Общество, культура, наука, образование ф
Современные проблемы образования
Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
Updating the content and techniques of additional education in the field of local studies and tourism
Косарецкий
Сергей Геннадьевич,
кандидат психологических наук, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва
e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена всесторонней характеристике программ дополнительного образования детей туристско-краеведче-ской направленности. Авторы подчеркивают отсутствие устойчивых критериев, позволяющих отнести программы дополнительного образования к указанной направленности, и предлагают свои пути решения этой проблемы, а также анализируют корпус методологических подходов содержательного и технологического обновления разнообразных форм детского туризма и краеведения. Ключевые слова: дополнительное образование, краеведение, туризм, обновление, образовательные технологии, экосистем-ный подход
Abstract. The article is a comprehensive description of programs of additional education for children related to tourism and local studies. The authors emphasize the lack of sustainable criteria to classify the education programs as being related to the field in question, and suggest their own solutions to this problem, as well as analyze a number of methodological approaches to substantive and technological updating of various forms of children's tourism and local studies. Keywords: additional education, local studies, tourism, updating, educational techniques, ecosystem approach
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
Настоящая концепция разработана в 2017 году в рамках проекта Министерства образования и науки по обновлению содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ различной направленности для установления общих ориентиров и механизмов обновления содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности детей в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», в условиях происходящих социальных, культурных, технологических изменений, в соответствии с актуальным уровнем развития теории и методологии.
Исходной для замысла данной работы является констатация того факта, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствуют нормативные и методические документы, в комплексе раскрывающие ключевые характеристики содержания дополнительного образования туристско-краеведческой направленности: критерии отнесения дополнительных общеобразовательных программ к данной направленности, содержательные отличия данных программ от общеобразовательных программ, в том числе внеурочной деятельности, требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности и др.
Указанная ситуация создает затруднения для формирования профессиональной идентичности педагогов, реализующих программы дополнительного образования, организации их подготовки и профессионального развития в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и перспективными задачами.
Наряду с потребностью в структурировании содержания дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, актуальность разработки концепции определяется задачами обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ данной направленности в целях реализации положений, сформулированных в Концепции развития дополнительного образования, Паспорте Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Цели и задачи концепции
Цель концепции: определение и обоснование основных направлений развития туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования детей РФ в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства, с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Задачи концепции: • охарактеризовать современное состояние содержания
и технологий дополнительного образования детей в
Золотарева
Ангелина Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института развития образования Ярославской области, г. Ярославль
e-mail: [email protected]
Логинова
Александра Николаевна,
директор Центра детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий Ярославской области, г. Ярославль e-mail: [email protected]
Современные проблемы образования
Павлов
Андрей Викторович,
кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва e-mail: andreypavlov@ hse.ru
Баринов
Сергей Леонидович,
кандидат географических наук, преподаватель кафедры STEM ЧОУ «Хорошевская школа», преподаватель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва
e-mail: [email protected]
области реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности;
• уточнить тематическое содержание туристско-краеведче-ской направленности дополнительного образования в системе образования Российской Федерации;
• уточнить функции программ туристско-краеведческой направленности в содержании дополнительного образования детей, критерии идентификации программ турист-ско-краеведческой направленности;
• определить направления обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности;
• обосновать подходы к дифференциации и интеграции дополнительных общеобразовательных программ турист-ско-краеведческой направленности с другими видами образовательных программ;
• определить механизмы обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, к числу важнейших государственных задач отнесено формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства, а к числу мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков — обеспечение доступности занятий туризмом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями, формирование ценностей здорового образа жизни, необходимости «развития разнообразных форм туризма и краеведения».
Задача обновления содержания дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности предполагает выстраивание полноценной системы анализа интересов детей и запросов семей, оценки текущей удовлетворенности, прогнозирования их изменений в среднесрочной перспективе. При этом необходимо обеспечивать дифференциацию запроса разных категорий детей и семей в зависимости от демографических и социально-экономических характеристик.
Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования ожиданиям и потребностям населения должно рассматриваться не только применительно к тематике программ, но также к их уровневой организации, форматам, используемым принципам взаимодействия с участниками (интерактивность, групповые формы работы и др.). Необходимо также обеспечивать возрастосообразность
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
предлагаемых программ дополнительного образования, учет в содержании образования особенностей современной подростковой субкультуры.
Обеспечение соответствия содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности ожиданиям и потребностям населения будет способствовать повышению мотивации детей к участию в программах дополнительного образования детей, росту удовлетворенности качеством получаемого образования. Решение рассматриваемой задачи станет важным шагом в преодолении проблемы неравенства за счет обеспечения доступа каждого ребенка (независимо от материального положения семьи) к современным знаниям и технологиям.
Методологические подходы к обновлению содержания дополнительного образования туристско-краеведческой направленности
Основным методологическим подходом к обновлению содержания дополнительного образования туристско-крае-ведческой направленности выступает «экосистемный подход» (У. Бронфенбреннер и др.). Экосистема в рамках данного подхода понимается как территориальная (экстерриториальная) система взаимодействующих, обменивающихся ресурсами и трансформирующихся субъектов.
К системе образования применяется понятие «образовательной экосистемы» (Learning ecosystem), которая отражает отношения между образовательными организациями и прилегающими территориями, действующими в них субъектами. Образовательная экосистема рассматривается также как многообразие образовательных контекстов, в которых человек получает образование (человек учится как в школе, так и на работе, и дома, и в обществе, все это для него образовательная среда, которая может стать экосистемой).
Экосистемный подход к обновлению содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности предполагает, что образовательные организации дополнительного образования, реализующие данные программы, могут работать вместе с партнерами в экосистеме (музеи, туристические, национальные и этнографические организации и др.) для изменения содержания образования и реализации инновационных технологий, используя ресурсы друг друга и отвечая взаимным интересам.
В рамках данного подхода проектирование образовательных результатов и программ строится не изолированно, а в более широкой рамке с учетом и с помощью разнообразных стейкхолдеров (родители, бизнес, местное сообщество), в том числе через включение в содержание образовательных
Sergey
Kosaretsky,
Ph.D. in Psychology, Director of the Center for General and Additional Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow
Angelina
Zolotareva,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute for Educational Development of the Yaroslavl Region, Yaroslavl
Alexandra
Loginova,
Director of the Center for Children and Youth Tourism, Local Studies and Excursions of the Yaroslavl Region, Yaroslavl
Andrey
Pavlov,
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of the Center for General and Additional Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow
Sergey
Barinov,
Ph.D in Geography, Lecturer at the STEM Department of the Khoroshevskaya School, Lecturer at the Institute of Education of the National Research University Higher School of Economics, Moscow
Современные проблемы образования
программ реальных прикладных задач, в том числе сформулированных как заказ со стороны предприятий, некоммерческих организаций, местных администраций, сообщества.
