УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Для цитирования: Морозова А.Н. Концепция ювенальной юриспруденции как инструмент управления системными политическими, экономическими и социальными процессами в России // Управление в современных системах. 2024. № 3. С. 3-9.
DOI: 10.24412/2311-1313-43-3-9
УДК 342.7
ББК 67.404.532я73
КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ, ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИИ
Морозова А.Н.1, Юридический институт Севастопольского государственного
университета
Аннотация
Цель работы - анализ необходимости создания ювенальных судов в Российской Федерации с учетом исторического опыта и целесообразности такого рода реформ, с точки зрения влияния Концепции ювенальной юриспруденции на управление системными политическими, экономическими и социальными процессами в России. В результате проведённой работы автор приходит к выводу о перспективах создания специализированных судебных составов.
Ключевые слова: концепция ювенальной юриспруденции, ювенальный суд, ювенальная юриспруденция, ювенальное право, несовершеннолетние, суд по делам несовершеннолетних, ювенальная безопасность.
Введение
Ювенальная юриспруденция является важной областью правовой системы, призванной защищать права и интересы несовершеннолетних, а также обеспечивать эффективное разрешение конфликтов, в которых они участвуют. Важность данного рода общественных отношений настолько велика, что их изучение повлекло за собой идею создания Концепции ювенальной юриспруденции, которая предполагает, что рассматриваемые нами отношения оказывают системное влияние на формирование экономики страны, на политические и социальные процессы [Н.И. Морозов, А.Н. Морозова, 2016].
В современном мире дополнительных особенностей этому явлению придает наличие информационных технологий, которые масштабно позволяют криминализировать несовершеннолетних, через эти процессы оказывая воздействие на общество и российское государство. И в этом случае, с учетом масштабов, мы уже можем говорить о том, что современное понятие информационных войн вполне применимо в молодежной государственной политике, которая является, на наш взгляд, частью системы национальной безопасности страны. Следовательно, анализируемые нами правовые институты и отношения
1 Морозова Анастасия Николаевна, доцент кафедры КиАП, Юридический институт Севастопольского государственного университета, кандидат юридических наук Россия, индекс, г. Севастополь, ул. Университетская, 33; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 6207-1537; Author ID РИНЦ: 47409034; EDN: KJAOFZ; ORCID: 0009 -0003-6902-940X
оказывают системное влияние на формирование экономики страны, на политические и социальные процессы.
Такой подход позволяет нам говорить о том, что государству необходимо концептуально перестраивать систему работы с детьми, молодежью.
С момента принятия Конституции Российской Федерации и по настоящее время наблюдается противодействие двух концепций - внедрение европейской модели ювенального правосудия и сохранение того формата, в котором суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием несовершеннолетних.
За прошедшие годы стало очевидным, что европейская концепция приведет к развалу системы воспитания, искажению национальной стратегии реализации молодежной политики, которая оказывает существенное влияние на развитие российского государства в системном понимании этого процесса.
Это особенно важно в связи с тем, что молодежная политика, и, соответственно, ювенальная юриспруденция с точки зрения концептуального подхода - часть системы общественной безопасности России, о чем свидетельствует и исторический опыт государственного строительства в России [Н.И. Морозов, А.Н. Морозова, 2016]. Так, например, в 1917 году, принятие Декретов о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния, О расторжении брака, Об отмене частного владения женщинами, фактически привели к развалу института семьи, и, как следствие, к развалу советского государства, осознание чего вернуло советскую Россию к принятию срочных мер по восстановлению значимости института семьи и детства для сохранения целостности государства1.
Сегодня этот опыт повторяется. С внедрения такого рода деструктивных практик в современной России насчитывается большое количество попыток внедрить в российскую правовую систему концепцию, предполагающую создание ювенальных судов по европейской модели. Так, например, много лет подряд вызывает живую дискуссию печально известный Форсайт-проект «Детство-2030», который, появившись под протекцией Общественной палаты Российской Федерации, предполагал полный развал существующей ювенальной системы с созданием системы поставки «человеческого капитала» за рубеж в качестве трудового ресурса. Резонансный проект вызвал острое противостояние его авторов и правозащитного сообщества, которое, обозначая это явление, как направленное на развал российской государственности, коим оно фактически и являлось, заблокировало его выход в свет через принятие его в Государственной Думе Российской Федерации как законопроекта2.
Однако, надо понимать, что и вариант с сохранением той системы, которая существует сейчас - формат рассмотрения дел с участием несовершеннолетних судами общей юрисдикции, которые могут не обладать достаточной компетенцией в рассматриваемой сфере, также не является полностью приемлемым.
Кроме того, пока, с точки зрения мирового сообщества, наличествует пробел в регулировании целого пласта общественных отношений, являющихся
1 Куликова Д.Н. Политика советского государства в области семейно-брачных отношений в 1917-1925 гг // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: cyberlenmka.m/artide/n/poHtika-sovetskogo-gosudarstva-v-oblasti-semeyno-brachnyh-otnosheniy-v-1917-1925. (дата обращения: 20.08.2024 г.)
2 Форсайт-проект «Детство 2030» пугает родителей чипизацией мозга детей // 20.01.2012. Санкт-петербургский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: spbu.ru/news-events/universitet-v-smi/forsayt-proekt-detstvo-2030-pugaet-roditeley-chipizaciey-mozga-detey. (дата обращения: 20.08.2024 г.)
государствообразующими с точки зрении теории государства и права, будут продолжаться попытки встроить в российскую правовую систему чужеродные ей нормы, направленные на развал российской государственности.
В этой связи следует очевидный вывод - эту систему необходимо создать (точнее говоря, переформатировать существующую) российскому законодателю, чтобы закрыть вопрос о бесконечном обсуждении необходимости адаптации законодательства к современным вызовам и международным стандартам в области прав ребенка.
Рассматривая основные направления совершенствования системы, мы видим, что они выглядят следующим образом:
1. Обозначенное выше создание специализированных ювенальных судов, которое звучит, как одно из ключевых направлений совершенствования судебной системы. Авторы полагают, что это позволит обеспечить более глубокое понимание специфики дел, связанных с несовершеннолетними, а также повысить качество судебных решений. Специализированные суды будут способны эффективно применять современные методы работы, учитывающие психологические и социальные аспекты, с которыми сталкиваются молодые правонарушители1.
2. Усовершенствование системы правовой помощи несовершеннолетним, которая является важным элементом в рамках ювенальной юстиции. Для повышения эффективности этой системы необходимо развивать институты юридической помощи для несовершеннолетних, включая доступ к бесплатным адвокатам и консультации правозащитников. Важно также проводить обучение адвокатов и юристов, специализирующихся на делах несовершеннолетних, с целью улучшения качества их работы2.
3. Внедрение альтернативных форм разрешения споров, таких как медиация и примирение сторон. Этот подход, полагают специалисты, позволит избежать жестких мер наказания и сосредоточиться на досудебном формате сотрудничества между несовершеннолетними правонарушителями и пострадавшими. Разработка и внедрение программ медиации требует активного сотрудничества между судами, социальными службами и образовательными учреждениями3.
4. Повышение квалификации судей и правозащитников, которая включит в себя постоянное обучение и повышение квалификации судей, адвокатов и работников правоохранительных органов. Проведение семинаров, тренингов и курсов, посвященных особенностям работы с несовершеннолетними, которое связано с необходимостью глубокого понимания их психологии и социального контекста4.
1 Лебедев В. Ювенальная юстиция. [Электронный ресурс]. URL: www.semlot.ru/yuvenalnaya-yustitsiya. (Дата обращения: 21.08.2024 г.)
2 Демидов Н.Н., Костенко Н.С. Совершенствование института ювенальной юстиции в современной России: социальные аспекты и исторические предпосылки // Вестник ВИ МВД России. 2018. №4. [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-instituta-yuvenalnoy-yustitsii-v-sovremennoy-rossii-sotsialnye-aspekty-i-istoricheskie-predposyl (Дата обращения: 20.08.2024 г.)
3 Моисеенкова Е.В. Медиация как способ досудебного урегулирования споров в семейных правоотношениях в Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция. 2024. №7 (117). [Электронный ресурс]. URL:
cyberleninka.ru/article/n/mediatsiya-kak-sposob-dosudebnogo-uregulirovaniya-sporov-v-semeynyh-pravootnosheniyah-v-rossiyskoy-federatsii. (Дата обращения: 20.08.2024 г.)
4 Бастрыкин А.И., Валуйсков Н.В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней // Научный вестник Омской академии МВД России. 2015. №3 (58). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7yuvenalnaya-prestupnost-v-rossii-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-borby-s-ney. (Дата обращения: 19.08.2024 г.)
Пока законодатель раздумывает, принять ли предложения по созданию Концепции ювенальной юриспруденции, либо Ювенального Кодекса, или создания системы ювенальных судов либо других альтернатив, неплохой выход нашел правоприменитель, опираясь на Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года (полагаем необходимым урегулирование данного вопроса на более глобальном федеральном законодательном уровне, путем принятия Концепции ювенальной юриспруденции).
Так, в Ростовской области много лет достаточно успешно реализуется проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних» (ПРООН) в Ростовской области»1.
Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону, помимо деятельности судей районных судов по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних в этой же сфере функционируют:
1) социальные работники при судах, деятельность которых интегрирована с функциями органов, профилактирующих правонарушения несовершеннолетних;
2) координационный Совет;
3) органы психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
4) Психологический центр при Управлении образования;
5) органы социальной защиты.
Активно участвуют во всех рассматриваемых процессах правозащитные и волонтерские организации.
Деятельность указанных органов и организаций на всех этапах рассмотрения дел с участием несовершеннолетних направлена на профилактику правонарушений, досудебное урегулирование споров, социализацию несовершеннолетних после отбытия наказания в том случае, если принято решение о назначении такого рода мер.
Судья, хотя и не в специализированном судебном составе, при рассмотрении дела, обязательно выполняет функцию по выявлению причин преступления, совершенного несовершеннолетним, по их устранению, по оказанию помощи, если таковая несовершеннолетнему необходима. Статистика показывает, что случаев повторного совершения правонарушений подростками, прошедшими через новую процедуру судопроизводства, не зарегистрировано, снизились и показатели преступности2.
Также элементы ювенальных технологий используют в своей работе суды Санкт-Петербурга и Москвы, Пермского края, Республик Хакасия и Карелия, Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Московской области. Однако, следует отметить, что это не специализированные судебные составы, в создании которых, полагаем, существует острая необходимость, и не в рамках пилотных, единичных проектов в отдельных субъектах Российской Федерации, а на территории всей страны.
Судя по тенденции, правоприменитель сам вынужден, не дождавшись необходимой реакции законодателя, решать вопрос на региональном уровне.
Однако, специфика рассматриваемых нами общественных отношений такова, что она, также, например, как при рассмотрении дел в сфере экономики, административного,
1 Ткачев В.Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области // Право и безопасность. № 3 (32), октябрь 2009. [Электронный ресурс]. URL: dpr.ru/pravo/pravo_28_7.htm (Дата обращения: 20.08.2024 г.)
2 Ткачев В.Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области // Право и безопасность. № 3 (32), октябрь 2009. [Электронный ресурс]. URL: dpr.ru/pravo/pravo_28_7.htm (Дата обращения: 20.08.2024 г.)
гражданского, морского права, требует создания специализированных судебных составов, которые будут предполагать наличие специального образования и узкой специализации при рассмотрении дел судом. И в этой связи процесс должен идти не стихийно, когда понимание важности вопроса и его решение зависит от того, насколько региональные правоприменители заинтересованы в поиске эффективных мер, а должно реализовываться системно, на федеральной уровне, в формате реализации одного из направлений государственной молодежной политики.
Поэтому мы говорим о том, что законодатель может выбрать несколько путей решения этого вопроса:
1) реализовав уже имеющий опыт российского ювенального права, взяв его из дореволюционного законодательства и передав такие полномочия мировым судьям по делам несовершеннолетних, создав институт мирового ювенального судьи.
Россия имеет собственный опыт создания судов, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних, как специализированных органов, обладающих узкой специализацией.
Процесс формирования системы начался при Екатерине II, приведя в 1866 году к принятию Закона «Об исправительных приютах для несовершеннолетних», а также, после длительного формирования правовой базы, в 1905 году к принятию закона, который предусматривал создание должностей инспекторов по делам несовершеннолетних и учреждение судов для их защиты [Н.И. Морозов, А.Н. Морозова, 2016], а также были созданы специализированные учреждения - исправительно-трудовые колонии и приюты для несовершеннолетних правонарушителей. Они воспитывались в ремесленных приютах и земледельческих колониях, поскольку законодатель того времени понимал, что влияние взрослой преступности на несовершеннолетних правонарушителей губительно и является базой для перехода этой категории преступников в ряды взрослых правонарушителей (это отдельный вопрос для более глубокого исследования - современная пенитенциарная система для отбывания наказаний несовершеннолетними преступниками практически не способствует их исправлению, а опыт частных домов-интернатов, где исправление несовершеннолетних основано на труде и воспитании - единичный, требующий поддержки государства и распространения на масштабном уровне, а кроме того, в основном основанный на оказании платных услуг и, к сожалению, не дающий масштабного охвата нуждающихся в помощи).
