Психология
УДК 159.922.2
кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна
Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород); аспирант Серебряная Мария Витальевна
Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Цель статьи заключалась в представлении концептуальных условий развития личностного потенциала студентов посредством применения информационных технологий в обучении. Применялись методы категориально-теоретической реконструкции, моделирования и структурного анализа. В результате представлено понятие личностного потенциала как интегрального психологического образования, аккумулирующего и реализующего внутренние личностные ресурсы. Раскрыта структура личностного потенциала, включающая такие составляющие как: интеллектуальная, мотивационно-интенциальная, эмоционально-волевая, установочно-поведенческая, ценностно-смысловая. Обоснована логика активизации данного потенциала посредством внедрения современных информационных технологий как средств развития образовательных коммуникаций. Приведены ведущие принципы построения данных коммуникаций. Развернуто содержание и сущность данных коммуникаций в системе вузовской подготовки. Раскрыты ведущие функции образовательных коммуникаций, активизирующие основные составляющие личностного потенциала студентов. Сделан вывод о необходимости опосредованного внедрения новых информационных технологий в вузовскую подготовку. В качестве такого опосредующего звена выступает система образовательных коммуникаций, подчиненных психолого-педагогическим принципам и направленных на обеспечение роста важнейших личностных образований студентов.
Ключевые слова: личностный потенциал, студенты, информационные технологии, образовательные коммуникации, принципы обучения, структура личностного потенциала, функции образовательных коммуникаций.
Annotation. The aim of the article is to present the conceptual conditions for the development of students' personal potential through the use of information technology in education. Methods of categorial-theoretical reconstruction, modeling and structural analysis were applied. As a result, the authors present the concept of personal potential as an integral psychological phenomenon that accumulates and realizes internal personal resources. They reveal the structure of personal potential, including such components as: intellectual, motivational-intentional, emotional-volitional, attitude-behavioral, value-sense. The article substantiates the logic of activating this potential through the introduction of modern information technologies as a means of developing educational communications. The leading principles of building these communications are given. The authors formulate the content and essence of these communications in the system of university training. They represent the developing functions of educational communications, activating the main components of the personal potential of students. The conclusion is made about the need for indirect introduction of new information technologies in higher education. As such a mediating link, the authors propose a system of educational communications, subject to psychological-pedagogical principles and aimed at ensuring the growth of the most important personality structures of students.
Key words: personal potential, students, information technologies, educational communications, learning principles, structure of personal potential, functions of educational communications.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-28-01029 «Психолого-педагогические модели и механизмы развития личностного потенциала студентов посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий в вузовском обучении» (2022-2023 гг.) на базе НИУ "БелГУ"
Введение. Современный этап развития высшей школы характеризуется всемерной и масштабной цифровизацией образовательного процесса. Массовый переход к практике он-лайн обучения и различным удаленным формам обучения под влиянием пандемии COVID-19 становится неотъемлемым атрибутом организации образовательной деятельности современного вуза [51. Такой переход стал возможен благодаря беспрецедентному развитию новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих обеспечивать эффект присутствия и взаимодействия субъектов образовательного процесса в виртуальной среде, снабжать студентов необходимой информацией и учебными средствами, раздвигать пространственно-временные рамки учебных занятий, выводить их за пределы аудиторной работы в личное и досуговое пространство студентов, превращая тем самым обучение в действительно непрерывный и непрекращающийся процесс [2; 71.
Между тем, уже первые итоги форсированной цифровизации обучения показали, что она не привела к серьезному прогрессу в развитии личности и качественному повышению уровня профессиональной подготовки студентов [1]. Надежды на то, что современные ИКТ смогут повысить учебную мотивацию и работоспособность студентов оказались завышенными. На практике отмечается рост информационной зависимости и тревожности, ослабление социальных навыков и стрессоустойвости, снижение самоконтроля и способности к целеполаганию, критичности и системности мышления [5; 61.
Очевидно, что будучи не более чем средством обучения, современные ИКТ не могут существенно улучшить сложившуюся в последние десятилетия ситуацию в образовательной сфере, в которой стал доминировать потребительско-пользовательский уклад подготовки, не ориентированный на полноценное развитие личности студента как дееспособного субъекта. Для успешного применения ИКТ необходима личностно-развивающая парадигма, необходима социокультурная реконструкция образовательного пространства высшей школы в логике укрепления его фундаментально-гносеологических и традиционных психолого-педагогических основ в условиях интенсивной и глубокой цифровизации [71. При этом на личностном уровне на первый план выходит формирование не столько заданных компетенций или ЗУНов (знаний, умений и навыков), сколько более интегральных, внутренне динамических образований, среди которых особо важное значение имеет развитие личностного потенциала студентов [9].
