ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 001.4:528.91:528.8:681.3
А.М. Берлянт, И.К. Лурье, О.В. Тутубалина, Е.Р. Чалова
КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ГЕОГРАФО-КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Краеугольный принцип университетского географо-картографического образования — интеграция трех базовых дисциплин: картографии, геоинформатики и аэрокосмического зондирования, которые образуют основные модули системы образования. В качестве средств инновационной системы рассматриваются: 1) электронные учебники и видеолекции; 2) компьютерные практикумы; 3) мультимедийные презентации, слайды; 4) электронные учебно-методические атласы; 5) учебные базы данных, учебные ГИС; 6) словари, глоссарии, справочники; 7) электронные научные монографии; 8) интернет-семинары, практикумы, 'ьП-доступ.
Ключевые слова: географическая картография, инновационное картографическое образование, геоинформатика, аэрокосмическое зондирование, интеграция.
1. Факторы и проявления инноваций. Инновации (эффективные новшества, нововведения) в образовании выражаются во внедрении в обучение новых научно-практических идей, обновлении и совершенствовании методик, технологий, создании современных образовательных ресурсов, способствующих формированию знаний и компетенций. Инновации можно рассматривать одновременно как результат, внедренный в образование, и как процесс формирования новых образовательных методик, моделей и технологий. Применительно к российскому университетскому географо-картографическому образованию актуальность и востребованность инноваций определяют несколько факторов:
— усиление внимания к проблемам экологии и природопользования;
— растущий спрос на картографическую продукцию со стороны научных, практических, коммерческих и образовательных структур;
— необходимость повышения производительности труда в сфере картографии и смежных с нею отраслях науки и практики;
— развитие предпринимательской деятельности в картографии и высокие требования к уровню образования при лицензировании;
— проблема общего повышения картографической грамотности населения.
Инновации в географо-картографическом образовании могут касаться концептуальных, учебно-методических и технологических аспектов деятельности. Прежде всего затрагиваются сама парадигма и система преподавания, т.е. уровни образования, набор дисциплин, их взаимосвязь, последовательность и преемственность, формы обучения, системы оценивания и текущего контроля, вариативность выбора учебных программ и курсов. С этим непо-
средственно связано введение новых и актуальных дисциплин, таких, например, как маркетинг, авторское право в картографии и др., приглашение для проведения занятий специалистов из производственных, научно-исследовательских организаций, кар-тохранилищ, библиотек и т.д.
Краеугольным принципом концепции инновационного университетского географо-картографиче-ского образования остается плотная и органическая интеграция трех базовых дисциплин — картографии, геоинформатики и аэрокосмического зондирования. Это требует подготовки новых учебников и учебных пособий с включением интерактивных и инновационных компонентов и других материалов, представленных в электронной форме. В комплекс таких материалов следует включать тексты лекций, компьютерные презентации, электронные глоссарии и словари, цифровые базы данных и материалы дистанционного зондирования, базы знаний, учебные ГИС с комплектом учебных заданий, учебные инфраструктуры пространственных данных (ИПД), а также специальные компьютерные программы контрольно-обучающего и справочного типов.
Вторым базовым принципом концепции инновационного университетского географо-картографи-ческого образования является расширение взаимодействия с другими отраслями знания, прежде всего с науками о Земле (географией, геологией и геофизикой, геодезией, геоэкологией), а также с математикой и информатикой, психологией, экономикой, отечественной и мировой историей, включая учет инноваций в этих областях знания.
Современные тенденции усиления внимания к навыкам самостоятельного получения знаний и формированию компетенций требуют существенного обновления материально-технической и программной базы обучения, т.е. обеспечения инновацион-
1 Работа выполнена при поддержке грантов НШ-171.2008.5 и РФФИ 08-05-00126. Доложено на Ломоносовских чтениях 1008 г.
ного образования новыми печатными и электронными картами, атласами, снимками, мультимедийными средствами, другими наглядными пособиями и аудиовизуальными средствами. Необходимо предоставление широкого доступа к периодической и монографической литературе, к ресурсам Интернета, в том числе на основе свободного беспроводного подключения к Интернету Wi-Fi (Wireless Fidelity) непосредственно в учебных аудиториях.
