---------------------------------- © Ж.К. Галиев, А.Ю. Войтковская,
2004
УДК 338.4
Ж.К. Галиев, А.Ю. Войтковская
КОНЦЕПЦИЯ МАРЖИНАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ В ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
~Т/и ак известно, классификация затрат на
XV предприятии в зависимости от объема производства включает условно-переменные и условно-постоянные затраты. При этом принято считать, что условно-постоянные затраты не изменяются или изменяются незначительно при изменении объема производства. В то же время условно-постоянные затраты на единицу продукции меняется обратно пропорционально ее объему, то есть с увеличением или уменьшением объема производства условно-постоянные затраты на единицу продукции соответственно снижаются или увеличиваются.
Применение условно-переменных и условно-постоянных затрат в отечественной практике производственной деятельности предприятий в основном ограничивалось определением величины себестоимости единицы продукции в плановом периоде:
С2 = С^ак + Ь)/100к
где С1 и С2 - себестоимость единицы продукции соответственно в отчетном и плановом периодах; а и Ь - доли соответственно условнопеременных и условно-постоянных затрат; к -коэффициент изменения объема выпуска продукции; к = g2/g1; g1 и g2 - объем выпуска продукции соответственно в отчетном и плановом периодах.
При этом обязательным условием являлось наличие соотношения доли условнопеременных и условно-постоянных затрат. Однако, на практике, особенно в современных рыночных условиях угледобывающих предприятий, установление долей условнопеременных и условно-постоянных затрат представляется трудоемким и принимается условное соотношение этих составляющих издержек производства. С другой стороны, данный подход предусматривает необходимость в обязательном определении величины себе-
стоимости единицы продукции в плановом периоде при любом изменении объема выпуска продукции и только при этом условии предполагает возможность установления величины эффекта (ущерба) от производственной деятельности предприятия с учетом неизменной величины цены продукции (Ц):
эг = ((Ц - су - (Ц - С0)^2 = (С1 - (1)
где Эг - величина годового эффекта (ущерба) от производственной деятельности предприятия.
Не отрицая положительные факторы применения вышеприведенного подхода, можно отметить, что при этом, несомненно, игнорировались другие возможные варианты оценки деятельности предприятий.
С формированием рыночных отношений в экономике в целом возрастает роль и значение концепции маржинальной прибыли.
Как известно, процесс хозяйственной деятельности предприятия завершается поступлением выручки от реализации продукции. Возобновление производственного процесса выпуска продукции требует, в первую очередь, возмещения переменных затрат на производство продукции. Оставшаяся часть выручки от реализации продукции образует так называемую «маржинальную прибыль».
Величина маржинальной прибыли включает сумму бухгалтерской прибыли предприятия и условно-постоянных затрат производства (Зу..пост). Это положение позволяет утверждать, что, если величина маржинальной прибыли равна сумме условно-постоянных затрат производства, то достигнута точка равновесия. Объем выпуска продукции, обеспечивающий точку равновесия называется критическим объемом выпуска продукции ^кр) и может определен по формуле:
> ^у..пост/(Цед ЗуПер.ед)
(2)
где Цед - оптовая цена единицы продукции (оптовая цена предприятия-изготовителя); Зу.пер.ед - условно-переменные затраты на единицу продукции.
Разность между ценой единицы продукции и условно-переменными затратами на единицу продукции называется удельной маржинальной прибылью (М^.уд): Мп.уд = Цед Зу.пер.ед.. Общая сумма маржинальной прибыли определяется по формуЛв: Мл.0бщ. = ^акт(Цед - Зупер.едО. Общую сумму маржинальной прибыли иногда называют валовой маржой.
Величина прибыли (бухгалтерской) предприятия может быть исчислена по формуле:
П„ = М
-л.общ.
- 3У
(3)
к категории неплатежеспособных [2]. В дальнейшем неэффективная деятельность такого угольного предприятия может оцениваться следующим неравенством
1^ф' (Це;
,.)] < Зу
3. Определяется величина экономического ущерба от неэффективной деятельности угольного предприятия по формуле (6).
4. Экономические условия обеспечения безубыточного функционирования в условиях угледобывающих предприятий должны соответствовать выполнению следующей цели:
[Зу.пост - ^(Цед - Зу.пер.ед)] ^ 0 (8)
5. На следующем этапе определяется величина эластичности спроса по цене по формуле:
Сопоставление значений маржинальной прибыли и условно-постоянных затрат производства позволяет установить, что предприятие будет иметь бухгалтерскую прибыль в том случае, если выполняется следующее неравенство:
акт(Цед ^у.пер.ед.)] > ^у..пост
(4)
Если в процессе экономического анализа производственной деятельности предприятия выявляется условие, при котором имеет место неравенство вида ^факт(Цед Зу.пер.ед.)] < Зулоси то можно утверждать о неэффективной деятельности предприятия [1].
Величина недовыпущенного (до критического) объема выпуска продукции можно определить по формуле: gнд = [Зу..пост gфaкт(Цeд Зу.пер.ед. )]/(Ц ед
-^у.пер.ед ) (5)
Величина экономического ущерба может быть определена по формуле:
Эущ ■ (^р ^ акт)(Цед Зу.пер.ед) (6)
Концепция маржинальной прибыли может быть применена при разработке экономического механизма антикризисного управ-ления угледобывающими предприятиями, алгоритм которого включает следующую последовательность:
1. На основе предварительного анализа данных бухгалтерского баланса угольного предприятия определяется величина коэффициента текущей ликвидности по формуле:
К1 = стр..290(форма№1) (7)
стр.610 + стр.620
2. Если К! <1 для угольных шахт и К! <1,5 для угольных разрезов, предприятие относится
__________§ баз ) (Цбаз ^ Цотч )
(Ц отч Цбаз ) ' (§ баз ^ § отч )
— \<5 отч
(9)
где g6a3, goтч - объемы Добычи СООТВеТСТВвННО В базисном и отчетном периодах; Ц6аз, Ц0Тч - отпускная цена продукции в соответствующем периоде.
6. Если Ер > 1, спрос на продукцию эластичен. В этом случае возможны следующие варианты:
А) снижение цены продукции и увеличение объема реализации. В этом варианте в дальнейшем производится следующая процедура:
• Определяется величина прибыли в
отчетном периоде по формуле:
Похч — Цед ^ТЧ (3у.пер.ед ^ТЧ + Зпост) (10)
• Определяется величина прибыли в
плановом периоде по формуле:
Ппл — Цед’Кц^пл - (Зу.пер.ед^ПЛ + Зпост) (11)
• Определяется величина изменения
прибыли.
Если Ппл < Потч , то необходимо определить такой объем выпуска продукции, при котором прибыль в плановом периоде была не ниже прибыли отчетного периода исходя из следующего условия:
(Цед^ - 3
gп
Зу.пер.ед ^ТЧ) (Цед Кц gПЛ
'у.пер.ед Бпл ) (12)
— (Цед Зу.пер.ед) ёотч
(13)
II ■ к - 3
"ей ц у.пер.ед
где кц - коэффициент снижения цены.
Б) увеличение объема реализации.
Для реализации указанной задачи должно соблюдаться условие:
Наименование показателя Обозначение
1. Выручка от реализации (А)
2. Переменные издержки (Зпер)
3. Валовая маржа (А - Зпер) (В)
4. Коэффициент валовой маржи (доля валовой маржи в выручке): (В) : (А) (С)
5. Постоянные затраты (О)
6. Порог рентабельности (Э) : (С) (Е)
7. Запас финансовой прочности (выручка от реализации - порог рентабельности): (А) - (Е) (Е)
8. Прибыль (Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи): (Б) • (С) (Н)
9. Сила воздействия операционного рычага (валовая маржа : прибыль): (В) : (Н) (I)
(Цед §ОТЧ Зу.пер.ед §0x4) > (Цед §пл
— Зу.пер.ед §ПЛ) При > §0тч (14)
Если Ер< 1, то возможны следующие варианты:
• увеличение цены продукции и объема реализации;
• увеличение объема реализации.
На основе рассматриваемого экономического механизма произведены расчеты для условий разреза «Березовский» по данным 2001 и 2002 гг. Был установлен коэффициент текущей ликвидности (К1Л<1), что дало основание для реализации всей предусмотренной процедуры. В результате получены расчетные показатели варианта (А) обеспечения безубыточного
1. Галиев Ж.К. Экономика предприятия. - М.: Изд МГГУ, 2001.
2. Галиев Ж.К., Войткоеская А.Ю. Применение нормативных показателей оценки финансового состоя-
функционирования разреза при эластичном спросе на продукцию: коэффициент снижения цены (кц) - 3 %; объем выпуска продукции на плановый период ^) - 6802,6 тыс. т. При этом рекомендуемый коэффициент увеличения объема реализации продукции составил 6,8 % и плановая прибыль - 14229 тыс. руб.
Отношение величины валовой маржи к величине бухгалтерской прибыли определяет силу воздействия операционного рычага. В [3] детально рассмотрен алгоритм расчета силы операционного рычага (таблица).
Превышение фактической выручки от реализации величины порога рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ния для условий угледобывающих предприятий отрасли. - М.: Изд. МГГУ, ГИАБ, № 3, 2004.
3. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. - М.: Перспектива, 1998.
— Коротко об авторах --------------------------------------
Галиев Жакен Какитаевич — профессор, доктор экономических наук, Войткоеская Анна Юрьевна — аспирантка,
Московский государственный горный университет.