- М., 1981.
5. Методологические проблемы педагогики. Сб. научных трудов [Текст] / Под ред. В.Е. Гурмана. - М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1977. - 104 с.
6. Поташник, М.М., Моисеев, А.М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования [Текст] / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1998. - 176 с.
7. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф.У. Тейлор. - М., 1991. -182 с.
8. Управление школой: теоретические основы и методы [Текст] / Под ред. В.С. Лазарева.
- М.: ЦсиЭИ, 1997. - 336 с.
Учадзе С. С.
Концепция синергетического воздействия как основа теории управления конфликтами в образовательных системах
Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывается на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное следствие приложенных усилий, что соответствует схеме управляющего воздействия в желаемый результат. На практике эти усилия могут не дать желаемого результата, а иногда принести вред, если они противоречат внутренним тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем.
Поэтому ученые все больше склоняются к мысли о том, что система образования представляет собой открытую, сложную, нелинейную, динамическую систему и требует своего рассмотрения с синергетических позиций.
По мнению В.В. Васильковой, «влияние синергетического подхода определяется тем, что он позволяет создать универсальные объяснительные модели, которые обнаруживают глубинную общность социальных процессов самой разной природы как процессов социальной самоорганизации, сопрягаемых с общеэволюционной логикой мироупорядочивания» [1].
Синергетическая модель самоорганизации является на сегодняшний день наиболее обобщающей и наиболее эвристически плодотворной объяснительной моделью, описывающей взаимные переходы порядка и хаоса в эволюции систем, в том числе и социальных. Предмет синергетики охватывает все этапы универсального процесса самоорганизации как процесса эволюции порядка - его возникновения, развития и разрушения. Иными словами, синергетику можно считать интегральной теорией порядка и хаоса, изучающей закономерности возникновения порядка из хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада.
Синергетика изначально представлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, одни и те же безотносительно природы систем. Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате поведения многоэлементной или многофакторной среды, не демонстрирующей стремления к усреднению термодинамического типа.
Синергетика изучает коллективные вопросы самоорганизации и охватывает практически все современные отрасли знаний о косной и живой природе, технические и экономические науки. Эта обобщенная наука основана на нелинейной динамике и
термодинамике необратимых процессов. В течение короткого времени синергетика, теория неравновесных процессов, превращается во всеобщую теорию развития, имеющую весьма широкие мировоззренческие последствия. Смысл и содержание этой новой интегральной науки состоит в том, что в открытых системах, обменивающихся с внешней средой энергией, веществом и информацией, возникают процессы самоорганизации, т.е. процессы рождения из физического (биологического, экономического, социального) хаоса некоторых устойчивых упорядоченных структур с новыми свойствами систем. Это общее определение справедливо для систем любой природы. Подчеркнем два фундаментальных свойства высокоэффективных синергетических систем любой природы: 1) обязательный обмен с внешней средой энергией, веществом и информацией; 2) непременное взаимосодействие (термин П.К. Анохина), т.е. когерентность поведения между компонентами системы. Об этих кардинальных свойствах синергетических систем всегда следует помнить как руководителю коллектива, так и специалисту в конкретной научной или технической области [2].
Взгляды, вырабатываемые современной наукой при решении многих задач, иногда оказываются созвучными размышлениям ученых и философов, живших много веков назад [3]. Зачастую совпадает не только общий подход, но и конкретные детали. Возникает вопрос: почему синергетика, опирающаяся на достижения современной науки, на диалектико-материалистическое мировоззрение, приходит к выводам, сделанным тысячелетия назад?
Первая причина - общность предмета анализа. Изучаются сложные самоорганизующиеся системы, причем акцент делается на внутренние свойства как на источник саморазвития.
Вторая причина - новое отношение к проблеме целого и части. Для философских школ Древней Греции характерно предположение, что часть всегда проще целого, что, изучив каждую из частей, можно понять свойства целого. И естествознание вплоть до последних десятилетий этот подход вполне устраивал. Однако сначала общественные науки, а потом и точные пришли к выводу о необходимости целостного, системного анализа многих объектов. Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое.
В-третьих, имея дело со сложными, жизненно важными для нас объектами (например, экологическими системами), приходится действовать предельно осторожно. Успех здесь возможен только в том случае, если мы знаем внутренние свойства системы. Стратегия - это действие, сообразуемое с законами природы, разумная соразмерность с естественным ритмом, с постоянно меняющимися условиями. Следовательно:
- система называется открытой, если она обменивается энергией, веществом и информацией с окружающей средой;
- система называется сложной, если она включает в себя множество подсистем и одновременно сама входит в качестве составной части или подсистемы высшего порядка;
- система называется нелинейной, если при изменении одного из элементов ее структуры другие элементы изменяются не пропорционально, а по более сложному закону;
- система называется динамической, если она обладает способностью переходить из одного качественного состояния в другое.
Таким образом, управление конфликтами в муниципальном учреждении является открытой, сложной, нелинейной, динамической системой и требует иного
методологического подхода. Методология управления конфликтом, построенная с учетом идей синергетики, позволяет по-новому взглянуть на процесс построения данной системы и на ее функционирование и развитие.
