Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2023. № 52. С. 239-252. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 239-252.
МУЗЕЙ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Научная статья
УДК 008 +379.85
doi: 10.17223/22220836/52/21
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ТУРИЗМА В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ
Валерий Анатольевич Горенкин1, Александр Юрьевич Микитинец2, Ольга Ивановна Микитинец3, Татьяна Николаевна Чугунова4, Антонина Викторовна Швецова5
1 2 3 4 5 тг
• • • • Крымскии университет культуры, искусств и туризма, Симферополь, Россия
4 [email protected] 5 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена культуре туризма как новому направлению социогу-манитарных исследований, которое находится на стадии концептуализации и определения предметной области. Предполагается, что необходимость изучения культуры туризма связана с ограниченным характером профессиональной этики, концентрирующейся преимущественно на моральной проблематике и упускающей более широкий культурный контекст. Авторы предлагают рассматривать культуру туризма как реализуемую в процессе туристской деятельности систему ценностей, принципов, норм, представлений, идеалов, традиций и т.п., определяющих действия, отношения и поведение всех субъектов данной сферы.
Ключевые слова: туризм, культура, культура туризма, этика
Для цитирования: Горенкин В.А., Микитинец А.Ю., Микитинец О.И., Чугунова Т.Н., Швецова А.В. Концептуализация культуры туризма в дискурсе современного социогуманитарного знания // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 239-252. doi: 10.17223/22220836/52/21
© В.А. Горенкин, А.Ю. Микитинец, О.И. Микитинец, Т.Н. Чугунова, А.В. Швецова, 2023
MUSEUM AND CULTURAL HERITAGE
Original article
THE CONCEPTUALIZATION OF THE CULTURE OF TOURISM IN THE DISCOURSE OF THE MODERN SOCIO-HUMANITARIAN
KNOWLEDGE
Valery A. Gorenkin1, Alexander Yu. Mikitinets2, Olga I. Mikitinets3, Tatiana N. Chugunova4, Antonina V. Shvetsova5
i, 2, 3, 4, 5 Crimean University of Culture, Art and Tourism, Simferopol, Russian Federation
Abstract. Tourism is becoming one of the most important sources of the social, economic, political, cultural and personal development in the modern civilization focused on the postindustrial economy. Relying on this fact, the modern person has the opportunity to get new impressions and enter into the communication with the representatives of other communities, which is noted in the WTO program work "The Cultural Heritage and the Tourism Development" (2001). Tourism is the multidimensional phenomenon; it creates conditions for stability and harmony in the society, the intercultural understanding, the progress in the science, the art and education, preservation and restoration of the monuments of the cultural and natural heritage. There are many studies devoted to the various aspects of tourism. One of them is "the culture of tourism", that affects all participants in the tourism activities, and that is not sufficiently reflected in the modern scientific literature using the concept of "the ethics of tourism" as well. At the same time, this concept was applied at the legal level in the Strategy of the Tourism Development in the Russian Federation for the period up to 2035, in the context of the implementation of the state policy to stimulate the demand for the tourism services.
E.V. Moshnyaga (one of the modern authors) refers the ethics of tourism to the basic concepts reflecting the essence of the various processes: from the rights and obligations of tourists, to the attitude to the cultural and natural heritage in the context of globalization and commercialization. The active development of tourism creates the positive effect for the certain territories in the modern conditions; it also generates the certain threats to the authenticity of the traditional communities and the cultural monuments in the absence of the competent local policy. It requires all participants to comply the certain ethical principles in the tourism process that can minimize these risks. The Charter of Tourism and the Global Code of Ethics of Tourism have defined the ethical norms and rules for conducting the main participants of the tourism industry, that cover almost all aspects of the activity in this area and that are interpreted very broadly. The main provisions of this Code can be considered as the subject area of the tourism culture.