Еще один аспект концепции инновационного образования — развитие научно-практической активности учащихся, что подразумевает их включение в научные исследования учебного подразделения, активное использование возможностей государственных организаций и предприятий отрасли, коммерческих учреждений и фирм. Один из элементов инновационного образования — участие в научных конференциях, экспедициях, конкурсах, выставках (международных, национальных, студенческих).
Наконец, еще одно из непременных условий постановки инновационного образования — расширение объема и перечня образовательных услуг: дополнительных программ, курсов повышения квалификации, новых учебных курсов инновационного характера. Образовательные услуги должны отвечать текущим требованиям экономической и рыночной коньюнктуры, сложившейся на данный момент ситуации в области технологий и условий маркетинга продукции.
2. Консерватизм университетского образования.
Университетское образование отличается фундаментальностью и разносторонностью. Оба этих свойства — результат накопления многовекового опыта, и именно они позволяют выпускнику университета ориентироваться в стремительно меняющихся методах и технологиях и адаптироваться к ним. Постоянное накопление знаний, следование традициям научных школ, нормам и правилам определяют устойчивость и определенный консерватизм всякого университетского образования, в том числе географо-картографического. В такой предметной области, как картография и смежные с нею отрасли знания, где многое не формализовано и основано на эвристическом подходе, учет коллективного научного опыта, накопленного веками, имеет особое значение. Знать картографию лучше — это прежде всего означает знать больше.
Один из принципов инновационной концепции университетского географо-картографического образования состоит в том, что оно должно быть консервативным. Это обьясняется, во-первых, необходимостью освоения всех знаний, накопленных в данной предметной области, а во-вторых, инвариантностью человеческого мышления и восприятия. Конечно, обьем знаний растет, некоторые разделы (подобласти) знания отходят на второй план или становятся неактуальными, но в целом они образуют устойчивый фундамент всякой инновации. Пе-
рефразируя классиков марксизма, можно сказать, что нельзя стать полноценным специалистом в картографии, не овладев всей суммой знаний, которые накопило в этой области человечество.
Перестройки и ломки, по нашему твердому убеждению, противоречат духу университетского образования. Нововведения должны идти только за счет развития научных школ и совершенствования предшествующего научного опыта. Новое возникает "не в отмену старому", а университетское знание прирастает главным образом за счет накопления и добавления нового к уже известному. Оно расширяется и уточняется, а не перестраивается.
Применительно к картографическому образованию это особенно актуально, поскольку лавинообразное развитие геоинформационных технологий сделало относительно доступным составление электронных карт. К привлекательным технологиям обратились люди, не имеющие достаточного и даже какого-либо картографического образования, в том числе некоторые дизайнерские фирмы, не владеющие правилами картографической семиотики и оформления карт. Широкое внедрение высококлассного программного обеспечения имеет своей оборотной стороной снижение внимания и порой пренебрежительное отношение к географическим основам составления карт и атласов. Картографические "субпродукты" заполоняют рынок, этому не в силах воспрепятствовать даже предпринятое в последнее время ужесточение требований к уровню образования при лицензировании картографо-геодезической деятельности.
Инновационные образовательные программы должны учитывать риск быстрого и поверхностного овладения картографическими технологиями и незнания традиционных методов проектирования и составления карт. Освоение традиционной картографии, знание развития ее идей и методов необходимы еще и потому, что использование прошлого опыта идет на пользу современной компьютеризации, традиционные достижения обретают новую жизнь, веками наработанные методики возрождаются и оказываются пригодными для решения инновационных задач. Примерами могут быть принципы традиционного атласного картографирования, которые нашли применение при создании ГИС, полузабытые методы изготовления глобусов, оказавшиеся плодотворными для развития планетарных информационно-картографических систем типа "Гугл" (Google Earth) и "Цифровая Земля". Классические, проверенные многолетней практикой методы картографической генерализации, согласования карт, проектирования систем условных знаков, построения легенд не утратили значения в связи с внедрением геоинформационного и аэрокосмического картографирования, а получили стимул для дальнейшего совершенствования. Средства и технологии картографирования продолжают стремительно развиваться, но предмет картографии меня-
ется мало, и это принципиально важно иметь в виду при разработке сегодняшних инновационных проектов.
3. Инновационные средства географо-картографи-ческого образования. Предлагаемая инновационная система средств университетского географо-карто-графического образования основана на модульно-блочной организации.
