КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ СЕГМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
УДК 338.45
Дмитрий Аркадьевич Еделев
докт. экон. наук, докт. мед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств» Эл. почта:
В данной статье отражены административные инструменты выбора и обоснования приоритетных направлений развития национальных социально-экономических систем. Функционирование перерабатывающих отраслей в рамках реализации стратегии развития национальных экономических систем формирует экономический базис альтернативной специализации.
Ключевые слова: государственное регулирование, национальная экономика, лизинг, диспаритет цен, современные технологии, налоговая политика, стратегия.
Dmitry A. Edelev
Doctor of Economics, professor «The Moscow state university of food productions» E-mail:
THE CONCEPT OF STRATEGIC DEVELOPMENT PRIORITY SEGMENTS OF THE NATIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
This article reflects the administrative tools of choice and justification of the priorities of national socio-economic systems. Operation processing industries as part of the development strategy of national economic systems forms the economic basis of the alternative specializations.
Keywords: government regulation, the national economy, leasing, price disparity, modern technology, tax policy, strategy.
1. Введение
Проблемам совершенствования регулирования продовольственного и зернового рынков посвящено немало научной литературы. Для того, чтобы более строго выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, обобщим имеющиеся основные подходы.
2. Приоритетные направления развития национальной социально-экономической системы
Прежде всего, считается, что продовольственный рынок является социально-экономической системой и, соответственно, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, меры политического характера (эмбарго, гуманитарная помощь) и т.д., внутренним - уровень развития отечественного производства, климатические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитость инфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабы государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового обеспечения функционирования рынка.
За период экономических преобразований продовольственный рынок претерпел коренные изменения. Проведена масштабная приватизация государственной собственности. В некоторых секторах продовольственного рынка сформировалась конкурентная среда. Возросла предпринимательская и инвестиционная активность в торговле. Потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита в крупных городах не наблюдается. Централизованная система распределения продовольствия полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.
3. Институциональные инструменты государственного регулирования развития социально-экономической системы
В наиболее общепринятом значении, совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы агропромышленного комплекса предусматривается по ряд}' направлений.
Первое направление повышения эффективности механизма государстве иного регулирования - совершенствование кредитной и налоговой политики.
В целях осуществления текущей и инвестиционной деятельности, финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей необходимо создать систему сельскохозяйственного кредита - системы государственного сельскохозяйственного банка и кооперативных кредитных организаций. С целью стимулирования участия коммерческих банков в кредитовании агропромышленного комплекса необходимо таким банкам уменьшить отчисления в резерв ЦБ РФ. Целесообразно также осуществлять частичное дотирование платежей сельхозтоваропроизводителей на погашение процентов по ссудам банков.
Проблема совершенствования финансово-кредитного механизма может быть решена на основе осуществления ряда мероприятий:
- использование средств специального государстве иного фонда кредитования АПК путем предоставления их крупным учреждениям на условиях целевого использования, возвратности и платности;
- освобождение от налогообложения всей или части прибыли, полученной от кредитования предприятий АПК;
- целевой помощи хозяйствам - получателям средств (частичное дотирование платежей на погашение процентов и основных сумм кредитов);
- выдача государственных гарантий за счет спецфонда при кредитовании АПК.
Систему поддержки регионального АПК обеспечивают как сам регион, так и
федеральный центр. Считается, что распределение поддержки регионального АПК между регионом и центром должно осуществляться пропорционально объему сельскохозяйственной продукции, производимой для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынка. Такой подход обеспечит регион)' поддержку собственного АПК со стороны центра по принципу: чем больший вклад регион вносит в формирование федерального продовольственного фонда, тем большую
№3(2), 2012 212
поддержку получает с федерального центра, что представляется нам вполне справедливым.
Чем выше ставка банковского процента, тем меньше возможных видов деятельности, приносящих большую прибыль, чем прибыль, получаемая на основе вложения денежных средств в банк под проценты, и наоборот. Следовательно, главным направлением оживления в целом экономики является снижение ставки банковского процента, а отдельных ее отраслей - льготное кредитование. Для сельского хозяйства это крайне актуально и льготное кредитование - одно из важнейших условий его развития.
