Научная статья на тему 'Концепция педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей в процессе университетской подготовки'

Концепция педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей в процессе университетской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прошкин В. В.

Установлено, что наиболее эффективное решение проблемы интеграции университетской науки и образования может быть получено при применении системного подхода как ведущего и стратегического направления современного научного познания. Разработана структура педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы, которая содержит компоненты: целевой, субъект-объектный, содержательный, технологический и мотивационно-стимулирующий. Представлено авторское видение понятия «педагогическая система интеграции научно-исследовательской и учебной работы». Разработаны концептуальные положения построения данной педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most effective solution to the problem of integration of university research and education can be obtained in the application of the system approach as a leading and strategic direction of modern scientific knowledge. The integration of the structure of educational system, scientific research and training, which includes such components as target, subject and object, meaningful, technological and motivational stimulus. The author's vision of "pedagogical system integration of scientific research and training" is presented. The conceptual construction of the provisions of the educational system is worked out.

Текст научной работы на тему «Концепция педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей в процессе университетской подготовки»

70

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 378. 011. 3 - 051 : [001. 891 + 378. 091. 2] - 044. 247

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ системы интеграции НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И УЧЕБНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В. В. Прошкин

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом аспирантуры Луганского национального университета имени Тараса Шевченко

Установлено, что наиболее эффективное решение проблемы интеграции университетской науки и образования может быть получено при применении системного подхода как ведущего и стратегического направления современного научного познания. Разработана структура педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы, которая содержит компоненты: целевой, субъект-объектный, содержательный, технологический и мотивационно-стимулирующий. Представлено авторское видение понятия «педагогическая система интеграции научно-исследовательской и учебной работы». Разработаны концептуальные положения построения данной педагогической системы.

Введение

Стремление отечественной высшей школы к европейским стандартам обязывает университеты осуществлять такую профессиональную подготовку будущих учителей, при которой максимально обеспечено включение студентов в научно-исследовательскую работу. Вместе с тем, анализ реальной практики деятельности педагогических вузов позволяет утверждать, что реально существующих механизмов интеграции науки и образования создано недостаточно.

Роль научной работы в университетском педагогическом образовании раскрывается во многих научных источниках. Выделим наиболее значимые: диссертационные исследования: Е. Адаменко, А. Глущенко, Е. Гниздилова, Т. Калашникова, Г. Кловак, М. Князян, А. Козлов, А. Микитюк, З. Сазонова, Ю. Солянников, Т. Торгашина и др., научные издания, монографии:

A. Глузман, Е. Дубасенюк, В. Загвязинский, Г. Кремень, В. Краевский, Н. Кузьмина, В. Сластенин, Б. Коротяев, С. Сысоева и др.

Детальное изучение работ авторов, исследовавших интеграционные процессы в образовании (Г. Александров, В. Афанасьев, В. Безруков, В. Беспалько, И. Блауберг, А. Глузман, М. Данилов, В. Докучаева, В. Загвязинский, Т. Ильина, М. Каган, В. Краевский, Ю. Конаржев-ский, Н. Кузьмина, В. Кушнир, Л. Спирин, В. Садовский, З. Сазонова, В. Сериков, А. Сидоркин,

B. Сластенин, А. Урсул, Б. Юдин и др.), подтолкнуло нас к пониманию того, что наиболее эффективное решение проблемы университетской интеграции науки и образования может быть получено при использовании системного подхода как ведущего и стратегического направления современного научного познания. Исходя из этого, важнейшим направлением наших научных поисков является разработка концептуальных положений построения педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей, что и стало целью нашей статьи.

Работа выполнена в рамках темы «Интеграция научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей», которая разрабатывается в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко (Украина).

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем перейти к представлению концепции исследования, определимся с понятием и структурой педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы.

В толковом словаре отмечается, что система (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и др.), представляющих собой определенное целостное образование и единство [1, 719]. Можно утверждать, что такие элементы объединены общей целью функционирования и единства управления, вступают во взаимодействие со средой как новое целостное образование.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

Если говорить о педагогических системах, считаем целесообразным обратиться к классикам педагогической мысли В. Беспалько и Н. Кузьминой.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В. Беспалько [2, 56]). Кроме того, по мнению ученого, специфика систем заключается в том, что в них протекают педагогические процессы, то есть В. Беспалько определяет педагогическую систему как систему управления педагогическими процессами. Сущность педагогической системы заключается не в соотношении содержания и формы деятельности людей, а в соотношении этой деятельности в целом с педагогическим результатом.

Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей (Н. Кузьмина [3, 74]).

Интересными нам также представляются рассуждения Г. Александрова, который представляет педагогическую систему символически:

Е: {М Ш; ; g} ,

где {М} - множество элементов системы;

{х} - множество связей и отношений между ними;

F - функция (новое свойство системы), характеризующая ее интегративность и целостность;

G - системообразующий фактор.

При этом под педагогической системой автор понимает систему, которая характеризуется целенаправленным к развитию ученика функционированием, особыми структурами, связями и отношениями между ее элементами [4, 136].

Выделим особенности педагогических систем:

1. Педагогические системы сложные и динамические. Они функционируют в условиях изменчивости различных факторов внешнего окружения, а также перемены внутренних состояний системы, вызываемой этими факторами.

2. Педагогические системы - это целеустремленные системы, которые имеют относительную независимость от внешней среды и окружения.

3. Педагогические системы - это развивающиеся системы. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса системы совершенствуются, развиваются в структурном, функциональном и историческом аспектах. Происходящие в них изменения носят упорядоченный характер.

В этом смысле педагогические системы являются самоорганизующимися системами (В. Безруков, В. Беспалько, И. Блауберг, А. Глузман, М. Данилов, М. Каган, В. Кушнир, А. Урсул, Б. Юдин и др.).

Каждая педагогическая система имеет структуру. Структура (от лат. structura - строение) -расположение элементов в системе, стойкая упорядоченность и связки между элементами и подсистемами [1]. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Структура воссоздает самые существенные связи между элементами и подсистемами, которые мало изменяются при изменениях в системе и обеспечивают существование как системы, так и важнейших ее свойств [5, 32]. Все структурные компоненты педагогической системы имеют прямую и обратную связь.

Современные исследователи неоднозначно определяют структуру педагогической системы. Не претендуя на детальное изучение всех подходов, остановимся лишь на тех структурах систем, которые являются наиболее значимыми для нашей исследовательской работы. Так, в педагогической системе Н. Кузьминой [3, 61-75] выделяются структурные элементы: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся, педагоги. Это базовые элементы, между ними существует иерархическая подчиненность. К функциональным компонентам системы автор относит связи между структурными компонентами, определяя их как гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Педагогическая система, согласно концепции Н. Кузьминой, - система целеустремленная и самоорганизующаяся. Все ее компоненты незаменимы, находятся во взаимосвязи и

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

взаимодействии и порождают существенные связи, от которых зависит эффективность решения педагогических задач.

По мнению В. Беспалько [2, 74-86], структура педагогической системы представляется взаимосвязанной совокупностью вариантных элементов: учащиеся; цели воспитания (общие и частные); содержание воспитания; процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); учителя (или ТСО - технические средства обучения); организационные формы воспитательной работы. При этом, как отмечает автор, каждый из компонентов системы может быть разложен на элементы с любой степенью детализации.

Принимая во внимание разработки В. Беспалько и Н. Кузьминой, а также исходя из принципов оптимальности и целесообразности, определим структуру нашей педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей:

• целевой компонент (цель, задачи, результат);

• субъект-объектный компонент (преподаватели и студенты, их взаимодействие в контексте интеграции научно-исследовательской и учебной работы);

• содержательный компонент (формы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей);

• технологический компонент (педагогическая технология реализации различных форм интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей);

• мотивационно-стимулирующий компонент (механизмы стимулирования преподавателей и студентов к научной работе).

В рамках целевого компонента сформулируем цель педагогической системы -осуществление на принципах научно-исследовательской деятельности эффективной университетской подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, которые будут конкурентоспособными на отечественном и мировом рынках труда. Полнота совпадения цели с результатами выступает ориентиром эффективности изучаемого педагогического процесса.

При разработке субъект-объектного компонента педагогической системы мы обратились к взглядам В. Крутецкого, А. Кузьминского, И. Подласого, С. Сысоевой, В. Сластенина, В. Шадрикова об общих компетентностях, составляющих сущность профессиональной деятельности современного учителя-исследователя. Под такими компетентностями мы понимаем новообразования, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки и представляющие собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые позволяют успешно решать профессиональные задачи: профессиональная, общекультурная, гуманитарная, коммуникативная, социально-экономическая компетентности, креативность и др. При разработке субъект-объектного компонента педагогической системы мы не только основываемся на вышеназванных компетентностях, но и выдвигаем важное требование к учителю как к исследователю, а также к научному руководителю, организатору исследовательской деятельности учащихся.

Анализ характеристических особенностей организации университетской научной работы позволяет нам разработать содержательный компонент педагогической системы:

1. Работа студентов в научных лабораториях, центрах, проблемных научных группах и других научных объединениях.

2. Индивидуальная научно-исследовательская работа студентов.

3. Изучение теоретических основ постановки, методики, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в рамках специализированных курсов, включенных в учебный план.

4. Самостоятельные научные исследования, проводимые в период педагогической практики.

5. Выполнение заданий исследовательского характера, лабораторных, курсовых, дипломных и магистерских работ, которые содержат элементы научных исследований или имеют реальный научно-исследовательский характер.

6. Участие в научных мероприятиях разного уровня (кафедральные, университетские, региональные, государственные, международные), которые стимулируют индивидуальное творчество студентов и развитие системы научно-исследовательской работы: научные семинары, конференции, конкурсы, выставки научных работ, олимпиады по направлениям и специальностям и др.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

Нами установлено, что педагогическая технология выступает одним из важнейших компонентов педагогической системы. В работе мы используем такое определение этого понятия, как совокупность форм и методов обучения, поскольку они содержательно представляют собой конкретные образовательные процедуры и операции. Педагогическая технология направлена на реализацию основных направлений содержательного компонента педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей.

Специфика педагогической системы состоит в том, что ее структура может быть не только самостоятельно разработана, но и дополнена авторами, исходя из специфики исследовательской работы. Поэтому в контексте задач нашего исследования в традиционную структуру педагогической системы мы включили мотивационно-стимулирующий компонент. Этот компонент мы рассматриваем в качестве важнейшего средства эффективного взаимодействия всех остальных компонентов педагогической системы, а также создания позитивной мотивации студентов к научно-исследовательской работе, в результате чего наука приобретает для будущих учителей личностное значение, обеспечивает стойкий интерес к ней как профессионально обусловленной потребности.

В ряде современных исследований выделяются контрольный, регулировочный, оценочный, результативный компоненты. Они направлены на выявление эффективности функционирования педагогической системы, изучение результативности действия каждого компонента системы, а также внесение оптимальных корректив, исходя из результатов исследования и др. В нашей работе мы специально не рассматриваем такие компоненты, поскольку их содержание можно отнести к мотивационно-стимулирующему компоненту.

При разработке педагогической системы мы учитываем ряд факторов:

• взаимодействие компонентов системы порождает новые интегративные качества, которыми не обладает ни один из отдельно взятых компонентов;

• интегративные качества системы не являются механической суммой качеств образующих ее частей.

Действительно, чтобы разработать педагогическую систему, необходимо не только выявить ее элементы, но и определить совокупность связей между ними. В современных научных источниках встречаются различные подходы к рассмотрению системообразующих факторов системы, которые обозначаются как «системообразующий элемент» (В. Беспалько), «системообразующая связь» (Т. Ильина, Ю. Конаржевский), «системообразующий компонент» (Л. Новикова), «системообразующий фактор» (В. Симонов), «системообразующая деятельность» (В. Караковский).

Проанализировав различные подходы, выделим системообразующий фактор педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей - цель, которая нуждается в средствах и способах ее достижения. Как правило, цель не появляется самостоятельно, а обусловлена, с одной стороны, социальным заказом общества, а с другой - запросами самой личности как участника образовательного процесса.

Для более четкого понимания проблемы мы обобщили работы ряда ученых (А. Глущенко, Л. Жданова, Е. Казанцева, Г. Кловак, М. Князян, А. Козлов, О. Лукашевич, А. Микитюк, Е. Нечаева, З. Сазонова, Т. Торгашина, В. Чернолес и др.), что позволило нам выделить педагогические условия интеграции университетской науки и образования:

• использование различных форм интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей;

• формирование единого наукоориентированного пространства, основанного на информационном, научно-методическом и организационном обеспечении научной деятельности преподавателей и студентов;

• включение студентов в выполнение фундаментальных исследований и прикладных разработок как важнейшей составляющей профессиональной подготовки и получения научных знаний;

• общественное понимание значимости научно-исследовательской работы в процессе университетской подготовки будущих учителей;

• отбор и подготовка перспективных и талантливых молодых ученых и специалистов к научно-исследовательской и педагогической деятельности.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рассмотрев научно-теоретические основы системного подхода к решению проблемы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей, сформулируем определение педагогической системы.

Под педагогической системой интеграции научно-исследовательской и учебной работы мы понимаем множество взаимосвязанных компонентов (целевой, субъект-объектный, содержательный, технологический и мотивационно-стимулирующий), объединенных общей целью функционирования и единством руководства, которые необходимы для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на университетскую подготовку будущих учителей, основанную на реализации учебного процесса через исследовательскую деятельность.

Таким образом, основополагающим направлением научного познания в проблеме интеграции университетской науки и образования мы определяем системный подход, то есть рассматриваем предмет нашего исследования как педагогическую систему. Системный подход мы рассматриваем в качестве стратегического, вместе с тем, считаем возможным подключать к нему и другие научные подходы, эффективные для решения проблемы нашего исследования.

Построение педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы будущих учителей в процессе университетской подготовки базируется на определенных концептуальных положениях. Отметим, что концепция - совокупность теоретических положений, базирующихся на исходных общественных предпосылках и на методологических основах научного исследования, которые будут являться определяющими в принятии научно обоснованных педагогических решений и идей.

Первое концептуальное положение заключается в том, что интеграцию научноисследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей мы рассматриваем как педагогическую систему, направленную на организацию и реализацию учебного процесса через исследовательскую деятельность, умение применять студентами знания из различных научных областей для решения конкретной научно-исследовательской задачи, когда учебный процесс основывается на проведении совместных научных исследований преподавателей, студентов и аспирантов.

Эффективности университетской подготовки будущих учителей можно достичь при условии создания и обеспечения оптимального функционирования педагогической системы.

Следующее концептуальное положение о том, что активное включение студентов в проведение исследований по единой комплексной проблеме на всех образовательноквалификационных уровнях является одним из мощных средств, которые способствуют повышению качества подготовки будущих учителей, активизируют научно-педагогическое мышление, формируют основные компетенции исследовательской и инновационной деятельности, а также интеллектуальную культуру.

Привлечение будущих учителей к научной работе является важным и необходимым условием университетской подготовки.