Методическим подходом, реализующим данную методологию, выступает модель сетевого взаимодействия (сетевые образовательные программы, сетевые проекты и др. (А.И. Адамский, И.В. Абанкина, А.В. Золотарева, К.Г. Митрофанов), предусматривающая интеграцию и эффективное использование ресурсов партнеров (оборудование, кадры и др.) для достижения образовательных целей.
Другим значимым для обновления содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности является ситуационный подход (П. Дракер, Г. Кунц).
Данный подход обосновывает пригодность различных методов реализации механизмов обучения, определяемых ситуацией (конкретным набором обстоятельств): самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. В центре подхода — конкретная ситуация конкретной территории (региона, муниципалитета, организации), т.е. набор обстоятельств, в которых действует система дополнительного образования детей. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах механизмов, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать существующие задачи по направлениям обновления содержания и технологий.
Ситуационный подход в системе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (в особенности «туризма») с точки зрения содержания образования (образовательных результатов) имеет особое значение для формирования адаптационных компетентностей, ориентированных на развитие нестандартного мышления, способности осознавать и принимать вызовы, планирования времени, умения рассматривать факты с различных точек зрения, способности к быстрому принятию решений и т.д., а с точки зрения образовательных технологий — для проектирования туристических маршрутов, экскурсионных программ, программ музейной педагогики, отвечающих актуальной социокультурной ситуации в территории.
1
В данном разделе использованы в том числе материалы Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.
Современное состояние содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности1
В качестве отправной точки формирования системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности следует определить 1918 год, когда было создано Центральное бюро школьных экскурсий (в настоящее время
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения»). Официальные данные свидетельствуют, что в 1958 году спортивным туризмом занималось 428156 человек, в 1980 году — 6,1 млн. человек, а в 1985 году — 9 млн. человек.
По данным статистического наблюдения ФСН № 1-ДОП, дополнительными общеобразовательными программами ту-ристско-краеведческой направленности охвачены 4% детей. В статистическом наблюдении за организациями дополнительного образования (форма 1-ДО) зафиксировано 4,1% объединений туристско-краеведческой направленности.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности реализуются следующими видами организаций:
• специализированные образовательные организации ту-ристско-краеведческой направленности (центры детского и юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов);
• многопрофильные организации дополнительного образования детей в рамках деятельности структурных подразделений туристско-краеведческого профиля;
• организации культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, туристической индустрии, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (музеи, спортивные школы, туристические фирмы и т.д.).
Указанные организации не только реализуют образовательные программы по туристско-краеведческой тематике для обучающихся, но и оказывают организационно-методическую поддержку общеобразовательным организациям в развитии данного направления.
Вопросы регламентации активного детского туризма отражены в отраслевых нормативно-правовых актах в сфере образования, спорта и туристических услуг.
В сфере образования в начале 90-х годов XX века был принят ряд нормативных документов, действующих и в настоящее время, таких как «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденная приказом Минобразования от 13 июля 1992 г. № 293.
Подготовка туристских кадров в системе образования осуществляется по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» в соответствии с приказом Минобразования России от № 769 от 23 марта 1998 г., а также в соответствии с методическими рекомендациями по повышению квалификации специалистов в области детского туризма, разработанными
Современные проблемы образования
коллективом ФЦДЮТиК и направленными в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 3 декабря 2015 г. № 09-3461.
В 2015 году коллективом ФЦДЮТиК были разработаны «Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися».
Развитие краеведческого направления в системе образования осуществляется в рамках программы туристско-крае-ведческого движения учащихся «Отечество», разработанной Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (в настоящее время ФЦДЮТиК) совместно с Союзом краеведов России и направленной в субъекты Российской Федерации письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 653/19-15 от 7 декабря 1998 г.
Учитывая, что в системе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности активно развивается спортивно-туристская составляющая, при организации категорийных походов применяются нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы спортивного туризма.
Основополагающими нормативно-правовыми актами в области спортивного туризма являются Правила вида спорта «Спортивный туризм», утвержденные приказом Минспорта России от 22 июля 2013 г. № 571, и Регламент по спортивному туризму «Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов», утвержденный 28 ноября 2008 г. общероссийской общественной организацией «Ту-ристско-спортивный союз России» (в настоящее время Федерация спортивного туризма России).
Данные документы определяют принципы построения, технологию организации и порядок проведения туристско-спортивных мероприятий, связанных с прохождением туристских маршрутов, являются обязательными для всех лиц и организаций, которые проводят и участвуют в туристско-спор-тивных мероприятиях.
Отмечая потенциал существующей системы организаций и объединений дополнительного образования детей турист-ско-краеведческой направленности, следует признать, что в последние годы наблюдается тенденция снижения доли обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности в связи с существованием следующих проблем:
• недостаточная нормативно-правовая база и методическое обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи;
• отсутствие единого межотраслевого подхода к регулированию туристской деятельности;
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
• ужесточение государственных требований к безопасности туристско-краеведческой деятельности (перевозка организованных групп детей, организация лагерей палаточного типа и т.д.) при недостаточном материально-техническом оснащении образовательных организаций, реализующих программы туристско-краеведческой направленности;
• высокий уровень бюрократизации контроля образовательных организаций, реализующих программы туристско-кра-еведческой направленности, стимулирующий организаторов таких программ выбирать нелицензируемые формы их реализации для снижения транзакционных издержек;
• отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров в сфере туристско-краеведческой деятельности в сочетании с повышением среднего возраста педагогов, работающих по ДООП туристско-краеведческой направленности;
• низкий текущий уровень интегрированности ДООП ту-ристско-краеведческой направленности и программ основной школы при отсутствии у педагогов школ внешней мотивации к участию в таких программах;
• низкий уровень инновационности методов и технологий туристско-краеведческой деятельности в условиях меняющегося запроса со стороны потребителей образовательной услуги;
• исключение из образовательного поля значительной части программ туристско-краеведческой направленности, реально преследующих образовательные цели, но формально не считающихся образовательными: игровые проекты, квесты, клубы, урбанистические лагеря и др. Перспективы обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ туристско-кра-еведческой направленности связаны с решением указанных проблем на основе реализации предлагаемых в концепции направлений и механизмов.
Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить спектр технологий туристско-краеведческой деятельности. Свое место в образовательном процессе должны найти электронные библиотеки, туристические навигаторы, музейные порталы, без которых невозможно сегодня представить не только разработку и реализацию крупных исследовательских и социальных проектов, но и организацию свободного времени большинства российских семей.
Профессиональное самоопределение современных подростков предполагает не столько знакомство с основами существующих профессий, сколько формирование образов новых профессий и разработку индивидуальных траекторий освоения компетенций профессий будущего. Туристическая индустрия уже сегодня испытывает недостаток специалистов по разработке
Современные проблемы образования
индивидуальных туристических продуктов для конкретного потребителя, конструкторов виртуальных путешествий, разработчиков стратегий развития территорий. Современные дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности призваны отвечать запросу общества и предоставлять возможность обучающимся осваивать предпрофессио-нальные навыки в сфере новых востребованных профессий.
Широкий круг социальных контактов современного ребенка позволяет ему получать большой объем оперативной информации из различных источников и снимает территориальные, возрастные, технологические и иные барьеры для получения им как формального, так и неформального образования. В связи с этим образовательные программы должны также выходить за границы аудиторий, ведомств и профилей практической деятельности. Современная программа туристско-кра-еведческой направленности — это сетевой образовательный проект, предполагающий в качестве результата реальный исследовательский или творческий продукт. Такой проект сочетает в себе элементы формального, неформального и информаль-ного образования с участием специалистов культуры, спорта, туристической индустрии. Он предоставляет возможность обучения в различном темпе, по индивидуальной образовательной программе в составе межрегиональных групп. Такой подход в полной мере отвечает принципу «обучение без границ», что полностью соответствует задаче туризма расширять границы представления человека об окружающем его мире.
Функции программ туристско-краеведческой направленности в содержании дополнительного образования детей
К функциям дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности относятся:
• развивающая: развитие творческой, интеллектуальной личности; создание комфортных условий для раскрытия и развития индивидуальных способностей обучающихся и реализации их личных образовательных маршрутов;
• социализирующая: формирование стратегий безопасного поведения, в том числе в природной среде;
• воспитывающая: формирование у обучающихся российской гражданской идентичности средствами туризма и краеведения;
• профориентационная: поддержка профессиональной ориентации и освоения предпрофессиональных навыков в сферах культуры, туризма и безопасности жизнедеятельности;
• рекреационно-оздоровительная: нацеленная на восстановление моральных, физических, психологических сил и здоровья.
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
Критерии идентификации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности
Программы туристско-краеведческой направленности ориентированы на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся компетенций в сфере туризма,
краеведения, ведения здорового и безопасного образа жизни;
• патриотическое и гражданское воспитание обучающихся;
и решение следующих задач:
- социализация обучающихся, развитие их социальной активности, гражданской ответственности, компетенций социального творчества;
- формирование у обучающихся позитивных ценностей и качеств, позволяющих проявить себя в созидательных практиках в интересах страны;
- формирование установки на ведение здорового и безопасного образа жизни;
- развитие опыта самостоятельной, в том числе исследовательской и проектной, деятельности обучающихся средствами неформального и информального образования;
- формирование компетенций обучающихся по перспективным профессиям в сфере туризма, краеведения и безопасности жизнедеятельности, соответствующих региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.
Туристско-краеведческая направленность в системе дополнительного образования детей реализуется в рамках двух относительно самостоятельных направлений: «Детско-юношеский туризм» и «Краеведение».
В качестве критерия идентификации («предметного ядра») направления «Детско-юношеский туризм» предлагается выделить обучение преодолению негативных факторов природной среды. К числу основных особенностей направления относится значительный объем учебного времени, в течение которого обучающиеся осваивают образовательные программы в природной среде.
Такая форма нахождения обучающихся в природной среде имеет универсальный характер и применяется как с целью формирования специальных знаний, универсальных и специальных компетенций, так и в целях организации воспитательного процесса.
Содержательно дополнительные образовательные программы по данному направлению классифицируются по видам и формам активного туризма:
• пешеходный туризм;
• лыжный туризм;
• горный туризм
• водный туризм (сплав и парусный);
Современные проблемы образования
• велосипедный туризм;
• спелеология.
В основе рубрикации лежит активный деятельностный подход, определяющий специфику дополнительного образования детей и взрослых как самостоятельного вида образования.
В качестве критерия идентификации («предметного ядра») направления «Краеведение» предлагается выделить обучение приемам исследовательской деятельности путем всестороннего изучения своего края, региона проживания (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития. Предметно-тематическое содержание этой направленности представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Предметно-тематическое содержание туристско-краеведческой направленности
Вид деятельности Направление деятельности
Туризм Спортивный туризм Спортивное ориентирование Образовательный туризм Промышленный туризм Экскурсоводческая деятельность Деятельность инструктора-проводника
Безопасность жизнедеятельности Деятельность спасателя Деятельность пожарного Школа безопасности
Краеведение Музейное дело Охрана памятников истории, природы и культуры Археология Генеалогия Урбанистика Регионалистика Этнография
Военно-патриотическое воспитание Деятельность поисковых отрядов Реконструкция Военно-прикладные виды спорта Военное дело
Волонтерская деятельность Устойчивое развитие территорий Реставрация памятников истории и архитектуры
Индивидуализация образовательного процесса предполагает разработку и реализацию стратегий обучения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ, и детей, находящихся в неблагоприятных социальных условиях
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
(мигранты, девианты, сироты и др.). Для последних категорий детей должны создаваться адаптированные образовательные программы, необходимость которых обусловлена особыми требованиями к обеспечению безопасности при реализации ДООП туристско-краеведческой направленности.
Рекомендуемые методы и технологии работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями:
1) Индивидуальный образовательный маршрут. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей предполагает определение объема и структуры содержания образования для конкретного обучающегося, подбор методов и форм образовательной деятельности и разработку индивидуального графика обучения в соответствии с характером заболевания, состоянием здоровья и (или) особенностями познавательных способностей обучающихся. Стартом данной деятельности является формирование заказа со стороны ребенка или его родителей (законных представителей) на разработку и сопровождение индивидуальной программы обучения, а результатом — реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося (например, разработка коллективного исследовательского или поискового проекта предполагает распределение ролей в команде его участников с учетом их физических возможностей и уровня организаторских и аналитических навыков).
2) Тьюторское сопровождение. Функции тьютора в процессе обучения по образовательным программам туристско-краеведческой направленности могут выполнять как педагог, так и обучающиеся 3-го и последующих годов обучения. В этом случае обучающиеся должны освоить основные инструменты тьюторского сопровождения под руководством педагога и разработать индивидуальную программу тьюториала (например, обучающиеся по программе подготовки инструкторов детско-юношеского туризма в процессе разработки и реализации маршрута похода, экспедиции могут выступать в роли наставников по отношению к начинающим участникам, выполняя функции заместителя или помощника руководителя группы).
3) Инклюзивные технологии должны быть направлены на комплексное преодоление барьеров (социальных, экологических, экономических и политических) на пути к образованию детей с ОВЗ, развитие самооценки, навыков принятия решений и доверия между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками посредством инклюзивных детских клубов, спортивных и развлекательных мероприятий и других школьных и общественных инициатив в рамках частичной или полной инклюзии, предполагают использование технологий дистанционного обучения (виртуальные экскурсии и квесты по музеям и городам мира); технологий «социальных проб» для приобретения опыта реальной жизни в социуме; игровых технологий, позволяющих поставить детей с разными физическими
Современные проблемы образования
возможностями в одинаковые условия со здоровыми детьми; технологий обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности и др.
Базовые и перспективные технологии, методы, формы реализации программ направленности представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Базовые и перспективные технологии, методы, формы реализации программ туристско-краеведческой направленности
Вид деятельности Специфические базовые технологии, методы деятельности Специфические базовые формы деятельности
Туризм Показ, рассказ Игровые технологии КТД Навигация Проектирование (разработка и реализация туристского маршрута) Коммуникационные и лидерские технологии Экспертные методы Маркетинговые технологии Экскурсия Путешествие Туристский поход Непередвижной палаточный лагерь Соревнование по спортивному туризму, спортивному ориентированию
Краеведение Исследование Игра, квест Музейные технологии (описание, классификация и экспонирование музейных предметов) Краеведческая экспедиция Исследовательская экспедиция Проект Исследовательская конференция Выставка Экспозиция Музей образовательной организации
Военно-патриотическое воспитание Поисковые технологии Реконструкция Поисковая экспедиция Полевой сбор Соревнования по военно-прикладным видам спорта
Обоснование подходов к дифференциации и интеграции с основными общеобразовательными программами начального, основного, среднего общего образования
Основные образовательные программы начального, основного и общего образования в отличие от дополнительных общеобразовательных программ сегодня не обладают достаточными ресурсами для организации образовательного процесса в условиях природной среды, а также на базе организаций сфер культуры, спорта, безопасности жизнедеятельности, туристической индустрии.
Дополнительные общеобразовательные программы могут выступать в качестве ключевого элемента непрерывного образования, преемственность содержания и технологий их реализации от дошкольного до высшего образования
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
позволяет избежать проблем преемственности уровней образования и формировать устойчивые познавательные интересы обучающихся.
Дифференциация дополнительных общеобразовательных программ с основными общеобразовательными программами начального, основного, среднего общего образования может осуществляться на основе:
• обеспечения вариативности дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности, содержания внутри программ и технологий педагогической деятельности (целенаправленное формирование интеллектуальных, организаторских, социально-бытовых навыков и физическое совершенствование в процессе занятий активным туризмом; развитие поисково-исследовательских компетенций в процессе участия обучающихся в реальных археологических, геологических экспедициях; участие в охране правопорядка и т.д.);
• ориентации на предпрофессиональные навыки в сфере профессионального образования и освоения новых перспективных профессий (участие в создании брендов территорий, разработка и сопровождение мультимедийных приложений-навигаторов и виртуальных объектов показа, модерирование сетевых сообществ путешественников, тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных маршрутов экскурсий и экспедиций);
• полного использования ресурсов культурной и природной среды, вариантов их освоения (организация и проведение полевых краеведческих конференций, профильных лагерей туристско-краеведческой направленности, археологических, этнографических, геологических экспедиций, деятельность поисковых отрядов);
• обеспечения свободного выбора форм и методов оценки образовательных результатов, в том числе активных форм организации процедуры оценки (категорийный поход, реализация туристического продукта);
• создания условий для персонифицированного образования, реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (разработка и реализация индивидуальных исследовательских проектов обучающихся на базе организаций культуры, туризма, безопасности жизнедеятельности, «компе-тентностный лифт» участник-судья-инструктор в процессе освоения программ активного туризма).
Интеграция образовательных программ может осуществляться на основе:
• постановки интегрированных (комплексных) целей обучения, воспитания, развития обучающихся, решения их
Современные проблемы образования
социальных проблем средствами туризма и краеведения (формирование таких современных образовательных результатов, как установка на ведение здорового и безопасного образа жизни, стремление к изучению истории и культуры своей родины, формирование стратегий законопослушного ответственного поведения, в том числе в природной среде, готовности к защите своего отечества); возможности содержательного продолжения преемственности освоения предметных областей общего образования (история, искусство, ОБЖ, физическая культура, география) в программах дополнительного образования туристско-краеведческой направленности; компенсации содержательных и технологических дефицитов основных образовательных программ и программ профессионального образования (персонифицированная предпрофессиональная подготовка в сфере туризма, культуры, спорта, безопасности жизнедеятельности, например, подготовка экскурсовода по заказу конкретного объекта показа или инструктора по военно-прикладному виду спорта; вариативность содержания образования с учетом запроса местного рынка труда при отсутствии контрольных цифр приема и государственных требований к условиям реализации ДОП);
расширения возможностей использования потенциала организаций культуры, туризма, спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей;
создания комплексных форм организации образовательного процесса — клубов, школ, студий, музеев и др. (например, клубов путешественников, школ юных археологов, музеев образовательных организаций, творческих этнографических коллективов);
разработки новых интегрированных технологий освоения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (технологии проектной, научно-исследовательской деятельности детей, здоровьесбережения, новые информационные технологии и др.) привлечения нового, современного специального оборудования и программного обеспечения для организации образовательного процесса (например, использование современных средств связи и навигации, применение Learшngapp для создания дидактических материалов для занятий туризмом и краеведением). Интеграция может осуществляться в процессе: сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности;
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
• организации внеурочной деятельности обучающихся (духовно-нравственное направление, поисковая, исследовательская, проектная деятельность);
• организации практики студентов СПО и ВО;
• проектов неформального и информального образования с участием организаций негосударственного сектора, ме-диасферы, индустрии досуга, сети Интернет и др.
Направления обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности
1) разработка единого межотраслевого глоссария и нормативного, методического и ресурсного обеспечения развития детского образовательного туризма и краеведения; нового определения требуют такие понятия, как «образовательный туризм», «промышленный туризм», «музейная педагогика», «туристическая индустрия», «техносферное развитие турист-ско-краеведческой деятельности» и др.;
2) ориентация на современные образовательные результаты (разработка их структуры («матрицы»), инструментов фиксации и оценки), а именно:
• «универсальные» компетенции (soft skills): критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность. Навыки XXI века необходимы в процессе исследовательской краеведческой деятельности обучающихся, при создании и реализации оригинальных туристических продуктов в рамках образовательных туристических проектов. Опыт организации туристских и краеведческих экспедиций и походов способствует эффективному формированию у их участников навыков коммуникации и решения проблем;
• «современная грамотность» — интегрированные знания и умения действовать в типовых жизненных ситуациях в разнообразных и меняющихся природных, культурных и социально-экономических условиях. Основы межкультурной грамотности формируются у подростков в процессе разработки и реализации этнографических и археологических проектов. Организация туристских походов и экспедиций предполагает владение их участниками основами экологической, правовой и финансовой грамотности. Создание туристских карт и интерактивных карт культурных и природных объектов невозможно без цифровой грамотности, владения информационно-коммуникативными технологиями;
• личностные качества и социально-эмоциональный интеллект. Участие в туристских и краеведческих мероприятиях
Современные проблемы образования
позволяет сформировать у детей и подростков такие качества, как личная и социальная ответственность, инициативность, лидерство, трудолюбие. Без развитого любопытства, осознанности и продуктивности невозможно результативно реализовать исследовательские краеведческие проекты обучающихся;
• гражданская идентичность и компетентность, знание традиций, географии и истории страны, культурных, духовных и нравственных ценностей российского общества; чувство гордости за свою родину;
• навыки ведения предпринимательской деятельности (в сфере туризма);
• мотивация и позитивный эмоциональный опыт.
3) обеспечение вариативности программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, что предполагает создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности участников образовательного процесса: для детей — вариантов целей образования и способов их осуществления средствами туризма и краеведения; для педагогов — вариантов построения собственных моделей образовательного процесса на основе интеграции с общим и профессиональным образованием, обеспечивающим вхождение туризма в сферу образования; вариативность программ туристско-краеведческой направленности должна обеспечить поликультурность и многоконфессиональность образования, максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия, расширить рамки мировоззрения и мировосприятия человека;
4) персонализация образовательного процесса — предоставление учащимся возможности выбора содержания, методов работы, определения целей получения образования на том или ином отрезке времени; активное использование индивидуальных планов и маршрутов;
5) использование потенциала и конкретных средств неформального и информального образования: дополнительное образование должно стать не набором кружков и секций, а гибким пространством образовательных возможностей ребенка, пространством его неформального образования, обеспечивающего право выбора в области любительских занятий и увлечений (реальных и виртуальных путешествий, проектирования новых образов территорий и туристических продуктов, индивидуальных траекторий своего физического совершенствования и развития навыков здорового и безопасного образа жизни), реализации гражданских инициатив, освоения культурных ценностей, приобретения компетенций в сфере межличностного общения, участия в различных видах социально значимой деятельности, в том числе в интернет-пространстве;
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
6) совершенствование профессиональной ориентации и формирование компетенций обучающихся, соответствующих требованиям новых перспективных профессий в сфере туризма, краеведения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Практикоориентированный характер дополнительного образования предполагает более широкое использование в образовательном процессе традиционных для соответствующих видов профессиональной деятельности технологий и форм.
В рамках туристско-краеведческой направленности используются базовые в экскурсоведении методы показа и рассказа, а также такие специальные музейные технологии, как описание, классификация и экспонирование музейных предметов. Результатом обучения по программам подготовки юных экскурсоводов может стать их участие в профессиональных конкурсах, таких, например, как WorldSkills. Оценка уровня профессиональных компетенций обучающихся независимыми экспертами позволяет корректировать образовательные программы с учетом запроса реального потребителя туристических услуг и обогащать технологический аппарат педагогов туристско-краеведческой направленности.
В процессе сбора и обработки информации для создания экспозиций музеев, реализации проектов изучения и сохранения памятников истории и культуры следует активно применять поисковые и исследовательские методы. К актуальным навыкам работы активистов музеев образовательных организаций можно отнести использование интерактивных методов работы с посетителями (например, таких, как квест, ролевая игра) и использование доступных электронных ресурсов для создания мультимедийных приложений, виртуальных экскурсий.
Разработка туристических маршрутов, определение уровня сложности и обеспечение безопасности их прохождения предполагают освоение обучающимися навыков маршрутизации, оценки рисков и проектирования путей их компенсации. Подготовка обучающихся в качестве инструкторов и судей туристских соревнований должна включать в себя формирование организаторских и лидерских навыков (в том числе навыков командообразования), освоение приемов экспертной деятельности. Одной из традиционных педагогических технологий, не теряющих свою актуальность в дополнительном образовании детей, является коллективная творческая деятельность.
При реализации программ туристско-краеведческой деятельности целесообразно активнее использовать технологию реконструкции. Погружение обучающихся в среду изучаемых предметов и явлений позволяет развивать познавательные и творческие способности обучающихся. Кроме этого, игровая деятельность является ведущей у детей младшего школьного возраста. Реконструкция — перспективный ресурс для
Современные проблемы образования
вовлечения в образовательный процесс родителей обучающихся и педагогов других направленностей дополнительного образования. Одной из комплексных форм туристско-краеведческой деятельности является участие обучающихся в реконструкции памятников истории и культуры. Данная форма сочетает в себе элементы поисковой, исследовательской, творческой и практической деятельности в сфере археологии и реставрации.
Современный уровень развития туристической индустрии требует от специалистов данной сферы владения навигационными технологиями, в том числе GPS-навигации, а также умения проектировать туристические маршруты по запросу индивидуальных заказчиков.
К перспективным методам и формам реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-крае-ведческой направленности относятся также следующие:
• модульное обучение предполагает гибкое и вариативное выстраивание содержания для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся через его структурирование в виде совокупности учебных модулей, выбор которого осуществляется самим обучающимся. Актуальной формой реализации модульных программ могут быть, например, профильные лагеря (в том числе «летние школы»), которые позволяют объединить в модули ресурсы сфер отдыха, оздоровления и дополнительного образования детей. Так, например, востребованными сегодня являются школы юных экскурсоводов, археологов, профильные лагеря юных полицейских, десантников и т.д.
• сетевая форма обеспечит консолидацию ресурсов организаций дополнительного, общего, среднего профессионального, высшего образования, организациями культуры, спорта, безопасности жизнедеятельности, туристической индустрии для формирования компетенций в сфере актуальных и новых перспективных профессий. Потенциал сетевой формы можно использовать при организации межрегиональных форм организации образовательного процесса, таких как межрегиональные туристские походы, туристско-краеведческие экспедиции, профильные лагеря, соревнования и т.д. Преимуществом сетевой формы является то, что обучающиеся имеют возможность пользоваться специальным оборудованием организаций-партнеров и проходить профессиональные пробы под руководством специалистов реального сектора экономики;
• дистанционная форма реализации программ, а также организация виртуальных экскурсий, виртуальных выставок исследовательских работ, видеоконференций позволяет расширить количество потенциальных участников образовательного процесса, включить в образовательный
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
процесс педагогов разного уровня, получить экспертную и независимую оценку образовательных результатов. Так, например, в процессе обучения по программам подготовки активистов музеев образовательных организаций можно в режиме вебинаров и видеоконференций знакомиться с учебными курсами специалистов образовательных центров крупнейших музеев Российской Федерации и получать экспертные заключения на проекты своих музейных экспозиций;
электронное обучение предполагает использование в образовательной деятельности обучающихся ресурсов электронных библиотек, инструментов геоинформационных и навигационных систем, в том числе системы GIS, туристических и музейных порталов; повышает качество информационно-методических условий реализации дополнительных общеобразовательных программ турист-ско-краеведческой направленности и позволяет оценить продукты образовательной деятельности с точки зрения их востребованности на реальном рынке туристических и исследовательских продуктов;
проектное обучение предполагает создание общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории групп детей и подростков), медийных (сервисы сети Интернет, телевидения, радио, мультипликации) проектов туристско-краеведческой направленности по складыванию детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, современные виды занятий физической культурой и спортом), обеспечивающих формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции; реализацию учащимися индивидуальных и групповых проектов: в сфере устойчивого развития в природной среде, по широкому спектру тематик развития городских пространств в урбанистической среде.
исследовательское обучение: реализация учащимися индивидуальных и групповых исследований на основе эмпирического материала, собираемого в полевых экспедициях как в природной, так и в антропогенной (в первую очередь городской) среде; при этом перспективной является кооперация общего и дополнительного образования, при которой исследования учащиеся реализуют в организациях общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения, а набор эмпирического материала в полевых экспедициях проводят в рамках программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности; открытое образование направлено на формирование молодого поколения страны, готового реализовать
Современные проблемы образования
требования современной экономики и нового общественного устройства, может включать в себя использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов, создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), образовательных сервисов различного вида, отвечающих требованиям техносферного и инновационного развития образования (например, создание и сопровождение тематических сообществ в социальных сетях для разработки маршрутов экспедиций, экспозиций виртуальных музеев, разработка мультимедийных приложений для путешественников, виртуальных квестов для изучения истории и культуры своей малой родины); программы «учения с увлечением» (эксплораториумы, «города профессий», парки научных развлечений, творческие мастерские, тематические парки и др.) туристско-кра-еведческой направленности предполагают привлечение к реализации программ организаций негосударственного сектора, индустрии досуга (например, организация занятий туризмом и краеведением на базе этнографических деревень, парков водного спорта, в рамках совместных проектов с клубами исторической реконструкции); раннее профессиональное самоопределение детей посредством производственного туризма, направленного, во-первых, на интерактивное знакомство с профессиями сферы туризма, краеведения, оздоровления и условиями их реализации, а также учебные экскурсии на предприятия, организации социальной сферы и др., а во-вторых, на знакомство с более широким спектром профессий путем посещения конкретных предприятий, фирм и т.д.; образовательный туризм направлен на удовлетворение образовательных, социокультурных потребностей школьников, реализуется через комплекс форм, в том числе, туристско-краеведческие движения, экспедиции, слеты, соревнования, конкурсы, форумы, экскурсии и др., в том числе учебные экскурсии, направленные на знакомство обучающегося в очной или заочной формах с различными сферами профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий (природные заповедники и заповедные зоны, музеи и мемориальные комплексы, учреждения культуры и промышленные предприятия), особенностями спроса на различные виды трудовой деятельности в регионе; музейная педагогика предполагает активизацию использования потенциала государственных, негосударственных и школьных музеев для развития образования детей в области туризма и краеведения; реализацию проектов, направленных на использование образовательных,
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
туристических, социальных, культурных, художественных ресурсов музеев, находящихся на территории региона, на активное применение информационно-коммуникационных технологий для привлечения внимания обучающихся к программам и проектам музеев; • образовательные программы, реализуемые в формате игр, квестов, тематических заданий, требующих взаимодействия с реальными природными и культурными (в том числе городскими) ландшафтами.
Образовательные программы, предполагающие формирование у обучающихся предпрофессиональных навыков в сфере безопасности жизнедеятельности и туризма, целесообразно разрабатывать и реализовывать как долгосрочные. Это продиктовано необходимостью формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения, в том числе в природной среде. Для обучения по данным программам также необходим медицинский допуск.
Как правило, обучение по программам туристско-краевед-ческой направленности проходит в разновозрастных группах. Обучающиеся третьего и более года обучения в образовательном процессе могут выступать в роли инструкторов, тьюторов по отношению к обучающимся первого-второго года обучения.
Исследовательские работы в области краеведения могут быть выполнены по таким направлениям (в соответствии с классификацией Всероссийского конкурса «Отечество»), как археология (изучение исторического прошлого края по вещественным источникам; изучение непосредственных остатков человеческой деятельности); военная история России (изучение военной истории на местном краеведческом материале); культурное наследие (изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края); природное наследие; родословие (изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода); летопись родного края (изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней, изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий); топонимика (изучение происхождения географических названий в родном крае); этнография (изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов); историческое краеведение (изучение истории родного края за все время, доступное по вещественным и документальным памятникам); культура и фольклор родного края (изучение культуры родного края по фольклорным и вещественным источникам; изучение архитектурного, художественного, устного творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни и этногенеза).
Современные проблемы образования
Перспективным направлением исследовательской деятельности является создание виртуальных каталогов и библиотек природных и культурных объектов, например, методика создания «виртуальной деревни» в экспедициях, когда учащиеся фотографируют дома, проживающих в них жителей, предметы домашней утвари; делают панорамные изображения с разных точек местности; записывают рассказы и песни жителей. Затем вся информация привязывается к карте деревни и выкладывается на специальный сайт. В результате оказывается возможным совершить «виртуальную экскурсию» по деревне.
Механизм обновления и подходы к обновлению дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
Обновление дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности будет возможно посредством реализации следующих групп механизмов: 1) Научно-методические
• Организация исследований, научно-методических и программно-методических разработок в области реализации дополнительных общеобразовательных программ турист-ско-краеведческой направленности. Актуальным является изучение социального заказа на дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности, отражающего интересы и конкретные запросы общественных институтов, различных стейкхол-деров, проведение исследований в области краеведения и музейной педагогики. Необходима систематическая оценка эффективности реализуемых программ и технологий, в том числе инновационных, экспериментальных решений. Данные исследования должны быть сопряжены с исследованиями и разработками в сфере туристского снаряжения и оборудования, навигационных систем и систем обеспечения безопасности активного детского туризма.
• Создание системы конкурсов программ, проектов (грантов), направленных на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей ту-ристско-краеведческой направленности с опорой на социальный заказ и инициативу детей, детских общественных объединений, организаций социума и бизнес-сообществ (например, конкурсов мультимедийных приложений для музеев образовательных организаций, игр-тренажеров для освоения туристских навыков, бизнес-проектов развития культуры, туризма, спорта, безопасности жизнедеятельности).
• Прогнозные и форсайт-исследования. Прогнозирование и форсайт-исследования являются одним из наиболее
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
передовых методов формирования оснований для опережающего обновления содержания дополнительного образования. Применительно к реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведче-ской направленности они решают задачу определения направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления культурных и социальных трансформаций, способных оказать воздействие на экономику, общество, детство, образование в средне- и долгосрочной перспективе с использованием аналитических инструментов (анализ данных, характеризующих актуальные тренды в развитии экономики, культуры и социума, запросов и интересов граждан, особенностей подростковой субкультуры, и др.; метаанализ докладов и исследований), проведение специально организованных форсайт-процедур с заинтересованными группами и экспертами. Прогноз и форсайт позволят оценить вероятность и сроки наступления тех или иных событий, значимых для учета в содержании дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, разработать сценарии и рекомендации по изменению содержания дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. В данном случае целесообразным является включение в прогностические процедуры специалистов реального сектора экономики с целью учета прогноза развития туристской индустрии и индустрии здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Создание банков лучших практик и программ по реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности, отобранных по результатам оценки их эффективности (успешности), в том числе по данным, характеризующим образовательные результаты вовлеченных в них обучающихся, удовлетворенность родителей, местного сообщества, социальных партнеров. 2) Организационно-управленческие
Обновление нормативной базы (разработка нового нормативного обеспечения походов, экскурсий, путешествий и др.) туристско-краеведческой деятельности. Развитие сетевого и межведомственного взаимодействия путем объединения усилий организаций образования, культуры, спорта и туризма, представителей некоммерческих организаций, туристского бизнеса на реализацию программ дополнительного образования детей (образовательный туризм, музейная педагогика и др.). Формирование «вертикального механизма» обновления содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности,
Современные проблемы образования
включающего профильный федеральный ресурсный центр, региональные модельные (ресурсные) центры, профильные региональные ресурсные центры, муниципальные опорные центры.
