КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
Р. Р. ТОЛСТЯКОВ
В статье охарактеризована категория «знание» как экономический ресурс и как общественное благо; выявлена тенденция развития социально-экономических отношений в условиях экономики знаний. На основе четырехсекторной модели выявлены закономерности развития человеческого трудового ресурса в процессе трансформации социально-экономической системы.
Ключевые слова: экономика знаний, профессиональное образование, концепция опережающего развития.
По мере своего создания экономика информационного общества все чаще использует, наряду с четырьмя классическими факторами производства, такими как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, пятый фактор -информацию, выраженную, в первую очередь, в форме знаний. Причем среди ресурсов информация выполняет специфическую роль, являясь необходимым условием эффективного использования остальных ресурсов.
Специфические характеристики, присущие информации: неисчерпаемость, неотчуждаемость, независимость от пространства, количества потенциальных потребителей, сложность оценки, двойственная зависимость от времени, - делают ее уникальным по своей природе явлением, фактором производства, товаром, общественным благом. Указанные свойства присущи и другой категории - знанию. Вопросы определения сущности информации и знания являются дискуссионными. В научной литературе часто встречается смешение данных понятий, замена одного другим.
В среднесрочном и долгосрочном периоде знание как фактор производства благодаря своей неисчерпаемости не исчезает, а становится общественным благом. Таким образом, знание можно рассматривать как неисключаемый (non-excludability) и конкурируемый (rivalry) ресурс. Неис-ключаемость состоит в том, что невозможно создать знание для использования одним субъектом, не сделав его впоследствии доступным для других. Поэтому наблюдается высокая динамика роста такой отрасли, как HiTech, именно неисклю-чаемость позволяет генерировать новые знания.
Rivalry подразумевает, что, несмотря на доступность знания, существуют препятствия для его получения и, соответственно, использования другими субъектами (индивидом, фирмой).
Образование есть процесс получения и приращения знаний индивидом. Образование не является общедоступным в связи с определенными интеллектуальными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и определенной стоимостью оказания подобных услуг. Государство финансирует систему образования, что позволяет индивиду избежать финансового ограничения в доступности, но при этом не снимается интеллектуальное ограничение способности овладеть определенными знаниями. Кроме этого, образование обладает очевидным положительным внешним эффектом.
Экономика знаний характеризуется превращением процесса создания и распространения новых знаний в основу создания экономических ценностей. В этих условиях процесс генерации знаний перераспределяется от специализированных научных центров в сторону непосредственно рабочих месту. Данная тенденции обусловлена творческим характером труда, не свойственным предыдущему индустриальному обществу и высокой динамикой трансформаций социальноэкономических отношений, возникающих в процессе создания и обмена знаниями. При этом в качестве движущей силы экономики являются не просто информация и знания как таковые, а инновационные знания, формирующие конкурентные преимущества на микро- и макро- уровнях.
В условиях экономики знаний рынок труда нельзя рассматривать изолированно от рынка
знаний (образовательный рынок) и рынка услуг, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют. Данные тенденции, с одной стороны, приводят к инновационному развитию общества на фоне общей глобализации, но, с другой стороны, несут в себе социальную уязвимость обширной части трудового населения, занятого преимущественно в индустриальном секторе, не способного вовремя адаптироваться к новым условиям.
С точки зрения стабильности все виды профессиональной деятельности в современной экономике можно разбить на три группы:
1. уязвимые виды деятельности - требуют изменения под влиянием глобализации, их представителей можно заменить техникой или более дешевым трудом в других странах (а - малоквалифицированные работники; б - «синие воротнички»; в - «белые воротнички»; г - высококвалифицированные работники индустриальной экономики);
Виды деятельности, имеющие глобальное преимущество
2. изолированные виды деятельности - защищенные от конкуренции региональным или местным характером выполняемой работы. Специфика работы защищает представителей этих профессий от риска замены техникой (а - рутинный характер работы; б - более высокая квалификация; в - персональный характер работы);
3. виды деятельности, имеющие глобальное преимущество - это виды деятельности, которые по характеру труда являются концептуальными и согласуются с процессом глобализации и формированием экономики знаний (а - технические виды деятельности; б - концептуальные виды деятельности).
С точки зрения отношения к использованию существующих и созданию новых знаний в отраслевой модели экономики, уже перешедшей от стадии формирования к стадии развития, более или менее четко можно выделить четыре сектора (рис. 1).
Уязвимые виды деятельности
Из оли ров анные виды деятельности
Рис. 1. Четырехсекторная модель экономики знаний по доминирующим специальностям и секторам
Первичный сектор экономики знаний образуют отрасли, в которых создаются обычные физические товары - от добычи сырья и выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска промышленных продуктов, удовлетворяющих индивидуальные потребности человека. Подавляющая часть занятых в первичном секторе -представители традиционных для эпохи индустриализации профессий, вместе с тем быстро растет доля работников, обладающих новыми специальностями в связи с проникновением современных технологий в старые отрасли хозяйства.
Вторичный сектор представлен отраслями, производящими услуги, но это услуги, не связанные с созданием информации. Услуги, охватываемые вторичным сектором в экономике знаний, призваны главным образом улучшать комфортность физического существования человека.
Третичный и четвертичный секторы напрямую связаны с нематериальным производством, т. е. с созданием знания. Продукты, создаваемые здесь, удовлетворяют нефизические, а в возрастающей степени духовные потребности человека. Разделение в принципе единого процесса произ-
водства знания на два сектора объясняется тем, что характер трудовой деятельности, задействованный в чисто информационных третичном и четвертичном секторах, по сравнению с первичным и вторичным секторами, является в основном творческим, интеллектуальным, но при одинаковом уровне и качестве образования люди, генерирующие принципиально новые знания (т. е. входящие в четвертичный сектор), должны обладать такими качествами, как умение концептуально и нетривиально мыслить, обладать воображением и научной смелостью, находить нестандартные решения и т. д.
