ния; малая активность и эффективность дания специальных программ (на основе
действий НКО/ГКО. зарубежного опыта и принятия феде-
Следовательно, необходимо целена- рального закона о профилактике насилия
правленно формировать общественное в семье), расширения, активизации ин-
мнение и доверие к социальным служ- формированности об этом населения на-
бам, государственным и негосударствен- шего города, превенции проявления этого
ным социальным структурам, призван- явления в социуме как явной угрозы де-
ным оказывать помощь жертвам домаш- мографической стабильности общества.
него насилия. Назрела потребность соз-
ЛИТЕРАТУРА
1. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 2003.
2. Болдмаа Наран. Социально-историческая обусловленность повседневного насилия в семье (на примере российских и монгольских семей): Автореф. дис.... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2004.
3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и европейская социальная хартия: право и практика. М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 516-517.
4. Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия в современной России // Насилие и социальные изменения: теория, практика, исследования. М.: Центр «АННА», 2000. Ч. П-Ш. С. 113-143.
5. Карюхин Э. В. К проблеме насилия над пожилыми людьми. Исследования СМИ Пушковские чтения: Сб. науч.работ V науч.-практ. геронтолог. конф. с международ. участ., посвящен. памяти Э.С. Пушковой, 3-4 дек. 2005 года / Под ред. В. Н. Анисимова, А. Л. Арьева. СПб., 2009. С.42-43.
6. Лысова А. В. Концептуально-теоретические предпосылки формирования реакции социальных институтов на насилие в семье: Дис. . канд. соц. наук. Владивосток, 2002.
7. Мэнделл Дж. Г. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М.: Генезис, 2000.
8. Семья без насилия. Методические материалы по профилактике насилия в семье и формированию нетерпимости в обществе к насилию в отношении детей, женщин и пожилых людей / Под ред. Л.П. Симбирцевой. СПб.: Островитянин, 2008.
9. Синельников А., Пиксакова М. Домашнее насилие как объект социальной работы// Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты/ Под ред. Е Ярской-Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004. С.220.
10. Соколова Г.И. Причины и профилактика семейного насилия // Комплексная программа по профилактике социального сиротства и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия/ Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: СПб гос. ин-т психологии и соц. работы, 2003. С. 493495.
11. Сыроед Н.С. Проблема домашнего насилия в дискурсе гендерной толерантности // Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. М., 2006. С.229-233.
12. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М., 2003.
13. Хетриттер Л., Вот Д. Помощь жертвам сексуального насилия: Основанные на библии для психотерапевтов, жертв сексуального насилия и членов их семей / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2005.
14. Хонькина А.В. Работа с семейным насилием // Социальная работа. 2009. №1. С. 18-19.
15. Шипунова Т. В. Системное насилие // Социология и общество:Тр. I Всерос. социол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи».СПб, 2002.
16. Энн Л. Гэнли. Домашнее насилие: что, почему и кто. М., 2005.
УДК 330 (075.8) ББК 65я73
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С.О. Никифорова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Среди глобальных проблем человечества проблема обеспечения устойчивого развития становится на одно из первых мест, поэтому актуальность данной темы исследования трудно переоценить. Вопросы гуманизации экономик и устойчивого развития общества приводят к смене всей парадигмы международного сотрудничества и развития экономических систем.
Концепции устойчивого развития посвящено множество работ разного уровня, она имеет как сторонников, так и противников и поэтому остается одной из самых острых.
Термин «устойчивое развитие» впервые был введен в документах ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году. Он означал удовлетворение потребностей настоящего поколения без нанесения ущерба развитию последующих поколений [1]. При расширенном толковании концепция устойчивого развития исходит из того, что «природный капитал, который определяется через использование природных богатств, должен быть сохранен. В свою очередь, сохранение и поддержание баланса природных ресурсов может быть достигнуто только через состояние, когда природные ресурсы и функции окружающей среды остаются доступными» [2, с.3-5].
