Научная статья на тему '«День образовательной агломерации» - механизм информационной открытости межмуниципального взаимодействия в региональной системе оценки качества образования'

«День образовательной агломерации» - механизм информационной открытости межмуниципального взаимодействия в региональной системе оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная открытость / синергетика / эффект синергетики / оценка качества образования / межмуниципальное взаимодействие / образовательная агломерация / механизмы взаимодействия / профессионально-общественное обсуждение / информационное общество. / informational openness / synergetics / synergetics effect / education quality assessment / inter-municipal integration / educational agglomeration / integration mechanisms / professional and public discussion / informational society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пекарская Лариса Викторовна, Латыпова Ирина Владимировна

В статье представлен опыт межмуниципального взаимодействия в рамках проведения презентационного проекта «День образовательной агломерации». Описан механизм информационной открытости межмуниципального взаимодействия в региональной системе оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пекарская Лариса Викторовна, Латыпова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Day of Educational Agglomeration» - a mechanism of informational openness of inter-municipal integration in regional education quality assessment system

The article represents practice experience of inter-municipal integration in the framework of holding the presentational project named «The Day of Educational Agglomeration». An informational openness mechanism of inter-municipal integration in regional education quality assessment system is described.

Текст научной работы на тему ««День образовательной агломерации» - механизм информационной открытости межмуниципального взаимодействия в региональной системе оценки качества образования»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

«ДЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ» - МЕХАНИЗМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Пекарская, И.В. Латыпова, Е.В. Бухмастова, А.А. Щева

В статье представлен опыт межмуниципального взаимодействия в рамках проведения презентационного проекта «День образовательной агломерации». Описан механизм информационной открытости межмуниципального взаимодействия в региональной системе оценки качества образования.

Ключевые слова: информационная открытость, синергетика, эффект синергетики, оценка качества образования, межмуниципальное взаимодействие, образовательная агломерация, механизмы взаимодействия, профессионально-общественное обсуждение, информационное общество.

Идея открытости образовательного пространства является сегодня одним из популярных и широко обсуждаемых аспектов развития образования. Актуализация задачи обеспечения открытости в образовании строится на решении проблемы повышения качества образования и достижении его соответствия запросам потребителей в информационном обществе.

Понятие открытости впервые появилось в 60-х годах под влиянием синергетических исследований. Синергетика (от древнегр. Avv -приставка со значением совместности и spyov - деятельность) изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы [2].

В современном представлении синергизм -это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

Подлинная открытость образования достигается за счёт преодоления институциональных и территориальных барьеров. На этапе перехода от совершенствования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) к формированию и реализации региональной политики в сфере оценки качества образования воплощение идеи информационной открытости в оценке качества образования в Челябинской области не ограничивается рамками образовательной агломерации [3]. Построение единого информационного образовательного пространства является стратегическим направлением развития систем оценки качества образования в регионе, в основу которого положен синергетический эффект.

Относительно процессуальной стороны реализация открытости систем оценки качества образования на уровне региона отметим поиск методологических подходов, выбор форм взаимодействия. На наш взгляд, профессионально-общественное обсуждение аспектов концептуализации совершенствования РСОКО во взаимосвязи с практическим опытом сетевого межмуниципального взаимодействия и комплексным сопровождением деятельности образовательной агломерации обеспечивает развитие систем оценки качества образования в Челябинской области [4]. Важным моментом считаем, что принципы межмуниципального взаимодействия - нормативности, добровольности, согласованности, целевого назначения, ресурсной интеграции, результативности, применимости результатов, сочетания государственного и общественного управления, информационной открытости процедур и результатов - позволяют достичь определенных положительных результатов в реализации информационной открытости [4].

Примером эффективной ассоциативной деятельности в сфере оценки качества образо-

вания в Челябинской области, осуществляемой через реализацию совместных проектов, является презентационный проект «День образовательной агломерации». Данный проект впервые реализован 20 сентября 2018 года в Ашинском муниципальном районе в соответствии с регламентом мероприятий «Дорожной карты межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования на 2018 год». Организатором презентационного проекта выступило Министерство образования и науки Челябинской области, координатором - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО).