The interpretation of the culture as the way of life, "the nature of the life structure" (S. Sinetsky), "the environment where we live" (O. Astafieva), takes into account the activity mode of the existence and the development of culture (V. Mezhuyev) and allows to define the culture of tourism on the basis of these ideas as the system of values, principles, norms, ideas, ideals, traditions, etc., implemented in the process of the tourist activity, determining the actions, attitudes and behavior all subjects of this sphere. These values, principles and norms can have the significance in the wide range: from the ethics and law, to the religion
and the national character with the potential to reach the universal level. Its structural elements include the culture of the tourist behavior, the culture of the tourism organizers, the culture of the host party and the culture of the organizational and managerial structures. Keywords: tourism, culture, the culture of tourism, ethics
For citation: Gorenkin, V.A., Mikitinets, A.Yu., Mikitinets, O.I., Chugunova, T.N. & Shvetsova, A.V. (2023) The conceptualization of the culture of tourism in the discourse of the modern socio-humanitarian knowledge. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 239-252. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/21
В современной цивилизации постмодерна, постиндустриальной экономики, когда на первое место выходит так называемая «экономика впечатлений» и наблюдается значительное превалирование роста производства услуг по отношению к материальному производству, а удовлетворение человеческих потребностей все больше происходит на уровне интеллектуальной и эмоционально-чувственной деятельности, туризм постоянно усиливает свои позиции как важнейший ресурс социального, экономического, политического, культурного, личностного и т.п. развития. Как отмечает, в частности, А.С. Гализдра, «важнейшей отраслью рынка нематериальных услуг является сфера туризма, заключающая в себе такие знаковые параметры современного социума, как мобильность, визуальность, виртуальность, информатизация, потребление, глобальность» [1. С. 8].
Именно туризм дает современному человеку возможность получать новые впечатления и удовольствия, чувствовать себя представителем не только своей отечественной культуры, но и общечеловеческой, вступающим в общение с представителями иных сообществ. По этому поводу в программной работе ВТО «Культурное наследие и развитие туризма» (2001) отмечается, что «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и как следствие способствует миру и взаимопониманию» (цит. по: [2. С. 72].
Во многих странах и регионах туризм становится одной из ведущих отраслей социально-экономического развития, обеспечивающей устойчивость и стабильность общественных процессов, взаимопонимание представителей различных культур, гражданское согласие, прогресс в науке, искусстве и образовании, сохранение и реставрацию многочисленных памятников культурного и природного наследия. В силу этого туризм следует рассматривать как многоаспектный феномен - и как форму предпринимательства, и как средство образования и воспитания, и как платформу для межкультурных коммуникаций, и как способ предотвращения различных социальных конфликтов и как один из способов сохранения и развития памятников культуры и природы, исследования и трансляции культурно-природного наследия. Как отмечают современные ученые, «процесс функционирования культуры через туризм и одновременно потребность развития туризма как отрасли экономики дает толчок развитию научных исследований культурного наследия и его потенциала для развития туризма, и в направлении теоретического осмысления самого феномена туризма для развития культуры» [3. С. 78].
Результаты исследований такого многогранного направления, как туризм, затрагивающего практически все сферы социально-экономического развития общества, изложены в научных работах философского, культурологического, экономического, естественно-географического направления. Туризм как вид деятельности, как объект управления, вопросы его взаимодействия с отраслевыми и региональными системами, а также другие аспекты его современного развития рассмотрены в работах В.А. Квартальнова, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, А.Ю. Александровой, Ю.Н. Борисова, А.П. Дуровича, Н.И. Кабушкина,
B.Г. Гуляева и др. Однако с необходимостью отметим, что такое направление, как «культура туризма», которое затрагивает всех участников туристской деятельности, недостаточно отражено в современной научной литературе. При этом следует обратить внимание на то, что данное понятие эпизодически было использовано в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г., где в рамках реализации государственной политики по стимулированию спроса на услуги туризма, в частности, предлагается обеспечить «поддержку мероприятий по популяризации культуры туризма среди молодого поколения...» [4], что свидетельствует о начале его концептуализации на юридическом уровне.
Прежде всего, нельзя забывать, что туризм - это сфера потребления -взаимодействия инфраструктуры, памятников культуры и природы, населения и т.п. определенной территории с соответствующим потребителем - туристом. В силу непосредственного контакта туриста с конкретной социокультурной сферой огромное значение имеет культура туризма, понятие которой, к сожалению, явно недостаточно привлекает к себе внимание как теоретиков, так и практиков. Чаще всего в социогуманитарных исследованиях на эту тему встречается понятие «этика туризма».
Например, Е.В. Мошняга отмечает, что понятие этики туризма «относится к разряду базовых концептов системы туризма и охватывает понятия и проблемы этических ценностей в туризме, прав и обязанностей туристов („этический кодекс"), социальной справедливости и бережного отношения к природному и культурному наследию, устойчивого развития и этики бизнеса, этических проблем глобализации». Автор обращает внимание на тот факт, что в последнее время активизируется внимание к этическим вопросам туризма, что связано с его глобализацией и коммерциализацией, с решением вопроса о том, может ли туризм быть лишь способом удовлетворения эгоистических потребностей в удовольствии тех, кто готов за них платить, или этика должна в туризме играть свою роль? (см.: [5.