Федеральный центр осуществляет следующие функции:
• разработку методологии, методик, технологий, методических рекомендаций, учебных пособий по туристско-крае-ведческой направленности дополнительного образования детей; проводит экспертизу образовательных программ, программ развития, учебно-методических материалов, проектов по туристско-краеведческой направленности программ дополнительного образования детей;
• организацию добровольной сертификации программ, методических разработок;
• информационное и аналитическое сопровождение обновления программ туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей: анализ состояния и развития дополнительного образования по данной направленности, программ и практик работы территориальных образовательных систем, образовательных организаций и педагогов (проведение мониторингов, изучение передового опыта); создание и сопровождение баз данных, лучших практик, программ туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей. Региональные ресурсные и модельные центры, опираясь
на базовые методологические и методические решения, но с учетом региональных особенностей (включая особенности регионального государственного и общественного заказа), призваны выполнять функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей, в том числе через взаимодействие с модельными опорными центрами, создаваемыми в рамках Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Муниципальные (опорные) центры, в свою очередь, осуществляют взаимодействие с региональными модельным и ресурсным центрами, выступают операторами их деятельности на местах.
Муниципальные центры помогают организациям и объединениям в диагностике государственного и общественного заказа, формировании партнерских связей с организациями и предприятиями, организации профессионального развития педагогов на рабочем месте.
К «горизонтальным механизмам» обновления содержания и технологий туристско-краеведческой направленности
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
дополнительного образования детей относятся механизмы профессиональной коммуникации, независимой оценки качества образования, инновационной инфраструктуры, государственно-частного взаимодействия и социального партнерства.
Механизм профессиональной коммуникации предусматривает активную роль экспертно-профессиональных сообществ, ассоциаций, «движений», сообществ практики, создаваемых специалистами (педагогами, экспертами, методистами и др.) туристско-краеведческой направленности. Деятельность данных сообществ предполагает разработку подходов, технологий и программ, обмен лучшими практиками туристско-краеведческой направленности. Она реализуется через проведение конференций, семинаров, в том числе в интернет-среде, выставок и форумов. Квалифицированная экспертиза, доступная широкому кругу организаций и специалистов туристско-краеведческой направленности, - важный механизм обновления содержания и технологий. В качестве площадок для организации профессиональной коммуникации и экспертной деятельности могут выступать профильные региональные ресурсные центры, ассоциации (методические объединения) инструкторов детского и юношеского туризма, маршрутно-квалификационные комиссии.
Площадки профессиональной коммуникации являются важнейшим ресурсом для генерации идей, их оформления в технологические решения, трансляции инноваций в области туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей.
Основными форматами профессиональной коммуникации выступают специализированные форумы, сообщества в социальных сетях, тематические сайты. В интересующем аспекте потенциал сетевых сообществ не ограничивается возможностью свободной коммуникации. Они выполняют функции обмена существующими знаниями, взаимообучения, совместного создания и трансляции новых образцов, приобщения к ценностям и смыслам, разделяемым в данном сообществе и (что особенно важно в контексте рассматриваемых вопросов) формирования (согласования общего видения) перспектив и сценариев развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей.
Социальное партнерство предусматривает взаимодействие организаций, реализующих программы туристско-краеведче-ской направленности дополнительного образования детей, с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями (Русское географическое общество, Всероссийское геологическое общество, Российское военно-историческое общество, Союз краеведов России и др.), включение детей и педагогов в проекты данных объединений, получение на конкурсной основе средств на
Современные проблемы образования
реализацию инициативных проектов обучающихся, заказов на исследования в сфере туризма и краеведения, привлечение наставников.
Развитие инновационной инфраструктуры туристско-кра-еведческой направленности дополнительного образования предусматривает формирование перспективных моделей ту-ристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей, выделение грантов на реализацию пилотных проектов туристско-краеведческой направленности.
Создание техносферной инфраструктуры дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, включающей в себя комплекс ресурсов, соответствующих требованиям развития современной цивилизации, запросам социума и рынка труда, потребностям личности, общества, государства (создание моделей современного оборудования для активного туризма, модерация электронных сред для создания и продвижения новых туристических продуктов, проектирование современных мультимедийных приложений для поддержки деятельности музеев и т.д.).
Независимая оценка качества образования (подготовки обучающихся, образовательных программ, деятельности организаций) обеспечивает открытый характер государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей через механизмы участия профессиональных педагогических и экспертных сообществ в независимой оценке качества реализации программ туристско-краеведче-ской направленности (в том числе, предоставление доступа к оценке продуктов образовательной деятельности, таких как экспозиции музеев образовательных организаций, новые туристские маршруты, туристические бренды представителей экспертных сообществ сферы культуры, спорта, туристической индустрии с использованием инструментов интерактивных карт музеев, туристических навигаторов, конкурсов туристических продуктов).
Государственно-частное взаимодействие предполагает участие предприятий и организаций реального сектора экономики в совершенствовании инфраструктуры детского и юношеского туризма, разработке и сертификации туристского оборудования, организации профессиональных проб обучающихся. Для развития туристско-краеведческой направленности разрабатываются и предлагаются готовые решения для создания тренировочных площадок, предоставляются рекомендации и оборудование для расширения спектра традиционных программ по туризму (детского; молодежного; семейного; для пожилых людей и инвалидов; культурно-познавательного; оздоровительного, спортивного; религиозного; экологического (зеленого); сельскохозяйственного; подводного; горного; приключенческого и др.); использования в рамках программ
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
туристической направленности 1Т технологий и возможностей навигационной системы ГЛОНАСС, в том числе по использованию методик определения географического положения объекта на базе навигационной системы; использованию 1Т программных продуктов веб-картографической интеграционной платформы Scanex, которая позволяет работать с различными пространственными данными, космическими снимками и предоставлять к ним совместный доступ неограниченному числу пользователей; использованию квадрокоптеров для решения различных задач в рамках туристических и краеведческих программ и многое другое.
3) Кадровые механизмы
Кадровые механизмы предусматривают педагогическое обеспечение интериоризации педагогическими работниками основных идей и ценностей концепции, освоение в процессе повышения квалификации положений концепции, содействие педагогам в разработке на основе концепции дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности, а также развитие института наставничества, обеспечивающего сопровождение и поддержку обучающихся и специалистов туристско-краеведческой направленности с привлечением общественных деятелей, краеведов и историков, фольклористов, представителей креативных индустрий (туризм, музейное дело, ремесла).
