведения исследования, презентацией и анализом полученных результатов. Основным методом является критический дискурс-анализ, выполненный в соответствии с методикой, предложенной З. Йегером и Ф. Майер. В работе приводится поэтапное описание реализации данного метода. Полученные результаты исследования иллюстрируются примерами с последующим указанием их релевантности по отношению к поставленной цели исследования. Также объясняется персуазивный характер приведенной концептуальной метафоры в соответствии с теорией Ю. Линка о системе коллективных символов и работой Дж. Лакоффа о необходимости фрейминга окружающей среды. В заключительной части работы обозначаются дальнейшие перспективы проведения исследования для разработки вопроса о формировании экологического сознания россиян печатными средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Громорушкина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL METAPHORS IN THE ECOLOGICAL MEDIA DISCOURSE

The article develops the ecolinguistic approach to consider the conceptual metaphor GLOBAL WARMING IS CRIME in the Russian ecological media discourse. The article has the following structure: in the introduction a brief overview of the latest scientific papers is given; further on, research methodology is described and the main results are presented and analysed. The main research method used in the paper is critical discourse analysis (CDA) suggested and developed by S. Jäger and F. Maier. This research method is thoroughly considered in the paper. The results of the study are provided with examples and commentaries that explain the relevance of the present research. Moreover, the theory of collective symbols developed by J. Link and the idea of framing the environment expressed by G. Lakoff are addressed to reveal the persuasive character of the conceptual metaphor GLOBAL WARMING IS CRIME. The conclusive part of the current paper gives a guideline to further research in the area.

Текст научной работы на тему «Концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ»

Лингвокогнитивные исследования

УДК 81-114.2

А. А. Громорушкина

аспирант кафедры общего и сравнительного языкознания ФГБОУ ВО МГЛУ; e-maiL: a.gromorushkina@gmaiL.com

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ СМИ

В данной статье предлагается рассмотрение концептуальной метафоры ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ, которая, согласно проведенному исследованию, является наиболее распространенной в современном экологическом дискурсе СМИ России. Этот вопрос рассматривается в рамках эколингвистического подхода, который получает всё более широкое распространение в XXI в. ввиду необходимости незамедлительного решения экологических проблем на глобальном уровне.

Работа представляет собой краткий обзор литературы по исследуемым вопросам (как экологической, так и лингвистической тематики) с последующим описанием методики проведения исследования, презентацией и анализом полученных результатов. Основным методом является критический дискурс-анализ, выполненный в соответствии с методикой, предложенной З. Йегером и Ф. Майер. В работе приводится поэтапное описание реализации данного метода. Полученные результаты исследования иллюстрируются примерами с последующим указанием их релевантности по отношению к поставленной цели исследования. Также объясняется персуазивный характер приведенной концептуальной метафоры в соответствии с теорией Ю. Линка о системе коллективных символов и работой Дж. Лакоффа о необходимости фрейминга окружающей среды. В заключительной части работы обозначаются дальнейшие перспективы проведения исследования для разработки вопроса о формировании экологического сознания россиян печатными средствами массовой информации.

Ключевые слова: концептуальная метафора; фрейминг; коллективные символы; дискурс СМИ; экологическое сознание; глобальное потепление.

A. A. Gromorushkina

PhD student at the Department of General and Comparative Linguistics, MSLU; e-maiL: a.gromorushkina@gmaiL.com

CONCEPTUAL METAPHORS IN THE ECOLOGICAL MEDIA DISCOURSE

The artide develops the ecolinguistic approach to consider the conceptual metaphor GLOBAL WARMING IS CRIME in the Russian ecological media discourse.

