Научная статья на тему 'Функциональная модель применения современных информационных технологий в целях самореализации студентов в вузовском обучении'

Функциональная модель применения современных информационных технологий в целях самореализации студентов в вузовском обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS'' SELF-REALIZATION / АКТУАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / ACTUAL AND POTENTIAL FUNCTIONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутенко А. И.

В статье обосновывается необходимость внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза в качестве стимуляторов процесса самореализации студентов. В представленной модели описывается личностно развивающий ресурс информационных технологий в высшей школе, который раскрывается в рамках двух контуров функций актуальном и потенциальном. Актуальный контур образуют такие функции как: дескриптивная, репрезентативная, экспонирующая, навигационноориентационная, поисковоэвристическая, импритинговая, адаптивная, коммуникативно-интерактивная, координационная, структурирующе-организационная, контрольно-оценочная, логистическая, диверсификационная, катализируюшая, фасилитационная, инновационная. Контур потенциальных функций информационных технологий составляют такие функции как: рефлексивная, конструктивно-моделирующая, функция персонализации, актуализирующая, транслимитивная, темпоральная, инклюзивная, мотивирующая, экстериоризирующая, амплификативная. Вместе оба данных контура функций образуют общее информационное пространство возможностей для самореализации студентов в режиме субъектсубъектного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional model of the application of modern information technologies for the purposes of self-realization of students in University education

The article defines need of use of modern information technologies in educational process of the higher school as stimulators for students' self-realization. The presented model describes the personaldeveloping resource of information technologies in higher education which reveals within two contours of functions actual and potential. The actual contour is formed by such functions of information technologies as: descriptive, representative, exhibiting, navigation orientation, search-heuristic, imprinting, adaptive, communicative-interactive, coordination, structural-organizational, control-estimated, logistic, diversification, catalyzing, facilitating, innovative. The contour of potential functions is made by such functions of information technologies as: reflexive, constructive-modeling, personalisation function, actualizing, limitlessness, temporal, inclusive, motivating, self-manifestation, amplification. Together both contours of functions form the holistic information environment of opportunities for students' self-realization in the format the "person-to-person" educational interaction.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель применения современных информационных технологий в целях самореализации студентов в вузовском обучении»

Междисциплинарные науки

УДК 378.14

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗОВСКОМ

ОБУЧЕНИИ*

А. И. Шутенко, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Белгород, Россия), e-mail: [email protected]

Резюме. В статье обосновывается необходимость внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза в качестве стимуляторов процесса самореализации студентов. В представленной модели описывается личностно развивающий ресурс информационных технологий в высшей школе, который раскрывается в рамках двух контуров функций - актуальном и потенциальном. Актуальный контур образуют такие функции как: дескриптивная, репрезентативная, экспонирующая, навигационно- ориентационная, поисково- эвристическая, импритинговая, адаптивная, коммуникативно-интерактивная, координационная, структурирующе-организационная, контрольно-оценочная, логистическая,

диверсификационная, катализируюшая, фасилитационная, инновационная. Контур потенциальных функций информационных технологий составляют такие функции как: рефлексивная, конструктивно-моделирующая, функция персонализации, актуализирующая, транслимитивная, темпоральная, инклюзивная, мотивирующая, экстериоризирующая, амплификативная. Вместе оба данных контура функций образуют общее информационное пространство возможностей для самореализации студентов в режиме субъект- субъектного образовательного процесса.

Ключевые слова: высшая школа, информационные технологии, самореализация студентов, актуальные и потенциальные функции информационных технологий в образовании.

Введение. Развитие современных информационно-коммуникационнных технологий (ИКТ) выступает одной из движущих сил современного высшего образования. Многие педагоги и деятели высшей школы понимают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения [3].

Возможности и риски применения информационных технологий в высшей школе. Образовательные возможности современных ИКТ, как и любого обучающего

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-06-08802 на 20152016 годы

Рецензенты: Виктор Владимирович Бахарев, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Белгород, Россия). Вячеслав Алексеевич Ситаров, заслуженный работник высшей школы, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет.