Модуль — самостоятельная структурная единица системы средств университетского географо-картографического образования. В этой системе выделяются 4 модуля: 1 — картография; 2 — геоинформатика и ГИС; 3 — аэрокосмическое зондирование и 4 — интеграционный модуль (геоико-ника — общая теория геоизображений). Модули состоят из разделов и дисциплин (учебных курсов).
Блок — электронное научно-методическое средство обучения. Предусматривается создание 8 взаимосвязанных блоков (рисунок):
1) учебники, электронные тексты и видеолекции. Базой для инновационной системы должны стать учебники по трем основным модулям: картографии (картоведению), геоинформатике (проектированию и использованию ГИС, геоинформационному картографированию), аэрокосмическому зондированию (дистанционным методам изучения Земли), а также учебники по отдельным дисциплинам, например по математической картографии, картографическому дизайну, дешифрированию аэрокосмических снимков и др. Они должны отражать сумму знаний по данной предметной области и представлять тенденции ее развития в XXI в. Учебники должны быть хорошо структурированы, иллюстрированы, снабжены справочным аппаратом и кратким списком рекомендованной литературы. Важно, чтобы эти учебники были официально рекомендованы Минобразования и науки РФ для географо-картографи-ческих специальностей университетов России. В по-
Инновационная система географо-картографического образования
з]
КАРТОГРАФИЯ
ГЕОИНФОРМАТИКА
АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ
Электронные учебники, видеолекции
Компьютерные практикумы Мультимедийные презентации, слайды Электронные учебно-методические атласы Учебные базы данных, учебные ГИС Словари, глоссарии, справочники Электронные научные монографии Интернет-семинары, практикумы, \УьШ-доступ
_I I_11_
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ
Учебники, практикумы, презентации и др.
Инновационная система университетского географо-картогра-фического образования
следние годы в Московском университете созданы такие учебники нового поколения, в которых обобщены новейшие научные достижения и методические разработки [3, 6, 8, 11, 14], многие из них изданы в серии "Классический университетский учебник". Электронная форма учебников предполагает перевод учебника в гипертекстовый формат и снабжение его системой перекрестных ссылок для облегчения поиска информации. Тексты электронных учебников могут быть записаны на CD, DVD или размещены в электронной библиотеке, к которой учащиеся получают доступ по паролю, их легко обновлять, пополнять по мере накопления нового учебного материала.
Есть возможность разместить в такой библиотеке электронные видеолекции, записав с помощью видеокамер с жестким диском и нательных радиомикрофонов наиболее важные, вводные или обзорные лекции ведущих профессоров по основным учебным курсам данного модуля. Многие зарубежные университеты размещают на своих сайтах такие лекции. В Интернете имеется немало удачных примеров лекций российских университетских профессоров из МГУ по математике, биологии и другим наукам, записанных в формате RealVideo9. Их объем составляет около 200—250 Мб, продолжительность — 1,5 часа. Такие учебные материалы часто создают в связи с развитием дистанционного образования. Считается, что они весьма эффективны, хорошо передают своеобразие организации материала лектором, стиль его общения с аудиторией. К сожалению, лекции корифеев картографии, например основателя школы университетской географической картографии, выдающегося ученого и лектора проф. К.А. Салищева, не были записаны. Они были бы чрезвычайно полезны сегодняшним студентам картографам и геоинформатикам.
Видеолекцию по картографии и другим модулям должна непременно сопровождать электронная презентация, которая является оригинальной авторской разработкой лектора. Ее можно использовать не только в университете, где работает лектор, но и в других университетах России как ценный инновационный учебный материал, причем вполне целесообразно делать это на коммерческой основе;
2) компьютерные практикумы. Эти учебные средства служат непосредственным продолжением учебников и содержат методические разработки по практическим работам для основных модулей и отдельных дисциплин. Практикумы имеют целью обеспечить учащихся конкретными компетенциями, включают задания по отдельным темам учебного курса, указания по порядку их выполнения, наборы вариантов, таблицы, справочные данные и базы географических данных, образцы выполненных заданий, а также перечни контрольных вопросов. Компьютерные практикумы нацелены на развитие навыков самостоятельной, но программируемой работы учащихся. Хорошим примером яв-
ляется недавно изданный "Компьютерный практикум по цифровой обработке изображений и созданию ГИС" [12];
3) компьютерные презентации, комплекты слайдов. Дисциплины географо-картографического цикла невозможно изучать без широкого ознакомления с конкретными произведениями: электронными и печатными картами, атласами, глобусами, снимками, трехмерными, анимационными, виртуальными картографическими моделями, разного рода мультимедийными произведениями, учебными фильмами и т.д. Поэтому один из важных элементов инновационной системы — создание комплекта тематических компьютерных презентаций, которые лучше всего могут обеспечить ознакомление с этим все расширяющимся набором географических моделей. Самый простой вариант — демонстрация наглядных пособий в режиме слайд-шоу. Однако презентации, выполненные с помощью стандартного программного обеспечения MS Power Point, превосходят любые другие варианты с точки зрения разнообразия и удобства демонстрации [1].