В 1992 году на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), где принимали участие главы и представители 179 стран, было принято решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Среди приоритетных были выделены демографические проблемы, вопросы здоровья членов общества, которые становятся наиболее важными и связываются с состоянием окружающей среды [3].
Принятая на конференции ООН декларация по окружающей среде и развитию провозглашает важнейшие принципы развития человечества, первый из которых гласит, что забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотвор-
ную жизнь в гармонии с природой [3].
Определение устойчивого развития постоянно дополняется новым содержанием. В понятие устойчивого развития мировой системы в целом, отдельных стран и регионов в настоящее время входит не только проблема истощения природных ресурсов, но и обеспечение достойного уровня жизни для населения. Важнейшими составляющими концепции являются:
- учет приоритетных потребностей беднейших слоев населения;
- ограничения, обусловленные состоянием технологии и организации общества [4].
В рамках концепции устойчивого развития сформировались три основополагающие составляющие: экономическая, социальная и экологическая. Экономический подход к концепции основывается на определении дохода, данном Дж. Хиксом. В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая себя при этом беднее.
С точки зрения социальной составляющей концепция устойчивого развития направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов.
В свою очередь экологический подход предполагает, что устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем [5].
Согласованность и единство трех составляющих и являются основой концепции устойчивого развития. Стремительное развитие науки иетехники, с одной стороны, обеспечивают более высокий уровень жизни людей, а с другой - усиление антропогенного влияния на природную среду приводит к истощению природных ресурсов, обострению экологической ситуации, что в свою очередь снижает качество жизни населения. Данное противоречие требует немедленного разрешения.
Принятие концепции устойчивого развития на международном уровне про-
исходило в период экономических реформ в России. Переход страны к устойчивому развитию должен был обеспечить принятие сбалансированных решений по социально-экономическим проблемам. При этом необходимо было решить ряд основополагающих задач, в том числе глобальных, а именно по выводу страны из глубочайшего кризиса.
В процессе перехода к устойчивому развитию необходимо было обеспечить стабилизацию экологической ситуации, добиться значительного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках политических и экономических институтов.
В России процесс перехода к концепции устойчивого развития происходил с большими трудностями. В 1996 году Президент РФ своим указом принял Концепцию устойчивого развития страны [2].
Основными трудностями перехода к устойчивому развитию были:
- разработка национальной стратегии перехода;
- определение системы целей данной стратегии;
- разработка индикаторов устойчивого развития;
- определение механизмов реализации концепции устойчивого развития [6].
Концепция перехода России к устойчивому развитию не была принята единогласно, она вызвала серию протестов у многих ведущих специалистов.
Противники концепции устойчивого развития в основном опираются на идею о том, что данную концепцию трудно осуществить, с одной стороны, ввиду все возрастающих потребностей человека, с другой - из-за быстрого истощения природных богатств. Природные условия и природная среда быстро изменяются. Те природные ресурсы, которые в недавнем прошлом считались возобновимыми, перестают быть таковыми [6].
Среди альтернативных точек зрения заметное место занимает мнение о слабости информационной базы в области эко-
номики регионов. К тому же неясен механизм перехода к устойчивому развитию [6].
В регионах страны отсутствует четкая экологическая политика по решению глобальных эколого-экономических и социальных задач, а, как указано в самой Концепции, переход возможен только в случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны [7].
Концепция перехода к устойчивому развитию может рассматриваться только на международном уровне с учетом влияния глобализации и интеграции в мировую экономику - ни одна страна не может переходить к устойчивому развитию самостоятельно. Этот процесс тесно связан с другой важнейшей проблемой -проблемой обеспечения экологической безопасности.
Концепция устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности принята как основное направление развития мирового сообщества. Устойчивое развитие всего человечества в целом, стран и регионов в отдельности, обеспечение высокого качества жизни, здоровья населения территорий может быть достигнуто только благодаря разумному государственному управлению.
Концепция безопасности подразумевает, кроме военной, и опасность техногенного характера, а также деградацию природной среды, истощение природных ресурсов, распространение болезней и другие. Названные угрозы не имеют границ и все чаще носят международный характер [8].
