УДК 371.32
С. Б. Куликов
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье отстаивается тезис о том, что модернизация преподавания основ философии имеет характер одного из приоритетных направлений развития российского образования в контексте Болонского процесса. Предлагаемая концепция раскрывает возможность представления курса, посвященного вопросам основ философии, в качестве связующего звена, которое позволяет без существенной потери качества привести в соответствие, с одной стороны, вероятное включение (частичное или полное) в систему высшего образования средних специальных учебных заведений, а с другой - уровень подготовки, характеризующий высшую школу.
Ключевые слова: профессиональное образование, Болонский процесс, философия, модернизация.
Целью статьи является обоснование особой концепции преподавания основ философии в среднем специальном учебном заведении. Необходимость выдвижения такой концепции заключается в том, что на современном этапе развития образовательных систем актуализируется общий вопрос о концептуальных основаниях модернизации среднего специального образования. Актуальность этого вопроса раскрывается в нескольких аспектах, тесно связанных с вхождением России в Болонское соглашение и планами Министерства образования и науки РФ включить некоторые средние специальные учебные заведения в систему высшего образования в рамках «прикладного бакалавриата», а остальные превратить в «автономные учреждения» [1; 2].
В связи с этим следует, прежде всего, отметить, что обязательства, принятые представителями России в ходе подписания Болонского соглашения в 2003 г., предполагают существенные изменения национальной образовательной системы к 2010 г. Так, становится необходимым:
1) ввести единое приложение к диплому;
2) создать двухуровневое высшее образование;
3) разработать систему кредитов;
4) внедрить балльно-рейтинговую систему;
5) обеспечить мобильность студентов;
6) сформировать условия для преемственности учебных планов и программ [3].
Реализация этих планов уже на первых этапах сталкивается со значительными трудностями, причем не только в России, но и в странах Европы. Данные трудности могут помешать достижению целей, поставленных перед собой участниками Болонского соглашения, или как минимум отсрочить достижение таких целей. В частности, как отмечают некоторые отечественные специалисты, разработка соглашения была инициирована на совещании министров образования стран Европы в Сорбонне (май 1998 г.). Результаты реализации этих инициатив положены в основу Декларации о европейском регионе высшего образования, принятой
на конференции ректоров европейских университетов в Болонье (июнь 1999 г) [4, с. 193]. В дальнейшем созываются многочисленные совещания и конференции, включающие деятельность на различных уровнях: министров образования, международных государственных организаций, представителей академической общественности (в особенности Европейской ассоциации университетов).
В то же время даже столь тесное международное сотрудничество не гарантирует точного соблюдения пунктов соглашения отдельными странами. Это подтверждает, в частности, то, что в 2001 г. организуется дополнительное обсуждение сроков реализации. На проходившем в Праге (июнь 2001 г.) саммите подтверждено, что реформу образовательных систем следует завершить к 2010 г. [4, ^ 195].
Не менее существенным моментом, раскрывающим актуальность вопроса о концептуальных основаниях модернизации среднего специального образования, выступает то, что в рамках включения России в Болонский процесс особое значение приобретает не только видоизменение высшего профессионального образования (например, введение системы бакалавриат-магистратура, ориентирующейся на рекомендации хельсинкского семинара (февраль 2001 г.)). Возникает проблема в свете самого факта наличия в России системы средних специальных учебных заведений, не вполне вписывающихся в рамки Болонского соглашения. Средние специальные учебные заведения оказываются избыточным элементом в системе отношений между средней школой и вузом, оставаясь, тем не менее, ценным источником профессиональных кадров. Причем проблема становится еще более очевидной в контексте принятия положения о преемственности программ, которые традиционно разводятся по уровням в отечественной системе подготовки специалистов в рамках существующих форм среднего специального и высшего образования.
Мы полагаем, что данная проблемная ситуация имеет особый вариант своего разрешения в границах модернизации стандартов преподавания фило-
софии в средних специальных учебных заведениях. В связи с этим нами было проведено исследование в области вопросов преподавания курса «Основы философии» в учебных заведениях данного рода. Исследование проводилось в целях обнаружения подходов к сближению образовательных стандартов, свойственных средним специальным учебным заведениям, а также стандартов высшей школы.
Согласно основным положениям Государственного стандарта высшего профессионального образования, в рамки вузовского курса философии входит раскрытие как минимум следующих вопросов:
1. Предмет философии.
2. Место и роль философии в культуре.
3. Становление философии.
4. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
5. Структура философского знания.
6. Учение о бытии, монистические и плюрасти-ческие концепции бытия, самоорганизация бытия.
7. Понятия материального и идеального, пространство и время, движение и развитие, диалектика, детерминизм и индетерминизм, динамические и статические закономерности.
8. Научные, философские и религиозные картины мира.
9. Человек, общество, культура.
10. Человек и природа [5].
Опора на положения Государственного стандарта позволила разработать авторскую концепцию преподавания, практической реализацией которой выступило создание учебного пособия «Основы философии», предназначенного для студентов средних специальных учебных заведений [6].