C. 150]).
Эти вопросы связаны с непростыми отношениями туристской сферы и сферы культурно-природного наследия (причем в широком смысле этого слова - куда входят не только памятники культуры и природы, но и действующие культурные и социальные институты, живущее на соответствующей территории население, инфраструктура и т.п.).
Как показывает практика, погоня туристских компаний за прибылью, производство максимально эффектных и поражающих воображение потребителя впечатлений и в то же время стремление создать для туристов условия комфортного, в соответствии со стандартами индустриально развитых стран, пребывания, может отрицательно влиять на самобытную этническую культу-
ру, искажать подлинный смысл и значение традиций и обрядов, создавать ложную культурную реальность и т.п.
И хотя, безусловно, туристская индустрия в значительной степени может стимулировать социально-экономическое развитие соответствующей территории, способствовать развитию образования, науки и т.п., все же при отсутствии специальных мероприятий и грамотной политики местных властей в сфере культуры, интенсивное развитие туризма может привести к потере национальных традиций, ценностей, форм хозяйствования и т.п. А ведь, как показала ситуация ограничения и прекращения туристских поездок, связанная с COVID-19, расчет только на сферу туризма, потеря навыков и умений, веками передававшихся от поколения к поколению и обеспечивающих выживание людей именно в этих природных и социальных условиях, может обернуться для них просто катастрофой, особенно для молодежи. Кроме того, чтобы местная культура оставалась оригинальной и самобытной, была популярна среди туристов, следует максимально бережно относиться к ее ресурсам, как материальным, так и духовным. Только тогда эта культура будет оставлять необычные, незабываемые впечатления. При этом важно сохранять не только памятники и предметы культуры и природы, но и по возможности образ жизни населения, носителей культуры, создавать условия для передачи ее следующим поколениям.
Это требует выстраивания туристской деятельности на основе определенных этических принципов, обеспечивающих гармоничное взаимодействие всех участников туристского процесса - самих туристов; организаторов туризма - субъектов предпринимательства, формирующих турпродукт, отправляющих и принимающих путешественников; принимающей стороны - страны или дестинации в пределах своей страны, в том числе местного населения, а также соответствующих политических властей и организационно-управленческих структур.
Особенно актуально соблюдение принципов туристской этики в современном глобализирующемся и в определенной степени стандартизирующемся мире - мире информационных технологий, транснациональных корпораций, внедрения стандартов развитых стран во многие сферы современной цивилизации, нивелирования культурных различий между народами и т.п.
Эти вопросы давно поднимаются различными туристскими организациями, заинтересованными в сохранении культурного и природного своеобразия посещаемых центров и территорий. Еще в 1985 г. Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации одобрила Хартию туризма как программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. В 1999 г. в Сантьяго (Чили) Генеральной ассамблеей Всемирной туристической организации был принят Глобальный этический кодекс туризма, целью которого было провозглашено формирование этики всех субъектов туристской деятельности.
В Преамбуле Кодекса указано, что «Глобальный этический кодекс туризма необходим для того, чтобы помочь максимально усилить выгоды от развития туризма для населения туристских центров и свести к минимуму его отрицательные воздействия на окружающую и культурную среду, экологию и культурное наследие» [6]. В статьях Кодекса определены этические нормы и правила деятельности и поведения основных участников туристской инду-
стрии, к которым принадлежат страны туристских направлений, соответствующие правительства, туроператоры, застройщики, туристские агентства, их сотрудники и сами путешественники.
При этом предлагается исходить из понятия ответственного туризма, основой и следствием реализации которого является понимание и распространение «общечеловеческих этических ценностей в духе терпимости и уважения разнообразия религиозных, философских и нравственных убеждений» [6], принятие во внимание достоинства всех народов, их социально-культурных традиций и обычаев, а также законов принимающих стран. Требованиями к туристам предусматривается недопущение ими преступных или оскорбительных действий, а также действий, наносящих ущерб местной среде. Кроме того, предполагается определенная ответственность самих туристов за свое поведение и безопасность, для чего необходимо еще до отъезда изучить характеристики соответствующих стран и вести себя так, чтобы свести возможные риски к минимуму.
Кодекс предусматривает правила поведения и деятельности не только для туристов, но и для принимающей стороны и местных участников туристского процесса (в том числе государственных властей), а именно:
- проявление уважения к туристам и их особенностям;
- образованность и профессионализм;
- защита туристов и их имущества;
- обеспечение соответствующей информированности, безопасности, страхования и помощи;
- доступ ко всем внутренним и внешним коммуникациям, местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию;
- правовая защита и т.п.;
- осуждение в соответствии с национальным законодательством покушений, нападений и угроз в адрес туристов и работников туристской индустрии, а также при нанесении ущерба туристским объектам и объектам культурного и природного наследия.