средства, в полной мере раскрываются и реализуются в том случае, если они служат органичным инструментом развития личностных структур и возможностей обучаемых [7]. Сами по себе эти технологии не являются панацеей от всех бед в сфере образования, а их внедрение в высшую школу сопровождается своими трудностями. Как отмечают специалисты, с их применением возможны разного рода риски. Большая часть этих рисков связана с механическим перенесением новейших ИКТ в образовательную практику без соответствующей адаптации этих технологий, с одной стороны, а также философско-методической корректировки самого образовательного процесса, с другой стороны [5]. Речь идет о том, что если информатизация образования будет осуществляться в логике прежней доминирующей парадигмы объяснительно-иллюстративного обучения, то все издержки последней будут доведены до абсурда, а образование превратиться в простую загрузку сознания без развития личностных структур и творческой мыслительной деятельности. Кроме того, существует опасность девальвации деятельности преподавателя, чья роль может быть сведена до банального обслуживания данных технологий [6].

Ученые предупреждают, что если применить всю мощь новейших информационных технологий, например, в деле всемерной индивидуализации обучения в русле прежней обучающей модели в ущерб развитию коллективных форм и диалогических методов взаимодействия, то это разрушит саму ткань обучающего процесса, который по сути своей представляет процесс живого общения. Кроме дидактических проблем свертывание социальных контактов чревато формированием индивидуализма [4]. Поэтому вывод, который следует сделать в этой связи, состоит в том, что простое механическое встраивание ИКТ в привычный учебный процесс не может привести к революции в образовании. Необходимо изменять концепцию образовательного процесса, в который эти технологии вписывались бы органичное средство обучения. Преимущества и возможности, создаваемые с помощью данных технологий, должны быть направлены на формирование целостного мышления и мировоззрения студентов.

Как свидетельствует опыт и данные исследований, информатизация образования бросает вызов укоренившимся педагогическим теориям и практикам [1]. И прежде всего, речь идет об утрате преподавательским сообществом безусловной монополии на информацию и знания, утрате контроля над ресурсами и потоками обучающей информации. Отсюда возникает насущная необходимость изменения образовательной парадигмы. Вместо прежней однонаправленной субъект- объектной модели подготовки необходима другая модель открытой взаимно-направленной субъект- субъектной подготовки, в которой и студент и преподаватель выступали бы как активные, творческие соучастники процесса профессионального образования [5].

Самореализация студентов как ценность и задача применения информационных технологий. Одна из главных проблем традиционного образования

заключается в том, чтобы создать в дискретные, ограниченные по времени промежутки занятий непрерывный дидактический процесс, захватывающий целиком личность студента, который смог бы найти для себя лучший способ профессиональной и жизненной самореализации. Многие инновации и реформы пытались раздвинуть дидактическое пространство и время, вывести процесс обучения за узкие рамки учебных занятий в сферу самостоятельной работы студентов с тем, чтобы организовать и управлять их учебной деятельностью за пределами вузовского расписания. Однако, как правило, эти попытки приводили к весьма незначительным результатам.

Сегодня открывается реальная возможность решения этой проблемы в связи с развитием нового поколения информационно-коммуникативных технологий онлайн обучения, основанных на использовании сетевых ресурсов Интернета (D.M. Willows, H.A. Houghton, И.Г. Захарова, В.А. Канаво, И.В. Роберт, Е.В. Якушина и др.). На базе этих технологий возникают различные практики медиаобразования, которые служат почвой развития медиапедагогики и медиадидактики (О.А.Баранов, И.В.Вайсфельд, Н.В. Клемешова, Ю.Н.Егорова, А.В. Осин, О.Ф. Нечай, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В.Федоров, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, Н.Ф. Хилько, К. Бэзэлгэт, К. Ворсноп, Л. Мастерман, К. Тайнер, Э. Харт и др.). Главное преимущество этих технологий состоит в том, что они позволяют дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивая обучаемого необходимым учебным инструментарием, информацией и коммуникациями, стимулируя его высокую личностную включенность и деятельность самообучения.

Во многих западных вузах сегодня студенты массово выбирают обучение онлайн. Отмечая этот факт, Бэйтс (2011) определил четыре ключевых момента в высшем образовании Соединенных Штатов: рост онлайн обучения, ускорение этого роста, увеличение дистанционного обучении и его коммерциализация, а также проблему обеспечения качества результатов дистанционного обучения в системе высшего образования. Так, набор на дистанционные курсы в США увеличился на 21% с 2009-го по 2010-й год по сравнению с 2%-м увеличением общего набора студентов в университеты. Более 80% американских студентов ориентируются на выбор онлайн курсов в 2014 году, по сравнению с 44% в 2009 году [7].