Преобладание умственной деятельности над физическим трудом во всех сферах и отраслях хозяйства является характерной чертой информационного общества. Результаты интеллектуальной деятельности в настоящее время оказывают гораздо большее влияние на характер и темпы социально-экономического развития, нежели продукты материального производства, что не исключает важности индустриального сектора, выступающего в роли базисной основы современного общества. По мере развития экономики знаний доля третичного и четвертичного секторов возрастает, при этом количество товаров и услуг, производимых в первичном и вторичном секторах, остается на уровне, необходимом для обеспечения потребностей общества в целом.
Система социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования человеческого капитала, складывается по поводу профессиональных образовательных услуг,
выступающих объектом взаимодействия субъектов сферы профессионального образования. Процесс формирования человеческого капитала индивида порождает следующие взаимодействия субъектов:
Социум - Индивид:
- создание вектора движения индивида к формированию человеческого капитала и получению образовательной услуги;
- наполнение индивидом социума агрегированным человеческим капиталом, на основе чего вырабатывается новый образовательный вектор.
На основании этого вектора строятся отношения между субъектами:
Государство - Индивид:
- предоставление условий для реализации интереса в формировании человеческого капитала;
- стимулирование данного интереса;
- отношения по поводу собственности на человеческий капитал (в случае бесплатного образования).
Образовательное учреждение - Индивид:
- отношения товарно-денежного обмена: оказание возмездных и безвозмездных образовательных услуг, последние оплачиваются государством;
- отношения собственности: человеческий капитал, формируемый посредством образовательной услуги, становится неотделимым от индивида;
- отношения партнерства складываются независимо от денежной формы оказания услуги;
- стимулирование интереса получения образовательной услуги развивает конкуренцию между индивидами.
Предприятие - Индивид:
- формирование интереса получения человеческого капитала, адаптированного к применению в профессиональной деятельности;
- предоставление базы для формирования практических навыков;
- косвенные товарно-денежные отношения, касающиеся направления на целевое обучение, и оплата оказания образовательных услуг;
- отношения собственности на право использования приобретенного человеческого капитала в течение некоторого времени, оговоренного договором целевого обучения.
Социум - Образовательное учреждение:
- формирование содержания образовательных услуг в зависимости от нужд и потребностей социума.
Государство - Образовательное учреждение:
- товарно-денежные отношения, финансирование образовательных учреждений, размещение государственного заказа в зависимости от текущих финансовых возможностей и потребностей социума;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности;
- контроль качества оказания образовательных услуг вне зависимости от финансирования и принадлежности;
- права собственности на государственные образовательные учреждения, передача государству части управляющих функций.
Предприятие - Образовательное учреждение:
- финансирование оказания образовательных услуг в рамках целевых договоров;
- товарно-денежные отношения по поводу научных исследований, формирующих человеческий капитал, и дальнейших прав собственности на них (индивидуально);
- предоставление баз практики;
- отношения партнерства, основанное на взаимовыгодных условиях;
Внутри субъектов сферы образования в процессе формирования человеческого капитала также происходят социально-экономические отношения, в первую очередь, это касается непосредственных участников оказания и получения образовательной услуги.
Индивид-Индивид:
- отношения конкуренции на стадии пре-тендования на получение образовательной услуги, оказываемой образовательным учреждением бесплатно (за счет государства или предприятия);
- партнерство в процессе получения образовательной услуги.
Образовательное учреждение - Образовательное учреждение:
- конкуренция в получении государственного финансирования в рамках перспективных госзаказов, грантов и проектов;
- права собственности одного учреждения на другое в случае функционирования филиалов или центров на базе головного учреждения;
- финансово-денежные в случае обмена ресурсами, в том числе человеческими и информационными;
- отношения партнерства в процессе научно-исследовательской деятельности, академической мобильности учащихся.
Предприятие - Предприятие.
Отношения конкуренции в применении результатов человеческого капитала (кадры) и в процессе его формирования, стимулирование перспективных учащихся (стипендии, заключение трудовых договоров уже в процессе обучения и т. д.).
В отличие от человеческого капитала индивида, человеческий капитал на уровне предприятия формируется посредством других социально-экономических отношений. Это связано с тем, что оказание образовательной услуги осуществляется параллельно с трудовой деятельностью индивида, а зачастую и в ее процессе, что приводит к взаимодействию в процессе не только формирования, но и использования результатов человеческого капитала.
Профессиональное образовательное поле представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих между образовательными субъектами в процессе формирования совокупного человеческого капитала общества. В отличие от традиционных представлений сущность введенной дефиниции не ограничивается агрегированием субъектов, в качестве которых выступают государство, социум, предприятия, образовательные учреждения, индивиды, а рассматривает социально-экономические отношения в качестве связующих сил, идентичных силам притяже-
ния физических полей, которые в конечном итоге не только агрегируют субъекты, но и формируют интеграционные свойства поля, не характерные для каждого субъекта в отдельности. Профессиональное образовательное поле функционирует и развивается в рамках образовательного пространства, состоящего из образовательных полей более низких уровней, не влияющих на развитие экономики знаний и не востребованных в производственных процессах. В качестве таких полей выступают дошкольное и школьное образовательные поля.
Профессиональное образовательное поле задает направление движению и развитию общества в целом, формирует научную макросреду. Образовательная услуга обязательно связана с приобретением некоторых знаний, возмездным или безвозмездным для индивида, и является персонифицированной, что не позволяет рассматривать ее в качестве агрегата, выступающего объектом профессионального образовательного поля. При этом не все профессиональные образовательные услуги и соответствующие им социально-экономические отношения включаются в образовательное поле. Те навыки и знания, которые индивид приобретает для «частного» использования и удовлетворения своих индивидуальных нужд (человеческий капитал индивида, не используемый в процессе профессиональной деятельности), не могут рассматриваться основной образовательного базиса развития общества в целом.
В условиях экономики знаний индивид вынужден постоянно обновлять свои знания, таким образом, даже после окончания образовательного учреждения, приступив к профессиональной трудовой деятельности, индивид остается в области притяжения поля, регулярно вступая во взаимодействие с другими образовательными субъектами.
