Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Н.П. Абаскалова
УДК 378.14
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050100.68 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Н.П. Абаскалова (Новосибирск, Россия)
Магистерская программа направлена на обучение Здоровьесберегающей педагогике, которая должна обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Ключевые слова: культура, магистратура, личности, здоровьесберегающая педагогика, здоровый образ жизни, чувства.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами,
историческими, национальными и
религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни определяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья [3].
Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате
воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в
практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизиологическом здоровье.
В новых ФГОСТ отражены вопросы сохранения и развития здоровья учащихся, поэтому школа должна пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих педагогических
технологий от моделирования с детьми проблемных ситуаций, направленных на
передачу информации и осуществление
профилактической работы, от организации здоровьесберегающего пространства и
формирования потребности в здоровом образе жизни до креативно-волонтерского движения и формирования компетентности «быть здоровым» [4, 5].
Абаскалова Надежда Павловна - доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, заслуженный работник высшей школы РФ.
E-mail: [email protected]
© 2011-2012 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
1(5) 2012
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
При разработке магистерской программы основу составили положения национального приоритетного проекта «Образование и здоровье». Магистратура призвана подготовить компетентного в данной области специалиста.
Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между
образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса,
направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни [1, 2].
Реализацию указанных направлений может обеспечить подготовка магистра по направлению «Педагогическое образование», профиль «Здоровьесберегающее
образование». Такое образование дает
фундаментальную всестороннюю подготовку магистрантов по разным научно-
практическим и психолого-педагогическим дисциплинам, необходимым не только для профессионального становления в области образования, сохранения здоровья обучающихся и формирования здорового образа жизни, но и в повседневной жизни для повышения общей культуры человека, в частности, культуры здоровья и ЗОЖ.
Магистерская программа
«Здоровьесберегающее образование»,
разработанная в Новосибирском
государственном педагогическом
университете на основе ФГОСТ, Закона РФ «Об образовании», статья № 51 и
приоритетного национального проекта «Образование и здоровье», ориентирована на подготовку кадров высшей квалификации:
1) компетентн ых
— в организации здоровьесберегающей среды ОУ, разработке моделей программ здоровья для образовательных учреждений разного уровня;
— в проектировании индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по проблемам здоровья, здорового образа жизни и безопасности;
— в организации педагогических
исследований по актуальным проблемам образования, здоровья и ЗОЖ;
— в применении здоровьсберегающих
технологий, инновационных педагогических технологий и информационнокоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности;
в управлении образовательным учреждением с позиций
здоровьесберегающего образования
2) готовых к работе
— педагогом в учреждениях начального,
среднего, высшего и дополнительного
образования;
— научным сотрудником в научнообразовательных центрах, центрах здоровья, оздоровительных лагерях, институтах;
— руководителем методических служб и других структурных подразделений образовательных учреждений разного уровня.
Такая подготовка возможна за счет
реализации модульного образования: общенаучный модуль, профессиональный модуль, научно-методический модуль,
исследовательско-проектный модуль,
организационно-управленческий модуль.
© 2011-2012 Вестник НГПУ
Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Таким образом, выпускники магистерской научной, педагогической и управленческой
программы получают возможность выбора карьеры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаскалова Н.П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа—ВУЗ». — Новосибирск: НГПУ, 2001. — 325с.
2. Абаскалова Н.П. Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов. Матер. республиканской с международным участием научно-практической конф. «Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи». — Новосибирск, 2009. — С. 6—9.
3. Казин Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты. — Кемерово, 2010. — 214с.
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. — М., 2000. - С. 23—29.
5. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
THE CONCEPT OF MASTER TRAINING IN A DIRECTION OF 050100.68 PEDAGOGICAL EDUCATION, A STRUCTURE «HEALTH-PROTECTION EDUCATION»
N.P. Abaskalova (Novosibirsk, Russia)
The Master’s program is directed on training of health care pedagogics, which should provide development of natural abilities of the child: its mind, moral and aesthetic feelings, requirement for activity, mastering by initial experience of dialogue with people, the nature, art.
Key words: culture, a magistracy, persons, of preservation of health to pedagogics, a healthy way of life, feelings.
Abaskalova Nadejda Pavlova - doctor of pedagogical sciences, professor, Novosibirsk state pedagogical university, the deserved worker of the higher school of the Russian Federation.
E-mail: [email protected]
© 2011-2012 Вестник НГПУ
Все права защищены