Изложение основного материала статьи. Категория личностного потенциала (ЛП) выступает одним из перспективных целевых терминов в психологической рефлексии существующей образовательной и воспитательной практики [4; 10]. По данным исследований Д.А. Леонтьева и других авторов данный потенциал характеризует не сами способности, знания или компетенции, а способность использовать свои способности [3]. То есть речь идет о внутренней структуре, обеспечивающей рост возможностей человека как субъекта плодотворной жизнедеятельности.
Основываясь на результатах существующих исследований [3; 4; 101, мы считаем целесообразным рассматривать ЛП студентов как складывающуюся в процессе социализации психологическую структуру, которая аккумулирует и реализует внутренние личностные ресурсы (познавательные, эмоциональные, мотивационные, волевые, нравственные, ценностно-смысловые и др.). Опора на эту структуру дает ощущение уверенности и возможности к продуктивной жизни, вселяет оптимизм, адекватное понимание реальности и своего места в ней, позволяет вести активную жизнь и выстраивать конструктивные отношения с окружающими. Сущностной характеристикой ЛП выступает фундаментальная способность к самоопределению и саморазвитию, готовность проявлять себя в качестве субъекта жизнедеятельности [31.
Для плодотворного развития студентов в условиях цифровизации обучения важно проводить педагогически грамотные и психологические корректные воздействия, стимулирующие основные процессы и внутренние ресурсы, составляющие в совокупности целостную структуру их личностного потенциала. Среди ведущих составляющих такой структуры выделяются следующие: интеллектуальная, мотивационно-интенциальная, эмоционально-волевая, установочно-поведенческая, ценностно-смысловая.
Когнитивная составляющая отражает развитие познавательной сферы и умственных способностей, а также полноценную деятельность высших психических функций (памяти, мышления, воображения), образующих основу интеллектуального потенциала личности. Развитие данной составляющей у студентов определяется владением ими обобщенными способами познавательных действий, способностью организовывать и управлять своей мыслительной деятельностью, приобретением опыта надситуативной познавательной активности.
Мотивационно-интенциальная составляющая отражает потребностный строй личности с точки зрения наличия стремлений в жизни и согласованной, устойчивой системы мотивов (материальных, социальных, духовных), иерархически выстроенных в логике направленности к личностному росту и самореализации. В данной составляющей отражается способность к самомотивированию и целенаправленной деятельности, что составляет побудительно-динамический ресурс в организации сущностных сил студентов в их стремлениях к определенному виду деятельности и саморазвитию.
Эмоционально-волевая составляющая означает способность к саморегуляции, наличие стабильной и развитой эмоциональной сферы, подкрепленной волевыми ресурсами. Данная составляющая характеризует личность со стороны уравновешенности, решительности, настойчивости и выдержки, способности к концентрации и мобилизации, а также готовности преодолевать трудности, равно как и проявлять эмпатию, отзывчивость, спонтанность, терпимость, заботливость и др. Наличие эмоциональной зрелости сочетается с силой воли, реалистичное отношение со смелостью, инициативностью и открытостью, уверенность в себе сочетается с оптимистичностью и другими качествами личности, проявляющей живой интерес к миру и способной совершать внутренние усилия.
Установочно-поведенческая составляющая репрезентирует поступковую сферу в структуре личности в виде определенных установок и стереотипов поведения, ведущих к самореализации и конструктивным отношениям с другими. Данная составляющая включает доминирующие схемы поведения и отношения личности, отражающие ее внутренние настройки по отношению к окружающим, к миру и к себе самой. Преобладание позитивных установок способствует раскрепощению внутренних сил и ресурсов для саморазвития.
Ценностно-смысловая составляющая отражает вершинную, культуро-обусловленную сферу личностных образований, надстраивающуюся над всеми другими компонентами и качествами. Представляя социо-культурную доминанту личностного потенциала, данная составляющая складывается из убеждений, принципов, идеалов, ценностей, верований и смыслов, определяющих духовный строй личности, ее экзистенциально-мировоззренческий склад, который ведет человека по жизни, определяя его жизненный путь и судьбу. Наличие устойчивой системы ценностей и смыслов, отвечающих идеалам культуры и общества, и вносящих вклад в их приращение, указывает на проявление нравственного потенциала личности.