Профессиональное образовательное поле пронизывает практически все сферы общественной жизни, влияя на базис экономического, со-цио-культурного, научно-технического, политического развития, данное влияние имеет двунаправленный характер и обусловливается факторами макросреды. Профессиональное образовательное поле инертно, это связано со спецификой формирования человеческого капитала (длительность оказания образовательной услуги д1;).
В связи с этим трансформация социальноэкономических отношений внутри профессионального образовательного поля и соответственно оказание воздействия на внешнюю среду происходят медленнее трансформации собственно внешней среды (под влиянием других факторов) и ее ответных воздействий (рис. 2).
Рис. 2. Трансформация профессионального образования в процессе взаимодействия с внешней средой
Профессиональное образовательное поле подвергается воздействиям как со стороны среды, формируемой социумом (экономической, политической, научной и т. д.), данное воздействие в какой-то степени можно назвать внешним, так и со стороны собственно образовательных субъектов (государство, производственный сектор, общество и т. д.), которые можно отнести к внутренним. Внутренние воздействия аналогичны процессу самоорганизации системы в условиях неопределенности. Трансформация профессионального образовательного поля может быть
рассмотрена с позиций самоорганизации синергетической системы, где в роли флуктуаций выступают инновационные и новационные образовательные услуги и социально-экономические отношения, возникающие в процессе их оказания.
Устоявшаяся терминология методологического аппарата, касательно таких категорий, как «новация» и «инновация», применительно к образовательной услуге, позволяет ввести в научный оборот ряд критериев для разграничения данных категорий (табл. 1).
Критерии инновационных трансформаций
Таблица 1
Новация Инновация Традиционный товар
Прибыль Отсутствует, окупаются издержки Появляется и начинает расти Максимизируется, затем уменьшается, но стабильно высокая
Конкуренция (наличие товаров заменителей) Отсутствует Отсутствует, возможно появление фирмы конкурента Достаточное количество товаров заменителей
Время присутствие на рынке Краткосрочный период Краткосрочный и среднесрочный периоды Среднесрочный и долгосрочный периоды
Насыщение Экспериментальное, мелкосерийное производство Малосерийное производство Крупносерийное производство
Восприятие потребителем Инноваторы, меньшая часть ранних последователей Большая часть ранних последователей, раннее большинство Позднее большинство, отстающие
Управление инвестициями Затруднено, венчурное инвестирование Гибкая инвестиционная политика Не требуется
Серийность и индивидуальность продукта Индивидуальные инновации Серийный традиционный продукт
В первом приближении существуют две чение прибыли, трансформация новации в тради-
«контрольные» точки трансформации новации: ционный продукт - это появление конкурентов и
трансформация новации в инновацию - это полу- соответственно аналогичных услуг, при этом ин-
новация не «умирает», становясь традиционным продуктом, а «засыпает», или, используя терминологию синергетики, подходит к точке бифуркации, накапливая потенциальную энергию для выхода на новую стадию развития. Для конкретизации отнесения образовательной услуги к одной из трех инновационных категорий необходимо одновременное существование перечисленных критериев.
На данный момент все образовательные услуги, представленные высшим и профессиональным образованием, можно отнести к традиционным в силу инертности самой системы образования, что обусловливает ее статичность. Некоторые программы и специализации носят роль псевдоинноваций, так как имеют новизну применительно к определенному учебному заведению (открытие новой специальности) либо к региону (открытие нового направления обучения, например открытие медицинского института), но данные новшества не могут выступать в качестве флуктуаций внутри профессионального образовательного поля.
Основным продуктом сферы профессионального образования является образовательная услуга, которую необходимо рассматривать как поли-структурный феномен. Образовательная услуга выступает товаром особого рода и сохраняет черты общественного блага, характерные для знания, что широко исследовано через социальные функции образования. Наряду с социальным эффектом, наблюдается ярко выраженный экономический эффект, который принято рассматривать через концепцию человеческого капитала, где в центре внимания находится индивид (специалист, востребованный на рынке труда) с его затратами и последующими доходами.
Продукт, создаваемый в сфере образования как отрасли экономики, не имеет вещной формы. Образовательная услуга отличается от вещного продукта тем, что полезный эффект от ее потребления неотделим от непосредственного процесса ее оказания. Существует личный аспект потребности в образовании. Поэтому целиком образовательный продукт нельзя отнести к общественному благу, но в данном случае действует формула, предложенная А. Смитом применительно к предпринимателю: преследуя собственную цель - получение прибыли, предприниматель посредством невидимой руки рынка направляется к удовлетворению общественных потребностей; аналогично и индивид, инвестирующий в свой трудовой ресурс, стремится получить отдачу от сформированного человеческого капитала, процесс функционирования которого удовлетворяет потребности производства в человеческом факторе.
Существующие точки зрения на образовательную услугу позволяют утверждать, что образовательная услуга по экономической природе является долгосрочной специфической инвестицией, которая дает свою отдачу только в случае осуществления человеком профессиональной трудовой деятельности, т. е. применения сформированного человеческого капитала.
Таким образом, потребности и соответствующие экономические интересы индивида и государства по поводу образования имеют общее основание, заключающееся в том, что образование есть одновременно средство удовлетворения и потребностей индивида и потребностей государства. Для соответствия современным тенденциям общества и в связи со своей специфичностью эта инвестиция должна носить новационный характер. В экономике знаний индивид вынужден формировать свой интеллектуальный капитал посредством «непрерывного» образования:
«Вширь» - когда индивид обновляет свои навыки и знания на основе уже существующих посредством традиционных образовательных услуг, тем самым увеличивая свой кругозор, но не получая конкурентных преимуществ высшего ранга на рынке труда. Данное направление развития может обусловливаться различными мотивами потребительского поведения и, скорее всего, будет играть роль самоутверждения индивида, который постоянно вынужден догонять общественное развитие.
«Вглубь» - когда первоначальное получение и дальнейшее обновление навыков и знаний базируется на новационных образовательных услугах. Данный подход соответствует выявленной специфике долгосрочной образовательной инвестиции, заключающейся в том, что вложения в человеческий ресурс должны не только окупиться, но и служить базой для получения доходов на протяжении всей трудовой жизни индивида и основой для непрерывного образования.
