ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.014
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, О.В. Вострякова, Е.И. Соколова
В статье представлены основные мероприятия по реализации Дорожной карты Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Представлены этапы реализации - формирующий и деятельностно-результативный -обеспечивающие комплексное сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества.
Ключевые слова: региональное сетевое экспертное сообщество, Дорожная карта, региональный реестр экспертов, виртуальная информационно-методическая площадка.
В условиях современных требований к управлению качеством образования как никогда важна интегрирующая роль региональной системы оценки качества образования в обеспечении эффективного управления качеством образования всей образовательной системы области [2].
Одним из эффективных ресурсов развития региональной системы оценки качества образования является региональное сетевое экспертное сообщество [1], формирование и принципы функционирования которого нашли свое отражение в Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция), утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 г. № 03/3758 «Об утверждении Концепции регионального сетевого экспертного сообщества». Актуальность создания Концепции и самого регионального сетевого экспертного сообщества объясняется непрерывным совершенствованием и развитием региональной (на основе единой, общероссий-
ской) системы оценки качества образования, что акцентирует необходимость формирования и применения инновационных региональных инструментов управления ею [3].
В данной статье предпринята попытка кратко рассмотреть содержание Концепции и мероприятия по её реализации на период до 2021 года.
Организационной формой управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования выступает Дорожная карта, представленная в приложении к Концепции (Дорожная карта) [3].
Реализация Дорожной карты Концепции предполагает два этапа и отражает содержание деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования:
I этап (2019 г.) - формирующий, в ходе которого предусматривается формирование и применение всех механизмов управления, разворачивается собственно деятельность регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;
II этап (2020 - 2021 гг.) - деятельностно-результативный, в рамках которого обеспечивается результативность и эффективность деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, оценивается его влияние на развитие региональной системы оценки качества образования, формулируются перспективы функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.
В ходе каждого этапа обеспечивается преемственность направлений (организационное, информационное и методическое обеспе-
чение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования), а также мероприятий в рамках каждого из направлений. По каждому мероприятию заранее определяются участники, исполнители и соисполнители, сроки, а также ожидаемые результаты [3].
На формирующем этапе сопровождения Дорожной карты по реализации Концепции в части деятельности по организационному и информационному обеспечению функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в первую очередь предполагается создание пакета региональных документов, регламентирующих функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, таких как:
Положение об экспертной площадке профессионально-общественного обсуждения в сфере оценки качества образования;
Порядок формирования Реестра регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.
Для создания эффективных условий по проектированию материалов в рамках образовательной агломерации Челябинской области организована межмуниципальная проектная группа по разработке региональных документов, регламентирующих функционирование регионального сетевого сообщества в сфере оценки качества образования; в ее состав вошли представители 14 муниципальных органов управления образованием.
Эффективным механизмом реализации задач Концепции стало создание виртуальной информационно-методической площадки (ВИМП) на базе официального сайта ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО). В этой части реализации Дорожной карты Концепции формируется региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования как сетевой информационный ресурс и организуется работа экспертной площадки регионального сетевого экспертного сообщества на ВИМП.
Формирующий этап также предполагает деятельность по научно-методическому
обеспечению функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования. Это деятельность по разработке дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования: «Экспертная деятельность в сфере государственной регламентации образовательной деятельности»; «Совершенствование управления общеобразовательной организацией в условиях проведения олимпиад школьников». Сопровождение подготовки научных и научно-прикладных статей и материалов по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, организация сетевого взаимодействия участников регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в рамках сетевого информационного ресурса, а также обеспечение распространения успешных экспертных практик являются практической реализацией мероприятий формирующего этапа Дорожной карты Концепции.
Второй этап Дорожной карты Концепции -деятельностно-результативный предполагает ведение и обновление регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования, обеспечение функционирования экспертной площадки регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования на ВИМП, а также реализацию дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования, разработку программы профессиональной переподготовки для педагогических работников по направлению экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Наглядным результатом реализации деятельности регионального сетевого экспертного сообщества является публикация статей и материалов по вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования в научных и научно-методических изданиях. ГБУ ДПО РЦОКИО, являясь региональным координатором дея-
М.Ю. Школьникова, В.В. Николаева, О.В. Вострякова, Е.И. Соколова
тельности регионального сетевого экспертного сообщества, в рамках результативно-деятельностного этапа реализации Дорожной карты Концепции обеспечивает сопровождение сетевого взаимодействия участников экспертного сообщества в сфере оценки качества образования и распространение успешных экспертных практик.
Таким образом, Концепция регионального сетевого экспертного сообщества является эффективным ресурсом развития региональной системы оценки качества образования, а мероприятия, включенные в Дорожную карту Концепции, обеспечивают комплексное (организационное, информационное и научно-методическое) сопровождение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества. Первое представление результатов деятельности по реализации Дорожной карты Концепции в 2019 году предполагается не только на региональном уровне в рамках проведения Дня образовательной агломерации, но и на всероссийском в ходе проведения IV межрегиональной научно-практической
конференции «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования».
Список литературы
1. Актуальные аспекты формирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования [Текст] / Я.А. Белогубец, Д.С. Ильина, В.В. Николаева, O.A. Черепанова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. -№2 (5). - С. 16-20.
2. Барабас, A.A. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / A.A. Барабас, Е.А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2016.-№1(1).-С. 5-10.
3. Концепция регионального сетевого экспертного сообщества. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 №03/3758 [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/ regconc/koncepciyarses.pdf. (дата обращения
29.04.2019).
Référencés
1. Aktual'nye aspekty formirovaniya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva v sfere otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YA.A. Belogubets, D.S. Il'ina, V.V. Nikolaeva, O.A. CHerepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - №2 (5). - S. 1620.
2. Barabas, A.A. Kontseptsiya sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti kak mekhanizm formirovaniya regional'nogo segmenta obshcherossiyskoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas, E.A. Tyurina // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya.-2016. -№1 (l).-S. 5-10.
3. Kontseptsiya regional'nogo setevogo ekspertnogo soobshchestva. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 24.12.2018 №03/3758 [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/ regconc/koncepciyarses.pdf. (data obrashcheniya 29.04.2019).
Сведения об авторах
Школьникова Марина Юрьевна -
начальник управления оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Николаева Владислава Валериевна -
начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Вострякова Ольга Владимировна -методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.
Соколова Екатерина Игоревна - методист отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Shkolnikova M.Yu. - Head of Administration of Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Nikolaeva V.V. - Head of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk