Успенский Л.В. Культура речи. М., 1976.
Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения. М., 1989 Ханини МИ. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997. Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1962.
1 См.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984. С. 111.
2 Цит. по: Ораторы Греции. М., 1984. С. 58
3 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1984. С. 6.
4 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. СПб., 2004. С.74.
5 См.: Русский язык конца XX столетия. М., 1996.
6 См.: Нагибин Ю. Умирающий жанр // Культура. 1922.
7 См.: Апресян Ю.Д. О состоянии русского языка // Русская речь. 1992.
8 См.: Сопер П. Основы искусства речи. 1992.
9 См.: Литературная газета. 1993. № 34.
И. М. Дугин*
Концепция нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов России
1. Социальная обусловленность и практико-научная необходимость концепции
Необходимость разработки Концепции нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов России (далее Концепции) обусловлена следующими объективными обстоятельствами.
Во-первых, традиционно высокой значимостью нравственных качеств в структуре личности российского офицера.
Во-вторых, проявлениями бездуховности, аморальности, эгоизма в поведении определенной части кадетов, размытостью нравственных ориентиров в содержании их мировоззрения.
В-третьих, необходимостью совершенствования подготовки офицерских кадров, обладающих совокупностью профессиональных и духовных качеств, позволяющих обеспечить надежную безопасность России в XXI в.
Основными причинами разработки Концепции, связанными с потребностями развития педагогической теории и практики, являются:
- во-первых, противоречивость во взглядах на основные теоретико-методологические проблемы нравственного воспитания в современной педагогической науке, отсутствие в ней общепризнанной системы принципов, методов, форм нравственного воспитания молодежи, адекватной современному уровню развития научного знания о человеке;
- во-вторых, потребностью командного и преподавательского состава кадетских корпусов в овладении современной методикой нравственного воспитания учащихся;
- в-третьих, отсутствием исследований, посвященных целостному анализу процесса нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов в современных условиях;
- в-четвертых, необходимостью использования в педагогическом процессе позитивного исторического опыта организации нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев.
2. Методологические и мировоззренческие основания Концепции
2.1. Современная Концепция нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов должна базироваться на методологических и мировоззренческих идеях, обеспечивающих целостное представление о человеке как субъекте нравственного опыта и объекте нравственного воспитания. Идея целостности приобретает в современной педагогической науке особую методологическую значимость.
2.2. Отечественными исследователями в качестве мировоззренческих и методологических оснований для обоснования теории и практики нравственного воспитания используются следующие подходы: религиозно-теософский, деятельностный, личностно-ориентированный, синергетический, антропологический.
* Доцент кафедры педагогики и психологии Военной инженерной космической академии им. А.Ф. Можайского, кандидат философских наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2004
Психология, педагогика, филология
Сравнительный анализ данных подходов позволяет сделать вывод о том, что наиболее полное научное представление о человеке и его нравственном опыте дает сегодня философская антропология в ее современном материалистическом варианте. Философская антропология позволяет:
- понять нравственность как феномен по своей сути антропологический;
- целостно осмыслить нравственный опыт человека, то есть показать его взаимосвязь с природными, социальными, культурными, субъектными характеристиками человека; раскрыть в его содержании диалектику объективного и субъективного, необходимого и свободного, социальнотипичного и уникально-неповторимого;
- системно (целостно) осмыслить процесс нравственного воспитания, осуществляемый в учебном заведении - раскрыть сущность, цели и особенности нравственного воспитания, систему его принципов и методов, определить основные пути, задачи и условия совершенствования, разработать критерии оценки эффективности.
3. Роль и место нравственного воспитания в системе воспитания учащихся кадетских корпусов
3.1. Поскольку нравственные отношения, моральная мотивация могут проявляться в разнообразных формах деятельности и общения кадетов (учебной, служебной, культурно-досуговой, бытовой) и в конечном итоге определяют меру их гуманности, человечности, то нравственному воспитанию должна отводиться ведущая роль в содержании всего процесса воспитания в кадетских корпусах.
Данное концептуальное положение опирается на исторический опыт организации нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев.
