УДК 336.225.4:663.5 (470+571)
ПО. Корнейчук КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются концепции регулирования алкогольной продукции в различных странах. Дано понятие государственной монополии, акцизной марки. Проанализирован опыт России за 15 лет использования акцизной ставки, выделены проблемы алкогольной отрасли со стороны потребителей и производителей. Разработаны рекомендации по регулированию алкогольной продукции.
Ключевые слова: алкогольная отрасль, государственная монополия, сухой закон, налогообложение, акцизная марка, контрафактная продукция.
Pavel Korneychuk THE CONCEPT OF REGULATION OF ALCOHOLIC
BEVERAGES BY THE INTRODUCTION OF A STATE MONOPOLY IN RUSSIA
Annotation. The article discusses the concept of regulation of alcoholic beverages in different countries. It is given the concept of the state monopoly, tax stamps. The experience of Russia in 15 years, the use of excise tax is analyzed, the problem of the alcohol industry on the part of consumers and producers is highlighted. The recommendations on the regulation of alcoholic beverages are presented.
Keywords: alcohol industry, state monopoly, prohibition, taxation, excise stamp, counterfeit products.
Потребление крепкого алкоголя в России по-прежнему чрезмерно высоко, хотя и несколько снизилось за последние годы с 92-95 % до 80 %. Важно отметить, что во многих европейских странах доминирует потребление вина или пива, как, например, в Германии [8]. Такая ситуация означает, в том числе, неэффективность государственной политики в алкогольной отрасли. Поэтому при последующем увеличении акцизов на водку, необходимо также задуматься над общим повышением эффективности госрегулирования на алкогольном рынке.
Одним из способов регулирования алкогольного рынка является государственная монополия. Дискуссии о введении госмонополии на отечественном алкогольном рынке периодически возникают на протяжении многих лет. Но затем, на фоне достигнутых определенных успехов в борьбе с «теневым» сектором и уменьшения его объемов, споры об этом несколько поутихли [10]. Однако предпринимаемое повышение акцизов каждый год оборачивается новой волной контрафакта, предназначенного для тех, кому возросшие цены оказались не по карману. Вот и получается, что даже при наличии лучшей в мире единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя в РФ (ЕГАИС) российский рынок остается бесконтрольным. Автор считает, что установить здесь контроль и порядок, очевидно, помогла бы госмонополия.
Так, в Финляндии введение госмонополии позволило сделать рынок подконтрольным, но решить проблему высокого уровня потребления не помогло. За последние 10 лет производство алкоголя в Финляндии выросло на 50 %, при том что еще порядка 17-18 % от общей потребляемой продукции финские туристы привозят из-за рубежа. Ситуация в России осложняется тем, что введение госмонополии в нашей стране, помимо прочего, потребует немалых дополнительных средств на выкуп действующих предприятий и последующее содержание соответствующих управленческих и производственных структур [1]. В результате реализация данной затеи принесет государству убытки вместо сегодняшних прибылей. Дальнейшее развитие ситуации в России в значительной мере будет
© Корнейчук П.О., 2014
зависеть от того, насколько маргинальным или, напротив, представительным окажется контингент потребителей, для которых «правильная» цена в 200 руб. за пол-литра водки будет непомерно высока. Если таких людей будет очень много, то риски радикального увеличения контрафактной продукции, усугубляющего существование легальных предприятий, неизбежно обострятся. На данный момент акцизные поступления продолжают увеличиваться. В 2011 г. объем собранных алкогольных акцизов составил 200 млрд руб., в 2012 г. - 250 млрд, а в 2013 г. - 300 млрд, а в 2014 г. ожидается в районе 350 млрд руб.
Производство алкогольной продукции наравне с газовой и нефтяной промышленностью является самым доходным источником для государственной казны, но наличие незаконного производства «оттягивает» львиную долю средств, которые могли быть направлены на социально полезные нужды, тем более в сегодняшних условиях экономического кризиса [2].