Несомненно, основную роль в обеспечении экологической безопасности несут государства, но, как отмечено выше, они не являются единственными субъектами управления.
Объектами обеспечения экологической безопасности выступает сама окружающая среда, а также права и разнообразные потребности человека.
В Концепции отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. «Ее нега-
тивное воздействие на окружающую среду существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов страны не отвечает современным экологическим требованиям. Значительная часть территории России характеризуется как экологически неблагополучная» [2, с. 3-5].
В мае 2010 года президент Д.Медведев поручил правительству совместно с общественными организациями создать проект основ экологической политики РФ на период до 2030 года. Президентом России также была одобрена идея создания системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду - системы, которая будет стимулировать внедрение наиболее экологически чистых технологий.
Экологическая безопасность - это не только состояние, как отмечалось выше, но и процесс обеспечения защищенности всех жизненно важных интересов граждан, связанных с условиями их существования. Субъектами обеспечения экологической безопасности выступают все акторы, находящиеся во взаимоотношениях друг с другом и окружающей природной средой и в процессе этого взаимодействия оказывающие на природную среду негативное влияние.
Рассмотрим проблемы обеспечения экологической безопасности и перехода к устойчивому развитию в Санкт-Петербурге и Балтийском регионе.
В последние десятилетия Санкт-Петербург является одним из самых загрязненных городов России. Содержание вредных примесей в воздухе города превышает предельно допустимые нормы в десятки раз, что укорачивает жизнь и значительно подрывает здоровье жителей города.
В докладе об экологической ситуации в Санкт-Петербурге, подготовленном Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, отмечается, что в мире нет такого другого многомиллионного города, расположенного на 60-й
параллели северной широты, с таким количеством производственных и социально-бытовых объектов. Но эти объекты, расположенные на территории города, отличаются высокой ресурсо- и энергоемкостью, что отрицательно сказывается на экологической обстановке [9].
Качество окружающей среды в городе определяется загрязнением воздушного и водного бассейнов, использованием городских земель, утилизацией отходов производства и потребления, состоянием зеленых насаждений и многими другими факторами [9].
На территории мегаполиса расположено более 600 водоемов и около 400 водотоков. По состоянию водные объекты города характеризуются как «загрязненные» и «умеренно загрязненные».
По запасам поверхностных вод Санкт-Петербург относится к крупнейшим городам мира: водная поверхность занимает около 10% площади города. Водные объекты интенсивно используются в целях хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения, приема сточных вод, выработки тепловой и электрической энергии, судоходства, рыболовства, рекреации.
В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «Об экологической политике Санкт-Петербурга на 20082012 годы» от 25.12.2007 № 1662 отмечается, что основной сброс загрязненных сточных вод в водные объекты осуществляется через сети ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» (926,50 млн. м. куб.). Кроме этого, наиболее крупными загрязнителями водной среды являются предприятия ОАО «ТГК № 1» ТЭЦ-5, ТЭЦ-2, ТЭЦ-14, ТЭЦ-15, ОАО «Судостроительный завод Северная верфь», ОАО «Судостроительная фирма Алмаз», ОАО «ГОЗ Обуховский завод», ОАО «Морской рыбный порт». Даже несмотря на ввод в действие Южных очистных сооружений, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты в целом по городу сократился незначительно (на 14,8 млн м. куб.), при этом сброс сточных вод без очистки увеличился на 23,5 млн м. куб.
[10].
В 2008 году был завершен один из этапов сооружения коллектора канализации на севере Санкт-Петербурга, который позволит сократить сброс сточных вод в бассейн Невы.
Загрязненность реки Невы возрастает от истока к устью под воздействием впадающих в нее притоков и прямых сбросов объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий. Среди крупных источников сброса загрязненных сточных вод - Южная ТЭЦ (6,3 тыс. т), ТЭЦ-15 (3,9 тыс. т), Первомайская ТЭЦ (2,0 тыс. т), ОАО «Кировский завод» (1,6 тыс. т) [11].