В информационном обществе социальноэкономические отношения профессионального образовательного поля требуют трансформации, так как традиционный подход позволяет даже при непрерывном образовании развиваться только «вширь» в постоянной гонке за лидерами с отставанием в несколько лет. Только новационный образовательный подход выступает в роли гаранта востребованности трудового ресурса индивида в долгосрочном периоде.
Нормы устаревания профессий уже в конце XX в. не превышали в среднем восьми лет, а по ряду профессий - пяти, а в условиях формирования экономики знаний данный временной интер-
вал стремится к уменьшению. Высокие темпы инновационных технологий, наряду с долгим временем, необходимым на подготовку и обучение квалифицированного персонала, привели к ситуации, когда точка равновесия на рынке труда стала недостижима в связи с постоянным запаздыванием предложения.
Время этого запаздывания можно рассчитать как АТреакции + АТобучения, где АТреакции -время реакции, необходимое для принятия индивидом решения о выборе будущей специальности (1-3 года), что связано с инертностью человеческого общества, а также с большим набором факторов, влияющих на процесс выбора специальности и учебного учреждения будущим работником.
АТобучения - время, необходимое для получения или повышения квалификации варьируется в интервале от 1 года до 6 лет (в связи с переходом на двухуровневую систему образования). Этот процесс усугубляется тем, что за время АТреакции + АТобучения потребности производства трансформируются, причем зачастую в сторону уменьшения, таким образом, на рынке трудовых ресурсов, наряду с недостатком высококвалифицированных работников актуальных специальностей, наблюдается избыток высококвалифицированных работников специальностей, актуальность которых была несколько лет назад.
Следовательно, в краткосрочном интервале (2-3 года) спрос, предъявляемый производственным сектором на квалифицированных специалистов инновационных специальностей, является абсолютно неэластичным, из-за отсутствия требуемых кадров, а характер инновационной деятельности требует быстрых реакций на конъюнктурные изменения рынка. Потребность в специалистах подобного уровня через время АТреакции + АТобучения будет еще актуальна, но момент получения сверхприбыли безвозвратно упущен. Причем эта сверхприбыль могла быть распределена между обоими участниками сделки - работником и фирмой-нанимателем.
Идентичная ситуация наблюдается и на рынке труда обычных предприятий, только в данном случае речь идет не об упущенной сверхприбыли, а о существенном превышении предложения рабочей силы по специальностям, которые считались престижными 5-10 лет назад в связи с кардинальным образом изменившейся ситуацией.
Спрос на высококвалифицированные кадры в условиях динамично развивающейся экономики знаний в отличии от классического долгосрочного периода, характерного для индустриальной экономики, зависит не от величины заработной пла-
ты, а от времени (актуальности). В случае возникновения спроса в инновационной отрасли поведение людей может быть различно: кто-то предпочтет получение инновационных знаний в самом начале жизненной карьеры, кто-то пройдет переквалификацию в рамках процесса непрерывного образования.
Для реакции человеческого общества на вновь появившуюся трудовую рыночную нишу может уйти от 1 года до 5 лет. Это время необходимое на формирование требуемой образовательной программы, которую можно охарактеризовать как новационную, ее согласования и утверждения, причем большинство учебных учреждений предпочтут не рисковать, а подождать результатов своих коллег и общих конъюнктурных изменений. Потенциальным абитуриентам необходима информация о новой специальности, о ее перспективах, об уже успешных апробациях (зачастую такой информации просто не существует), так как новационные образовательные услуги реализуются в условиях полной неопределенности, когда гарантий трудоустройства как таковых не существует. Ради справедливости стоит отметить, что таковых гарантий в современных условиях не дает и традиционная образовательная услуга. Все это уменьшит приток будущих специалистов в учебные учреждения и соответственно выход «первой партии инновационных специалистов».
Инертно отреагировав в начале появления потребности в новой специальности, человеческое общество также инертно продолжает осуществлять оказание и, соответственно, потребление уже не актуальной образовательной услуги, перешедшей в разряд традиционных, кроме того, в связи с продолжительным АТобучения специалисты продолжают появляться и на момент, когда их предложение уже превалирует над спросом.
Наблюдается ситуация, когда высокий образовательный уровень безработных не отвечает профессионально-квалификационным потребностям работодателей в рабочей силе. Данная тенденция обуславливает постоянное воспроизводство дисбаланса рынков труда и образования, что негативным образом влияет на динамику развития общества в целом. Для устранения временного интервала АТреакции + АТобучения система высшего профессионального образования должна опережать сегодняшние тенденции, предугадывая ситуацию, что позволит нивелировать негативные последствия.
Профессиональное образовательное поле относится к типу открытых систем, постоянно обменивающихся с внешней средой веществом, энергией, информацией и т. д. Открытость систе-
мы, сохранение в ней многообразия позволяет обеспечить сохранение темпов инновационной деятельности, соответствующих темпам изменения социально-экономических условий. Для образовательной системы характерно противоречие между стремлением к гомеостазу (стабильности) и потребностью в развитии, усилении динамизма во взаимоотношениях с внешней средой.
Важнейшей особенностью высшего и профессионального образования как сложившейся самоорганизующейся системы является нелинейность. Нелинейный характер системы образования выражается в следующем:
1. Происходящая в системе трансформация ресурсов (человеческих и информационных) в продукт (образовательную услугу, научно-техническую разработку) сопровождается не только потреблением ресурсов, но и их увеличением, улучшением качественных параметров.
2. Качество оказания образовательной услуги во многом зависит от усилий и способностей самого обучающегося.
3. Выбор индивидом для себя той или иной образовательной траектории в течение всей жизни определяется множеством факторов, что определяет многовариантность образовательного процесса (в рамках системы), множественность возможных образовательных траекторий.
