Научная статья на тему 'Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся образовательном пространстве России'

Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся образовательном пространстве России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / WORLD EDUCATIONAL SPACE / REFORMS IN EDUCATION / DESTRUCTIVE IMPACT ON CULTURAL VALUES / NATIONAL EDUCATIONAL INTERESTS / BOLOGNA PROCESS / PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION / SYSTEM OF NATIONAL SAFETY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Д. Ю., Буряков В. Н., Герман Е. С., Асеев А. Г.

В статье рассматривается проблема деструктивного информационного воздействия на образовательное пространство России недружественно настроенных стран в целях его глобальной переориентации, подрыва образовательного уровня влияющего на уровень национальной безопасности. Осуществляется краткий анализ тенденций негативного воздействия на отечественные образовательно-культурные ценности. Особое внимание уделено проблемам реализации задач новых Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности РФ, по причине снижения образовательного потенциала учреждений подготавливающих специалистов в различных сферах. Высказано мнение о том, что в научной и образовательной сфере высших военных образовательных учреждений Болонские инновации могут применяться только для узкого круга военных учёных-исследователей. Авторы приходят к выводу о том, что необходима незамедлительная инициализация процесса нормотворческой деятельности по концептуализации структуры и смысловой составляющей развития военного образования. Статья предназначена для применения в образовательном процессе военных институтов внутренних войск, способствует повышению эффективной и результативной деятельности преподавателей и курсантов в ходе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Д. Ю., Буряков В. Н., Герман Е. С., Асеев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUALIZATION OF PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION IN THE CHANGING EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA

The article investigates an issue of influence of destructive information on the Russian educational space on part of unfriendly countries for global reorientation, undermining the educational level of the national security. The work contains a brief analysis of trends of negative impact on the national education and cultural values. Special attention is paid to problems of use of tasks of the new military doctrine and national security strategy of the Russian Federation, due to lower educational capacity of institutions preparing specialists in various fields. The authors suggest that in the scientific and educational sphere of higher military educational institutions the Bologna innovations can be applied only not to all military researchers. The authors come to a conclusion that teachers need immediate initialization process of norm-setting activities in the conceptualization of the structure and the semantic component of the development of military education. The article is intended for military institutes of internal troops; it promotes the efficient and effective performance of teachers and students during training.

Текст научной работы на тему «Концептуализация военного профессионального образования в изменяющемся образовательном пространстве России»

Можно выделить и реализовать следующие этапы формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа в процессе изучения специальных дисциплин - экономическая теория, менеджмент и аудит, необходимых в будущей профессиональной деятельности:

- выделение в учебном материале основных понятий;

- субординация понятийного аппарата специальных дисциплин, использование своих знаний и умений по назначению;

- поэтапная разработка алгоритма самостоятельной познавательной деятельности;

- реализация плана; проверка полученных данных и их коррекция [4; 5].

Для формирования познавательной самостоятельности студентов мы используем различные методы, игры, мозговой штурм, решение ситуаций, тренинги.

В Бизнес-колледже ДГУ НХ, в процессе изучения дисциплин - экономическая теория, менеджмент и аудит (Профиль «Экономика и бухгалтерский учёт»), для активизации познавательной самостоятельности используют организационно-де-ятельностную игру (ОДИ) и тренинги. Особенность игры основана на построении системы моделей профессиональной деятельности.

Игровые процедуры на ОДИ: установка на игру, группо-образование, групповые решения задач, пленарная дискуссия, групповая рефлексия, обобщение итогов рабочего дня. Например, при изучении темы: «Менеджмент как вид деятельности»,

Библиографический список

со студентами первого курса. Целью игры мы определили формирование знаний об управлении, организации и планировании своей собственной деятельности, а задачами: формирование алгоритма принятия управленческого решения, обучение способам и приемам разрешения конфликтов, обучение приемам организации межличностной и межгрупповой коммуникации, ознакомление с характером и содержанием труда менеджера. Игра проводится в форме интенсивной работы всех участников, направленной на достижение общей цели. В активизации самостоятельности студентов очень эффективна работа с ситуациями. В решении ситуаций студенты колледжа учатся: отстаивать своё мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям; оценивать ответы сокурсников; помогать отстающим; самостоятельно выбирать посильные задания; находить несколько вариантов решения тех или иных ситуаций; создавать ситуации самопроверки, анализа своих познавательных и практических действий. Решение ситуаций можно организовать в малых группах, используя метод «мозгового штурма». Данный метод, используемый на практических занятиях со студентами, предполагает обращение преподавателя к возможностям обучаемых мыслить на конкретных примерах.