В этом контексте подразумевается, что цель курса «Основы философии» - формирование содержательного представления дисциплины на путях:
1) наполнения понятия «философия» личностным смыслом;
2) развития интереса к фундаментальным исследованиям;
3) выработки стремления к всестороннему охвату фактов истории, общественной и частной жизни.
В отношении основных задач курс представляет собой введение в философскую проблематику, способствуя углублению понимания сложности, многомерности, системной целостности мироустройства. Основные задачи курса:
1) формирование навыка непредвзятого подхода к основным течениям и направлениям философии;
2) развитие рационального (логического) мышления, умения последовательно и непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.
Специфика содержания курса «Основы философии» связана с некоторыми особенностями его
структуры. В эту структуру входят разделы, посвященные следующим вопросам:
1. Введение в основы философии.
2. Специфика древней, средневековой и ренессансной философии.
3. Философия Нового и Новейшего времени.
4. Проблемы современной философии.
Обеспечение ясности и отчетливости понимания критериев оценки качества усвоенного материала достигается за счет выдвижения особых требований к уровню освоения содержания курса:
1. Иметь представление о месте философии в пространстве культуры, отличать ее от:
а) мифологии как совокупности мифов отдельных народов;
б) искусства как творческого отображения действительности в художественных образах;
в) науки как объективно-достоверного и систематического знания о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка.
2. Знать:
а) исторические условия становления философского знания;
б) этапы развития философии.
3. Уметь:
а) последовательно и непротиворечиво изложить результаты философских исследований бытия, познания, человека, общества;
б) аргументировать свою позицию на базе логики, научных фактов, норм практической жизни.
При этом раскрывается образ философии, в рамках которого отдельные версии данного знания не противопоставляются как относительно самостоятельные виды науки, искусства или мировоззрения. Философия понимается в качестве интегративной дисциплины, включающей:
1) элементы научной аргументации;
2) представления о ценности личностной позиции, характерные для искусства;
3) теоретические формы мировоззрения.
Выполнение требования обеспечить преемственность программ подготовки, равно как и возможность решения задачи по созданию условий для непрерывного образования, позволяет включить в состав целевых установок курса «Основы философии» некоторые концептуальные разработки в сфере подготовки специалистов для современной науки [7]. Таким образом, становится возможным ориентировать работу системы средних специальных учебных заведений не только на профессиональное вузовское, но и на профессиональное послевузовское образование.
Согласно этому процесс преподавания основ философии в среднем специальном учебном заведении ориентируется на такие моменты:
1. Взаимосвязь между спектром педагогических, психологических, социологических теорий и их практическим приложением на базе философии.
2. Интерпретация соотношения традиций и инноваций в современном образовании в философских категориях субъект-объектной оппозиции, накладывающейся на модели субъект-субъектного (диалогового) варианта построения образовательного процесса на современном этапе его развития.
3. Пересечение поля образовательных проблем с критицизмом научного сознания, которое обеспечивается концептуальным различием между сущностью и существованием мышления, отражающим собственную напряженность, противо-
поставленность, оппозиционность всех элементов [7, С. 95].
Таким образом, модернизация преподавания основ философии приобретает характер одного из приоритетных направлений развития российского образования в контексте Болонского процесса. Предлагаемая концепция раскрывает возможность представления курса, посвященного вопросам основ философии, в качестве связующего звена, которое позволяет без существенной потери качества привести в соответствие, с одной стороны, вероятное включение (частичное или полное) в систему высшего образования средних специальных учебных заведений, а с другой - уровень подготовки, характеризующий высшую школу.
Список литературы
Прикладной бакалавриат появится в техникумах РФ в 2009 году. URL: http://www.gazeta.ru/education/2009/01/14_n_2924374.shtml Вместо техникумов и ПТУ - автономные учреждения. URL: http://yz.firo.ru/publ_2009_01/
Болонский процесс: основополагающие материалы / Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 2007. 87 с. Тимошенко А. Г., Логутова Н. Б. Болонский процесс. Основные задачи и действия по их реализации // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2005. № 289 (декабрь): Серия «История. Краеведение. Этнология. Археология». С. 193-198. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://www.restech.ru/DP/Pager/cathedra/ concepts/standard?lang=1
Куликов С. Б. Основы философии: учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 100 с. Дмитриенко В., Куликов С. Концепция подготовки специалистов для современной науки // Высшее образование в России. М., 2007. № 8. С. 94-96.
Куликов С. Б., кандидат философских наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.04.2009.
S. B. Kulikov
THE CONCEPT OF TEACHING OF PHILOSOPHY FOUNDATIONS IN SPECIALIZED SECONDARY SCHOOL
The paper defends the thesis that modernization of teaching of philosophy foundations is one of priority branches of development of Russian education in the context of Bologna process. The course of philosophy could help to unite specialized secondary school and institution of higher education without any consequences for quality of education.
Key words: professional education, Bologna process, philosophy, modernization.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]