концепция совершенствования механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона
в. г. брыжко,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,
М. М. бейлин,
старший преподаватель, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
Положительная рецензия представлена А. Н. Пыткиным, доктором экономических наук, профессором, директором Пермского филиала Института экономики УрО РАН.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство региона, организационно-экономический меха низм, государственное регулирование.
Keywords: agricultural production of region, the organizational-economic mechanism, state regulation.
Развитие рыночных отношений, интеграция экономики страны в мировую экономическую систему вызывают необходимость выделения приоритетных для общества, социально значимых направлений, к которым традиционно относится сельское хозяйство.
Проблема государственной поддержки агропромышленного комплекса, регулирования аграрных отношений и сельскохозяйственной деятельности стоит остро во всех регионах страны. Особую актуальность данная проблема приобретает в таких индустриально развитых регионах, как Пермский край, где сельскохозяйственное производство имеет определенную специфику. Для региона характерны значительные особенности организации и ведения сельского хозяйства, обусловленные природно-климатическими, национальными, историческими условиями. Существует специфика продовольственного потребления, связанная с традициями, укладом, образом жизни местного населения. Проблема обостряется из-за необходимости сохранения коренных и малочисленных народов путем создания определенных условий их жизнеобеспечения, исходя из норм традиционного уклада жизни.
Следует заметить, что приоритетные направления развития экономики отдельных регионов не всегда совпадают с интересами сельского хозяйства. В Пермском крае, специализирующемся на производстве промышленной продукции, лесопромышленном производстве, добыче полезных ископаемых, сельскохозяйственное производство носит подчиненный, второстепенный характер, что оказывает влияние на развитие отрасли. В то же время финансовые возможности региона, уровень развития кредитных и банковских институтов позволяют обеспечивать необходимую рентабельность местного сельскохозяйственного производства.
Региональные агрокомплексы традиционно имеют различные возможности самостоятельного выхода на международные продовольственные рынки, как и неравные условия производства и реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и продовольствия. Для агропромышленного комплекса Пермского края конкуренцию составляют не только зарубежные, но и сельскохозяйственные товаропроизводители других российских регионов.
Названные особенности определяют специфику регулирования сельского хозяйства региона, состав и структуру организационно-экономического механизма регулирования.
В течение последних десяти лет в регионе отмечается стабильный рост стоимости продукции сельского хозяйства, производимой всеми категориями хозяйств (с 14006,2 млн руб. в 2000 г. до 30055,8 млн руб. в 2010 г.). Несмотря на это, по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики, финансовое положение многих аграрных товаропроизводителей региона остается сложным. Так, в Пермском крае к началу 2011 г. из 353 сельскохозяйственных организаций 88 были убыточными (24,9 %). Рентабельность продукции сельского хозяйства в регионе составляет 7,1 %. Суммарная задолженность сельскохозяйственных организаций края составила по итогам 2010 г. 9926,2 млн руб., кредиторская задолженность отрасли — 3046,0 млн руб., задолженность по кредитам банков и займам — 6880,3 млн руб., дебиторская задолженность — 2104,2 млн руб. Кредиторскую и дебиторскую задолженность в регионе имеют 43,6 % и 47 % сельскохозяйственных предприятий соответственно [3].
В целом развитие сельского хозяйства Пермского края сдерживается рядом факторов, основными из которых являются сокращение производственного и ресурсного потенциала отрасли, неразвитая рыночная инфраструктура, низкая обеспеченность трудовыми ресурсами, отсутствие гарантированной государственной поддержки отрасли в конкурентной среде, низкий уровень социального развития сельских территорий, отсутствие системы создания конкурентных преимуществ региональным аграрным товаропроизводителям.
В этих условиях проблема государственного регулирования сельского хозяйства региона приобретает особую остроту.
На наш взгляд, в системе регулирования сельского хозяйства следует выделить пять уровней: федеральный, региональный, муниципальный, производственный и общественный. На федеральном и региональном уровнях осуществляется государственное регулирование аграрного производства. Муниципальное регулирование сельскохозяйственной деятельности производится органами местного самоуправления. На уровне отдельных аграрных товаропроизводителей осуществляется производственное регулирование. Меры общественного воздействия целесообразно осуществлять на всех стадиях регулирования сельскохозяйственного производства. Этими средствами должен производиться со стороны общества контроль реализации механизма регулирования сельского хозяйства в стране. На перечисленных уровнях реализуются соответствующие
58
www. m-avu. narod. ru
Экономика ^ЫтГ/
формы регулирования сельскохозяйственного производства: государственное (федеральное и региональное), муниципальное, производственное, общественное.
В соответствии с современным законодательством, основными направлениями государственной поддержки сельского хозяйства в стране признаются: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве; развитие племенного животноводства; развитие элитного семеноводства; обеспечение производства продукции животноводства; обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними; обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; предоставление консультационной помощи аграрным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка кадров; информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики [1].
Можно заметить, что перечисленные направления ориентированы на создание условий для развития отдельных отраслей сельского хозяйства и решение некоторых проблем сохранения ресурсного потенциала отрасли. На наш взгляд, здесь необходим системный подход, позволяющий выделить приоритетные направления развития системы государственного регулирования сельского хозяйства.
Результаты наших исследований показывают, что в современных условиях актуально выделение ресурсного и отраслевого подходов к системе регулирования сельского хозяйства региона. При этом ресурсное направление развития должно иметь главенствующее положение в системе, т. к. без необходимого ресурсного потенциала отраслевое развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства становится просто невозможным.