Таким образом, познавательная самостоятельность - это способность студента к приобретению новых знаний и умений для создания индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития с последующим применением приобретенных умений и знаний в профессиональной деятельности.

1. Петунин О., Трифонова Л. Диагностика учебных интересов. Учитель. Москва, 2006; 1.

2. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е издание, Москва, 1999.

3. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 2008.

4. Казначеева С.Н. Студенческий возраст и организация познавательной активности студентов. Высшее образование сегодня. 2006; 4.

5. Макарова Е.С., Вильгаук О.А. Активизация познавательной самостоятельности. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2006: 71 - 74.

References

1. Petunin O., Trifonova L. Diagnostika uchebnyh interesov. Uchitel'. Moskva, 2006; 1.

2. Tolkovyjslovar'. S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. 4-e izdanie, Moskva, 1999.

3. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva, 2008.

4. Kaznacheeva S.N. Studencheskij vozrast i organizaciya poznavatel'noj aktivnosti studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; 4.

5. Makarova E.S., Vil'gauk O.A. Aktivizaciya poznavatel'noj samostoyatel'nosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006: 71 - 74.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 374.1

Tarasov D.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Theory and History of State and Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Buryakov V.N., teacher, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail:[email protected] Herman E.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Aseev A.G., Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Novosibirsk Military Institute of Internal Forces n. a. General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

CONCEPTUALIZATION OF PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION IN THE CHANGING EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA. The article investigates an issue of influence of destructive information on the Russian educational space on part of unfriendly countries for global reorientation, undermining the educational level of the national security. The work contains a brief analysis of trends of negative impact on the national education and cultural values. Special attention is paid to problems of use of tasks of the new military doctrine and national security strategy of the Russian Federation, due to lower educational capacity of institutions preparing specialists in various fields. The authors suggest that in the scientific and educational sphere of higher military educational institutions the Bologna innovations can be applied only not to all military researchers. The authors come to a conclusion that teachers need immediate initialization process of norm-setting activities in the conceptualization of the structure and the semantic component of the development of military education. The article is intended for military institutes of internal troops; it promotes the efficient and effective performance of teachers and students during training.

Key words: world educational space, reforms in education, destructive impact on cultural values, national educational interests, Bologna process, professional military education, system of national safety of Russia.

Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. каф. теории и истории государства и права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

В.Н. Буряков, преп. каф. конституционного и административного права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

Е.С. Герман, канд. юр. наук, доц. каф. конституционного и административного права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected] А.Г. Асеев, проф. каф. конституционного и административного права, Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

В статье рассматривается проблема деструктивного информационного воздействия на образовательное пространство России недружественно настроенных стран в целях его глобальной переориентации, подрыва образовательного уровня влияющего на уровень национальной безопасности. Осуществляется краткий анализ тенденций негативного воздействия на отечественные образовательно-культурные ценности. Особое внимание уделено проблемам реализации задач новых Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности РФ, по причине снижения образовательного потенциала учреждений подготавливающих специалистов в различных сферах. Высказано мнение о том, что в научной и образовательной сфере высших военных образовательных учреждений Болонские инновации могут применяться только для узкого круга военных учёных-исследователей. Авторы приходят к выводу о том, что необходима незамедлительная инициализация процесса нор-мотворческой деятельности по концептуализации структуры и смысловой составляющей развития военного образования. Статья предназначена для применения в образовательном процессе военных институтов внутренних войск, способствует повышению эффективной и результативной деятельности преподавателей и курсантов в ходе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: мировое образовательное пространство, реформы в сфере образования, деструктивное воздействие на образовательно-культурные ценности, национальные образовательные интересы, Болонский процесс, военное профессиональное образование, система национальной безопасности России.

Россия является органичной частью цивилизованного мирового образовательного пространства, надежным экономическим и политическим партнером, о чём свидетельствует активизация создания различных политических блоков, заинтересованность ряда партнёров в торговых отношениях. Последние двадцать лет рядом недружественно настроенных государств, применяется деструктивное информационное воздействие на образовательное пространство России в целях его глобальной переориентации. Аналогичное воздействие происходит на образовательное пространство соседних стран входящих в сферу Российских национальных интересов. Активизировалось несоответствующее действительности построение негативной информационной архитектуры направленное на всесторонние ограничения в экономической и политической сфере Российской Федерации. Отметим, на наш взгляд, основные тенденции постоянно эволюционирующего деструктивного воздействия ряда иностранных игроков на государственный строй, основанных, прежде всего, на попытках дестабилизации внутренней обстановки в обществе:

- введение «новых политических тяжеловесов» - оппозиционеров (часто под прикрытием негосударственных фондов) и финансированием их деятельности для планомерного вовлечения населения регионов в противостояние действующей государственной власти;

- ограничение внешнеторговых, исторически сложившихся связей с рядом дружественных приграничных государств;

- инициирование модернизированных незаконных переворотов в приграничных государствах, приведение к власти «сателлитов», деятельность которых направленна не на конструктивное развитие, а на выполнение указаний иностранных оппонентов России, невзирая на возможные последствия;

- искусственно управляемое извне распределение потоков беженцев - не граждан, ставших жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности [1], ведущих к дополнительной экономической нагрузке на государственный бюджет;

- создание «дорожных карт» распределения финансовых потоков для поддержания сектора общественных объединений, фондов и иных структур, формирующих «фальшивое», «нужное» представление граждан для западных игроков, с изменчивой и протестно выраженной идейной траекторией восприятия;

- динамическое вовлечение протестно настроенного населения, контингента с низким доходом, освободившихся из мест лишения свободы, наркозависимых, радикально настроенной молодёжи и иных социальных слоев в экстремистскую и террористическую деятельность с прогнозируемым социально-негативным результатом;

- планомерное воздействие на иерархию исполнительной власти путём негласного стимулирования, поощрения принимаемых непопулярных и негативных решений в сферах образовательной деятельности и фундаментальных научных исследований и, наоборот, полного отрицания осуществления конструктивной политики в указанных отраслях.

По нашему мнению, на сегодняшний день не представляется возможным учесть все позиции разрушительного воздействия на Россию со стороны зарубежных партнёров. В связи с этим в сферу наших научных интересов входит, так называемая «интеграция» России в мировое образовательное сообщество. В последнее время для смягчения и устранения глубинных последствий негативных воздействий на российский социум, государственная политика в различных сферах, в том числе в образовательной, существенно трансформируется.

Не секрет, что траектории планируемых и проводимых реформ в сфере образования, привели на определенном этапе к реструктуризации государственных казенных образовательных учреждений и декомпозиции образовательных услуг, к их глобальному сокращению, минимизации предъявляемых требований.

Ряд статистических данных свидетельствует о фактически затруднённой возможности следования неизменному курсу и задачам, определённым новыми доктринами [2; 3], по причине отсутствия должного количества образовательных учреждений для подготовки специалистов, способных осуществлять качественное развитие военной отрасли в контексте профессиональной подготовки. Динамика развития образовательных учреждений высшего образования государственного и негосударственного сектора свидетельствует о некоторых сокращениях в сфере гражданских вузов и военных образовательных организаций в России:

По данным Федеральной службы государственной статистики, максимальное количество действующих образовательных организаций высшего образования в России зафиксировано в 2005 году и составляло 1068; численность студентов была 70646; на каждые 10000 населения приходилось 493 студента [4]. За десять лет активных реформ, призванных повысить качественную составляющую высшего образования и «притянуть» его к «передовым европейским стандартам» сложилась следующая картина. В 2014 - 2015 годах количество действующих образовательных организаций высшего образования в стране сократилась до 950, снижение составило 11 %; численность студентов снизилось до 52090, снижение составило 26,3 %; на каждые 10000 населения теперь приходилось 356 студентов, снижение составило 28 % (см. рис. 1).