Тематические электронные презентации наиболее способствуют оптимальной организации лекции и значительно расширяют объем используемого демонстрационного материала. Средняя презентация включает более сотни карт и других иллюстраций, пояснительные тексты, ключевые дефиниции, формулы. Инновационный характер компьютерных тематических презентаций состоит в их четком согласовании с учебными курсами и отдельными лекционными темами. При этом их легко можно пополнить, сократить или перекомпоновать. В записи на CD, DVD и другие электронные носители тематические презентации существенно дополняют материал учебников и тексты лекций, их можно размещать в электронных библиотеках. В целом комплект презентаций — это самостоятельное и полноценное учебное пособие, по полноте и дидактическому обеспечению равное хорошему вузовскому учебнику. Как и видеолекции (и вместе с ними), они представляют собой инновационный образовательный ресурс, имеющий коммерческую ценность.
Очень важно, что в презентациях можно поместить малодоступные и уникальные документы, например редкие старинные карты, причем на большом экране легко показать мелкие, но важные детали изображения, возможно включение анимационных и виртуальных клипов, фрагментов учебных фильмов и т.п. Совершенно очевидно, что использование компьютерных презентаций не исключает демонстрацию на лекциях, особенно на практических занятиях, реальных карт, атласов, снимков. Учащимся важно видеть их "живьем", научиться работать с ними в библиотеках и картохранилищах, использовать в повседневной практике;
4) электронные учебно-методические атласы. Атласы — систематическое собрание карт, выпол-
ненное по единой программе. Обычно они посвящены какой-то отдельной научной проблеме (например, методике использования космических снимков в геоэкологических исследованиях [9]) или определенному объекту (например, крупному архитектурному комплексу — кампусу Московского университета им. М.В. Ломоносова [13]). Подобные атласы не ограничиваются отображением объекта, но содержат материалы по методике обработки картографических или аэрокосмических материалов, технологиям составления тематических карт, дешифрированию снимков, трехмерной визуализации. В учебно-методическом атласе представлены общие и справочные сведения по данной предметной области, приведены конкретные учебные задания и упражнения, атлас сопровождается дидактическим аппаратом — все это максимально нацелено на развитие практических умений и формирование компетенций учащихся;
5) учебные ГИС и базы данных. Аналогичные задачи с применением компьютерных технологий решают учебные географические информационные системы. Их назначение — усовершенствовать, придать новые формы, повысить эффективность и научно-методический уровень обучения приемам географического анализа и синтеза, системного изучения геосистем. Учебная ГИС формирует навыки решения многообразных задач изучения и выявления закономерностей в природе и обществе на основе пространственно координированной информации и компьютерных технологий. Ядром обучающей ГИС является база интегрированных данных, обеспечивающая комплексное географическое и системное изучение территории и выполнение учебных заданий по специальностям [11].
Примером может служить ГИС "Сатино" — одна из первых мире учебных ГИС, которая создана для учебно-научного полигона географического факультета Московского университета [10]. Для ее функционирования разработаны и реализованы базы тематических и атрибутивных данных, оригинальные методики и технологии решения типовых географических задач. Учебная ГИС способствует освоению студентами, в том числе самостоятельному, методов проектирования и эксплуатации ГИС, координатной увязки, согласования, редактирования и обновления тематических слоев в базе данных, методов пространственного анализа — это центральные задачи обучения университетских географов картографов и геоинформатиков;
6) словари, глоссарии, справочники. Важный элемент инновационной системы университетского гео-графо-картографического образования — включение в нее электронного блока справочных материалов по основным модулям — картографии, геоинформатике и аэрокосмическому зондированию — и их ближайшему окружению. Этот блок должен быть представлен в электронной библиотеке, легко доступен учащимся и по возможности соеди-
нен гиперссылками с другими блоками системы, в первую очередь с учебниками и практическими пособиями.