Особое внимание в Кодексе уделяется таким этическим нормам, как терпимость, признание различий и разнообразия народов и культур, равенства полов, соблюдение прав человека и особенно специфических прав наименее защищенных групп населения, этнических меньшинств и коренных народов; осуждение и неприятие эксплуатации человека.
Кодекс содержит требования ко всем участникам туристского процесса охранять природную среду и беречь природное наследие, экономить редкие и ценные природные ресурсы, равномерно распределять потоки туристов и посетителей во времени и пространстве, способствовать сглаживанию сезонности, проявлять уважение к местному населению.
Такие же требования выдвигаются и по отношению к культурному наследию: утверждается, что туристские ресурсы являются всеобщим достоянием человечества; указывается на необходимость уважать, сохранять и защищать художественное, археологическое и культурное наследие, заботиться о памятниках, святилищах и музеях, открытых для посещения туристами; призывается поощрять доступ публики к культурным ценностям и памятникам, находящимся в частном владении, уважая при этом права их владельцев, а также доступ в здания религиозного характера без ущерба для культовых потребностей; реко-
мендуется полученные финансовые средства хотя бы частично использовать для поддержания, охраны, улучшения и реставрации культурного наследия; обеспечить сохранение традиционных ремесел, культуры и фольклора.
В целом туристская этика в Кодексе охватывает практически все стороны туристской деятельности и трактуется очень широко - как культура туризма в целом, а основные положения Кодекса можно рассматривать как предметную область культуры туризма.
Этика имеет строго очерченный предмет изучения, «имеет основным предметом изучения мораль и нравственность» [7. С. 57] и содержит узаконенные правила или обязательный порядок, в которых выражены представления человека о справедливости и несправедливости, верности или неверности поступков людей [7. С. 60]. Туристская этика является видом профессиональной этики (или профессиональной морали), предписывающей определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности [7. С. 61]. «Этика не просто аксиологична по самой сути, но и доктриально-нормативна» [7. С. 62]. То есть этика, и профессиональная этика в том числе, содержит систему представлений, норм и правил деятельности и поведения, основанных на социально-моральных ценностях, таких как добро, зло, справедливость, несправедливость и т.п.
Некоторые исследователи пишут о профессионально-этической культуре личности, «которая определяется как мера и способ усвоения и реализации профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей; как особый вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию ценностно насыщенных поступков, вызываемых нравственными чувствами и порождающих нравственные чувства» [8. С. 238].
Но если культуру понимать широко, как способ жизни, как «характер жизненного устройства» [9], как «среду, в которой живем» [10. С. 291], учитывать деятельностный способ существования и развития культуры [11. С. 305], а также учесть эти подходы при рассмотрении профессиональной культуры, то культуру туризма следует рассматривать как реализуемую в процессе туристской деятельности систему ценностей, принципов, норм, представлений, идеалов, традиций и т.п., определяющих действия, отношения и поведение всех субъектов данной сферы. Эти ценности, принципы и нормы могут иметь этический, эстетический, правовой, религиозный, этнокультурный, языковой, коммуникативный, общечеловеческий и национальный характер - поэтому туристская этика является составным элементом культуры туризма в целом.
Как любой феномен культуры, культура туризма имеет определенную структуру и выполняет определенные социальные функции. В частности, в настоящее время выделяют такие основные компоненты профессиональной культуры, как:
- когнитивный компонент, представляющий собой необходимые для осуществления туристской деятельности знания, представления, навыки, умения;
- чувственно-эмоциональный компонент, содержание которого составляют эмоции, чувства, убеждения, формирующиеся и функционирующие в процессе туристской деятельности;
- аксиологический, включающий ценности и нормы, на которые ориентируются в своей деятельности субъекты туристской сферы;
- деятельностный компонент, представляющий собой активность различных участников туристской индустрии, направленную на реализацию ценностей и норм, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие туризма, определяющих его содержание и характер как социального феномена [8. С. 238-239].
С перечисленными компонентами культуры туризма связаны ее основные функции, такие как:
1. Производственно-селективная: вырабатывает, сохраняет и выбраковывает правила, нормы, формы поведения и деятельности, необходимые для поддержания и развития туризма как социокультурного института.
2. Социальной памяти: передает от поколения к поколению опыт, навыки и умения, нормы и представления, реализующиеся субъектами туристской деятельности.