The article has the following structure: in the introduction a brief overview of the Latest scientific papers is given; further on, research methodoLogy is described and the main results are presented and analysed. The main research method used in the paper is criticaL discourse anaLysis (CDA) suggested and developed by S.J ager and F. Maier. This research method is thoroughly considered in the paper. The resuLts of the study are provided with exampLes and commentaries that expLain the reLevance of the present research. Moreover, the theory of coLLective symboLs deveLoped by J. Link and the idea of framing the environment expressed by G. Lakoff are addressed to reveaL the persuasive character of the conceptuaL metaphor GLOBAL WARMING IS CRIME. The concLusive part of the current paper gives a guideLine to further research in the area.

Key words: conceptuaL metaphor; framing; coLLective symboLs; media discourse; ecoLogicaL awareness; gLobaL warming.

Введение

Среди различных видов дискурса, которые анализируются современными лингвистами и к которым обращаются также представители других наук, особое место занимает экологический дискурс. В ХХ в. ввиду нестабильной политической ситуации в мире и растущих темпов производства экологические проблемы долгое время не получали должного внимания как в научной среде, так и со стороны общественности, что постепенно усугубляло экологическую ситуацию не только локально, но и на глобальном уровне. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. ученые стали говорить о том, что необходимо срочно предпринимать меры, иначе напряженная экологическая ситуация может превратиться в экологическую катастрофу. Так, Йохан Рокстрём совместно с целым коллективом исследователей из различных стран ввел понятие планетарных границ (planetary boundaries), которые понимаются как неприемлемые экологические изменения, возникшие по вине человека [Planetary boundaries: exploring the safe operating space for humanity 2009]. Всего было выявлено девять границ, три из которых человечество на тот момент уже пересекло: изменение климата, снижение биологического разнообразия и вмешательство в глобальный круговорот азота. Еще четыре границы находились в 2009 г. на критическом уровне, и только две пока остаются вне зоны риска. Пересечение последней, девятой, границы, приведет к необратимой экологической катастрофе планетарного масштаба.

Это лишь один из примеров, который был приведен нами по причине, пожалуй, наиболее проработанной методологии определения критических уровней при оценке влияния человека на окружающую

среду. Существует множество неутешительных экологических прогнозов, каждый из которых призывает общественность предпринимать активные меры по предотвращению глобальной катастрофы. В связи с этим представители разных, если не всех, наук вносят свой вклад в решение данной проблемы.

Экологическое движение привело к тому, что словосочетания «глобальное потепление» и «изменение климата» знакомы теперь абсолютному большинству людей, при этом понимание глубинной сути вопроса остается уделом немногих. Виной тому средства массовой информации, которые в значительной степени формируют экологическое сознание людей в соответствии с приоритетными задачами государства. Под экологическим сознанием мы понимаем «форму общественного сознания, находящуюся в стадии формирования, включающую в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно - реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы “общество - природа”»1.

Данное исследование посвящено анализу современного (20102018) экологического дискурса СМИ в России. Особое внимание уделяется персуазивной силе использованных концептуальных метафор.

Концептуальная метафора и система коллективных символов

Вслед за Е. С. Кубряковой, под концептом мы понимаем «опера-тивн(-ую) единиц(-у) памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания» [Кубря-кова 1997, с. 90]. Подчеркивается также, что самые важные концепты выражены в языке. Основываясь на вышеприведенном определении, можем также заключить, что «концептуальная метафора (англ. conceptual metaphor) - один из важнейших когнитивных механизмов, основанный на установлении связей между концептами (концептуальными структурами), относящимися к разным областям знания (доменам)» [Субботина URL].

Концептуальная метафора отличается от лингвистической тем, что метафорические связи устанавливаются не между двумя явлениями (лексическими единицами), а между двумя различными областями,

1 Цит. по: [Сухоруков 2017, с. 1].

или сферами знания: сферой-источником и сферой-мишенью. Концептуальная метафора называется так потому, что «для теории концептуальной метафоры (ТКМ) метафора - это процесс, происходящий на уровне человеческого мышления, а затем находящий отражение в языковых структурах» [Субботина URL].