Неравновесность можно определить как такое состояние образовательной системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров: состава, структуры и поведения. Источником неравновесности образовательной системы служат внешние и внутренние флуктуации, реализуемые посредством инноваций, приводящие к изменению ее параметров, что позволяет рассматривать профессиональное образовательное поле как самоорганизующуюся систему, при этом процесс самоорганизации не исключает возможность управляющего воздействия.
Управление образованием как сложной открытой системой, имеющей значительный потенциал самоорганизации, должно учитывать одно из важнейших положений синергетической теории. Оно заключается в том, что в точке бифуркации выбор системой траектории своего дальнейшего движения происходит на микроуровне. В момент бифуркации параметры порядка макроуровня как бы возвращают часть своих функций, степеней свободы элементам системы. Данное положение подчеркивает исключительную роль субъектов образования - образовательных учреждений. Это не означает перенос трансформации системы социально-экономических отношений в сфере про-
фессионального образования исключительно на уровень образовательных учреждений, речь идет о необходимости формирования новой модели управления образованием, предусматривающей усиление академической и хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, более полный учет образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса.
В качестве управляющей подсистемы, генерирующей набор флукутаций, для становления системы образования на планируемую траекторию развития предлагается использовать маркетинговый подход. Концепция опережающего маркетинга выступает в роли аттрактора, постоянно смещающегося во времени, так как в долгосрочном периоде предполагает постоянное нахождение в точке бифуркации, сменяющееся периодами краткосрочной стабильности, что обусловлено тенденцией инновационного развития экономики, основанной на знаниях.
Макро-субъекты профессионального образовательного поля, в рамках концепции опережающего маркетинга (государство, предприятия, общество), рассматриваются на одном уровне с субъектами микро-уровня (индивид, образовательное учреждение). Это обусловлено тем, что социально-экономические отношения, возникающие между ними, носят как рыночный, так и не рыночный характер.
Все интересы можно дифференцировать на интересы трех уровней:
1) базовые, необходимые для удовлетворения интересов более высоких уровней;
2) промежуточные, удовлетворение которых было бы достаточным условием для достижения цели субъекта в рамках индустриального общества;
3) высшие, несущие в себе основу полноценного динамичного развития общества в целом и каждого субъекта в частности.
Общество выступает средой функционирования и размещения интересов остальных участников опережающего маркетинга, каждый из которых вступает во взаимодействие с другими участниками для достижения трех уровней интересов (рис. 3).
Индивиды: интересы первого уровня - получение высшего профессионального образования -реализуются посредством взаимоотношений с образовательным учреждением; второго уровня - материальное благополучие в результате успешного трудоустройства; третьего уровня - высокий статус, достойное положение в обществе. Прямого взаимодействия между индивидом и государством с целью удовлетворения интересов не наблюдается.
Рис. 3. Схема взаимодействия интересов субъектов профессионального образовательного поля
Образовательные учреждения: интересы
первого уровня - государственная поддержка и финансирование; второго уровня - привлечение индивида с активной жизненной позицией, мотивированного в получении новационной образовательной услуги; третьего уровня - реализация результатов научно-прикладной деятельности, трудоустройство выпускника, оценка рынка труда предполагают взаимодействие с производственным сектором. Несмотря на то, что образовательное учреждение формирует научный, культурный, экономический потенциал общества, данные взаимодействия осуществляются косвенно за счет других участников.
Предприятия: интересы первого уровня -наличие квалифицированного трудового ресурса в необходимом количестве; второго уровня - использование наукоемких инновационных технологий требует взаимодействия с образовательными учреждениями как основными научнопрактическими центрами; третьего уровня - повышение собственного благосостояния и, как следствие, рост экономического потенциала общества.
Государство: интересы первого уровня - наличие трудового ресурса, необходимой квалификации и в необходимом количестве во всех секторах экономики - удовлетворяются посредством размещения заказа образовательным учреждениям и госконтроля за их деятельностью; второго уровня - развитие национальной экономики, прирост ВВП, требует взаимодействия с производственным сектором; третьего уровня - повышение благосостояния общества за счет высоких темпов развития экономки.
В условиях развития экономики знаний образование выступает не просто в качестве фактора формирования человеческого капитала, а в роли движущей силы развития общества, так как человек является генератором новых знаний, являющихся доминирующим ресурсом экономики.
В связи с тем, что процесс устаревания знаний достаточно высок, рискам подвергаются все субъекты рынка образовательных услуг. Риск будет заключаться в недостижении заинтересованными сторонами целей, зависящих от содержания и реализации образования, принявшей форму человеческого капитала. Риски индивида:
- не сформируется достаточная для практической деятельности теоретическая база;
- отсутствие практических навыков, востребованных в процессе трудовой деятельности;
- не будут приобретены и в достаточной степени не разовьются психологические качества, необходимые для работы;
- не будет повышен общий культурный уровень (эрудиция, область интересов, воспитанность и т. д.);
Данные риски индивида нельзя отнести исключительно к формированию и развитию информационного общества, в котором доминирует человек «социальный», в любом обществе, будь-то индустриальное или аграрное, человек всегда стремился занять определенное положение в рамках своей социальной группы.
Риски общества:
- получение недостаточного количества кадров высшей квалификации, умеющих решать сложные творческие задачи (рост структурной безработицы);
- неспособность системы ВПО обеспечить требуемый уровень культурного и нравственного развития выпускников;
- недостаток необходимого числа высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать проблемы общества.
В условиях индустриального общества эти риски были меньше, хотя общие тенденции оставались идентичными, это связано с низкой динамикой роста требований, предъявляемых к системе высшего профессионального образования как основы подготовки кадров (в качестве основного показателя выступает гораздо меньший уровень структурной безработицы). Роль образования заключается не только в подготовке кадров, но и в осуществлении научных разработок, направленных на развитие общества, что всегда носило и будет носить рисковый характер. Рисковая зависимость общества от образовательной системы носит долгосрочный характер.
Риски предприятия:
- отсутствие у выпускников достаточных теоретических знаний;
- отсутствие у выпускников достаточного практического опыта;
- неразвитость у выпускников личностных качеств, необходимых для успешного исполнения профессиональных обязанностей;
- низкая работоспособность выпускников.