В числе ведущих задач применения информационных технологий в процесс вузовского обучения должны выступать задачи обеспечения условий для полноценной самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. [2]. Данная цель вытекает из самой конструкции и предназначения высшей школы как института социализации и развития личности, формирования грамотных профессионалов и дееспособных членов общества.

Моделирование функционального назначения ИКТ в процессе самореализации студентов. Несмотря на то, что в современной литературе и исследованиях доминирует убеждение в больших преимуществах и возможностях новейших информационных технологий в образовании, вопрос о том, в чем состоят эти преимущества с точки зрения реального обеспечения развития личности в образовательном процессе остается открытым. Техническая сторона применения ИКТ в обучении действительно достаточно хорошо описана и разработана, в отличие от

дидактической и психолого-педагогической. К настоящему времени еще нет четко артикулированных представлений о предназначении и роли ИКТ в деле формирования устойчивых полноценных знаний и компетенций студентов, продуктивных способов познавательных и творческих действий.

На основе обобщения существующих практик и подходов психолого-педагогической рефлексии опыта внедрения современных ИКТ в образовательных процесс мы предприняли попытку каталогизации и последующей классификации их функций с точки зрения влияния на важнейшие структуры познавательно- учебной деятельности. Данная классификация представлена в виде двухконтурной модели, которая в схематическом виде отражена на рисунке 1.

Как показано на рисунке 1., совокупность возможностей современных ИКТ в развитии студентов может быть представлена в рамках двух групп контуров функций -актуальном и потенциальном.

_______Контур актуальных функций________

/

инновационная

фасилитационная

катализирующая

диверсифика-ционная

логистическая

дескриптивная репрезентативно-иллюстративная

_. Контур потенциальных функций

амплификативная

экспонирующая

\

экстериоризи-рующая

мотивирующая

инклюзивная

темпоральная

рефлексивная

конструктивно-моделирующая

персонализирующая

актуализирующая

навигационно-ориентационная

поисково-эвристическая

импритинговая

транслимитная

адаптивная

контрольно-оценочная

структурирующе-организационная

координационная

коммуникативно -интерактивная

Рис. 1. Функциональная модель репрезентации возможностей информационных технологий в деле самореализации студентов в вузовском обучении

Рассмотрим кратко каждый из контуров, составляющих данную модель.

Первый контур составляет совокупность актуальных функций современных ИКТ в образовании. Данная группа функций ИКТ носит очевидный, явный характер, который как бы лежит на поверхности и связан непосредственно с влиянием данных технологий на повышение эффективности обучающего процесса. Эти функции могут быть напрямую задействованы и применены в образовательном процессе в целях повышения качества подготовки и самореализации студентов. В состав актуального контура входят следующие функции ИКТ.

Дескриптивная функция современных ИКТ заключается в возможности более полного, емкого, разнообразного, полимодального описания учебного материала и содержания обучения для его усвоения студентами в процессе подготовки. Применение ИКТ в обучении позволяет прибегать к различным формам дескрипции материала, не только вербальным, но и во многом к визуальным, динамически развернутым.

Репрезентативно-иллюстративная функция непосредственно связана с предыдущей функцией и означает способ представления содержания обучения в виде разнообразных иллюстративно-репродуктивных моделей, которые могут быть созданы на базе современных ИКТ, значительно обогащая и расширяя возможности восприятия и усвоения студентами необходимого материала, сокращая при этом временные и человеческие затраты в обучении.

Экспонирующая функция современных ИКТ тесно сопряжена с дескриптивной и репрезентативной, и отражает непосредственно возможности целостного, аутенитичного предъявления учебного материала в режиме выставочно-экспозиционного изучения, возможность которого обеспечивается применением виртуальной реальности, форматов и других новейших информационных технологий.

Навигационно-ориентационная функция ИКТ заключается в осуществлении полномерной ориентационной деятельности по нахождению студентами оптимального маршрута обращения и траектории продвижения в информационных потоках и сетях Интернет для получения необходимых сведений и информации в учебно-познавательных целях.

Поисково-эвристическая функция вытекает и связывается с навигационной, означая возможность быстрого и всестороннего поиска необходимой информации, а также открытие при помощи ИКТ новых связей и отношений в информационном пространстве, переход от неизвестного к известному.

Импритинговая функция современных ИКТ означает наличие возможности целостного и яркого информационного воздействия по формированию четких, устойчивых образов и образцов без предварительной подготовки студентов, когда нужная информация запечатлеется в готовом виде с минимальными усилиями со стороны обучаемых.