Отмеченные составляющие не существуют изолированно друг от друга, они всегда тесно переплетены и взаимообусловлены, и отражают в единстве различные грани единой внутренней инстанции личностного потенциала.
Настоящая концепция развития ЛП студентов основывается на принципе опосредованного включения различных цифровых устройств, гаджетов, девайсов и всевозможных технологий в образовательный процесс вуза. Внедрение данных устройств не должно быть и не может быть самоцелью модернизации обучения на базе цифровизации [2]. Единственной целью и предназначением последней может выступать развитие и совершенствование педагогической среды и дидактического пространства вузовской жизни студентов [7]. Когда учебный процесс из дискретных эпизодов аудиторных занятий может перешагнуть пространство и время за рамки учебного расписания и тем самым расширить диапазон возможностей включения каждого студента в постоянный и непрерывный процесс подготовки и самоподготовки за счет применения новейших ИКТ в режиме он-лайн обучения.
При этом, общая логика внедрения современных ИКТ в рамках отмеченного принципа укладывается в следующую последовательную цепочку действий:
1) технологически-информационная реорганизация образовательного пространства ^ 2) отбор ИКТ на их соответствие ведущим принципам обучения ^ 3) развитие системы образовательных коммуникаций ^ 3) стимулирование личностного потенциала студентов.
Наиболее педагогически приемлемой и психологически адекватной формой применения современных ИКТ в вузе мы считаем развитие и совершенствование на их базе всевозможных образовательных коммуникаций (ОК) [11; 12]. Данные коммуникации представляют собой образующую информационно-дидактическое пространство систему обучающих трансакций и взаимодействий, включающую необходимые формы и способы транспортировки знаний, объяснительных схем и моделей обучения, дидактического инструментария и содержания обучения, а также всех необходимых сведений для полноценного обучения студентов. Именно для развития ОК должны применяться новейшие ИКТ, и в этом видится их основное предназначение и роль в системе вузовской подготовки [81.
Многие трудности и проблемы процесса информатизации обучения вызваны тем обстоятельством, что внедрение ИКТ происходит напрямую и преимущественно в техническом формате без учета психолого-педагогических требований и условий построения самого процесса обучения [71. И именно поэтому в настоящей концепции образовательная среда в контексте ее информатизации представляется как пространство функционирования всевозможных ОК. Такое положение обуславливается спецификой процесса обучения, имеющим, по сути, коммуникативную природу и направленному на передачу необходимых знаний, компетенций и ценностей в рамках специально организованного коммуникативного процесса, берущего начало в межличностном общении [91.
Таким образом, для развития ЛП студентов новейшие ИКТ должны применяться как средства расширения и интенсификации различных ОК, поскольку рост данного потенциала, по сути, представляется как процесс овладения целостным культурным спектром разнообразных коммуникаций, умениями реализовать себя в сложных реалиях информационно-медийного и сетевого пространства для полноценного существования в основных составляющих сегментах
современного информационного общества (профессиональном, инновационно-креативном, гражданско-правовом, предпринимательском, бытовом, культурно-досуговом и т.д.).
В переносном смысле ОК - это своего рода калька, матрица для внедрения ИКТ в образовательный процесс [121. Для эффективного построения данных коммуникаций как носителей ИКТ применение последних в свою очередь должно подчиняться ряду важнейших традиционных психолого-педагогических принципов организации и осуществления обучения. Прежде всего, выделяются принципы научности применения ИКТ, их культуросообразности (соответствие информационного обеспечения ИКТ культурной среде), принцип связи с жизнью, а также с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых, принцип проблемности обучения с помощью ИКТ, принцип системности, систематичности и последовательности получаемых знаний, принцип наглядности, доступности, принцип приоритета теоретических знаний как обобщенных способов познавательных действий и др. [7; 91. Среди психологических принципов внедрения ИКТ особо выделяются принцип активности и интерактивности, принцип рефлексивности ИКТ (обеспечение разносторонней и постоянной обратной связи в обучении), принцип фасилитации (облегчения работы с учебно-методической информацией), принцип сензитивности (чувствительность ИКТ к учебным запросам студентов), принцип инклюзивности (беспрепятственное включение в обучение студентов с различными образовательными потребностями), принцип синергичности (усиление учебных возможностей студентов за счет подключения к новейшим ИКТ), принцип единства рациональных и эмоциональных начал в обучении и др.