Риски образовательного учреждения:
- недостаточное количество высококвалифицированных и талантливых преподавателей;
- невозможность обеспечить необходимое финансирование образовательной деятельности;
- невозможность обеспечить современную материально-техническую базу достаточного объема;
- недостаточно высокий начальный уровень абитуриентов;
- недостаточное взаимодействие с предприятиями с целью координации практических навыков учащихся;
- несоответствие применяемого вузом учебно-методического обеспечения образовательного процесса современным требованиям.
В динамично развивающемся обществе, соответствующем экономике знаний, подавляющее большинство рисков высшего профессионального образования связано с несоответствием навыков и знаний выпускника предъявляемым требованиям, что отражается в воспроизводстве дисбаланса рынка труда и образования. Это позволяет утверждать, что системе профессионального образования всегда были присущи рисковые тенденции, которые в условиях экономики знаний трансформировались в закономерность.
Венчурной образовательной услугой является новационная образовательная услуга, сформированная в соответствии с потребностями производственного сектора и общества, просматриваемыми в перспективном временном интервале. Содержание образовательной услуги формируется в зависимости от компетенций, предъявляемых предприятиями, на основании единого информационного прогнозного пространства, наполняемого государством. Венчурная образовательная услуга является объектом венчурного образования, рынок которого представлен шестью субъектами; наряду с трансформацией традиционных субъектов государством, образовательными учреждениями, предприятиями, индивидом добавляются венчурный образовательный посредник и венчурный капиталист.
Между субъектами венчурного образования циркулируют информационные потоки (рис. 4).
Рис. 4. Взаимодействие субъектов венчурного образования посредством информационных потоков
1. Информация, генерируемая государством в виде единого информационного поля, включает в себя информацию о прогнозе развития науки, технологий, экономики.
2. Информация, мотивирующая предприятия к размещению заказа новационных специалистов.
3. Информация о требованиях и необходимых компетенциях будущих сотрудников, включающая характеристики заказа, размер заказа, объем и содержание практических и теоретических знаний.
4. Информация о размещении заказа на образовательную услугу, требования о необходимых компетенциях профессорско-преподавательского состава, сроки переквалификации, содержание образовательной услуги.
5. Корректирующая информация и информация о возможности оказания требуемой образовательной услуги в рамках требуемых компетенций.
6. Информация об инвестиционной привлекательности проекта.
7. Информация, мотивирующая индивида к выбору венчурной образовательной услуги, условия, «гарантия» трудоустройства и т. д.
8. Сведения о размещенных заказах и результатах деятельности с целью корректировки прогнозов посредством единой информационной системы.
В сфере венчурного образования между субъектами складываются следующие финансовые взимоотношения (рис. 5):
Рис. 5. Финансовые потоки между субъектами венчурного образования
1. Венчурный инвестор осуществляет инвестиции посреднику под конкретный образовательный проект, в качестве венчурного инвестора могут выступать непосредственно участники этого проекта. Возможно осуществление долевого инвестирования.
2. Государство может осуществлять размещение финансовых средств с целью кредитования венчурных образовательных фондов на льготных условиях, при этом государство рискует в случае неправильного прогноза в размере выданного кредита.
3. Венчурный образовательный посредник финансирует образовательные учреждения, формирующие требуемые компетенции у будущего специалиста.
4. После оказания новационной образовательной услуги, в случае востребованности полученного трудового ресурса, предприятие-заказчик принимает на работу индивида с зара-
ботной платой, соответствующей его исключительному статусу. В противном случае предприятие, все равно, скорее всего, будет заинтересовано в приеме на работу полученного специалиста, так как его знания и навыки будут соответствовать профилю деятельности, но заработная плата в данном случае будет корелироваться с другими сотрудниками.
5. В случае успешности образовательного проекта индивид обязан возвратить компании сумму, оговоренную в договоре и составляющую инвестиции, затраченные на его образование с учетом дисконтированной стоимости, до момента погашения этих инвестиций на индивида накладывается «обременение».
6. Предприятие, получившее за счет трудового ресурса дополнительную сверхприбыль, обязано вернуть либо оговоренную договором сумму, либо процент от прибыли на протяжении высокой результативности применения знаний и навыков
поученного специалиста (в условиях динамично развивающейся экономики 2-3 года).
7. Если проект не оправдывает ожидание венчурного капиталиста, то он может полностью потерять свои деньги, либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда по прошествии 3-4 лет после оказания индивиду образовательной услуги последний позволит предприятию значительно повысить прибыль, часть которой составит доходность инвестиций.
8. Возврат кредита государству, либо в случае провала проекта, связанного с неправильными прогнозами единой информационной системы, списание данного кредита.
Между однородными субъектами венчурного образования складываются отношения конкуренции и партнерства одновременно, которые можно охарактеризовать как конкуренцию. Данные отношения характерны в силу экономической природы образовательной услуги, рассматриваемой с позиции общественного блага.
Выбор образовательной услуги и образовательного учреждения отличается от выбора товаров или услуг, что обусловлено долгосрочным инвестиционным характером данной услуги и ситуацией информационной неопределенности.
Самое большое влияние на поведение покупателя оказывают факторы культурного уровня. Это становится первоосновой в выборе будущей профессии, которая определит всю дальнейшею жизнедеятельность субъекта, а иногда и социума в целом. Субкультура как составляющая культурного фактора также отражается на выборе образовательной услуги индивидом. Особенно это касается национального и религиозного характера.
Кроме культуры и субкультуры выделяется такая характеристика потребителя, как социальное положение. Потребители, относящие себя к тому или иному социальному статусу, предпочитают образовательные услуги определенного типа. Существуют «посредственные», престижные и даже элитарные услуги, отличающиеся по качеству, стоимости и доступности. Можно выделить ряд учебных учреждений, относящихся к высшему классу, сам факт поступления и дальнейшего обучения в которых считается привилегией определенных классов общества. Более того, образование - это одна из переменных, определяющая принадлежность индивида к той или иной прослойке социума. Благодаря полученным знаниям индивид может подниматься или опускаться по этой иерархической лестнице.
Факторы социального уровня включают влияние референтных групп, оказывающих большое воздействие на выбор потребителем той или иной образовательной услуги. Так как получение образовательной услуги сильно пролонгировано во времени (от 1 года до 6 лет), то влияние референтной группы также пролонгируется. Наиболее влиятельной является референтная группа, состоящая из выпускников, удачно устроившихся по полученной специальности.
Семья выступает в роли очень важного фактора (зачастую доминирующего) воздействия относительно индивида, впервые получающего профессиональное образование, так как данный индивид не является до конца сформировавшейся личностью, не способной ни оплачивать свое обучение, ни содержать себя самостоятельно на период обучения.
Роли и статусы имеют наименьшее влияние. В первую очередь потому, что образование (высшее и специальное) является долгосрочной инвестицией. По результатам проведенного исследования было выяснено, что при выборе специальности советы друзей были важными всего для 18 % из 400 опрошенных респондентов, а вот к мнению родителей прислушалось уже 40 %.
Из факторов личного порядка стоит отметить возраст и этап жизненного цикла семьи, влияющие на выбор профессиональной услуги уже в процессе непрерывного образования; экономическое положение сказывается на том, что при выборе образовательной услуги выбирают не только специальность, но и учебное учреждение, в зависимости от экономического положения индивида этот выбор может быть резко сокращен. Однако образование выступает инвестицией в человеческий капитал, и доход, соответственно, должен пропорционально зависеть от первоначальных вложений, поэтому многие потребители готовы к значительным финансовым неудобствам.
Образ жизни и тип личности определяют: гуманитарное или техническое образование выберет индивид вне зависимости от спроса, складывающегося на рынке труда, наставлений родителей и отношения референтных групп. На покупательском выборе индивида сказываются факторы психологического порядка: мотивы, побуждающие человека получать образование, могут быть совершенно различными. По результатам проведенного исследования для 72 % опрошенных определяющим мотивом были наличие диплома, для 64 % освоение престижной специальности, пользующейся спросом на рынке труда, для 13 % -получение отсрочки от армии.
Исходя из этого, можно выделить следующие категории потребителей образовательной услуги:
1. Традиционные учащиеся - это те, кто сразу после школы поступает в вуз с целью получения конкретной области знаний.
2. Нетрадиционные учащиеся - те, у кого между средней школой и получением высшего образования в вузе был перерыв, в течении которого они работали.
3. Традиционно продолжающие учиться -студенты, решившие продолжить свое образование в магистратуре или аспирантуре.
4. Профессионально продолжающие учиться - те, кто реализуюет свои профессиональные и/или карьерные планы.
5. Временные учащиеся - это люди, которые выбирают различные краткосрочные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
6. Пожизненные учащиеся - те, кому в течении всей своей карьеры и жизни необходимо постоянное обновление знаний.
В качестве разработки базовой модели образовательной услуги как объекта маркетинга использовалась модель товара, предложенная Ф. Котле-ром, которая рассматривает товар на трех уровнях (по замыслу, в реальном исполнении, с подкреплением). Потребители образовательных услуг, обучаясь конкретной профессии, желают приобрести возможность зарабатывания денег для жиз-
Рис. 6. Центральное ядро традиционной
В условиях формирования экономики знаний традиционные образовательные услуги, наполняющие профессиональное образовательное поле, в должной мере не удовлетворяют потребности социально-экономической системы. В связи с чем предлагается модель инновационной образовательной услуги, основные отличия которой заключаются в трансформации нужд, потребностей
недеятельности, возможность получения интересной, творческой работы, для средств самовыражения и самоутверждения и возможность дополнительного интересного общения в процессе обучения. Согласно результатам исследования распределение ожиданий составило 48 %, 40 % и 12 % соответственно.
Понятие «товара (услуги) по замыслу» открывает глубинные нужды и потребности индивида, именно такое распределение может быть раскрыто посредством пирамиды А. Маслоу (рис. 6). Образовательная услуга в «реальном исполнении» выглядит, в первую очередь, в виде учебного заведения, которое предлагает определенную специальность определенной стоимости, наделенную качественными характеристиками. Высшую удовлетворенность индивида формирует третий уровень - товар «с подкреплением», в качестве атрибутов которого выступают: трудоустройство, стажировка, профессиональное консультирование, повышение квалификации, именно этот уровень генерирует «силы притяжения», возникающие между индивидом, получившим образовательную услугу, и профессиональным образовательным полем. Таким образом, образовательная услуга наделяется специфическими свойственными только ей атрибутами, которые определяют разный уровень восприятия образовательной услуги в качестве объекта маркетинга.
и ожиданий на стадии формировании «товара по замыслу» и перераспределении количественных показателей атрибутов стадии «товар в реальном исполнении».
Мотивационные нужды и потребности, которые желает решить индивид посредством приобретения инновационной образовательной услуги, идентичны уже рассмотренным (работа, общение,
творческая профессия). Однако в отличие от традиционной образовательной услуги «товар по замыслу» строится не на основе статичной пирами-
ды А. Маслоу, а в соответствии с категориями ERG человеческих потребностей, предложенной К. Альдельфер (рис. 7).
Рис. 7. Мультиатрибутивная модель новационной образовательной услуги профессионального образования
Потребитель желает получить посредством образования уверенность в завтрашнем дне, дополнительное общение и творческий характер деятельности. В отличие от идеи Маслоу о том, что доступ к более высоким уровням его пирамиды требует обязательной удовлетворенности на низких уровнях, области ERG являются одновременными потребностями. Роль непосредственно учебного учреждения значительно сокращается, так как оказание инновационных образовательных услуг будет прерогативой ограниченного количества специализированных вузов. При этом возрастает стоимость и качество обучения.
В качестве дополнительных благ при получении инновационной образовательной услуги является гарантированное трудоустройство даже в случае неправильного прогноза по актуальности инновационных знаний: потребитель имеет возможность трансформировать образовательную услугу «под себя», исходя из мотивационных ERG потребностей, кроме этого, наличие только базовых знаний соответствует набору знаний и навыков выпускника, получившего традиционное образование.
Основополагающий принцип традиционного маркетинга ставит в центр внимания текущие запросы и нужды потребителя, в отличие от него
опережающий маркетинг нацелен на прогнозирование и опережение существующих потребностей рынка. Концепция опережающего маркетинга образовательных услуг ориентирует на предвосхищение ситуации, которая сложится на рынке труда по истечении временного интервала АТреакции + АТобучения. В связи с этим в качестве основы для формирования профессиональной образовательной услуги берутся не текущие интересы индивида и запросы работодателей, а прогнозы, основанные на исследованиях и анализе тенденций развития научно-технической среды, просматриваемых в перспективном временном интервале.
Концепция опережающего маркетинга ориентирована не только на рынок, но и на нерыночные отношения, которые присущи системе высшего профессионального образования.
На стадии разработки образовательного продукта необходимо предугадывать ситуацию, которая сложится на производстве, а соответственно, и на трудовом рынке на момент завершения ее оказания. Это позволит избежать постоянного нарастания дисбаланса между рынком труда и профессиональным образовательным полем и нивелировать его негативные последствия для развития экономики знаний. Только инновационные,
а зачастую новационные образовательные услуги гарантируют учащемуся полноценную отдачу от инвестиций в свой человеческий капитал.
Концепция опережающего маркетинга в профессиональном образовании основывается на том, что предложение услуг должно формироваться исходя не из текущих интересов и потребностей индивидов, получающих образование, и предприятий, предъявляющих спрос на трудовой ресурс, а из прогнозных потребностей предприятий и общества, просматриваемых в перспективном временном интервале через призму тенденций развития науки и техники. Все субъекты профессионального образовательного поля выступают в качестве активных участников маркетингового процесса, имеющих равный доступ к единому информационному пространству, наполняемому государством и содержащему прогнозы развития научно-технической среды.
В систему опережающего маркетинга включены все социетальные субъекты, вступающие в отношения по поводу образовательной услуги. Специфика субъектов, сложность связей между ними требуют выработки соответствующего каждому из них инструментария исследования и воздействия.
Данная концепция дает возможность реформирования системы высшего профессионального образования на уровне государства и позволяет применить интегрированный подход к описанию целей и потребностей субъектов профессионального образовательного поля.
В ходе исследования были выявлены основные направления трансформации системы высшего профессионального образования, соответствующие экономике знаний:
- дополнение и пересмотрение набора существующих образовательных программ;
- обновление образовательных программ, проводимое в соответствии со стратегическим (долгосрочный период) и тактическим (1 год) планированием, позволит оперативно учитывать меняющуюся прогнозную конъюнктуру рынка труда под воздействием инновационных процессов;
- возрастание количества часов, отведенных на предметы по выбору и региональную компоненту в рамках образовательной программы с целью увеличения свободы действия непосредственно образовательных учреждений как субъекта социально-экономического развития региона.
Роль государства заключается в организации структурного взаимодействия всех субъектов профессионального образовательного поля,
трансформации их из пассивных участников маркетинга в активные с целью координации дея-
тельности по прогнозированию и стимулированию потребностей производственного сектора в рамках общего развития общества, а также разработке и наполнении единого информационного пространства.
Опережающий маркетинг образовательных услуг предполагает реализацию концепции на трех основных уровнях: макро-, или федеральном уровне (разработка и выполнение программ), микроуровне взаимодействия непосредственно индивида и образовательного учреждения, мезо-, или региональном, на котором главным субъектом маркетинга выступают предприятия, образующие отраслевую принадлежность региона и формирующие потребность в специалистах на региональном рынке труда.
На федеральном уровне прогнозирование, планирование, и формирование новационных образовательных услуг должно происходить на базе ведущих научно-исследовательских институтов как основных центров генерации новых знаний. Планирование как таковое заменяется прогнозированием изменения научно-технической макросреды, влияющей на производственный сектор, оценки инвестиционно-привлекательных секторов экономки, потребностей рынка труда в специалистах новой формации.
Новационные федеральные образовательные программы должны содержать основные базисные направления и положения оказания образовательной услуги для возможности коррекций на мезо- (за счет региональной компоненты) и мик-ро- (за счет дисциплин по выбору) уровнях. Описанный подход имеет общую природу с «госзаказом», осуществляемым в рамках плановой экономики, однако в условиях экономики знаний речь идет о прогнозировании потребностей в специалистах в условиях неопределенности и высокой динамики социально-экономической среды.
Формирование спроса на новационную образовательную услугу должно осуществляться не только на уровне государства, но и на уровне региона. В качестве информационного обеспечения формирования данного спроса выступает единое информационное поле, которое может рассматриваться как глобальная маркетинговая информационная система для всех субъектов профессионального образовательного поля.
Ядро информационной системы формируется посредством базы данных, в качестве таковой предложена реляционная модель (рис. 8), позволяющая осуществлять различные статистические выборки данных для формирования прогноза состояния рынка труда в краткосрочном периоде.
Рис. 8. Модель данных единого информационного пространства
Прогнозирование в долгосрочном периоде невозможно без непосредственного участия государства при привлечении специализированных учреждений и анализа ведущих научных разработок.
Модель данных сформирована на основании текущего взаимодействия рынка труда и образования, осуществляемого в рамках традиционного маркетинга, и позволяет оценить несоответствие содержания образовательной услуги требованиям, предъявляемым к ней в рамках конкретной специальности.
* * *
THE CONCEPTION OF ADVANCING MARKETING IN THE SYSTEM OF SOCIAL-ECONOMIC RELATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN ECONOMY OF KNOWLEDGE
R. R. Tolstyakov
The category «knowledge» as economic resource and as social welfare is characterized in the article; the tendency of development of social-economic relations in conditions of knowledge economy is described. The conformities to natural laws of human labour resource’s development in the process of transformation of social-economic system are revealed on the basis of four-sector model.
Key words: economy of knowledge, professional education, conception of advancing marketing.