3. Накопительно-систематизирующая: накапливает и упорядочивает эталоны и правила поведения организаторов, исполнителей и потребителей туристских услуг, модели соответствующей профессиональной деятельности.
4. Аксиологическо-нормативная: формирует ценности, а на их основе -нормы и идеалы туристской деятельности.
5. Образовательно-воспитательная: выработка знаний, образование и воспитание участников туристской деятельности с целью обеспечения ее стабильности, социальной непротиворечивости, эффективности, гуманистического и природоохранного характера.
6. Регулятивная: регламентирует социальные отношения туристских субъектов в процессе их деятельности и взаимодействий.
7. Инновационная: обновляет и создает новые ценности и нормы, формы и нормы деятельности и взаимодействий в туристской сфере (см.: [12. С. 252]).
Для того чтобы рассмотреть особенности культуры туризма, которая актуализируется именно в процессе организации, реализации и потребления туристских услуг, следует обратиться к вопросу об особенностях туристского потребления как специфического социально-экономического и культурного феномена (см.: [1. С. 8-9]).
Социально-философский подход к исследованию позволил выделить особенности туристского потребления и соответствующие качества культуры туризма, которыми являются:
- доставка потребителя в место производства туристского продукта или отдельных туристских услуг, что определяет такое качество туристской культуры, как компетентность и наличие внутренней, в том числе коммуникативной, культуры и у менеджера и у потребителя, а также обязательную их осведомленность об особенностях той территории, куда направляется турист;
- как правило, материальные расходы туриста во время путешествия и ознакомления с соответствующими достопримечательностями значительно превышают расходы на территории его постоянного проживания - при этом частично это превышение связано с фактором статусности, исключительности, социальной престижности туристского потребления и т.п. Это определяет такое свойство культуры туризма, как уважительное отношение туриста к населению, культурным и природным памятникам и ресурсам соответствующего региона;
понимание того, что независимо от потраченных средств турист потребляет то, что часто вообще оценить невозможно, и расхожее правило «кто платит, тот и заказывает музыку» в данном случае просто несостоятельно;
- туристское потребление имеет компаративный характер, связанный с чувствительностью туризма как социального института к инвайроменту и неизбежным сравнением туристом реалий наблюдаемой социокультурной действительности с социальной ситуацией и культурой страны своего постоянного обитания («ментальными экстерналиями»). Это обусловливает толерантные установки туриста - не искать что лучше, а что хуже в той или иной культуре или цивилизации, а видеть прежде всего их самобытность и осознавать, что каждая культура является следствием тех специфических исторических и природных условий, в которых она возникла и развивалась, поэтому любую культуру и ее представителей (в том числе собственные) следует уважать и понимать, соблюдая правила туристской этики и культуру межэтнического общения;
- особенностью туристского потребления является ограниченность, «сжатость» временных рамок путешествия, что определяет отношение к нему и менеджеров и потребителей как к серии «дискретных лимитированных временем и пространством событий», «аттрактивных, калейдоскопичных, стремительно меняющихся образов» [1. С. 9]. Поэтому соответствующей задачей культуры туризма выступает формирование стремления потребителей как можно больше узнать о посещаемых местах ранее самой поездки и умения выделять самое важное и существенное, наиболее знаковое в культуре и окружающей среде территории, которую он должен посетить;
- туристское потребление ориентируется на приобретение тех товаров и услуг, которые отражают национально-культурную и социальную специфику соответствующего туристского региона, в силу чего «сфера глобального туризма все более вовлекается в орбиту „экономики знаков"», символов типичных картин окружающей среды и т.п. [1. С. 9]. В связи с этим важно, учитывая эстетические вкусы туристов, давать им необходимую информацию, нацеливать на изучение местной культуры и приобретение автохтонных товаров и услуг, учитывая специфику региона и населения, возможности транспортировки, экологическую и правовую безопасность и т.п.;
- невозможность существования и неосязаемость туристских услуг для потребителя до их предоставления также является особенностью туристского потребления, что требует всесторонней подготовки туриста к путешествию и освоения им общепринятых и специфических норм и правил поведения, этикета, характерных для данной территории.
Таким образом, мы выделили качества культуры туризма в целом. Однако следует учитывать, что каждой группе участников туристской деятельности - туристов, организаторов туризма, принимающей стороны и организационно-управленческих структур - присущи свои специфические принципы, нормы, правила культуры производства и поведения. Многие положения отражены в Хартии и Кодексе туриста и других международных декларациях (см.: [13-15]). Некоторые принципиальные положения содержатся в национальных нормативно-законодательных актах, регламентирующих соответствующий вид деятельности, а также в уставах туристских предприятий и должностных инструкциях работников туристской сферы.