Специфика ОК как особой среды для развития ЛП студентов заключается в том, что данные коммуникации выстраиваются по сути как диалогичные (т.е. обеспечивают диалоговые формы обучения), они направлены на сотрудничество и, вместе с тем, обеспечивают персонификацию обучения (индивидуальную траекторию обучения). Кроме того, ОК отличаются тем, что обладают предметностью (т.е. всегда связаны с конкретным содержанием обучения) и отличаются академичностью (т.е. используют язык, формы и способы обращения, принятые в академическом и образовательном сообществах) [111. В целом, главная задача и предназначение ОК - формирование полноценной учебной деятельности в условиях информатизации и цифровизации образования.
Будучи формой трансформации образовательной среды развития личности в условиях цифровизации, ОК по своим характеристикам и содержанию выступают как разновидность процесса педагогического общения (в первую очередь между преподавателями и студентами) в новой знаково-символической и пространственно-временной реальности, созданной ИКТ. Как и любой процесс общения ОК характеризуются наличием трех первичных функций (коммуникативная, познавательная, интерактивная) [91. Между тем, создавая особую среду обучения и развития студентов, ОК помимо отмеченных общих функций, играют специфические, только им присущие функции, направленные на развитие ЛП студентов в цифровизированном образовательном пространстве. Перечень данных функций в их связи с составляющими ЛП студентов отражен в таблице 1.
Таблица 1
Функции образовательных коммуникаций в сопряжении с основными составляющими личностного потенциала
студентов
№ п/п Функции образовательных коммуникаций Составляющие личностного потенциала
1. интеллектуально-познавательная функция когнитивная составляющая
2. аттрактивно-побудительная функция мотивационно-интенциальная составляющая
3. суггестивно-импритинговая функция эмоционально-волевая составляющая
4. идентификационная функция установочно-поведенческая составляющая
5. морально-нравственная функция ценностно-смысловая составляющая
Интеллектуально-познавательная функция представляет основную миссию и назначение ОК как источников достоверных фундаментальных научных знаний и учебно-методической информации для обеспечения продуктивной учебной деятельности студентов. При этом важно чтобы ОК были настроены на активизацию самостоятельного поиска и получения студентами необходимой информации. Эти коммуникации не должны давать готовых знаний, а стимулировать студентов к самостоятельным решениям учебных проблем. Реализуя данную функцию, ОК представляют информационное поле активизации самостоятельной познавательной активности студентов, и направлены на развитие когнитивной составляющей их ЛП.
Аттрактивно-побудительная функция заключается в формировании устойчивой учебной мотивации и познавательного интереса студентов за счет применения современных ИКТ в системе ОК. Внедрение новых технологий не должно вызывать информационной перегрузки психики студентов и как следствие вести к эмоциональному отторжению учебного процесса. Напротив, применение ИКТ преподавателями должно оживлять и разнообразить структуру и формы обучающих взаимодействий, раскрывать перед студентами новые возможности понимания и усвоения содержания обучения, возбуждать их желание к постоянной работе с учебным материалом, создавать привлекательные учебные конструкты для самореализации в обучении. Данная функция ОК направлена прежде всего на стимулирование мотивационно-интенциальной составляющей ЛП студентов.
Суггестивно-импритинговая функция связана с возможностями новых ИКТ в сфере информационного воздействия на сознание и подсознание студентов. Развертывание вузовскими преподавателями различных ОК на базе ИКТ должно создавать такое образно-семантическое пространство, которое внушало бы студентам уверенность в своих силах и компетенциях справиться с учебными заданиями, настраивало бы их на успех, создавало эмоциональную атмосферу поддержки и взаимопонимания, укрепляло их веру в себя. Кроме того, повышенная наглядность и виртуализация информации посредством ИКТ дает возможность увеличения импритинговых конструктов для восприятия студентами части учебного материала в готовом виде в целях экономии учебного времени и познавательных ресурсов для решения важных учебных проблем. Тем самым, данная функция активизирует эмоционально-волевую составляющую ЛП студентов.
Идентификационная функция заключается в культивировании в системе ОК посредством ИКТ традиционных, выверенных цивилизацией и проверенных историей образцов поведения и мировоззрения для их закрепления в студенческой среде. Процесс форсированной цифровизации нередко приводит к слепому заимствованию новейших ИКТ, созданных в инокультурной традиции, что ведет к усвоению чуждых стереотипов и мировоззренческих установок, не отвечающих культуре родной страны и национальной ментальности. Поэтому для реализации идентификационной функции ОК должны следовать принципу культуросообразности обучения. Кроме того, построение ОК на базе новых ИКТ не должно вести к изоляции и отчуждению в учебной среде, напротив они должны развивать новые формы сотрудничества и
кооперирования студентов в рамках решения общих учебных задач в практике подготовки, стимулировать позитивные социальные установки и ориентации. Реализация данной функции ОК имеет важное значение для укрепления установочно-поведенческой составляющей ЛП студентов.