В новейшей истории России максимальная численность студентов, аспирантов, докторантов на 1000 человек населения приходится на 2008 год - 69, в 2014 году - 51 [4].Снижение составило 26 %. К сожалению, нарастающие проблемы в отечественной экономике возможно продолжат обозначенные нами тенденции (табл. 1)

Рис.1 .Изменение параметроввысшегообразования в России

Численность студентов, аспирантов, докторантов

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, ДОКТОРАНТОВ РОССИИ

(на 1000 человекнаселения)[4]

год 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

количество человек на 1000 населения 68 69 68 65 61 58 54 51

Мониторинг образовательной сферы, по нашему мнению, показывает, что необходимо учитывать не только временные и пространственные тенденции мировой цивилизации, но и, в первую очередь, собственные национальныеобразовательные интересы России. С 2003 года Россия - равноправный участник Болонского процесса и руководствуется рядом основных принципов, таких как анализ отечественных образовательных программ напредметсовместимооти их с европейским рынкомтрудаи сопоставимости умений (навыков) с присваиваемыми квалификациями, мобильности студентови педагогическихеаботникев (изучение иностранного языка) и, налпчиаадиорюднойстр^т^ы образовательных программ и дисциплин.

Понаш ему мнению,дчастие России в Болооском п родпа-се - настойчивая попытка интеграции в образовательное про-стрснстве Евхопейских иностранныхгосударств и готовность руководствоваться рядом международных стандартов. Однако возможно ли коренное преобразование российской образо-иаевлохой фе^ в рамках Болонского процесса и велика ли степень необходимости этой процедуры в настоящее время? Доататонно лае положительных, так и отрицательных сторон. Сокращение количества основополагающих общеразвивающих дисциплин сказывается на конкурентоспособности российских студентов. Минимизируются способности владения методологией исследований, широким использованием источниковой базы, заметно падает уровень профессиональной подготовки. В отличие от европейцев, русскому человеку присущи такие важные личностные позитивные черты как сила духа, глубокий патриотизм, терпение. Конечно, как российским, так и иностранным студентам присущи: банальная лень, жизнь в грезах, оправдание собственных неудач путём возложения вины на окружающих и т. п. Приемлема ли Болонская система к русскому студенту? Категоричного ответа быть не может. Увеличенное

количество дисциплин, изучаемых самостоятельно, вряд ли позволит получить студенту высшее образование в предлагаемом контексте и как обучаемым других стран периодично выезжать в образовательные организации иностранных государств. Состояние инновационного развития национальной экономики, фундаментальной и прикладной науки, образования [5] - важнейший приоритет государственной безопасности. Возможно ли поддержание различных режимов государственной безопасности на заданных уровнях, при возможно фактически полной утечке профессионалов после завершения обучения за границей? Ведь фактическое их большинство покидает территорию государства и стремится к более высокой оценке своего труда в стоимостном эквиваленте.

Весомую роль в образовательной сфере обеспечения безопасности возлагается на военные образовательные организации. Сектор военных образовательных услуг - часть системы национальной безопасности, ориентированный на профессиональную подготовку и переподготовку военных кадров, поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности [2; 3] и повышении эффективности их функционирования, за последние два десятилетия существенно реформировался. Допустимы ли в научной и образовательной сфере высших военных образовательных учреждений Болонские инновации? По нашему мнению, не более чем в «ознакомительных целях» для расширения профессионального мировоззрения узкого круга военных учёных-исследователей. Более того, деятельность большинства российских учреждений высшего профессионального образования на современном этапе развития международных отношений должна быть незамедлительно выведена из режима общедоступности, в частности, образовательных учреждений, осуществляющих фундаментальные, отраслевые, научные исследования, влияющие на уровень национальной безопасности и т. п.