Кадровое обеспечение туристско-краеведческой деятельности предполагает создание условий для переподготовки специалистов, не имеющих педагогического образования (бывшие спортсмены, инженеры, военные и др.), на осуществление педагогической деятельности в сфере дополнительного образования, а также для привлечения педагогов к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий, прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Реализация механизмов обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
Обновление дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности будет возможно посредством реализации следующих шагов:
1) Организационно-управленческие и финансово-экономические:
• организация деятельности федерального ресурсного центра по туристско-краеведческой направленности;
• поддержка деятельности координационного совета по развитию детского туризма в России;
Современные проблемы образования
создание профильных (по туристско-краеведческой направленности) ресурсных центров или подразделений в модельных центрах в регионах Российской Федерации; поддержка создания и деятельности методических объединений, профессиональных сообществ педагогов и экспертов по туристско-краеведческой направленности на национальном и региональном уровне, в том числе проведение конкретных мероприятий (конференции, форумы, проектные мастерские, семинары, хакатоны и др.); поддержка неформальных организаций туристско-крае-ведческой направленности в получении лицензий на дополнительное образование, создание ресурсных центров, обеспечивающих методическое сопровождение этого процесса;
создание информационно-коммуникативных сред (в том числе на Национальном портале дополнительного образования) и каналов коммуникации специалистов по турист-ско-краеведческой направленности;
организация и проведение конкурсов дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности, опирающихся на методологию обновления содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности; поддержка программ для детей с особыми потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в трудных жизненных ситуациях и др.) через проведение конкурсов (грантов) лучших программ и практик дополнительного образования (реализация малозатратных форм отдыха и оздоровления детей, таких как туристско-краеведческие лагеря палаточного типа; расширение спектра компетенций гуманитарной программы _|ишогёкПк);
корректировка нормативно-правовой базы для облегчения процесса согласования мероприятий туристско-крае-ведческой направленности с региональными и местными администрациями, создание режима «единого окна» для таких согласований;
формирование государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям с учетом приоритетов настоящей Концепции; реализация решений в области финансового обеспечения (субсидий) организациям на реализацию дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности, слетов, мероприятий и других форм деятельности; создание на федеральном и региональном уровне информационных ресурсов (банки практики и программ, методических разработок и др.), форумов, баз и т.д. по туристско-краеведческому направлению, поддержка
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л.
краудсорсинговых механизмов по их наполнению и обновлению информации;
планирование закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности в соответствии с современными требованиями к условиям обеспечения образовательного процесса;
повышение информационной открытости, обеспечивающей расширение возможностей участия детей в туристско-краеведческой деятельности через создание навигаторов программ туристско-краеведческой деятельности, порталов, банков, реестров лучших программ, практик, технологий; создание и поддержка развития независимой системы оценки качества программ туристско-краеведческой деятельности и оценки образовательных результатов учащихся;
интеграция, межведомственное и сетевое взаимодействие организаций разных типов, ведомств, форм собственности в реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности через поиск партнеров в сферах образования, культуры, спорта, молодежных и негосударственных организаций, полное использование ресурсов социума для освоения детьми исторического, культурного, природного наследия; оптимизация требований к безопасности туристско-крае-ведческой деятельности (анализ и согласование требований ведомств, участвующих в обеспечении безопасности детского туризма, разработка современных норм физической нагрузки и процедур сертификации оборудования, разработка и оснащение образовательных организаций современным оборудованием и средствами транспорта и связи для обеспечения безопасности участников походов, экспедиций, туристских соревнований); создание или активное привлечение негосударственных организаций дополнительного образования детей к реализации программ туристско-краеведческой направленности для раскрытия исторического, культурного, природного потенциала регионов России и поддержки региональных инициатив в сферах туризма и краеведения; создание системы оценки и мониторинга качества программ туристско-краеведческой направленности через разработку единых критериев, показателей, технологий и инструментов оценки результатов (разработка доступного электронного ресурса для общественной оценки качества программ представителями сфер культуры, спорта, туризма, безопасности жизнедеятельности);
стимулирование развития сетевых форм организации дополнительного образования детей
Современные проблемы образования
туристско-краеведческой направленности, обеспечение межрегиональной кооперации организаций в этой сфере и обмена опытом, поддержка проектов межрегионального и межмуниципального обмена;
поддержка местных сообществ, реализующих прикладные проекты в сфере устойчивого развития территорий и в сфере развития городских пространств (урбанистики).
2) Программные, проектные:
разработка региональных программ (дорожных карт, планов мероприятий) развития дополнительного образования детей с учетом концептуальных приоритетов ту-ристско-краеведческой направленности в субъекте РФ, муниципальных образованиях;
проведение стратегических и форсайт-сессий по развитию программ туристско-краеведческой направленности национального уровня и регионального уровня с использованием имеющейся сети экспертных центров в субъектах РФ; разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных проектов обновления содержания и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности; разработка и поддержка реализации сетевых программ и проектов, в том числе с участием представителей ту-ристско-краеведческой некоммерческих организаций, предприятий;
разработка современных вариативных дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведче-ской направленности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
разработка учебно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ ту-ристско-краеведческой направленности; разработка и реализация планов развития материально-технической базы организаций дополнительного образования (в первую очередь профильных центров и подразделений), обеспечивающих условия для реализации заявленных направлений обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности; создание и поддержка на федеральном и региональном уровне инновационных площадок и пилотных проектов в области дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности.
3) Кадровые:
разработка новых вариативных моделей подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для дополнительного образования детей с учетом новых
Концепция обновления содержания и технологий дополнительного хЛ*^) образования детей туристско-краеведческой направленности__| ОУу
Косарецкий С. Г., Золотарева А. В., Логинова А. Н., Павлов А. В., Баринов С. Л. I
перспективных профессий в сфере туризма, краеведения, здоровьесбережения (например, включение в программы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере детского туризма и краеведения, освоение технологий маркетинга, обучение инструментам работы геоинформационных и навигационных систем, техник модера-ции тематических сообществ в сети Интернет);
• разработка и реализация системы подготовки и переподготовки кадров в сфере туристско-краеведческой деятельности для дополнительных общеобразовательных программ, их организационного и методического обеспечения, а также планирования и проведения походов, экскурсий, выездных мероприятий в учебном и воспитательном процессе (реализация программ переподготовки и повышения квалификации организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма, развитие компетенций педагогов в сфере экскурсоведения, музееведения, безопасности жизнедеятельности в рамках сетевых образовательных программ с организациями культуры, спорта, туризма, с участием специалистов силовых ведомств);
• организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, реализующих программы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, опирающихся в системе критериев на приоритеты обновления содержания и технологий дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Д