В таблице представлены сгруппированные для каждого участника туристского процесса принципы, нормы, правила поведения, профессиональные требования и прочие элементы, определяющие содержание культуры туризма.
Структурные элементы и содержание культуры туризма
Structural elements and the content of culture of tourism
Структурные элементы туристской культуры Содержание: принципы, нормы, правила поведения, профессиональные требования и пр.
Культура поведения туриста Общение как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия конкретных личностей и отдельных групп людей является основой человеческого общества. В путешествиях очень ярко высвечиваются культура поведения человека, формы его общения с другими людьми, отношение к окружающему миру. Именно поэтому в Кодексе туриста закреплены права и обязанности иностранного туриста в стране посещения [6]. Правила поведения туриста в других местностях и зарубежных странах можно сформулировать следующим образом: - быть морально и физически подготовленным к посещению других территорий, в том числе - зарубежных; - турист должен уважать установленный политический, социальный, моральный и религиозный уклад страны (или региона) временного пребывания, а также соблюдать действующие в них законы и правила; - турист должен с пониманием воспринимать культуру местного населения, его обычаи, верования, уважать и сохранять природное и культурное достояние страны (региона) временного пребывания; - турист должен проявлять взаимопонимание, дружеское отношение к другим народам, людям другой национальности в стране (регионе) временного пребывания, не подчеркивать экономические, социальные и культурные различия между странами, а также туристами и местным населением
Культура организаторов туризма (туроператоров, турагентов, поставщиков необходимых услуг) Организаторы туризма - субъекты предпринимательства, с кем в первую очередь приходится общаться туристу. От их профессионализма, оперативности, знания предпочтений туристов, культуры поведения и общения с клиентом во многом зависит качество предоставляемых услуг и, следовательно, впечатления туриста. В данном случае культура туризма включает не только правила обслуживания туристов, но и культуру производства турпродукта, формирования пакета туруслуг. Первоочередными условиями при формировании, продвижении и реализации туристского продукта для организаторов туризма должны стать принципы Хартии туризма и Этического кодекса туризма. Основные положения их заключаются в следующем: - придерживаться правил и принципов культуры обслуживания, этичности обслуживающего персонала и эстетичности к обустройству и оформлению офиса туроператора (турагента), предоставляющих услуги туристам; - соблюдать взятые на себя в рамках профессиональной деятельности обязательства по обеспечению высокого качества предоставляемого туристского продукта; - содействовать работникам туристской сферы, в том числе поставщикам услуг, в осуществлении их профессиональной деятельности путем предоставления им необходимых условий, в том числе в подготовке квалифицированных кадров в сфере туризма; - контролировать соблюдение установленных требований к обустройству и оформлению средств размещения, транспортных средств, объектов развлечения, предоставляющих услуги туристам; - обеспечить сотрудничество и координацию действий организаторов туризма, средств массовой информации, законодательных и исполнительных органов, общественных организаций в целях рационального и эффективного использования туристских ресурсов, улучшения качества предоставляемых услуг
Окончание таблицы
Структурные элементы туристской культуры Содержание: принципы, нормы, правила поведения, профессиональные требования и пр.
Культура принимающей стороны Принимающая сторона, а это и органы местной власти, и различные учреждения, и местное население - оказывает огромное влияние на качество услуг, на впечатления туристов. Принимающая сторона должна быть подготовлена к посещениям туристами соответствующих страны и региона, проявлять гостеприимство, понимание и уважение обычаев, традиций, религии и других особенностей культуры туристов, а также вежливое обращение и уважение, необходимые для развития гармоничных человеческих и общественных отношений в местах транзита и временного пребывания туристов; обеспечить своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде, сохранение объектов культурного и природного наследия, соблюдение местных запретов, уважение священных мест и святынь. Необходимо также информировать туристов об обычаях местного населения, его традиционной трудовой, социокультурной и религиозной деятельности, о достопримечательностях, особенностях фауны и флоры, природных ресурсах и территориях, которые подлежат особой охране
Культура деятельности организационно-управленческих структур Обращение туриста напрямую к организационно-управленческим структурам происходит не часто. Но от их деятельности, которая должна быть построена на соблюдении принципов Манильской декларации по мировому туризму и других международных актах, а также при разработке и реализации политики, планов и программ в области туризма (в соответствии со своими национальными приоритетами и в рамках программы работы Всемирной туристской организации) во многом зависит уровень развития и культура туризма в любой стране. Организационно-управленческие структуры решают сложнейшие задачи по осуществлению туристской деятельности в соответствии с политикой общего территориального развития, проводимой на всех уровнях, а именно: по расширению сотрудничества в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе; по содействию роста как внутреннего, так и международного туризма; по обеспечению возможностей каждому человеку участвовать во внутреннем и международном туризме; по защите туристской среды, которая включает в себя человека, природу, общественные отношения и культуру и является достоянием всего человечества. Важнейшими задачами являются: разработка мер по доступу внутренних и иностранных туристов к культурному и природному наследию; обеспечение безопасности посетителей и их имущества посредством соответствующих превентивных мер и мер защиты, свободного передвижения по стране, но с соблюдением ограничительных мер, принятых в национальных интересах в отношении определенных районов территории; гарантирование доступа к службам здравоохранения, а также способствовать предупреждению инфекционных заболеваний и несчастных случаев; предоставление туристам возможности доступа к административным и юридическим службам, представителям консульств
Наличие этих качеств культуры туризма необходимо для решения основных задач туристской деятельности, обеспечивающих ее социально-гармоничное функционирование и развитие:
- освоение культурного и природного наследия человечества посредством туризма со сведенным к минимуму негативным влиянием на культуру и туристские ресурсы соответствующей территории, максимально возможно сохранив национальный колорит, образ жизни, дух времени и культурного пространства дестинации;
- установление баланса между экономическими показателями, экономическими интересами участников туристской деятельности и его культуро- и природоохранными задачами;
- проведение культурно-образовательной и воспитательной работы со всеми туристскими субъектами;
- обеспечение сохранности и трансляции самобытных культур в условиях глобализирующейся, информационной, постиндустриальной цивилизации.
Список источников
1. Гализдра А.С. Потребление туристских услуг: социально-философский аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2008. № 8 (2). С. 7-11.
2. Сафошина Т.А. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования : сб. науч. тр. / под общ. ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. Новороссийск ; Москва : Изд-во Моск. гум.-экон. ун-та, 2018. С. 71-81.
3. Сиченко Н. С. Развитие туризма для сохранения культурного наследия региона // Человек в мире культуры. 2012. N° 2. С. 76-79.
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р). URL: https://tourism.gov.m/upload/iЫock298/Стратегия%20развития0/o20туризма0/o20на0/o20пе-риод%20до%202035%20года^ (дата обращения: 03.06.2021).
5. Мошняга Е.В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 173-179.
6. Глобальный этический кодекс туризма. URL: http://eurasiatourism.org/1034/index.phtml (дата обращения: 15.06.2021).
7. Шиповская Л.П. Этика, ее предмет и роль в обществе // Сервис +. 2011. № 2. С. 56-63.
8. Павлова О.В. Профессионально-этическая культура личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 2. С. 237-240.
9. Синецкий С.Б. Культурные трансформации в XXI веке: осмысление перспектив // Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2012. № 3(9). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/146.html&j_id=11 (дата обращения: 19.05.2021).
10. Астафьева О.Н. Региональная культура и культурная политика: образы и практика // Мир культуры и культурология. 2015. Вып. IV. С. 291-308.
11. Межуев В.М. Идея культуры : очерки по философии культуры. М. : Университетская книга : Прогресс-Традиция, 2012. 403 с.
12. Лымарь А.Н. Профессиональная культура в системе культуры // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. № 17 (72). С. 251-252.
13. Документ Акапулько по итогам обсуждения действий по постепенному достижению целей, намеченных Манильской декларацией по мировому туризму. Принят Всемирным совещанием по туризму, Акапулько (Мексика), 21-27 августа 1982 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901813697 (дата обращения: 21.06.2021).
14. Манильская декларация по мировому туризму. Принята Всемирной конференцией по туризму, Манила (Филиппины), 27 сентября - 10 октября 1980 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения: 23.06.2021).
15. Хартия туризма. Одобрена резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации 22 сентября 1985 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901756802 (дата обращения: 28.05.2021).
References
1. Galizdra, A.S. (2008) Potreblenie turistskikh uslug: sotsial'no-filosofskiy aspekt [Consumption of tourist services: social and philosophical aspect]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 8(2). pp. 7-11.
2. Safoshina, T.A. (2018) Mezhdunarodnyy kul'turnyy turizm kak faktor mezhkul'turnoy kommunikatsii [International cultural tourism as a factor of intercultural communication]. In: Ponomarev, V.V. & Kutkovich, T.A. (eds) Pravovye, ekonomicheskie i gumanitarnye voprosy sovremennogo razvitiya obshchestva: teoreticheskie i prikladnye issledovaniya [Legal, economic and humanitarian issues of modern development of society: theoretical and applied research]. Novorossiysk; Moscow: Moscow State Humanitarian and Economic University. pp. 71-81.