Словари и справочники не должны носить нормативный характер или повторять отраслевые стандарты, они содержат лишь толкования терминов и краткие пояснения к ним, как, например впервые созданные российские толковые словари по геоинформатике [5] и картографии [2]. Последний отражает научные позиции, концепции и опыт отечественной школы университетской географической картографии.
Терминологическая среда современной географической картографии отражает ее активное взаимодействие со множеством других фундаментальных наук и научных дисциплин. В этой среде существуют термины родственных отраслей знания, таких, например, как телекоммуникация и спутниковое позиционирование, фундаментальные науки о Земле и планетах, а также базовых наук и отраслей техники, таких, как астрономия, математические дисциплины, геодезия, гравиметрия, компьютерная графика, автоматика, и смежных наук — полиграфии, теории цвета, психологии восприятия, теории распознавания образов и др. Основу терминологических словарей составляют энциклопедические и отраслевые издания, отечественная и зарубежная справочная литература, ресурсы Интернета, а также списки терминов, помещенные в университетских учебниках;
7) электронные научные монографии. Университетское географо-картографическое образование предусматривает участие студентов — бакалавров и в особенности магистров, а также аспирантов — в научной работе. Это требует освоения основных научных трудов, отражающих современный уровень исследований в данной области. Желательно, чтобы научные монографии были представлены в той же электронной библиотеке, к которой имеют доступ учащиеся, и — самое главное — структурированы по разделам учебных программ.
Примером такого научного труда может служить монография "Картография, геоинформатика и аэрокосмическое зондирование", изданная как часть капитального сводного труда "География, общество, окружающая среда" [7], отражающего результаты исследований ученых Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, проведенных в конце XX — начале XXI в. Она представлена в электронном виде, и все ее части и главы привязаны к определенным разделам магистерских программ, иллюстрируя применение картографических, геоинформационных и аэрокосмических методов в географии, геоэкологии, других науках о Земле и природопользовании.
Аналогичным образом могут быть представлены и другие современные монографии по общим проблемам теории картографии, геоинформатики и аэрокосмического зондирования (например, [4]) или
их части, но с условием привязки к конкретным учебным курсам, а также современная научная периодика в области картографии, геоинформатики, аэрокосмического зондирования и смежных наук, как отечественная, так и зарубежная. Электронные интернет-издания предоставляют особые, ранее недоступные возможности для профессиональной публикации картографических произведений, в том числе большого формата. Примером является специально созданный для публикации картографических произведений "Journal of Maps" [17], имеющий выпуски для студенческих работ.
Конечно, это не отменяет необходимости обращения студентов к старым классическим трудам и периодическим изданиям, которые в настоящее время не представлены в электронном формате;
8) интернет-ресурсы на основе свободного беспроводного доступа. В настоящее время обращение к ресурсам Интернета сопровождает любую учебно-методическую и научную деятельность. Суть инноваций состоит в том, чтобы непосредственно включить эти ресурсы в лекции, практические работы и практикумы. Наилучшим путем является подключение к Интернету на основе беспроводного доступа Wi-Fi. Лектор непосредственно во время чтения лекции или показа презентации может подключаться к определенному сайту и демонстрировать его на экране. Например, лекцию, посвященную атласному картографированию, легко сопроводить примерами электронной версии Национального атласа России или интернет-атласов зарубежных стран, а на практических занятиях студенты могут пользоваться тематическими картами или выполнять задания по космическим снимкам, размещенным в Интернете. Один из полезных видов самостоятельной работы — поиск и подбор материалов в Интернете по заданной тематике, завершающийся составлением реферата с краткой учебной презентацией.
Обеспечение таких возможностей требует использования компьютеров или ноутбуков, поддерживающих Wi-Fi, оснащения аудиторий стационарными лазерными проекторами, экранами, а главное, высокоскоростными роутерами — устройствами для бескабельного подключения локальной сети к Интернету.