3.2. Основной педагогической задачей, решаемой в кадетском корпусе, является:
- формирование у учащихся патриотизма, моральной и психологической готовности к защите Отечества, воспитание у них верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и любви к военной службе, выработка высоких морально-психологических качеств. В решении этой задачи ключевое значение имеет нравственное воспитание кадетов. Образовательный процесс в кадетских корпусах должен быть ориентирован на воспитание у учащихся следующих нравственных качеств: гуманности, ответственности, чувства собственного достоинства, патриотизма, коллективизма, дисциплинированности, которые в своей совокупности составляют содержание идеальной модели нравственного облика российского офицера. Эти качества целостно отражают нравственные отношения офицера к людям, самому себе, своей профессии, окружающей действительности. Формирование у учащихся каждого из этих качеств может рассматриваться как важнейшая цель нравственного воспитания в кадетском корпусе.
4. Сущность, цели и задачи нравственного воспитания кадет
4.1. Конкретизацией философской антропологии в педагогической науке является педагогическая антропология. Антропологическое понимание педагогических явлений позволяет заключить, что нравственное воспитание учащихся кадетского корпуса - это процесс субъект-субъектного взаимодействия, диалога между педагогами и воспитуемыми, целью которого является формирование у последних общечеловеческих и профессиональных качеств. Педагогическая эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог - это межличностное взаимодействие на равных, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.
Нравственное воспитание - процесс исключительно сложный, на который воздействует множество объективных и субъективных факторов, как стихийных, так и специально создаваемых, как природных, так и социокультурных.
Целостность человека как индивида, личности, субъекта деятельности и общения, индивидуальности не допускает искусственного расчленения процесса его воспитания на отдельные составляющие. Целостности как сущностной характеристике учащегося должна соответствовать целостность образовательного процесса в кадетском корпусе, единство обучения, воспитания и развития кадетов. Если педагог пытается постичь специфику этой целостности, ему необходимо глубокое понимание специфики каждой из основных характеристик учащегося, вариаций их проявления и сопряжения их друг с другом. При формировании кадета как личности, где первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы развития учащегося как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых формируются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от потребностей, интересов, склонностей, способностей и характера зависят и природные, индивидные характеристики учащегося, его физическое здоровье, работоспособность. Основное же влияние на становление кадета как индивидуальности оказывает его смысловая связь с высокой культурой, свободный и осознанный выбор им ценностных ориентаций.
Понимание нравственного воспитания как субъект-субъектного взаимодействия, диалога противостоит авторитарному подходу к воспитанию, основой которого является императивное словесное
воздействие, требование, назидание, приказ, наказание, преобладание монолога со стороны воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний, демонстративный протест учащихся.
4.2. Специфика нравственного воспитания проявляется в следующих особенностях: оно должно быть основано на человеческой свободе, на любви человека к добру, а не на его принуждении, насилии, страхе наказания. Нравственное воспитание отличается особой динамичностью, усложняющимся с течением времени взаимным влиянием участников педагогического процесса друг на друга. В процессе нравственного воспитания педагогу, как правило, приходится не только развивать у воспитуемого нравственные качества, но и препятствовать развитию качеств негативных. Нравственное воспитание требует особо чуткого педагогического руководства, а зачастую и активного вмешательства со стороны педагога, т.к. этическое становление индивида предполагает развитие у него способности управлять своим поведением, преодолевая мотивы себялюбия и своекорыстия. Нравственное воспитание носит двусторонний характер, т.е. одновременно зависит как от внешних условий и обстоятельств, в которых осуществляется педагогический процесс, так и от внутренней позиции воспитуемого, его личностных усилий, которые в определяющей степени влияют на успешность нравственного воспитания. Нравственному воспитанию присуща своеобразная неравномерность, проявляющаяся в том, что педагогу приходится постоянно «подтягивать», «выравнивать», гармонизировать между собой отдельные «составляющие» нравственного облика воспитуемого, одновременно направлять свои усилия как на всестороннее нравственное развитие воспитуемого, так и на развитие у него конкретных моральных качеств. При осуществлении нравственного воспитания одинаково важно использовать как вербальные педагогические средства, так и обеспечивать накопление учащимися опыта нравственного поведения. Нравственное воспитание требует от воспитателя особой деликатности, педагогического такта, индивидуального подхода, личной примерности, поскольку связано с влиянием на мотивационную сферу воспитуемого, его совесть. Т.к. нравственные отношения, моральная мотивация могут проявляться в разнообразных формах человеческой деятельности и общения, то нравственному воспитанию должна отводиться ведущая роль в содержании всего процесса воспитания подрастающего поколения. Названные особенности нравственного воспитания должны учитываться педагогами при организации нравственного воспитания кадетов.
4.3. С психологической точки зрения целью нравственного воспитания является формирование у учащихся нравственной целостности.
Нравственная целостность - это интегративная качественная характеристика человека как всесторонне развитой в моральном отношении индивидуальности. Она представляет собой внутреннюю согласованность и соответствие познавательной, эмоциональной, волевой, поведенческой, коммуникативной, потребностно-мотивационной сфер личности в их нравственном аспекте. В конечном итоге нравственная целостность обеспечивает моральную автономию человека, его этическую субъектность. Формирование нравственной целостности осуществляется на основе комплексного подхода к воспитанию, который обеспечивает необходимое педагогическое влияние на каждую из ее сфер.
4.4. Комплексное педагогическое влияние на нравственное развитие кадетов обеспечивается следующими основными методами: диалога, упражнения, личного примера, создания жизненных воспитательных ситуаций с нравственным содержанием, организации коллективных воспитательных дел с этическим содержанием и ролевых игр с нравственным содержанием.
4.5 Антропологическое представление о человеке как предмете воспитания предполагает, что в ходе нравственного воспитания кадетов воспитатель будет учитывать требования следующих принципов: целостного подхода к организации нравственного воспитания; природосообразности; реализации педагогического потенциала окружающей социальной среды; воспитания в коллективе и через коллектив; культуросообразности; проблемности; субъектности; опоры на положительное в личности воспитуемого; индивидуального подхода.
4.6. Представление об особенностях нравственного воспитания кадетов и противоречиях в развитии их нравственной целостности, учет исторического опыта воспитательной работы в кадетских корпусах, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах позволяют определить следующие основные задачи нравственного воспитания кадетов в современных условиях: повышение качества нравственного просвещения учащихся; насыщение этическим содержанием учебных планов и программ, учебных занятий прежде всего по гуманитарным дисциплинам; активное использование в интересах нравственного воспитания учащихся лучших образцов мировой и отечественной литературы и искусства; развитие эмпатических способностей участников педагогического процесса; гуманизация всей системы взаимоотношений в кадетском корпусе; эффективное использование в целях нравственного воспитания учащихся педагогического потенциала окружающей социальной среды; повышение воспитательного значения воинских ритуалов; активизация воспитания учащихся на традициях выпускников кадетских корпусов; опора в воспитательной работе на традиции Вооруженных сил, рода войск, учебного заведения, подразделения; активное включение учащихся в социально значимую деятельность (конкретная помощь ветеранам Вооруженных сил, участие в военно-патриотическом воспитании младших школьников, забота об исторических памятниках и т.д.); организация жизнедеятельности кадетов в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов; повышение роли первичных коллективов в воспитании учащихся; использование в целях нравственного развития кадетов коллективных форм учебной деятельности; укрепление демократических начал и повышение роли самоуправления в жизнедеятельности учащихся; обеспечение личной примерности в учебе и службе младших командиров; обучение младших командиров практике воспитательной работы; профилактика отклоняющегося поведения кадетов; повышение уровня гуманитарной культуры и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (25) 2004
Психология, педагогика, филология
психолого-педагогической подготовки командиров рот, взводов, преподавателей, забота об овладении ими демократическим стилем руководства; активизация индивидуально-воспитательной работы с кадетами; обеспечение тесной взаимосвязи педагогов с родителями (родственниками) кадетов, повышение воспитательной роли офицерских династий.