В сельском хозяйстве России кредитный механизм задействован очень слабо. Сельскохозяйственные предприятия долгосрочные кредиты практически не используют, а доля краткосрочных кредитов в производственных затратах составляет около 3%. Для сравнения отметим, что в США кредитная база в совокупных затратах сельского хозяйства составляет до 70%, в Англии и Германии до 50%.
Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная система налогов для изъятия определенной части доходов предприятий.
Средства, направляемые сельскохозяйственными предприятиями на уплату всех налогов и платежей во внебюджетные фонды, лишают сельхозтоваропроизводителей мотивации к развитию производства. В мировой практике принято считать, что при уровне налогового изъятия в 30-35% от предпринимательского дохода интерес к бизнесу пропадает.
В связи с этим совершенствование системы налогов должно осуществляться в направлении уменьшения финансового пресса на сельхозтоваропроизводителей. В отдельных отраслях сельского хозяйства целесообразно пересмотреть в сторон}' снижения даже обязательные платежи во внебюджетные фонды. Необходимо сократить виды налогов и конкретизировать налогооблагаемую базу, другими словами следует упростить систем}' налогообложения, вплоть до введения для всех сельхозтоваропроизводителей единого налога по принятому в мировой практике норматив}' от стоимости сельскохозяйственных угодий. При этом целесо-
образно дифференцировать взимание налогов по кварталам, переместив основную сумму (более 50%) перечислений на четвертый квартал года с учетом сезонности производства и получения доходов.
Второе направление совершенствования экономического механизма государственного регулирования - финансирование.
Финансирование сельского хозяйства осуществляется из федерального, региональных и местных бюджетов. При этом доля федерального бюджета в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Практически за ним осталось пополнение лизингового фонда и фонда льготного кредитования АПК.
Финансовая поддержка государством сельхозтоваропроизводителей должна быть направлена на создание благоприятных финансовых условий (доступ к кредитно-финансовым институтам, льготное кредитование, льготные транспортные тарифы и т.д.), ослабление и последующее устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), реализацию федеральных и региональных целевых программ и т.д. Следует формировать федеральные и региональные фонды поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей.
Необходимо совершенствовать основные направления государственной поддержки сельского хозяйства, оказывать ее в частности в первую очередь тем предприятиям, которые способны обеспечить быструю и наибольшую отдач}' вложенных средств. Предоставление бюджетных кредитов и субвенций целесообразно осуществлять путем заключения с сельскохозяйственными предприятиями соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения. Важно подчеркнуть, что поддержка, оказываемая на региональном уровне, должна быть унифицирована с федеральными условиями и соответствовать российскому законодательству.
Третье направление - стимулирование инвестиционной деятельности и лизинговых операций.
Исследования подтверждают вывод о том, что возможности наращивания объемов и формирования эффективных механизмов инвестирования определяют темпы позитивных преобразований в агропромышленном комплексе. Зарубежный опыт позволяет опре-
делить следующие приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в аграрной сфере АПК:
- вложения в базовые сферы агропромышленного производства (племенное дело, селекция, перспективные научные исследования, зерновое хозяйство);
-техническое переоснащение сельского хозяйства;
- организация инфраструктуры продовольственного рынка;
- дорожное строительство, восстановление и развитие сельского здравоохранения и образования на селе, инженерное оборудование и благоустройство сельских поселений.
Исследования свидетельствуют о том, что лизинговые операции получают дальнейшее развитие, в первую очередь, техники и оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Постепенно, по мере повышения платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, лизинг все более будет становиться одной из форм конкуренции промышленных предприятий для продвижения своей продукции на рынок. Вместе с тем, еще длительное время сохранится государственная поддержка сельскохозяйственного лизинга, обеспечивая ускоренное освоение новой техники и перспективных технологий.
Лизинговые операции должны получить дальней шее развитие, что обеспечит ускорение освоения новой техники и технологий. Для этого должна осуществляться государственная поддержка сельскохозяйственного лизинга.
Четвертое направление - совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования аграрной сферы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное функционирование агропромышленного производства невозможно без активного вмешательства государства. При этом роль такого вмешательства существенно возрастает на этапе перехода от одной социально-экономической системы к другой, что имеет место в Российской Федерации, впервые в истории осуществляющей переход от планово-администра-тивных методов управления к экономическим.