В Санкт-Петербурге 100% населения проживает в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферы. Как отмечалось в докладе об экологической ситуации в Санкт-Петербурге, загрязнение воздушной среды формируется под воздействием западного и северозападного переноса, то есть с акватории Финского залива, а также под влиянием выбросов передвижных и стационарных источников [9]. Основную часть загрязнений воздушной среды дает автотранспорт.
На территории мегаполиса и в его окрестностях располагается большое количество грунтовых и подземных вод. Они являются источником питьевой и минеральной лечебной воды. Поэтому экологическое состояние недр, грунтовых вод вызывает наибольшую тревогу. Состояние почв и грунтов также влияет на качество поверхностных грунтовых вод, поэтому используются комплексные показатели: оценка экологического ущерба, территории, затронутые вымиранием и другие [9].
Автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает в атмосферу около двухсот тонн загрязняющих веществ. По официальным данным, «вклад» машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70%. Атмосферный воздух наиболее загрязнен в Адмиралтейском, Московском, Невском, Петроградском, Калининском, Центральном районах.
Из доклада Комитета по природопользованию, охране окружающей среды, и экологической безопасности известно, что суммарный выброс загрязняющих веществ в Санкт-Петербурге только растет [9]. В частности, наблюдается увеличение оксида углерода, летучих органических соединений.
Угрожающее положение наблюдается и с точки зрения шумового эффекта. Более миллиона граждан Санкт-Петербурга проживают в условиях постоянного шума, основными источниками которого является автотранспорт, железнодорожный транспорт, а также встроенные в жилые комплексы трансформаторы подстанций.
Большую тревогу вызывает химическое и радиационное загрязнение. За последнее десятилетие более 60% почв и земель не соответствует экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Из доклада Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности известно, что властями проводится специальная программа по замене почв в детских садах и школах. Также сообщается, что в настоящее время в городе имеется 17 мест радиоактивного загрязнения.
Радиационное загрязнение Санкт-Петербурга имеет свою историю. Еще в советские времена Ленинград занимал видное место в стране по развитию радиохимии. Здесь велись исследования по применению радиоизотопов, причем, как отмечают исследователи, до 60-х годов двадцатого века бесконтрольно. Значит, источником радиационного загрязнения служили различные организации: медицинские, военные, научно-исследовательские.
В настоящее время нет четкого учета всех названных организаций, нет четкого контроля их влияния на окружающую среду.
По общему экологическому состоянию наиболее неблагоприятными районами города признаны Невский, Центральный, Колпинский, Кировский, Калининский районы.
С учетом вышеизложенного можно выделить наиболее острые экологические проблемы Санкт-Петербурга:
- низкое качество питьевой воды;
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха;
- стремительное накопление твердых отходов в черте города и за его пределами;
- рост экологически детерминированных заболеваний населения;
- рост обеспокоенности населения по вопросам состояния окружающей среды.
Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, высокое качество жизни и здоровья населения Санкт-Петербурга могут быть обеспечены только при поддержании соответствующего состояния окружающей среды, то есть обеспечения экологической безопасности. Для этого необходимо сформировать и последовательно реализовывать экологическую политику в целях обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В рамках обеспечения экологической безопасности населения и территории мегаполиса Правительством Санкт-Петербурга приняты и действуют законы и документы: «О городском экологическом контроле в Санкт-Петербурге», «Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга», «О государственных инспекторах Санкт-Петербурга по охране природы», «Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (с сокращениями), «О государственных природных заказниках и памятниках природы», «Об охране зеленых насаждений», «Концепция формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга», «Об утверждении методических рекомендаций по использованию контейнеров для селективного сбора отходов и обеспечению проведения мероприятий по селективному сбору твердых коммунальных отходов», «Об утверждении Положения о порядке утверждения нормативов образования отходов и установления лимитов на их раз-
мещение по упрощенной форме», приказ № 240-ос «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Материалам комплексного экологического обследования, планируемой к организации особо охраняемой природной территории Санкт-Петербурга» и другие.