Удаленный доступ упрощает использование и всех других обучающих средств, рассмотренных выше, особенно учебников, учебных пособий, монографической литературы, атласов, размещенных в электронной библиотеке.
4. Электронные библиотеки учебной литературы. Учебная электронная географо-картографическая библиотека может быть создана автономно или как раздел общей учебной электронной географической библиотеки, например, при географическом факультете, университете или Учебно-методическом обь-единении университетов (УМОУ).
Для того чтобы иметь доступ к такой библиотеке, пользователь (студент, аспирант, преподаватель и др.) должен зарегистрироваться и получить свои логин и пароль. В регистрационной форме, как обычно, указываются персональные данные, а также учебное заведение и кафедра, область интересов и т.п.
Электронная библиотека может содержать разделы (например, "программы курсов", "учебники и учебные пособия", "презентации", "карты и атласы", "снимки", "научные издания" и т.п.). Каждый пользователь должен иметь возможность настроить персональный навигатор, сделать поисковый запрос, сохранить его и, если разрешено, скачать необходимые материалы или отправить их на свой персональный компьютер.
Подобная система существенно изменит систему доступа к учебным материалам, технологии обучения, способы контроля знаний (зачеты, экзамены, курсовые проекты и др.). Будет значительно облегчен поиск учебно-методических и учебно-научных материалов, возрастет роль самостоятельного приобретения знаний учащимися. Вместе с тем это потребует дополнительных методических и технологических разработок. Кроме того, необходимы меры, гарантирующие охрану интеллектуальной собственности преподавателей, соблюдение авторских прав и коммерческих интересов издательств учебной и научной литературы, размещенной в электронной библиотеке.
Это очень серьезная техническая проблема, и в России и за рубежом созданы различные программные, реже программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание несанкционированных копий произведений, размещаемых в электронных библиотеках, либо позволяют отследить и учесть создание таких копий. Однако часто такие средства препятствуют не только недозволенному размножению материалов библиотеки, но создают препятствия для любого копирования, в том числе санкционированного, поскольку трудно техническими средствами автоматически отличить законное копирование от незаконного.
Выходу из такой ситуации будет способствовать разработанная компанией "Adobe" технология — LiveCycle® Rights Management ES, которая позволяет контролировать доступ к документам на файловом уровне [16]. Технология поддерживает работу с документами формата Acrobat Reader, AutoCAD и Microsoft Office (Word, Exel, PowerPoint). Файл, размещаемый на сайте электронной библиотеки, сопровождается указанием комбинации разрешений на характер и уровень пользования (только чтение, копирование, внесение изменений и т.п.), сроки и продолжительность доступа к документу. Система разрешений выдается одному или группе пользователей по одному или многим документам, размещенным в электронной библиотеке. Кроме того, возможен аудит документов, т.е. от-
слеживание того, кто из пользователей и когда обращался к тому или иному документу. В случае выявленных нарушений система позволяет отозвать разрешение на пользование документом, т.е. закрыть доступ к нему на уровне индивидуального пользователя.
В любом случае при формировании электронной библиотеки необходимо предусмотреть систему мер, которые, с одной стороны, обеспечат охрану интеллектуальной собственности, авторских прав и коммерческих интересов издательства, а с другой — позволят оперативно пополнять и актуализировать учебные материалы. Необходимо также, чтобы инновационные мероприятия по развитию электронных библиотек сочетались с регулярным обновлением и переизданием традиционных учебников, пособий и другой учебной географической и картографической литературы.
Заключение. Реализация инновационной концепции. Всякая инновационная разработка начинается с создания концепции, за этим следуют организационный и технический этапы, а после них — этап внедрения разработок, в том числе рыночного. Суммируя рассмотренные выше предложения, отметим, что инновации в области географо-кар-тографического образования также включают несколько этапов:
1) разработку концепции и определение инфраструктуры инновационной системы университетского географо-картографического образования;
2) подготовку и апробацию инновационных образовательных программ бакалаврского и магистерского уровней и в соответствии с ними — учебных курсов и практикумов;
3) подготовку электронных учебников и учебных пособий по основным модулям и дисциплинам, видеолекций и электронных презентаций, компакт-дисков, учебно-методических атласов, словарей и справочников, учебных баз данных и ГИС — это наиболее трудоемкая и продолжительная задача;
4) создание электронных библиотек, включающих все учебные материалы и системы их защиты от несанкционированного использования;
5) постоянную модернизацию материально-технической базы инновационного образования, включая создание учебных классов и лабораторий, оснащенных компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением. Расширенный вариант реализации инновационной программы должен предусматривать развертывание учебных станций приема и обработки спутниковой информации, баз (полигонов) учебных практик, располагающих новейшими электронными топографо-геодезическими приборами и инструментами, средствами обработки данных и т.п. Например, в рамках инновационного национального проекта "Образование" Сибирский и Южный федеральные университеты оснащаются наземными комплексами приема, хранения и обработки спутниковых снимков [15]. Следует
подчеркнуть, что именно качество материально-технической базы является решающим фактором успешной реализации образовательных инноваций;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берлянт A.M. Картографические презентации как учебные пособия // География в школе. 2003. № 6. С. 3-10.