Состояние производственной базы заготовительных предприятий и организаций существенно ограничивает их деловую активность. Недостаточное развитие производственной и рыноч-
Экономика, Статистика и Информатика 213 №3(2), 2012
ной инфраструктуры также является одним из факторов лимитирующих производство. Эта проблема пока не находит должного решения из-за дефицита инвестиционных ресурсов и неразвитости сельскохозяйственной кооперации. Основными причинами сокращения производства являются трудности со сбытом продукции, высокий уровень затрат на ее реализацию. Среди других причин сокращения производства чаще других (30-60%) является изношенность технических средств, отсутствие средств на их обновление и ремонт, высокая стоимость кредита и жесткая налоговая полигика.
Как показывают проведенные нами исследования, объемы и формы реализации сельхозпродукции все в большей степени определяются складывающейся ситуацией на рынке:
- снижение объемов продукции, продаваемой для федеральных и региональных нужд из-за несвоевременности расчетов за нее заготовительными организациями;
- расширение переработки собственной продукции, а также сдача ее на давальческих условиях перерабатывающим предприятиям и увеличение доли переработанной продукции в общем объеме реализации;
- расширение собственной базы хранения про-дукции в целях ее реализации в перспективе по более высоким ценам.
При формировании институциональной структуры продовольственных рынков были допущены существенные просчеты, негативно сказавшиеся на его функционировании.
Во-первых, следует отметить, что на федеральном уровне пока не удалось выработать и осуществить комплексную систем}' правовых, экономических и организационно-административных мер, обеспечивающих соблюдение интересов участников продовольственного рынка и государства, надежную и гибкую защиту внутренних рынков при равноправной и добросовестной кон-1^'ренции.
Во-вторых, государство не сумело наладить партнерских отношений с другими участниками продовольственных рынков. Продолжая быть крупнейшим оптовым покупателем, оно само длительное время нарушало договорные обязательства и являлось одним из основных центров неплатежей в стране.
В-третьих, оставляя ведущие позиции на продовольственном рынке, го-
сударство в свое время не позаботилось о создании рыночной инфраструктуры. Без государственной опеки быстро свернулись товарные биржи. Созданные с запозданием продовольственные оптовые рынки во многих случаях оказались в руках теневых и криминальных структур. Не успели сформироваться сбытовые кооперативы. Отсутствие собственных хранилищ и мощностей по переработке, а также ошибки в методах приватизации перерабатывающих предприятий привели к усилению диспаритета цен и неравноправию уже внутри АПК
В-четвертых, недальновидная внешнеэкономическая политика, особенно в первые годы реформ, когда продовольственные рынки оказались практически открыты для импорта, привела к реальной угрозе продовольственной безопасности. При этом, конкуренция импортеров вызвала не рост конкуренции и снижение цен, а сворачивание отечественного производства.
В-пятых, непоследовательная региональная продовольственная политика привела к обособлению региональных продовольственных рынков, где созданы собственные рыночные институты, административные ограничения, системы поддержки и т.д. Образовались локальные продовольственные рынки с ценами, разнящимися иногда в несколько раз. Локальные рынки все более информационно замыкаются. Идет сокращение интенсивности межрегионального оборота. Темпы его снижения превышают темпы сокращения производства более чем в 2 раза.
В-шестых, до сих пор не сформирована финансово-кредитная инфраструктура продовольственных рынков, которая должна обеспечивать участников рынка необходимыми оборотными средствами для проведения сделок, страховать риски невыполнения контрактных обязательств, ценовых и валютных колебаний, обеспечивать надежность расчетов при контрактации.
Следующее направление совершенствования организационно-экономического механизма, и на наш взгляд важнейшее в современных условиях - регулирование цен.
Ценовая политика - это часть экономической политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами ит. д.). Ее задачами в сельском хозяйстве являются: соблюдение паритета цен, обеспечение
соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач. Цены должны обеспечивать нормально функционирующим предприятиям возмещение затрат и получение достаточного чистого дохода для ведения эффективного расширенного воспроизводства.
Основными недостатками ценообразования на продукцию АПК в настоящее время являются диспаритет цен на ресурсы для сельского хозяйства, наличие посредников и монополизм перерабатывающих предприятий, выведение денежных средств в теневые наличные обороты.
При разработке ценовой политики, оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования цен важно ориентироваться на лучшие примеры мирового опыта. Он показывает, что даже в странах с развитой рыночной экономикой под контролем государства находится большая часть цен на продукты питания. При этом применяются классические, проверенные практикой методы: установление фиксированных цен, контроль за ценами монополий и крупных производителей, установление границ изменения цен, создание условий для понижения цен.