Целью презентационного проекта явилось публичное представление системе образования Челябинской области результатов деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (МОУО), межмуниципальных проектных групп (МПГ), - участников образовательной агломерации Челябинской области по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования (образовательной агломерации), а также направлений дальнейшего развития образовательной агломерации.

Достижение цели презентационного проекта обеспечивали поставленные задачи:

- представить и обобщить результаты (продукты) межмуниципального взаимодействия в практике совершенствования муниципальных систем оценки качества образования (МСОКО);

- обеспечить профессионально-общественное обсуждение разработанных участниками образовательной агломерации научно-методических и прикладных продуктов межмуниципального взаимодействия;

- презентовать полученные в течение текущего года результаты (продукты) межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО в рамках работы образовательной агломерации;

- обеспечить распространение и внедре-

ние в практику разработанных участниками образовательной агломерации научно-методических и прикладных продуктов межмуниципального взаимодействия;

- поддержать инициативы МОУО, МПГ, Министерства образования и науки Челябинской области как организатора образовательной агломерации и ГБУ ДПО РЦОКИО как координатора ее деятельности по развитию региональной системы оценки качества образования;

- мотивировать включение в состав образовательной агломерации новых участников из числа МОУО;

- активизировать дальнейшее участие участников образовательной агломерации в новых ее мероприятиях;

- обеспечить информационную открытость процесса и результатов межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов РСОКО.

В проекте приняли участие представители педагогической общественности и представители 43 МОУО Челябинской области.

В пленарной части презентационного проекта были раскрыты теоретические аспекты концептуализации совершенствования РСОКО во взаимосвязи с практическим опытом сетевого межмуниципального взаимодействия и комплексным сопровождением деятельности образовательной агломерации, что в свою очередь, обеспечивает развитие систем оценки качества образования в Челябинской области.

Вторая часть презентационного проекта была представлена работой трёх секционных заседаний на которых участникам мероприятия были презентованы научно-методические и прикладные продукты межмуниципального взаимодействия и проведена их профессионально-общественная экспертиза. Тематика работы секций была определена идеей концептуализации и регламентации процесса управления образовательной агломерацией по совершенствованию МСОКО и выработкой единых подходов к структуре, содержанию муниципальных процедур оценки качества образования.

В первой секции «Проектирование и реализация модели образовательной агломера-

ции по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования» рассматривались вопросы актуализации этапа формализации межмуниципального взаимодействия по вопросам развития систем оценки качества образования, инструменты внедрения модели образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования как нового этапа реализации Концепции межмуниципального взаимодействия

Для профессионально-общественного обсуждения участникам секции были представлены организационно-распорядительные документы, формализующие деятельность образовательной агломерации:

- модель образовательной агломерации;

- положение о функционировании образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования;

- положение о презентационном проекте «День образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования».

В профессионально-общественном обсуждении выше представленных материалов приняли участие начальники всех МОУО Челябинской области.

Во второй секции «Разработка типовых (модельных) управленческих решений в рамках совершенствования и развития МСОКО» рассматривались вопросы определения места и роли процедур в МСОКО, подходы к представлению результатов оценки качества образования на официальных сайтах МОУО и образовательных организаций, методика разработки Программы развития по результатам ВСОКО, значение и роль МОУО в этой деятельности.

На секции для профессионально-общественного обсуждения были представлены типовые (модельные) управленческие решения и научно-методические и прикладные продукты межмуниципального взаимодействия:

- положение об автоматизированной информационной системе «Образование Челябинской области» на муниципальном уровне;

- циклограмма функционирования информационной АИС «Образование Челя-

бинской области»;

- положение об информационной системе «Аттестация педагогических работников»;

- циклограмма функционирования информационной АИС «Аттестация педагогических работников»;

- регламент проведения мониторинга «Готовность к новому учебному году»;

- положение о муниципальном конкурсе систем оценки качества образования;

- положение о муниципальном конкурсе образовательных программ;

- экспертные материалы оценки сайтов образовательных организаций и МОУО в контексте результативности систем оценки качества образования;

- модельная программа развития образовательной организации по результатам ВСОКО.

В профессионально-общественном обсуждении приняли участие: заместители руководителей МОУО, руководители муниципальных методических служб, представители проектных и опорных площадок и участники межмуниципальных проектных групп.