Важной мерой явилось создание Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (Постановление Правительства РФ № 810 от 15 октября 2009 г. «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы»), которая стала правопреемником, например, налоговой службы относительно функций регулирования данной сферы [7]. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 810 полномочия по ведению ЕГАИС с 31 декабря 2009 г. переданы Росалкогольрегулиро-ванию [1]. Функция по выдаче федеральных специальных марок передана Росалкогольрегулирова-нию с 1 марта 2010 г.
Кроме того, существует множество сопутствующих проблем, что можно увидеть по следующим цифрам:
- 30 % смертей от отравлений происходят из-за употребления некачественного алкоголя;
- 25 % смертей от сердечно-сосудистых заболеваний происходят из-за злоупотребления
алкоголем;
от 42 % до 60 % умирающих в ДТП - это люди, находящиеся в алкогольном опьянении; до 25 000 человек ежегодно умирают по вине нетрезвых водителей;
6 000 детей до 14 лет страдают хроническим алкоголизмом, среди подростков таких око-
ло 40 000;
- 30 % юношей и 20 % девушек употребляют алкоголь ежедневно;
- 80 % убийств и 40 % самоубийств совершаются в нетрезвом состоянии [3, с. 6-7].
Создание выше указанной службы говорит о стремлении нашего государства к комплексному
разрешению сложившейся ситуации, так как создание единой службы должно привести к повышению эффективности принимаемых мер. Рассмотрим некоторые возможные меры.
Алкогольные марки (специальная или акцизная) - это отчетный документ, который подтверждает легальность спиртного. Наличие подлинной акцизной марки на алкоголе говорит о качестве спиртного, оплате всех налогов и занесении информации о нем в ЕГАИС. Акцизные марки на алкоголь приобретаются организациями в подразделениях таможенной службы по месту своей регистрации. Правила приобретения акцизных марок на алкоголь утверждены приказом Федеральной таможенной службы № 1849 от 7 октября 2010 г. Акцизные марки на алкоголь могут быть приобретены организациями при условии их предварительной оплаты и представления в таможенную службу отчета о ранее использованных марках. Оплата за акцизные марки на алкоголь осуществляется на указанный таможенной службой счет в федеральном казначействе. Сумма оплаты складывается из цены одной акцизной марки на алкоголь и количества бутылок импортируемого спиртного [8]. Стоимость акцизных марок на алкоголь указана в п. 2 Постановлении правительства РФ № 775 от 27 июля 2012 г. В 2014 г. стоимость одной акцизной марки на алкоголь составляет 1 руб. 60 коп. без учета на-
лога на добавленную стоимость. В стоимость включены издержки государства по производству, хранению, транспортировке и фиксации информации об импортируемом алкоголе в системе ЕГАИС.
По итогам применения акцизной системы на протяжении пятнадцати лет можно точно сказать о допущенной недооценки остаточного эффекта наследия пяти исторических госмонополий на алкогольную продукцию в России. Акцизная либерализация и создание свободного рынка алкоголя в 1990-1992 гг. способствовали к резкому повышению (до 40-60 % удельного веса всей алкогольной продукции) контрафактного алкоголя. Каждый год именно по этой причине в бюджет России не поступает до 50 млрд руб. налогов с алкогольной продукции. Более того, ежегодное увеличение ставок акцизов на алкоголь (до 10-15 % в год), способствует только увеличению потребительской цены на продукт, вместе с ростом количества контрафактного алкоголя и заметным снижением поступления сборов в бюджет [9, с. 3].
Из выше приведенных примеров видно, что при всем положительном влиянии акцизной системы регулирования на алкогольную промышленность она не решает проблему суррогатного алкоголя, подделок акциз и пьянства в стране в целом. Акцизная система будет эффективна только в совокупности с государственной монополией на алкогольную продукцию.
Государственная монополия. Международный опыт свидетельствует о том, что в алкогольном секторе государственная монополия вводится в основном на розничную продажу готовой продукции. Такая система действует в Швеции, Финляндии, шестнадцати штатах США, Болгарии, Уругвае и ряде других государств. Регулирование цен на розничную продажу алкогольной продукции, мест продажи, количества единовременно отпускаемой алкогольной продукции преследует решение таких задач, как сокращение теневого сектора, изменение структуры потребления алкоголя [8]. В качестве примера можно привести Финляндию и Швецию, где за двадцать лет с момента учреждения государственных компаний, осуществляющих розничную продажу алкоголя, изменилась структура потребления - от крепких алкогольных напитков в сторону вина и пива.
«Сухой закон». Так называемый «сухой закон» является важным составляющим в механизме регулирования. Мировой опыт его применения показывает его реальную действенность и значимость [8]. Например, в Норвегии «сухой закон» был принят в 1919 г. Ограничения на продажу вина и крепких алкогольных напитков действуют до сих пор. Алкоголь можно приобрести только в специализированных магазинах государственной системы УттопороМе^ работают они только в будние дни и по специальному графику - до 19:00. Цены на алкоголь в Норвегии ошеломительные: бутылка самой дешевой водки стоит около 40 долл. [6]. Швеция тоже имеет свой положительный опыт по регулированию оборота алкогольной продукции: сейчас спиртное можно купить только в государственных монопольных магазинах Systembolaget. Они закрыты в пятницу, субботу, воскресенье. Цены в этих магазинах крайне высоки [9]. Алкоголь в Швеции принято пить только дома, да и то на праздники или в выходные дни, что говорит о высокой культуре пития, чего так не хватает в России [2].
В период действия сухого закона в СССР в 1986-1990 гг., введенного Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», продолжительность жизни мужского населения государства увеличилась на 2,5 года и достигла почти 63 лет. Также наметилось улучшение в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз [4, с. 9]. Положительной тенденцией является алкогольная политика, проводимая в Краснодарском крае, где запрещено реализовывать алкогольную продукцию в местах массового скопления людей - на вокзалах, в аэропортах, спортивных и детских, общеобразовательных учреждениях; в ночное время с 23:00 до 11:00 часов, а так же распивать спиртные напитки в общественных местах (Закон Краснодарского края № 1290-КЗ от 25 июля 2007 г. «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции,
пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты, на территории Краснодарского края»). Год спустя подобный закон был принят в Пермском крае: Закон Пермского края № 262-ПК от 02 июля 2008 г. «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Пермского края».
В основу формирования механизма регулирования алкогольной политики должна лечь Европейская хартия по алкоголю, одним из постулатов которой является: «все люди имеют право на семейную, общественную и трудовую жизнь, защищенную от несчастных случаев, насилия и других отрицательных последствий потребления алкоголя» [5, с. 2]. Данная хартия имеет декларативный характер, но, тем не менее, это не отменяет ее правовую и практическую значимость.
Приведенные в статье меры государственного контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции в своем комплексном объединении (включая такую меру превенции правонарушений и преступлений, как социальный контроль, а именно социальная реклама в СМИ, проведение различных акций, флеш-мобов, уделение значительного внимания развитию и воспитанию подрастающего поколения) могут стать хорошим фундаментом для развития алкогольной политики государства с положительной динамикой роста, как экономического, так и демографического.
Библиографический список
1. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Гулка Л.В. Система обязательных платежей на алкогольную продукцию в России, Молдове и Румынии // Государство и право. - 2010. - № 2. - С. 74.
3. Кизилов М. Градус опасности // Смена. - 2009. - № 12. - С. 6-7.
4. Логинов Д. Лучше уж пусть они пьют! История великих протрезвлений // Смена. - 2009. - № 12. - С. 8-9.
5. Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ. - Дания, 2012. - С. 2.
6. Свиридов В.Н. История сухих законов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miroslavie.ru
7. Степанов А.Е. К вопросу о государственной политике в области производства, оборота и потребления алкоголя // Труды Современной гуманитарной академии. - 2011. - № 10. - С. 23-33.
8. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США / Н.Н. Тютюрюков. - М., 2012.
9. Черник Д.Г. Основы налоговой системы: учебник / Д.Г. Черник [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -511 с.
10. Шишов А.В. Витте: финансовый гений послед. Романовых / А.В. Шишков. - М.: Вече, 2004.