Поэтому следующим шагом в разработке теории и методологии управления конфликтами в муниципальном образовательном учреждении является обоснование синергетического подхода, который принципиально расширяет саму постановку проблемы управления и качественно изменяет её содержание как в отношении включения естественных свойств управляемых процессов в контексте задачи управления, так и в отношении охвата макрообластей фазового пространства конструируемых систем.
Выделим некоторые характеристики синергетического подхода в педагогике. Образовательный процесс — это сложный социотехнический объект, состоящий из большого числа разрозненных подсистем и не имеющий адекватного формального описания. В этом и состоит сложность управления им. Синергетика открывает принципы управления и ускорения эволюции малыми, но очень эффективными организующими и управляющими воздействиями. Из общих представлений синергетики следует, что в данной среде при соответствующих условиях, в том числе и искусственно созданных, может возникнуть вполне определенный набор структур, определяемых свойствами самой образовательной среды. Управление образовательным процессом при этом направлено на то, чтобы возникли не любые возможные, а желаемые структуры. При этом основные усилия на стратегическом уровне вкладываются в создание, поддержание и развитие этой «активной среды».
Классический (традиционный) подход к управлению сложными системами основывается на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное, линейное и предсказуемое следствие приложенных «сил», что соответствует схеме: управляющее воздействие — желаемый результат. Однако на практике многие усилия оказываются безрезультатными, «уходят в песок» или даже приносят вред, если противостоят собственным имманентным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем. Один из господствующих на сегодня мифов линейного мышления - это представление о том, что процессы бурного роста (возрастание народонаселения земного шара, рост знаний, «экономическое чудо») происходят по экспоненте. Однако большинство процессов лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением, когда исследуемые величины хотя бы небольшую часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время. При этом становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя «навязывать» пути их развития. Необходимо понять, способствуя их собственным тенденциям развития, как вывести системы на эти пути. В наиболее общем виде важно понять законы совместной жизни природы и человечества, их коэволюцию. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития. Это один из постулатов синергетического подхода к управлению сложными упорядоченными системами, к которым относится и образовательная система.
Причем система образования является диссипативной системой [4], а понятие диссипативности связано с понятием открытости системы. С позиции современного естествознания изолированной или замкнутой системой называют такую систему тел, на каждое из которых не действуют внешние силы, а система открытого образования — это система, которая в реальном времени обменивается ресурсами, знаниями и информацией с внешней средой, т. е. с социальным обществом.
Нам представляется, что синергетический подход требует более детального
своего описания за счет того, что он в полной мере позволяет осознать ход управленческойдеятельности в образовательной системе. Речь идет о междисциплинарной методологии для объяснения процесса развития макроскопического явления (образовательного учреждения) в результате взаимодействий микроскопических элементов (субъектов учебного процесса, субъектов управления, процесса управления, модели школы и т.п.).
По мнению А.А. Колесникова, одной из фундаментальных и актуальнейших проблем современной науки является развитие высокоэффективной прикладной теории нелинейного системного анализа [4]. Системные законы имеют динамическую природу, что принципиально отличает их от известных статических законов, то есть описывающих лишь стационарные процессы.
Это означает, что системные законы включают в себя дополнительные, динамические компоненты, которые «исчезают» на стационарном движении, то есть не наблюдаются. В этом свойстве и проявляется латентный характер системных законов, что ведет к возникновению неожиданных явлений. Отсюда вытекает возможность предсказания новых явлений и свойств соответствующих систем и, следовательно, выявления перспектив переноса естественных закономерностей на искусственно управляемые системы, обладающие принципиально новыми динамическими свойствами.
В своем исследовании мы опираемся на труды представителей российской синергетической школы, которая является одной из ведущих в мире. Такие видные представители нашей школы, как В.А. Белавин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий не только дополнили синергетику новыми результатами, но и активно применяют их в моделировании исторических процессов, демографического кризиса, системы образования, глобальных проблем человечества.
«Краеугольным камнем» синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность.
Синергетика предполагает субъект - субъектную парадигму взаимоотношений в отличие от стандартной субъект - объектной схемы.
Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов сделали попытку сформулировать в современной науке четкое представление об управленческом синергетическом отношении к миру. Суть синергетического управления в признании за сложной нелинейной системой способности «саму себя строить, структурировать, нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы» [3].
Основываясь на синергетической идее «поля путей развития, спектра структур, потенциально содержащегося, скрытого в нелинейных средах» и роли человека в мире, ученые констатируют, что:
- поскольку всякое развитие многовариантно в своих путях, человек всегда имеет право выбора оптимального для него пути, который возможно не только выбрать, но и вычислить, управлять им;
- хотя путей развития много, но их количество не бесконечно; человек всегда может пытаться узнать ограничения данной конкретной системы, принципы запрета, сужающие представления о возможных путях;
- человек способен описать и рассчитать оптимальные для себя и осуществимые «сценарии» развертывания событий, их предполагаемые механизмы;
- зная будущее желательное состояние и способы следования естественным тенденциям самоорганизации систем, человек может сократить время выхода на аттрактор, будущую форму организации [7].