В работе третьей секции «Разработка научно-методических и прикладных продуктов, обеспечивающих развитие региональной политики в сфере оценки качества образования» рассматривались вопросы, определяющие стратегическую цель и основные направления развития информационной политики в системе образования Челябинской области.

Для профессионально-общественного обсуждения на секции были представлены следующие методические и прикладные продукты межмуниципального взаимодействия:

- концепция информационной политики в системе образования Челябинской области;

- концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования;

- положение о виртуальной информационно-методической площадке на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО.

В профессионально-общественном обсуждении представленных документов приняли участие заместители руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих

управление в сфере образования, руководители муниципальных методических служб, представители проектных и опорных площадок и участники межмуниципальных проектных групп.

По результатам анализа разработанных и презентованных на секциях научно-методических и прикладных продуктов межмуниципального взаимодействия участники профессионально-общественного обсуждения высказали позитивное мнение о:

- практической значимости, анонсируемых научно-методических материалов, которые соответствуют современным требованиям и представлениям о системах оценки качества образования на муниципальном и институциональном уровнях и актуальны для муниципальных систем оценки качества образования для развития;

- влиянии результатов работы образовательной агломерации не только на муниципальные, институциональные системы оценки качества образования, но и на развитие региональной системы оценки качества образования в целом;

- об изменении подходов к управлению образовательной агломерации на настоящем этапе её функционирования, который строиться на принципе информационной открытости через сетевое межмуниципальное взаимодействие по управлению «портфелем проектов», что в конечном итоге ведёт к изменению статуса образовательной агломерации и перехода её с этапа совершенствования на этап развития всех уровней систем оценки качества образования.

Итоги данного проекта позволили оценить его продуктивность, эффективность и информационную открытость профессионально-общественному сообществу образовательной системы Челябинской области. А указанные ранее принципы межмуниципального взаимодействия отражают демократический подход и информационную открытость образовательного пространства в сфере оценки качества образования на всех его уровнях, позволяя применять инновационные механизмы межмуниципального взаимодействия в РСОКО и создавать эффективное информационное пространство о состоянии и тенденциях развития качества образования в Челябинской

области [1, 4].

Список литературы

1. Концепция межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области Челябинской области от 29.03. 2017 г № 01/970). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/vimp/uspeshnye-praktiki-msoko/dokumenty/ (дата обращения: 25.03.2019).

2. Можейко, М. А. Синергетика. // Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/6876 (дата обращения 28.04.2019 г.).

3. Павлова, Н.А. Практика межмуниципального взаимодействия при разработке модели муниципальной системы оценки качества образования [Текст] / Н.А. Павлова, Л.В. Пекарская // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2017. № 1 (2) - С 95- 101.

4. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) [Текст] : (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016г.№03-02/11974). - Челябинск : РЦОКИО, 2017. - 140 с.

References

1. Kontseptsiya mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya v reshenii zadach effektivnogo upravleniya kachestvom obrazovaniya na osnove rezul'tatov regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti CHelyabinskoy oblasti ot 29.03. 2017 g № 01/970). [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/vimp/uspeshnye-praktiki-msoko/dokumenty/ (data obrashcheniya: 25.03.2019).

2. Mozheyko, M. A. Sinergetika. // Gumanitarnaya entsiklopediya: Kontsepty [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://gtmarket.ru/concepts/6876 (data obrashcheniya 28.04.2019 g.).

3. Pavlova, N.A. Praktika

mezhmunitsipal'nogo vzaimodeystviya pri razrabotke modeli munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / N.A. Pavlova, L.V. Pekarskaya // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017. J№ 1 (2) - S 95- 101.

4. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') [Tekst] : (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016g№03-02/11974). . -Chelyabinsk : RTSOKIO, 2017. - 140 s.

Сведения об авторах Пекарская Лариса Викторовна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Латыпова Ирина Владимировна -начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»,

г. Челябинск

Бухмастова Елена Владимировна -

начальник Управления образованием Ашинского муниципального района, г. Аша

Щева Алевтина Анатольевна - заведующий методическим кабинетом Управления образованием Ашинского муниципального района, г. Аша

Information about authors Pekarskaya L.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Latypova I.V. - Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Buhmastova E.V. - Head of the Administration in Education ofAsha Region

Shcheva A.A. - Director of Methodological Cabinet, Administration in Education of Asha Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.