3. Sichenko, N.S. (2012) Razvitie turizma dlya sokhraneniya kul'turnogo naslediya regiona [Development of tourism to preserve the regional cultural heritage]. Chelovek v mire kul'tury. 2. pp. 76-79.
4. The Russian Federation. (2019) Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2035 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 20 sentyabrya 2019 g. № 2129-r) [Strategy for the development of tourism in the Russian Federation until 2035 (approved by Order No. 2129-r of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2019)]. [Online] Available from: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Strategiya%20razvitiya% 20turizma%20na%20pe-riod%20do%202035%20goda.pdf (Accessed: 3rd June 2021).
5. Moshnyaga, E.V. (2009) Kontsept "kul'turnyy turizm" v sisteme kontseptov mezhdunarodnogo turizma [The concept of "cultural tourism" in the system of international tourism concepts]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. 3. pp. 173-179.
6. Eurasiatourism.org. (n.d.) Global'nyy eticheskiy kodeks turizma [Global Code of Ethics for Tourism]. [Online] Available from: http://eurasiatourism.org/1034/index.phtml (Accessed: 15th June 2021).
7. Shipovskaya, L.P. (2011) Etika, ee predmet i rol' v obshchestve [Ethics, its subject and role in society]. Servis +. 2. pp. 56-63.
8. Pavlova, O.V. (2017) Professional'no-eticheskaya kul'tura lichnosti [Professional and ethical culture of the individual]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2. pp. 237-240.
9. Sinetskiy, S.B. (2012) Kul'turnye transformatsii v XXI veke: osmyslenie perspektiv [Cultural transformations in the 21st century: Understanding the prospects]. Kul'turologicheskiy zhurnal. 3(9). [Online] Available from: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/146.html&j_id=11 (Accessed: 19th May 2021).
10. Astafieva, O.N. (2015) Regional'naya kul'tura i kul'turnaya politika: obrazy i praktika [Regional culture and cultural policy: Images and practice]. Mir kul'tury i kul'turologiya. 4. pp. 291-308.
11. Mezhuev, V.M. (2012) Ideya kul'tury: ocherki po filosofii kul'tury [The idea of culture: Essays on the philosophy of culture]. Moscow: Universitetskaya kniga: Progress-Traditsiya.
12. Lymar, A.N. (2006) Professional'naya kul'tura v sisteme kul'tury [Professional culture in the cultural system]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 17(72). pp. 251-252.
13. Mexico. (1982) Dokument Akapul'ko po itogam obsuzhdeniya deystviy po postepennomu dostizheniyu tseley, namechennykh Manil'skoy deklaratsiey po mirovomu turizmu [Acapulco document following the discussion of actions to gradually achieve the goals outlined in the Manila Declaration on World Tourism]. Adopted at the World Tourism Meeting, Acapulco (Mexico), August 21-27, 1982. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/901813697 (Accessed: 21st June 2021).
14. The World Tourism Conference. (1980) Manil'skaya deklaratsiya po mirovomu turizmu [The Manila Declaration on World Tourism]. Adopted by the World Tourism Conference, Manila (Philippines), September 27 - October 10, 1980. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901813698 (Accessed: 23rd June 2021).
15. The World Tourism Organization. (1985) Khartiya turizma. Odobrena rezolyutsiey I VIsessii General'noy assamblei Vsemirnoy turistskoy Organizatsii 22 sentyabrya 1985 goda [Tourism Charter. Approved by the resolution of the I VI session of the General Assembly of the World Tourism Organization on September 22, 1985]. [Online] Available from: https://docs.cntd.ru/document/901756802 (Accessed: 28th May 2021).
Сведения об авторах:
Горенкин В.А. - кандидат политических наук, доцент, ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected] Микитинец А.Ю. - кандидат философских наук, доцент, проректор по научной работе Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected]
Микитинец О.И. - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected]
Чугунова Т.Н. - доцент, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected]
Швецова А.В. - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, культурологии и гуманитарных дисциплин Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Gorenkin V.A. - Crimean University of Culture, Art and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Mikitinets A.Yu. - Crimean University of Culture, Art and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Mikitinets O.I. - Crimean University of Culture, Art and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Chugunova T.N. - Crimean University of Culture, Art and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shvetsova A.V. - Crimean University of Culture, Art and Tourism (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 15.11.2023.
The article was submitted 14.12.2021; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 15.11.2023.