Важнейшими задачами, возложенными на Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, также является:
- предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на участках Невы и некоторых ее притоков;
- ликвидация радиоактивных и химических загрязнений территории города и его пригородов;
- снижение уровня загрязнения ртутью и тяжелыми металлами.
Многие экологические проблемы в настоящее время уже решаются. Так, на основе подведомственных Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности организаций создана и успешно работает Городская комплексная аварийная экологическая служба (ГКА-ЭС), которая функционирует круглосуточно, принимая информацию о состоянии окружающей среды. Дежурные принимают сообщения от граждан, срочно реагируя на важнейшие из них.
Основными направлениями деятельности ГКАЭС являются:
- оперативная локализация и ликвидация аварийных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды (в том числе ртутью и другими тяжелыми металлами);
- проведение обследований объектов для оценки уровня загрязнения химически опасными веществами;
- профилактика аварийных ситуаций -сбор у населения и объектов социальной сферы опасных веществ [9].
Изменение и усовершенствование
политики по обеспечению экологической безопасности в Санкт-Петербурге будет в ближайшем будущем проводиться также
на основе разрабатываемых Государственной думой федеральных законов: «Об экологической безопасности», «О государственной политике в области экологического образования», «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с радиоактивными отходами», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О питьевой воде» и др. [11].
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на достаточно активно проводимую на территории Санкт-Петербурга и его окрестностей политику по обеспечению экологической безопасности, ситуация в мегаполисе остается угрожающей.
В рамках исследуемого вопроса нами было сформулировано несколько рекомендаций. В качестве одной из них -усиление экологической направленности в образовании и повышение экологической культуры физических и юридических лиц, руководителей крупных предприятий.
Еще в 2002 году был подписан ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 3), где дается установка на экологическое образование и воспитание, а также в качестве основного принципа заложен принцип охраны окружающей среды [12].
Но, несмотря на указанный документ, непрерывное экологически ориентированное образование отсутствует, что отражается на самой окружающей среде. Непрерывность экологического образования может быть обеспечена при введении (как это рекомендовано новыми образовательными стандартами) в школах, средних специальных учебных заведениях. Продолжение экологического образования может быть осуществлено через экологический маркетинг, то есть обмен информацией по вопросам обеспечения экологической информацией между предприятиями или территориями, повышение квалификации руководителей предприятий в области экологии.
Кроме экологического образования и воспитания, необходимо усилить контроль за соблюдением экологического законодательства. В настоящее время ак-
тивно применяются инструменты экологического контроля: экологический мониторинг, государственная экологическая экспертиза, экологический аудит и другие.
Для Санкт-Петербурга, где большое количество предприятий создавалось еще в XIX или начале XX века, все большую актуальность приобретают экологические паспорта предприятий. Разрешительная система природопользования предусматривает получение разрешения на выброс загрязняющих веществ. В основе данного разрешения лежат три требования: обоснованность объемов загрязняющих веществ, возможность самой природной среды переработать эти вредные вещества, плата за выбросы. Последний компонент является эколого-экономическим. Он отражает плату за выбросы вредных веществ в окружающую среду, чтобы потом определять возможности налогообложения предприятия.
Далеко не все предприятия Санкт-Петербурга имеют подобные экопаспорта, а если и имеют, то эти паспорта требуют доработки, особенно в части характеристик сырья, используемого предприятием, источников выбросов, особенностей водопотребления и водоответвления.
Также следует расширить сотрудничество между предприятиями города и региона, а также между предприятиями и общественными организациями. Имеется положительный опыт подобного сотрудничества Санкт-Петербурга с Ленинградской областью и Юго-Восточной Финляндией, где были разработаны мероприятия по реализации Программы по защите окружающей среды [13].
Важнейшими направлениями сотрудничества являются обмен информацией по вопросам экологического законодательства между партнерами, развитие диалогового общения по вопросам использования ресурсосберегающих технологий предприятиями и территориями, более широкое привлечение возобновимых или нетрадиционных источников энергии - биотоплива, гидроэнергии.
ЛИТЕРАТУРА