Напомним, что в синергетике общество рассматривается как сверхсложная самоорганизующаяся, открытая, нелинейная система со всеми присущими ей свойствами, зонами и принципами развития. Главная роль должна принадлежать учету именно самоорганизующих механизмов, в том числе и хаоса, предстающего в данном случае как конструктивный механизм самоорганизации, дающий системе возможность выхода на аттрактор. Эта ситуация, когда управление реагированием социума на изменение внешних и внутренних условий в идеале сводится к поиску «резонансных зон», где величина результата определяется на силой воздействия, а согласованностью его с внутренними свойствами.
Достаточно лишь возбудить действие внутренних тенденций, и система сама построит необходимую структуру. Нужно только знать потенциальные возможности данной среды и способы их стимуляции.
Итак, в основе синергетического подхода к управлению социальными системами лежит механизм резонансных направляющих воздействий на нелинейную систему, в ходе развития которой всегда существует область параметров и стадий, в рамках которых нелинейная система особенно чувствительна к воздействиям, согласованным с ее внутренними свойствами, при этом воздействие может быть весьма малым. Российский исследователь И.А. Аглиуллин отмечает в этой связи, что «резонансное воздействие» означает, что важна не величина управляющего воздействия, а его правильная топология (пространственная организация), то есть согласованность с ее внутренними качествами и свойствами, являющаяся предпосылкой устойчивого развития системы в направлении достижения выдвигаемых целей. Таковым, по его мнению, должен быть господствующий способ управления функционированием и развитием социальных систем. Мы уже говорили, что аттракторы системы различаются по степени. Следовательно, система может срезонировать как к позитиву (что посредством нелинейных обратных связей будет способствовать ее гармонизации), так и к негативу (что может привести к отрицательным последствиям вплоть до разрушения системы), попадая в бассейн соответствующего аттрактора [8].
Главная задача заключается в том, как управлять, не управляя в классическом смысле, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие.
Итак, общественные процессы следует не просто строить и даже не перестраивать, а инициировать, выводить социальные системы на собственные линии развития. При этом ряд ученых считает возможным вообще избежать бифуркационной стратегии развития, подчеркивая наличие объективных возможностей «осуществления плавного процесса структурогенеза, не имеющего точек бифуркации, посредством правильной организации управленческого воздействия на систему».
Применение термина «управление» к самоорганизующимся системам неверно. Более адекватны сущности этого явления понятия: «направленное развитие», «корректируещее воздействие».
Одной из важнейших стадий неустойчивости системы и восприимчивости к малым воздействиям является точка (область) бифуркации. «Человек, зная механизмы самоорганизации, может сознательно ввести в среду соответствующую флуктуацию, если можно так выразиться, уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Свобода выбора есть, но сам выбор ограничен возможностями объекта, поскольку объект является не пассивным, инертным материалом, а обладает, если угодно,
собственной «свободой»», - пишет С.П. Курдюмов [5].
Флуктуация в области бифуркации может породить не только самоорганизацию благоприятной ситуации, но и подтолкнуть систему к хаосу. Возможность подобного развития событий делает особенно насущным управленческое воздействие в этот момент. С другой стороны, именно в этот момент воздействие может быть опасным как никогда: любое действие управляющей системы (в силу того, что в точке бифуркации самая малая флуктуация может быть решающей и вызвать скачок на другой аттрактор) способно привести к волне нелинейных обратных связей в системе и направить ее на проигрышный аттрактор или даже разрушить.
В этом случае правомерно применять педагогические законы гуманизации и личностно-ориентированного подхода при принятии управленческих решений. Поэтому, если исходить из предыдущего анализа, необходимо говорить о педагогическом управлении синергетическими системами.
Литература
1. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. (Синергетика и теория социальной самоорганизации) [Текст] / В.В. Василькова. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - С. 6.
2. История и синергетика: методология исследования [Текст]. - М.: КомКнига, 2005. -184 с.
3. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Антропный принцип в синергетике [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - №3. - С. 62-79.
4. Колесников, А.А. Синергетические методы управления сложными системами: теория системного синтеза [Текст] / А.А. Колесников. - М.: УРСС/КомКнига, 2006.
5. Курдюмов, С.П. Комментарий к статье И. Пригожина «Философия нестабильности» [Текст]/ С.П. Курдюмов. Электронный ресурс: http ://www.ibmh.msk. su/vivovoco/
6. Преображенский, Б. Г., Толстых, Т.О. Синергетический подход к анализу и синтезу образовательных систем [Текст] / Б.Г. Преображенский, Т.О. Толстых // Университетское управление. - 2004. - № 3(31). - С. 7-12.
7. Современная прикладная теория управления. Ч. II: синергетический подход в теории управления [Текст] / Под ред. А.А. Колесникова. - М.: ФЦ «Интеграция» - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - 559 с.
8. Фоменко, В. Синергетика и проблемы развития социальных систем: электронный научный семинар «Культурно-просветительное и научное общение на русском языке» [Текст] / В. Фоменко. Электронный ресурс: www.elektron2000.com
9. Шалаев, В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект: учебное пособие [Текст] / В.П. Шалаев. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2000.