2. Берлянт A.M. Картографический словарь. М.: Научный мир, 2005.
3. Берлянт A.M. Картография: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002.
4. Берлянт A.M. Теория геоизображений. М.: ГЕОС, 2006.
5. Геоинформатика: Толковый словарь основных терминов / Под. ред. А.М. Берлянта, А.В. Кошкарева. М.: ГИС-Ассоциация, 1999.
6. Картоведение: Учебник / Под ред. А.М. Берлянта. М.: Аспект Пресс, 2003.
7. Картография, геоинформатика и аэрокосмическое зондирование // География, общество, окружающая среда. Т. 7. М.: Городец, 2004.
8. Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И., Тутубалина О.М. Аэрокосмические методы географических исследований: Учебник. М.: Академия, 2004.
9. Космические методы геоэкологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
Кафедра картографии и геоинформатики: А.М. Берлянт, зав. кафедрой, профессор, e-mail: karta@geogr.msu.ru; И.К. Лурье, профессор, e-mail: lourie@ geogr.msu.ru; О.В. Тутубалина, ст. науч. сотр., e-mail: olgatut@mail.ru; Е.Р. Чалова, ст. науч. сотр., e-mail: katerina@lakm.geogr.msu.su
6) маркетинговую деятельность и внедрение инновационных разработок в российское университетское географо-картографическое образование.
10. Лурье И.К. Геоинформатика. Учебные геоинформационные системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.
11. Лурье И.К. Геоинформационное картографирование. Методы геоинформатики и цифровой обработки космических снимков: Учебник. М.: КДУ, 2008.
12. Лурье И.К, Косиков А.Г., Ушакова Л.А. и др. Компьютерный практикум по цифровой обработке изображений и созданию ГИС. М.: Научный мир, 2004.
13. Московский университет — Воробьевы горы. Взгляд из космоса, с воздуха, с земли: Аэрокосмический атлас / Е.Р. Чалова, О.В. Вахнина; Под ред. В.И. Кравцовой. М.: Научный мир, 2004.
14. Серапинас Б.Б. Математическая картография: Учебник. М.: Академия, 2005.
15. Создание центров космического мониторинга в вузах как один из аспектов развития инновационного образования в рамках национального проекта // Бюл. ГИС-Ассоциации. 2008. № 1(63). С. 50—52.
16. http://www.adobe.com/products/livecycle/rightsmana-gement/
17. http://www.journalofmaps.com/
Поступила в редакцию 17.08.2008
A.M. Berlyant, I.K. Lurie, O.V. Tutubalina, E.R. Chalova
A CONCEPT OF INNOVATIVE UNIVERSITY EDUCATION
IN GEOGRAPHICAL CARTOGRAPHY
Innovations in educations are generally introduction of new fundamental and applied concepts, updating and improvement of methods, technologies and education resources which provide for the formation of knowledge and competences. The key principle of the university education in geographical cartography is the integration of three basic disciplines, i.e. cartography, geoinformatics and remote sensing, which form the main modules of the education system. Among the innovative means of the system there are: 1) computer textbooks and video lectures; 2) computer-based practical training; 3) multimedia presentations and slide projections; 4) teaching and methodological computer atlases; 5) education-oriented databases and GIS; 6) dictionaries, glossaries, reference-books; 7) computer-based scientific monographies; 8) Internet-seminars, practical training, Wi-Fi access.
Key words: geographical cartography, innovation in cartographical education, geoinformatics, remote sensing, integration.