Организационно-экономический механизм государственного регулирования сельского хозяйства региона должен быть ориентирован на сохранение и развитие ресурсов отрасли: материально-технических, трудовых, земельных, финансовых, информационных. Названный механизм должен включать комплекс воздействий, без которых невозможно эффективное регулирование агропромышленного производства. Основными средствами решения проблемы (элементами механизма), на наш взгляд, следует считать непосредственно экономические, юридические, организационно-административные. Эти средства обеспечивают необходимые условия создания механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона и одновременно служат составляющими элементами механизма.
Меры непосредственного воздействия на участников экономических отношений в процессе регулирования сельскохозяйственного производства могут иметь прямой или косвенный характер. Кроме того, меры воздействия могут иметь стимулирующий (поддержка, защита, преференция, протекция, стимулирование), либо ограничивающий (штраф, запрет, ограничение) характер влияния.
Модель предлагаемого нами механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона представлена на рисунке.
Комплекс регулирующих воздействий при этом должен распространяться на всю сферу агропромышленного
производства в регионе: производство сельскохозяйственной продукции; транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции; реализацию аграрной продукции; доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя. Количественные и качественные критерии производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должны соответствовать критериям, установленным Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [2]. Основным показателем здесь следует считать удельный вес отечественной (региональной) сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, который не должен быть менее пороговых значений в отношении: зерна — 95 %, сахара — 80 %, растительного масла — 80 %, мяса и мясопродуктов — 85 %, молока и молокопродуктов — 90 %, рыбной продукции — 80 %, картофеля — 95 %, соли - 85 % [2].
В этом случае результативность организационноэкономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства региона будет жестко увязана с его главной целью — обеспечением продовольственной безопасности региона на основе устойчивого развития регионального агрокомплекса.
Для совершенствования системы регулирования сельского хозяйства региона, на наш взгляд, необходима реализация следующих приоритетных направлений: совершенствование нормативно-правовой основы регулирования; развитие информационного и организационно-технологического обеспечения механизма регулирования; комплексная реализация регулирующих мероприятий, увязывающая проблемы регулирования сельского хозяйства с проблемами организации, планирования и управления агропромышленным производством и другими отраслями экономики; развитие порядка финансирования механизма регулирования; научное и методическое обеспечение государственного регулирования сельского хозяйства путем проведения специальных научных исследований, разработки инструкций, рекомендаций, методических указаний; необходимое кадровое обеспечение в области регулирования сельского хозяйства; расширение сферы участия общественности и органов местного самоуправления в решении вопросов регулирования сельскохозяйственного производства.
Регулирование является одной из функций управления, наряду с прогнозированием, планированием, организацией и контролем. В свою очередь, сущность управления в целом заключается в регулировании всей совокупности элементов системы сельскохозяйственного производства. Регулирование сельского хозяйства в рыночных условиях необходимо для подчинения развития отрасли определенным правилам в целях реализации национальных и общественных интересов в этой сфере. Государственное участие здесь направлено на обеспечение правильного взаимодействия отдельных составных частей отраслевого хозяйственного механизма, определение общественно необходимых параметров и пропорций элементов отрасли.
В свою очередь, система регулирования, на наш взгляд, должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства в конкурентной среде, формирование механизма гарантированной государственной
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
59
Экономика
Регулирование сельского хозяйства ______________региона_______________
Юридические инструменты регулирования Экономические инструменты регулирования Административные инструменты регулирования
Меры стимулирующего _______действия_______
Меры ограничивающего ________действия_______
Материально-технические ресурсы
Трудовые ресурсы
Земельные ресурсы
Финансовые ресурсы
Информационные ресурсы
Поддержка аграрных товаропроизводителей региона
Устойчивое развитие сельского хозяйства региона
Обеспечение продовольственной безопасности региона
рисунок
модель механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона
функционирование данного организационноэкономического механизма регулирования призвано обеспечить повышение уровня продовольственной безопасности региона на основе устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
поддержки, создание конкурентных преимуществ отечественным аграрным товаропроизводителям в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию. Реализация перечисленных задач на уровне субъекта федерации возможна на основе создания единого механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона.
литература
1. О развитии сельского хозяйства : федеральный закон от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. М., 2006.
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 февраля.
3. Сельское хозяйство Пермского края : статистический сборник. Пермь, 2011. 174 с.
модель организационной системы совершенствования продовольственного обеспечения крупного города
в. г. брыжко,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,
в. п. шкребко,
старший преподаватель, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
Положительная рецензия представлена А. Н. Пыткиным, доктором экономических наук, профессором, директором Пермского филиала Института экономики УрО РАН.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, продовольственное обеспечение города, модель организационной системы, совершенствование обеспечения продовольствием.
Keywords: agricultural production, food security of the city, a model of the organizational system, the improvement of food security.
Совершенствование управления продовольственным обеспечением городов имеет высокую практическую значимость для таких индустриально развитых регионов, как Пермский край. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в регионе насчитывается 55 городских населенных пунктов, в том числе 25 городов и 30 поселков городского типа. Общее население края составляет 2701,2 тыс. человек, в том числе городское — 2004,3 тыс. человек (74 %), сельское — 696,9 тыс. человек (26 %). Это обстоятельство обусловливает особую актуальность решения проблемы обеспечения городского
60
населения продовольствием, развития пригородного сельского хозяйства.
Самыми крупными производителями аграрной продукции в регионе являются Пермский, Кунгурский, Краснокамский районы, составляющие территориальную основу продовольственного обеспечения краевого центра — г. Перми. В названных районах производится 55 % продукции пригородных районов и 33 % продукции сельского хозяйства края.
Система управления продовольственным обеспечением крупного города в современных условиях, на наш взгляд, должна включать экономические и
'М'М'М. т-эуи. пэгоб. ги