Морально-нравственная функция тесно связана с предыдущей функцией ОК и представляет собой этическую основу развития ЛП студентов. Сущность данной функции состоит в постоянной циркуляции в системе ОК нравственных идеалов и принципов для их усвоения студентами в процессе обучения. Возможности новейших ИКТ позволяют убедительно и доходчиво воспроизводить картину духовных идеалов и моральных норм жизнедеятельности как ценностных ориентаций для студентов. Значение данной функции ОК заключается в ее направленности на развитие ценностно-смысловой составляющей ЛП студентов.
Таким образом, развитие системы ОК на базе современных ИКТ может служить основой для стимулирования роста личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения.
Выводы. В приведенном концептуально-теоретическом исследовании представлены наиболее существенные аспекты трактовки и структурной репрезентации феномена личностного потенциала студентов. Рассмотрены ключевые условия формирования данного потенциала в условиях цифровизации вузовской подготовки. В качестве ведущего условия выступает развертывание на базе современных ИКТ системы разнообразных образовательных коммуникаций, подчиненных традиционным принципам обучения и реализующих ряд специфических развивающих функций: интеллектуально-познавательная, аттрактивно-побудительная, суггестивно-импритинговая, идентификационная, морально-нравственная функции. В целом, в представленной концепции утверждается принцип опосредованного внедрения информационных технологий как средств развития и совершенствования педагогической среды развития личности студента.
Литература:
1. Иванова, А.Д. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) / А.Д. Иванова, О.В. Муругова // Открытое образование. - 2020. - Т. 24. - № 2. - С. 4-16.
2. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. -Москва: Директ-Медиа, 2013. - 231 с.
3. Личностный потенциал: структура и диагностика / [А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, и др.1; под ред. Д.А. Леонтьева. - Москва: Смысл, 2011. - 679 с.
4. Марков, В.Н. Потенциал личности / В.Н. Марков, Ю.В. Синягин // Мир психологии. - 2000. - № 1. - С. 31-40.
5. Минина, В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты / В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - T. 13. - № 1. - С. 84-101.
6. Радина, Н.К. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований / Н.К. Радина, Ю.В. Балакина // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 178-194.
7. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
8. Розина, И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика / И.Н. Розина. -Москва: Логос, 2005. - 456 с.
9. Шутенко, А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе / А.И. Шутенко // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 80-86.
10. Юдин, Б.Г. Интеллектуальный потенциал личности / Б.Г. Юдин // Человеческий потенциал как критический ресурс России / Отв. ред. Б.Г. Юдин. - Москва: Институт философии РАН, 2007. - С. 126-136.
11. Handbook of research for educational communications and technology (Vol. 2) / Eds. D. Jonassen & M. Driscoll. -Routledge, 2004. - 1232 p.
12. Teaching Communication: Theory, Research, and Methods (2nd ed.) / Eds. A.L. Vangelisti, J.A. Daly & G.W. Friedrich. -Routledge. 1999. - 584 p.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье проанализирована история становления и развития основных научных подходов к исследованию интеллекта в специальной психологии. Авторы приводят подробное описание трех основных методологических принципов решения проблемы диагностики интеллектуального развития. Рассмотрен психометрический принцип - общепринятый в западной психологии. Описан принцип качественного анализа психических процессов и их нарушений - характерный для классических клинических исследований. Представлен принцип, объединяющий первый и второй подходы. Авторами описывается специфика применения всех трех принципов в психодиагностической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В заключении статьи приводится анализ современного состояния проблемы исследования интеллекта в специальной психологии.
Ключевые слова: интеллект, диагностика, специальная психология, психометрический подход, качественный анализ, диагностический обучающий эксперимент.
Annotation. The article analyzes the history of the formation and development of the main scientific approaches to the study of intelligence in special psychology. The authors provide a detailed description of the three main methodological principles for solving the problem of diagnosing intellectual development. The psychometric principle, which is generally accepted in Western psychology, is considered. The principle of qualitative analysis of mental processes and their disorders, characteristic of classical clinical studies, is described. The principle combining the first and second approaches is presented. The authors describe the specifics of the application of all three principles in psychodiagnostic work with children with disabilities. The article concludes with an analysis of the current state of the problem of intelligence research in special psychology.