В третьем концептуальном положении акцентируется внимание на том, что стремление отечественных университетов к мировому научно-образовательному пространству требует повышения статуса университетской науки, которая позволяет процесс профессиональной подготовки будущих учителей осуществлять через практикоориентированные совместные исследования преподавателей, аспирантов и студентов по аналогии с ведущими зарубежными университетами, отличительными особенностями которых являются следующие: приоритет научной направленности университетского образования; подготовка студентов в условиях наукоориентированной образовательной среды; статус университетов как крупных научных и инновационных центров.

В основу четвертой концептуальной идеи положено утверждение, что современность требует новых подходов к организации научно-исследовательской работы и подготовке педагогических кадров. Поэтому возникает необходимость в разработке специальных механизмов, которые определяют стратегическое направление научного развития университета, раскрывают технологию решения поставленных задач и выступают в качестве своеобразного ориентира перспективного планирования научной работы. Развитие университетской науки базируется на ряде принципов, которые совпадают с общими положениями европейской «Большой хартии университетов», а также «Этического кодекса ученого» (принцип координации, который допускает объединение усилий и интересов ученых и кафедр университета со всеми

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

заинтересованными лицами и научными структурами как внутри университета, так и за его пределами; принцип кафедральной автономии, который определяет полную самостоятельность в выборе и выполнении научных проектов и организации научных исследований; принцип связи научных исследований с будущей профессиональной деятельностью студентов и запросами реальной практики; принцип расширения международного сотрудничества, который предполагает установление и развитие научных контактов с европейскими и мировыми научными и образовательными центрами и др.).

Пятое концептуальное положение заключается в том, что одним из условий эффективной интеграции научно-исследовательской и учебной работы выступает системный мониторинг качества научных исследований, основная цель которого - повышение эффективности организации научной работы в процессе подготовки будущих учителей, дальнейшая интенсификация научно-исследовательской работы, моральное и материальное стимулирование деятельности ученых.

Основополагающим в нашей работе является принцип целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, а также стимулирование студенческих научных поисков.

Последняя, шестая концептуальная идея, заключается в том, что успешность профессиональной подготовки будущих учителей зависит от приобщения их к деятельности университетских научных школ, которые выступают в качестве важнейшей формы развития науки, подготовки педагогических и научно-педагогических кадров, а также условий интеграции научно-исследовательской и учебной работы, разработки и внедрения в практику научной продукции.

Студенты, вовлеченные в деятельность научно-педагогической школы, попадают в особую атмосферу научного поиска и творчества, разделяют вместе с другими членами школы ощущение значимости достигнутых результатов, усваивают особый стиль научно-педагогического мышления, воспринимают традиции одновременно с духом новаторства, формируют научную идеологию и методологию. Таким образом, научная школа обеспечивает будущих учителей постепенным и целенаправленным вхождением в научно-ориентированную образовательную среду.

Выводы

Наиболее эффективное решение проблемы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей требует применения системного подхода как ведущего и стратегического направления современного научного познания. Нами представлены основные концептуальные положения построения педагогической системы интеграции научно-исследовательской и учебной работы в университетской подготовке будущих учителей. Исходя из данных положений, можно перейти к описанию каждого компонента педагогической системы интеграции университетской науки и образования.

Литература

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

2. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. - Воронеж : ВГУ, 1977. - 304 с.

3. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. - Л. : изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

4. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании / Г. Н. Александров [и др.] // Educational Technology & Society. - 2000. -№ 3. - С. 134-149.

5. Кустовська, О. В. Методологія системного підходу та наукових досліджень / О. В. Кустовська. -Тернопіль : Економічна думка, 2005. - 124 с.

Summary

The most effective solution to the problem of integration of university research and education can be obtained in the application of the system approach as a leading and strategic direction of modern scientific knowledge. The integration of the structure of educational system, scientific research and training, which includes such components as target, subject and object, meaningful, technological and motivational stimulus. The author's vision of "pedagogical system integration of scientific research and training" is presented. The conceptual construction of the provisions of the educational system is worked out.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 22.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.