Адаптивная функция отражает повышенную гибкость и аккомодационные возможности современных ИКТ по приспособлению и прилаживанию своих процедур, опций, интерфейсных платформ и пр. к различным запросам и образовательным потребностями обучаемых.

Коммуникативно-интерактивная функция - одна из главных функций современных ИКТ, которая заключается в осуществлении широкого и разветвленного спектра контактов и взаимодействий обучаемых и обучающих субъектов в информационно-образовательной среде в рамках различных форматов и связей, а также обеспечении различных уровней и режимов межличностных коммуникаций в образовательно-профессиональных целях.

Координационная функция означает возможность управления и согласования различных информационных потоков и сведений в логике образовательного обращения при помощи современных ИКТ, а также согласование собственных действий в информационной среде с действиями других субъектов в рамках решения учебно-образовательных задач.

Структурирующе-организационная функция ИКТ сопряжена с предыдущей и подразумевает возможность структурирования и организации разнообразной, разрозненной и несвязной информации из различных источников и ресурсов в доступный образовательный конструкт для его освоения и использования в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Контрольно-оценочная функция современных ИКТ состоит в обеспечении расширенного по параметрам и непрерывного по времени процессе контроля и мониторинга выполнения учебно-познавательных и других действий обучаемыми, а также возможности их самоконтроля и отслеживания правильности выполнения учебно-образовательных задач.

Логистическая функция представляет собственно обеспечение обучаемых необходимой информацией по ходу образовательного процесса при помощи современных ИКТ, включающую налаживание каналов передачи, доставку, транспортировку, накопление, распределение, сортировку и предъявление нужных сведений и всего информационно-обучающего массива данных в рамках образовательно-профессиональных задач.

Диверсификационная функция означает придание необходимого разнообразия путей, режимов, методов, форматов и механизмов получения образовательных услуг студентами при помощи соврменных ИКТ в вузовской подготовке.

Катализируюшая функция отражает общую способность современных ИКТ в образовании, состоящую в усилении и углублении обучающе-информационного воздействия на студентов, а также убыстрении всех циклов и процедур работы с информацией.

Фасилитационная функция современных ИКТ (от англ. facilitate - помогать, облегчать, способствовать) складывается как производная от всех выше описанных функций и заключается в значительном облегчении и разгрузке как преподавательской, так и учебной деятельности студентов при помощи данного рода технологий.

Инновационная функция современных ИКТ выражается в обогащении и обновлении образовательного процесса посредством внедрения новых методов и способов обеспечения учебно-профессиональной подготовки, в приобщении студентов к научно-инновационной деятельности, а также обновлении всей конфигурации и пространства информационного взаимодействия в высшей школе.

Второй контур представленной модели составляет группа потенциальных функций ИКТ в высшем образовании (см. рис. 1). Данные функции носят скрытый неочевидный характер и требуют большего участия субъектов образовательной деятельности для их реализации в плане повышения качества подготовки и возможностей самореализации в вузовском обучении. Состав потенциального контура образуют следующие функции ИКТ.

Рефлексивная функция основывается на предоставлении обучаемым посредством современных ИКТ широкого спектра всевозможной обратной связи о ходе, качестве и результативности их продвижения в процессе освоения курса обучения, профессиональной и научной деятельности.

Конструктивно-моделирующая функция современных ИКТ в образовании выражается в расширении возможностей строить на их базе различные информационные модели, проекты и другие информационные конструкты,

способствующие более качественной подаче содержания обучения, эффективному выполнению студентами различного рода учебных заданий и научной работы в вузе

Функция персонализации отражает возможность осуществления личностно подхода в обучении на базе современных ИКТ, учитывающего индивидуальные особенности студентов, их способности, предпочтения и ожидания, кроме того посредством применения ИКТ в образовании открывается реальная перспектива построения индивидуальной траектории подготовки студента, обеспечения подходящего режима, формата и методики подготовки.

Актуализирующая функция непосредственно сопрягается с предыдущей функцией и означает возможность повышения при помощи ИКТ значимых с точки зрения подготовки и самореализации студентов сторон и аспектов их обучения и жизнедеятельности в вузе, возможность их социального самоутверждения, раскрытия индивидуальных качеств и способностей в процессе вузовской подготовки.

Транслимитивная функция современных ИКТ в образовании выражает их уникальную способность преодолевать пространственные ограничения для осуществления образовательного процесса. На базе ИКТ открывается реальная возможность раздвинуть образовательной пространство и вывести обучающий процесс за дискретные рамки аудиторных занятий. Кроме того, посредством ИКТ возникает возможность трансграничного общения преподавателей студентов разных стран и континентов, что обеспечивает открытый режим подготовки в условиях глобализации.