Концептуальную метафору, которая часто встречается у разных авторов в различных источниках, необходимо рассматривать в тесной связи с коллективными символами. Под коллективными символами понимаются символы как культурные стереотипы, которые коллективно передаются и используются1. Таким образом, у коллективных символов есть коллективные продуценты и коллективные реципиенты, следовательно, коллективные носители. Известный немецкий ученый, литературовед, исследователь дискурса Ю. Линк говорит в этой связи об интердискурсе как об общих селективных культурных знаниях разного характера (политика, философия, медицина), интегрированных между собой. Так, например, мы можем иметь ограниченное представление о субъекте, однако благодаря коллективным символам мы будем понимать концептуальную метафору, связанную с ним. Как, например, пишет Ю. Линк, мы ничего не знаем про рак как заболевание, однако сразу понимаем, почему терроризм - рак нашего общества [там же].

Методология исследования

Основным методом проведения данного исследования является критический дискурс-анализ. Прежде всего мы опирались на поэтапное описание вышеназванного метода З. Йегером и Ф. Майер [Jager, Maier 2016].

Сначала нами была сформулирована цель исследования: выявить и проанализировать концептуальные метафоры, используемые в современных российских СМИ в статьях, посвященных тематике глобального потепления, особенно аномальной жаре.

Затем мы ограничили круг исследования экологическим дискурсом, где проблема глобального потепления находится в центре внимания, а не на периферии, тем самым исключив статьи политической и экономической тематики. Данное ограничение было введено исключительно для написания данной статьи. Исследование

1 Прив. по: [Jager 1992].

периферии экологического дискурса представляется нам не менее важным и является перспективой дальнейшей работы.

Следующим этапом явилось создание корпуса для последующего анализа. Были установлены временные рамки: 2010-2018 гг., так как первичное ознакомление с новостными интернет-ресурсами показало, что наибольшее количество статьей интересующей нас тематики приходится на летний период. Также необходимо было включить в исследование 2010 г., потому что это было особенно жаркое лето, которое вызвало общественный резонанс. Несомненно, СМИ отреагировали на это особенно большим количеством публикаций по теме «жара» и «изменение климата». Необходимо было также определиться с самими интернет-ресурсами. В результате материалами исследования явились публикации на сайтах (www.gazeta.ru/; ria.ru/; rg.ru/). «Газета.ру» является общественно-политическим интернет-изданием с высокими показателями посещаемости. РИА «Новости» - «международная медиагруппа, миссией которой является оперативное и взвешенное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события, включая те, о которых другие молчат» (ria.ru/docs/about/index.html). РИА «Новости» также утверждают, что занимают лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере. «Российская газета» является официальным печатным органом Правительства Российской Федерации. Таким образом, в исследовании были охвачены различные типы информационно-новостных интернет-ресурсов.

Затем был проведен структурный анализ полученного корпуса. Статьи были разделены на группы в зависимости от основной тематики, например, «Советы во время жары» и «Последствия жары». После этого был осуществлен количественный анализ статей в каждой группе. Малочисленные группы (например, «Глобальное потепление -вымысел») были исключены из дальнейшего анализа. Также были сопоставлены данные, полученные по каждой газете, между собой. Так, например, обнаружилось, что в «Российской газете» все статьи имеют схожую структуру и могут быть условно разделены только на две группы: «погодные аномалии» и их последствия. Тем не менее из общей выборки публикации с данного сайта исключены не были, так как они не противоречили общей картине, а дополняли ее. В итоге нами были отобраны 50 статей для дальнейшей работы.

Следующим этапом явилось проведение детального анализа дискурса. Наиболее типичные и репрезентативные фрагменты, отобранные на предыдущем этапе, были подробно проанализированы на предмет концептуальной метафоры. Фрейминг, обнаруженный в каждой отдельной статье, был проанализирован отдельно.