Не отрицая необходимости увеличения абсолютных размеров государственной поддержки аграрного сектора экономики на первое место следует выдвинуть обоснование тех инструментов государственного регулирования цен, которые позволят обеспечить эффективность использования выделяемых средств. В качестве основных направлений следует рассматривать: поддержку производства качественных и экологически чистых продуктов; основой государственной поддержки потенциально юнкурентоспособньк на внешнем рынке российских производителей должно быть политическое лоббирование интересов отечественного АПК; на внутреннем рынке поддержка должна быть обеспечена тем предприятиям АПК, которые производят конкурентоспособную продукцию.
В качестве финансовых источников осуществления мер улучшению ценовых соотношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики могут быть целевые отчисления от средств, получаемых в результате внешнеэкономической деятельности.
№3(2), 2012 214
Кроме того, целесообразно вернуться к формированию федерального и региональных фондов поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет аккумулирования доли налога на добавленную стоимость и акцизов при реализации продовольствия на отечественном рынке.
В каждом конкретном сегменте регионального продовольственного рынка с учетом сложившейся ситуации может быть применена различная стратегия государственной поддержки.
К механизмам государственного регулирования цен общего характера, независящим от типа выбранной стратегии в конкретном сегменте продовольственного рынка, следует отнести систему мер по обеспечению доступности кредита, совершенствованию налоговой системы, формированию эффективного собственника, развитию инфраструктуры.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса трансакционных издержек в цене реализации продукции АПК конечному потребителю, особенно экономически вредных, связанных с участием в товарообороте посреднических структур с их примитивным качеством менеджмента, неспособным овладеть современными технологиями формирования спроса и стимулирования сбыта. Нередко через посредников осуществляется реализация корыстных интересов руководства предприятий АПК в ущерб интересам самих предприятий. В связи с этим приобретает особую актуальность минимизация экономически вредных традиционных издержек. Данная задача, прежде всего, должна решаться на местном и региональном уровнях на основе реализации следующих мер:
- развитие кооперации и интеграции предприятий АПК, способствующих появлению эффективных структур и схем управления товарными потоками;
- формирование государственных структур, содействующих эффективным маркетингу'" и управлению товарными потоками.
Реализация указанных мероприятий по своему экономическому содержанию приводит к замене экономически вредных трансакционных издержек необходимыми. Однако без целенаправленной государственной поддержки развития указанных процессов не будет динамичным. Мировой опыт свидетельствует о решающей роли госу-
дарства в формировании и успешном функционированиитакой инфраструктуры. В подавлении центров возникновения экономически вредных и оптимизации экономически необходимых трансакционных издержек роль государства должна возрастать.
В числе мер по совершенствованию ценообразования на продукцию АПК следует выделить поставку товаров внутри технологического цикла с отсрочкой платежа, взаимная заинтересованность в выведении максимальной доходности на производителя сельскохозяйственной продукции, как наиболее «льготного» элемента технологического цикла, создание на основе государственной поддержки и финансирования региональных информационно-консультационных центров, имеющих официальный статус в системе государственного управления АПК в регионе и обеспечивающих недискриминационный доступ к стандартном}' перечню бесплатных маркетинговых услуг. Государство должно осуществлять текущий мониторинг цен и связанных с ними показателей эффективности производства и воспроизводства.
4. Стратегические аспекты концепции развития национальной экономической системы
Принципиальные меры государственного воздействия в АПК России могли быть похожими на применяемые в развитых странах. [1-2] Однако бюджетные проблемы, а также ошибки, допущенные в ходе реформирования экономики, поставили Россию перед необходимостью разработки более гибких механизмов. При этом важнейшими элементами системы государственного регулирования должны стать меры:
- по поддержанию общего уровня доходности в отрасли через оказание государственной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;
- антимонопольного регулирования и регулирования пропорций внутри отраслевого и межотраслевого обмена, повышению конкурентного потенциала отрасли, устранение диспаритета в отношениях между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- внедрение современных технологий в сельскохозяйственное производство и АПК;
- содействие развитию рыночной инфраструктуры, формированию инф-
раструктуры федерального и продовольственных рынков;
- поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения государственных интервенций;
- создание механизма, обеспечивающего перераспределение и концентрацию земель сельскохозяйственного назначения у эффективно работающих предприятий; обеспечению села доступными кредитами; проведению политики разумного протекционизма и обеспечению отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком и т.д.;
- формирование механизма инвестирования, обеспечивающего приоритет инвестиций в АПК; вложения в базовые сферы сельскохозяйственного производства, техническое переоснащение отраслей, создание инфраструктуры сельскохозяйственного рынка, дорожное строительство, восстановление и развитие сельских территорий;
- обеспечение поддержки приоритетных научных исследований, опытно-конструкторских работ, информационно-консультативной службы, подготовки и повышения квалификации кадров, способных адаптироваться к новым экономическим условиям.