Темпоральная функция применения ИКТ заключается в изменении временных рамок образовательного процесса за счет обучающе-коммуникационных возможностей новых технологий дистанционного образования, эти технологии высвобождают временной ресурс для проведения более углубленной и непрерывной подготовки студентов.

Инклюзивная функция означает возможность использования современных ИКТ для обеспечения широкого включения обучаемых с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями, в общее пространство профессиональной вузовской подготовки.

Мотивирующая функция означает усиление учебной мотивации студентов за счет грамотного применения современных ИКТ в образовании, раскрытия их актуальных и потенциальных возможностей, представленных выше. Использование ИКТ в обучении повышает желание и энтузиазм студентов, которые получают для себя новые перспективы и шансы самореализации.

Экстериоризирующая функция современных ИКТ в образовании заключается в активизации внутренних ресурсов и сущностных сил обучаемых, в возможности их разностороннего проявления себя в обучении за счет технологий самостоятельного конструирования и проектирования элементов своей деятельности в ходе вузовской подготовки.

Амплификативная функция применения ИКТ в высшей школе (от англ. amplification - увеличение) заключается в общем усилении обучающего эффекта вузовского образования за счет расширении диапазона возможностей успешного освоения курса обучения и самореализации студентов.

Выводы. В целом представленная функциональная модель применения информационных технологий в высшей школе выстраивается в целях обеспечения возможностей самореализации студентов посредством развертывания актуальных и потенциальных функций данных технологий. Очевидно, что внедрение новейших технологий в образование еще не гарантирует достижение этих функций автоматически, и требует значительных усилий и грамотности со стороны самих участников образовательного процесса, которые сознательно реализуют партнерскую субъект-субъектную модель подготовки. В этом случае применение современных технологий может привести к прогрессу в подготовке, а описанные функции могут выступать в качестве гуманитарных критериев эффективности использования новейших технологий в высшей школе.

Литература:

1. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.

2. Латышев В. А. Технологии обучения: формирование и развитие: Учебное пособие / В.А. Латышев - М.: Изд-во МАИ, 1995. - 44 с.

3. Меламуд В. Э. Информатизация образования как условие его модернизации / В.Э Меламуд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 464 с.

4. Образцов, П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П.И. Образцов. - Орел: ОрелГТУ, 2000. -145 с.

5. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2007. - 234 с.

6. Федоров А. В. Медиаобразование в современной России: основные модели / А.В. Федоров, И.В. Челышева // Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С. 34-39.

7. Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе / А.И. Шутенко // Высшее образование в России. - 2011. - №.7. - С.80-86.

8. Daniel S.J. ICTs in Global Learning/ S. J. Daniel /Teaching/Training: Policy Brief. M.: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2012. URL:

http://iite.unesco.org/publications/3214713/ (дата обращения: 20.06.2013).

— • —

Shutenko A. I. Funkcional'naja model' primenenija sovremennyh informacionnyh tehnologij v celjah samorealizacii studentov v vuzovskom rbuchenii / A. I. Shutenko // Nauka. Mysl'. - № 8. - 2015.

© А. И. Шутенко, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The article defines need of use of modern information technologies in educational process of the higher school as stimulators for students' self-realization. The presented model describes the personal- developing resource of information technologies in higher education which reveals within two contours of functions - actual and potential. The actual contour is formed by such functions of information technologies as: descriptive, representative, exhibiting, navigation orientation, search-heuristic, imprinting, adaptive, communicative-interactive, coordination, structural-organizational, control-estimated, logistic, diversification, catalyzing, facilitating, innovative. The contour of potential functions is made by such functions of information technologies as: reflexive, constructive-modeling, personalisation function, actualizing, limitlessness, temporal, inclusive, motivating, self-manifestation, amplification. Together both contours of functions form the holistic information environment of opportunities for students' self-realization in the format the "person-to-person" educational interaction.

Keywords: the higher school, information technologies, students' self-realization, actual

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and potential functions of information technologies in education.

— • —

Сведения об авторе:

Андрей Иванович Шутенко - старший научный сотрудник НИИ Синергетики, кандидат педагогических наук, Белгородский государственный технологический

университет им. В. Г. Шухова, (Белгород, Россия), член-корр. МАНПО (г. Москва).

— • —

Подписано в печать 16.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.