Причина крайне проста - утрата информации, обеспечивающей как образовательные перспективы, так и научный и оборонный потенциал России. В политической сфере бытует мнение, что в кризисный период необходимо развивать как образование, так и его неотъемлемую часть - военное образование, ибо от его качества - системообразующей характеристики, отражающей стиль конкурентоспособности военных образовательных организаций, востребованность и повышение привлекательности системы образования в целом - зависит будущее нашей державы. Современные научные исследования, посвящённые проблемам повышения качества военного образования, занимают одно из центральных мест в военной педагогической науке. Находят отражение в настоящих и грядущих реформах российского военного образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием степени эффективности принимаемых мер. Возрастающая активность действующей педагогической системы требует переориентации на решение значимой комплексной сверхзадачи - подготовку просвещенного контингента военных специалистов высокого уровня, способных быстро и успешно адаптироваться в современных динамичных - конкурентных условиях и

Библиографический список

принимать эффективные решения в любых, самых неординарных и нестандартных ситуациях.

Последние международные события в Европе свидетельствуют о поступках политической элиты иностранных государств, противоречащих нормам международного права, здравому смыслу, обычной человеческой логике, направленных на дестабилизацию, в том числе Российского образовательного пространства. Неаргументированное изменение спектра традиционных общечеловеческих ценностей, разрушение постулатов института семьи и другие неприемлемые действия требуют незамедлительной процедуры переосмысления политическим и педагогическим сообществом роли и архитектуры всего Российского образования в Болонской системе.

В военной сфере, по нашему мнению, необходима незамедлительная инициализация процесса нормотворческой деятельности по концептуализации структуры и смысловой составляющей развития военного образования до 2050 года. Что обусловлено важной ролью военного профессионального образования выступающего важным элементом системы национальной безопасности России.

1. О беженцах. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I (с изменениями и дополнениями) от 22 декабря 2014 г. № 446-ФЗ. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г.; № 12, ст. 425.

2. Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2015 г.) (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр - 2976). Российская газета. 30.12.2014; № 298.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683. Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г.; № 1 (часть II) ст. 212.

4. Российский статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник. Росстат. Р76. Москва, 2015.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013 - 2020 годы». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301. Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г.; № 18 (часть I); ст. 2150.

References

1. O bezhencah. Federal'nyj zakon ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-I (s izmeneniyami i dopolneniyami) ot 22 dekabrya 2014 g. № 446-FZ. Vedomosti S'ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federaciii Verhovnogo Soveta RossijskojFederacii ot 25 marta 1993 g.; № 12, st. 425.

2. Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii (v redakcii ot 2015 g.) (utverzhdena Prezidentom RF 25.12.2014 № Pr - 2976). Rossijskaya gazeta. 30.12.2014; № 298.

3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015g. № 683. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 yanvarya 2016 g.; № 1 (chast' II) st. 212.

4. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2015: Statisticheskij sbornik. Rosstat. R76. Moskva, 2015.

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie nauki i tehnologij na 2013 - 2020 gody». Postanovlenie Pravi-tel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 301. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 maya 2014 g.; № 18 (chast' I); st. 2150.

Статья поступила в редакцию 06.02.16

УДК 378

Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

Е-mail: [email protected]

Sokerina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia),

Е-mail: [email protected]

Jiang Sh., senior lecturer, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN TEACHERS TO A PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER GENERATION. The article studies modern Russian and foreign musicological and aesthetic research, which is based on the idea of aesthetic education as a special form of emotional activity of a personality in the context of knowledge acquisition of artistic and aesthetic culture, of development of an ability to the artistic-aesthetic creativity and of a development of an aesthetic and psychological qualities, which are expressed in aesthetic perception, feeling, evaluation, manner and other categories of aesthetic education. The article describes a system of modern aesthetic education, which is aimed at general personality development, both in aesthetic terms and in terms on spiritual, moral and intellectual levels.

Key words: aesthetic education, emotional response, aesthetic ideal, interpersonal communication, pedagogical process.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

Е-mail: [email protected]

И.В. Сокерина, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]

Цзян Шанжун, доц. Московского городского педагогического университета, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье рассматриваются современные отечественные и зарубежные музыковедческие и эстетические исследования, которые базируются на представлении эстетического воспитания как особой формы эмоциональной деятельности личности в контексте овладения знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.