4.7.В основе нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов лежат следующие идеи:
- личностный подход в нравственном воспитании: признание личности учащегося высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого кадета, признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитуемому как к субъекту собственного развития; опора в воспитательном процессе на совокупность научных знаний об учащемся;
- природосообразность нравственного воспитания: определение возможного для конкретного возраста учащихся уровня развития нравственных качеств, на формирование которых следует ориентироваться педагогу; опора при формировании нравственных качеств учащихся на мотивационно-потребностную сферу индивида мужского пола подросткового и младшего юношеского возраста; преодоление противоречий, характерных для подросткового и младшего юношеского возраста и проявляющихся в соответствующей этому возрасту социальной ситуации развития, в учебе и общении как ведущих видах деятельности кадетов; выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого учащегося; преодоление явно ощутимого «дидактического крена» в нравственном воспитании, более основательный учет при его организации особенностей эмоционально-чувственной сферы учащихся - базовых эмоциональных особенностей, психических состояний, проявлений темперамента; глубокое знание половозростных особенностей воспитуемых; развитие эмпатических способностей участников педагогического процесса.
- культуросообразность нравственного воспитания: понимание особой роли культуры в нравственном развитии учащихся кадетского корпуса; качественная организация нравственного просвещения как важнейшего пути совершенствования нравственного воспитания кадетов; активное использование возможностей литературы и искусства при организации нравственного просвещения учащихся; формирование исторической памяти как основы для воспитания патриотизма кадетов; эффективное использование средств массовой коммуникации при организации нравственного воспитания учащихся; усиление гуманитарной насыщенности базового и вариативного компонентов образовательных программ; обеспечение национального своеобразия воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-культурную обрядность, привычки. Однако национальная «окрашенность» нравственного воспитания не может препятствовать выходу учащихся в широкий многонациональный и культурный мир;
- деятельностный подход в нравственном воспитании: организация в процессе жизнедеятельности учащихся необходимых условий для проявления ими нравственных качеств; включение учащихся в социально полезную нравственно формирующую деятельность; наполнение жизнедеятельности кадетов разнообразными коллективными и индивидуальными творческими делами - учебными, трудовыми, благотворительными, общественно полезными, досуговыми, чтобы каждый кадет нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость кадета; активное использование в интересах нравственного воспитания учебной и служебной деятельности; использование в интересах нравственного воспитания естественных и специально созданных жизненных ситуаций, требующих от учащихся поступка, нравственного выбора; воспитание положительного отношения к труду как высшей бытийной ценности, развитие потребности в творческом труде;
- гуманизация всей системы межличностных отношений в кадетском корпусе: обеспечение приоритета ненасильственных приемов взаимодействия с воспитуемым (диалога, подкрепления положительных мотивов поведения, развития позитивных эмоций в случае достижения успеха в выполнении разнообразных дел и другим); выстраивание взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали» в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов; овладение педагогами демократическими формами организации жизнедеятельности учащихся; создание благоприятного психологического климата в первичных кадетских коллективах; активное использование в целях нравственного воспитания воспитательных возможностей коллектива;
- дифференцированный подход к нравственному воспитанию: четкое определение первоочередных и перспективных задач нравственного воспитания кадетов различных возрастных категорий; обеспечение в учебе, службе и дисциплине высокой личной примерности младших командиров; целенаправленная воспитательная работа с «проблемными» учащимися;
- средовой подход в нравственном воспитании кадетов: использование в целях нравственного воспитания кадетов различных вариантов взаимодействия учебного заведения со средой (семьями кадетов, внеучебными референтными объединениями, в которые входит учащийся); включение в «зону нравственной ответственности кадетов» проблем пенсионеров, инвалидов, ветеранов войн и труда; педагогически целесообразная организация среды самого кадетского корпуса - предметноэстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной, архитектурной) среды.
4.8. Особая роль в организации нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов принадлежит педагогу. Поэтому в системе мер, направленных на совершенствование нравственного воспитания, важнейшее значение приобретает повышение гуманитарной культуры и психологопедагогической компетентности командиров рот, курсовых офицеров, педагогов-воспитателей.