Возможно, данные органы были далеки от того, чтобы в полной мере реализовывать профилактические меры (репрессивный подход был и оставался приоритетным), и просуществовали сравнительно недолго - особый суд для несовершеннолетних начал свою работы только в 1910 году, а исправительные учреждения существовали с 1860 года, но вполне достаточно для того, чтобы появилось осознание, что просто применение мер уголовного наказания часто неэффективно в отношении несовершеннолетних, требуется, прежде всего, реабилитация и социальная поддержка такой категории граждан в связи с ее особенностями. Кроме того, функционировали учебные заведения, обучавшие судей и правозащитников в сфере ювенальной юстиции.
Формировалась и функционировала система на основе правовой базы - к концу XIX -началу XX века в России были приняты правовые акты, закрепившие систему защиты несовершеннолетних, базовыми из которых являются [Н.И. Морозов, А.Н. Морозова, 2016]:
1) Закон о защите детей (принятый в 1910 году), содержавший нормы о запрете детского труда и определявший основные меры по социальной защите детей.
2) Устав о наказаниях (принятый в 1912 году), значительно улучшивший систему правовой защиты несовершеннолетних правонарушителей, смягчив назначаемые наказания и предоставив судам возможность избрания исправительных мер, а не лишения свободы.
Интересен также современный опыт, например, в Республике Казахстан, согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса РК (статья 542), дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних [Уголовный кодекс Республики Казахстан].
Однако, такой опыт вряд ли возможно применить в Российской Федерации, учитывая масштаб предполагаемых затрат. Кроме того, опираясь на такие принципы, как экономичность и целесообразность, положительный результат реализации программы в Ростовской области позволяет закрыть вопрос бесконечных попыток внедрения в России системы ювенальных судов западного формата.
2) решив на федеральном уровне вопрос о создании специализированных судебных составов, что представляется самым логичным и эффективным, закрепив формат, реализуемый в Ростовской области и других регионах России, описанный нами выше, в действующем законодательстве, определив такую возможность на уровне обязанности, а не инициативы правоприменителя.
Это логичное решение, поскольку создание системы ювенальных судов с опорой на вышеуказанный опыт Российской империи - дорогостоящее и масштабное мероприятие, которое нецелесообразно по указанным причинам, а также потому, что оптимальное решение уже нашел правоприменитель, законодателю остается только закрепить нормативно, путем внесения изменений в действующее законодательство норм о деятельности и компетенции специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних.
Заключение
Таким образом, учитывая рассмотренный нами опыт, постоянное давление мирового сообщества, попытки навязывания европейской системы ювенальных судов, а также современные условия социального, культурного и правового развития общества в Российской Федерации, мы можем говорить о том, что существует необходимость создания специализированных судебных составов, предназначенных для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (ред. от 04.10.2022) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Марковичева Е.В. Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции, принципы Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 271 с.
3. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М.: Дело, 2001. 176 с.
4. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апреля.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Российская газета. 1999. 30 июня.
6. Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство «Юрайт», 2024. 364 с.
7. Сапогов В.М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками государственных учреждений: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2024. 250 с.
8. Сапогов В. М. Теория и методика правовоспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва: Издательство «Юрайт», 2024. 192 с.
9. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 // Российская газета. 1996. 27 января.
10. Уголовный кодекс Республики Казахстан. «Казахстанская правда» от 09.07.2014 № 132 (27753); «Егемен ^азакстан» 09.07.2014 ж. № 132 (28356); Ведомости Парламента РК 2014 г., № 13-II, ст. 83.
11. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. 768 с.
12. Ювенальная юриспруденция: учебник: в 4 т. Т.1 / под ред. Н.И. Морозова, А.Н. Морозовой. М.: Прометей, 2016. 344 с.
13. Ювенальная юриспруденция: учебник: в 4 т. Т.2 / под ред. Н.И. Морозова, А.Н. Морозовой. М.: Прометей, 2016. 360 с.
14. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования // Под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Знание. ИВЭСЭП, 2004. 734 с.
15. Ювенальное право: учеб. для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 317 с.
THE CONCEPT OF JUVENILE JURISPRUDENCE AS A TOOL FOR MANAGING SYSTEMIC POLITICAL, ECONOMIC AND SOCIAL PROCESSES IN RUSSIA
Morozova A.N., Law Institute of Sevastopol State University
Abstract
The purpose of the work is to analyze the need to create juvenile courts in the Russian Federation, taking into account historical experience and the feasibility of such reforms, from the point of view of the influence of the Concept of Juvenile Jurisprudence on the management of systemic political, economic and social processes in Russia. As a result of the work carried out, the author comes to the conclusion about the prospects for creating specialized judicial panels.
Keywords: concept of juvenile jurisprudence, juvenile court, juvenile jurisprudence, juvenile law, minors, juvenile court, juvenile safety.