Последним этапом явился синоптический анализ, направленный на сравнение и сопоставление полученных результатов. На этом этапе были сформулированы общие выводы о том, какие концептуальные метафоры используются российскими печатными СМИ и каков их персуазивный потенциал.

Обсуждение и результаты

Проведенный анализ показал, что наиболее часто используемая в экологическом дискурсе СМИ концептуальная метафора -ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Сферой-источником в данном случае является криминалистика, а сферой-мишенью - изменение климата. Так, можно сказать, что в качестве преступника выступает жара, а в качестве жертвы - человек. Также есть примеры, когда человек является жертвой второго порядка (жертва жары - сельское хозяйство, а жертва неурожая - человек). Примеры данной концептуальной метафоры были обнаружены на всех трех анализируемых интернет-порталах:

1. Европа получила смертельный тепловой удар; Жители стран Европы гибнут из-за рекордно высоких температур; Горячий фронт идет от Африки, его жертвами уже стали несколько испанцев (www. gazeta.ru/social/news/2018/08/03/n_11866891.shtml).

2. Число жертв аномально высоких температур с 30 апреля достигло 144» (rg.ru/2018/08/14/shest-chelovek-stali-zhertvami-zhary-v-iaponii-za-nedeliu.html).

3. Нынче солнышко - это древнеславянское Ярило. Безжалостное и неумолимое (ria.ru/authors/20100806/262387554.html).

Также к данной концептуальной метафоре относятся такие примеры, как жара (=высокие температуры) угрожает, жара убьет, жара приводит к суициду и пр.; люди пострадали (пострадают), люди скончались [от жары], люди спасаются и пр.

Преступление - это противоправное действие в отношении кого-либо, т. е. преступник (в нашем случае жара) нарушает права жертвы

(в нашем случае человека). Как видно из приведенных примеров, в рамках данной концептуальной метафоры можно выделить концептуальные метафоры более низкого уровня: ЖАРА КАК УБИЙЦА и ЖАРА КАК АГРЕССОР. Во всех случаях жара и высокие температуры окружены лексическими единицами, имеющими отрицательную оценочную и / или эмоциональную коннотацию. Обращаясь к учению Ю. Линка о системе коллективных символов, стоит подчеркнуть, что «убийство», «жертва» и «преступление» являются коллективными символами в русской лингвокультуре (ср. «жертва обстоятельств», «преступление против совести» и «убивать свободное время»). В концептуальной метафоре ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ данные коллективные символы используются для того, чтобы подчеркнуть, усилить и символически закодировать отклонение от нормы. Тем самым у читателя создается впечатление, что он находится в позиции жертвы и ответственности за ситуацию не несет, что, несомненно, является ошибочным умозаключением, ведь на изменение климата влияет именно антропогенный фактор. Еще одно убеждение, формируемое данной метафорой, - во всех бедах, связанных с потеплением, виновата сама природа. Оно тесно связано с предыдущим, однако имплицирует другие убеждения: в сложившейся ситуации некого винить, так как природа - это не живой организм, обладающий разумом. То есть нужно найти виновного, и он найден. Однако дальнейшие действия бессмысленны. Это важно на психологическом уровне, так как, если есть жертва, должен быть и агрессор.

Следует, пожалуй, оговориться, что, как и коллективные символы, концептуальные метафоры неизбежны, особенно в медиадискурсе. Другой вопрос - какие именно фреймы будут активироваться у читателей во время чтения. Как верно подчеркивает Дж. Лакофф, чем чаще активируются синапсы в нейронных сетях, тем больше закрепляется навязываемая идеология в голове реципиента [Lakoff 2010]. А так как языковые единицы, употребляемые наиболее часто, начинают расцениваться нами как «нормальные», идеологический язык, который встречается из раза в раз, также становится «нормальным языком» и, хотим мы того или нет, подсознательно активирует определенную идеологию как у читателей, так и у журналистов. Таким образом, спустя определенное время система поддерживает сама себя.