Вместе с тем позитивные тенденции развития продовольственного рынка в последнее время сопровождаются рядом негативных проявлений. Произошло падение производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сопровождающееся диспаритетом цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, снижением производительности труда, не соблюдением технологий производства. Нет действенных рьиагов управления рыночными процессами. В производстве и торговле наблюдается значительный объем теневого оборота. В сферах распределения и обмена происходит неоправданное увеличение цен реализации из-за роста звенности товародвижения. На продовольственном рынке сохраняется сложная с элементами дублирования, система контроля, не дающая полной гарантии качества и безопасности товаров. Сертификация товаров и услуг формируется медленно. Не снижаются диспропорции в перераспределении доходов между производителями и торговлей.
В таких условиях имеют место следующие негативные: разорение сельс-
Экономика, Статистика и Информатика 215 №3(2), 2012
кохозяйственных товаропроизводителей, незагруженность мощностей перерабатывающих предприятий (в среднем око-ло 50%), низкий уровень концентрации капитала в торговле (количество мелких и средних торговых предприятий превышает 90% общего числа), неустойчивая работа потребительской кооперации и общественного питания. Кроме того, не сформирована рыночная инфраструктура, не разработан организационно-экономический механизм регулирования продовольственного рынка с учетом интересов всех участников: сельскохазяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, торговли.
Среди основных направлений регулирования продовольственного рынка страны обычно указываются: совершенствование кредитно-финансовой системы; ценовое регулирование; развитие инфраструктуры; создание организационно-экономического механизма регулирования зернового хозяйства
5. Заключение
Реализация этих направлений предусматривает ряд необходимость ряда мероприятий:
- провести реструктуризацию долгов товаропроизводителей с жесткими
условиями дальнейшего ведения финансово-хозяйственной деятельности (нормативы по заработной плате, хозяйственным издержкам, ограничения пользования банковскими кредитами И т.д.);
- ввести порядок взаиморасчетов между продавцами и покупателями стратегического сельскохозяйственного сырья (зерно, семена масличных культур, сахар, мясо, животное масло) и жизненно важных продуктов питания, предусматривающий нормативы расчетов, ограничение бартерного обмена, наличных расчетов и т.д.;
- осуществлять расчеты за стратегическое сельскохозяйственное сырье и жизненно важные продукты только через систему уполномоченных банков, операторов, которые контролируют соблюдение установленного порядка взаиморасчетов и выступают в роли гарантов устойчивого товарно-финансового обращения на продовольственном рынке;
- внедрить простые и двойные складские свидетельства как универсальный общегосударственный механизм привлечения инве-стиций в сельское хозяйство под гарантии уполномоченных банков, операторов;
- обязать операторов рынка временно осуществлять куплю-продажу сельскохозяйственного сырья через уполномоченные государством биржи;
- осуществлять выдачу субсидий только экономическим субъектам, производящим стратегическое сельскохозяйственное сырье и жизненно важные продукты питания и не нарушающим установленные государством правила;
- создать модели товарно-финансо-вого обращения для обеспечения спецпотребителей и социального контингента с целенаправленным расширением емкости потребительского рынка за счет целевой денежной эмиссии и др.
Литература. References
1. Amaratunge S., Shiratake Y. An economical analysis of the marketing system of the agricultural production in the Mahaweli "H" zone on Sri Lanka// Bull. Fac. Agr. Saga Univ. - Saga, 1999. -№84.-P. 51-63
2. An empirical analysis of state agricultural product promotions: a case study on Arizona grown /Patterson P. ML, Olofsson H., Richards T.J., Sass S. / /Agribusiness. -1999. - Vol. 15. - № 2. - P. 179-196.
№3(2), 2012 216