Изменить эти фреймы очень тяжело. Для этого существует ограниченный набор приемов. Просто ввести новый «нормальный язык»

невозможно. Он должен обязательно «вписаться» в уже существующую систему и, воздействуя на реципиента на эмоциональном уровне, использоваться снова и снова, чтобы распространиться среди достаточно большой группы населения и стать «нормальным» языком СМИ.

Заключение

Нами была выявлена и проанализирована наиболее часто встречающаяся концептуальная метафора в экологическом дискурсе СМИ России: ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ и рассмотрена ее роль в формировании у читателя определенного экологического сознания. Персуазивный эффект достигается в большой мере за счет использования коллективных символов и эмоционально и оценочно окрашенной лексики, которая, как было отмечено ранее, наиболее эффективно способна изменить общепринятый фрейминг.

Тем не менее не следует забывать, что фрейминг и использование когнитивных метафор в дискурсе СМИ неизбежны и характеризуются особой резистентностью к изменениям, в связи с чем не следует ожидать изменений в ближайшем будущем. Обнаруженные нами примеры не различались между собой в заданном временном промежутке, из чего можно сделать вывод, что шаг в восемь лет не является достаточным при желании провести контрастивный анализ. Однако данная задача перед нами не стояла.

Для более глубокой проработки вопроса формирования экологического сознания жителей России представляется необходимым дальнейший анализ экологического дискурса СМИ, где вопросы экологии находятся как в центре внимания, так и на периферии, а также проведение повторного дискурс-анализа на материале других новостных интернет-порталов с целью верификации полученных данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кубрякова Е. С. [и др.]. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.

Субботина Е. Концептуальная метафора. URL: scodis.ra/студентам/глос-сарий/концептуальная-метафора/

Сухоруков Е. А. Современная немецкая сказка как инструмент формирования экологического сознания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2017. 28 с.

Jager S. BrandSatze. Rassismus im Alltag. Duisburg: Duisburger Institut fur Sprach- und Sozialforschung (DISS), 1992. 310 S.

Jager S., Maier F Analysing discourses and dispositives: A Foucauldian approach to theory and methodology // Methods of Critical Discourse Studies / Ruth Wodak, Michael Meyer (eds.). London : Sage, 2016. P. 109-136.

Lakoff G. Why it Matters How We Frame the Environment // Environmental Communication. 2010. 4:1. P. 70-81.

Planetary boundaries: exploring the safe operating space for humanity / Rockstrom J. [et al.] // Ecology and Society. 2009. 14(2): 32. URL: www. ecologyandsociety.org/vol14/iss2/art32/

REFERENCES

Kubrjakova E. S. [i dr.]. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov / pod obshh. red.

E. S. Kubrjakovoj. M. : Filol. f-t MGU im. M. V. Lomonosova, 1997. 245 s.

Subbotina E. Konceptual'naja metafora. URL: scodis.ru/studentam/glossarij/ konceptual'naja-metafora/

Suhorukov E. A. Sovremennaja nemeckaja skazka kak instrument formirovanija jekologicheskogo soznanija: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2017. 28 s.

Jager S. BrandSatze. Rassismus im Alltag. Duisburg: Duisburger Institut fur Sprach- und Sozialforschung (DISS), 1992. 310 S.

Jager S., Maier F. Analysing discourses and dispositives: A Foucauldian approach to theory and methodology // Methods of Critical Discourse Studies / Ruth Wodak, Michael Meyer (eds.). London : Sage, 2016. P. 109-136.

Lakoff G. Why it Matters How We Frame the Environment // Environmental Communication. 2010. 4:1. P. 70-81.

Planetary boundaries: exploring the safe operating space for humanity / Rockstrom J. [et al.] // Ecology and Society. 2009. 14(2): 32. URL: www. ecologyandsociety.org/vol14/iss2/art32/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.